Жизненный путь и творческое наследие Михаила Ломоносова: Как великий учёный изменил облик науки и культуры России

Жизненный путь и творческое наследие Михаила Ломоносова: Как великий учёный изменил облик науки и культуры России

Михаил Ломоносов был выдающимся российским ученым, поэтом и основоположником русской науки. Его жизненный путь начался в простой крестьянской семье, но благодаря упорству и таланту он сумел добиться блестящих успехов в обучении и позже стал первым русским университетским профессором. Ломоносов внес значительный вклад в различные области знаний, включая физику, химию и астрономию, а также разработал основы русской грамматики и поэзии.

Творческое наследие Ломоносова охватывает не только научные достижения, но и литературу. Он создал первый русский учебник по химии и обозначил основные принципы научного метода. В поэзии он заложил основы русского стихосложения, вводя в него элементы реализма и гражданственности. Благодаря своим многогранным трудам, Ломоносов стал символом просвещения и культурного возрождения России, оказав значительное влияние на будущие поколения ученых и литераторов.

Ломоносов: русское чудо

Жизненный путь и творческое наследие Михаила Ломоносова: Как великий учёный изменил облик науки и культуры России

Михаил Ломоносов (1711-1765) был первым выдающимся российским ученым, исследователем природы, а также универсальным человеком, который сделал открытия в различных областях науки. Его вклад в области химии, физики и астрономии невозможно переоценить. Кроме того, он занимался металлургией, географией, историей и геологией. Ломоносов также считается основателем научных исследований по стеклу, мореплаванию и физической химии.

Помимо своих научных заслуг, Ломоносов был талантливым поэтом и художником, исследовал язык, генеалогию и историю. Он также предложил идею о создании первого в России университета, в котором каждый человек, независимо от социального статуса, мог получить образование. Сегодня Московский университет носит его имя в честь его величия.

Михаил Ломоносов пришел в этот мир 8 (19) ноября 1711 года, в деревне Мишанинской, которая сегодня известна как село Ломоносово, расположенное в Архангелогородской губернии. С самого детства он активно трудился, помогая отцу, который владел небольшим судном для перевозки грузов, а также занимался рыбалкой и охотой. В школу Михаил пошел только в двенадцатилетнем возрасте.

Его учителями были Иван Шубный (отец известного скульптора Федора Шубина) и дьяк Семен Сабельников. Молодой и талантливый Ломоносов отлично успевал в учебе. В местной церкви его считали одним из лучших чтецов.

Образование

Михаил стремился к дальнейшему развитию и не собирался останавливаться. Его мечта была продолжить учебу в крупных городах — Москве, Петербурге или Киеве. В декабре 1730 года он совершил тайное путешествие из своего дома (родственники не одобряли его планов) и отправился в Москву с рыбным обозом. Там ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию.

Блестящий ученик был переведен в третий класс уже в конце первого учебного года. В академии Ломоносов изучал только гуманитарные науки. Для изучения естественных наук он поступил в Киево-Могилянскую академию. Однако он не задержался там надолго и вернулся в Москву через несколько месяцев. Затем его направили в университет Академии наук в Петербурге.

В 1736 году он отправился в Германию, где изучал физику, химию, металлургию, горное дело, иностранные языки, и литературу. Ломоносов также увлекался танцами, рисованием, и фехтованием. За границей молодой ученый переводил научные труды иностранных авторов, а также написал несколько научных работ и стихотворений на русском языке. В 1740 году Михаил Ломоносов решил вернуться домой, в Россию.

Однако он смог это сделать только год спустя. Русского ученого заставили присоединиться к прусской армии, откуда он через несколько недель дезертировал.

После возвращения в Россию, Ломоносов начал научную деятельность. Он написал две диссертации и стал адъюнктом Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук. Эта должность давала ученому возможность самостоятельно заниматься наукой и принимать участие в работе академического собрания. К 34 годам Ломоносов стал профессором химии и преподавателем университета.

Ранние годы

Михаил Ломоносов увидел свет 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С самого детства он активно сопровождал отца в морские плавания, которые оказали большое влияние на его взгляды на природу и заложили основы его характера.

Благодаря своим способностям к обучению, Ломоносов освоил грамоту и начал учиться читать еще в раннем возрасте. В 14 лет он уже владел грамотной письменностью. Когда он узнал, что отец намерен выдать его замуж, Михаил принял решение бежать в Москву в возрасте 19 лет.

Учеба и трудовая деятельность

Из-за сильного желания к знаниям он путешествует в Москву пешком в 1731 году и поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень сложная и бедная, однако благодаря упорству ему удается пройти весь 12-летний курс обучения за 5 лет.

В 1736 году в числе лучших студентов он отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Он начинает собирать свою собственную библиотеку, в которую входят как античные авторы, так и современники.

Биография Михаила Ломоносова была очень насыщенной для тех времен. Он изучает множество наук, проводит опыты, читает лекции и даже находит время для того, чтобы писать стихи.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов получил должность адъюнкта физики в Петербургской академии наук, а уже через 3 года был назначен профессором химии.

«Он сам был нашим первым университетом»


В 1751 году Михаил Ломоносов выступил на Публичном собрании с выступлением "О важности химии", в котором он объявил, что физика и химия фактически являются единой наукой. Ученый призывал изучать их вместе: "Я убедился не только по произведениям разных авторов, но также с помощью собственного опыта, что химические эксперименты, совмещенные с физическими, показывают особые явления". Он Впервые стал читать студентам курс по "истинной физической химии".

В этот же год Ломоносов разработал технологию производства цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных картин в своей химической лаборатории. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.

Научную деятельность Михаил Ломоносов сочетал с общественной. Он разработал план для создания университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна одобрила этот план.

Соответствующий указ о создании университета был подписан. Так начал свое развитие система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.

«Ломоносов был великим человеком. Он основал первый университет. Можно сказать, что сам он был первым нашим университетом»

Ломоносов продолжал работать в Петербургской Академии наук. В 1757 году его назначили советником Академической канцелярии в Петербурге. В этом же году он опубликовал свою главную работу по филологии — «Российскую грамматику». В ней Ломоносов впервые разделил русский и церковнославянский языки, изложил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже он выпустил специальное исследование «О пользе книг церковных в российском языке», посвященное учению о литературных «штилях».

В начале 1760-х годов Ломоносов управлял несколькими научными учреждениями, такими как Историческое собрание, Географический департамент, гимназия и университет при Академии наук. Он также активно занимался научными исследованиями, в том числе начал создавать Большой атлас Российской империи, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, описал физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Одним из его значимых трудов стало произведение "Слово о рождении металлов от трясения земли", где он предположил, что каменный уголь образуется из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений остается актуальной и по сей день. В своем труде "Рассуждение о большей точности морского пути" Ломоносов объяснил важность создания самописных метеорологических обсерваторий по всему миру.

В 1764 году Михаил Ломоносов представил свое произведение под названием «Краткое описание различных путешествий по Северным морям и возможного прохода через Сибирский океан в Ост-Индию». Это произведение послужило основой для разработки маршрута экспедиции, направленной на поиск пути в Индию через северные моря. Сам Ломоносов активно участвовал в организации этой экспедиции, изобретая так называемую "ночезрительную трубу" — большой перископ для обзора местности. Однако все попытки экспедиций прорваться сквозь льды оказались безуспешными.

Когда на престол взошла Екатерина II, положение Михаила Ломоносова зашаталось из-за его преданности умершей императрице Елизавете Петровне. Тем не менее, новая императрица позже стала признавать его научные достижения и наградила Ломоносова чином статского советника.

В 1765 году Михаил Ломоносов скончался и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря.

Создал новую науку — физическую химию

Современная физическая химия изучает законы строения, структуры и превращения химических веществ с применением методов физики. Именно Михаилом Ломоносовым были заложены основы этой науки. Как писал учёный, "физическая химия есть наука, объясняющая на основе положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях".

До Ломоносова ни одному учёному в мире не удавалось получить ртуть в твёрдом состоянии. Впервые это произошло в ходе опытов с Иосифом Брауном в декабре 1759 года. Михаил Ломоносов тогда доказал электропроводность и "ковкость" ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

Разработал корпускулярно-кинетическую теорию

Идеи отечественного ученого неоднократно предвосхищали становление и основы современной науки. Например, так случилось с корпускулярно-кинетической теорией. После серии научных экспериментов Ломоносов утверждал, что все вещества состоят из корпускул — молекул, являющихся «собраниями» элементов, — атомов. В настоящее время эта теория известна как молекулярно-кинетическая.

Представление картины Алексея Кившенко: "Петр I и Екатерина I во дворце / Головной убор Екатерины I" (1890)

История одного успеха

Михаил Ломоносов родился в семье поморского происхождения в Архангельской губернии. Будущая ученая матерь была дочерью дьякона и просфорницы, поэтому не удивительно, что семейная религиозность сыграла большую роль в его воспитании. С самого детства Ломоносов принимал участие в церковных службах и читал на клиросе.

В отдаленной северной деревне было очень мало книг, но Михаил сумел достать "Грамматику" Мелетия Смотрицкого, "Арифметику" Леонтия Магницкого и "Рифмованную Псалтырь" Симеона Полоцкого. Эта последняя книга дала ему представление о поэзии и заложила основу для его будущего творчества. В девять лет Михаил потерял мать.

Отец вступил в брак второй, а затем и третий раз. Обе мачехи испытывали неприязнь к Михаилу, и постоянное напряжение в семье заставляло мальчика, который жаждал знаний, искать уединенные места для самообразования. В начале XVIII века на русском Севере была создана и процветала Выгорецкая пустынь — настоящая столица российского старообрядчества.

В поселении братьев Денисовых собирались святыни со всех уголков Империи, включая множество старых книг, которые писцы переписывали и выпускали новые издания. Ломоносов жил в старообрядческой среде, молился, читал. Но вскоре Ломоносов навсегда покинул северные края.

Своенравие и жизнь по собственной воле, крайняя самостоятельность и магнитная тяга к знаниям «направили стопы» Ломоносова в Москву. Там Михайло отыскивает Славяно-греко-латинскую академию и направляется прямиком к ректору Герману Копцевичу. На собеседовании Ломоносов утверждает, что он – сын холмогорского дворянина, и в разговоре демонстрирует светлый ум и тягу к знаниям.

Не знавший латыни, Михайло попадает в младший класс, терпит насмешки сверстников, но не унывает и активно обучается. Закваска детства помогает выживать: Ломоносов читает Псалтырь над усопшими и колет дрова за вознаграждение. В 1736 году молодой ученый в числе лучших воспитанников направляется в Санкт-Петербург и зачисляется в Академию наук.

В сентябре того же года Михаил отправился на обучение в Германию вместе с двумя товарищами-студентами. Он был принят как лучший воспитанник. В этой стране Ломоносов сделал свои первые серьезные литературные эксперименты: он написал "Письмо о правилах российского стихотворства" и оду "На взятие Хотина".

Учеба оказалась очень скучной для молодого и амбициозного Михаила. Он женился на дочери вдовы, у которой он снимал квартиру. Немного позже Ломоносов вернулся на Родину и в 1745 году стал профессором химии в Петербургской академии наук. Предыдущий конфликт с иностранными учеными привел к тому, что Михаил Васильевич был заключен на несколько месяцев.

В тюремной камере он написал "Утреннее…" и "Вечернее размышление о Божием величестве". Освободившись и публично раскаявшись, Ломоносов с новыми силами принялся за развитие отечественной науки.

Михаил Васильевич описал связь науки и религии, не противопоставляя их друг другу. Как верующий ученый, Ломоносов считал научное познание инструментом для раскрытия законов, установленных Богом в мире. Его основной областью была химия.

Тем не менее, "химия Ломоносова" тесно взаимодействовала с другими науками и выходила за рамки обычного понимания. Ученый выдвигает молекулярно-кинетическую теорию тепла, опровергая теории о флогистоне. Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из молекул, которые являются собраниями элементов — атомов.

Возникло понимание тепла через корпускулярно-кинетическую теорию, которая сыграла важную роль в развитии атомистики и изучении структуры вещества. Мы можем проследить прямую связь между корпускулярной теорией и молекулярно-кинетическими взглядами Ломоносова и пониманием закона сохранения вещества и энергии.

В своей диссертации "О действии химических растворителей вообще" (1743) он писал: "Когда одно тело увеличивает скорость движения другого, оно передает ему часть своей скорости; но передать эту скорость оно не может иначе, как потеряв точно такую же скорость". Михаил Васильевич заложил основы физической химии, считая её наукой, объясняющей на основе физических принципов и экспериментов то, что происходит смешанных веществах в процессе химических реакций.

Связь между химией и физикой была установлена Ломоносовым путем постоянных экспериментов, что позволило ему формировать проверенные гипотезы. Ученый считал, что такой подход оживлял теорию и делал практику более осмысленной. В 1748 году Михаил Васильевич, преодолевая бюрократические препятствия, открыл Химическую лабораторию, в которой разработал технологию цветных стекол. По словам ученого, стартап Ломоносова оказался одним из самых успешных для своего времени.

Для российской стекольной промышленности, которая имела ограниченный набор реактивов, это было настоящим прорывом. Ломоносов добился получения земли под строительство своего завода в Усть-Рудице, на котором лаборатории было отведено важное место.

Михаил Васильевич перешел от производства бисера, пронизки, стекляруса и мозаичных составов к производству галантерейных изделий, столовых сервизов, письменных принадлежностей, цветников, садовых украшений и литых столовых досок, делая свое предприятие инновационным. Стартап Ломоносова стал одним из наиболее успешных для своего времени.

Ученый обнаружил атмосферу на планете Венера, самостоятельно создавал оптические приборы и заложил прочный фундамент русской научной и прикладной оптики. Первые приборы ночного видения также были его заслугой. Он разработал подзорные трубы для флота, чтобы штурманы могли видеть скалы и корабли на море в ночное время.

26 ноября 1753 года в Петербургской академии наук был сделан значительный отчет — "Слово о явлениях воздушных, возникающих от электрической силы", который стал важным этапом в формировании основ электрической теории. Доклад Ломоносова был прочитан на русском языке, хотя принято было делать это на латинском. Занимаясь наукой, ученый оставался верным сыном своего народа.

В 1759 году Михаил Васильевич в результате экспериментов первым получил ртуть в твердом состоянии. Ломоносова называют "русским Леонардо да Винчи" не зря, ведь именно он разработал первый прототип вертолета с двумя винтами. Ученый ввел в обиход выражения "экономическая география" и "экономическая ландшафтная карта", и первым предложил обновлять карты каждые 20 лет.

Ломоносов пришел к выводам о структуре атмосферы, утверждая ее трехслойность. Он не только интересовался естественными науками, но и задавался вопросами государственной значимости. Его работа «О сохранении и размножении народа российского» посвящена демографическим вопросам, охране жизни и труда жителей Империи, как это выразил один из его современников.

Ломоносов, ученый, тесно связанный с письменным словом и безусловной необходимостью четко излагать свои мысли на бумаге, внес значительный вклад в литературу. Он написал несколько работ по риторике, которые послужили основой для российских учебников по красноречию.

Михаил Ломоносов в своей работе "Российская грамматика" изложил свое учение о различных частях речи русского языка. В книге "Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке" он предложил "теорию трех стилей" для развития системы русского языка и литературы. Позднее поэты Золотого века русской литературы будет считать поэтические эксперименты Ломоносова образцовыми.

В исторической науке Михаил Васильевич опровергал стандартную теорию, поддерживал альтернативную и настаивал на том, что отрицание легенды о посещении Андреем Первозванным с проповедью Руси – оскорбление и лишение русского народа его древности и величия. Ломоносов называл балтийских славян "варягами", что можно считать правдой. До сегодняшнего дня слово "варяг" в разговорном языке обозначает пришельца-руководителя, посланного из "центра" или еще откуда, при этом – своего соплеменника. Основной работой Ломоносова по истории стала "Древняя Российская история", начинающая свое повествование о славянах не с предкрещенских времен языческой Руси, а с Римской империи. Михаил Васильевич основал Московский университет, названный в честь великого ученого и оставшийся самым престижным вузом государства.

Настойчивый христианин

Исследователь-ученый всегда оказывается на рубеже критического мышления. Любопытный ум Ломоносова многократно приводил его в противостояние с Синодальной Церковью. Но вопрос противоречий заключался не в вере как таковой, а в несогласии с церковным устройством и определенными традициями.

Сам Ломоносов вырос в традиционной среде русских христиан, читал богослужение, провел время с набожными старообрядцами, занимался как богословскими дискуссиями, так и переводом псалмов на стихотворный язык. Михаил Васильевич уважал Димитрия Ростовского как духовного учителя и написал надгробный эпитафий святителю.

Ломоносов выражал свою преданность наукам как Божьему велению, говоря: "Я бы предпочел молчать и жить спокойно, но боюсь наказания от Всемогущего и правосудия, который не лишил меня таланта и старания в учении и дал мне терпение, благородную настойчивость и смелость в преодолении препятствий и распространении наук в Родине". В марте 1765 года Ломоносов стал тяжело болен и прикован к постели.

Через три дня после пострижения в христианство раб Божий Михаил отдал свою душу Богу, в понедельник Светлой пасхальной седмицы. Непокорный дух, настойчивость, жажда знаний, умственная дисциплина, способность достигать своих целей — все эти качества помогали Ломоносову на протяжении всей его жизни.

Да, он был действительно талантливым и одаренным от Бога человеком, но именно через него – русского парня из северной деревни – Творец открыл перед миром сокровищницу научных достижений, на которой сегодня стоит мировая наука. Ломоносов был не просто ученым-открывателем. В его лице русский народ, по словам Ивана Аксакова, свободно и гордо демонстрировал миру своё право на научную и просветительскую самостоятельность. Ломоносов отстоял суверенитет русской мысли. А мы?

Ежедневное письмо — подборка материалов с веб-сайта, телевизионных программ, телеграм-каналов и подкастов.

Биография Ломоносова

Небольшая деревня Архангелогородской губернии была местом рождения Михаила Ломоносова в ноябре 1711 года. Сейчас это село Ломоносово в Архангельской области. Он учился читать и писать у дьяка местной церкви, а также самостоятельно изучал грамматику и арифметику по учебникам.

Через неделю после получения паспорта в декабре 1730 года он ушел из дома и отправился пешком в Москву, так как в то время не было транспортного сообщения со столицей. Официальная версия гласит, что он сделал это из любви к знаниям, но некоторые биографы считают, что решение его отца женить его послужило катализатором событий.

Переход в Москву Ломоносова занял три недели, и по прибытии он решил стать учеником в Славяно-греко-латинской академии. Он прошел 12-летний курс обучения за 5 лет и затем был принят в Академию наук в Петербурге. Там Ломоносову пришлось быстро выучить немецкий язык, поскольку это был один из основных языков преподавания в Академии.

За свои достижения в 1736 году Ломоносов был отмечен и отправлен учиться в Германию. Там его учителями были философ, математик и юрист Христиан Вольф, химик-минералог Иоганн Фридрих Генкель и другие авторитетные ученые того времени. Параллельно Ломоносов сам изучал основы стихосложения, иностранные языки (французский и итальянский), живопись, фехтование, хореографию.

После возвращения в Петербург Михаил Ломоносов продолжал свое обучение естественным наукам под руководством профессора Иоганна Аммана. Он трудился над двумя диссертациями (по физике и химии) и в 1745 году, в возрасте 34 лет, был назначен профессором химии.

Достижения Ломоносова в области химии

Поскольку химия была основной официальной специализацией Михаила Ломоносова, мы сосредоточимся на его достижениях в этой области. В первую очередь, Ломоносов был ориентирован на практику и отдавал предпочтение тем исследованиям, результаты которых могли быть полезны на производстве. Кстати, адаптация под текущие задачи – один из базовых элементов современных методик ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

В своей работе «Элементы математической химии» Ломоносов предвосхитил современную теорию химического строения вещества. Тот постулат, что свойства вещества зависят от состава молекул и способа соединения атомов в них, будет сформулирован только через 100 лет.

Во времена Ломоносова отсутствовало понятие "молекулы", и поэтому он предложил термин "корпускулы", который по сути означал то же самое. Ломоносов первым пришел к выводу, что "корпускулы" однородны, если они состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом. Атомно-корпускулярную теорию до сих пор считают одним из величайших достижений Ломоносова.

Кроме этого, Ломоносов высказал, что химия, как наука, должна основываться на законах природы, включая физические законы, количественные измерения и расчеты. Это было настоящим прорывом после длительного периода деятельности алхимиков и экспериментов со смешиванием различных веществ.

В лаборатории химии, управляемой Михаилом Васильевичем, был целый арсенал точных весов, позволяющих проводить измерения с точностью до 0,0003 грамма. В середине 18 века это было очень значимым достижением. Для достижения точности результатов экспериментов Ломоносов использовал исключительно чистые химические вещества и реактивы и настаивал на их достаточном количестве.

Открытие закона сохранения массы вещества во время химических реакций считается важным достижением Михаила Ломоносова. Однако есть основания считать, что этот закон не имеет одного первооткрывателя в общепринятом смысле, и многие ученые пришли к этому выводу независимо друг от друга примерно в то же время, когда наука достигла необходимого уровня для такого открытия.

Однако это обстоятельство совершенно не умаляет заслуг Ломоносова, поскольку для российской науки его открытие имело огромное значение. В частности, оно помогло разобраться в процессах обжига металла, которые имели практическое значение для дальнейшего развития металлургии. В общем, область прикладных интересов ученого была очень широка.

Темы и эксперименты, над которыми работал Ломоносов:

  • Исследование растворимости солей при различных температурах.
  • Кристаллизация солей из растворов.
  • Влияние электрического тока на растворы солей.
  • Процессы растворения металла в кислоте.
  • Микрокристаллоскопия как метод микрохимического анализа, основанный на образовании кристаллических осадков при действии небольших количеств реактивов.

В конечном итоге Ломоносов доказал, что при растворении солей температура раствора понижается, а точка замерзания соляного раствора ниже, чем у чистого раствора. Эти и другие исследования Ломоносова положили начало развитию физической химии как науки. Именно Ломоносов определил пути изучения химических процессов методами физики и ввел термин "физическая химия" в научный оборот.

Работы Ломоносова в области химии были основой для многих практических достижений, которые нашли свое применение в промышленности. Например, он разработал технологию производства цветного стекла и изделий из него. Эта технология была внедрена на стекольной фабрике в Усть-Рудице, построенной на основе его чертежей в 1750-х годах. Таким образом, Ломоносов проявил себя не только как ученый и изобретатель, но и как успешный менеджер и руководитель.

Также он занимался созданием формулы для фарфоровых масс с особым вниманием к значению стеклообразных материалов в структуре фарфора. Исследования Ломоносова в лаборатории впоследствии помогли улучшить производство красок на основе отечественных материалов.

Такие обширные исследования требовали нового оборудования и совершенствования технических средств. Ломоносов создал целый ряд инновационных приборов, таких как газовый барометр и вискозиметр для измерения динамической и кинематической вязкости вещества. Многие из этих приборов были использованы в течение длительного времени, а принципы, созданные Ломоносовым, послужили основой для более новых и передовых разработок.

Произведения

  • Труды ученого М. В. Ломоносова
  • Эксперименты и открытия
  • Значимые работы по различным областям науки
  • Новые исследования и открытия в области химии и физики
  • Исследования в области геологии и астрономии
  • Открытия М. В. Ломоносова в различных научных областях
  • Осуществил изменения в русской поэзии

Интересные факты

Журналист Дмитрий Семушин утверждает, что отец Ломоносова не имел никакого отношения ни к морю, ни к торговле рыбой, и это просто выдуманный миф. Документы, которые дошли до нас, указывают, что Василий Ломоносов был крестьянином, проживающим в Куроостровской волости на Двине. В этих документах даже не упоминается слово "поморы". Биография "уникального человека" Ломоносова была создана историком Владимиром Ламанским, который придумал его как сына купца, занимающегося торговлей рыбой. Именно на его работе основывались все последующие исследования жизни и деятельности Ломоносова, утверждая его поморское происхождение.

Современники вспоминали, что ученый был очень вспыльчивым, и даже однажды попал за решетку после потасовки в состоянии алкогольного опьянения.

Поэма, восхваляющая императрицу Елизавету, доставила Михаилу заслуженное вознаграждение, в размере двух тысяч рублей. В то время в царской казне не оставалось другой валюты, кроме медных монет. Ломоносов не расстроился, он прибыл на двух арендованных повозках и загрузил на них всю ему причитающуюся сумму.

Среди знакомых Ломоносова был молодой человек по имени Георг Рихман, которого он познакомился в Германии. Ему так нравилось все, чем занимается ученый, что он попросил принять участие в каком-то интересном эксперименте. Однако в результате удара шаровой молнии Георг погиб.

В 1986 году в кинотеатрах появился фильм «Михайло Ломоносов», посвященный его жизни и деятельности.

Ломоносов сыграл важную роль в основании МГУ, который в настоящее время носит его имя.

Труды

  • Сводка по ораторству
  • Искусство красноречия
  • Грамматика русского языка
  • Сборник разнообразных произведений в стихах и прозе
  • Сокращенный российский летописец с генеалогией
  • Первоначальные шаги в металлургии и рудных делах
  • Древняя история России с момента возникновения русского народа до смерти Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года
  • Краткое изложение римских и российских законов
  • Избранные философские труды
  • О воспитании и образовании
  • О сохранении народа России

Ссылки

  • Ссылка на страницу в Википедии

Нам важно, чтобы информация была актуальной и достоверной. Если у вас есть замечания или ошибки, пожалуйста, сообщите нам. Для этого выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий