Андрей Рублев — выдающийся русский художник и иконописец XIV-XV века, чье творчество стало символом духовности и художественного наследия России. Его работы, такие как икона «Троица», отличались глубоким пониманием библейских сюжетов и гармонией форм, что сделало его одним из самых значимых мастеров русской иконописи. Рублев воплощал идеалы красоты и света, создавая произведения, которые до сих пор вдохновляют художников и верующих.
Жизнь Андрея Рублева обременена частыми сложностями, включая политические и социальные потрясения того времени. Несмотря на эти испытания, он сумел сохранить преданность своему делу и вере, которое нашли отражение в его работах. Его наследие продолжает жить, оставляя след в культуре и искусстве не только России, но и всего мира.
Андрей Рублев – иконописец, причисленный к лику святых
Андрей Рублев, иконописец без отчества, известен своим таинственным происхождением. Этот художник жил так скромно и незаметно, что сведений о его жизни сохранилось очень мало. В истории преобладают его иконы, а не его биография. Впервые имя Рублева упоминается в летописи в 1405 году, в которой говорится о его участии в росписи Благовещенской церкви в Москве.
Его пригласили не в одиночку, кроме него к этому благородному делу были приглашены Феофан Грек — известный иконописец и малоизвестный мастер. Андрей Рублев был тесно связан с Феофаном Греком их жизнью и творчеством. Это произошло в далеком прошлом, еще при Рюриковичах, во времена Василия I — сына Дмитрия Донского. Эти трое создали самый высокий иконостас на тот период. Рублев создал не одну икону для этого храма.
Он также росписал Успенский собор в городе Владимир, где до сих пор сохранились его созданные фрески.
По мнению Веры Лазаренко, Андрей Рублев — уникальный художник, который выражал высочайшую степень свободы в своем творчестве, что было возможно только для иконописца. Его иконы были более живыми и человечными, чем у многих других художников своего времени.
Кто такой Андрей Рублев
Иконописец, по мнению историков, возможно родился примерно в 1360 году, но также существует версия, что его появление в мире могло произойти в 1430 году. Однако гораздо важнее то, что он внес вклад в историю и культуру своей страны.
Рублев родился и провел свое детство в Великом Княжестве Московском, хотя некоторые исследователи предполагают, что его корни могут быть связаны с Великим Новгородом. В те времена фамилии обычно происходили от ремесла или имени отца. В русском языке слово "рубель" означает кожевенный инструмент, поэтому считается, что фамилия Рублев может быть связана с ремесленной семьей.
Известно, что Рублев вступил в монашество и получил имя Андрей, его мирское имя остается загадкой. Существуют данные, указывающие на то, что отец Рублева мог называться Иван, но эти сведения не являются полностью достоверными. Мы предпочтем сосредоточиться на имени, данном иконописцу при постриге в монахи. Можно предположить, что Рублев начал заниматься искусством еще в раннем возрасте, так как в те времена детей начинали обучать искусству в детстве.
Андрей Рублев
Андрей Рублев (около 1360-1370 — 1427 гг. по некоторым источникам, около 1430 г., Москва; похоронен в Андрониковом монастыре) был выдающимся русским художником, основателем московской школы живописи.
Информация о жизни Рублева крайне ограничена: он вырос в семье образованных людей, в зрелом возрасте вступил в монашество, вероятно, в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева лавра) или, возможно, в Андрониковом монастыре, согласно другим исследованиям. Творчество Рублева основано на художественных традициях Московской Руси; он также был хорошо знаком с византийским и южнославянским искусством.
Атмосфера национального подъeма второй половины XIV — начала XV вв. оказала значительное влияние на формирование мировоззрения Рублева, прививая ему глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублев претворил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти же качества присущи иконам Звенигородского чина ("Спас", "Апостол Павел", "Архангел Михаил", все — рубеж XIV — XV вв., по другим исследованиям, 10-е гг. XV в., Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приeмам монументальной живописи.
В 1405 году Рублев совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца украсил Благовещенский собор Московского Кремля (фрески, к сожалению, были утрачены), а в 1408 году вместе с Даниилом Чeрным и другими мастерами он работал над Успенским собором во Владимире (частично сохранились его росписи) и создал иконы для монументального трeхъярусного иконостаса, который стал важным этапом в развитии русского иконостаса. Особенно выделяется композиция "Страшный суд" из фресок Рублева в Успенском соборе, где ужасающая сцена приобрела светлый оттенок торжества справедливости, подчеркивающего духовную ценность человека. Работы Рублева во Владимире свидетельствуют о том, что в то время он уже был зрелым мастером, стоявшим во главе собственной живописной школы.
В период 1425-27 года иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря был создан Андреем Рублевым, Даниилом Чeрным и другими мастерами. Эти иконы до сих пор сохранились, они отличаются разнообразием стилей и неодинаковы по своим художественным качествам.
В период раскола на Руси, когда общество скатывалось к новым войнам, идеал человека, сформировавшийся ранее, терял свою актуальность, что отразилось на творчестве иконописца Андрея Рублева. В его работах появились новые впечатляющие образы, пропитанные драматизмом, который ему прежде был не свойственен (например, "Апостол Павел"). Цветовая гамма икон стала более мрачной по сравнению с ранними произведениями, в некоторых произведениях усилился декоративный элемент, а в других проявились архаические черты. Есть мнение, что фрески Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427 год, по другим данным — на рубеже XIV — XV веков, сохранены лишь фрагменты орнаментов) являются последней работой Рублева.
Также ему приписываются ряд работ, чье авторство Рублева не доказано: фрески Успенского собора на "Городке" в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков; сохранились лишь фрагменты), иконы — "Владимирская богоматерь" (около 1409 года, Успенский собор, Владимир), "Спас в силах" (1408 года, Третьяковская галерея), часть икон праздничного цикла ("Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Воскрешение Лазаря", "Преображение", "Вход в Иерусалим" — все около 1399 года). Также иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (следуя новейшим исследованиям, иконостас этого собора происходит из Кремлевского Архангельского собора), а также некоторые миниатюры из "Евангелия Хитрово" (конец XIV — начало XV веков, Библиотека СССР им. В.И. Ленина, Москва).
Творчество Андрея Рублева представляет собой одну из величайших высот русской и мировой культуры. В 1947 году в Андрониковом монастыре открылся Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Пожалуйста, отключите Adblock
Вы посетили наш сайт с включенным блокировщиком рекламы! Ссылка для скачивания станет доступной сразу после отключения Adblock!
Исследования по культуре и искусству Андрея Рублева (около 1360-1370 — 1427 годы, по другим источникам, около 1430 года, Москва; погребен в Андрониковом монастыре), русского художника,
Оценок: 1000 (Средняя 5 из 5 )
У вас точно есть продукты или услуги, которые приносят вам максимальную прибыль. Чтобы быстро начать работу в сети, вам необходимо создать посадочную страницу (одностраничный сайт), на которой будет информация о наиболее прибыльных товарах и услугах интернет-магазина.
На протяжении 8 лет работы в области разработки страниц для повышения конверсии, мы создали оптимальную структуру, которая способствует увеличению продаж через посадочные страницы. Эта структура является основой для вашего контента — корпоративного стиля, текстов, изображений, уникальных коммерческих предложений, после чего страница запускается. Разработка и выпуск специальной страницы в сеть занимает до 7 рабочих дней. Стоит отметить, что в процесс разработки посадочной страницы включено создание продающих текстов копирайтером, способных заинтересовать каждого посетителя и побудить его совершить покупку у вас. Результатом является качественно разработанная посадочная страница, готовая привлекать новых клиентов к вашему бизнесу.
Андрей Рублёв. Икона «Троица»
Икона "Троица" была написана Андреем Рублёвым примерно в 1411 году. Это произведение считается одним из самых известных его работ. Однако существует неопределённость относительно точной даты создания иконы, которую нередко датируют и 1425—1427 годами.
Сюжет иконы основан на библейском рассказе о том, как праотец Авраам принял в своем доме трех ангелов, представившихся странниками. Авраам и его жена Сарра встретили странников с большим почётом, угостили их и предоставили им отдых. В благодарность за гостеприимство ангелы предсказали, что у бездетной семьи Авраама вскоре родится сын, а потомство их будет многочисленным и составит целый народ.
При создании иконы, Андрей Рублев отказался от избыточных деталей, которые обычно присутствовали в иконах того времени (например, отсутствует Сара, не изображена сцена омовения ног ангелов и заклания тельца, а ангелы за столом не празднуют, а мирно беседуют). Ангелы не сидят в один ряд, а образуют круг и воспринимаются как единое целое. Рублеву удалось воплотить в этой иконе христианское представление о триединстве Бога.
Икона получилась яркой и чистой, с более насыщенными красками. На золотисто-жёлтом фоне расположились три ангела в розовой, зелёной и ярко-голубой одежде. Этот уникальный голубой оттенок позже назовут "рублёвским голубцом".
Последние годы жизни Андрея Рублёва
В последние годы своей жизни Андрей Рублёв управлял работой иконописцев, которые украшали Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря вместе с Даниилом Чёрным. Затем он переехал в Спасо-Андрониковский монастырь, где занялся расписыванием Спасского собора.
В 1439 году Андрей Рублёв умер от чумы и был похоронен на территории монастыря.
В 1988 году Русская православная церковь причислила Андрея Рублёва к лику преподобных святых.
Иконы, фрески и иллюстрации Андрея Рублёва
«Путешествие в мир мертвых». 1408-1410 (Экспозиция Государственной Третьяковской галереи)
Искусство "Дева Мария Владимирская" было создано в конце XIV — начале XV века. Это произведение выполнено на доске с использованием темперы и имеет размеры 102.2 х 69.5 см. Сейчас оно находится во Владимиро-Суздальском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике в городе Владимир, Россия.
Фреска "Рождество Христово" была создана в начале XV века (1410-е годы?) и находится в Благовещенском соборе Московского Кремля, г. Москва, Россия. Размеры фрески составляют 81 х 62 см.
Фрагмент «Рождество Христово» (Начало XV века) изображает Иосифа и старца. Это произведение выполнено на доске темперой и имеет размеры 81 х 62 см. Оно находится в Благовещенском соборе Московского Кремля в Москве, Россия.
В Русской государственной библиотеке в Москве хранится книжная миниатюра "Евангелист Матфей", написанная в начале XV века. Это евангелие известно также как Хитрово.
Картина под названием "Воскрешение Лазаря" была создана в 1405 году на доске из липы с использованием ковчега, неглубокой лузги, паволоки, левкаса и темперы. Ее размеры составляют 80,5 x 61 см. В настоящее время она находится в Благовещенском соборе Московского Кремля в Москве, Россия.
Иконы из чина деисусного, изготовленные в 1408 или 1410 году, были изначально частью иконостаса Успенского собора во Владимире. Авторами этих икон были Даниил Чёрный и Андрей Рублев.
Иоанн Златоуст – святитель церкви, проповедник и богослов. Он стал известен своими проповедями, в которых раскрывал глубокие истины христианской веры. Его учение о любви к ближнему и благотворительности остается актуальным и в наши дни.
Апостол Павел был представлен в искусстве Собора во время 1425-1427 годов. Это произведение можно увидеть в Троицком Соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Петр, один из апостолов Иисусова Христа, изображен на фреске в соборе, который был построен в период с 1425 по 1427 годы. Этот собор называется Троицким и находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Картина "Благовещение" была создана в 1408 году. Для ее создания была использована панель и темпера. Размеры картины составляют 125 на 94 сантиметра. В настоящее время она находится в Благовещенском соборе Московского Кремля в городе Москва, Россия.
Фреска "Богоматерь в раю" была создана в 1408 году в Успенском соборе города Владимира, Россия. Она находится в восточной люнете на южном нефе собора.
Икона Владимирской Богоматери из Благовещенского собора Московского Кремля, датируемая концом XIV — началом XV века.
«Подъем из торжественной службы Успенского собора во Владимире». 1408 год. Коллекция Государственной Третьяковской галереи
Московский Кремль — место, где находится Благовещенский собор, любуется ценным произведением искусства под названием "Вход в Иерусалим", созданным в 1405 году.
Изображение Григория Богослова, написанное в 1408 году, является частью иконостаса Успенского собора во Владимире. Панель создана с использованием темперы и имеет размеры 314 х 106 см. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Россия.
Икона "Григорий Богослов" была создана в 1408 году и является частью иконостаса Успенского собора во Владимире. Это произведение выполнено в технике темпера и имеет размеры 314 x 106 см. Изображено Сретение Господне. В настоящее время она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, Россия.
Мощная фреска "Страшного суда" была создана в 1408 году и украшает Успенский собор, который находится в городе Владимир, Россия.
Изображение "Метаморфоза Господня" созданное в 1410-х. Центральная часть. Христос в сопровождении пророков Илии и Моисея
Архитектурные ансамбли Лавры. 1425-1427. Церковь Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия
Величается в славе (Обращение). Андрониково Евангелие (Возникновение XV века). Государственный Исторический музей, город Москва, страна Россия
"Иоанн Евангелист" (XV век)
Портрет святого Иоанна, миниатюра
Российская национальная библиотека, г. Москва, Россия
Андрей Рублев. Доклад для 5-6 класса
Андрей Рублев, по предположениям, родился в 1360 году в неизвестном месте, возможно, в Московском княжестве или Великом Новгороде. В молодости он вступил в монашество, отказавшись от семьи и детей. Его жизнь была полностью посвящена служению Богу и творчеству во славу Его имени.
Информации о его родственниках не сохранилось.
Первое упоминание об Андрее Рублеве относится к 1405 году. Летопись утверждает, что монах Рублев расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле. Хотя эти росписи были утрачены, в соборном иконостасе сохранилось 7 икон, которые приписываются его руке.
Второе упоминание о мастере относится к 1408 году, когда он вместе с Даниилом Черным начал роспись Владимирской церкви.
Успенский собор под Звенигородом был расписан мастерами, но его разрушила монгольская орда.
В 1422 году Рублев принимал участие в реставрации Троице-Сергиева монастыря. В этом соборе мастер создал икону "Троица", которую эксперты считают великолепием и вершиной творческого наследия Рублева.
Известная картина "Троица" была написана великим русским иконописцем Андреем Рублевым.
Этот талантливый мастер скончался в конце 1428 года в Москве, страдая от бушующей в те времена эпидемии чумы.
В честь Андрея Рублева были установлены памятники как в Москве, так и во Владимире.
Во Владимире установлен памятник великому русскому иконописцу Андрею Рублеву.
Творчество Рублёва
Андрей Рублев был под влиянием классического византийского искусства 14 века, которое он узнал через работы греческих мастеров, находившихся в Москве, в том числе через творчество московского периода Феофана Грека (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).
Также значительным источником влияния на искусство Андрея Рублева стала живопись московской школы 14 века с ее глубоким духовным содержанием и особым мягким стилем, обращающимся к традициям владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков.
Изображения Андрея Рублева в основном соответствуют изображениям византийского искусства около 1400 и первой трети 15 века, однако отличаются большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего аристократического и интеллектуального, что прославляется византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте.
Лица изображенных персонажей имеют русские черты, не претендующие на выдающуюся красоту, однако всегда светлые и доброжелательные.
Почти все персонажи погружены в состояние молчаливого созерцания, которое можно назвать "богомыслием" или "божественным размышлением"; им не присущи какие-либо внутренние аффекты.
Символ ангела евангелиста Матфея Павел Апостол
Евангелист Матфей
Творчество Андрея Рублева оказало значительное воздействие на русское искусство 15 века, способствуя развитию национальной школы живописи, отличавшейся от византийской традиции. Его работы оказали огромное влияние на все течения московского искусства до времен Дионисия.
Интересные факты из жизни художника
В период страшных времен войн и раздоров в XIV–XV веках на территории Руси появился известный иконописец по имени Андрей Рублёв.
Легендарное представление о Рублёве описывает его как доброго и смиренного человека, исполненного радости и светлости.
У него была выдающаяся внутренняя сосредоточенность. Все его творения были результатом глубоких размышлений. Окружающие поражались тому, что Рублёв уделял огромное внимание изучению произведений своих предшественников, относясь к иконописи как к изящному искусству.
Имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, но как художник он стал известен только в начале двадцатого века после реставрации в 1904 году "Троицы" — главной святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После восстановления этой иконы стало ясно, почему Стоглавый собор решил воспроизводить этот образ только так, как делал это Рублёв. И только тогда начались поиски других произведений этого художника.
Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже был частью княжеской артели мастеров, которая перемещалась из города в город, занимаясь строительством и украшением церквей. В те времена на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.
Следить за развитием творчества Рублёва невозможно в хронологическом порядке, так как древнерусские иконописцы не привыкли подписывать и датировать свои творения.
Детство и юность
Точную дату рождения Андрея Рублева не удалось установить. Предполагается, что иконописец появился на свет в 1360 году в Московском княжестве в семье ремесленников.
До наших дней дошла икона с подписью «Андрей Иванов сын Рублев». Ее подлинность вызывает сомнения у экспертов, но она говорит о том, что отца известного художника звали Иван.
Имя Андрей было дано художнику после монашеского пострига в Андрониковом монастыре, который находится на левом берегу Яузы. Мирское имя Рублева неизвестно.
Интересным фактом о иконописце является его прозвище Рублев, указывающее на его происхождение из ремесленнической семьи. Оно произошло от слова «рубель» — инструмента для накатки кожи.
Творческий путь
Имя Андрея Рублева впервые появилось в официальном источнике в 1405 году, когда иконописец упоминался в летописи вместе с Прохором-старцем и Феофаном Греком, с которыми он работал над росписью Благовещенского собора в Московском Кремле. Этот факт свидетельствует о том, что талант Рублева уже тогда был признанным, и его мастерство высоко ценилось профессионалами иконописи.
Уникальность Рублева как художника-иконописца заключалась в том, что он сохранял догмы московской школы иконописи, однако смог развить собственный неповторимый стиль. Его иконы исполнены внутренним светом и передают грани нравственной силы и духовной красоты человека.
В 1408 году впервые упоминается имя Андрея Рублева, когда он работал над росписью Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. За три года его авторитет вырос настолько, что у него появились ученики, помогавшие ему в работе.
После этого следы иконописца теряются, и вновь о нём узнают только в 20-х годах XV века. В это время Рублев работал в Троице-Сергиевом монастыре, но его работы не сохранились до наших дней.
В 1425-1427 годах Рублев написал икону "Троица", которая стала вершиной его творчества. Как и другие его произведения, "Троица" сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.
Биография и творчество преподобного Андрея Рублева
Изначально он был учеником преподобного Никона Радонежского, а затем стал монахом в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где он умер и был похоронен.
В старой биографии преподобного Сергия Радонежского, написанной его учеником Епифанием в XVI веке, изображены три этапа жизни Андрея Рублева: сидящий на стремени и рисующий на стене храма образ Христа; приход к новой каменной церкви и его похороны.
Наиболее известные работы Андрея Рублева — это иконы и фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Работы Феофана Грека и Андрея Рублева, а Вся церковь Благовещения на царском дворе, были уничтожены при большом пожаре в Москве в 1547 году.
Преподобный умер в Андрониковом монастыре 29 января 1430 года.
Великие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было указано "писать иконы старыми образами, как греческие живописцы, и как писал Андрей Рублев и другие известные художники".
Обширная работа по восстановлению его произведений и уточнению его художественной биографии, проведенная в XX веке, привела и к формированию романтической "рублевской легенды", создающей идеализированный образ художника из анонимной и аскетической среды средневекового творчества.
Почитаемый как святой с XVI века, Андрей Рублев в наше время вошел В число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988 году; церковь отмечает его память 4 июля (17 июля по новому стилю).
Творчество Андрея Рублева является одним из самых выдающихся достижений русского и мирового духовного искусства, которое отражает глубокое восприятие духовной красоты и моральной мощи человека на примере Святой Руси. Эти же качества присущи также иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (которая находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все созданные на рубеже XIV-XV веков), где лаконичные плавные контуры и широкий стиль письма близки техникам монументальной живописи.
Живописная работа "Троица" открывает перед зрителем богатство оттенков и виртуозную работу художника, предлагая различные точки зрения. Вся композиция является художественным выражением лежащей в основе идеи о самопожертвовании как высочайшем состоянии духа, способном создать гармонию в мире и жизни. В 1405 году художник вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца работал над росписью Благовещенского собора в Московском Кремле (фрески не сохранились), а в 1408 году совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал иконы для Успенского собора во Владимире (частично сохранившаяся роспись) и монументального трехъярусного иконостаса, который стал важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
В Успенском соборе одна из самых значительных композиций — "Страшный суд" из фресок Рублева. Грозная сцена превратилась в светлый праздник Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире показывают, что к тому времени он был опытным мастером, лидировавшим в созданной им живописной школе.
В 1425-1427 годах Рублев вместе с другими мастерами, включая Даниила Черного, расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. На тот момент на Руси начинались новые внутренние войны, а гармония идеала человека, сформировавшегося в предыдущий период, не находила поддержки в реальности, что отразилось на творчестве Рублева.
Художественный стиль поздних икон наполняется более мрачными оттенками; в некоторых произведениях увеличивается декоративный элемент, в других проявляются архаические тенденции. Существуют источники, называющие роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последним творением Рублева.
Также ему приписывается ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.
С 1959 года в Андрониковом монастыре открыт Музей имени Андрея Рублева, где представлено искусство его эпохи.
Михаил Алпатов, эксперт по искусству, отмечал: "Творчество Рублева — это, прежде всего, выражение больших идей, глубоких чувств, сузнанных в рамках лаконичных символов, это искусство, наполненное глубоким духовным смыслом", "Андрей Рублев оживил древние принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, полагаясь в первую очередь на свою художественную интуицию".
Техника рублевской иконописи
Ранние примеры рублевской иконописи соответствуют общепринятым правилам, которым придерживались ремесленники того времени. На православных изображениях XIV–XV веков было обычно изображать строгие и аскетичные лица с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Художники использовали в основном сдержанные, темные оттенки: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.
В начале XX века искусствовед Василий Гурьянов описывал ранние работы иконописца и реставратора Рублева следующим образом: "Работы выполнены с учетом последовательности в переходе от светлых к темным местам, что создает зеленоватый оттенок в тени и контуры без ударов на светлых участках для обозначения бликов; фигуры также слабо моделированы, а контур обозначен тонкой линией".
В последующих творениях Андрей Рублёв отклонился от установленных правил иконописи. Он предпочитал использовать светлые оттенки — золотисто-желтый, светло-голубой, розовый. Лица на его иконах приобрели славянские черты — округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых изображениях появились улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.
Художник часто использовал метод лессировки — наносил тонкий слой полупрозрачной краски поверх основного, на котором прорисовывал детали. Эта техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цветов.
Икона «Троица»
Андрей Рублев начал создавать свою самую известную работу — икону "Троица" в 1411 или между 1425 и 1427 годами. Точная дата неизвестна из-за неясности того, для какого храма был предназначен этот образ: для старого деревянного собора Троицкого монастыря или для вновь построенного каменного храма на его месте. Если первое, то икону могли просто перенести в новый храм, а если второе, то Рублёв мог работать над иконой одновременно с другими образами иконостаса.
Изображение «Троицы» (также известное как «Гостеприимство Авраама») Рублев создал, опираясь на библейский сюжет о прародителе Аврааме, который принял в свой дом трех ангелов в облике путешественников. Авраам и его жена Сарра приветствовали их, почтили, умыли ноги в соответствии с древним обычаем, убили тельца и пригласили за стол. Ангелы предсказали пожилой бесплодной паре, что у них родится сын, и сам Авраам станет предком многочисленного народа.
Андрей Рублев отказался от многих элементов, которые обычно изображались на иконе: нет Сарры, нет сцен умывания гостей и убийства тельца, а ангелы не участвуют в трапезе, а разговаривают. Фигуры ангелов образуют похожесть на круг, взгляд не останавливается на одной из них, а воспринимает весь троицу целиком: именно так иконописец изобразил христианскую концепцию Троицы.
Яркие, чистые краски были выбраны автором для иконы "Троица" — они были более насыщенными, чем краски в его предыдущих работах. Фон был написан золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска, известная как ляпис-лазурь, была очень редкой и дорогой в то время. Оттенок, используемый иконописцем, позже был назван "рублевским голубцом".
До революции 1917 года икона "Троица" находилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века, она была закрыта золотым окладом, и видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов приступил к ее реставрации: он удалил потемневшую олифу и поздние слои краски, восстанавливая первоначальный образ, а затем переросписал ее. Впоследствии гурьяновский слой также был удален, оставив только работу самого Андрея Рублева. В настоящее время "Троица" находится в Третьяковской галерее.
В период с 1422 по 1427 год Андрей Рублёв и Даниил Черный возглавляли группу иконописцев, которая занималась раскраской Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Затем Рублёв переехал в Спасо-Андроников монастырь в Москве и начал работу над росписью Спасского собора. В январе 1430 года мастер скончался и был похоронен на территории монастыря.
В 1947 году Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин создали в монастыре музей, посвящённый Андрею Рублёву. В 1985 году он был переименован в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
У входа в музей установлен памятник Рублёву, созданный скульптором Олегом Комовым. В 1988 году Русская православная церковь причислила Рублёва к лику святых.