Закономерности в науке представляют собой устойчивые связи между явлениями, которые позволяют предсказывать результаты экспериментов и наблюдений. Они формируются на основе анализа данных и помогают понять природу изучаемых процессов. Понимание этих закономерностей критически важно для развития научного знания, так как они становятся основой для теорий и моделей.
Классификация в науке, в свою очередь, организует объекты и явления в группы на основе общих характеристик. Это упрощает изучение и систематизацию знаний, позволяя ученым легче ориентироваться в больших объемах информации. Четкая классификация способствует лучшему пониманию структуры и взаимосвязей внутри исследуемой области, что, в свою очередь, открывает новые горизонты для научных исследований.
Классификация наук. Критерии научности знания
Классификация наук — это представление взаимосвязи наук на основе определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т.д.) и их выражение в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. Строго и четко проведенная классификация, как будто подводит итоги формирования определенной области знания и одновременно отмечает начало нового этапа в ее развитии. Классификация способствует движению науки от этапа эмпирического накопления знаний к уровню теоретического синтеза. Кроме того, она позволяет делать обоснованные прогнозы относительно еще неизвестных фактов или закономерностей.
Введение: Основы классификации наук
1.1. Эволюция классификации наук в истории
1.2. Классификация Миланковича и её значение
1.3. Современные подходы к классификации наук
2. Критерии научного знания
Заключение
Литература
— 67.16 Кб (Скачать файл)
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Факультет «Психология и педагогика дошкольного образования»
по дисциплине «Качественные и количественные методы
психологических и педагогических исследований»
Тема «Классификация наук.
Критерии научности знания»
Бушаева Марина Вячеславовна
1. Классификация наук
1.1. Из истории классификации наук
1.2.
Класссификация М. Миланковича
1.3.Современные подходы к классификации наук
2. Критерии научного знания
Наука — это область человеческой деятельности, направленная на систематизацию объективных знаний о реальности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их обновление и систематизация, критический анализ и синтез новых знаний или обобщений. Теории и гипотезы, подтвержденные фактами, формулируются в виде законов природы или общества. Наука не может существовать вне общества. В свою очередь, современное общество не может обойтись без науки, которая способствует удовлетворению потребностей во всех его сферах и является фактором социального развития.
В наше время науку рассматривают как одну из составляющих духовной культуры человечества, наряду с искусством, моралью, правом, идеологией, религией и другими аспектами.
Наука включает в себя множество частных наук, которые в свою очередь подразделяются на множество научных дисциплин. Проблема классификации наук заключается в выявлении структуры этого целостного развивающегося формообразования.
Термин "классификация" происходит от латинских слов classis — разряд, класс и facio — делаю, и обозначает систему соподчиненных понятий (классов, объектов) в определенной области знания или деятельности. Научная классификация направлена на выявление закономерных связей между классами объектов с целью определения их места в системе и указания на их свойства (например, биологическая систематика, классификация химических элементов).
Распределение научных дисциплин – это выявление взаимосвязи между науками на основе определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и их выражение в виде логически обоснованного размещения (или последовательности) наук.
Строго и ясно проведенное распределение как бы подводит итоги формирования определенной области знаний и одновременно указывает на начало нового этапа в ее развитии. Распределение способствует развитию науки с уровня эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Кроме того, оно позволяет делать обоснованные прогнозы относительно еще неизвестных фактов или закономерностей.
- Распределение научных дисциплин
- История классификации наук
Классификация наук подразумевает группировку и систематизацию знаний на основе сходства определенных признаков.
Аристотель был одним из первых, кто попытался упорядочить и классифицировать самые ранние истоки научного знания.
- теоретическое знание, которое было исследовано ради себя;
- практическое знание, предоставляющее руководство для человеческого поведения;
- производственное знание, которое использовалось для достижения красоты и творчества.
Аристотель также разделил теоретическое знание на три части в зависимости от его объекта:
- «первая философия» (позже известная как «метафизика») — наука о высших началах и первопричинах всего существующего, воспринимаемых только разумом;
- математика;
- Исследование физики различных состояний тела в природе.
Аристотель не считал созданную им формальную логику философией или ее разделами, а рассматривал ее как "органон" (орудие) любого познания.
В период формирования науки как целостного социокультурного явления (XVI-XVII вв.) Френсис Бэкон (1561-1626), английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма, в своей классификации учитывал особенности человеческой души (память, воображение, разум), что помогло ему отнести историю к памяти и философию к разуму.
Рене Декарт (1596-1650), французский философ, математик и механик, использовал "метафору дерева" для классификации: "корневище" формирует метафизику, "ствол" — физику, "крона" — медицину, механику, этику.
В.Н. Татищев (1686 1750) был известным российским историком и географом. Он считал, что главным в своей классификации наук является самопознание и принцип полезности. Благодаря этому он смог определить науки как "нужные" (логика, физика, химия), "щегольские" (искусство), "любопытные" (астрономия, хиромантия, физиогномика) и "вредные" (гадание, колдовство).
Французский философ Огюст Конт (1798 —1857), который был одним из основоположников позитивизма и социологии, отвергал принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, предложенный Бэконом. Он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться их действительными, естественными связями. Основой его классификации наук послужил закон о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества.
Тем не менее классификация наук от Конта имеет статический характер и недооценивает принцип развития. Кроме того, она не избежала физикализма, релятивизма, агностицизма, индетерминизма и других недостатков.
В своей книге "Введение в науки о духе" немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей (1833–1911) предложил отделить науки о духе от наук о природе, которые он считал внешними по отношению к человеку. Он определил предметом наук о духе анализ человеческих отношений, внутренних переживаний, окрашенных эмоциями, от которых природа "молчит".
Ф.Энгельс (1820 —1895) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, который считал формы движения материи в природе главным критерием классификации наук.
В фокусе научных и философских интересов выдающегося русского и советского ученого и общественного деятеля XX века В.И. Вернадского (1863 — 1945 гг.) лежит разработка учения о живой оболочке земли — биосфере, а также ее эволюции в ноосферу. Он основывал свою классификацию на характере изучаемых объектов, выделяя два типа наук: 1) те, что затрагивают всю реальность — планету, биосферу, космос; 2) те, которые связаны с Землей. Он отдает особое внимание логике, потому что она охватывает все сферы знания — и гуманитарные, и естественно-математические.
Академик Б. М. Кедров (1903 — 1985), советский философ, химик и историк науки, разработал четырехзвенную классификацию наук:
a) философские науки (диалектика, логика);
б) математические науки (математика, логика, кибернетика);
в) естественные и технические науки (механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биохимия, биология, физиология, антропология);
г) социальные науки (история, археология, этнография, экономическая география, статистика и т.д.).
1.2. Класссификация М. Миланковича
После того, как Миланкович разделил все науки на две основные группы, он переходит к более детальному их классификации, учитывая при этом постепенное развитие отдельных наук и их текущее состояние.
Для создания схемы Миланковича наносятся семь концентрических кругов, образуя один внутренний круг меньшего размера и шесть последовательно окружающих его кольцевых площадей, увеличивающихся в размере. Этим семи геометрическим участкам соответствуют семь основных областей наук.
Внутренний круг (0) символизирует математические науки (математика и геометрия). "Они являются рациональными науками по сути, так как созданы исключительно логическими рассуждениями. Их строгая логика и язык математических моделей сделали их основой точных наук".
Науки, занимающие внутренние сферы в геометрической схеме, играют основополагающую роль по отношению к "окружающим" наукам, занимающим внешние сферы в той же схеме.
Основную роль в области математических наук играют точные науки, такие как рациональная и небесная механика, астрономия, физика и химия. Эти науки позволяют нам понять законы природы и выразить их с помощью математического языка настолько точно, что мы можем предсказать будущие явления природы. Как астроном, так и физик, и химик могут заранее предугадать развитие соответствующих процессов.
Третий круг символизирует науки, включающие дескриптивные естественные науки: метеорологию, минералогию, геологию и географию. Эти науки называются дескриптивными, потому что они предоставляют только фактические данные и еще не достигли уровня раскрытия механизмов явлений и их предсказания.
Четвертый круг схемы представляет науки, охватывающие применение биологических наук; пятый — медицину, ветеринарию, агрономическую и технологическую биологию.
Внешний (шестой) круг занимают духовные и общественные науки, самыми важными из которых, по его мнению, являются: философия, исторические и правовые науки, социология и лингвистика.
В схеме Миланковича примечательная попытка сочетания теоретических и практических наук, следующих непосредственно за ними в случае естественных наук: второе кольцо (технические науки) идет после первого (физико-химические науки) и пятое кольцо (практическая биология) идет после четвертого (биологические науки). Однако этот принцип не применяется к другим наукам (математическим, геолого-географическим и гуманитарным). Но основная слабость этой схемы заключается в том, что она не учитывает переходные и промежуточные науки: концентрические разделительные линии резко отделяют одну область знаний от другой, не оставляя места для перехода, например, от химии (и физики) к биологии или к геологии.
1.3.Современные подходы к классификации наук
На данный момент наука превратилась в сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Значимость и необходимость классификации наук сегодня трудно переоценить: она играет важную роль в организации научных исследований, учебно-педагогической работы и библиотечной деятельности.
Несмотря на то, что существуют различные подходы к классификации наук, дискуссия на эту тему продолжается и по сей день. Современная классификация наук производится по нескольким критериям:
— классификация по виду научной деятельности;
Номотетические и идиографические науки В. Виндельбанда
Известный ученый В. Виндельбанд провел различение между номотетическими и идиографическими науками.
Он выделял эти два типа наук, определяя идиографические науки как направленные на индивидуализацию, а номотетические науки как обобщающие.
Номотетические науки ориентированы на поиск общих законов, которым подчиняются изучаемые явления, в то время как идеографические науки ориентированы на поиск исторических фактов, в которых отражается изучаемое явление в отдельности.
Целью номотетических наук является выявление общих универсальных научных законов с помощью метода обобщения, в то время как целью идеографических наук является представление исследуемых явлений и фактов в их уникальности и неповторимости с использованием индивидуализирующего метода.
Науки о природе и науки о культуре Г. Риккерта
Г.Риккерт изменовал классификацию наук В. Виндельбанда, назвав номотетические науки науками о природе (естественные науки), а идиографические науки — науками о культуре.
Риккерт считал, что каждая наука не должна создавать законы, и понятие научного закона не является универсальной категорией. Науки о природе устанавливают свои универсальные законы, потому что законы природы совпадают с законами естественных наук. Поскольку не существует законов, относящихся к развитию культуры, культуре нечего устанавливать, однако науки о культуре стремятся познать индивидуальные причинные связи.
Классификация методов науки Виндельбандом
В 19 веке В. Виндельбанд предложил разделить науки на науки о природе и науки о культуре по их предмету и методу. В дальнейшем Г. Риккерт внёс дополнения в эту классификацию.
Согласно Виндельбанду, научные дисциплины делятся на номотетические и идеографические науки.
Идеографические науки стремятся к поиску исторических фактов, акцентируют внимание на индивидуальных особенностях феноменов. Они используют индивидуализирующий метод и ставят перед собой задачу исследовать явления и факторы в их уникальности.
Номотетические науки выявляют общие законы, которым подчиняются явления, выражают их определенную регулярность. Они стремятся к открытию универсальных научных законов с помощью генерализирующего метода.
Виндельбанд устанавливал связь между этими двумя концепциями. Каждое событие можно интерпретировать как уникальное и неповторимое, при этом оно подчинено общему закону.
Классификация Г. Риккерта на науки о природе и науки о культуре
Генрих Риккерт дальше развивал идеи В. Виндельбанда в своей работе. Основной темой его исследований в области истории науки стала специфика понятий в сравнении с понятиями в области естественных наук. Он ставит перед собой задачу сформулировать методы, используемые в естественных науках и науке о культуре, и показать, как последняя соотносится с исследованиями природы.
Естественные науки изучают общие законы, они изучают все, что возникло само по себе. Законы природы аналогичны законам естественных наук и используют номотетический метод.
Науки о культуре изучают уникальные события и используют идеографический метод.
Внутренняя структура науки
Учреждение науки включает в себя теоретические концепции, методологию исследования, систему информации, материально-техническую и финансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, научные кадры и систему их подготовки, а также систему отношений.
Философия включает в себя теоретическую философию, логику, метафизику, физику, этику, практическую философию, политику, экономику, творческую философию, эстетику, риторику, классификацию наук, а также аспекты, связанные с Аристотелем, законы и формы мышления, нематериальные начала и причины всего сущего, природу, человеческое поведение и его формы, социально-политическую деятельность, экономическую деятельность, искусство и красноречие.
Классификация наук Ф. Бэкон
История имеет своими основами память, естественную и гражданскую философию, а также теологию. Философия строится на разуме, а антропология — на философии природы. Поэзия же основана на воображении.
В учении о бытии заложена логика, учение о сущности, понятии, механика, философия природы, физика, органическая физика, а также абсолютный, субъективный и объективный дух.
Закономерности и классификация в науке
Существует несколько оснований для классификации научных знаний (см. [8]):
· В зависимости от предметных областей, знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и технические;
· В зависимости от способа отражения сущности, знания классифицируются на феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные). Феноменталистские знания представляют собой качественные теории, больше описывающие (многие разделы биологии, географии, психологии, педагогики и др.). В отличие от них, эссенциалистские знания являются объяснительными теориями, основанными в основном на количественном анализе;
· В зависимости от функционального назначения, научные знания классифицируются на фундаментальные и прикладные; и так далее.
Существует множество классификаций научных знаний.
Ключевым аспектом данной работы является разделение научного знания на эмпирическое и теоретическое в зависимости от форм мышления. Это разделение представляет собой существенное различие между докторской и кандидатской диссертациями.
Эмпирическое знание основано на установленных фактах науки и обобщенных эмпирических закономерностях и законах. Эмпирическое исследование направлено на изучение объекта и опирается на опытные данные.
Хотя эмпирическое знание является важным этапом познания, так как все наши знания происходят от опыта, оно все же недостаточно для понимания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта.
Наука и научное познание
Основным способом приобретения знаний и их распространения является научная деятельность. Термин "наука" происходит от латинского слова "scientia", что означает "знание". Первые формы научного знания возникли в древности, и первую классификацию наук предложил древнегреческий философ Аристотель. Наука как самостоятельная область деятельности, система знаний, духовное явление и социальный институт сформировались в период Нового времени, в XVI – XVII веках, в эпоху развития капиталистической экономики.
Наука – это форма духовной работы людей, направленная на производство знаний о мире, обществе и познании, преследующая целью познания истины и открытия объективных законов. Наука – это творческая деятельность по получению новых знаний и в то же время – её результат: совокупность знаний, объединённых в цельную систему на основе определённых принципов, логически организованных и сформулированных в виде теории. Научные знания – это знания, подтверждённые и проверенные практикой, способные объяснить существующее и предвидеть будущее. Эти знания обладают общественным характером, поскольку являются результатом человеческой работы и достоянием всех людей.
Цель науки в жизни: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».
Современная наука взаимодействует с различными сферами жизни человека и общества, что выполняет следующие социальные функции:
1. Культурно-мировоззренческие: наука отвечает на вопросы мировоззренческой важности (например, о структуре материи и строении Вселенной, о происхождении и сути жизни, о происхождении человека и т.д.), оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения людей. Научные знания, являясь частью общего образования, становятся важной частью культуры общества.
2. Роль науки как основной силы производства в обществе: в современном процессе производства товаров и услуг применение научных знаний становится неотъемлемым условием существования и плодотворной деятельности. Наука играет ключевую роль в процессе непрерывного улучшения производственных средств, техники и технологий.
3. Функции науки как социальной силы: научные знания и методы используются для решения широкого круга проблем, возникающих в процессе общественного развития. Примером является экологическая проблема. Объяснение причин возникновения экологической опасности, поиск способов её предотвращения, первоначальные формулировки экологической проблемы, постоянное наблюдение за параметрами экологических опасностей, постановка целей перед обществом и создание средств для их достижения — всё это тесно связано с наукой, выступающей в роли социальной силы.
Закономерности развития науки:
1) научное развитие обусловлено потребностями общественно-исторической практики;
2) наука развивается относительно самостоятельно;
3) существует преемственность в развитии идей, принципов, теорий, понятий, методов и приёмов науки;
5) важность взаимодействия и взаимосвязи всех разделов науки;
6) необходимость свободы критики и открытого обмена разными взглядами и научными гипотезами;
7) разделение и объединение научных знаний;
8) использование математики в науке.
2. Различные виды наук. Критерии их научности.
Изучая окружающий мир, научное знание формирует целостную и взаимосвязанную систему знаний о его законах. В то же время оно делится на множество разделов (частных наук), которые различаются по тому, какие аспекты реальности они изучают. С точки зрения предмета изучения выделяются науки: 1) о природе – естественные науки, 2) об обществе – социальные и гуманитарные науки, 3) о познании и мышлении. Отдельные группы включают в себя технические науки и математику. Философия является наукой об основных законах реальности, которую нельзя полностью свести только к науке.
С точки зрения методов исследования выделяются теоретические и эмпирические науки.
Различают науки по своей функции и цели: фундаментальные и прикладные. Основная цель фундаментальных наук — изучение законов природы, общества и мышления. Они изучают эти законы и их области применения в "чистом виде", без применения. Прикладные науки направлены на использование результатов фундаментальных их решение практических задач в производстве и обществе.
Изучение науки как формы познания, типа духовного производства и социального института включает в себя комплекс дисциплин, таких как история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и другие. В настоящее время философия науки активно развивается, исследуя общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и прочее.
Критериями научности и специфическими признаками научного познания и знания являются:
1. Ориентация исследования на объективную истину, так как истина является высшей ценностью, ради которой трудятся учёные.
3. Использование в научной деятельности конкретных материальных средств, таких как телескопы, микроскопы, ускорители и другое научное оборудование.
4. Применение специфических методик для приобретения новых знаний.
5. Естественная связь с практикой и устремленность к её осуществлению. Наука направлена на то, чтобы служить "руководством к действию" в изменении реальности и управлении реальными процессами.
Помимо перечисленных признаков научных знаний, Выделяются критерии внутренней системности знания, его формальной непротиворечивости, проверяемости на практике, воспроизводимости, открытости для критики, свободы от предвзятости, строгости и другие.
3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы.
При другом подходе к научному познанию можно выделить несколько элементов его структуры: собранный фактический материал; результаты первоначальной обработки в понятиях; основанные на фактах научные гипотезы; происходящие из гипотез законы, принципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основы и некоторые другие элементы.
Непрерывно развивающаяся система знаний, научное познание состоит в основном из теории как высшей формы организации знания. Оно отличается от повседневного познания целенаправленностью, конкретностью и чёткой фиксацией результатов, обязательно с теоретическим осмыслением. В общем и целом научное познание включает два основных уровня: эмпирический и теоретический, которые органично взаимосвязаны и образуют единый познавательный процесс.
В процессе научного познания на первый план выходит чувственное созерцание. Рациональное познание, конечно, имеет своё значение, но оно подчинено чувственному. В результате исследуемый объект в основном отображается через свои внешние связи и проявления.
Сбор фактов, их первичная обработка, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и другие процессы, связанные с фиксацией фактов – это характерные особенности эмпирического познания. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и осуществляется с помощью таких методов, как наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, индукция и другие. Эмпирическое знание является вероятно-истинным знанием.
Научное познание на теоретическом уровне связано с преобладанием мыслительной активности, в то время как чувственное познание становится второстепенным аспектом познания. Теоретическое познание отражает явления и процессы через их внутренние связи и закономерности, которые осознаются путем осмысления эмпирического материала и его преобразования на основе понятий, законов и теорий.
В данной статье осуществляется синтез изучаемых объектов на основе эмпирических данных, а также обобщение их сущности и законов существования. Главной целью теоретического знания является достижение полной и объективной истины. Для этого широко применяются различные методы, включая абстрагирование, идеализацию, синтез, дедукцию и другие способы познания. На основе теоретического объяснения и выявленных законов делается предсказание и научное предвидение будущего.
Таким образом, наука как целостная и динамичная система знания постоянно развивается, поступаясь новыми эмпирическими данными и обобщая их с использованием теоретических средств, форм и методов познания.
Из различия между теоретическими знаниями и научными фактами возникает такой вид научного познания, который называется проблемой. Проблема — это знание, которое отражает несоответствие фактов науки и существующих концепций, взглядов на изучаемое явление или процесс. Решение проблемы осуществляется путем формулирования рабочих гипотез и их последующей проверки.
Гипотеза — это форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая предположение, истинное значение которого неопределенно и требует доказательства. В процессе доказательства формулируемых гипотез некоторые из них становятся теорией, так как содержат истинные знания, в то время как другие уточняются, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка показывает отрицательный результат, отбрасываются как заблуждение.
Итогом долгого и нетерпеливо пройденного пути испытаний и ошибок является теория как высшая ступень научного познания. Она представляет собой развитую и цельную форму знания, отражающую существенные закономерности определенной области реальности. Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, логически непротиворечивой, цельной, обладать относительной самостоятельностью, развиваться и оказывать влияние на практику через деятельность людей.
Понятие науки и классификация наук
Наука — это область человеческой деятельности, задача которой заключается в накоплении и теоретической систематизации знаний о реальности; включает как процесс получения новых знаний, так и их результат — совокупность знаний, лежащих в основе представления о мире» (Краткая Российская энциклопедия, 2003, с.645). При этом наука является основной формой познания человека. Она не только создает и систематизирует новые знания о природе, обществе, мышлении и о познании окружающего мира. Очень важная роль науки как социального института заключается в решении глобальных проблем на Земле, таких как экология, изменение климата, освоение космического пространства.
Исследования проводят собирательство, анализ, обобщение и объяснение фактов, выявление закономерностей и законов, объясняющих природу процессов или явлений, делают прогнозы, особенно в экономике, социологии и возможных природных бедствиях.
Роль науки в современном обществе постоянно увеличивается. Если XX век был временем научно-технической революции, то начало XXI века связывается с интенсивным развитием нанотехнологий. Информационные технологии проникли повсюду. Примерами научных достижений могут служить внедренные в нашу жизнь различные средства связи (Интернет, мобильные телефоны, современное телевидение, ГЛОНАС, GPS и другие). В ближайшем будущем науке предстоит решать важные задачи, стоящие перед обществом, связанные с уменьшением запасов полезных ископаемых в некоторых местах, дефицитом воды, продовольствия, изменением климата, учащимися природными бедствиями.
— познавательную (изучение природы, общества, человека);
— мировоззренческую – разработку научного мировоззрения, научной картины мира;
— производственную – внедрение новых технологий, инноваций и т.д. в производство;
Науки подразделяются на несколько типов в зависимости от сферы, предмета и метода познания:
— об органическом мире – естественные;
— об обществе – гуманитарные и социальные;
— о познании, мышлении – логика и другие;
В категоризаторе высшего профессионального образования науки подразделяются на:
— естественные и математические (физика, химия, биология, география, почвоведение, гидрометеорология, экология и другие);
— гуманитарные и социально-экономические (философия, история, политология, экономика, статистика, филология, юриспруденция и другие);
— отрасли техники (строительство, металлургия, горное дело, геодезия и другие);
— сельскохозяйственные специальности (агрономия, лесное хозяйство, рыболовство, зоотехния и другие).
Фундаментальные или теоретические науки и прикладные науки вытекают из взаимодействия науки с практикой. Прикладные науки направлены на решение специфических производственных, технических и социальных задач.
В справочной литературе можно встретить деление науки на академическую, отраслевую, университетскую, производственную. В публикациях также упоминается термин "вневедомственная наука", который означает выполнение научных исследований учеными различных ведомств и профессий, чаще всего в небольших группах, научных кооперативах, центрах экспертиз и других местах.
Изучение лесов в России началось в конце XVII века. Во времена правления Петра I была создана система государственного управления лесами. Было издано около 200 различных документов, касающихся лесного хозяйства – указов, инструкций и распоряжений.
В 1798 году император Павел I учредил Лесной департамент для управления лесами страны. В 1800 году в департаменте, охватывавшем учетом лесов 40 губерний, были созданы отделения. В каждой губернии появились местные лесные управления. По словам Н.В. Шелгунова, «правительство решительно хотело придать лесному хозяйству научный характер и внедрить науку в новое сословие лесничих» (Столетие…, 1898, с. 25).
В 1826 году был учрежден Ученый комитет по лесной части, который был ответственен за осуществление "научных и практических аспектов лесоводства" с целью "начать правильное лесоводство по губерниям" (Двухсотлетие…, 1998, с.69).
В 1893 году по инициативе Лесного департамента были организованы опытные участки для проведения научных исследований. Впоследствии они были преобразованы в опытные лесничества, где научную работу осуществляла Постоянная комиссия департамента (начиная с 1906 года) под руководством М.М. Орлова – профессора Лесного института (ныне Санкт-Петербургская лесотехническая академия).
Многие организаторы и руководители опытных лесничеств в дальнейшем стали известными учеными в различных областях лесного хозяйства (С.В. Алексеев, В.Е. Граф, Г.Н. Высоцкий, Д.М. Кравчинский, А.А.
Молчанов, Г.Ф. Морозов, А.В. Тюрин, В.П. Тимофеев и другие).