Закономерности и классификация в науке: Понимание ключевых принципов и их значение для исследований

Закономерности в науке представляют собой устойчивые связи между явлениями, которые позволяют предсказывать результаты экспериментов и наблюдений. Они формируются на основе анализа данных и помогают понять природу изучаемых процессов. Понимание этих закономерностей критически важно для развития научного знания, так как они становятся основой для теорий и моделей.

Классификация в науке, в свою очередь, организует объекты и явления в группы на основе общих характеристик. Это упрощает изучение и систематизацию знаний, позволяя ученым легче ориентироваться в больших объемах информации. Четкая классификация способствует лучшему пониманию структуры и взаимосвязей внутри исследуемой области, что, в свою очередь, открывает новые горизонты для научных исследований.

Классификация наук. Критерии научности знания

Классификация наук — это представление взаимосвязи наук на основе определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т.д.) и их выражение в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. Строго и четко проведенная классификация, как будто подводит итоги формирования определенной области знания и одновременно отмечает начало нового этапа в ее развитии. Классификация способствует движению науки от этапа эмпирического накопления знаний к уровню теоретического синтеза. Кроме того, она позволяет делать обоснованные прогнозы относительно еще неизвестных фактов или закономерностей.

Введение: Основы классификации наук

1.1. Эволюция классификации наук в истории

1.2. Классификация Миланковича и её значение

1.3. Современные подходы к классификации наук

2. Критерии научного знания

Заключение

Литература

— 67.16 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Факультет «Психология и педагогика дошкольного образования»
по дисциплине «Качественные и количественные методы
психологических и педагогических исследований»
Тема «Классификация наук.

Критерии научности знания»

Бушаева Марина Вячеславовна

1. Классификация наук
1.1. Из истории классификации наук
1.2.

Класссификация М. Миланковича

1.3.Современные подходы к классификации наук

2. Критерии научного знания

Наука — это область человеческой деятельности, направленная на систематизацию объективных знаний о реальности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их обновление и систематизация, критический анализ и синтез новых знаний или обобщений. Теории и гипотезы, подтвержденные фактами, формулируются в виде законов природы или общества. Наука не может существовать вне общества. В свою очередь, современное общество не может обойтись без науки, которая способствует удовлетворению потребностей во всех его сферах и является фактором социального развития.

В наше время науку рассматривают как одну из составляющих духовной культуры человечества, наряду с искусством, моралью, правом, идеологией, религией и другими аспектами.

Наука включает в себя множество частных наук, которые в свою очередь подразделяются на множество научных дисциплин. Проблема классификации наук заключается в выявлении структуры этого целостного развивающегося формообразования.

Термин "классификация" происходит от латинских слов classis — разряд, класс и facio — делаю, и обозначает систему соподчиненных понятий (классов, объектов) в определенной области знания или деятельности. Научная классификация направлена на выявление закономерных связей между классами объектов с целью определения их места в системе и указания на их свойства (например, биологическая систематика, классификация химических элементов).

Распределение научных дисциплин – это выявление взаимосвязи между науками на основе определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и их выражение в виде логически обоснованного размещения (или последовательности) наук.

Строго и ясно проведенное распределение как бы подводит итоги формирования определенной области знаний и одновременно указывает на начало нового этапа в ее развитии. Распределение способствует развитию науки с уровня эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Кроме того, оно позволяет делать обоснованные прогнозы относительно еще неизвестных фактов или закономерностей.

  1. Распределение научных дисциплин
  2. История классификации наук

Классификация наук подразумевает группировку и систематизацию знаний на основе сходства определенных признаков.

Аристотель был одним из первых, кто попытался упорядочить и классифицировать самые ранние истоки научного знания.

  • теоретическое знание, которое было исследовано ради себя;
  • практическое знание, предоставляющее руководство для человеческого поведения;
  • производственное знание, которое использовалось для достижения красоты и творчества.

Аристотель также разделил теоретическое знание на три части в зависимости от его объекта:

  • «первая философия» (позже известная как «метафизика») — наука о высших началах и первопричинах всего существующего, воспринимаемых только разумом;
  • математика;
  • Исследование физики различных состояний тела в природе.

Аристотель не считал созданную им формальную логику философией или ее разделами, а рассматривал ее как "органон" (орудие) любого познания.

В период формирования науки как целостного социокультурного явления (XVI-XVII вв.) Френсис Бэкон (1561-1626), английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма, в своей классификации учитывал особенности человеческой души (память, воображение, разум), что помогло ему отнести историю к памяти и философию к разуму.

Рене Декарт (1596-1650), французский философ, математик и механик, использовал "метафору дерева" для классификации: "корневище" формирует метафизику, "ствол" — физику, "крона" — медицину, механику, этику.

В.Н. Татищев (1686 1750) был известным российским историком и географом. Он считал, что главным в своей классификации наук является самопознание и принцип полезности. Благодаря этому он смог определить науки как "нужные" (логика, физика, химия), "щегольские" (искусство), "любопытные" (астрономия, хиромантия, физиогномика) и "вредные" (гадание, колдовство).

Французский философ Огюст Конт (1798 —1857), который был одним из основоположников позитивизма и социологии, отвергал принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, предложенный Бэконом. Он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться их действительными, естественными связями. Основой его классификации наук послужил закон о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества.

Тем не менее классификация наук от Конта имеет статический характер и недооценивает принцип развития. Кроме того, она не избежала физикализма, релятивизма, агностицизма, индетерминизма и других недостатков.

В своей книге "Введение в науки о духе" немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей (1833–1911) предложил отделить науки о духе от наук о природе, которые он считал внешними по отношению к человеку. Он определил предметом наук о духе анализ человеческих отношений, внутренних переживаний, окрашенных эмоциями, от которых природа "молчит".

Ф.Энгельс (1820 —1895) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, который считал формы движения материи в природе главным критерием классификации наук.

В фокусе научных и философских интересов выдающегося русского и советского ученого и общественного деятеля XX века В.И. Вернадского (1863 — 1945 гг.) лежит разработка учения о живой оболочке земли — биосфере, а также ее эволюции в ноосферу. Он основывал свою классификацию на характере изучаемых объектов, выделяя два типа наук: 1) те, что затрагивают всю реальность — планету, биосферу, космос; 2) те, которые связаны с Землей. Он отдает особое внимание логике, потому что она охватывает все сферы знания — и гуманитарные, и естественно-математические.

Академик Б. М. Кедров (1903 — 1985), советский философ, химик и историк науки, разработал четырехзвенную классификацию наук:

a) философские науки (диалектика, логика);

б) математические науки (математика, логика, кибернетика);

в) естественные и технические науки (механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биохимия, биология, физиология, антропология);

г) социальные науки (история, археология, этнография, экономическая география, статистика и т.д.).

1.2. Класссификация М. Миланковича

После того, как Миланкович разделил все науки на две основные группы, он переходит к более детальному их классификации, учитывая при этом постепенное развитие отдельных наук и их текущее состояние.

Для создания схемы Миланковича наносятся семь концентрических кругов, образуя один внутренний круг меньшего размера и шесть последовательно окружающих его кольцевых площадей, увеличивающихся в размере. Этим семи геометрическим участкам соответствуют семь основных областей наук.

Внутренний круг (0) символизирует математические науки (математика и геометрия). "Они являются рациональными науками по сути, так как созданы исключительно логическими рассуждениями. Их строгая логика и язык математических моделей сделали их основой точных наук".

Науки, занимающие внутренние сферы в геометрической схеме, играют основополагающую роль по отношению к "окружающим" наукам, занимающим внешние сферы в той же схеме.

Основную роль в области математических наук играют точные науки, такие как рациональная и небесная механика, астрономия, физика и химия. Эти науки позволяют нам понять законы природы и выразить их с помощью математического языка настолько точно, что мы можем предсказать будущие явления природы. Как астроном, так и физик, и химик могут заранее предугадать развитие соответствующих процессов.

Третий круг символизирует науки, включающие дескриптивные естественные науки: метеорологию, минералогию, геологию и географию. Эти науки называются дескриптивными, потому что они предоставляют только фактические данные и еще не достигли уровня раскрытия механизмов явлений и их предсказания.

Четвертый круг схемы представляет науки, охватывающие применение биологических наук; пятый — медицину, ветеринарию, агрономическую и технологическую биологию.

Внешний (шестой) круг занимают духовные и общественные науки, самыми важными из которых, по его мнению, являются: философия, исторические и правовые науки, социология и лингвистика.

В схеме Миланковича примечательная попытка сочетания теоретических и практических наук, следующих непосредственно за ними в случае естественных наук: второе кольцо (технические науки) идет после первого (физико-химические науки) и пятое кольцо (практическая биология) идет после четвертого (биологические науки). Однако этот принцип не применяется к другим наукам (математическим, геолого-географическим и гуманитарным). Но основная слабость этой схемы заключается в том, что она не учитывает переходные и промежуточные науки: концентрические разделительные линии резко отделяют одну область знаний от другой, не оставляя места для перехода, например, от химии (и физики) к биологии или к геологии.

1.3.Современные подходы к классификации наук

На данный момент наука превратилась в сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Значимость и необходимость классификации наук сегодня трудно переоценить: она играет важную роль в организации научных исследований, учебно-педагогической работы и библиотечной деятельности.

Несмотря на то, что существуют различные подходы к классификации наук, дискуссия на эту тему продолжается и по сей день. Современная классификация наук производится по нескольким критериям:

— классификация по виду научной деятельности;

Номотетические и идиографические науки В. Виндельбанда

Известный ученый В. Виндельбанд провел различение между номотетическими и идиографическими науками.

Он выделял эти два типа наук, определяя идиографические науки как направленные на индивидуализацию, а номотетические науки как обобщающие.

Номотетические науки ориентированы на поиск общих законов, которым подчиняются изучаемые явления, в то время как идеографические науки ориентированы на поиск исторических фактов, в которых отражается изучаемое явление в отдельности.

Целью номотетических наук является выявление общих универсальных научных законов с помощью метода обобщения, в то время как целью идеографических наук является представление исследуемых явлений и фактов в их уникальности и неповторимости с использованием индивидуализирующего метода.

Науки о природе и науки о культуре Г. Риккерта

Г.Риккерт изменовал классификацию наук В. Виндельбанда, назвав номотетические науки науками о природе (естественные науки), а идиографические науки — науками о культуре.

Риккерт считал, что каждая наука не должна создавать законы, и понятие научного закона не является универсальной категорией. Науки о природе устанавливают свои универсальные законы, потому что законы природы совпадают с законами естественных наук. Поскольку не существует законов, относящихся к развитию культуры, культуре нечего устанавливать, однако науки о культуре стремятся познать индивидуальные причинные связи.

Классификация методов науки Виндельбандом

В 19 веке В. Виндельбанд предложил разделить науки на науки о природе и науки о культуре по их предмету и методу. В дальнейшем Г. Риккерт внёс дополнения в эту классификацию.

Согласно Виндельбанду, научные дисциплины делятся на номотетические и идеографические науки.

Идеографические науки стремятся к поиску исторических фактов, акцентируют внимание на индивидуальных особенностях феноменов. Они используют индивидуализирующий метод и ставят перед собой задачу исследовать явления и факторы в их уникальности.

Номотетические науки выявляют общие законы, которым подчиняются явления, выражают их определенную регулярность. Они стремятся к открытию универсальных научных законов с помощью генерализирующего метода.

Виндельбанд устанавливал связь между этими двумя концепциями. Каждое событие можно интерпретировать как уникальное и неповторимое, при этом оно подчинено общему закону.

Классификация Г. Риккерта на науки о природе и науки о культуре

Генрих Риккерт дальше развивал идеи В. Виндельбанда в своей работе. Основной темой его исследований в области истории науки стала специфика понятий в сравнении с понятиями в области естественных наук. Он ставит перед собой задачу сформулировать методы, используемые в естественных науках и науке о культуре, и показать, как последняя соотносится с исследованиями природы.

Естественные науки изучают общие законы, они изучают все, что возникло само по себе. Законы природы аналогичны законам естественных наук и используют номотетический метод.

Науки о культуре изучают уникальные события и используют идеографический метод.

Внутренняя структура науки

Учреждение науки включает в себя теоретические концепции, методологию исследования, систему информации, материально-техническую и финансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, научные кадры и систему их подготовки, а также систему отношений.

Философия включает в себя теоретическую философию, логику, метафизику, физику, этику, практическую философию, политику, экономику, творческую философию, эстетику, риторику, классификацию наук, а также аспекты, связанные с Аристотелем, законы и формы мышления, нематериальные начала и причины всего сущего, природу, человеческое поведение и его формы, социально-политическую деятельность, экономическую деятельность, искусство и красноречие.

Классификация наук Ф. Бэкон

История имеет своими основами память, естественную и гражданскую философию, а также теологию. Философия строится на разуме, а антропология — на философии природы. Поэзия же основана на воображении.

В учении о бытии заложена логика, учение о сущности, понятии, механика, философия природы, физика, органическая физика, а также абсолютный, субъективный и объективный дух.

Закономерности и классификация в науке

Существует несколько оснований для классификации научных знаний (см. [8]):

· В зависимости от предметных областей, знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и технические;

· В зависимости от способа отражения сущности, знания классифицируются на феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные). Феноменталистские знания представляют собой качественные теории, больше описывающие (многие разделы биологии, географии, психологии, педагогики и др.). В отличие от них, эссенциалистские знания являются объяснительными теориями, основанными в основном на количественном анализе;

· В зависимости от функционального назначения, научные знания классифицируются на фундаментальные и прикладные; и так далее.

Существует множество классификаций научных знаний.

Ключевым аспектом данной работы является разделение научного знания на эмпирическое и теоретическое в зависимости от форм мышления. Это разделение представляет собой существенное различие между докторской и кандидатской диссертациями.

Эмпирическое знание основано на установленных фактах науки и обобщенных эмпирических закономерностях и законах. Эмпирическое исследование направлено на изучение объекта и опирается на опытные данные.

Хотя эмпирическое знание является важным этапом познания, так как все наши знания происходят от опыта, оно все же недостаточно для понимания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта.

Наука и научное познание

Основным способом приобретения знаний и их распространения является научная деятельность. Термин "наука" происходит от латинского слова "scientia", что означает "знание". Первые формы научного знания возникли в древности, и первую классификацию наук предложил древнегреческий философ Аристотель. Наука как самостоятельная область деятельности, система знаний, духовное явление и социальный институт сформировались в период Нового времени, в XVI – XVII веках, в эпоху развития капиталистической экономики.

Наука – это форма духовной работы людей, направленная на производство знаний о мире, обществе и познании, преследующая целью познания истины и открытия объективных законов. Наука – это творческая деятельность по получению новых знаний и в то же время – её результат: совокупность знаний, объединённых в цельную систему на основе определённых принципов, логически организованных и сформулированных в виде теории. Научные знания – это знания, подтверждённые и проверенные практикой, способные объяснить существующее и предвидеть будущее. Эти знания обладают общественным характером, поскольку являются результатом человеческой работы и достоянием всех людей.

Цель науки в жизни: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».

Современная наука взаимодействует с различными сферами жизни человека и общества, что выполняет следующие социальные функции:

1. Культурно-мировоззренческие: наука отвечает на вопросы мировоззренческой важности (например, о структуре материи и строении Вселенной, о происхождении и сути жизни, о происхождении человека и т.д.), оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения людей. Научные знания, являясь частью общего образования, становятся важной частью культуры общества.

2. Роль науки как основной силы производства в обществе: в современном процессе производства товаров и услуг применение научных знаний становится неотъемлемым условием существования и плодотворной деятельности. Наука играет ключевую роль в процессе непрерывного улучшения производственных средств, техники и технологий.

3. Функции науки как социальной силы: научные знания и методы используются для решения широкого круга проблем, возникающих в процессе общественного развития. Примером является экологическая проблема. Объяснение причин возникновения экологической опасности, поиск способов её предотвращения, первоначальные формулировки экологической проблемы, постоянное наблюдение за параметрами экологических опасностей, постановка целей перед обществом и создание средств для их достижения — всё это тесно связано с наукой, выступающей в роли социальной силы.

Закономерности развития науки:

1) научное развитие обусловлено потребностями общественно-исторической практики;

2) наука развивается относительно самостоятельно;

3) существует преемственность в развитии идей, принципов, теорий, понятий, методов и приёмов науки;

5) важность взаимодействия и взаимосвязи всех разделов науки;

6) необходимость свободы критики и открытого обмена разными взглядами и научными гипотезами;

7) разделение и объединение научных знаний;

8) использование математики в науке.

2. Различные виды наук. Критерии их научности.

Изучая окружающий мир, научное знание формирует целостную и взаимосвязанную систему знаний о его законах. В то же время оно делится на множество разделов (частных наук), которые различаются по тому, какие аспекты реальности они изучают. С точки зрения предмета изучения выделяются науки: 1) о природе – естественные науки, 2) об обществе – социальные и гуманитарные науки, 3) о познании и мышлении. Отдельные группы включают в себя технические науки и математику. Философия является наукой об основных законах реальности, которую нельзя полностью свести только к науке.

С точки зрения методов исследования выделяются теоретические и эмпирические науки.

Различают науки по своей функции и цели: фундаментальные и прикладные. Основная цель фундаментальных наук — изучение законов природы, общества и мышления. Они изучают эти законы и их области применения в "чистом виде", без применения. Прикладные науки направлены на использование результатов фундаментальных их решение практических задач в производстве и обществе.

Изучение науки как формы познания, типа духовного производства и социального института включает в себя комплекс дисциплин, таких как история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и другие. В настоящее время философия науки активно развивается, исследуя общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и прочее.

Критериями научности и специфическими признаками научного познания и знания являются:

1. Ориентация исследования на объективную истину, так как истина является высшей ценностью, ради которой трудятся учёные.

3. Использование в научной деятельности конкретных материальных средств, таких как телескопы, микроскопы, ускорители и другое научное оборудование.

4. Применение специфических методик для приобретения новых знаний.

5. Естественная связь с практикой и устремленность к её осуществлению. Наука направлена на то, чтобы служить "руководством к действию" в изменении реальности и управлении реальными процессами.

Помимо перечисленных признаков научных знаний, Выделяются критерии внутренней системности знания, его формальной непротиворечивости, проверяемости на практике, воспроизводимости, открытости для критики, свободы от предвзятости, строгости и другие.

3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы.

При другом подходе к научному познанию можно выделить несколько элементов его структуры: собранный фактический материал; результаты первоначальной обработки в понятиях; основанные на фактах научные гипотезы; происходящие из гипотез законы, принципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основы и некоторые другие элементы.

Непрерывно развивающаяся система знаний, научное познание состоит в основном из теории как высшей формы организации знания. Оно отличается от повседневного познания целенаправленностью, конкретностью и чёткой фиксацией результатов, обязательно с теоретическим осмыслением. В общем и целом научное познание включает два основных уровня: эмпирический и теоретический, которые органично взаимосвязаны и образуют единый познавательный процесс.

В процессе научного познания на первый план выходит чувственное созерцание. Рациональное познание, конечно, имеет своё значение, но оно подчинено чувственному. В результате исследуемый объект в основном отображается через свои внешние связи и проявления.

Сбор фактов, их первичная обработка, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и другие процессы, связанные с фиксацией фактов – это характерные особенности эмпирического познания. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и осуществляется с помощью таких методов, как наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, индукция и другие. Эмпирическое знание является вероятно-истинным знанием.

Научное познание на теоретическом уровне связано с преобладанием мыслительной активности, в то время как чувственное познание становится второстепенным аспектом познания. Теоретическое познание отражает явления и процессы через их внутренние связи и закономерности, которые осознаются путем осмысления эмпирического материала и его преобразования на основе понятий, законов и теорий.

В данной статье осуществляется синтез изучаемых объектов на основе эмпирических данных, а также обобщение их сущности и законов существования. Главной целью теоретического знания является достижение полной и объективной истины. Для этого широко применяются различные методы, включая абстрагирование, идеализацию, синтез, дедукцию и другие способы познания. На основе теоретического объяснения и выявленных законов делается предсказание и научное предвидение будущего.

Таким образом, наука как целостная и динамичная система знания постоянно развивается, поступаясь новыми эмпирическими данными и обобщая их с использованием теоретических средств, форм и методов познания.

Из различия между теоретическими знаниями и научными фактами возникает такой вид научного познания, который называется проблемой. Проблема — это знание, которое отражает несоответствие фактов науки и существующих концепций, взглядов на изучаемое явление или процесс. Решение проблемы осуществляется путем формулирования рабочих гипотез и их последующей проверки.

Гипотеза — это форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая предположение, истинное значение которого неопределенно и требует доказательства. В процессе доказательства формулируемых гипотез некоторые из них становятся теорией, так как содержат истинные знания, в то время как другие уточняются, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка показывает отрицательный результат, отбрасываются как заблуждение.

Итогом долгого и нетерпеливо пройденного пути испытаний и ошибок является теория как высшая ступень научного познания. Она представляет собой развитую и цельную форму знания, отражающую существенные закономерности определенной области реальности. Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, логически непротиворечивой, цельной, обладать относительной самостоятельностью, развиваться и оказывать влияние на практику через деятельность людей.

Понятие науки и классификация наук

Наука — это область человеческой деятельности, задача которой заключается в накоплении и теоретической систематизации знаний о реальности; включает как процесс получения новых знаний, так и их результат — совокупность знаний, лежащих в основе представления о мире» (Краткая Российская энциклопедия, 2003, с.645). При этом наука является основной формой познания человека. Она не только создает и систематизирует новые знания о природе, обществе, мышлении и о познании окружающего мира. Очень важная роль науки как социального института заключается в решении глобальных проблем на Земле, таких как экология, изменение климата, освоение космического пространства.

Исследования проводят собирательство, анализ, обобщение и объяснение фактов, выявление закономерностей и законов, объясняющих природу процессов или явлений, делают прогнозы, особенно в экономике, социологии и возможных природных бедствиях.

Роль науки в современном обществе постоянно увеличивается. Если XX век был временем научно-технической революции, то начало XXI века связывается с интенсивным развитием нанотехнологий. Информационные технологии проникли повсюду. Примерами научных достижений могут служить внедренные в нашу жизнь различные средства связи (Интернет, мобильные телефоны, современное телевидение, ГЛОНАС, GPS и другие). В ближайшем будущем науке предстоит решать важные задачи, стоящие перед обществом, связанные с уменьшением запасов полезных ископаемых в некоторых местах, дефицитом воды, продовольствия, изменением климата, учащимися природными бедствиями.

— познавательную (изучение природы, общества, человека);

— мировоззренческую – разработку научного мировоззрения, научной картины мира;

— производственную – внедрение новых технологий, инноваций и т.д. в производство;

Науки подразделяются на несколько типов в зависимости от сферы, предмета и метода познания:

— об органическом мире – естественные;

— об обществе – гуманитарные и социальные;

— о познании, мышлении – логика и другие;

В категоризаторе высшего профессионального образования науки подразделяются на:

— естественные и математические (физика, химия, биология, география, почвоведение, гидрометеорология, экология и другие);

— гуманитарные и социально-экономические (философия, история, политология, экономика, статистика, филология, юриспруденция и другие);

— отрасли техники (строительство, металлургия, горное дело, геодезия и другие);

— сельскохозяйственные специальности (агрономия, лесное хозяйство, рыболовство, зоотехния и другие).

Фундаментальные или теоретические науки и прикладные науки вытекают из взаимодействия науки с практикой. Прикладные науки направлены на решение специфических производственных, технических и социальных задач.

В справочной литературе можно встретить деление науки на академическую, отраслевую, университетскую, производственную. В публикациях также упоминается термин "вневедомственная наука", который означает выполнение научных исследований учеными различных ведомств и профессий, чаще всего в небольших группах, научных кооперативах, центрах экспертиз и других местах.

Изучение лесов в России началось в конце XVII века. Во времена правления Петра I была создана система государственного управления лесами. Было издано около 200 различных документов, касающихся лесного хозяйства – указов, инструкций и распоряжений.

В 1798 году император Павел I учредил Лесной департамент для управления лесами страны. В 1800 году в департаменте, охватывавшем учетом лесов 40 губерний, были созданы отделения. В каждой губернии появились местные лесные управления. По словам Н.В. Шелгунова, «правительство решительно хотело придать лесному хозяйству научный характер и внедрить науку в новое сословие лесничих» (Столетие…, 1898, с. 25).

В 1826 году был учрежден Ученый комитет по лесной части, который был ответственен за осуществление "научных и практических аспектов лесоводства" с целью "начать правильное лесоводство по губерниям" (Двухсотлетие…, 1998, с.69).

В 1893 году по инициативе Лесного департамента были организованы опытные участки для проведения научных исследований. Впоследствии они были преобразованы в опытные лесничества, где научную работу осуществляла Постоянная комиссия департамента (начиная с 1906 года) под руководством М.М. Орлова – профессора Лесного института (ныне Санкт-Петербургская лесотехническая академия).

Многие организаторы и руководители опытных лесничеств в дальнейшем стали известными учеными в различных областях лесного хозяйства (С.В. Алексеев, В.Е. Граф, Г.Н. Высоцкий, Д.М. Кравчинский, А.А.

Молчанов, Г.Ф. Морозов, А.В. Тюрин, В.П. Тимофеев и другие).

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий