Задачи и функции органов публичной власти: ключевые аспекты эффективного управления

Органы публичной власти выполняют ключевую роль в обеспечении функционирования государства и общества. Их основные задачи включают разработку и реализацию государственных программ, защиту прав и свобод граждан, а также обеспечение общественного порядка и безопасности. Эти функции обеспечивают стабильность и развитие общественных институтов.

Кроме того, органы публичной власти занимаются регулированием экономической и социальной сферы, а также контролем за соблюдением законодательства. Их деятельность направлена на создание комфортной и безопасной среды для жизни граждан, что является основой для устойчивого развития общества в целом.

Государственная власть Российской Федерации: понятие, особенности, система

Под государственной властью понимается вид социальной власти и особая разновидность публичной власти, которая осуществляется государством при помощи государственных органов, должностных лиц и органов государственной власти.

Орган в системе государственной власти в РФ, как правило, воспринимается как звено государственного аппарата, которое принимает участие в реализации ряда государственных функций и наделено рядом властных полномочий.

Для органа государственной власти характерно обладать рядом специфических особенностей. Среди его отличительных признаков выделяют:

  • его формирование и действие идет от имени государства или его субъекта;
  • имеет организационную обособленность и самостоятельность, ему присуще иметь свою структуру;
  • Его особенностью является наличие собственной компетенции (предметов ведения и полномочий);
  • Полномочия обладают властной направленностью, то есть ряд решений принимается от имени государства, являются обязательными для всех, и в некоторых случаях поддерживаются принудительной силой государства;
  • Он осуществляет уникальные функции и задачи, присущие только ему;
  • В основе его действий лежат законы и другие нормативно-правовые акты.

Определенные характеристики свидетельствуют о том, что конкретный орган имеет право осуществлять государственные полномочия. Не все государственные учреждения могут считаться государственными органами, а только те, которые обладают всеми вышеперечисленными признаками. Например, многие учебные заведения и медицинские учреждения не являются государственными органами. Обычно государственные органы имеют расчетный счет в банке, являются юридическими лицами и несут ответственность за свои обязательства собственностью.

Особые виды государственной власти

В государственной системе есть различные должностные лица, которые несут единоличную ответственность за выполнение функций власти и обладают определенными властными полномочиями в зависимости от своего должностного положения.

Также существуют органы государственной власти, представляющие одну из трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Необходимо различать органы государственной власти и органы местного самоуправления. Хотя они выполняют различные функции, они оба представляют публичную власть в России. Важно отметить, что согласно статье 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в структуру органов государственной власти.

Глава 1 Конституции РФ под названием "Основы конституционного строя" освещает общие положения организации государственной власти в России. Во второй части статьи 3 говорится о том, что народ вправе осуществлять власть через органы государственной власти, а в третьей части статьи 5 утверждается принцип единства структуры государственной власти. Согласно второй части статьи 12, органы местного самоуправления не являются частью системы органов государственной власти, и согласно второй части статьи 15, органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Функции и компетенция органов публичной власти

Понятие роли государства и функций государственных органов были включены в терминологию отечественной политической науки еще в ранние годы XIX века вместе с принципами конституционализма. Эти понятия были широко применены В советской теории государства и права, что стало предметом активных обсуждений в 70-е годы.

В настоящее время в области юридической науки преобладает точка зрения, согласно которой функции органов государственной власти являются основными направлениями их деятельности, в которых проявляется их сущность и назначение в государственном механизме. Каждый государственный орган в соответствии со своей компетенцией выполняет присущие ему функции. Функции государства в целом осуществляются через функции отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

Функции государства (и, следовательно, государственных органов) разделяются по сферам деятельности («объектные» или «предметные» функции) и по формам деятельности («технологические», «властные» или «организационные»). Политология: курс лекций под редакцией Радугина А // "Центр". — М., 2007.

Идея различения функций государственных органов в дореволюционной юридической науке Российской империи второй половины XIX — начала ХХ века (например В.В. Ивановский, А.С. Алексеев, Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин и др.) происходит от теории Монтескье, которая выделяет три функции государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную.

При этом отмечалось, что каждый государственный орган, хоть и наделен определенной функцией, в определенной степени выполняет и другие функции, объединяя их в интересах своей политической власти. Особое внимание уделялось разграничению функций государственной власти и задач, вытекающих из целей государства, таких как обеспечение общественного интереса, внешней безопасности, защиты прав и заботы об экономическом благосостоянии населения. Также отмечалось, что одна и та же государственная задача может осуществляться различными способами, и, наоборот, одна и та же функция власти может служить разным задачам.

В рамках советской юридической науки сложилась практика исследования функций государственных органов, отрываясь от концепций "буржуазного" управления и акцентируя внимание на классовом подходе к анализу проблем права и государства. Функции государства были определены как основные направления его деятельности, отражающие его классовую сущность и роль в обществе. Вместе с этим в научной литературе исследовались функции его органов, но с отрицанием принципа разделения властей как "буржуазного", вместо этого был провозглашен принцип полновластия Советов, и основные направления их деятельности признавались первостепенными для функций всех других государственных органов. Функции органов исполнительной власти были рассматриваемы как конкретизация функций Советов по различным сферам государственной и общественной жизни.

В настоящее время основные функции государства и его органов включают в себя политические, экономические, социальные, культурные, экологические, оборонные, внешнеполитические, внешнеэкономические и гуманитарные функции. По способам осуществления деятельности различают законодательную (нормотворческую), исполнительную, судебную, учредительную, контрольную и интерпретационную функции.

Компетенция представляет собой юридически установленную «систему координат», которая позволяет четко определить принадлежность конкретного дела в "сферу власти" определенного органа и его роль в решении этого дела. Элементами компетенции являются юридические явления, позволяющие сделать определенный вывод о "принадлежности" и правомочности властного органа в конкретных публичных правоотношениях. Ни функции, ни задача сделать такой вывод возможности не дают. "Принадлежность" органа определяется другими двумя факторами: подведомственностью и полномочиями. Именно эти юридические явления и составляют компетенцию органов публичной власти. Ведь, анализируя законность действий органов власти, всегда исходят именно из двух критериев: входит данное дело в сферу "власти" этого органа и имел ли он право действовать именно таким образом.

Многие органы обладают одинаковыми полномочиями (например, министерства), но каждый из них имеет строго индивидуальную компетенцию из-за различий в подчиненности. В то же время некоторые органы частично занимаются одними и теми же вопросами (например, вопросы обороноспособности и национальной безопасности Украины), но полномочия этих органов в этих "общих" областях являются абсолютно индивидуальными и уникальными, поэтому никакой "конкуренции компетенций" не возникает.

Полномочия структурного органа государства представляют собой его «полномочия и обязательства», так как при наличии соответствующих юридических фактов орган не вправе не выполнять свои функции, одновременно обладая субъективным правом по отношению к подчиненному субъекту. Не случайно законодательство при определении конкретных полномочий властного органа использует глаголы в третьем лице единственного числа: «назначает», «координирует», «руководит» и другие.

Такая форма позволяет наиболее точно выразить «двойственную» суть указанных полномочий: указать права органа и одновременно дать понять, что их неприменение недопустимо. Нужно помнить, что, как отмечают А.Ф. Ноздрачев и Ю.А. Тихомиров, "орган является "правозобязанным" не только перед государством и обществом, но и перед гражданином", что закреплено в ч. 2 ст. 3 Конституции Украины.

Подведомственность — это указание на общественные публично-правовые отношения, в которых конкретный орган публичной власти является полноправным субъектом. Точность такого указания может быть достигнута только через определение содержания и территориальной специфики отношений. Указание на содержание отношений представляет собой предмет ведения, однако само по себе не обеспечивает необходимой точности для характеристики подведомственных правоотношений. Поэтому вторым элементом подведомственности является территориальная подведомственность. Территориальный признак используется для определения сферы общественных отношений, в которых конкретный орган публичной власти является полномочным субъектом, и для разграничения компетенции органов, выполняющих однородные функции или имеющих равный правовой статус в однородных правоотношениях.

К сожалению, специальная литература до сих пор не уделяла должного внимания внутренней структуре подведомственности, и ее составные элементы рассматривались отдельно друг от друга. В современном государствоведении часто утверждается, что органы власти делятся на органы общей компетенции и органы специальной компетенции по характеру полномочий. Однако деление происходит не за счет характера полномочий, а исходя из широты предметной подведомственности (предметной специализации) органа государственной власти.

Вопрос о территориальном разграничении компетенции обычно рассматривается в связи с проблемой формы государственного и административно-территориального устройства, в основном в контексте разграничения компетенции между центральными и местными органами исполнительной власти. Однако основной недостаток такого подхода заключается в его отрыве от общей проблемы определения структуры компетенции органов публичной власти, что приводит к неточным выводам. В большинстве случаев проблема заключается не только в конкретных полномочиях, но и в территориальных границах их применения, в территориальной подведомственности. Нарушается внутренняя логическая связь элементов компетенции, которые являются системой, представляющей неделимое единство.

Необходимо помнить, что компетенция государственных органов относительно компетенции государства является производной. Имея начальную компетенцию, определенную Конституцией, государство распределяет ее между своими органами таким образом, чтобы они действовали слаженно и представляли собой единый механизм, осуществляющий государственные функции. Очевидно, что государство не может передать своим органам компетенцию, которая превышала бы ее собственную. В то же время компетенция государственного органа определяет точные границы его деятельности и координирует ее с деятельностью других органов власти, а значит, и с деятельностью всего государственного аппарата.

Поскольку полномочия органа государства определяются через принятие юридических норм, они представляют собой не только проявление государственной власти, но и правовое явление. Как правило, компетенция органа устанавливается верховными органами государственной власти, и только их компетенция устанавливается волей народа (как единственного источника власти согласно Конституции).

В специальной литературе различные аналитики высказывали свои мнения о соотношении функций и компетенции государственных органов. Несмотря на многообразие подходов к этой проблеме, практически все исследователи приходят к выводу, что функции и компетенция любого органа государства тесно связаны между собой. Функция государственного органа определяет основное направление его работы, путь к общей цели. Для выполнения конкретных задач, возникающих по этому пути, органу юридически дается определенные правомочия, которые определяются правом через вид и меру возможного и должного поведения власти (полномочия), предметную область применения (подведомственность) и территориальное действие (подведомственность).

Принимая во внимание, что полномочия, предметная и территориальная подведомственность формируют определение "компетенция", можно сделать вывод, что функции представляют собой способы осуществления (применения) компетенции на пути к достижению поставленной перед органом цели:

Компетенция и функции

Как отмечает В.Ф. Погорилко, компетенция органа является производной от его функций, она по смыслу более подвижна, динамична, способна к частым изменениям.

Однако функции органа власти определяются именно по совокупности всех элементов компетенции. При этом основные направления деятельности государственных органов являются производными от основных функций государства, или, другими словами, функции государства распределяются между всеми органами в соответствии с их местом в государственном механизме.

Публичная власть: понятие, виды, система

Понятие "государственная власть" было впервые включено в Конституцию РФ 1993 года после внесения поправок в 2020 году (Поправка к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N° 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти").

В теории конституционного права государственная власть рассматривается очень широко — как прерогатива всей полноты власти народа, которая осуществляется через государственные органы власти и органы местного самоуправления.

Организационно государственная власть — это власть органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в настоящее время составляют единую систему государственной власти (ст. 71, 80, 132 Конституции РФ).

Федеральным законом «О Государственном Совете Российской Федерации» от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ (ст. 2) впервые утверждено официальное определение единой системы публичной власти. Она включает в себя федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые действуют в интересах соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также создания условий для социально-экономического развития страны.

Основной задачей публичной власти является осуществление публичных функций, таких как обеспечение безопасности, установление социальных стандартов жизни населения, а также обеспечение преемственности и воспроизводства самой публичной власти.

Главной целью публичной власти является поддержание общества и государства в состоянии стабильности и равновесия.

  • Основные принципы формирования и функционирования публичной власти в Российской Федерации включают:
  • Гарантирование соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • Принцип верховенства закона;
  • Сохранение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
  • Разделение властей и определение области деятельности и полномочий между уровнями публичной власти;
  • А также принципы самостоятельности, открытости, финансовой обеспеченности и др.
  • Федеральный уровень
  • Региональный уровень (уровень субъектов федерации)
  • Местный (муниципальный) уровень

Традиционно считается, что федеральный уровень и уровень субъектов РФ составляют подсистему публичной власти – государственную власть. Подсистема местного уровня осуществляется двумя основными субъектами — населением и органами местного самоуправления.

Горизонтальное разделение власти в России осуществляется с учетом принципа разделения властей, а также других факторов:

  • На федеральном уровне– это центральные органы власти и управления, такие как Президент РФ, Парламент, Правительство, суды и другие. В этот уровень Входят федеральные органы, такие как Счётная палата РФ, Центральный Банк РФ, Прокуратура РФ и другие, которые не относятся к какой-либо ветви власти, но входят в систему публичной власти;
  • На региональном уровне– это высшие органы власти и управления, такие как губернаторы, законодательные собрания, правительства и другие. В данной сфере действует специальный Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;
  • Локальный уровень включает в себя представительные органы, глав регионов, муниципальные администрации, контрольно-счетные органы и другие органы муниципальных образований, а также различные общественные институты, которые непосредственно осуществляют властные функции.

Система органов публичной власти

В данной статье будет исследована организация и функционирование системы государственной власти на основе принципов конституции, а также их осуществление в современных законодательных актах. Целью работы является анализ законодательства Российской Федерации, научной литературы и других источников, выявление актуальных проблем. Основные задачи работы включают в себя: раскрытие взаимодействия и правовых связей между органами государственной власти и элементами единой системы государственной власти на основе действующего законодательства. Методологию исследования составляют: аналитический, логический и юридический методы. Результатами работы являются: анализ организации и функционирования системы государственной власти, правовые связи между органами государственной власти и элементами единой системы государственной власти с учетом критериев, установленных в законодательстве Российской Федерации.

Аннотация статьи органы местного самоуправления система органов единая система публичной власти публичная власть формы взаимодействия федеральные органы государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации политико-правовые связи Ключевые слова Клюева Елизавета Александровна Дата публикации 05 октября 2023 Рубрика

Юриспруденция Журнал «Актуальные исследования» #40 (170), октябрь ’23 Цитировать Скачать 1611

Актуальные исследования # 40 ( 170 ), октябрь ‘ 23

В Российской Федерации система публичной власти основана на Конституции Российской Федерации и объединяет органы государственной и муниципальной власти, взаимодействующие для решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [4].

В России иерархия власти состоит из трех уровней: федерального, регионального и муниципального (местного самоуправления). Государственная власть действует на первых двух уровнях и опирается на многонациональное население. Муниципальная власть осуществляется на территории муниципальных образований, таких как городские округа, муниципальные округа или внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения, причем ее основой является местное сообщество.

Функционирование государственных органов играет важное значение в жизни общества, поскольку позволяет осуществлять власть народа, который является источником суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. В свою очередь, система государственных органов должна гарантировать соблюдение основ конституционного строя России, включая демократический федеративный строй с республиканской формой правления.

В современной концепции представительной демократии власть существует в различных формах, которые определены в Конституции Российской Федерации. Каждая форма имеет свою собственную систему органов, обеспечивающих ее воздействие на общественные отношения. Например, государственная власть осуществляется через органы государственной власти, органы государственного управления или органы муниципального управления, если они обладают соответствующими полномочиями согласно закону. С другой стороны, муниципальная власть осуществляется через органы местного самоуправления, которые не являются частью государственной власти в соответствии со статьей 12 Конституции РФ.

Система органов публичной власти включает в себя федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и органы местного самоуправления. Координация их деятельности представляет собой систему действий и решений, направленных на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов данной системы [13]. Масштабность этой системы огромна и охватывает множество сфер жизни общества, что делает ее необходимой и важной для выполнения государственных функций.

Для определения проблем системы и структуры публичной власти можно обратиться к исследованиям российского конституционалиста Сурена Адибековича Авакьяна, который выделяет принципиальные пути их решения. Он подчеркивает, что все соответствующие органы имеют единую цель — реализацию народовластия. Однако уровень органов обусловливает принципиальные различия: одни принимают ключевые решения, другие поддерживают их формулирование и реализацию [6]. Эти различия требуют глубокого анализа для определения наиболее эффективного подхода к улучшению работы существующей системы публичной власти. Необходимо развивать инструменты взаимодействия между органами верхних и нижних уровней, а также информировать население о деятельности публичной власти для повышения уровня доверия и ответственности со стороны граждан.

Федеральная Конституция играет ключевую роль в создании и функционировании государственных органов власти в Российской Федерации. Она устанавливает формы государственной власти и содержит основные положения для организации и развития различных государственных органов. В соответствии с Конституцией, разные органы государственной власти могут иметь различные конституционные основы.

Например, органы межгосударственной публичной власти обоснованы статьей 15 часть 4, статьями 67, 79 и другими статьями Конституции Российской Федерации. В то же время региональные органы публичной власти имеют свои особенности, отраженные в Основных Законах субъектов РФ. Эти законы обладают высокой правовой силой и полностью устанавливают статус органов региональной власти в соответствии с федеральной Конституцией.

  1. В Российской Федерации под публичной властью понимается единая система органов, включая федеральные и региональные органы власти, а также местное самоуправление. Организация этой системы определяется конституционными принципами и законодательством.
  2. Взаимодействие всех органов направлено на соблюдение Конституции Российской Федерации, обслуживание общества, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также создание условий для полной реализации их прав и свобод.
  3. Эта система нацелена на общее благо и важна для устойчивого развития страны и благополучия ее граждан.
  4. Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12.12.1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ (Российская газета, 2020, № 144).
  5. Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 года №394-ФЗ о Государственном Совете Российской Федерации был одобрен Государственной Думой 25 ноября 2020 года, одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года (Российская газета, 2020, № 280).
  6. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 года №4-ФКЗ о Правительстве Российской Федерации был одобрен Государственной Думой 27 октября 2020 года, одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 года (Российская газета, 2020, № 251).
  7. Закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"// СПС «Консультант-Плюс».
  8. Современные проблемы организации публичной власти / С. А. Авакьян. Москва: Юстицинформ. – 2014. – С. 596.
  9. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – N 10. – С. 5-11.
  10. Понятие публичной власти и ее взаимодействие с государственным принуждением / С. И. Вершинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Юридические науки. – 2010. – № 1. – С. 8–12.
  11. Калинина Е. В. Теория разделения властей: истоки проблемы и ветхозаветное видение системы «сдержек» и «противовесов» / Калинина Е. В. // История государства и права. – 2011. – № 15. – С. 22–26.
  12. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации / Мальцев И. А. // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 4. – С. 18–21.
  13. Мещеряков А. Н., Безруков А. В. Формирование концепции единой системы публичной власти в отечественном конституционном праве / А. Н. Мещеряков, А. В. Безруков // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2020. – № 8. – С. 16–21.
  14. Морозова Л.А. Теория государства и права учебник. 6-е изд., переработанное и дополненное / Морозова Л.А. Москва: НОРМА ИНФРА-М – 2023 – С. 30–41.
  15. В статье Савенкова А. Н. и Чиркина В. Е. рассматриваются конституционные основы социального и территориального единства, а также дифференциации публичной власти. Авторы делают новое прочтение и делятся 25-летним опытом осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 года. Статья опубликована в журнале "Государство и право" в 2018 году, № 12, с. 18–29.
  16. Источник (дата обращения 14.05.2023)

Значение системы органов государственной власти в Российской Федерации

  • Важным аспектом общественного управления является создание и работа системы государственных структур.
  • При этом следует отметить, что характер организации и функционирования органов власти определяет особенности правовой системы государства.
  • Например, в демократической политической системе органы власти функционируют на основе принципов законности, разделения властей и т.д.
  • Органы государственной власти должны действовать в качестве единой системы для решения задач и осуществления функций общественного управления.
  • В горизонтальной плоскости, что гарантирует исполнение принципа разделения властей, а также специализацию государственных органов, что позволяет наиболее эффективно осуществлять полномочия в определенной сфере государственного управления;
  • Распределение властных полномочий между уровнями публичного управления в федеративном государстве осуществляется по вертикали. В Российской Федерации это происходит через систему государственной власти, где властные полномочия распределяются между федеральным и региональным уровнями, а также системой местного самоуправления. Такая система позволяет преодолеть централизацию власти и учитывать специфику каждой управляемой территории.

«Система органов государственной власти в Российской Федерации»

Помощь эксперта по теме работы

Получение решения от искусственного интеллекта занимает всего 2 минуты

Найдите свое решение среди 1 000 000 возможных вариантов ответов

Таким образом, управление государственными органами включает в себя сложную структуру элементов государственной машины, которая обеспечивает воздействие на различные области управления и конкретные территории, а также решение политических и специальных задач управления обществом.

Классификация органов государственной власти в Российской Федерации

Органы государственной власти в Российской Федерации имеют сложную и разнообразную структуру, что позволяет классифицировать их в зависимости от их места и роли в системе государственного управления.

Существует несколько уровней публичного управления, на которых функционируют органы государственной власти:

  • федеральные органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов Федерации.

Кроме того, существует система местного самоуправления, которая функционирует на уровне местных сообществ.

Федеральные органы публичного управления включают в себя следующие:

  • Органы государственной власти, такие как федеральное правительство, федеральный парламент и президент (глава государства), а Высшие судебные органы — Конституционный и Верховный суды;
  • Система исполнительных органов, которые руководит правительство, включая федеральные министерства, агентства и службы;
  • Различные судебные органы — суды Российской Федерации.

Органы власти субъекта Федерации состоят из органов, которые учреждаются в соответствии с федеральным законодательством, региональными уставами, конституциями и законами. Следует отметить, что распределение полномочий между федеральным и региональным уровнями не всегда приводит к формированию единой системы. Например, законодательные органы работают отдельно друг от друга, не образуя единую систему, в то время как исполнительные органы представляют единую систему публичного управления.

Кроме того, в систему органов федерального и регионального уровней входят самостоятельные органы, полномочия которых не делится между Федерацией и регионами, такие как Прокуратура РФ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации система органов государственной власти в регионах определяется и функционирует самостоятельно в рамках региональных полномочий. Одновременно на территории регионов действуют территориальные представительства федеральных органов, подчиненные федеральному центру.

В соответствии с функциями публичного управления в Российской Федерации, органы государственной власти можно классифицировать следующим образом:

  • законодательные органы;
  • исполнительные органы;
  • судебные органы.

Законодательные органы играют важнейшую роль в демократической системе, так как они всегда являются представительными — состоят из избранных народом депутатов (или других представителей), которые осуществляют свои полномочия для выражения воли народа.

Органы исполнительной власти, в силу специфики своей деятельности — осуществления законодательных положений в конкретных сферах государственного управления, разнообразны по своим функциям. Это органы, которые занимаются управлением экономикой, социальной сферой, экологией, культурой, образованием, медициной и т.д.

Судебные органы — это органы правосудия, которые функционируют для реализации правосудия.

Необходимо выделить, что эффективность работы органов государственной власти, в том числе в Российской Федерации, зависит от законности их создания, структурирования и деятельности в пределах порученных полномочий, с исключением концентрации власти на одном уровне или в одной из ветвей государственного управления.

Задачи и функции органов публичной власти

Ключевые слова
КатегорияСтатья
ПубликацияЖурнал "Юридический мир" № 07/2023
Страницы13-16
DOI10.18572/1811-1475-2023-7-13-16

Функции права устанавливают основные направления действий субъектов, отражая их юридический статус.

Список использованной литературы

1. Н.В. Антонова, О.Ю. Еремина. Социальные функции государства: новые векторы развития / Журнал российского права. 2020. № 12.

С. 89–102.

2. Бредихин А.Л. О функциях государства / А.Л. Бредихин // История государства и права. 2013. № 22. С. 17–20.

3. Краснов Ю.К. Юридическая техника : учебник для студентов / Ю.К. Краснов, В.В. Надвикова, В.И. Шкатулла.

Москва : Юстицинформ, 2014. 536 с.

4. Теория государства и права : учебник / А.И. Гомола. Москва : Юстиция, 2021. 206 с.

5. Теория государства и права : учебник / под общей редакцией А.А. Клишиса. Москва : Статут, 2019. 512 с.

6. Теория государства и права : учебник / под редакцией А.В. Малько, Д.А. Липинского. Москва : Проспект, 2016. 328 с.

Понятие и основные признаки (черты) правового положения органа публичной власти

В работе К. Д. Лебедевой рассматривается понятие и основные черты правового положения органа публичной власти на основе анализа норм законодательства и трудов ученых. В результате исследования автор выдвигает свое собственное определение органа публичной власти.

Ключевые слова: орган публичной власти, правовое положение органа публичной власти, признаки органа публичной власти.

Предисловие. Теоретическое осмысление отдельных характеристик органа государственной власти позволяет не только глубже понять правовую природу изучаемого явления, но и фактически является отправной точкой для понимания места и роли государственных органов, как особых субъектов механизма функционирования государства. При этом следует отметить, что вопросы, связанные с понятием и основными характеристиками правового статуса органа государственной власти, традиционно активно обсуждаются учеными. Так, работы А. Б. Венгерова [1, c. 177], И. Б. Григорьева [3, c. 193], М. Н. Марченко [4, c. 108] и других авторов посвящены изучению понятия и основных характеристик правового статуса органа государственной власти. Проанализировав мнения вышеупомянутых исследователей, мы пришли к следующим выводам.

В современной юридической науке и политико-правовой литературе существует множество точек зрения на определение органа публичной власти и его правовое положение.

Так, согласно классическому определению в современной литературе, "публичный (государственный) орган" понимается как создаваемый в соответствии с законом и обладающий властными полномочиями коллектив людей, задача которого — решать установленные законом вопросы и осуществлять функции государства в определенной области общественной жизни. Данное определение является устоявшимся и активно используется в работах многих авторов [7, c.44].

Однако существуют и другие определения публичного органа. По мнению Е. В. Суслина, публичный орган представляет собой отдельное звено государственного аппарата, созданное для осуществления определенного вида государственной деятельности, обладающее соответствующей компетенцией и опирающееся на материальную, организационную и принудительную силу государства в процессе осуществления своих полномочий [5, с.133].

Согласно высказанному А. С. Шабуровым, орган публичной власти — это лицо или организация, получившие государственные полномочия для осуществления функций государства [8, с.51].

В своем труде другой автор А. А. Клишас описывает три разных подхода к пониманию органа публичной власти. Первый подход представляет его как часть государственного механизма, обладающую полномочиями и участвующую в осуществлении государственных функций. Второй подход рассматривает это как политическое учреждение, созданное для выполнения функций государства и обладающее соответствующими полномочиями. Третий подход описывает его как организацию или должностное лицо, обладающее властными полномочиями, выражающимися в принятии обязательных для адресатов решений и осуществлении контроля за их выполнением [6, c.133].

Подводя итог анализу мнений ученых, можно выделить несколько ключевых выводов.

Во-первых, можно утверждать, что "орган публичной власти" и "орган государственной (а также муниципальной) власти" можно считать эквивалентными. Во-вторых, все исследователи, изучавшие данное понятие, различно формулируют его, однако все они фактически описывают одни и те же признаки органа государственной (публичной власти), которые определяют его юридическое положение.

Следует заметить, что на наше мнение можно выделить следующие характеристики (признаки) органа государственной (публичной) власти.

Во-первых, орган публичной власти всегда действует от имени «основного субъекта власти» — государства, то есть орган публичной власти осуществляет определенную деятельность исключительно по поручению государственного образования, без такого поручения (выполненного в установленном законом порядке) орган публичной власти не вправе осуществлять ту или иную деятельность.

Во-вторых, следует отметить, что органы публичной власти всегда обладают определенными властными полномочиями государства для управления различными сферами общества. Ведь без этих полномочий фактически невозможно эффективно управлять обществом. Важно, чтобы эти властные полномочия были ограничены (в демократическом государстве) и существовали четкие рамки ограничения власти органов публичной власти, система контроля и противовесов. Однако стоит отметить, что этот признак особенно важен для демократических режимов, в то время как в антидемократических режимах власть отдельных органов государственной власти может быть неограниченной или сильно размытой в сторону увеличения власти.

Во-первых, государственный орган всегда имеет организованную структуру, что означает наличие четкой системы и внутренних подразделений, обеспечивающих выполнение функций данного органа.

Во-вторых, государственный орган является основным элементом государственного аппарата, благодаря деятельности которого происходит функционирование государства в целом.

В-третьих, государственный орган всегда состоит из определенных физических лиц, которые обеспечивают его функционирование.

Отметим, что перечисленные характеристики не исчерпывающи, можно выделять признаки органа публичной власти очень долго, разбив их на более мелкие, но это может оказаться нецелесообразным, так как понять правовое положение органа публичной власти возможно посредством этих признаков. Более того, большинство ученых выделяют 4–6 признаков органа публичной власти для понимания его природы и положения.

Вывод. Итак, проанализировав мнения ученых относительно определения органа публичной власти и выделив отдельные признаки этого органа, мы попробуем сформулировать собственное определение этой категории и определить особенности ее правового положения.

Публичный орган — это специальный элемент государственного института, созданный органами власти для выполнения их функций, обладающий компетенцией власти и являющийся объединением индивидов. Правовое положение публичного органа предполагает, что он представляет государство в определенной сфере деятельности и его деятельность регулируется правовыми средствами государства, в первую очередь — его компетенцией.

  • Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Омега-Л, 2014. С. 177.
  • Грандонян К. А. Теория государства и права: учебное пособие. Саратов: Из-во РЕУ им. Г. В. Плеханова, 2018. С. 38 и т. д.
  • Григорьева И. В. Теория государства и права. М.: Проспект, 2019. С. 193.
  • Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Проспект», 2016. С. 108.
  • Суслин Э. В. Теория государства и права: учебное пособие. Спб.: СПб.: АНО ВО «СЮА», 2018. С. 133.
  • Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А. А. Клишаса. М.: Статут, 2019. С. 133.
  • Честнов И. Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Спб.: Из-во Санкт-Петербургского университета Прокуратуры Российской Федерации, 2019. С. 44.
  • Автор Шабуров А. С., Жайкбаев Ж. С. выпустил учебное пособие "Теория государства и права" в 2019 году. Книга издана в Кургане издательством Курганского государственного университета, на странице 51.

Важные понятия (сгенерированные автоматически): публичная власть, орган, правовое положение органа, публичный орган, правовое положение, признак, государственный аппарат, осуществление функций государства, полномочие, признак органа.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий