Оптовый рынок играет ключевую роль в экономике, обеспечивая связь между производителями и розничными продавцами. Он позволяет компаниям закупать товары большими партиями, что снижает стоимость единицы продукции и повышает общую эффективность бизнеса. Благодаря оптовым закупкам, розничные продавцы могут предлагать конкурентные цены, что в свою очередь привлекает больше покупателей.
Кроме того, оптовый рынок способствует диверсификации предложений и увеличению ассортимента товаров. Это важно как для потребителей, так и для производителей, так как позволяет лучше удовлетворять потребности рынка. Таким образом, оптовые рынки являются необходимым элементом, способствующим стабильному развитию торговли и экономики в целом.
Обзор: Какими будут оптовые продовольственные рынки
Летом 2019 года стратегия развития торговли в России до 2025 года была разработана Минпромторгом. Этот документ впервые включал в себя идею создания оптовых продовольственных рынков, которые позволят равномерно распределять скоропортящиеся продукты по всей России, а также помогут мелким и средним предпринимателям обойтись без посредников.
Milknews изучил эту концепцию, а также анализировал международный опыт внедрения подобных нововведений. Оптовые продовольственные рынки отличаются от розничных тем, что они ориентированы на другую категорию потребителей: к ним обращаются так называемые "профессиональные потребители", такие как ритейл, HoReCa, гостиницы и общественное питание (школы, больницы, детские сады и т.д.).
Согласно разработчикам концепции, в России система оптовой торговли значительно отстает от мировых лидеров в сфере продовольствия, что представляет собой серьезное упущение. Они подчеркивают важность оптовой торговли в связи с огромными масштабами России, большими расстояниями, неравномерной плотностью населения и разрозненными производителями.
Все это усложняет логистику и увеличивает издержки. Следовательно, развитие оптовой торговли позволит устранить посредников и открыть новые каналы сбыта.
Современное оптовое звено должно включать в себя четыре работающих системы, обслуживающих оптовых поставщиков и покупателей: * оптовые продовольственные рынки, ориентированные на несетевую розницу, общепит, гостиничный сегмент; * распределительные центры торговых сетей; * независимые (не относящиеся к торговым сетям) распределительные центры и магазины формата Cash and Carry; * системы собственной дистрибуции производителей продуктов питания и импортеров. Почему важны оптовые рынки В развитых странах основную роль играют первые две системы — оптовые рынки и распределительные центры сетей.
Они являются главными оптовыми каналами для продовольственных товаров. В России ситуация немного иная, что приводит к некоторому дисбалансу: например, заметно отличие товаров категории фреш в торговых сетях и несетевой рознице.
Когда люди посещают рынки и ярмарки, они могут найти свежие овощи, фрукты и ягоды только в определенный сезон, потому что логистические проблемы мешают поступлению продуктов в течение всего года. Власть считает, что для нормальной работы рынка нужны все эти системы, поэтому основной приоритет — исправить проблемы оптовых рынков.
Сейчас оптовая торговля представлена в виде разбросанных по городу хладокомбинатов и баз с продуктами, что является результатом советской системы распределения. Это создает проблемы для всей торговли, например, отсутствие свежей рыбы на рынках или большие различия в цене на овощи в разные сезоны, достигающие сотни процентов.
Небольшие и средние производители, которым трудно попасть в торговые сети, также испытывают трудности с продажей своей продукции в несетевой рознице, что заставляет их зависеть от посредников-оптовиков. Это приводит к отсутствию несетевой торговли свежими продуктами в городах, отсутствию рынков и специализированных лавок.
Подобные проблемы с поставками также существуют в сегменте общественного питания, включая несетевые кафе, рестораны и фаст-фуд. В большинстве стран Европейского союза оптовая торговля свежей продукцией организована через оптовые рынки, созданные после Второй Мировой войны.
Особое внимание заслуживает опыт Польши в развитии оптовых продовольственных рынков в период с 1990 по 2000 годы. В 1996 году началось строительство оптовых продовольственных рынков после принятия программы организации оптовых рынков и товарных бирж на период до 2000 года.
В последствии были приняты две дополнительные правительственные программы, направленные на развитие оптовых рынков. К 2001 году было построено 27 оптовых рынков, включая 12 рынков, созданных в рамках правительственной программы в регионах, 7 рынков, построенных за счет бюджетных средств вне программы, и еще 8 рынков, основанных с участием частного капитала.
Все инвестиции в оптовые рынки Польши распределяются следующим образом: 39 миллионов евро — Министерство финансов Польши, 33 миллиона евро — Агентство по реструктуризации и модернизации сельского хозяйства, 26 миллионов евро — органы местного самоуправления, 12 миллионов евро — производители и оптовики, 11 миллионов евро — другие источники. Всего из 27 рынков пять являются межрегиональными.
В Европе большая часть мясной, рыбной и плодоовощной продукции продается именно через оптовые рынки. Во Франции их 19, в Германии — 16, в Испании — 23, в Италии — 30, в Великобритании — 26. Структура оборота в каждой стране различается, однако везде овощи и фрукты занимают первое место — до 80% их оборота происходит через оптовые рынки.
Половина всех свежих продуктов в Париже и Мадриде поступает через их главные рынки — Rungis и Mercamadrid, которые имеют национальное значение. Рынки в Европе в основном находятся в государственной собственности или частично контролируются государством. Например, в Испании оптовые рынки Mercasa полностью принадлежат государству.
Во Франции 52% акций компании Semmaris, управляющей Rungis в Париже, находятся в государственной собственности, а также у города Парижа и департамента Валь-де-Марн. Введение системы продовольственных рынков в этих странах было возможно благодаря государственным решениям, которые предоставили транспортную инфраструктуру для тысяч мелких предпринимателей, использующих эти рынки.
Во Франции, где законодательство о продрынках действует с 1953 года, была введена система специальных зон, которая запрещала торговлю продовольственными продуктами вокруг национально значимых рынков. В Испании также существовали ограничения на оптовую торговлю за пределами государственных рынков.
Интересно, что рынки в течение длительного времени были убыточными: испанская компания Mercasa только недавно начала приносить прибыль, после нескольких десятилетий убытков. Тем не менее, испанское правительство не ориентировано на извлечение прибыли с рынков, для них важнее поддержка малого бизнеса.
Именно из-за этого фактора арендные ставки на рынке Mercamadrid остаются на очень низком уровне даже по сравнению с городами России. Разработчики концепции считают, что в России нет необходимости следовать европейской модели государственных рынков, несмотря на то, что испанская модель считается одной из самых эффективных.
В качестве альтернативы предлагается использовать механизм концессий или ГЧП, либо привлекать частных инвесторов. Однако, государство должно будет регулировать рынки и устанавливать честные правила для всех участников. Подобно эффективной системе оптовой продовольственной торговли в других странах, посредниками могут выступать отраслевые союзы и ассоциации.
В России в настоящее время часть указанных функций выполняется Союзом рынков России. Минпромторг утверждает, что создание оптовых рынков способствует развитию сотрудничества между мелкими сельскохозяйственными производителями, и развитие рынков будет стимулировать восстановление этой организационной формы труда.
Кроме того, важную роль в работе оптовых рынков может сыграть Центрсоюз, координирующий потребительскую кооперацию в стране. В отличие от розничной торговли, регулирование оптовой торговли в российском законодательстве фактически отсутствует.
Одним из основных документов является Закон о торговле, в котором содержится определение оптовой торговли: это форма торговой деятельности, связанная с покупкой и продажей товаров для использования в коммерческих целях (в том числе для перепродажи) или для других целей, не связанных с личным или домашним использованием. Предлагается добавить в законодательство термин "оптовый продовольственный рынок": он будет означать предприятие, предоставляющее арендаторам (профессиональным оптовикам) оборудованные торговые площади и создающее условия для осуществления оптовой торговли.
Представляется, что организатором оптового оборота станет продрынок, который будет предоставлять необходимые сервисные услуги оптовым продавцам и покупателям, включая логистическую поддержку, контроль качества, фасовку и переработку. Оптовые продовольственные рынки должны Выполнять ряд других важных функций, включая поддержку малого бизнеса.
Разработчики отмечают, что, например, испанская государственная компания Mercasa, управляющая 23 государственными оптовыми рынками, финансирует модернизацию почти 200 муниципальных розничных рынков и организует программы поддержки для мелких розничных торговцев и рестораторов. Кроме того, планируется внедрение мониторинга и публикации текущих закупочных цен на продовольствие на оптовых рынках.
Для рынков и государственных закупок важно иметь ориентиром котировки цен. Государство будет осуществлять централизованный ветеринарный и фитосанитарный контроль, а создание инфраструктуры поможет улучшить белую составляющую оборота, так как расчеты на оптовых рынках чаще всего производятся безналичным способом.
Рынки будут разделены на федеральные и региональные, различаясь по объемам скоропортящейся продукции и площадям. Планируется распределить рынки по принципу "один регион — один оптовый продовольственный рынок", за исключением некоторых крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Кемерово и Новокузнецк, в соответствии с зарубежным опытом.
В населенных пунктах с численностью жителей менее 200 тысяч создание оптового продовольственного рынка Минсельхоз считает непрактичным. Концепция заключается в том, что оптовый продовольственный рынок будет предоставлять нужные услуги производителям и поставщикам, а также помогать с упаковкой, упаковкой и погрузкой товаров.
Предусматривается, что оптовый продовольственный рынок будет предоставлять полный спектр необходимых услуг участникам, включая консалтинг, маркетинг, юридическую и банковскую поддержку. Управлять оптовым продовольственным рынком и оказывать услуги будет управляющая компания.
Оптовые продовольственные рынки необходимо размещать вблизи городов и обеспечивать удобным, быстрым и современным автомобильным сообщением с городом, грузовыми терминалами аэропортов, а Возможностью использования железнодорожного транспорта для поставки продовольствия. Площадки для оптовых продовольственных рынков должны быть достаточного размера, чтобы вмещать все необходимые элементы: минимум три отдельные зоны оптовой торговли, логистическую и холодильную инфраструктуру.
На оптовом рынке не будет складов для долгосрочного хранения. Планируется даже создание дополнительных сервисов для удобства участников торговли: кафе, рестораны, гостиницы, магазины, банки и прочее. В качестве примера можно привести барселонский рынок Mercabarna и мадридский Mercamadrid, которые имеют в своем составе даже детские сады для детей тысяч работников рынка.
Оптовый розничный рынок (ОПР) не предполагает классической розничной торговли. Однако, если это происходит по историческим причинам, разработчик планирует четко разделить оптовые и розничные секторы. Также разрабатывается структура финансовой поддержки для оптовых рынков, чтобы помочь им модернизироваться, не нанося ущерба их бизнесу. Бюджетные средства будут направлены на создание инженерных коммуникаций, реконструкцию и дополнительную застройку рынков. Участие государства в работе оптовых рынков планируется ограничить регулированием аренды торговых мест, а также установлением требований по качеству товаров и уровню обслуживания. Источник: milknews.ru
Глашева А.А.Работа в формате PDF94.4 KB
Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оптовые продовольственные рынки — это экономическая коммерческая структура, организующая торговые операции сельскохозяйственными сырьем и продовольственными товарами в определенных местах и в соответствии с установленными правилами.
Главная цель создания оптовых продовольственных рынков (ОПР) заключается в стимулировании производства через взаимодействие производителя, оптового продавца и потребителя, установление прямых экономических связей, регулирование производства и сбыта продукции в соответствии с спросом.
Оптовые продовольственные рынки создаются с целью:
- обеспечения постоянного качественного продовольствия населения;
- сокращения потерь сельскохозяйственной продукции;
- предоставления поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности конкуренции на рынке;
- для ускорения процесса товародвижения и осуществления взаиморасчетов и платежей;
- для формирования объективной коммерческой информации о товаре, спросе и предложении.
Отличие оптовых рынков от ярмарок и бирж заключается в наличии собственного складского хозяйства.
Этот вид оптовой торговли имеет несколько преимуществ:
1. Возможность приобретения товаров одного вида в одном месте. Для предприятий-покупателей это очень удобно, так как это ускоряет процесс закупки, способствует укреплению связей и стабилизирует запасы товаров.
2. Оптовые продавцы оснащены современными технологиями торговли.
Обычно торговые секции уже оснащены необходимым оборудованием и готовы к использованию, что означает, что предприятию-продавцу не нужно оборудовать свои собственные торговые помещения. Обычно заключается договор аренды торговой секции с администрацией рынка.
3. Оптовым продавцам предоставляется возможность временного хранения товаров.
При краткосрочной и долгосрочной аренде торгового места продавец получает возможность использовать складское помещение закрытого типа.
При разовой аренде продавцу предоставляют временные складские помещения. Это позволяет продавцу сохранить качество непроданного товара, не выводя его с территории рынка и не увеличивая транспортные издержки.
4. На территории оптового рынка действуют вспомогательные службы.
Важные услуги на оптовом рынке включают в себя коммунальные службы: тепло-, энерго-, и водоснабжение, охрану общей территории, вывоз мусора и отходов, уборку территории, предоставление необходимого оборудования (весы, гири, упаковка, специальные приспособления для обработки мяса и рыбы), доставку товаров на рынок и их выгрузку. Все эти вопросы решает администрация оптового рынка, а не сами продавцы.
5. Участники оптового рынка получают информацию о конъюнктуре спроса не только на этом рынке, но и на других.
Для того чтобы иметь информацию по всем этим вопросам, создается информационная служба оптового рынка. Она располагает данными о величине спроса на отдельные товары, предложениях по товарам, ценах, качестве, запасах товаров, ценах на биржах, курсе валют, нормативных актах и их изменениях, которые действуют в определенный период.
6. Проверка качества и сертификация товаров на месте.
Для того чтобы товары могли быть проданы на оптовом рынке, они должны соответствовать установленным стандартам качества. На рынке действует специальная служба, занимающаяся проверкой товаров на соответствие качественным требованиям.
7. Реклама оптового рынка.
Администрация рынка осуществляет рекламные кампании для привлечения как потенциальных продавцов, так и покупателей. Это позволяет привлечь внимание к самому рынку, а также к различным условиям, товарам и производителям, представленным на нем.
8. Возможность объединения оптовой и розничной торговли.
Оптовая продажа означает реализацию товаров крупными партиями для последующей переработки или реализации. В некоторых странах оптовые рынки, как правило, не осуществляют розничную продажу, но если и осуществляют, то только в определенные периоды времени.
Тем не менее, оптовые рынки в нашей стране продают товары населению, увеличивая свой товарооборот (правда, это должно быть отражено в Правилах работы конкретного оптового рынка).
9. На оптовом рынке предусмотрена возможность выбора схемы взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Еще в 1994 году были приняты нормативные документы, определяющие правила торговли на оптовом продовольственном рынке. В соответствии с этими документами:
- договоры, заключаемые на оптовом рынке, считаются публичными, то есть такими, в которых одной из сторон всегда является продавец. Он берет на себя обязательство продавать товар каждому, кто обратится к нему. Это означает, что цены на аналогичные партии товаров у каждого отдельного продавца (и другие условия) на оптовом рынке должны быть одинаковы для всех покупателей;
- Оптовые торги проводятся на основе заключения частных соглашений между продавцом и покупателем, при этом цена и другие условия сделки определяются в результате двусторонних переговоров.
Главная цель создания оптовых продовольственных рынков — обеспечить надежное, стабильное и круглогодичное снабжение населения городов качественной и сертифицированной скоропортящейся продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.
Эта цель достигается благодаря внедрению оптового продовольственного рынка в канале товародвижения, который упорядочивает взаимоотношения на всех этапах технологической цепочки: от производителя до оптовика и розничного торговца. В настоящее время взаимоотношения между этими субъектами хозяйствования принимают самые разнообразные формы
Необходимо отдать приоритет созданию оптовых рынков как на региональном, так и на федеральном уровнях. Очевидно, что этот процесс должен быть тщательно спланирован и координирован на территории России.
Создание республиканского оптового продовольственного рынка в КБР принесет следующие преимущества:
— координацию и концентрацию предложения по продукции поставщиков КБР и соседних регионов, включая фрукты, овощи, бакалею, мясо, рыбу и другие товары;
— обеспечение устойчивого доступа к конкурентному рынку для всех поставщиков;
— влияние на формирование рыночной цены на продукцию.
Создание цивилизованной конкурентной среды на оптовом рынке позволит ускорить и упростить финансовые расчеты и весь процесс товародвижения на основе высокотехнологичной системы организации товарных, финансовых и информационных потоков;
Поддержка отечественных производителей осуществляется за счет создания упорядоченной системы сбыта продукции через оптовиков на ОПР и налаживания обратной связи от конечного потребителя до производителя;
Обеспечение цивилизованного контроля государства за безопасным распределением продуктов питания исключает доступ на внутренний рынок продукции, опасной для здоровья населения;
Поддержка предприятий розничной торговли и общественного питания направлена на минимизацию издержек, связанных с закупкой продовольствия в широком ассортименте;
Легализация всех товарных потоков оптового и розничного звена;
Создание дополнительных рабочих мест будет способствовать увеличению числа рабочих
Представленные факты говорят о том, что оптовый рынок продовольствия будет все больше ориентироваться на местные потребности, на производителей и покупателей из регионов.
Результаты исследований позволяют сделать выводы и предложения:
Сложная ситуация на рынке продовольствия страны требует применения нестандартных решений, чтобы вывести отечественный агробизнес из кризиса в самые короткие сроки.
Организация оптовых продовольственных рынков России представляет собой сложный комплекс, который включает в себя оптовые продовольственные рынки на региональном и межрегиональном уровнях, систему правового регулирования их работы, банковские и страховые системы расчетов, а также инженерное обеспечение для их работы.
Эта система только начинает формироваться, но у нее большое будущее. Она станет ключевым элементом в системе распределения продовольствия на рынке.
Свидетельством этому служит мировая система оптовых продовольственных рынков и скорость развития этой системы в России.
Международный союз оптовых продовольственных рынков — это важный исследовательский и аналитический центр, отслеживающий изменения на мировом рынке продуктов питания. Для оптовиков различных стран эта информация является необходимой для принятия осознанных хозяйственных решений.
Это подтверждает, что в России структура продовольственных рынков развивается успешно. Государству нужно активно участвовать в создании и развитии оптовых продовольственных рынков, начиная от финансирования и заканчивая принятием стимулирующих законов и нормативных актов.
В работе обоснована необходимость создания и развития оптового продовольственного рынка в КБР
Разработка оптового продовольственного рынка на территории КБР предусматривает создание определенной инфраструктуры. Наличие разветвленной инфраструктуры ОПР способствует расширению спектра предлагаемых услуг. Эти услуги могут быть предоставлены специализированными компаниями, аккредитованными на рынке, или собственными структурными подразделениями рынка.
- Г. Болт. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика. 1991.
- А. Баскин. Перспективы оптовиков на рынке производственного назначения // РИСК — 1994 -№ 1-2. С.51.
- Е. Васькин. Потребительский рынок России // РИСК — 1998 № 1. С.4.
- И. Вахнин. Договор оптовой купли-продажи и поставки товара // РИСК — 1997 — № 6. С.74
- С. Карнаухов. Инфраструктура товарного рынка / РИСК — 1996 -№ 10-12, с.4
- Оптовый рынок продовольственных товаров и соответствующие стандарты были освещены в статье "Библиотечка Российской газеты" из номера 17 за 1997 год.
- В статье "Рыночная инфраструктура" В. Одесса рассматривается в журнале "РИСК" за 1997 год, номер 3-4, страница 12.
Цель и задачи реализации Концепции
Данная концепция была разработана с целью установления организационно-правовых и экономических условий для развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации.
Она предусматривает создание эффективной системы распределения свежих фруктов, овощей, мяса, рыбы и других быстропортящихся продуктов для разнообразных торговых форматов и предприятий общественного питания, гостиниц, а также для социальных учреждений крупных городов и агломераций (больницы, школы, детские сады), соответствующей санитарным и эпидемиологическим стандартам. Основываясь на создании современной торговой инфраструктуры, она также способствует развитию честной конкуренции между профессиональными оптовиками и производителями на территории оптового рынка.
Внедрение положений Концепции способствует расширению объемов продаж быстропортящихся товаров, уменьшению потерь произведенной продукции, обеспечению эффективного контроля качества товаров (ветеринарный и фитосанитарный контроль), предоставлению сервисных услуг (банковские, упаковочные, маркетинговые и другие) оптовым продавцам и покупателям.
Основные направления развития оптовых продовольственных рынков включают в себя:
улучшение нормативно-правового регулирования деятельности оптовых продовольственных рынков;
развитие инфраструктуры оптовых продовольственных рынков;
государственная поддержка развития оптовых продовольственных рынков.
Организация оптового продовольственного рынка
Основными участниками рынков оптовой продажи продуктов питания могут быть профессиональные оптовые продавцы, розничные торговцы и предприятия общественного питания, сельскохозяйственные и потребительские кооперативы и т.д.
Понятие профессионального оптового продавца в рамках данной Концепции означает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, включая отдел сбыта или дистрибьютора производителя товаров, зарегистрированных на оптовом продовольственном рынке и осуществляющих там продажу сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Тем временем арендаторами торговых мест на оптовом продовольственном рынке могут быть владельцы продовольственных товаров, а также агенты владельцев и другие посредники.
Оптовые продовольственные рынки не будут осуществлять торгово-закупочную деятельность, а будут предоставлять помещения, оборудование и другие услуги для оптовой торговли на основе долгосрочной аренды.
Основной функцией оптовых продовольственных рынков будет организация оптового оборота.
Предполагается, что на оптовых продовольственных рынках будут предоставляться следующие услуги:
— предоставление торговых мест (площадок) для товаропроизводителей и поставщиков продукции;
— предоставление торгового оборудования, складских помещений, холодильных камер, транспортных и погрузочных средств;
- Оказание помощи в выполнении работ по погрузке и разгрузке, взвешивание и размещение товара;
- Подготовка к продаже (подготовка) продукции, упаковка и фасовка;
- Уборка и санитарная обработка торгового оборудования и инвентаря, производственных площадей и складов;
- Предоставление услуг по водоснабжению, освещению, энергетике, отоплению, уборке мусора, кондиционированию воздуха, общественным местам и другим коммунальным услугам;
- Уборка территории, вывоз мусора, отходов и бракованной продукции;
- Предоставление железнодорожных и разгрузочных платформ, охраняемых автостоянок, транспортных услуг;
- Организация питания за пределами дома, предоставление гостиничных услуг;
- Охрана товаров, производственных и складских помещений, торгового и технологического оборудования;
Помощь в консалтинге при проведении сделок, оказание маркетинговых, логистических и других услуг;
Обеспечение информационной и рекламной поддержки торгово-закупочных операций, предоставление услуг связи;
Предоставление юридической и банковской поддержки участникам торгово-закупочных операций.
Организация, созданная для управления оптовым продовольственным рынком и обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации к обустройству, оборудованию, содержанию оптового продовольственного рынка и организации оптового оборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия, будет осуществлять управление оптовым продовольственным рынком.
На оптовом продовольственном рынке имеется возможность осуществления розничной торговли продовольственными товарами. Для этого целесообразно выделить специальную зону в пределах территории оптового рынка.
В последние дни многие обращаются ко мне с просьбой прокомментировать случившееся в Бирюлево — и журналисты, и просто знакомые. При попытке объяснить, иногда становится очевидно, что людям не всегда понятны самые простые вещи. Например, почему нельзя полностью перевести торговлю овощами и фруктами в супермаркеты. Так что я расскажу свою точку зрения с самого начала.
Произошедшее в районе Бирюлево можно разделить на несколько связанных тем:
1. что представляет собой оптовый овощной рынок и зачем он нужен;
2. проблема размещения такого рынка в пределах города;
3. политика московских властей в области обеспечения города овощами; и, наконец,
4. реакция власти на события 10-13 октября и выводы, которые она готова сделать.
Давайте обсудим, зачем нужен оптовый рынок овощей и фруктов.
Каждый год жители крупных городов употребляют сотни тысяч тонн овощей и фруктов. Часть этого спроса удовлетворяется розничными сетями: гипермаркетами и супермаркетами. Они закупают овощи и фрукты у своих поставщиков напрямую, заключая долгосрочные контракты, и практически не имеют отношения к оптовым рынкам.
Однако не все продукты попадают под эту категорию, а только небольшая их часть, в основном фрукты и зелень. Это связано с тем, что сети магазинов работают с определенным типом продукции. Главным образом, это импортные товары из дальних стран, адаптированные специально для сетевых магазинов: продукты длительного хранения, которые могут лежать в трюме корабля недели, месяцы, и при этом продолжать созревать. Эти продукты не всегда сочные и вкусные, зато долго не портятся и удобны для транспортировки. Сетевые магазины работают с этими товарами не потому, что им не важно качество и не уважают покупателей, а потому что работа с другими товарами более сложна и дорогостояща, а в некоторых случаях и вообще невозможно при самообслуживании.
Если бы советский человек оказался сегодня в супермаркете, он был бы удивлен большим выбором фруктов и овощей. Но современные жители Москвы уже далеки от привычного советского восприятия. Однако они все еще не так знакомы с этим, как европейцы, которые отлично разбираются в овощах, фруктах и зелени.
Такой житель Москвы может внезапно спросить продавца на рынке о причинах неровного вида грунтового помидора и заявить, что сетка трещин на их живых, а не восковых боках, вызванная пребыванием на грядке, вероятно, канцерогенна. Однако прогресс налицо, и его видно с каждым годом. Все меньше успешных людей серьезно считают, что отказ от рынка и приобретение всех продуктов в супермаркете — важный имиджевый шаг. Я думаю, что уже половина жителей Москвы отличает грунтовой огурец или помидор от выращенного в теплице. Многие интересуются у продавца не только укропом, петрушкой и кинзой, но и более сложными товарами: кресс-салатом, мятой, розмарином, тимьяном
Товар более тонкий и скоропортящийся, чем в супермаркетах, зато требует обслуживания продавцом, постоянной переборки и т.д.; тем не менее, объем сделок по розничной продаже этого товара выше.
Покупка овощей и фруктов на оптовом рынке — это стандартная практика для многих предприятий общественного питания.
В большом городе может быть несколько оптовых рынков, но в условиях экономического развития происходит естественная монополизация. Поэтому, чтобы гарантировать наличие товара на прилавке к утру, предприниматели предпочитают совершать закупки на одном рынке, даже у разных продавцов. Чем больше рынок — тем лучше, поскольку это способствует конкуренции и предоставляет больший выбор продукции, включая экзотические товары.
База Покровская – теперь, по сути, была – самой большой в Московском регионе, а возможно, даже самой крупной в России, если говорить о оптовых овощных рынках. По оценкам экспертов, через нее проходило от 65 до 70% несетевого товарооборота в Москве. Но база обслуживала не только Москву и Подмосковье, но и многие соседние области – достаточно было взглянуть на номера государственных автомобильных номеров "Газелей" и фургонов покупателей.
Конечно, все это устройство существует не только в Москве, но и во всех крупных мегаполисах, хотя существуют различия в деталях. В Европе есть огромные оптовые рынки, которые не могут сравниться с Покровской; самые известные из них – Мерката в Мадриде и Ранжис в Париже.
Вывод в данной части очевиден и прост: Москве жизненно необходим оптовый рынок (или даже несколько), так как он является важной частью инфраструктуры города. Ни старые советские овощебазы, работающие по предоплате, ни даже сеть супермаркетов не смогут заменить такой рынок.
Где должен располагаться подобный рынок? Очевидно, за пределами города, как и в других цивилизованных странах. В Москве такие рынки уже существуют, например, на окраине Долгопрудного. Даже если они далеки от совершенства и переоборудованы из старых советских овощебаз, они все же привлекают значительное количество покупателей, особенно после закрытия рынка в Бирюлево.
Следующий вопрос: насколько достоверными были жалобы местных жителей Бирюлево на неудобства, связанные с расположением овощного рынка рядом с районом? На мой взгляд, они абсолютно обоснованы. Я сам неоднократно посещал Покровский рынок и могу подтвердить – количество людей из разных культур (или, точнее, имеющих разные паспорта) в Бирюлево просто поражает. Кроме того, район является анклавом, куда непросто заехать или уехать. Например, один из местных жителей и блоггеров в своем свидетельстве, широко обсуждаемом в интернете в последние дни, описывает Бирюлево следующим образом:
«Давайте я расскажу вам о моем родном Бирюлеве, это замечательный и прекрасный район. Фактически анклав столицы, отрезанный с двух сторон железными дорогами и МКАДом с третьей.
Большая часть нашего района занята промышленной зоной (она обозначена серым цветом на карте): здесь расположены завод железобетонных изделий, пивоваренный и бетонный заводы, пищевой комбинат "Крекер", предприятие по обработке дерева, фабрика по производству косметики, ТЭЦ-26, Покровское кладбище, несколько огромных парковок для грузовиков и микроавтобусов, а также покровская плодоовощная база.
В жилой части района стоит обязательно посетить рестораны "Гыс Галасы", "Чай у Хана", "Эльбрус". На каждом углу вас наверняка встретят "дружелюбные" бородатые парни, которые почему-то всегда собираются в кучи (видимо, это их инстинкт)
Почему главный оптовый рынок овощей в городе, а то и в стране, оказался в черте мегаполиса? Не так уж и сложно. Просто в этом районе не было городского планирования, а там, где заинтересованные лица организовали его, там он и появился.
Касательно вопроса о реальных владельцах рынка, существуют разные мнения. Некоторые утверждают, что рынок был предметом жестоких схваток между различными кланами. Год назад мой знакомый, специалист в области коммерческой недвижимости, не смог назвать настоящих владельцев Покровского рынка. Однако ясно одно: рынок действительно принадлежал южным кланам, как и многие другие объекты такого рода. И также ясно, что директор базы, Герой России Магомед Толбоев, в тот момент играл определенную роль, о которой теперь говорит какие-то странные вещи.
Какие мнения высказывают московские и федеральные власти по этому вопросу? Очевидно, что сейчас, когда произошел инцидент не где-то в провинции, а в Москве, власть испугалась. Вертолеты, заявления министров, репортажи по центральным каналам — все указывает на серьезное отношение к этой ситуации. Однако мы уже неоднократно наблюдали авралы по подобным случаям: сначала полиция бездействует, а затем вдруг начинает действовать сверхактивно.
Также любопытной кажется следующая деталь. Когда малому бизнесу в очередной раз повышают страховые платежи, все это сопровождается бесконечными разговорами о серых зарплатах, конвертах, обналичивании и, в конечном итоге, о "черном нале", который якобы поддерживает преступность. Однако гигантские наличные обороты Покровского и подобных ему объектов, похоже, все это время не беспокоили законодателей.
Но, разумеется, это всего лишь риторические вопросы. Здесь интересно другое: какие планы задумала власть, в первую очередь московская, в экономическом плане. Какие пути намерена выбрать для огромных поставок фруктов и овощей из ближнего зарубежья и с российского юга?
Здесь наблюдается не слишком частый случай, когда правительство Москвы могло бы легко конкурировать с частным бизнесом без больших вложений. Следовало давно выбрать два удобных участка в Московской области, близко к МКАД с удобным подъездом – на севере и на юге. Их достаточно обустроить и попытаться направить на них часть транспорта, привлекая поставщиков за меньшую цену и с удобным подъездом. Затем, используя доходы от участков, можно было бы построить более постоянные объекты. Но никто не собирался этого делать, хотя при Лужкове в московском правительстве существовал целый департамент продресурсов.
Под руководством Собянина или, точнее, вице-мэра по экономике Шаронова, наконец-то появился проект строительства оптового продовольственного рынка, принадлежащего городу. Был изучен опыт Меркаты, Ранжиса и других подобных мест. По моим сведениям, было принято решение о его строительстве. Однако, этот процесс не будет быстрым. Как и все в нашем городе, его будут строить с московским размахом.
Согласно наиболее оптимистичным прогнозам, рынок появится не ранее 2016 года. Но куда в это время будут отправляться машины? Куда будут приезжать люди за товарами?
За последние несколько дней мэр Москвы неоднократно выступал по поводу событий в Бирюлево, давал интервью. И меня настораживает тон его комментариев.
Логично предположить, что мэр Москвы мог бы сообщить о планах правительства по разработке цивилизованной альтернативы оптовой торговле овощами для городских жителей или, возможно, заинтересовать инвесторов. Вполне возможно, он мог бы упомянуть о решении города строить оптовый терминал. Однако Сергей Собянин не сказал ни слова об этом. Вместо этого он напомнил о закрытии 30 рынков и 10 тысяч точек мелкорозничной торговли, добавив, что этим занимались 2,5 года.
Действительно, снос торговых точек, закрытие розничных рынков и базы, а также снос автосервисов и автомоек имеют очевидные сходства. В каждом из этих случаев были нарушения со стороны некоторых владельцев объектов, хотя, конечно, не всех.
Всё начиналось с борьбы за восстановление законности, но по завершении этапа москвичи обнаруживали, что ничего не возникало на месте снесенных или закрытых объектов, имевших проблемы с разрешительной документацией. Предложенные программы по развитию альтернативного легального малого торгового бизнеса не были реализованы, хотя были предложены предпринимательским сообществом, ОПОРОЙ России и другими экспертами. Не стоит упрекать в этом департамент торговли, ведь решения по таким вопросам принимаются на другом уровне.
Проблема современной власти в Москве в сфере торговли, общепита и услуг не заключается в том, что она уничтожает что-то, а в том, что она пока не способна заменить уничтоженное. Закрытие Покровской базы, на которое жители Бирюлева надеялись много лет, могло бы стать мощным стимулом к развитию. Однако что-то серьезно подрывает эту веру.
Как будет организован оптовый продовольственный рынок
В новой концепции была введена новая терминология (оптовые розничные торговцы, арендаторы торговых площадей), где описывается роль основных участников, а также определяются задачи и функции ОПР.
В частности, указывается, что ОПР должны быть размещены ближе к конечным потребителям, в первую очередь в крупных агломерациях и городах. В то же время, на рынках не будет проводиться торгово-закупочная деятельность.
Согласно концепции, основные участники оптовых рынков — это предприятия розничной торговли и общественного питания, сельскохозяйственные и потребительские кооперативы, а также профессиональные оптовые торговцы.
Лицензированный оптовый продавец | Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включая отдел сбыта или дистрибьютор продукции, зарегистрированные в ОПР и реализующие сельскохозяйственную и продовольственную продукцию. |
Арендаторы места торговли | Владельцы (собственники) товаров, а также агенты собственников и другие посредники. |
Организации первичной розничной продажи будут предоставлять помещения, необходимое оборудование и другие услуги для осуществления торговли на основе долгосрочной аренды складских и торговых помещений. Таким образом, они будут отвечать за организацию оптовой торговли.
Запрещается копирование и любое изменение материалов изжурнала Контур.
11 Оптовые продовольственные рынки и их роль в закупках товаров
Разрушение государственной централизованной оптовой торговли, отсутствие новой, соответствующей условиям рыночной экономики системы распределения продовольствия привели к возникновению недостаточно цивилизованной рыночной среды. Проблема обеспечения населения продовольствием потребовала разработки новых подходов к организации оптовой торговли и перемещению продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для удовлетворения потребностей населения.
В результате был выделен оптовый продовольственный рынок как наиболее оптимальная форма организации.
Оптовые продовольственные рынки представляют собой место торговли конкурентоспособным сельскохозяйственным сырьем и продовольствием оптовыми и розничными торговыми предприятиями, а также частными торговцами.
В различных странах с экономикой, основанной на рыночных принципах (например, Франция, Япония, Португалия и др.), оптовые продовольственные рынки играют важную роль, занимая промежуточное положение между оптовой ярмаркой и товарной биржей. Однако, в отличие от последних двух, оптовый продовольственный рынок имеет свои собственные склады.
Основные функции оптовых продовольственных рынков включают:
- Обеспечение круглогодичного поставки населения высококачественной пищей и уменьшение потерь сельскохозяйственной продукции;
- Предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности выхода на конкурентный рынок;
- Создание удобного места для осуществления сделок по покупке и продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- увеличение эффективности поставки и распределения продовольствия в крупных городах, промышленных центрах и отдельных регионах страны;
- создание новых рабочих мест.
- рынки, сформированные на территориальной основе (региональные, городские, районные, сельские (поселковые);
- специализированные рынки (плодоовощные, мясные, рынки скота и т.п.);
- универсальные, продающие различный ассортимент товаров.
- владельцы товаров (производители, оптовые предприятия, посредники) или их уполномоченные представители, имеющие право осуществлять торговые операции на рынке (продавцы);
- розничные торговые и другие предпринимательские структуры, имеющие доступ на оптовый рынок в качестве покупателей;
- персонал оптового рынка, участвующий в совершении торговых сделок непосредственно в товарных отделах.
- Предоставление долгосрочной аренды торговых мест продавцами;
- Предоставление краткосрочной аренды необходимых торговых площадей;
- Возможность участия в оптовых торгах с ежедневной оплатой или специальным рыночным сбором, зависящим от вида товара и оплачиваемым с оборота.
- Обеспечение соблюдения санитарных правил и техники пожарной безопасности;
- Компенсация стоимости товара в случае его утраты из-за невыполнения обязанностей по обеспечению торгового процесса;
- Замена недостаточных весов, инвентаря и инструментов, не соответствующих техническим требованиям и санитарным нормам;
- Своевременное удаление мусора, упаковочных материалов и тары из торгового зала.
- Соблюдение правил торговли и внутреннего распорядка на рынке;
- По завершении торгов освободите торговое место, верните арендованное оборудование, инвентарь и инструменты.
- Какова суть оптовых рынков?
- Кто выступает в роли продавцов и покупателей на оптовых рынках?
- Как организована продажа товаров на оптовых продовольственных рынках?
- Охарактеризуйте продажу товаров в мелком оптовом магазине-складе.
- В чем заключается особенность организации продажи товаров в мелком оптовом магазине?
- Изучите организацию продажи товаров на существующем оптовом рынке и в мелком оптовом магазине. Предложите рекомендации по оптимизации работы данного предприятия.
Оптовый рынок
Генерирующие компании, экспортные/импортные операторы электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании и крупные потребители — все они являются продавцами и покупателями на оптовом рынке. Они могут участвовать в торгах как на стороне продавца, так и на стороне покупателя. Чтобы стать участником оптового рынка, организация должна соответствовать требованиям, установленным в Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденным Правительством РФ 27 декабря 2010 года под номером 1172, а В Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Два продукта — электроэнергия и мощность — доступны для торговли на оптовом рынке. Особенностью мощности является то, что её покупка дает участнику право требовать, чтобы продавец поддерживал генерирующее оборудование в готовности для производства электроэнергии заданного качества в необходимом объеме.
Сегодняшний оптовый рынок электроэнергии начал своё функционирование с 1 сентября 2006 года, когда Правительство Российской Федерации установило новые правила для его работы.
Правила оптового рынка электроэнергии
Правила обеспечения дискриминационного доступа к услугам передачи и оказания электроэнергии
Розничный рынок
На розничных рынках электрической энергии продаётся электроэнергия, которая была приобретена на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия, произведенная генерирующими компаниями, не участвующими в оптовом рынке.
Основные моменты функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее — Основные положения)
Субъектами розничных рынков являются:
- потребители электроэнергии;
- поставщики коммунальных услуг;
- гарантирующие организации;
- компании, обеспечивающие энергоснабжение;
- производители электроэнергии для розничных рынков;
- энергетические сети;
- субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие контроль и управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).
В случае приобретения производителями электрической энергии (мощности) для своих собственных нужд, они выступают на розничных рынках как потребители.
Сетевые организации также приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для компенсации потерь и Выступают как потребители.
Сбытовые компании
Сбыт электроэнергии конечным потребителям осуществляют сбытовые компании: гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, а также производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Гарантирующий поставщик (ГП) — сбытовая компания, обязанная заключить с любым обратившимся к ней физическим или юридическим лицом, находящимся в зоне его деятельности договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)). Наличие ГП в конструкции розничного рынка гарантирует, что конечный потребитель не окажется в ситуации, когда с ним отказались заключать договор все сбытовые организации. Договоры, заключаемые ГП с потребителями, носят публичный характер, их условия, включая порядок ценообразования, регламентируется Правительством Российской Федерации.
Гарантирующий поставщик функционирует в определенной зоне деятельности, и за ее пределами может выступать как энергосбытовая организация. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются. Они продают на розничном рынке электрическую энергию (мощность), закупленную оптовым рынком с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей их зоне деятельности, а также на розничных рынках у энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
Энергосбытовые (энергоснабжающие) организации имеют свободу выбора покупателя (потребителя), с которым они готовы заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в отличие от гарантирующих поставщиков.
Ценообразование на розничном рынке
Согласно Основным положениям поставки электроэнергии (мощности) населению и аналогичным категориям потребителей осуществляется по установленным регулируемым ценам (тарифам), утвержденным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, ответственным за государственное регулирование тарифов.
- А) Ценовые зоны: Продажа оставшихся объемов электроэнергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам.
- Б) Неценовые зоны: Продажа оставшихся объемов электроэнергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в неценовые зоны оптового рынка, осуществляется по регулируемым ценам.
Оптовая торговля — это форма торговли, направленная на обеспечение потребностей предприятий в товарами и услугами. Товары, приобретенные на оптовых рынках, могут использоваться для производства или же перепродаваться на розничном уровне. Оптовая торговля и рынок предприятий — это понятия, описывающие единую экономическую систему, обеспечивающую взаимодействие между различными организациями.
Участники оптового рынка могут быть следующими:
- Организации, которые закупают товар для последующей переработки и продажи;
- Компании, занимающиеся повторной продажей приобретенной продукции;
Характеристики оптового рынка
Оптовый рынок имеет следующие особенности:
- Главной особенностью оптовых рынков является осуществление крупных закупок и больших объемов продаж при небольшом числе участников рынка.
- Оптовые рынки товаров промышленного назначения характеризуются крайне ограниченным числом покупателей, стабильными ценами и объемами закупок, неизменностью. Функционирование таких рынков больше всего зависит от географического расположения. Спрос и предложение изменяются в зависимости от тех же показателей, что и для товаров массового потребления.
- Оптовые торговые предприятия выступают в качестве посредников. Большое количество посредников на оптовых рынках обусловлено стабильно низкими ценами на товары и услуги.
- Огромная часть оптового рынка занята государственными организациями, которым необходимо проводить закупки товаров для выполнения своих функций.
- Особенность оптовых рынков заключается в повышенном интересе со стороны контролирующих органов, связанным с присутствием государственных компаний.
Таким образом, оптовые рынки отличаются более крупными объемами закупок при меньшем числе покупателей. Они сильно зависят от спроса и предложения на потребительском рынке.