Выдающиеся писатели, родившиеся в Санкт-Петербурге: литературное наследие северной столицы
День филолога в России отмечают 25 мая. Петербург подарил миру множество великих поэтов и писателей, прославлявших страну в прошлые века и почитаемых во всем мире до сих пор. Какие известные личности родились в Северной столице, рассказывает Neva.Today.
День филолога. Фото: сделано в Шедевруме
Во время Дня филолога в России петербуржцы поздравляют всех, кто так или иначе связан с языком, литературой. Сформировалась наука в далеком XVII веке и внесла большой вклад в развитие Русского мира.
Не менее важную роль в развитии филологии сыграл и Петербург, породивший огромное количество талантливых людей. В нем появлялись на свет и писатели, поэты. Кто из них прославлял культурную столицу и Россию по всему миру?
Граф Алексей Константинович Толстой
Известный в Российской империи писатель родился в Санкт-Петербурге 24 августа 1817 года. За годы своей деятельности построил отличную карьеру. Алексей Константинович был членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Писал книги, сочинял стихотворения, переводил тексты. Входил в дворянский, графский род Толстых.
Умер 28 сентября 1875 в селе Красный род, Черниговской губернии Российской империи.
Он родился в Санкт-Петербурге в 1880 году еще во времена Российской империи. Блок был легендарным поэтом Серебряного века, произведения которого в школах проходят до сих пор. При этом великий филолог занимался не только сложением стихов. Он был писателем, переводчиком и даже литературным критиком. Умер 7 августа 1921 года в Петрограде.
Современные писатели Санкт-Петербурга
Романова Александра Валерьевна Родилась в Ленинграде, в семье с глубокими традициями, дедушка – поэт Семен Ботвинник, родители ученые, работали в научном институте. Одна из бабушек – Надежда Формаго из Витебска, дочь генерала царской армии. С детства Александра Романова проявляла разносторонние таланты, рисовала, писала стихи. Начала учиться живописи в Изостудии при Государственном Эрмитаже в пять лет, но это не было ее единственным занятием. Она изучала иностранные языки, много читала, играла на фортепьяно, сочиняла музыку.
Книги Александры Романовой
Вадим Андреевич Левенталь Вадим Андреевич Левенталь родился 25 октября 1981 года в Ленинграде. После школы молодой человек поступил на филологический факультет СанктПетербургского государственного университета, выбрав специальность «литературная критика и редактирование». В 2011 году Левенталь придумал, а затем воплотил идею составления двухтомника «Литературная матрица», который был признан одним из самых успешных литературных проектов последних десятилетий. Сейчас писатель работает редактором издательства «Лимбус Пресс», а также является ответственным секретарем общероссийской литературной премии «Национальный бестселлер». Его проза и критика публикуется на страницах изданий «Звезда», «Октябрь», «Известия»
10 лиц петербургской литературы
ТАТЬЯНА МОСКВИНА Театровед, публицист, писательница и драматург. Один из самых читаемых петербургских авторов; за последние 10 лет у Москвиной вышло 15 книг. Литературная жизнь нужна литературным критикам, то есть они ее всеми силами создают и выдумывают.
У нас так мало критиков, что в заводе лишь несколько очажков такой жизни: тлеющие – вокруг журналов «Нева» и «Звезда», слабо, но пульсирующий – около издательства «Лимбус Пресс» и премии «Нацбест». А в Доме книги есть отдельный стенд «Писатели Петербурга», точно мы уже отделились от России. Кипения страстей нет – живем ниже травы.
Вообще, картина «литжизни» странная, жалкая и даже не вполне приличная для Петербурга. Я в литературе новичок, ориентируюсь плохо, но все ж таки могу заметить разницу между жизнью и не-жизнью. Литература в Петербурге ближе к не-жизни, хотя героическими усилиями одиночек она есть и дает иногда любопытные плоды (взять ту же «Литературную матрицу»).
Я читаю современную литературу уже несколько десятилетий, трудно взять вот и бросить. Всех читала – и Акунина, и Пелевина, и Маринину, и Устинову с одной стороны, и Быкова, Крусанова, Сергея Носова, Маканина, Улицкую, Рубину, Кучерскую, Шарова, Горчева, Шаргунова, Прилепина с другой. Глубокий и причудливый писатель – Владимир Шаров. Очень был обаятелен покойный Дима Горчев.
Ни на кого не похож самобытный Крусанов. По-прежнему занимателен Маканин. И я по-прежнему привержена творчеству Людмилы Петрушевской.
ЛЕВ ЛУРЬЕ Историк, краевед, основатель 610-й классической гимназии, телеведущий и «серый кардинал» петербургской журналистики. Автор научнопопулярных книг «22 смерти, 63 версии», «Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка». Петербургская литературная жизнь, на мой взгляд, довольно скучная и даже гнилая.
Пожалуй, журналистская и музыкальная тусовки гораздо интереснее. Возможно, это связано с малой престижностью данного занятия. Я не слежу специально за литературными новинками. Но могу сказать, что обязательно читаю новые вещи Пелевина и все книги Юлии Латыниной – за исключением фэнтези.
И Андрея Константинова – это мой любимый петербургский автор, редкий пример русского писателя, который способен владеть сюжетом. Со временем я перестал читать стихи, просматриваю журналы и уделяю много внимания книгам нон-фикшн.
АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ Человек с романной биографией: востоковед-арабист по образованию, работал военным переводчиком в Йемене и Ливии, в начале 1990-х начал журналистскую карьеру (криминальный репортер), основал АЖУР, был председателем Союза журналистов, учредителем конкурса «Золотое перо». Автор детективов «Адвокат», «Журналист», на основе которых снят сериал «Бандитский Петербург», романа «Тульский-Токарев».
Общий тираж книг Константинова, по одним данным, более 3,5 миллиона экземпляров, по другим – более 10. Я помню время, когда за новыми книжками охотились, так же как и за билетами в театр, очереди стояли. Сейчас не так. На мой взгляд, это связано с тем, что практически не происходит открытия новых пространств в этих направлениях.
Проблема литературы в том, что она упорно движется к одноразовости и не улавливает каких-то важных вещей. Когда я «жюрил» на «Нацбесте» в прошлом году, то резко выступил на премии и в печати по поводу шорт-листа не потому, что я хотел побольнее укусить своих литературных соперников.
Я чувствовал искреннее разочарование тем, что не обнаружил в списке книг, которые я мог бы порекомендовать, например, друзьям. А хорошая книга для меня всегда радость, и здорово, что они все-таки есть. Мне очень понравилась книга Андрея Волоса «Победитель».
Или есть такой автор Андрей Валентинов, он живет на Украине, но пишет по-русски, у него есть потрясающий исторический роман «Флегетон». Также я очень люблю Юзефовича и считаю, что его «Князь ветра» должен был получить «Супернацбест», никто другой просто рядом не стоял, эта вещь сделана с потрясающим композиционным искусством.
Или вот супруги Дяченко, которые работают в «презренном жанре» фэнтези, но умудряются выдавать интересные вещи. Также я искренне люблю Веллера, но сейчас он как-то сменил стилистическую ориентацию, и мне любопытнее слушать его публицистические высказывания.
Или Тим Скоренко, за книгу которого я проголосовал на «Нацбесте», – это не герой моего романа и вообще «не мой» роман, но что-то в нем есть, искорка. Возвращаясь к литературной жизни и литературной ситуации. Лучше всего, на мой взгляд, ее характеризует простой эксперимент, который я проводил неоднократно. У нас в городе есть Союз писателей… даже два союза.
Там, полагаю, не менее сотни членов, может, даже и не одна сотня. Но попроси рядового интеллигентного человека, не связанного со всей этой кухней, назвать хотя бы десять-пятнадцать современных петербургских писателей… Назовут от силы пять-шесть. Я абсолютно убежден – напиши кто-то гениальную и адекватную времени вещь да сговорись все издатели ее не печатать – она так или иначе не пропадет.
АНДРЕЙ АСТВАЦАТУРОВ Преподаватель филфака СПбГУ – из тех, в которых влюбляются студентки, наследник громкой филологической династии, автор бестселлеров «Люди в голом» и «Скунскамера». В целом литературная жизнь Петербурга мне кажется довольно оживленной.
Если задаться целью посещать все мероприятия – то каждый день придется куда-нибудь выбираться, а то в два или в три места одновременно. В Питере живет много уже маститых литераторов, очень много молодых; работает огромное количество кружков и объединений, стали появляться новые книжные магазины, которые становятся замечательными дискуссионными площадками.
Пожалуй, специфической особенностью нашей литературной жизни является то, что все сидят по своим углам, по своим кружкам и тусовкам и не желают знать ничего другого. То есть жизнь бурная, но какая-то разрозненная.
Я слежу за творчеством Михаила Елизарова, Ольги Славниковой, Захара Прилепина, Дмитрия Быкова, Леонида Юзефовича, Германа Садулаева, Сергея Болмата, Павла Пепперштейна, Всеволода Емелина и многих других – всех не перечислить. Безусловные величины… Пожалуй, нет. Да и не должно быть. Современная культура всегда должна видеться спорной, открытой для полемики и диалога. Иначе не будет движения и развития.
ИЛЬЯ БОЯШОВ Историк по образованию, преподавал в Нахимовском училище. Бояшов – автор одного из лучших современных романов о войне «Танкист, или «Белый тигр». Лауреат премии «Национальный бестселлер» 2007 года за роман «Путь Мури». Петербургскую литературную жизнь я мог бы охарактеризовать как если не бурлящую, то временами фонтанирующую.
Важно понимать, что она разделяется на несколько слоев, и в моем, условно говоря, слое жизнь идет. Есть еще писатели старшего поколения, с которыми мы меньше общаемся, но и у них тоже что-то происходит – начать с того, что в городе аж два Союза писателей. Если человек хочет вариться в этом бульоне литературном, то он рано или поздно туда попадает обязательно.
Не стоит также недооценивать общение в интернете. Я слежу за своими коллегами с удовольствием, читаю новые вещи. Сергей Коровин, Герман Садулаев, Сергей Носов, Юрий Лебедев – многих можно назвать. Сильное впечатление всегда производят романы Павла Крусанова, из последних – «Мертвый язык». Понравилась мне также книга Наля Подольского «Время культурного бешенства».
Литературный Петербург — дома, люди, жизнь
Практически с самого начала своего основания и до нынешних дней Санкт-Петербург является местом средоточения творческих личностей. Сюда со всех концов страны съезжаются и остаются жить писатели, художники, живописцы и скульпторы. Зачастую, именно здесь их посещает особое вдохновение, позволяющее им творить великие произведения искусства.
Этот город застал и расцвет русской поэзии. Более того, Петербург можно назвать своеобразной родиной современного стихосложения — ведь в 25-ти километрах от него, в Царском селе, учился и рос, тогда ещё юный, Александр Пушкин, с которого начался Золотой Век русской поэзии. Жили здесь и многие поэты Серебряного Века. Памятуя об этом, многие называют Северную Столицу Литературным Петербургом.
Сразу отметим, что сам по себе псевдоним как феномен – явление чрезвычайно древнее. Его истоки, как можно догадаться, уходят в период первой письменности, т.е. так или иначе связаны с первыми опытами документальной подписи. Разумеется, все начальные проявления псевдо-подписей относились к «бумагам», направленным против властей, соседей, родственников. Иными словами – все они были анонимками, т.е. подписанными ненастоящим именем. Можно считать, что с тех пор псевдоним как изобретение удивительно эффективной «социальной защиты» проявил свою потрясающую универсальность и живучесть, поскольку без существенных изменений дожил и до наших времен.
Даже в августейшем семействе Романовых вынуждены были прибегать к использованию ненастоящей подписи. Так, псевдонимом «К.Р.» подписывал свои произведения великий князь Константин Константинович, то ли желая не раздражать своё царственное окружение, то ли реально стыдясь роли литератора. Об этом псевдониме, тем не менее, многие знали, однако такая скрытая подпись позволяла автору избегнуть моментов компрометирования монаршей семьи. И хотя в литературе возникновение псевдонимов может объясняться не только подобными причинами, тем не менее, и в числе российских литераторов были представители, вынужденные действительно скрываться таким образом от преследования законом или властью.
От псевдонимов до дружеского розыгрыша в среде российских литераторов оказалось очень близко. На первых порах такие розыгрыши не носили характера игры и были простыми «попытками» представить свои произведения под чужой фамилией. Тут нелишне вспомнить и классические «Повести Белкина», принадлежавшие Пушкину, и «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой» пера Мятлева. Впрочем, настоящие творцы в этих случаях не планировали «скрываться» от читателей и проставляли свои настоящие фамилии на обложках. Однако дальше в среде отечественных сочинителей начались действительные игры и мистификации.
Этот дом – последний петербургский адрес Александра Сергеевича Пушкина, где поэт прожил с семьей, отведенные ему судьбой 4 месяца перед трагической гибелью, — стал Всероссийским мемориальным музеем А.С.Пушкина лишь в 1999 году.
К столетию великого поэта в русском обществе окончательно созрела идея не только увековечивания памяти А.С.Пушкина в постаменте в северной столице, но и целого учреждения – Одеона имени Пушкина. Предполагалось создать нетрадиционный памятник, который бы не ограничивался только мемориальной частью, но и способствовал изучению и распространению и пушкинского наследия, и наследия всех «корифеев русской литературы».
«Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя поэтом». Ю.Лотман «Пушкин».
«Какое же будешь ты, мое будущее? Блистательное ли, широкое ли, кипишь ли великими для меня подвигами или. О, будь блистательно, будь деятельно, всё предано труду и спокойствию!» Так просил 24-летний Николай Гоголь своего гения, т.е. ангела хранителя накануне 1834 года.
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф.М.Достоевский
«Умереть с пулею в груди – это лучше медленной агонии старика…» — писал 18-летний поэт, поступивший в школу гвардейских прапорщиков и юнкеров в С-Петербурге. Дальше в письме М. Лопухиной Лермонтов объясняет, что до сих пор он жил лишь для литературной карьеры – «столько жертв принес своему неблагодарному кумиру»…
Анна Андреевна родилась в Одессе в 1889, но уже в 1890 ее семья переезжает в Царское Село. Там она — ученица гимназии, а затем в столице даже воспитанница Смольного института, правда, совсем недолго – лишь месяц.
— Вот, мы однолетки с вами, а поглядите: я, право, на десять лет моложе. Это все потому, что я люблю молодежь. Я со своими студистками в жмурки играю — и сегодня играл. И потому непременно проживу до девяноста лет, а вы через пять лет скиснете. И он, хохоча, показывал, как через пять лет я буду, сгорбившись, волочить ноги, и как он будет выступать «молодцом». Так писал о своей последней встрече с Николаем Гумилевым его современник Владислав Ходасевич в своей книге воспоминаний «Некрополь».
Музей-дача А.С.Пушкина, расположенный в г.Пушкин (Царское Село), принадлежит к единому Всероссийскому музею А.С.Пушкина, куда кроме него входят и музей – квартира поэта на Мойке 12, и музей-Лицей.
Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию». В.Набоков
О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок
Желаю, надеюсь, страстями киплю. И жаден мой слух, и мой глаз любопытен, И весь я в желаньях моих ненасытен. Н. Некрасов
«Меня всегда волновало одно обстоятельство. Я всегда, садясь за письменный стол, ощущал какую-то вину, какую-то, если так можно сказать, литературную вину. Я вспоминаю прежнюю литературу. Наши поэты писали стишки о цветках и птичках, а наряду с этим ходили дикие, неграмотные и даже страшные люди. И тут что-то такое страшно запущено». М.Зощенко.
«Вы проповедуете сверхчеловека? Я – сверхшута». Так говорит герой арлекинады Н.Евреинова в постановке «Веселая смерть», прошедшей в новом кабаре Петербурга «Привал комедиантов». Это можно считать и художественным «девизом» Пронин и К`, воскресившим в апреле 1916 года идею «Бродячей собаки».
«Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка — он не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии, ни даже о правилах стихосложения. Вот почему он и должен бесить всякое разборчивое ухо.. Его гений думал по-татарски, а русской грамоты не знал за недосугом. У Державина должно сохранить будет од восемь да несколько отрывков, а прочее сжечь». Так писал в 1825 году о Г.Р.Державине его «наследник» — А.С.Пушкин.
«Бродячая собака» И тем ты хороша, Что всякая со всякой Здесь встретится душа» В.Городецкий
«Дом станционного смотрителя», расположенный в деревне Выра Гатчинского района, называют музеем литературного героя. Это первый в России опыт воссоздания исторической обстановки почтовой станции первой половины 19 века не только по архивным документам, но и по литературному произведению.
Жизнь и творчество братьев Стругацких неразрывно связано с Ленинградом. И пусть старший из них, Аркадий Натанович, родился еще в Батуми (в 1925 году), зато детство и юность он провел в Ленинграде, где в 1933 году появился на свет младший из знаменитого дуэта, Борис Натанович.
Иван Андреевич Крылов большую часть жизни провел в Санкт-Петербурге. Здесь он начал свою деятельность в качестве издателя журналов и выказал немалый талант в драматургии.
Николай Семенович Лесков приехал в Петербург в 1859 году, будучи уже вполне состоявшимся взрослым человеком (на тот момент писателю было 29 лет) со сложившимися взглядами и богатым жизненным опытом.
«Я в Петербурге. Зачем я в Петербурге? по какому случаю? — этого вопроса, по врожденной провинциалам неосмотрительности, я ни разу не задал себе, покидая наш постылый губернский город. Мы, провинциалы, устремляемся в Петербург как-то инстинктивно. »
Колеса мелкий снег взрывали и скрипели, Два вороных надменно пролетели, Каретный кузов быстро промелькнул, Блеснувши глянцем стекол мерзлых.
Белые хлопья и конский навоз Смесились в грязную желтую массу и преют. Протухшая, кислая, скучная, острая вонь.
Если же вы продолжаете утверждать нелепейшую легенду — существование полуторамиллионного московского населения — то придется сознаться, что столицей будет Москва, ибо только в столицах бывает полуторамиллионное население.
«Война – время большого доверия к юности» — так писал Валентин Пикуль в предисловии к одному из своих романов «Реквием каравану PQ-17». Да, во время Великой Отечественной войны каждый, кто мог держать оружие, в том числе и подростки, прилагали все физические и душевные силы, стараясь приблизить долгожданный День Победы над фашистскими захватчиками.
«. проклятый Петербург с своими мелкими, убийственными рассеяниями! Здесь право нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит!» — писал В.А. Жуковский о северной столице. Ни одного стихотворения не посвятил он этому городу, чуждому его широкой и страстной натуре.
Не более пяти лет в общей сложности провел Александр Сергеевич Грибоедов в Петербурге, но этот город неотделим от судьбы писателя. Официальная и «культурная» столица всегда притягивала к себе неординарную талантливую молодежь, и такой всесторонне развитый и честолюбивый человек, каким был автор «Горя от ума», никак не мог избежать знакомства с ней.
Иван Сергеевич Тургенев не писал восторженных од, посвященных Петербургу, не воспевал романтику белых ночей, загадочных сфинксов или шепот невских волн. Но именно с Петербургом связаны самые значимые для писателя события, главные вехи его богатой страстями и впечатлениями жизни.
Биография Максима Горького настолько пестрит географическими названиями, что более-менее значительный период его жизни весьма трудно связать с каким-либо определенным городом или местностью. Исключение составляет разве что детство и последние годы жизни писателя, когда он физически не мог странствовать.
Алексей Николаевич Толстой приехал в Петербург в далеком 1901 году с той же целью, что и многие талантливые юноши, — получить высшее образование. Но, отучившись на механическом отделении Технологического института без малого 6 лет вдруг передумал защищать диплом, оставил институт и решил посвятить свою жизнь литературе.
Впервые Куприн прибыл в Петербург в 1893 году, имея намерения самые честолюбивые и оправданные высокой целью – любовью к женщине. Сердцем 23-летнего подпоручика всецело завладела юная девушка-сирота, жившая на попечении своей сестры с мужем. Муж сестры давал согласие на брак влюбленных только если жених будет в состоянии обеспечить свою будущую жену.
Анархия и разрушение – вот девиз «передовой» молодежи начала прошлого века. Предчувствие чего-то катастрофического носилось в воздухе, но если одних неординарных людей грядущее ввергало в тоску и уныние, то другие, настроенные более оптимистично, ждали его с нетерпением. К последним относился и Владимир Маяковский.
«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз, До прожилок, до детских припухлых желёз». Эти проникновенные, берущие за душу строки о Петербурге принадлежат талантливому поэту и человеку с нелегкой судьбой, Осипу Мандельштаму.
Сегодня нам трудно представить свое детство без стихов Корнея Чуковского, этого чудесного волшебника и тонкого детского психолога, умевшего в нескольких образных рифмованных строчках донести до ребенка истины, которые взрослым кажутся прописными.
«Петербург — воплощение общего отвлечённого понятия столичного города» — так отзывался о северной столице Александр Иванович Герцен, урожденный москвич, талантливый публицист, писатель, философ и всесторонне одаренный человек.
«Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске – смерть» — эти строки принадлежат Александру Блоку, одному из близких друзей писателя, родственного ему врожденной мятежностью духа и вечными поисками смысла существования.
«Зовут меня все так же. Национальность — ленинградец. По отчеству — с Невы». («Марш одиноких»). Сергей Донатович Довлатов попал в Ленинград в 1944 году трехлетним ребенком, куда его родители вернулись из Уфы (где были в эвакуации) после снятия блокады.