Консерватория — это учебное заведение, специализирующееся на высшем музыкальном образовании. Она предоставляет студентам возможность углубленного изучения музыки, теории, а также практического исполнения, что позволяет развивать музыкальные таланты и профессиональные навыки. Обычно консерватории имеют высококвалифицированный преподавательский состав и предлагают широкий спектр программ, включая классы по инструментальному исполнительству, вокалу, композиции и музыковедению.
Значение консерватории выходит за рамки просто обучения — она также служит центром культурной жизни, организуя концерты, мастер-классы и фестивали, где студенты могут продемонстрировать свои достижения. Таким образом, консерватория не только формирует будущих музыкантов, но и способствует развитию музыкальной культуры в целом.
Словари
Многочисленные словари русского языка доступны: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
Недавно искали
музыкальное учебное заведение
Учебное заведение, специализирующееся на обучении музыкальным искусствам.
МУЗЫКА́ЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, музыкальные учебные заведения, ср. (итал. conservatorio, букв. хранилище). Место, где проводится высшее музыкальное образование. Аспирант музыкального учебного заведения. Преподаватель музыкального учебного заведения. Окончить музыкальное учебное заведение.
Поступить в музыкальное учебное заведение.
Сообщение на тему консерватория
Московская консерватория — уникальное учебное заведение в истории музыкального образования. Ее здание поражало своим величием и роскошью как соотечественников, так и иностранцев еще в прошлом веке. А каково было пребывание великих музыкантов и педагогов в этом замечательном месте!
По-видимому, у Московской консерватории должно быть известно все, но это впечатление обманчиво. Менее всего известна, как ни странно, история консерватории. Лишь несколько изданий юбилейного характера посвящены этой теме и уже давно стали библиографической редкостью: «Первое двадцатипятилетие Московской консерватории» – исторический очерк Н. Д. Кашкина (1891 г.), «Московская консерватория. 1866-1966» (М., 1966), «Воспоминания о Московской консерватории» (М., 1966), краткий исторический очерк Ю. В. Келдыша «100 лет Московской консерватории» (М., 1966), а также брошюра К. Успенской и Ю. Розановой «Московская консерватория – 100 лет» (М., 1966).
Непременно следует отметить, что интерес Московской консерватории распространяется далеко за ее собственные границы. Это заведение имеет важное значение для понимания истории музыкального образования в России и формирования его системы. Ведь именно консерватория сыграла ключевую роль в становлении этой системы.
Недавние реформы в сфере образования, кажущиеся хаотичными и непредсказуемыми, приобретают осмысленный характер при рассмотрении в таком контексте. Новые направления и эксперименты становятся возвращением к забытым, но осмысленным подходам. Другими словами, история Московской консерватории несет в себе не только интерес, но и уроки для нас.
Однако для этого необходимо воспринимать историю как живой процесс развития, с его вершинами, упадками, спокойными периодами и кризисами, а также своими загадками и парадоксами.
1 Зауэр Э. Кто сделал меня музыкантом // Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи / Сост. и общая ред. М. Г. Соколова. М., Музыка.
Вып. 4. С. 11.
Обучение было платным – сто рублей в год. Большинство учеников были из разночинных кругов, молодые люди обоих полов. Первоначальный срок обучения для вокалистов составлял пять лет, а для инструменталистов – шесть лет.
В 1871 году владелица дома потребовала увеличения арендной платы почти вдвое. Недостатка средств не было, также помещение стало тесным из-за увеличившегося числа учеников. Пришлось арендовать новое и более вместительное здание по адресу Большая Никитская улица, 13. […] Таким образом, консерватория находилась на своем текущем месте с осени 1871 года.
Здание бывшего дома баронессы Черкасовой на Никитском бульваре, д.6, угол Воздвиженки, было снесено в 1997 году. В его основании находились сводчатые палаты XVIII века, украшенные стилем нарышкинского барокко. В XIX веке дом был капитально перестроен и стал известен всей артистической Москвой.
Здесь репетировали актеры Большого и Малого театров, а также знаменитые личности, такие как Пушкин, Грибоедов, Гончаров, Крылов, Вяземский, С.Т.Аксаков, Погодин. В этом доме играл Щепкин, жил Ференц Лист, и создавал музыку Варламов. В 1990-х годах планировалось превратить его в гостиницу, однако накануне 850-летия Москвы его неожиданно снесли. В настоящее время на месте дома находится платная автомобильная стоянка.
Недалеко от "Соловьиного дома" находились купола церкви Бориса и Глеба, построенной Карлом Бланком в 1764–1768 годах на месте старой церкви XVI века. Этот храм занимал центральное место на Арбатской площади и являлся одним из лучших примеров барокко в Москве.
В 1930 году его разрушили для расширения улицы. […] Несколько лет назад возле места церкви был установлен маленький памятный знак – каменный часовенный столб. На другой стороне Воздвиженки, по диагонали от церкви, находился дом баронессы Черкасовой — еще одно замечательное, но теперь уже не существующее здание.
1 сентября 1866 года было устроено торжественное открытие Московской консерватории. (Учреждение не имело собственного здания, и Н. Рубинштейн арендовал этот роскошный особняк до 1871 года). Этот дом, прилегавший к левой стороне современного кинотеатра "Художественный" на Арбатской площади, простоял до июля 1941 года, когда был полностью разрушен немецкой бомбой. Той же бомбой был уничтожен и близлежащий Арбатский рынок, на месте которого в 70-е годы было построено здание Министерства обороны.
Поддержка русского музыкального общества
Императорское русское музыкальное общество (ИРМО) пользовалось защитой императорской династии (великая княгиня Елена Павловна, великий князь Константин Николаевич, великий князь Константин Константинович и другие занимали посты председателей). В состав общества входили три категории членов: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители.
Управление обществом осуществлялось советом директоров, в котором особую роль играли В.А. Абрикосов, Н.В. Алексеев, С.Н. Третьяков – благодаря их усилиям было приобретено здание, где располагается Московская консерватория (в 1890-х годах совершены капитальные реконструкции и создан Большой зал), а В.Н. Мамонтов, К.В.
Рукавишников. В совете также состояли директора Московской консерватории, П.И. Чайковский, П.И. Юргенсон (московский комиссионер ИРМО) и другие.
Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны (1806–1873), сначала супруги, а с 1849 г. вдовы Великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I. Эта идея возникла в период общественного подъема конца 1850-х – начала 1860-х годов и стала результатом инициативы Великой княгини Елены Павловны, композитора и пианиста А.Г. Рубинштейна, а также других музыкально-общественных деятелей в России. Результатом их работы стало появление общества, которое сыграло важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.
Первоначально это общество было названо "Русское музыкальное общество" (РМО) и функционировало под этим названием в течение первых 10 лет, с 1859 по 1869 гг. За это время были открыты Петербургская и Московская консерватории, став первым весомым результатом работы РМО.
Елена Павловна, великая княгиня (по рождению принцесса Вюртембергская), активно внедряла в Россию немецкие музыкально-общественные и образовательные традиции. Она обожала и пропагандировала развитие классического музыкального искусства на своей новой родине. В ее салоне в зале Михайловского дворца (ныне здание Русского музея) постоянно проходили концерты камерной музыки, а для симфонических концертов использовался зал Благородного собрания (ныне Петербургская филармония). Занятия студентов новой учебной заведения – консерватории – временно проводились в боковом флигеле Михайловского дворца.
Во время торжественного открытия Санкт-Петербургской консерватории 8 сентября 1862 года, А.Рубинштейн, первый директор первого музыкального учебного заведения в России, выразил мысль о том, что три года назад в Петербурге было основано Русское музыкальное общество при поддержке Великой княгини Елены Павловны. Основная цель этого общества заключалась в развитии музыкального искусства в России. Открытие консерватории, которая предоставляла права личного почетного гражданства и свободного художника тем, кто хотел посвятить себя исключительно музыке, всегда было важным вопросом для руководства общества. Мы глубоко признательны нашей высокой покровительнице за ее ходатайства, которые помогли нам и во многих других случаях.
После смерти первой попечительницы в 1873 году, руководство обществом передалось другим лицам. За время ее управления, отделения ИРМО были открыты в различных городах: Москва (1860), Киев (1861), Казань (1864), Харьков (1871), Нижний Новгород, Саратов, Псков (1873).
КОНСЕРВАТОРИЯ
В 1537 году в Неаполе начал свою работу приют для сирот и беспризорных детей. В нем мальчиков и девочек кормили, одевали и учили различным ремеслам, а также пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для церковных хоров. Это учреждение, которое на русском языке принято называть приютом, по-итальянски определялось словом conservatorio от латинского слова conservare — охранять, сохранять. В течение XVI и XVII веков в Италии открылись множество подобных приютов. Постепенно преподавание музыки стало основной деятельностью в них, и название консерватория, потеряв свой первоначальный смысл, стало означать музыкальное учебное заведение.
Имя Н.А. Римского-Корсакова связано с Санкт-Петербургской государственной Консерваторией
Петр Ильич Чайковский был среди первых учеников консерватории, после чего он стал профессором в Московской консерватории, основанной в 1866 году. Оба учебных заведения в России выдали много талантливых музыкантов.
До Великой Октябрьской социалистической революции в консерватории обучались ученики разного возраста — от бородатых молодых людей до девочек с косичками и мальчиков в коротких штанишках.
Например, еще в начале XX века на одном и том же курсе обучались Сережа Прокофьев, выдающийся талантливый мальчик, и Николай Яковлевич Мясковский, который затем получил специальность военного инженера и стал одним из величайших советских композиторов-симфонистов. Для поступления в консерваторию требовалась музыкальная одаренность и определенный уровень профессиональной подготовки.
Взрослые студенты часто сочетали занятия музыкой с учебой в университете или службой. Для более молодых были созданы научные классы, в которых они получали общее образование, почти как в гимназии. Это положение сохранялось даже после революции. Например, Дмитрий Дмитриевич Шостакович поступил в консерваторию в 1919 году, когда ему было всего тринадцать лет.
В середине двадцатого века произошли изменения в системе обучения в консерваториях. В настоящее время консерватория представляет собой высшее учебное заведение в области музыки, которое принимает только выпускников средних школ. В консерваториях готовят музыкантов-инструменталистов, певцов, дирижеров, композиторов и музыковедов. Продолжительность обучения составляет пять лет на любом факультете.
Самые талантливые студенты, проявляющие склонность к научно-творческой деятельности, продолжают обучение в аспирантуре, которая предлагается несколькими крупнейшими консерваториями. В России их насчитывается 13.
Информация в рассказах Музыкального словаря основана на материалах книги Л. Михеевой "Музыкальный словарь" (Москва, издательство "Советский композитор", 1984)
Доклад: Консерватория
В Старой Италии в XVI веке косерваториями назывались приюты для сирот и безнадзорных детей, где их содержали и обучали различным ремеслам. Со временем в XVII веке, они также стали готовить из них профессиональных музыкантов. Позже в других европейских странах консерватории стали называть музыкальные училища. В XVIII веке итальянские консерватории уже играли большую роль в подготовке музыкантов-исполнителей и композиторов.
В 1865 году 24 декабря было принято королевское решение открыть консерваторию в Москве, на организацию которой московская дирекция Русского музыкального общества незамедлительно принялась.
Первым директором Московской консерватории стал Николай Рубинштейн, возглавлявший московское отделение Русского музыкального общества. Фактически, Николай Григорьевич был инициатором и организатором всей московской музыкальной сферы.
Для размещения консерватории Н.Г.Рубинштейн арендовал дом баронессы Черкасовой на Воздвиженке. Этот дом простоял до 1941 года, когда был полностью разрушен фашистской бомбой.
В Музыкальной консерватории работали несколько известных преподавателей. Один из них — 26-летний П.И.Чайковский, который вел занятия по теории музыки. Теорию музыки преподавал Н.Д.Кашин, а обучением фортепиано занимался Иосиф Венявский, брат знаменитого скрипача. Ведением занятий по скрипке занимались Фердинанд Лауб и Людвиг Минкус, композитор балета "Дон-Кихот". Обучением пения занималась известная певица Большого театра — А.Д.Александрова-Кочетова.
Обучение стоило сто рублей в год и осуществлялось на платной основе. Ученики были разных возрастов и происхождений, большинство из них были молодыми людьми из различных слоев общества. Срок обучения составлял пять лет для вокалистов и шесть лет для инструменталистов.
1870-1871 учебный год оказался последним, когда консерватория находилась у Арбатских ворот. В 1871 году владелица здания потребовала почти удвоить арендную плату. Денег не хватало, количество учащихся постепенно увеличивалось, и помещение становилось тесным. Пришлось арендовать новое, более просторное здание на Большой Никитской улице, дом №13.
В начале XVIII века земля, на которой расположена консерватория, принадлежала князьям Прозорским, затем перешла к князьям Долгоруковым. В мае 1766 года землю у князя Николая Долгорукова купила княгиня Екатерина Романова Дашкова, урожденная Воронцова.
В 1871 году Московская консерватория стала новым арендатором этого места. Она существовала за счёт пожертвований и денег, полученных в качестве заемных средств.
Николай Григорьевич Рубинштейн возглавлял Московскую консерваторию до своей внезапной смерти 11 марта 1881 года. На его похоронах его прах провожала вся Москва.
Смерть Н.Г. Рубинштейна была тяжёлым ударом для Московской консерватории, она принесла внутреннюю нестабильность и смятение. К этому присоединились финансовые трудности, которые постоянно возрастали и начали угрожать самому существованию консерватории.
Была необходимость выбрать нового директора в Дирекции Музыкального общества. Один из кандидатов, С.И.Танеев, закончивший консерваторию в 1875 году, был предложен на рассмотрение. П.И.Чайковский, входящий в состав дирекции Музыкального общества, отдал свой голос за С.И.Танеева. И с 1 сентября 1885 года Сергей Иванович Танеев в возрасте 28 лет стал директором консерватории.
Решение было принято на заседании дирекции Московского отделения Русского музыкального общества 27 ноября 1893 года: наилучшим вариантом во всех отношениях было построить новое здание на месте существующей консерватории.
При возведении нового здания было решено сохранить лишь небольшую часть старого здания. Это была фасадная стена основного здания с полукруглым выступом на двух этажах (точнее, его коробка). К этой стене было пристроено новое здание, которое было расширено еще на два этажа и соединено с основным зданием. Все остальное было разрушено и полностью восстановлено.
За проектирование здания был назначен опытный архитектор Василий Петрович Загорский. Он разработал проект бесплатно и предложил свои услуги консерватории, заявив о своем согласии "заполучить пожизненно и безвозмездно" должность архитектора при строительстве консерватории.
Под непрерывным контролем В.И.Сафонова строительство огромного дома развернулось с быстрым темпом. К осени 1897 года было закончено строительство всех классных комнат и квартир для служащих.
Во время сноса старого здания и строительства нового здания занятия в консерватории не прекращались. В период с 1894 по 1898 год консерватория использовала помещения в доме князя С.М.Голицына на улице Волхонка, дом №14.
25 октября 1898 года состоялось открытие Малого зала консерватории. Эта дата совпала с пятилетием со дня смерти П.И.Чайковского. Учащиеся отметили открытие Малого Зала "музыкальным утром памяти Чайковского" — концертом из его произведений. Тогда же начались занятия в новых классах.
Наконец, 7 апреля 1901 года было торжественно открыт Большой зал, что одновременно означало завершение всех работ по строительству консерватории.
Когда здание консерватории реконструировали, задумали установить памятник Н.Г.Рубинштейну посреди двора, выходящего на Никитскую улицу. Однако не удалось найти средства на осуществление этой идеи. У В.И.Сафонова возникла идея создать музей имени основателя консерватории Н.Г.Рубинштейна, и даже было подготовлено помещение в виде большой светлой комнаты рядом с библиотекой, но из-за отсутствия финансирования тогда не удалось его осуществить. И только в 1912 году М.И.Ипполитов-Иванов решил, что пора, наконец, увековечить память Н.Г.Рубинштейна хотя бы созданием музея в его честь.
Великая Октябрьская революция гласно распахнула двери консерватории для всех, кто желал окунуться в мир высокой музыкальной культуры. До 1917 года в учебных заведениях музыки учились в основном представители буржуазной интеллигенции, но после революции сюда пришли новые люди, в том числе молодые представители трудящихся классов, благодаря отмене платы за обучение. На пост директора был назначен известный музыкальный деятель М.М. Ипполитов-Иванов.
В декабре 1946 года были отмечены торжества по случаю 80-летия консерватории. Указом Президиума Верховного Совета СССР учебное заведение было удостоено самой высокой награды — ордена В.И. Ленина. Многие ветераны, старейшие преподаватели и сотрудники консерватории были награждены орденами и медалями.
В 1966 году, в связи со столетием консерватории, была вручена вторая награда — орден В.И.Ленина, эта высокая награда стала украшением для ее знамени.
К 1954 году у входа в главный корпус был установлен памятник П.И.Чайковскому (автор скульптуры — В.И.Мухин, архитекторы — А.А.Заварзин и Д.В.Савицкий). На памятнике изображены золотые слова: "Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому". Вокруг памятника установлена решетка с нотами из его известных произведений. За спиной памятника растут русские березы.
Консерватория
Консерватория — это место, где студенты получают полное музыкальное образование в области композиции, игры на инструментах и вокала. В России консерватория всегда ассоциируется с высшим музыкальным учебным заведением.
Термин "консерватория" происходит из итальянского языка и означает "дом сохранения", поскольку первые итальянские консерватории (XVI век) были приютами для сирот, где их обучали музыке. На Западе наиболее известны консерватории: в Неаполе (основана в 1537 году), Милане (1808 год), Париже (получившая прочную организацию в 1795 году), Вене (1816 год), Лейпциге (1843 год), Праге (1810 год), Брюсселе (1833 год); в Англии — Лондонская Королевская Академия Музыки (1822 год) и Королевский Музыкальный Колледж (1882 год); в Соединенных Штатах — в Нью-Йорке (1885 год), Балтиморе (1868 год), Бостоне (1867 год) и т. д. В России: Варшавская (1821 год), Петербургская (основана в 1862 году), Московская (основана в 1866 году). В последнее время были открыты преобразованные из музыкальных училищ консерватории в Саратове (1912 год), Киеве (1913 год) и Одессе. См. музыкальное образование.
Количество просмотров: 350
- Возможности
- GitHub
- Дриббл
- Электронная почта
Московская Консерватория им. П.И. Чайковского: история
Одно из самых престижных и старейших музыкальных учебных заведений в России — Московская Государственная Консерватория имени П. И. Чайковского, часто называемая просто "Московской Консерваторией". Она была основана в 1866 году по инициативе композитора и пианиста Николая Рубинштейна и открыта 1 сентября 1866 года. Большой зал Консерватории регулярно принимает грандиозные концерты классической музыки.
Инициатором идеи о создании консерватории был Фридрих Шольц, русский композитор немецкого происхождения и капельмейстер Большого Театра, в 1819 году. Однако данная идея не получила необходимой поддержки. Немного позже в Москве стали популярными музыкальные классы для подростков, и одним из первых учителей и идеологов стал композитор Николай Григорьевич Рубинштейн. Рост спроса на этот курс укрепил идею Рубинштейна о создании учебного заведения по примеру Петербургской консерватории, открытой в 1862 году, чтобы привлечь талантливых молодых людей из провинции в Москву.
Идея об открытии консерватории была поддержана московской прессой — в газетах началась широкая общественная кампания, в которой описывалась польза музыкального образования и структура будущего учреждения. В феврале 1866 года генерал-губернатор Москвы получил от председательницы РМО великой княгини Елены Павловны "рескрипт", который разрешал Московскому отделению РМО учредить в Москве высшее музыкальное училище на основании Устава аналогичного Училища в Санкт-Петербурге. Для руководства учреждением был выбран Николай Рубинштейн, а сопредседателем — князь Николай Петрович Трубецкой.
На торжественном открытии консерватории присутствовала московская интеллигенция, музыканты и поддерживающие это дело гости. Недавний выпускник Петербургской консерватории и новый профессор Московской консерватории Петр Ильич Чайковский выступил перед аудиторией, выразив важность профессионального образования.
В начальные периоды Русское концертное общество финансировало учебное заведение при помощи доходов от музыкальных выступлений и пожертвований от частных лиц. Вначале длительность обучения составляла 6 лет, но затем была увеличена до 9. Занятия начались 2 сентября 1966 года.
В первые годы уровень поступающих не требовал серьезной предварительной подготовки: некоторые студенты, окончившие музыкальные классы Рубинштейна, имели некоторый опыт, в то время как все остальные начинали с курса музыкальной теории, независимо от своего опыта. Принимали на курсы с 14 лет, достаточно было знать ноты, уметь считать, писать и читать ноты. Первоначально курс элементарной теории был объединен с курсом сольфеджио, но позже они были разделены. На третьем году обучения проводился урок гармонии, после чего все ученики обязаны были ознакомиться с основами контрапункта.
Средства быстро закончились у Консерватории. Нужда в подписках учеников заставляла принимать не только талантливых музыкантов, но и обеспеченных молодых людей, например светских дам, которые хотели учиться для развлечения в модном московском учебном заведении. Немного позже был введен институт "вольных слушателей".
Посетители могли посещать отдельные классы за плату, не записываясь на полный курс обучения. Из-за увеличения числа студентов, Консерватория переехала в новое здание – дом Воронцова на Большой Никитской улице, что также привело к большим расходам.
В 1871 году руководство Русского музыкального общества обратилось к Московской городской думе с просьбой о материальной поддержке, отметив, что только консерватория не получает существенных субсидий. В Москве начали ходить слухи о возможном закрытии учебного заведения. В ответ Рубинштейн поставил цель получить государственную поддержку и показать успехи своих учеников на самом высоком уровне. В 1872 году царь и наследник посетили постановку спектакля "Орфей", после чего консерватория получила 5-летнюю государственную субсидию в размере 20 тысяч рублей ежегодно. После этого вопрос о закрытии не поднимался.
В начальные годы работы в консерватории преподавали профессора: Н. Г. Рубинштейн, Ю. Веневский, К. Ф. Вильшау, А Доор, К. Э. Вебер, А. И. Дюбюк, А. К. Зандер, К. Клиндворт, Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер, Л. Ф. Лангер, Н. С. Зверев, А. Д. Александрова-Кочетова, Б. О. Вальзек, В. Н. Кашперов, А. Р. Осберг, Дж. Гальвани, Ф. Лауб, Л. Ф. Минкус, И. В. Гржимали, Г. Шрадик, Б. Косман, В. Фитценхаген, Г. Ф. Шпекин, Ф. Ф. Бюхнер, Э. Ф. Медер, В. Гут, М. Бартольд, Ф. Б. Рихтер, К. Ф. Эзер, Д. В. Разумовский, К. К. Альбрехт, Н. А. Губерт, Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер, Г. А. Ларош, А. С. Размадзе и П. И. Чайковский.
Из-за постоянного увеличения числа студентов Московская консерватория нуждалась в новом здании, так как прежнее, арендованное на Никитской улице для этой цели, стало недостаточным. В 1877 году здание было окончательно приобретено Московским отделением Русского музыкального общества, и в течение пятнадцати лет оно служило консерватории. Однако к концу этого периода количество студентов выросло с 184 до 430, и старое здание уже не могло вместить всех. Кроме того, возникла необходимость в собственном концертном зале. Несмотря на то, что здание было задействовано в Московском городском кредитном обществе, рассматривались предложения о покупке участков для строительства нового здания в Москве.
27 ноября 1893 году было принято решение о возведении нового здания консерватории на участке, где находился дом князя Воронцова, по проекту академика архитектуры В. П. Загорского. В 1894 году консерватория переехала во временное помещение в доме князя Голицына на Волхонке, а затем старое здание было разобрано. 27 июня 1895 года состоялась торжественная церемония закладки фундамента для нового здания. К 1898 году консерватория уже начала проводить занятия в новых аудиториях, а 25 октября того же года был освящен и открыт Малый зал. Работы по отделке Большого зала были завершены только к 1901 году, и 7 апреля 1901 года прошла торжественная церемония его открытия.
Консерватория установила орган легендарного французского мастера Аристида Кавайе-Коля к знаковой дате. Он получил приз на Парижской Всемирной выставке и до сих пор радует слушателей. Этот концертный орган Кавайе-Коля — единственный в мире полностью оригинальный.
После проведения Революции, обучение в музыкальном консерватории стало доступным для всех желающих бесплатно. В период с 1932 по 1933 годы, в связи с постоянным увеличением числа студентов, было принято решение о строительстве дополнительного трёхэтажного здания Московской Консерватории по проекту И. Е. Бондаренко. В 1983 году к консерватории было присоединено здание Синодального училища церковного пения (бывший Дом Колычевых), построенное в стиле классицизма в конце XVIII века неизвестным архитектором из школы М. Ф. Казакова. С 1925 года данное здание было использовано под юридический факультет МГУ и впоследствии переоборудовано под третий учебный корпус консерватории.
В 1935 году на основе кафедры Военно-капельмейстерской консерватории был основан Военно-дирижёрский факультет. В период начала Второй мировой войны этот факультет обучал 30 студентов. В 2000-х годах факультет был передан под юрисдикцию Академии Генштаба Вооруженных Сил России, а затем во Военный университет Министерства обороны Российской Федерации.
7 мая 1940 года Московской Консерватории было присвоено имя П. И. Чайковского, и были учреждены стипендии имени П. И. Чайковского для талантливых студентов композиторского факультета. В 1954 году возле Большого зала консерватории был установлен памятник П. И. Чайковскому.
В 1958 году в консерватории стартовал Первый Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Во время этого события учебные планы консерватории были скорректированы, чтобы обеспечить комфортную подготовку участников и членов жюри. Основная часть летней сессии была перенесена с конца апреля до 5 июня.
За свою более чем 150-летнюю историю Московская консерватория выпустила множество выдающихся талантов и гениев музыки:
- Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – знаменитый пианист и дирижер, завоевавший славу в США.
- Алексей Николаевич Скрябин (1872-1915) – виртуозный пианист, один из важнейших представителей русской музыкальной авангардной школы начала XX века. Преподаватель в Московской консерватории.
- Святослав Теодорович Рихтер (1925-1997) – один из самых талантливых пианистов XX века. Ирония судьбы заключается в том, что он был исключен из консерватории, но позже восстановлен.
- Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998) – выдающийся советский композитор, известный широкой публике своими работами над саундтреками к фильмам.
- Мстислав Леопольдович Ростропович (1927-2007) – выдающийся музыкант XX века, известный своим уникальным мастерством
- Денис Леонидович Мацуев (р. 1975) – знаменитый российский пианист-виртуоз и общественный деятель. Заслуженный артист России.