«С кем из поэтов встретился Тургенев в первый год жизни в Петербурге»»Знакомство с великими поэтами: встречи Ивана Тургенева в первый год жизни в Петербурге»
опубликованно в Тургеневском ежегоднике 2014 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2015
Тургенев и Аполлон Григорьев в Петербурге в конце 1850-х годов:
продолжение диалога.
От «Дворянского гнезда» к «Грозе» Островского 1
1850–1860-е годы – один из самых неисследованных периодов в творческих взаимоотношениях Тургенева и Ап. Григорьева.
Прибыв в октябре 1858 года в Петербург из Италии, где, как известно, писатель и критик встречались и вели оживленные беседы, Григорьев вместе с Я.П. Полонским принял активное участие в работе над новым изданием – журналом графа Г.А. Кушелева-Безбородко «Русское слово». Тургенев вернулся в Петербург позднее, в ноябре 1858 года, и оставался в столице до марта 1859-го.
Он, безусловно, был хорошо осведомлен о Григорьеве, Л.Н. Толстому он написал кратко: «Григорьев держится и пьет (увы!) особняком…».
Однако можно с уверенностью говорить о том, что Григорьев и Тургенев встречались в Петербурге и обсуждали роман «Дворянское гнездо». У нас нет никаких оснований не доверять словам самого Григорьева, сказанным в статье «И.С. Тургенев и его деятельность.»: «высказанное мною самому поэту тотчас же по прочтении “Дворянского гнезда”: это то, что он слишком поторопился ложным известием о смерти жены Лаврецкого – недостаточно затянул, завлек Лаврецкого и Лизу в психически безвыходное положение». Критик, увидевший в романе очень много «сюжетов» из своей биографии (любовь женатого мужчины к юной девушке, измена, необходимость возвращения к жене), воспринял Лаврецкого как чрезвычайно близкого героя. Поэтому беседа, в ходе которой Григорьев высказал большое количество наблюдений о поведении героев в близкой для него ситуации, несомненно, представляла большой интерес для писателя.
К моменту возвращения в Петербург сначала в середине сентября, а затем в конце ноября 1859 года Тургенев ознакомился с «органическими» циклами Григорьева: «пушкинским» и «тургеневским». Выскажем предположение, что диалог писателя и критика нашел отражение в работе Григорьева «После “Грозы” Островского», обращенной непосредственно к писателю и имеющей подзаголовок «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу». Эпиграфом к циклу служат слова Лаврецкого «Смирение перед правдою народною».
В отличие от некоторых других статей, созданных в жанре писем, в этой работе Григорьев неоднократно непосредственно обращается к адресату. Так, в начале статьи, обращаясь к Тургеневу, критик вспоминает: «Накануне представления “Грозы” я долго говорил с Вами о многом, что для меня, и, судя по симпатии Вашей к разговору, для Вас самих составляет существенное верование по отношению к искусству и к жизни».
Точная дата упоминаемой в первой статье цикла встречи Тургенева и Григорьева неизвестна. Премьера пьесы «Гроза» в Петербурге состоялась в Александринском театре 2 (14) декабря 1859 года. Тургенев ознакомился с пьесой 27 ноября (9 декабря) (ее читал сам Островский на квартире писателя), о чем сообщил в письме к Фету. Второй декабрьский спектакль по пьесе «Гроза» состоялся 9 (21) декабря.
В письме к В.Я. Карташевской от 5 (17) декабря писатель сообщал, что посылает «во второй раз человека за ложей на “Грозу”– и если он достал ее – то Вы ее получите». Таким образом, можно предположить, что встреча Григорьева и Тургенева состоялась в период с 3 по 8 декабря ст. ст. 1859 года.
Содержание разговоров, вызвавших «симпатию» Тургенева и отражавших его «существенное верование по отношению к искусству и к жизни», критик собирался позднее изложить в письмах, также обращенных к писателю. Григорьев писал об искусстве «как творческой силе», «органически сознательном отзыве органической жизни». Несомненно, вера критика «в искусство как высшее из земных откровений бесконечного», в его «органическую связь с жизнию», наделение искусства «предугадывающей, предусматривающей, предопределяющей жизнь» силой, была близка Тургеневу.
«Симпатию» Тургенева, несомненно, вызвала и мысль Григорьева о чуткости писателя к «веяниям» времени (в статье «Искусство и нравственность» (1861) критик пояснил: «веяния времени» – это «требования эпохи»). Позднее, в статье «По поводу “Отцов и детей”» (1869), завершающей цикл «Литературные и житейские воспоминания», Тургенев рассказал о «сильном» и «в то же время не совсем ясном» своем впечатлении от одного из прототипов Базарова, воплотившего в себе «народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». Словно подтверждая слова Григорьева, Тургенев пишет, как «отзывался» на это «веяние жизни»: «…я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета – и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая поверить правдивость собственных ощущений». И далее в статье прямо приводит слова критика: «Помнится, вместе со мною на острове Уайте жил один русский человек, одаренный весьма тонким вкусом и замечательной чуткостью на то, что покойный Аполлон Григорьев называл “веяньями” эпохи».
Однако сама концепция Григорьева, изложенная в цикле о «Дворянском гнезде», не могла вызвать полное согласие Тургенева. Можно с большой долей вероятности предположить, что в статье «После “Грозы” Островского», написанной после разговоров с Тургеневым, – следует искать отголоски их бесед и уточнение тех частных положений цикла о «Дворянском гнезде», которые вызвали категорическое несогласие писателя. Например, словно поясняя свои суждения о взаимосвязи «отрицательной» манеры писателя в начале 1840-х годов и отрицательного (то есть западнического) направления общественно-литературной мысли, критик уточнил, что под «отрицательным» взглядом подразумевает исключительно сатирическое, гоголевское направление в литературе. Тем самым критик разделил суждения о западничестве с его «отрицательным взглядом» на русскую историю, быт и действительность от гоголевского направления, противоположного творчеству Островского. Это уточнение помогло скорректировать не только одно из важнейших положений «тургеневского» цикла – рассуждения о «пушкинском» «органическом» пути Тургенева-писателя и его «мягком» отношении к действительности вынесены за рамки диалога об общественно-литературных движениях в России – но и уточнить некоторые основополагающие пункты концепции Григорьева, потерявшие актуальность к началу 1860-х годов.
Значительно изменилось и наблюдение Григорьева о «художнической симпатии» Тургенева к «Обломовке и обломовщине». «Вставка» критика о романе Гончарова в четвертой статье «тургеневского» цикла была незамедлительным «ответом» на статью Добролюбова «Что такое обломовщина» (Современник. 1859. № 5), поэтому в полемических целях Григорьев слова «Обломовка» и «обломовщина» использует как синонимы. В основе его взгляда на обломовщину как «органический продукт почвы и народности» и на бездействие Обломова как одну из коренных русских национальных черт лежит «Сон Обломова», опубликованный еще в 1849 году. Но к началу 60-х и этот взгляд должен был претерпеть изменения.
Хотя критик, создавая цикл о «Дворянском гнезде», не знал о конфликте писателей, обширные цитаты из «Сна Обломова» в «тургеневском» цикле и тезис о Лаврецком, Лизе и Марфе Тимофеевне как «обломовцах» в контексте обвинений Гончаровым Тургенева в плагиате звучали двусмысленно. Но и сама трактовка Григорьева, ставившего «знак равенства» между Обломовкой и «правдою народною», перед которой смиряется Лаврецкий и обретает «новые силы любить, жить и мыслить», и воспринявшего Обломовку как родную «почву» лучших героев романа, несомненно, вызвала резкое неприятие Тургенева. В работе «После “Грозы” Островского» Григорьев уже употребляет совсем иной эпитет: «губящая обломовщина». Возможно, этот эпитет критик посчитал более точным, соответствующим «веянию» времени, после диалога с Тургеневым о смирении и протесте, о «сознательно-героической натуре», герое действия.
В декабре 1859 года Тургенев уже завершил работу над романом «Накануне». Можно предположить, что во время «разговоров о многом» в Петербурге писателем и критиком обсуждалась и тема «героя и героизма». «Нет сомнения, – написал позднее Григорьев в статье «Искусство и нравственность», – что всякий из нас задавал себе вопрос о герое и героизме нашей эпохи, но ведь никто, даже из талантливейших людей, кроме Тургенева, на него не отозвался. ».
Эпитет «губящая» обломовщина в работе «После “Грозы” Островского» можно считать своеобразной «уступкой» писателю, признанием его «правды». Однако искусство предугадывает, предусматривает, предопределяет жизнь, поэтому протестное, героическое начало как «веяние жизни», которое уловили и выразили Островский в «Грозе» и Тургенев в «Накануне», вскоре стало критику ближе, чем «смирение» Лаврецкого и «покорность жребию» Лизы.
В цикле «После “Грозы” Островского» присутствуют лирические отступления, не свойственные манере Григорьева-критика. Возможно, они также являются отголоском бесед с «одиноким философом» Тургеневым. Особенно интересно одно из них: «Ведь мы ищем, мы просим ответа на страшные вопросы у нашей мало ясной нам жизни; ведь мы не виноваты ни в том, что вопросы эти страшны, ни в том, что жизнь наша, эта жизнь, нас окружающая, нам мало ясна с незапамятных времен. …> Да, страшна эта жизнь, как тайна страшна, и, как тайна же, она манит нас, и дразнит, и тащит… Но куда? – вот в чем вопрос. В омут или на простор и свет?».
Возможно, это наблюдение критика, высказанное в контексте темы о «правде народной» и назначении художника, является ответом Тургеневу, для которого мотив тайны и образ России были неразрывно связаны.
Отмеченные выше коррективы к «тургеневскому» циклу, внесенные критиком в статью «После “Грозы” Островского», обращенную к писателю, несомненно, являются частностями. В принципиальном вопросе об «общем» и «частном» идеалах, то есть о славянстве и обобщенном человечестве, о западничестве и противоположении русского национального начала общечеловеческому, Григорьев с его мессианской верой в славянство и европеист Тургенев, конечно, не могли прийти к согласию.
Примечание
- Данное сообщение было впервые озвучено в докладе на конференции «Проблемы научной биографии И.С. Тургенева», состоявшейся 10 ноября 2014 г. в ИРЛИ РАН в рамках исследовательского проекта «Летопись жизни и творчества И.С. Тургенева (1859-1866)», при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 14-04-00457а.
Тайна жизни, поэзии и любви
О знакомстве с Иваном Сергеевичем Тургеневым известная русская актриса Мария Гавриловна Савина писала: «В 1879 г., затрудняясь в выборе пьесы для бенефиса и отыскивая что-нибудь «литературное», я напала случайно на «Месяц в деревне» Тургенева. Роль Верочки, хотя и не центральная, мне очень понравилась… Послав Ивану Сергеевичу телеграмму в Париж, я очень скоро получила ответ: «Согласен, но сожалею, так как пьеса писана не для сцены и недостойна вашего таланта».
Сомнения Тургенева не оправдались. Семнадцатого января1879 г. на сцене Александринского театра с огромным успехом состоялось первое представление пьесы «Месяц в деревне». М.Г. Савина блестяще сыграла роль Верочки.
Тургенев, присутствовавший на одном из представлений пьесы, был восхищен игрой актрисы. После спектакля Иван Сергеевич зашел в гримерную и воскликнул: «Верочка… Неужели эту Верочку я написал?! Я даже не обращал на нее внимания, когда писал… Вы живая Верочка… Какой у вас большой талант. Неужели это я написал?!»
С первых дней знакомства у писателя и актрисы возникли самые теплые, доверительные отношения. Письма к ней потянулись длинной чередой: «Милая Мария Гавриловна… Вчера, поздно вечером, получил я Ваши два письма вдруг — и порадовался… и почувствовал, как я искренне полюбил Вас. Я почувствовал (и не в первый раз после моего отъезда из Санкт-Петербурга), что Вы стали в моей жизни чем-то таким, с которым я уже никогда не расстанусь»…
Но особенную радость писателю и актрисе доставляли личные встречи. Пребывание Савиной в Спасском летом1881 г. было для Тургенева праздником.
Последняя встреча И.С. Тургенева и М.Г. Савиной состоялась в Париже весной 1882 года, когда Иван Сергеевич был уже неизлечимо болен. Прощаясь с писателем, Мария Гавриловна не подозревала, что видела его в последний раз.
За долгую творческую жизнь М.Г. Савина сыграла многих тургеневских героинь: Верочку и Наталью Петровну («Месяц в деревне», 1879, 1903), Белоногову («Холостяк», 1882), Марию Петровну («Вечер в Сорренто», 1884), Дарью Ивановну («Провинциалка», 1888), Лизу («Дворянское гнездо», 1894).
31 марта в Зале искусств Центральной городской библиотеки им В. Маяковского Наталья Предейкина представила авторскую программу «Тайна жизни, поэзии и любви: Иван Тургенев и Мария Савина». Зрители узнали о некоторых неизвестных широкой публике страницах жизни писателя, смогли окунуться в мир трогательной дружбы и нежной любви, испытать на себе очарование таланта двух великих русских людей. Письма той эпохи, продуманный видеоряд, музыка П.И. Чайковского – все это создавало необыкновенное настроение и передавало колорит той жизни. Летние вечера, дворянские усадьбы, неспешные разговоры, вдумчивое, глубокое отношения к жизни.
Мы искренне благодарим Наталью Владимировну Предейкину и педагогов Детской школы искусств О. Логинову и О. Рыжову за доставленное удовольствие соприкосновения с прекрасным и великим. И ждем новых творческих встреч.
"С кем из поэтов встретился И. С. Тургенев на первом году жизни в Петербурге? "
И. С. Тургенев встретился с поэтом А. Ф. Тютчевым на первом году жизни в Петербурге.
В приложении удобнее
Задавай вопросы искуcственному интеллекту текстом или фотографиями в приложении на iPhone или Android
Скачать
Оставьте комментарий
Бесплатные курсы подготовки к ЕГЭ
Получи больше 1000 уроков от нашей школы по кнопке ниже
При поддержке
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НОВАЯ ШКОЛА» 420500, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, М.Р-Н ВЕРХНЕУСЛОНСКИЙ, Г.П. ГОРОД ИННОПОЛИС, Г ИННОПОЛИС, УЛ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ, Д. 5, ЭТАЖ 1, ПОМЕЩ. 111
Беллетрист и драматург
В конце 1840-х годов Тургенев много писал для театра. Его пьесы «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне» и «Провинциалка» были весьма популярны у публики и тепло принимались критиками.
В 1847 году в журнале «Современник» вышел рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», созданный под впечатлением от охотничьих путешествий писателя
. Немного позже там же были опубликованы рассказы из сборника «Записки охотника»
. Сам сборник вышел в свет в 1852 году. Тургенев называл его своей «Аннибаловой клятвой» — обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства — с крепостным правом.
«Записки охотника» отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение»
Это было одно из первых произведений, открыто говоривших о бедах и вреде крепостничества. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I
уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. Цензоры объяснили это тем, что Тургенев хоть и поэтизировал крепостных, преступно преувеличил их страдания от помещичьего гнета.
В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя — «Рудин»
, написанный всего за семь недель. Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. Спустя три года Тургенев опубликовал роман «Дворянское гнездо»
, который оказался невероятно популярен в России: каждый образованный человек считал своим долгом его прочитать.
«Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева…»
С 1860 по 1861 год в «Русском вестнике» публиковались отрывки романа «Отцы и дети»
. Роман был написан на «злобу дня» и исследовал общественные настроения того времени — в основном взгляды нигилистически настроенной молодежи. Русский философ и публицист Николай Страхов писал о нем: «В «Отцах и детях» он показал явственнее, чем во всех других случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею… может деятельно служить обществу…».
Роман был отлично принят критиками, впрочем, не получив поддержки либералов. В это время осложнились отношения Тургенева со многими друзьями. Например, с Александром Герценом
: Тургенев сотрудничал с его газетой «Колокол». Герцен видел будущее России в крестьянском социализме, считая, что буржуазная Европа изжила себя, а Тургенев отстаивал идею об усилении культурных связей России и Запада.
Острая критика обрушилась на Тургенева после выхода его романа «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро высмеивал и консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку — особенно сбоку».
От «Дыма» к «Стихам в прозе»
После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном, Гюставом Флобером.
Во второй половине 1870-х годов Тургенев опубликовал свой самый масштабный роман «Новь», в котором резко сатирически и критически изобразил членов революционного движения 1870-х годов.
«Оба романа [«Дым» и «Новь»] только выявили его все возрастающее отчуждение от России, первый своей бессильной горечью, второй — недостаточной информированностью и отсутствием всякого чувства реальности в изображении могучего движения семидесятых годов»
Дмитрий Святополк-Мирский
Этот роман, как и «Дым», не был принят коллегами Тургенева. Например, Михаил Салтыков-Щедрин
писал, что «Новь» была услугой самодержавию. При этом популярность ранних повестей и романов Тургенева не уменьшилась.
Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе»
. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня»
, а завершал ее «Русский язык»
— знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством.
В это же время Тургенев встретил свою последнюю любовь — актрису Александринского театра
Марию Савину. Ей было 25 лет, когда она сыграла роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Увидев ее на сцене, Тургенев был поражен и открыто признался девушке в чувствах. Мария считала Тургенева скорее другом и наставником, и их брак так и не состоялся.
В последние годы Тургенев тяжело болел. Парижские врачи ставили ему диагноз грудная жаба и межреберная невралгия. Скончался Тургенев 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем, где прошли пышные прощания. Похоронили писателя в Петербурге на Волковском кладбище. Смерть писателя стала потрясением для его поклонников — и процессия из людей, пришедших проститься с Тургеневым, протянулась на несколько километров.
Смерть
В поздние годы Иван Сергеевич много болел. Он страдал от подагры, межрёберной невралгии и стенокардии. В 1883 году писатель мучился от нестерпимой боли в позвоночнике, от которой временами не спасал даже морфий. Смерть Тургенева наступила 22 августа (3 сентября) 1883 года в возрасте 64 лет, вероятнее всего – от рака позвоночника.
Согласно завещанию, похоронили писателя на родине, но и во Франции желающих проститься с великим литератором было достаточно: в траурных мероприятиях участвовало не менее 400 человек, в том числе знаменитые писатели, артисты, театральные деятели и музыканты. 27 сентября тело Тургенева привезли в Санкт-Петербург. Похороны и панихида собрали несколько тысяч человек. Скорбная процессия растянулась на километры. Погребение состоялось на Волковском кладбище.
И.С. Тургенев вошёл в историю мировой литературы как проницательный драматург, тонкий лирик и романист-классик. Произведения писателя отразили всю сложность и многообразие российской жизни второй половины XIX столетия – времени реформ, общественной борьбы и мировоззренческих кризисов. Творчество Тургенева и его просветительская и переводческая деятельность заметно повлияли на труды западноевропейских авторов. Иван Сергеевич открыл Европе русскую литературу… и самого себя.
Библиография
Библиография Тургенева очень обширна, в неё входят и реалистические романы и рассказы, и лирические стихотворения, и драматургия. Назовём наиболее известные произведения писателя.
Дворянское гнездо (1858)
Отцы и дети (1862)