Влияние Йозефа Гайдна на историю музыки: его незабываемый отпечаток

Влияние Йозефа Гайдна на историю музыки: его незабываемый отпечаток

Йозеф Гайдн, называемый «отцом симфонии» и «отцом квартета», оказал значительное влияние на развитие классической музыки. Его творчество стало основой для многих композиторов, таких как Моцарт и Бетховен, и внесло важный вклад в формирование структур симфонии и струнного квартета, что определяло музыкальную практику целого века.

Гайдн также был новатором в использовании музыкальных форм и жанров, придавая им выразительность и драматургическую силу. Его произведения отличаются изобретательностью мелодий и гармоническим богатством, что делает их не только важными с исторической точки зрения, но и актуальными в современном исполнении. Таким образом, наследие Гайдна продолжает жить и служит вдохновением для музыкантов и композиторов по всему миру.

Историческое значение Гайдна

Гайдн Внес значительный вклад в развитие вокальной музыки. В преклонном возрасте он написал две известные оратории — "Сотворение мира" и "Времена года".

Этим произведениям предшествовала более ранняя работа в ораторном жанре — "Возвращение Товии". "Времена года" изображают жизнь крестьян яркими красками с таким реалистичным чувством, что их можно назвать уникальным воплощением крестьянского труда. Что касается опер Гайдна, то в последнее время появляются попытки возродить некоторые из них для современной сцены. Большинство из них было написано для театра кукол.

Гайдн имеет огромное историческое значение, которое невозможно полностью оценить из-за его влияния на развитие инструментального искусства. Его симфонии и квартеты стали основой для многих последующих произведений. В области инструментовки Гайдн достиг полноты звучания струнной группы, следуя за мангеймцами.

Он дал свободу духовым инструментам, но не в такой степени, как Бетховен. Тем не менее, он создал возможность для деревянных и медных духовых инструментов выражать самостоятельные мелодии. Бетховен совершенствовал метод Гайдна, чему примером может служить первая часть его 5-й симфонии. Финалы Гайдна нашли свое дальнейшее развитие в симфониях XIX века у Брукнера и Малера.

Огромное влияние оказало его современнику Глюку в оперном творчестве (в плане инструментации). Нельзя не отметить Влияние клавирной сонаты Гайдна на французскую фортепианную музыку Дебюсси и Равеля, у которых прослеживается явное влияние сжатого сонатного типа Гайдна. В России произведения Гайдна стали известны в конце XVIII века (одна из гайдновских симфоний была впервые исполнена в Петербурге в 1791 г.). Играя в четыре руки гайдновские квартеты, Глинка развил свой вкус к камерной музыке.

Музыка как вечность. К 290-летию со дня рождения Франца Йозефа Гайдна

Творчество Йозефа Гайдна было ярким символом эпохи классицизма в истории музыкального искусства, утверждавшей основные гуманистические принципы.

Три выдающихся композитора того времени — Гайдн, Моцарт и Бетховен — большую часть своей жизни провели в Вене. Их творческий взгляд был устремлен на мир как на высшее проявление разума, гармонии и красоты, с фокусом на внутреннем мире человека.

Композиторы из Вены понимали музыку как способ познания бытия, отражение действия диалектических законов. Для них музыкальное произведение было совершенным образцом взаимодействия интеллектуального и эмоционального начала, выраженного в новых лаконичных формах симфонии, сонаты, квартета, концерта. Они создавали устойчивую картину мира, основанную на логике мышления, пропорциях красоты и гармонии взаимодействия. Франц Йозеф Гайдн стал первопроходцем на этом пути.

31 марта 1732 года Франц Йозеф Гайдн родился в бедной и неприглядной деревне Рорау на границе Восточной Австрии и Венгрии. Его отец, Матиас Гайдн, был каретником и обладал музыкальными способностями.

У него была лишь одна маленькая арфа, и это был единственный инструмент, который он мог себе позволить. Й. Гайдн в старости вспоминал: "Я, пятилетний малыш, подтягивал его, когда он играл на арфе, не зная нот". Благодаря прекрасному голосу мальчика его отправили учиться сначала в Гамбург, а затем в Вену, где он поступил в певческую школу при Соборе Св. Стефана.

Интересно, что для й. Гайдна его исполнительский путь начинался с пения. Он усердно изучал всё, что приходилось петь на церковных службах. Живая интонация его голоса позже стала одной из ярких особенностей музыкального языка его произведений. Скоро он также научился играть на скрипке в певческой школе.

Пока остальные ребята отдыхали, Гайдн брал сборник сонат Карла Филиппа Эммануила Баха и усердно изучал их. Именно практика и огромный труд помогли ему освоить основы композиторского мастерства. И удача улыбнулась ему…

Его первые работы, такие как струнные квартеты, написанные в 1755-1757 годах для аристократических домов, были очень популярны. Вскоре он получил предложение работать в качестве директора музыки и придворного композитора у графа Карла Морцина, а затем, в 1761 году, у князя П. Эстерхази.

Дальнейшая судьба Гайдна неразрывно связана с великолепным аристократическим домом этого князя. Здесь у композитора открылись широкие возможности для его творчества. Он писал музыку для различных церковных праздников, семейных торжеств, домашних концертов, застолий и выступлений, а также руководил их исполнением.

Он охватил самые разнообразные музыкальные жанры: оперу, ораторию, симфонию, камерные инструментальные и вокальные произведения. У композитора были музыкальные инструменты, огромная библиотека нот и собственный оркестр. Основные творческие эксперименты музыканта были связаны именно с этим. Чтобы достичь лучшего звучания, он перемещал музыкантов по сцене, добавлял нужное количество инструментов в различные группы, сочетал тембры и изучал динамические особенности каждого голоса. Таким образом он стал основателем симфонического оркестра.

Создавая свои первые знаменитые симфонии, из которых за всю жизнь было создано более ста, композитор выбирал разнообразные темы, способные отразить все, что привлекало его проницательный взгляд, передавая в музыке самые необыкновенные образы. Не случайно, некоторые из его симфоний имеют уникальные названия: "Часы", "Медведь", "Королева", "Сюрприз"… Гайдн достиг необыкновенной свободы, и ему было легче выразить мысль в звуках, чем в словах. Вольфганг Амадей Моцарт называл Гайдна "папой", и их дружба была прекрасным примером искреннего уважения и взаимной поддержки. Превосходные качества характера Йозефа Гайдна, такие как скромность, миролюбие, умение находить радость в том, что у него есть, необыкновенное усердие в работе помогли ему достичь высочайшего мастерства и уважения не только у своих современников, но и у будущих поколений.

Одно из самых замечательных духовных произведений Йозефа Гайдна – оратория "Сотворение мира" на либретто барона Готфрида ван Свитена, написанная в 1798 году. Существует поговорка: "Бог создал мир, а Й. Гайдн – "Сотворение мира"". Как будто из глубин бытия возникает музыка вступления "Зарождение хаоса" (всего 34 части в оратории), заставляющая слушателя замирать перед началом возникновения жизни, красотой и величием этого события, описанного в Бытии.

В коллекциях Российского национального музея музыки хранится оригинальное издание этого произведения Й. Гайдна, а также увлекательные портреты композитора.

Список иллюстраций:

  1. Гайдн, Ф.Й. La Création (Сотворение мира): Oratorio. Переложение для клавесина Ф. Риса. Бонн. [1798–1802].
  2. Гайдн, Ф.Й. La création (Сотворение мира): Oratorio . Партитура. Париж. 1801 г.
  3. Автор неизвестен. Барельеф Йозефа Гайдна. Европа. Девятнадцатый век.
  4. Прощальная симфония Й. Гайдна, аранжировка для духового оркестра А. Морелли. Партия флейты. Лондон. 1900 год.
  5. Портрет Йозефа Гайдна в технике гелиогравюры. Где и когда не указаны.
  6. Портрет Йозефа Гайдна, созданный неизвестным художником в виде миниатюры. Вена, XIX век. Материалы: масло, дерево, медь.
  7. На воскресном концерте в детской музыкальной школе № 7: Юрий Дорошенко исполняет «Аллегро» Й. Гайдна. Фотохроника ТАСС. Москва. 1964 год. Фотографы: А. Поляков, В.А. Генде-Роте.

Отпечаток в истории музыки йозефа гайдна

Влияние Йозефа Гайдна на историю музыки: его незабываемый отпечаток

В 1779 году произошел поворот в карьере Йозефа Гайдна — его контракт был пересмотрен: теперь он мог писать музыку для других людей и продавать свои произведения издателям, вместо того чтобы все его композиции принадлежали семье Эстерхази. После этого Гайдн сместил акцент в своей творческой работе: он стал писать меньше опер и больше квартетов и симфоний.

Грустные и тревожные настроение пронизывает музыку минорных симфоний, таких как "Траурная", "Страдание", "Прощальная". Финал "Прощальной" дает возможность для различных интерпретаций — автобиографических, юмористических, лирически-философских. Уникальность этой симфонии заключается в том, что она исполняется под свечи, закрепленные на музыкальных пультах музыкантов. После традиционного финала следует дополнительная медленная часть, во время которой музыканты постепенно прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену.

Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки, допевающие мелодию, тихую и нежную – на одной из этих скрипок в своё время играл сам Гайдн, будучи одновременно первым скрипачом и дирижером оркестра. После завершения музыки музыканты гасят свечи и уходят вслед за остальными.

Симфония 45 «Прощальная», fis-moll — Й.Гайдн

00:00 / 00:00

Симфония 44 «Траурная», e-moll — Й.Гайдн

00:00 / 00:00

Симфония 49 «Страдание», f-moll — Й.Гайдн

00:00 / 00:00

Для прослушивания "Прощальной" симфонии №45 в полном объеме перейдите по ссылке .

Для прослушивания "Траурной" симфонии №44 в полном объеме перейдите по ссылке .

В течение почти 30 лет Гайдн оставался на службе у Эстергази, живя в отдалении от музыкального мира. Однако за это время он стал величайшим мастером европейского масштаба, и его произведения с успехом исполнялись в крупнейших музыкальных столицах. Кроме того, он вел переговоры с несколькими издателями, как австрийскими, так и зарубежными. В середине 1780-х гг. французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название "Парижских".

В многих симфониях этого цикла состав оркестра приобретает классический "парный" вид, за исключением одной флейты. Кроме того, в симфониях № 83 и 85 отсутствуют трубы и литавры. В композиции симфоний можно наблюдать характерные для Гайдна моменты, такие как медленное вступление и его контраст с последующим развитием экспозиции.

В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился с Вольфгангом Амадеем Моцартом и завязал с ним дружбу. Он начал преподавать музыку Сигизмунду фон Нейку, который впоследствии стал его близким другом.

11 февраля 1785 года Гайдн вступил в масонскую ложу «К истинной гармонии» («Zur wahren Eintracht»).

После смерти Николая Эстерхази в 1790 году его сын и наследник, князь Антон Эстерхази, не проявил интереса к музыке и распустил капеллу. Гайдн, освободившись от службы и оставшись только капельмейстером, получил по завещанию старого князя пожизненную пенсию. Вскоре у него появилась возможность воплотить свою давнюю мечту — покинуть пределы Австрии. В 1790-х годах.

В 1791-92 и 1794-95 годах Гайдн совершил две гастрольные поездки в Лондон. Его 12 «Лондонских» симфоний, написанные по этому случаю, завершили развитие симфонического жанра в его творчестве и утвердили зрелость венского классического симфонизма. Эти симфонии остались вершинными явлениями в истории этого жанра, подобно трем последним симфониям Моцарта, появившимся несколько ранее в конце 1780-х годов.

В 1791 году Йозефу Гайдну была присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.


Так подписывал свои партитуры композитор Йозеф Гайдн: di me giuseppe Haydn, он пишет на итальянском языке: «Мною, Йозефом Гайдном» .

Для Хайдна искусство всегда было главным источником внутренней гармонии, душевного равновесия и здоровья. Он надеялся, что оно будет таким и для будущих поколений. «В этом мире так мало счастливых и довольных людей», — писал семидесятилетний композитор, — «везде их преследуют горе и заботы; быть может, моя музыка иногда послужит источником спокойствия и отдыха для тех, кто полон забот и обязанностей».

Успенский собор, Москва

Вид на Петербургский замок

Дом в Москве, в котором Хайдн провёл последние годы своей жизни, сегодня превратился в музей

Композитор потерял силы из-за работы над ораториями. Его последними произведениями были «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет опус 103 (1802). К 1802 году его здоровье ухудшилось настолько, что он физически не мог больше сочинять. Последние зарисовки датируются 1806 годом, после этого Гайдн больше ничего не написал.

Гайдн ушел из жизни в беспокойное время, в самый разгар наполеоновских походов.

В Вене скончался знаменитый композитор. Ему было 77 лет, когда 31 мая 1809 года он ушел из жизни, вскоре после французского нападения на город под командованием Наполеона. В последние моменты своей жизни он успокаивал своих слуг, когда вблизи их дома разорвалось пушечное ядро: "Не бойтесь, мои дети, ведь там, где есть Гайдн, нет никакой опасности". Через две недели, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) была отслужена панихида, на которой исполнили Реквием Моцарта.

Симфония в творчестве Гайдна претерпела значительное развитие: от ранних произведений, близких к бытовой и камерной музыке (серенада, дивертисмент, квартет), к "Парижским" и "Лондонским" симфониям, в которых закрепились классические законы жанра (порядок частей: сонатное Allegro, адажио, менуэт, финал), характерные темы и методы развития и так далее. Симфония у Гайдна представляет собой обобщенное "изображение мира", где различные аспекты жизни — серьезные, драматические, лирично-философские, юмористические — объединены в единое целое. Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает уникальными качествами открытости, доступности и направленности на слушателя. Основа их музыкального языка — бытовые, песенные и танцевальные интонации, порой прямо заимствованные из фольклорных источников.

Готовые, идеально сбалансированные и логически построенные формы частей симфонического цикла (сонатная, вариационная, рондо и т. д.) включают элементы импровизации, прекрасные отклонения и неожиданности, которые делают процесс развития мысли еще более увлекательным и насыщенным событиями. Популярные "сюрпризы" и "розыгрыши" Гайдна помогали восприятию самого серьезного жанра инструментальной музыки, вызывая конкретные ассоциации у слушателей, которые зафиксировались в названиях симфоний ("Медведь", "Курица", "Часы", "Охота", "Школьный учитель" и т. п.)

В симфониях Ха́йдна классический оркестр включает все группы инструментов: струнные, деревянные и медные духовые, а также ударные. Ведущая группа струнных инструментов в оркестре Хайдна состоит из скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Группа деревянных духовых инструментов включает флейты, гобои, кларнеты и фаготы.

Медные духовые инструменты представлены вальторнами и трубами. В ударных инструментах Хайдн использовал литавры, а в последней, двенадцатой "Лондонской симфонии", добавил треугольник, тарелки и барабан. Эта симфония известна как "Военная".

Стабилизация состава квартета также происходит, при этом все инструменты (две скрипки, альт, виолончель) становятся равноправными участниками ансамбля. Особый интерес вызывают клавирные сонаты Гайдна, в которых воображение композитора, поистине бесконечное, каждый раз открывает новые возможности для создания цикла, оригинальные методы оформления и развития материала. Последние сонаты, написанные в 1790-х годах, явно ориентированы на экспрессивные возможности нового инструмента — фортепиано.

Симфоническое наследие Гайдна

Для прослушивания полной версии симфонии №100 ("Военная") перейдите по ссылке.

Йозеф Гайдн. Историческая значимость творчества композитора

Весной 2021 года мы отмечаем 290-летие со дня рождения выдающегося композитора Йозефа Гайдна. Несмотря на то, что кажется, что совсем недавно мы отмечали его 280-летие в 2012 году и 200-летие со дня смерти в 2009 году, время неумолимо летит вперед, даруя нам возможность снова и снова переосмыслить творчество великих музыкантов, включая Гайдна.

Огромное влияние Гайдна на развитие инструментальной музыки было невероятно значительным. Некоторые критики утверждают, что именно Гайдн стал создателем нескольких определяющих жанров, которые активно используются и по сегодняшний день. К примеру, струнный квартет и симфония (в ее традиционном виде, который продолжал сохраняться в следующие сто пятьдесят лет). Многие специалисты также придерживаются точки зрения, что Гайдн являлся одним из основателей классицизма, и это мнение вполне обосновано.

Тем не менее, мнение о творчестве Гайдна не всегда было единым, а порой было даже противоречивым. Например, по мнению Ю. Кремлева, из русских композиторов XIX века только Глинка высказывал исключительно положительные отзывы о Гайдне. Остальные критики проявляли к композитору недовольство, так же как и Римский-Корсаков, который заявлял, что "Моцарт и Гайдн сочинения были устаревшими и наивными", или Чайковский, который утверждал, что "Гайдн — поверхностный и холодный художник". Однако со временем Римский-Корсаков изменил свое мнение, отметив, что "период нашей музыки: свободной, насыщенной игрой и сменой разнообразных настроений, с использованием всех различных технических средств, выразительной музыки начался с Гайдна и Моцарта". Что касается XX века, то Гайдна высоко оценили Стравинский, Прокофьев и многие другие композиторы, хотя прямых высказываний об этом не так много.

При обсуждении инноваций в инструментальных жанрах следует заметить, что Гайдн начинал свою карьеру как оперный композитор. Его оперное наследие включает более двадцати произведений, включая оперетты и музыку для драматических постановок.

Оперы Гайдна, в основном, относятся к жанру "опера-буффа" и, конечно, не могут сравниться с оперным наследием его друга и младшего коллеги Моцарта. Тем не менее существует мнение, что оперная музыка Гайдна до сих пор не получила должного признания, хотя за границей его оперы довольно часто ставят на сцене.

Один из основных моментов, которые следует выделить, когда речь идет о творчестве композитора в целом, — это то, что музыка Гайдна, возможно, так же тесно связана с "народными корнями", как и музыка кучкистов, некоторые из которых считали Гайдна наивным и устаревшим. Здесь можно предположить, что видимая простота, легкомыслие и наивность его музыки — не характеристики творческого мастерства композитора, а, наоборот, стремление быть понятым наибольшим числом людей, включая музыкальных любителей, к которым Гайдн относился с уважением. Мы, как современные поклонники классической музыки, должны быть благодарны композитору за его искреннюю страсть, живость и абсолютный музыкальный оптимизм.

Отпечаток в истории музыки йозефа гайдна

Это настоящая музыка! Вот что стоит наслаждаться, вот что нужно всасывать в себя всем, кто хочет развить здоровое музыкальное чувство, здравый вкус. А. Серов

Творческий путь великого австрийского композитора Й. Гайдна продолжался около полувека, перешел за исторический рубеж XVIII-XIX вв., охватил все этапы развития венской классической школы — от ее зарождения в 1760-х гг. вплоть до расцвета творчества Бетховена в начале нового века. Интенсивность творческого процесса, богатство фантазии, свежесть восприятия, гармоничное и цельное ощущение жизни сохраняются в искусстве Гайдна до самых последних лет его жизни.

Гайдн, сын каретного мастера, проявил удивительные музыкальные способности. В шестилетнем возрасте он переехал в Хайнбург, где вступил в церковный хор, учился игре на скрипке и клавесине. С 1740 года он жил в Вене, где стал певцом в капелле собора Св. Стефана.

Гайдн стал капельмейстером у графа И. Морцина в 1759 году, где он написал свои первые инструментальные произведения для придворной капеллы, включая симфонии, квартеты и клавирные сонаты. Когда капелла графа И. Морцина была распущена в 1761 году, Гайдн заключил контракт с П. Эстергази, богатым венгерским магнатом, который был покровителем искусств. В течение 5 лет он занимал должность вице-капельмейстера, а затем обер-капельмейстера, где его обязанности включали не только сочинение музыки, но и репетиции, поддержание порядка в капелле, ответственность за сохранность нот и инструментов и т. д. Все его произведения принадлежали Эстергази; Гайдн не имел права писать музыку по заказу других лиц и не мог свободно покидать владения князя. (Гайдн проживал в имениях Эстергази — Эйзенштадт и Эстергаз, временами посещая Вену.)

Тем не менее, многие преимущества и в первую очередь возможность управлять превосходным оркестром, исполнявшим все произведения композитора, а также относительное материальное и бытовое благополучие склонили Гайдна принять предложение Эстергази. В течение почти 30 лет он оставался на придворной службе, сохраняя своё достоинство, внутреннюю независимость и стремление к постоянному творческому совершенствованию в унизительном положении княжеского слуги. Живя вдали от общественной жизни и почти не имея контакта с широким музыкальным миром, он за время службы у Эстергази стал величайшим мастером европейского уровня. Произведения Гайдна с успехом исполнялись в ведущих музыкальных столицах.

В середине 1780-х годов французская аудитория впервые услышала шесть симфоний, получивших название "Парижских". С течением времени композитор все больше страдал от своего зависимого положения и остро ощущал одиночество.

Минорные симфонии окрашены драматическими и тревожными настроениями, такие как "Траурная", "Страдание", "Прощальная". Финал "Прощальной" оставил много места для различных толкований — автобиографических, юмористических, лирико-философских. На протяжении этого бесконечно длительного Adagio музыканты один за другим покидают оркестр, оставляя на сцене лишь двух скрипачей, играющих тихую и нежную мелодию.

Тем не менее, в музыке Гайдна всегда преобладает гармоничный и ясный взгляд на мир, а также его ощущение жизни. Источники радости Гайдн находил повсюду — в природе, в жизни крестьян, в своих трудах, в общении с близкими людьми. Знакомство с Моцартом, который приехал в Вену в 1781 году, выросло в настоящую дружбу. Эти отношения, основанные на глубоком внутреннем родстве, понимании и взаимном уважении, благоприятно сказались на творческом развитии обоих композиторов.

В 1790 году наследник умершего князя П. Эстергази, А. Эстергази, распустил капеллу. Согласно завещанию старого князя, Гайдн, освободившийся от службы и сохранивший только звание капельмейстера, стал получать пожизненную пенсию. Вскоре у него появилась возможность осуществить давнюю мечту — уехать за пределы Австрии. В 1790-х годах.

Во время двух гастролей в Лондон (1791-92, 1794-95) Гайдн написал 12 "Лондонских" симфоний, которые завершили развитие этого жанра в его творчестве и утвердили зрелость венского классического симфонизма. Эти симфонии остались вершинными произведениями в истории симфонической музыки, а также подтвердили появление 3 последних симфоний Моцарта в конце 1780-х годов.

Исполнение Лондонских симфоний происходило в необычных и очень привлекательных условиях для композитора. Гайдн впервые выступил на публичных концертах, где ощутил реакцию демократической аудитории, а также имел большие оркестры, по составу близкие к современным симфоническим, вместо более замкнутой атмосферы придворного салона.

В последние годы своей жизни Йозеф Гайдн жил в Вене и в ее пригороде Гумпендорф. Композитор оставался жизнерадостным, общительным, объективным и доброжелательным к людям, он продолжал много работать. Гайдн ушел из жизни в тревожное время, во время наполеоновских войн, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. В осажденной Вене Гайдн успокаивал своих близких: "Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого".

Гайдн оставил огромное творческое наследие, создав около 1000 произведений в различных жанрах и формах, существовавших в музыке его времени: симфонии, сонаты, камерные ансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы, песни и другие. Особенно ценные для истории музыки являются крупные циклические формы, такие как 104 симфонии, 83 квартета и 52 клавирные сонаты, которые составляют основную часть творчества Гайдна. Именно они определяют его историческое значение. П. Чайковский писал о выдающейся значимости произведений Гайдна в развитии инструментальной музыки: "Гайдн не столько изобрел, сколько совершенствовал превосходную, идеально сбалансированную форму сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до максимальной завершенности и красоты".

Творчество Гайдна олицетворяет различные аспекты жизни, от серьезных и драматических до лирически-философских и юмористических. Оно представляет собой обобщенную "картину мира", в которой все эти стороны существования сбалансированы и объединены. Симфонии Гайдна прошли длительный путь развития — от ранних произведений, близких к жанрам бытовой и камерной музыки, до таких шедевров, как "Парижские" и "Лондонские" симфонии, где закрепились классические нормы этого жанра: структура цикла, характерные темы и методы развития. Мир симфоний Гайдна богат и многогранен, он открыт, общителен и направлен на слушателя.

Основным источником их музыкального языка являются жанровые, бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда прямо заимствованные из фольклорных источников. Вовлеченные в сложный процесс симфонического развития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности.

Завершенные, идеально сбалансированные и логически структурированные формы частей симфонического цикла (сонатная, вариационная, рондо и другие) включают элементы импровизации, замечательные отклонения и неожиданности, которые усиливают интерес к самому процессу развития мысли, всегда захватывающему, полному событий. Любимые гайдновские "сюрпризы" и "розыгрыши" помогали восприятию самого серьезного жанра инструментальной музыки, вызывая у слушателей конкретные ассоциации, закрепившиеся в названиях симфоний ("Медведь", "Курица", "Часы", "Охота", "Школьный учитель" и т. д.).

Шарпентер подчеркнул, что Уиллс и кампания были в восторженном настроении, когда они увидели, что все продавцы восприняли систему со всем воодушевлением. Уиллс обратил внимание на то, что люди обычно были очень довольны системой и оставались очень довольными, после того как они совершали покупки. Технически становилось очевидным то, что они забирали свои покупки чуть ли не моментально, и что каждая транзакция заняла всего несколько секунд.

Слава Гайдна в его оперном наследии очень обширна — 24 оперы. Хотя его оперное творчество не достигает мастерства Моцарта, некоторые произведения этого жанра все равно являются весьма значительными и не утратили своей актуальности.

Среди опер композитора Йозефа Гайдна, особенно известными являются «Армида» (1784), «Душа философа, или Орфей и Эвридика» (1791, поставлена в 1951 году во Флоренции); а также комические оперы «Певица» (1767, в Эстергазе, возобновлена в 1939 году), «Аптекарь» (1768); «Обманутая неверность» (1773, в Эстергазе), «Лунный мир» (1777), «Вознагражденная верность» (1780, в Эстергазе), и героико-комическая опера «Роланд-паладин» (1782, в Эстергазе). Некоторые из этих опер, довольно долгое время оставшиеся в забвении, были с огромным успехом поставлены в наше время, например, «Лунный мир» в 1959 году в Гааге и «Вознагражденная верность» в 1979 году на Глайндборнском фестивале. Среди защитников творчества Гайдна выделяется американский дирижер Дорати, который записал 8 опер композитора с камерным оркестром в Лозанне. Среди них – «Армида» (солисты: Норман, К. Х. Аншё, Н. Берроуз, Рэми, Philips).

Избранные произведения

  • Сказка о Асмодее, или Хромой бес
  • Любовная история Ациса и Галатеи
  • Маркиза в поисках своей мечты
  • La canterina
  • История об аптекаре
  • Путешествие в Лунный мир
  • Приключения Армиды
  • Отражение времен года
  • Музыкальная прощальная симфония
  • музыкальные сонаты

Ссылки

  • Ссылка на статью в Википедии

Мы придаем большое значение актуальности и достоверности информации. Если вы заметили какую-либо ошибку или неточность, пожалуйста, дайте нам знать. Выделите ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter.

Сферы знаний: Зарубежная музыка в 18 веке

Другие названия: Франц Йозеф Гайдн

Дата рождения: 1732 год

Дата смерти: 1809 год

Историческое государство: Священная Римская империя, Австрийская империя

Современное государство: Австрия

Музыкальная профессия: Композитор

Музыканты

Гайдн Йозеф

Гайдн Йозеф, известный также как Франц Йозеф Гайдн, родился 31 марта 1732 года в Рорау, Нижняя Австрия, и умер 31 мая 1809 года в Вене. Он был выдающимся австрийским композитором.

Гайдн был представителем венской классической школы, наряду с такими знаменитостями, как В. А. Моцарт и Л. ван Бетховен. Он был сыном каретного мастера и братом композитора И. М. Гайдна. Сначала он получил музыкальное образование у своего школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге.

В период с 1740 по 1749 годы он пел в капелле собора Святого Стефана в Вене и обучался игре на клавире, скрипке и органе. После увольнения из капеллы он зарабатывал на жизнь различными способами: продажей нот, частными уроками, выступлениями в качестве органиста, скрипача и певца. С 1753 по 1756 годы он работал аккомпаниатором у Н. Порпоры, параллельно изучая технику композиции. Он заполнил отсутствие систематического музыкального образования путем изучения теоретических трудов И. Й. Фукса, И. Маттезона и К. Ф. Э. Баха.

Главным периодом начала славы И. Гайдна считается 1750-ые годы, когда по заказу актёра И. Ф. Курца (Бернардона) и при его либретто он написал оперу "Хромой бес" (по одноименной пьесе А. Р. Лесажа , поставлен в 1752, Вена; не сохранилась). В его струнных трио и квартетах (1755; написанных для музыкального кружка барона Фюрнберга) проявились черты индивидуального стиля композитора: неиссякаемая изобретательность, естественное использование песенного и танцевального фольклора, склонность к юмористическим эффектам.

С 1759 по 1761 год Йозеф Гайдн работал как капельмейстер в имении Лукавице (расположенном недалеко от города Пльзень, теперь находится в Чехии) у двора графа Морица. Здесь он создал свои первые симфонии для капеллы графа. С 1761 по 1790 годы он работал у венгерских князей Эстерхази (начиная с замещения вице-капельмейстера в Эйзенштадте, а с 1766 года — первым капельмейстером).

Начиная с 1769 года, Гайдн в основном работал в летней княжеской резиденции Эстерхази на озере Нойзидлер-Зе. После распада капеллы в 1790 году, Гайдн получил пожизненную пенсию от князя и переехал в Вену, оставаясь придворным капельмейстером на бумаге. В 1791-1792 и 1794-1795 годах Гайдн посетил Англию, где он участвовал в абонементных концертах И. П. Саломона в качестве композитора (включая специально написанные им "Лондонские" симфонии № 93-104) и дирижера.

Симфония № 102. Йозеф Гайдн. Венский симфонический оркестр под управлением Генриха Шерхена. Симфония № 102. Йозеф Гайдн.

00:00 — 24:55

Иоганн Гайдн прошел долгий и сложный путь в своем творчестве — от небольших дивертисментов и струнных трио до создания крупных квартетов и симфоний, от прямого использования народных мелодий до их свободной трансформации. В его ранних симфониях можно увидеть влияния, уходящие к барокко и галантному стилю (особенно к мангеймской школе). Собственный стиль Гайдна стал более самостоятельным по мере освоения им принципов развития музыкальных тем. В этом отношении особое значение имеют симфонии №22 («Философ», Es-dur, 1764), №30 («Аллилуйя», C-dur), №31 («С наигрышем рога, или На тяге», D-dur, 1765).

Значимый поворот в сторону формирования собственного стиля признак оказались симфонии № 39 (g-moll, 1770), № 44 («Траурная», e-moll), № 45 («Прощальная», fis-moll, 1772), № 49 («La passione», f-moll, 1768). В них и в 12 струнных квартетах ор. 17 (1771) и ор. 20 (1772) отчетливо проявляются лирико-драматические тенденции, которые приближают Гайдна к направлению "Бури и натиска" в литературе, а также к творчеству К. Ф. Э. Баха.

Стилистические обращения к музыке последнего особенно заметны в клавирных сонатах (D-dur, 1767; c-moll, 1771; F-dur, 1773), в медленных частях квартетов ор. 9 № 2 (около 1770), ор. 17 № 5 (1771) и других.

Одновременно стремясь к логической организации представления, логичности и глубокой проработке высказывания, Гайдн, а затем и Бетховен, иногда обращались к полифонической форме (фуги в квартетах ор. 20: № 2 до мажор, № 5 фа минор, № 6 ля мажор).

Важным достижением композитора стало раскрытие контрастных возможностей тематического материала как основы для будущих музыкальных преобразований. Таким образом, Гайдн окончательно определил симфонизм как метод музыкального мышления. Началом периода творческой зрелости Й. Гайдн считается 1781 год, подчеркивая, что написанные им 6 квартетов ор. 33 (т.н. “Русские”, посвященные российскому наследнику престола Павлу Петровичу) были созданы “в совершенно новом стиле”.

Фрагмент партитуры гимна Австрийской империи "Боже, храни императора Франца". Автограф Й. Гайдна. 1797.

В Вене находится национальная библиотека Австрии — Österreichische Nationalbibliothek. Код доступа: ÖNB/Wien, Mus.Hs.16501 MUS MAG. Ссылка на данные: data.onb.ac.at/rec/AC13908835. Здесь хранится фрагмент партитуры гимна Австрийской империи «Боже, храни императора Франца», написанный лично Й. Гайдном в 1797 году.

В течение двух десятилетий [6 «Парижских» (1785–1786) и 12 «Лондонских» (1791–1795) симфоний, поздние квартеты, клавирные сонаты] Гайдн оттачивал свой стиль. Одно из отличий зрелых инструментальных произведений Гайдна от предшествующих заключается в совершенном владении техникой трансформации музыкального материала.

За исключением ранних симфоний № 6–8 («Утро», «Полдень», «Вечер», 1761, возможно, написанных с учётом вкусов П. А. Эстерхази), симфонии № 26 («Lamentatione», d-moll, около 1770), инструментального пассиона «Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте» [заказанные кафедральным собором в Кадисе (Испания), версии для оркестра и для струнного квартета – 1787; в виде оратории – около 1795], Гайдн не написал программных (в собственном смысле слова) произведений. Однако многие из его сочинений впоследствии получили наименования из-за возникающих сюжетных и предметных ассоциаций.

Иногда названия, предложенные самим композитором, в большей степени обусловлены образной яркостью, связанной с жанровым тематизмом. В ораториях «Сотворение мира» (текст Г. ван Свитена по поэме «Потерянный рай» Дж. Мильтона, 1798) и «Времена года» (текст ван Свитена по поэме Дж. Грина, 1801) данная особенность особенно заметна.

В своих произведениях (особенно в "Времена года") Гайдн широко использует приемы инструментальной звукописи. В "Сотворении мира" выражены идеи Просвещения о высоком предназначении человека. "Времена года" связаны с философией Ж.-Ж. Руссо; в этой оратории проводится параллель между сменой времен года и течением человеческой жизни.

К самым значительным достижениям творчества Гайдна относятся его 6 последних месс (1796–1802). В них звучит драматическое осмысление контрастов бытия, противопоставление света и тени, радости и страдания.

Вместе с использованием полифонии, Гайдн также активно воспользовался приемами симфонической разработки материала (эта концепция была развита в Торжественной мессе Л. ван Бетховена). Каждая из месс была обработана композитором индивидуально. Например, отголоски войны прослеживаются в «Benedictus» Мессы d-moll и «Agnus Dei» Мессы C-dur (что отражено в самом названии – «Месса времен войны»).

В музыке Гайдна сильно проявилось стремление эпохи к естественности и простоте, вдохновленное девизом «Назад к природе» (Ж.-Ж. Руссо). Его произведения также представлены элементами демократического интонационно-образного строя и изысканностью галантного стиля.

Музыкальные корни Гайдна глубоко уходят в фольклор, его творчество связано с творчеством австрийцев, славян, венгров, итальянцев, что отражает многонациональную природу австрийской музыкальной культуры. В быстрых частях произведений Гайдна преобладает стремление композитора утвердить оптимистическое видение жизни, накопить энергию, из которой, по словам самого Гайдна, человек сможет черпать спокойствие и отдых ( Haydn, 1965, с. 410; цит. по: Кремлев, 1972, с. 277). Гайдн совершил значительный шаг в индивидуализации симфонии, достигнув дифференцированности и одновременно обобщенности ее содержания. По мнению И. Брамса, Гайдн первым определил ответственность композитора, приступающего к созданию симфонии.

Связано завершение формирования современного симфонического оркестра с именем Гайдна. Он установил состав так называемого классического (малого) оркестра, в который вошли смычковый квинтет (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы) и группа духовых инструментов, построенная по принципу парности. В некоторых произведениях Гайдна отражены возвышенные философские раздумья, по смыслу и по средствам воплощения непосредственно соприкасающиеся с творчеством Л. ван Бетховена (Largo 88-й симфонии G-dur, 1787; Largo e sostenuto 37-й клавирной Сонаты D-dur, 1780).

Прототип бетховенской темы судьбы возникает в первой части 49-й Сонаты Es-dur (1790). Гайдн предшествовал и выразил некоторые изысканные краски музыкального романтизма, особенно в области гармонии (Andante неоконченного Струнного квартета op. 103, d-moll, 1803; вступление к оратории «Сотворение мира»), оркестровки («Et incarnatus» последней мессы).

Огромное наследие Й. Гайдна охватывает все музыкальные жанры, популярные в Европе 18 века: 24 оперы, включая зингшпили; 4 оратории, 14 месс, множество духовных сочинений, включая 2 Te Deum , Stabat Mater , 2 Salve regina , Ave regina, 2 оффертория ; сольные кантаты и арии для голоса с оркестром; для оркестра – более 100 симфоний, увертюры, танцы; для инструментов с оркестром – симфония-концерт для смешанного состава солистов, 11 концертов для клавира, 4 – для скрипки, 4 – для виолончели, 3 – для валторны и др.; ансамбли – около 50 дивертисментов и сюит для различных составов, около 100 струнных квартетов, более 40 трио для клавира, скрипки и виолончели, струнные трио, в том числе 21 для двух скрипок и виолончели, 126 с участием смычкового баритона, 11 с участием духовых и других инструментов; для клавира – 52 сонаты, 12 пьес, включая Анданте с вариациями f-moll, более 90 танцев; для голоса или голосов с клавиром – 13 ансамблей, 47 песен, 55 канонов и рондо; более 400 обработок народных песен, из них более 300 шотландских, ирландских и валлийских, в том числе на стихи Р. Бёрнса, В. Скотта и др. В России при жизни Й. Гайдна были популярны его симфонии, камерные ансамбли и клавирные сочинения; настоящую славу композитору принесло исполнение ораторий «Сотворение мира» (на немецком, итальянском языках и в переводе Н. М. Карамзина, 1801) и «Времена года» (в переводе В. А. Жуковского, 1802), оказавшее влияние на развитие ораториального жанра в русской музыке. Почетный доктор Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798), почетный гражданин г. Вены (1804), почетный член Музыкального общества г. Лайбах (ныне Любляна, 1804), Филармонического общества в Санкт-Петербурге (1808). Грохотов Сергей Владимирович

Информация

Область знаний: Зарубежная музыка 18 века Другие названия: Франческо Гульмало Дата рождения: 1732 Дата смерти: 1809 Государство в историческом контексте: Священная Римская империя, Австрийская империя Современное государство: Австрия Профессия: Композитор

Композитор Франц Йозеф Гайдн — основатель классического инструментального жанра

Франц Йозеф Гайдн считается создателем современного оркестра, истинным отцом симфонии и основателем классической инструментальной музыки.

Франц Йозеф Гайдн

Франца Йозефа Гайдна считают родоначальником современного оркестра, "отцом симфонии", основателем классического инструментального жанра.

Гайдн родился в 1732 году. Его отец работал каретным мастером, а мать была кухаркой. Дом, где маленький Йозеф провел свои детские годы, до сих пор сохранился в местечке Рорау на берегу реки Лейты.

Дети ремесленника Матиаса Гайдна были очень увлечены музыкой. Франц Йозеф был очень талантливым ребенком — у него был красивый голос и абсолютный слух; у него было отличное чувство ритма. Мальчик пел в местном церковном хоре и самостоятельно изучал игру на скрипке и клавесинах. Однако, в переходном возрасте у него пропал голос, и его уволили из хора.

Франц Иосиф Гайдн

В течение восьми лет молодой человек зарабатывал частными уроками музыки, постоянно улучшал свои навыки через самостоятельные занятия и пробовал сочинять музыкальные произведения.

Судьба свела Гайдна с венским комиком и известным актером — Иоганном Иосифом Курцем. Это стало удачей. Курц заказал у Гайдна музыку для собственной либретто оперы "Кривой бес". Комическое произведение имело успех — два года оно играло на театральной сцене. Однако критики быстро обвинили молодого композитора в легкомыслии и "шутовстве". (Этот стереотип позже был неоднократно перенесен ретроградами и на другие произведения композитора.)

Франц Иосиф Гайдн

Знакомство с музыкальным педагогом Николаем Антонием Порпорой оказало значительное влияние на творческое развитие Гайдна. Он служил у известного композитора, аккомпанировал на его уроках и постепенно обогащался опытом. Под крышей своего дома, в холодном чердаке, Иосиф Гайдн экспериментировал с написанием музыки, играя на старых клавикордах. В его произведениях проявлялось влияние творчества известных композиторов и народной музыки: венгерские, чешские, тирольские мотивы.

В Будапеште в 1959 году был установлен памятник Гайдну.

В середине XVIII века Франц Йозеф Гайдн написал мессу фа-мажор и первый струнный квартет. После этого его жизнь изменилась, когда он получил финансовую поддержку от помещика Карла Фюрнберга. Тот порекомендовал молодого композитора графу Морцину из Чехии, и до 1760 года Гайдн был капельмейстером у Морцина, имея все необходимое для занятия музыкой.

С 1759 года он создал четыре симфонии и вступил в брак с 32-летней Анной Алоизией Келлер, хотя сам Гайдн никогда ее не любил.

В 1982 году в Австрии выпущены 20 шиллинговые монеты с изображением Гайдна

После свадьбы Йозеф лишился работы у музыканта Морцина, оставшись без средств к существованию. Но вновь на него улыбнулась удача, он получил предложение от влиятельного князя Павла Эстергази, который смог высоко оценить его музыкальный талант.

По тридцать лет Йозеф Гайдн проработал дирижером. Его обязанностью было руководство оркестром и управление хоровой капеллой. На требование князя композитор сочинял оперы, симфонии, инструментальные пьесы. Он мог писать музыку и сразу же слушать её в живом исполнении. За время работы у Эстергази он создал множество произведений – только симфоний в те годы было написано сто четыре!

Музыкальные идеи Гайдна были простыми и органичными для обычного слушателя. Сказочник Гофман однажды назвал его сочинения "выражением по-детски радостной души".

Мастерство Гайдна достигло высокого уровня. Его имя было известно далеко за пределами Австрии — в Англии, Франции и России. Несмотря на свою славу, он не имел права исполнять или продавать свои произведения без разрешения Эстергази. Можно сказать, что князю принадлежали "авторские права" на всё творчество Гайдна. Даже поездки без ведома "хозяина" были запрещены.

В один прекрасный день, находясь в Вене, Гайдн встретился с Моцартом. Два великих музыканта провели много времени вместе, беседуя и исполняя квартеты. К сожалению, у австрийского композитора было мало таких возможностей.

У Йозефа также была возлюбленная — певица Луиджа, мавританка из Неаполя. Она была очаровательной, но корыстной женщиной.

Невозможно было покинуть службу и стать независимым композитором. В 1791 году скончался старый князь Эстергази, к которому Гайдн был привязан. Ему было 60 лет. Наследник князя распустил капеллу и назначил пенсию капельмейстеру, чтобы тот не беспокоился о заработке. Наконец-то Франц Йозеф Гайдн стал свободным!

Он решил отправиться в морское путешествие и дважды посетил Англию.

В эти годы Гайдн, уже не молодой, написал множество произведений, включая двенадцать "Лондонских симфоний", оратории "Времена года" и "Сотворение мира". Произведение "Времена года" стало апофеозом его творчества.

Сочинение грандиозных музыкальных произведений становилось все более тяжелой задачей для стареющего композитора, однако он оставался счастливым. Оратории стали вершиной творчества Гайдна, и после этого он больше ничего не создал. Последние годы своей жизни композитор провел в уединенном домике на окраине Вены, куда его приходили его поклонники. Он любил вести беседы с ними, вспоминая свою молодость, полную творческих поисков и отречений.

Памятник Йозефа Гайдна в Вене

Йозеф Гайдн умер в своем доме в 1809 году. Сначала маэстро был похоронен на Хундстурмерском кладбище. С 1820 года его прах был перенесен в храм города Эйзенштадт.

Гайдн был захоронен в этом саркофаге

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий