Форма государственного устройства республики значительно влияет на процесс формирования и реализации государственной политики. Центральные и региональные органы власти имеют разные полномочия и уровни ответственности, что определяет, как политика адаптируется к местным условиям. Например, в унитарных государствах акценты могут быть сделаны на единую стратегию, в то время как федеративные системы требуют учета интересов различных субъектов, что часто приводит к разнообразным подходам в реализации политики.
В условиях республиканского устройства решающим фактором также является степень вовлеченности граждан в процесс управления. Власть, основанная на демократических принципах, склонна более активно учитывать общественное мнение, что влияет на обновление государственной политики и ее актуальность. Эффективность взаимодействия между властью и обществом в значительной степени определяется формой государственного устройства и существующими институтами, что приводит к различиям в успешности реализации политики на практике.
Формы государственного устройства и государственное управление
Цель данного исследования, представленного курсовой работой, заключается в анализе понятий форм государственного устройства и государственного управления. В рамках исследования будет рассмотрено следующее: 1) изучение понятий и сущности государственного устройства, включая его различные формы; 2) анализ понятий государственного управления, включая его сущность, принципы, цели, виды и методы, а также особенности государственного управления в России.
Вступление1 Организация государства 1.1 Определение организации государства 1.2 Разновидности организации государства 1.2.1 Единообразная форма организации государства 1.2.2 Федеративная форма организации государства 1.2.3 Конфедеративная форма организации государства 2 Власть в государстве 2.1 Сущность государственной власти 2.2 Принципы и задачи государственной власти 2.3 Виды и методы государственной власти 2.4 Организационная структура государственной властиЗаключениеБиблиографический список
Прикрепленные файлы: 1 файл
— 74.38 Кб (Скачать документ)
- Поощрение как способ воздействия на субъекта управления
Поощрение представляет собой механизм влияния на субъекта управления, который используется в случае положительной оценки его деятельности и наличия заслуг для стимулирования к достижению дальнейших успехов.
- Этот метод применяется в государственном управлении;
- Фактическим основанием для использования поощрения являются заслуги и высокие результаты деятельности;
- Он является реакцией на предыдущее поведение (деятельность) субъекта управления;
- Реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
- Имеет конкретного адресата;
- Осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;
- Результаты применения поощрений не подлежат обжалованию;
- Содействует дальнейшей активной деятельности управляемого объекта.
Существует различные виды поощрений, такие как нравственные (благодарность, Почетная грамота, включение в Доску почета), материальные (денежные премии, ценные подарки), статусные (предоставляющие управляемому объекту правовое положение, например, присвоение звания "Заслуженный строитель Российской Федерации"), смешанные (включающие в себя как нравственные, так и материальные или статусные поощрения, например, присвоение звания Героя России). Поощрение может применяться как к индивидуальным субъектам, так и к коллективным, а также к индивидуальным и коллективным субъектам.
- Косвенные методы государственного управления включают:
Социально-психологические методы – методы государственного управления, направленные на формирование соответствующего морально-психологического климата в коллективе:
- способы контроля социально-массовых процессов (формирование кадров, увеличение авторитета исполнительной власти и другие);
- способы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, увеличение взаимопонимания и другие);
- способы управления поведением отдельных субъектов (формирование чувства ответственности, увеличение единения и другие).
Экономические методы — вид способов государственного управления, оказание воздействия на основе использования экономических отношений потребностей и интересов:
- прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;
- Кредит — это передача суммы денег или ценных вещей определенного рода с условием их возврата или отсрочки платежа с уплатой процентов;
- Лицензия — это разрешение на осуществление определенного вида деятельности с обязательным соблюдением требований и условий, выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
- Премия — это стимулирование путем награждения денежной суммой или ценным подарком;
- Налогообложение — это система взимания налогов и платежей в бюджет различного уровня на основе законов;
- Квота — это определенное количество выполнения определенной деятельности, например, на вывоз энергоресурсов.
Особенности косвенных методов:
- Косвенные методы являются частью системы государственного управления;
- Воздействие на объект управления осуществляется через изменение условий его функционирования;
- Объекты управления имеют возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
- Результат проявляется значительно позже, чем при применении административных мер воздействия;
- Обеспечивается системой гарантий.
2.4 Организационная структура государственного управления
Субъектом государственного управления, как уже было отмечено, выступает правительство в целом. Множество функций страны, обилие его связей с обществом определяют разнообразие и различные характеристики деятельности различных государственных органов, их подразделений и сотрудников, разную степень и различные методы их роли в формировании и реализации государственных управленческих действий.
Органы исполнительной власти являются основой организационной структуры государственного управления. Вместе они представляют собой более сложную часть государственного аппарата, где сосредоточена вся информация об управлении и основные средства принуждения.
Системообразующим элементом организационной структуры государственного управления является государственный орган, ответственный за формирование и осуществление государственной политики, как в целом, так и в отдельных аспектах: установление целей, организация деятельности и регулирование.
Определение государственного органа как ключевого элемента организационной структуры государственного управления требует особого внимания к типовым внешним взаимосвязям, которые формируют (определяют) его внутреннюю структуру. Любая самостоятельная управленческая структура должна иметь такие внешние связи, которые могли бы обеспечивать и регламентировать:
- полную ответственность каждого управленческого органа за достижение поставленных перед ним целей (подцелей) или функций управления;
- сбалансированность целей всех звеньев определенного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня;
- комплексное выполнение (взаимосвязь) всех функций управления, относящихся к реализации каждой поставленной цели, как по вертикали, так и по горизонтали взаимодействия;
- Оптимизация взаимодействия и сотрудничества между различными звеньями и уровнями государственного аппарата в контексте управленческих функций, минимизация дублирования и обоснованное взаимодействие между линейными и програмными структурами;
- Концентрация полномочий и ответственности при решении управленческих задач за счет оптимального распределения компетенции по горизонтали и делегирования возможностей по вертикали;
- Полное соответствие организационно-экономического механизма контроля выполнения компетенции в области ответственности и прав в принятии решений по управленческим задачам.
Устройство государственного органа зависит от его положения в системе государственного управления, от размера и содержания его полномочий, а также от его роли в управлении общественными делами. Оно полностью подчинено осуществлению полномочий государственного органа и строится сверху вниз. Следует учитывать, что между структурами различных государственных органов существует организационная взаимозависимость. Особенно важны отношения между органами со сложной и обычной структурой.
Смысл структуры конкретного государственного органа можно понять только через анализ его связей с управляемыми объектами и другими государственными органами, включая те, которые имеют различное функциональное назначение. Органы, которые непосредственно взаимодействуют с управляемыми объектами, напрямую влияют на общественные процессы, должны иметь структуру, которая, во-первых, соответствует потребностям управляемых объектов в управлении и, во-вторых, обеспечивает разграничение и усиление управляющего воздействия со стороны вышестоящих органов. Для государственных органов, занимающих высшие позиции в "иерархии" и осуществляющих воздействие на управляемые объекты косвенно, через другие органы, структура должна соответствовать их целевой роли. Структура государственного органа также должна создавать условия для рациональной организации и эффективного управления деятельностью его аппарата. Следовательно, она должна удовлетворять определенным требованиям и формироваться на основе определенных правил. Среди них можно выделить следующие:
- Необходимость обеспечения подвижности, при которой количество и внутренняя структура государственного органа устанавливаются с учетом эффективности управления;
- Потребность в оперативности, определяющая сложность внутренних и внешних связей государственного органа, скорость и безопасность передачи управленческой информации, своевременность принятия и реализации решений;
- Необходимость экономии, которая требует определения затрат на содержание аппарата управления и издержек на осуществление управленческой деятельности его сотрудниками.
Существует несколько задач, связанных с формированием структуры государственных органов.
Первоочередная задача заключается в создании структуры любого государственного органа, включая четкое определение руководящего состава, то есть тех государственных должностей, которые имеют прямое отношение к осуществлению властных полномочий, закрепленных в управленческих решениях. В коллегиальном государственном органе это список должностей, составляющих соответствующий коллегиум — руководящий состав данного органа.
В едином государственном органе руководитель и его заместители, уполномоченные на принятие решений в его отсутствие, играют важную роль. Нельзя согласиться с мнением, что компетенция государственного органа распределяется между его подразделениями, так как это может нарушить единство воли, логику решений и ответственность. Структурные подразделения не выполняют функции государственного органа, а скорее обеспечивают профессиональную деятельность его руководства.
Вторая проблема исходит из первой и требует организации подразделений таким образом, чтобы они полностью и безусловно поддерживали руководящий состав в осуществлении компетенции своего государственного органа. Естественно, что в пределах своих полномочий подразделения осуществляют необходимые управленческие действия, выступая в роли подразделений. Существуют различные подходы к организации подразделений: при горизонтальной структуре создается большая группа должностей, возглавляемая одним руководителем (например, один руководитель на шесть подчиненных); при вертикальной структуре создаются небольшие группы должностей с подчиненностью нескольким руководителям (из тех же семи должностей создаются два сектора по две должности, возглавляемые руководителем сектора и над ними — руководитель подразделения).
Это основополагающее понятие для осознания необходимого выполнения обязанностей. Эффективность выполнения должностных обязанностей не сводится к времени, проведенному в офисе, или количеству участия в разработке и реализации управленческих решений. Она определяется соответствием собственных усилий компетенции государственного органа и их влиянием на достижение поставленных целей. Последствия управленческих решений и действий, а также уровень управляемости этих действий являются ключевыми критериями анализа выполнения обязанностей в органах государственной власти и местном самоуправлении.
При создании структуры государственного органа используются те же основы, что и при создании организационной структуры государственного управления, с учетом особенностей органа: линейная, функциональная, линейно-функциональная, программно-целевая. Также добавляется линейно-штабная структура, в которой в руководящем звене органа создается специальное подразделение для его информационного обеспечения.
Понятие и значение государственной политики
- Государственная политика представляет собой цикл политических процессов, который включает в себя следующие элементы:
- разработка моделей государственной политики;
- определение вида государственной политики;
- разработка теоретических подходов к изучению государственной политики;
- определение характеристик государственной политики;
- выявление общественных проблем;
- определение механизма установления политических целей и приоритетов;
- выработка критериев отбора альтернатив государственной политики;
- политический анализ государственной политики;
- анализ политических рисков;
- выработка механизма управления рисками.
Поиск решений среди 1 000 ов
Для осуществления государственной политики формируются соответствующие государственные структуры, которые направлены на выполнение определенных задач. Государственный аппарат ориентирован на реализацию воли и планов политиков, которые выражаются в форме государственной политики в различных сферах общественной жизни.
Государственная политика используется для достижения определенных целей в конкретных областях через использование различных методов воздействия и имеющихся ресурсов государства.
Основополагающие принципы государственной политики — это открытость, конкурентность и ориентация на достижение результатов.
Главная цель государственной политики заключается в том, чтобы регулировать действия различных социальных групп, населения и организаций в нескольких направлениях:
Экспертная поддержка в выполнении работ
Решение задач от искусственного интеллекта менее чем за 2 минуты
Найдите свое решение среди 1 000 ов
- во-первых, это защита населения, его деятельности и собственности;
- во-вторых, обеспечение активности на социальном уровне;
- в-третьих, создание условий, необходимых для производства товаров и услуг, необходимых населению.
Этапы формирования и реализации государственной политики
Процесс разработки и осуществления государственной политики может быть разделен на четыре последовательных этапа:
- Первый этап — выявление общественных проблем и определение целей государственной политики, который также называется этапом инициирования государственной политики;
- Второй этап — разработка и легитимация государственной политики, который также называется этапом формирования государственной политики;
- Третий этап — осуществление и контроль государственной политики, который также называется этапом реализации государственной политики;
- Четвертый этап — оценка и регулирование государственной политики, который также называется этапом оценки государственной политики.
Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства
4. Проблемы определения типов политического и правового режима.
Вопрос о характере государства не имеет единого подхода. В западной науке не проводится различие между формой управления и типом правительственного режима. Некоторые исследователи придерживаются структурного подхода и определяют форму государства через перечисление его элементов. Обычно упоминаются 3 основных элемента (форма управления, политический режим, территориальное устройство).
Однако некоторые авторы утверждают, что помимо этих трех элементов и, в дополнение к режиму, следует выделять четвертый самостоятельный элемент формы государства — политическую динамику (характер политического развития власти и общества).
В современной литературе обычно определение формы государства происходит через содержательную характеристику этого явления. При таком подходе форму государства определяют как совокупность способов организации, распределения и осуществления государственной власти, определяющих степень участия народа в формировании и реализации государственной власти. Форма государства также демонстрирует, какими способами, какими методами, в чьих интересах осуществляется государственная власть, насколько народ допущен к участию в формировании органов государственной власти и какова степень участия народа в осуществлении государственной власти, насколько народ допущен к реализации власти.
От чего зависит форма определенного государства? Что будет предопределять форму определенного государства и ее эволюцию?
Факторы:
1. Территориально-географические факторы:
- Размер территории государства
- Наличие значительных географических объектов, таких как большие горные хребты, и их влияние на форму управления. Примером может служить Швейцария.
- Климатические условия, определяемые географическим расположением государства. Даже Макиавелли связывал форму правления с географическим расположением государства: монархия для северных государств и республика для южных народов.
- Расположение государства, включая наличие выхода к морю, наличие полезных ископаемых и континентальное или островное местоположение, и их влияние на экономическое развитие и форму правления.
- Экономические факторы, такие как тип экономики (распределительная или обменная), степень укладности экономики (одноукладная или многоукладная), уровень экономического развития общества, тип и характер производственных отношений (производящая экономика или ресурсная), степень экономической стабильности общества
- Социально-духовные факторы, включая отношение государства к религии, национальный состав населения, историческое развитие и формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура), а также характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и т.д.)
- Внутриполитические факторы
— Организация политических сил в обществе и их представленные интересы, структура и влияние на государственную власть;
— Уровень политического сознания и культуры общества;
— Активность населения в политике;
— Устойчивость политических процессов в обществе (постепенное или последовательное развитие).
3. Внешние факторы:
— Политическое окружение государства, враждебное или дружественное, влияющее на режим;
— Внешнеполитические аспекты взаимодействия государств, включая заимствование элементов устройства государства.
Фактор внешнеполитического воздействия (или фактор внешнеполитического влияния) означает, что одно государство (или группа государств) использует экономическое, политическое или даже прямое военное давление для того, чтобы навязать другому государству определенные элементы своей формы, которые выгодны для первого государства.
Если вам понравилась статья, добавьте ее в закладки (CTRL+D) и не забудьте поделиться с друзьями:
Объект познания – влияние устройства государства на систему государственного и муниципального управления
Возникают ряд сложностей при построении государственного и муниципального управления на основе разделения властей в унитарных и федеративных государствах.
На формирование и функционирование органов государственного и муниципального управления существенное влияние оказывают особенности государственного устройства России, такие как асимметрия, различие политико-правовых статусов субъектов Федерации, а также сложный, многоуровневый характер Федерации.
Под формой государственного устройства понимается территориальное его устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью.
Основные типы государственного строя — унитарный, федеративный и конфедеративный. Унитарное государство — простое по составу, имеет единую систему органов государственной власти, построенных по принципу вертикальной иерархии (например, Польша, Италия). В таком государстве административные образования не имеют самостоятельности и подчиняются центральным органам власти.
В унитарных государствах с разнообразным национальным составом населения возможно превращение отдельных административных единиц в автономии.
Автономия означает право части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Она проистекает из различного уровня развития и численности народов, проживающих в составе одного государства.
Если в государстве, образованном одним многочисленным народом, есть территория с компактным населением другой национальности, то такой территории может быть предоставлена значительная самостоятельность путем передачи части полномочий. Это делается для защиты этнической целостности и создания лучших условий для развития проживающего там народа. Автономные образования могут быть созданы как в унитарных, так и в федеративных государствах. Например, автономные области в унитарной Италии и автономии в федеративной России.
В отличие от автономии, федерации формируются путем передачи полномочий не сверху вниз, а снизу вверх: от субъектов – федерации. Субъекты федерации, как правило, равны.
Федеративное государство – сложное образование, включающее административно-территориальные или национальные образования – члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности (штаты – в США, земли – в ФРГ, области и края – в России) или даже суверенитетом (кантоны – в Швейцарии, до недавнего времени республики – в России). Помимо высших органов государственной власти федерации, ее субъекты формируют самостоятельные органы государственной власти. Для защиты и представления интересов субъектов федерации на общегосударственном уровне создаются двухпалатные парламенты (США, Швейцария, Россия).
Существует мнение о том, что унитарные государства являются мононациональными, а федеративные — многонациональными. На самом деле это не так. Болгария является многонациональным, но унитарным государством, в то время как США — мононациональное, но федеративное.
Основное различие между унитарными и федеративными государствами заключается в способе разделения территории и системе организации органов государственной власти. Тем не менее, национальный состав населения оказывает определенное влияние на структуру государства.
Из этого текста можно выделить два типа федераций: административные (например, США, ФРГ, Мексика, Бразилия) и национальные (например, РФ). В административных федерациях основу деления территории составляют объективные критерии, такие как рельеф местности, климатические условия, наличие полезных ископаемых, плотность населения, развитие хозяйственно-экономических связей, исторические традиции и другие. В то время как в национальных федерациях основу территориального деления составляет субъективный фактор — национальный состав населения. Именно поэтому национальные федерации зачастую оказываются неустойчивыми формами государственной организации (например, СФРЮ, ЧСФР, СССР).
Основой правового устройства большинства мировых федераций является конституция (Основной Закон) государства. Однако иногда возникает исключительная ситуация, когда основой федерации становится договор (так называемые договорные федерации). Отличительной особенностью договорных федераций является большая автономия их субъектов.
Основу конституционных федераций составляет осуществление воли "центра", закрепленной в принимаемых высшими органами государственной власти конституциях. Конечно, конституция предусматривает определенную автономию субъектов федерации, но изменение конституции остается исключительным правом федеральных органов государственной власти. Что касается договорных федераций, то основу их правового положения составляет результат согласования воли двух сторон (федерации и ее субъектов), обе способны равным образом влиять на изменение содержания договора.
Согласно Конституции (ст. 5 и 11), Россия относится к числу федераций смешанного типа – конституционно-договорных, так как основа ее федеративного устройства закреплена в Конституции. Однако отдельные вопросы (разграничение ведения между центральными и региональными органами государственной власти) могут решаться на основании Федеративного и иных договоров.
По внешним признакам договорные федерации похожи на конфедерации. Однако это только внешнее сходство. Их суть принципиально различна.
Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный для решения общих политических, экономических или военных задач. Конфедерация, в отличие от федерации, не формирует единого государства. Государства, образующие конфедерацию, не теряют своего суверенитета. Кроме того, цели создания конфедерации отличаются от федеративных.
Федерация стремится к наиболее эффективному управлению территорией единого государства, приближая органы власти к управляемой территории и населению. В отличие от конфедерации, федерация является юридически нерасторжимым государством.
Обычно конфедерации либо распадаются после достижения целей, либо превращаются в федерацию, как это произошло с Объединенной Арабской Республикой и Швейцарской конфедерацией.
Содружество Независимых Государств (СНГ) представляет собой особый вид конфедерации, ограниченный в своем смысле. Оно возникло в результате распада прежней единой страны — Советского Союза.
Основание для объединения государств СНГ лежит не только в военных, экономических и политических целях, но В их исторической, этнической и культурной близости, которая отличает их от обычных конфедераций. СНГ возник в условиях столкновения двух противоречивых тенденций — стремления бывших союзных республик СССР к суверенитету и их экономической взаимозависимости, которая является результатом долгосрочного совместного развития. Эти две тенденции — разделительная и объединительная — делают этот союз неустойчивым, а его государства — незавершенными. С одной стороны, ни одно из государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, не может быть полностью независимым, а с другой стороны, СНГ не является полноценной конфедерацией, поскольку его договорно-правовой статус неопределен и находится на стадии формирования.
Существует большое количество различных мнений о моделях управления в централизованных и федеративных государствах.
Некоторые ученые считают, что сравнивая современные централизованные и федеративные государства, такие как Испания, Германия, Франция, Великобритания, Италия, с примерно одинаковой территорией и населением, с точки зрения эффективности управления, между ними нет больших различий. Сильная централизация управления присуща только авторитарным режимам. В условиях демократии структуры гражданского общества, действующие на уровне регионов, вполне способны заставить учитывать их особенности. Примерами этому являются Шотландия и Уэльс в Великобритании, Ломбардия в Италии. Предполагается, что это верно только для устойчивых демократических систем, так называемых старых демократий.
Существует утверждение о значительном различии системы управления в условиях федерализма. В федеративном государстве действует столько систем государственной власти, точнее столько систем государственной власти и местного самоуправления, сколько имеется субъектов федерации. В федеративном государстве задачи и полномочия распределяются между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.
Поэтому в классической схеме разделения властей по горизонтали добавляется «вертикальное» разделение властей между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. В результате, если в унитарном государстве есть два уровня управления – центральный и местный, то в федеративном государстве – три уровня: федеральный, региональный и местный, что создает проблему разделения объемов полномочий между тремя уровнями управления.
Россия представляет собой уникальный тип федерации, что сказывается на особенностях управления федеративными отношениями и требует разработки особой региональной политики государства.
В Конституции 1993 года был закреплен современный федеративный характер российской государственности. В главе 3 "Федеративное устройство" установлены основные принципы федерализма, перечислены все субъекты Российской Федерации (ст. 65), определен порядок регулирования их статусов и взаимоотношений (ст.
66), упомянуто распределение суверенитета и юрисдикции Российской Федерации (ст. 67), а также определены предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), установлены правила законодательного регулирования по предметам исключительного и совместного ведения (ст. 76).
Региональным властям в Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять структуру государственной власти и местного самоуправления на своей территории в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти, установленными федеральным законом. Правосубъектность и компетенция региональных властей регулируются в соответствии с Конституцией России и федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. и «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.
Однако общие принципы Конституции не охватывают всю сложность федеративной структуры и разнообразие федеративных отношений в России. При разработке стратегии управления государственными и муниципальными структурами необходимо учитывать эти особенности.
Многие особенности и проблемы Российской Федерации обусловлены принципами ее создания. Федерация была создана нестандартным способом – не по инициативе регионов, передающих свои полномочия центральной власти, а "сверху". Центральные власти провозгласили регионы субъектами Федерации по собственной воле, хотя с согласия субъектов. В результате многие руководители и официальные структуры по-прежнему придерживаются унитаристского типа управления.
Формы правления
Определение 3
Форма управления представляет собой организацию высших государственных органов, порядок организации и взаимоотношения, степень участия подданных в их формировании.
В зависимости от формы управления государства могут быть следующие виды:
В монархии функции главы государства выполняет монарх, царь, король, император, шах, султан и т.д., они передаются по наследству и исполняются единолично и на протяжении всей жизни.
- неограниченные;
- ограниченные.
В первых (неограниченных) монархиях единственный носитель суверенитета страны – это монарх. Неограниченными выступали деспотические монархии рабовладельческих стран Древнего Востока, а также абсолютные (или самодержавные) монархии, характерные для последнего периода эпохи феодализма.
В ограниченных монархиях вместе с монархом суверенитет страны также принадлежит иным высшим государственным органам, которые ограничивают власть главы государства. К ограниченным монархиям можно отнести сословно-представительные монархии, которые существовали в эпоху феодализма. В настоящее время такими конституционными монархиями выступают Англия, Бельгия, Швеция, Япония и другие.
Республика — это форма правления, при которой глава страны является избранным на определенный срок времени единоличным или коллективным органом.
Замечание 1
Глава государства в республике несет ответственность перед избравшим его органом или населением.
По своему типу республики могут быть:
- парламентскими;
- президентскими.
Тем не менее, эти наименования являются условными. На самом деле в первой и во второй форме существует и парламент, и президент. Однако их реальные функции различны. В парламентских республиках (например, в Германии, Италии и др.) президент обычно выполняет символические обязанности.
В парламентских республиках исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству под руководством премьер-министра (канцлера, председателя совета министров и т. д.). Состав правительства формируется на основе парламентского большинства. Исполнительная власть осуществляется кабинетом, который отвечает перед парламентом. Парламент в свою очередь имеет право выразить недоверие правительству (что означает его отставку). В данной форме управления функция президента во многом сопоставима с положением монарха в парламентской монархии (король царствует, но не управляет страной).
Существует также другой вид республики — президентская, где президент выступает главой государства и правительства одновременно (например, в Соединенных Штатах Америки).
Также существует промежуточный вариант — полупрезидентская республика, которая является компромиссом между парламентской и президентской республиками (например, во Франции). Во Франции премьер-министр возглавляет правительство и отвечает перед парламентом, при этом президент обладает определенными полномочиями, отличающимися от полномочий президента в обычной парламентской республике.
Формы государственного устройства
Форма государственного устройства описывает внутреннюю структуру государства, его территориально-политическое деление, которое определяет взаимоотношения между органами центральной власти и органами составных частей страны.
Существуют следующие формы государственного устройства:
- унитарные;
- федеративные;
- конфедеративные.
Унитарное государство представляет собой единое целое, части которого являются административно-территориальными единицами, не обладающими признаками государственного суверенитета.
Унитарное государство характеризуется единой системой высших органов и единой системой законодательства. В настоящее время к унитарным государствам относятся Англия, Франция, Бельгия, Швеция и другие страны.
Федеративное государство — это сложное союзное государство, чьи части имеют собственное государство или государственные образования с определенной степенью суверенитета и признаками государственности.
В федеративном государстве высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации, функционируют вместе с высшими органами федерации и федеральным законодательством.
Современные федерации включают Соединенные Штаты Америки, Российскую Федерацию, Индию и другие страны.
Конфедерация — это союз государств, образованный для конкретных (обычно временных политических, военных) целей.
Конфедерация — это объединение двух или более государств, где союзные органы координируют деятельность стран-членов и занимаются только вопросами, для которых было создано объединение.
Особенность конфедерации заключается в отсутствии единого центрального государственного аппарата, который бы управлял всем законодательством и управлением стран. Каждая страна-участница конфедерации сохраняет право заключать дипломатические, торговые и военные соглашения с другими странами.
Влияние форм государства на государственно-административное управление
Форма управления — это способ организации государственной власти.
Существует различие между РЕСПУБЛИКОЙ (государственная власть осуществляется избранным населением на определенный срок коллегиальным органом или лидером) и МОНАРХИЕЙ (государственная власть осуществляются единолично или от имени наследного монарха). РЕСПУБЛИКА: 1) Президентская (США, Мексика, Аргентина); 2) Парламентская (Австрия, ФРГ, Италия), 3) Смешанная (Франция, Швейцария). МОНАРХИЯ: 1) Абсолютная (Европейские страны в начале 20в.), 2) Парламентская (Великобритания, Швеция, Япония), 3) Теократическая (Ватикан).
В наше время существуют непривычные формы правления, объединяющие элементы республики и монархии: это республиканская монархия (например, в ОАЭ), монархическая республика (как в Индонезии и Тунисе), а также суперпрезидентские республики (их 12 штук: Бразилия, Сальвадор, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Парагвай и Эквадор).
В Беларуси промышленность рассматривается как сфера материального производства, подверженная государственному регулированию: мы рассмотрим текущее состояние и проблемы развития промышленной политики в стране.
Промышленность — это основа национальной экономики, включающая специализированные отрасли, производство инструментов труда, предметов труда и промышленные товары.
Индустрия играет важную роль в производстве материальных благ, оказывая огромное влияние на развитие общества и удовлетворение его потребностей. От уровня развития промышленности и ее эффективности зависит общая производительность экономики, социально-экономический потенциал страны, уровень жизни населения и ее роль в мировом делении труда.
Промышленность можно разделить на добывающую и обрабатывающую. В обрабатывающую индустрию входят предприятия, перерабатывающие продукцию добывающих отраслей, обеспечивающие предшествующие этапы для обрабатывающей промышленности и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию.
В экономике Республики Беларусь функционируют различные отрасли промышленности, их количество достигает около двадцати. Среди них: энергетика, топливная промышленность, производство черных металлов, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность (текстильная, швейная, кожевенная, меховая, обувная), а также пищевая промышленность (пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная).
Основные параметры функционирования промышленности включают в себя следующие показатели: количество предприятий в отрасли, объем производства в денежном и натуральном выражении, численность работников, прибыль от реализации продукции, уровень рентабельности, сокращение (или увеличение) издержек на единицу продукции, годовые показатели роста (или снижения) объема производства, доля продукции отдельных отраслей в общем объеме производства, структура затрат на производство продукции по различным отраслям, количество монополистических предприятий и другие.
Основные средства регулирования включают в себя реструктуризацию промышленных предприятий, лизинговые операции, формирование финансово-промышленных групп, создание специальных экономических зон и технопарков, квотирование и лицензирование, сертификацию и стандартизацию продукции.
Стратегия развития промышленности и топливно-энергетического комплекса выражается в увеличении производства промышленной продукции, улучшении ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках, повышении эффективности производства, достижении социальных результатов, соблюдении экологических ограничений и увеличении инновационно-инвестиционного потенциала отрасли.
Направление развития промышленности и топливно-энергетического комплекса определено в долгосрочной концепции социально-экономического развития до 2015 года, концепции и программе развития промышленного комплекса на 1998-2015 годы. Основное внимание уделяется ресурсосберегающему интеллектуальному типу производства и систематической структурной перестройке.
Среди приоритетных отраслей промышленности выделяются: • разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, медицинского и специального оборудования, уникальных научных приборов; • расширение сферы связи, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров, оптических и оптико-механических приборов; • внедрение промышленных лазеров; • создание и использование новых материалов (сверхтвердых, порошковых, керамических и прочих); • производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства; • выпуск новых моделей тракторов, автомобилей, автобусов, дорожно-строительной техники; • производство малотоннажной химии, комплексных удобрений химико-фармацевтической отрасли,
В долгосрочной перспективе промышленная политика республики ориентирована на следующие цели: • обеспечение динамичного роста производства; • повышение конкурентоспособности продукции; • сокращение материало- и энергозатрат для ресурсосбережения; • увеличение производительности труда и интенсивности труда; • модернизация технологических процессов в производстве; • усиление инновационной активности промышленного сектора; • реструктуризация предприятий отрасли с организационно-правовыми изменениями; • создание межгосударственных финансово-промышленных групп; • проведение процессов акционирования и приватизации; • формирование транснациональных корпораций, в которых Беларусь будет играть роль базовой страны.
Среднесрочная стратегия в Программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы, основные направлениями энергетической политики на 2001-2005 гг. и на период до 2015 г. (утв.2000г.)
Методы: отраслевое управление, территориальный принцип, прогнозирование, планирование, программирование (баланс производственной мощности, топливный), финансово-кредитное управление, налогообложение, амортизация, ценовое управление.
Особое внимание уделяется производствам на местном сырье — лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, перерабатывающим отраслям АПК, промышленности строительных материалов.
Влияние изменений в государственном (политическом) режиме на форму правления
Понятие формы правления описывает структуру и процесс формирования высших органов государства, а также принципы их взаимодействия. Существует две основные формы правления — монархическая и республиканская.
При изучении монархии следует обратить внимание на организацию верхней государственной власти, место монарха в системе власти. Также стоит проанализировать отношения монарха с законодательной, исполнительной и судебной властями в различных видах монархической формы правления (абсолютная, дуалистическая, парламентская, выборная монархия).
При изучении республики особое внимание следует уделить организации верховной государственной власти. Необходимо сравнить принципы взаимодействия между ветвями власти в различных типах республик (парламентской, полупрезидентской и президентской), а также их связь с партийной системой.
Форма государства определяет принципы его устройства и организации власти, а также способы её осуществления. Она включает в себя деление государства на части, их статус, структуру и взаимоотношения органов власти. Важными элементами формы государства являются форма правления, территориальное устройство и политический режим. Таким образом, понятие "форма правления" составляет часть определения "форма государства".
Форма управления государством — это географическое распределение власти, а также организация государственной структуры. Существует две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство — это единое государство, состоящее из административных единиц без политической самостоятельности. Федерация — это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований с политической самостоятельностью.
Государственный строй — это система приемов и способов осуществления государственной власти. Это понятие часто используется как аналог понятию "политический строй" в качестве третьего элемента формы государства. Действительно, в авторитарном государстве с его ограниченным гражданским обществом различие между политическим и государственным строем размывается.
В условиях демократического общества концепция "политический режим" имеет более широкий смысл и отражает практику работы всех институтов власти (государство, политические партии и неполитические общественные объединения). Поэтому более точным будет использование термина "государственный режим" для обозначения третьего элемента формы государства. Кроме того, политический режим фактически определяет характер государственного режима, и поэтому каждому типу политического режима соответствует соответствующий государственный режим.
В заключение темы 6 необходимо изучить особенности основных типов режимов (демократического, авторитарного и тоталитарного) и их разновидности. Также следует выявить, как изменения в государственном режиме влияют на форму правления.
Демократический государственный строй характеризуется признанием суверенитета народа и его права участвовать в управлении государством, многопартийностью, а также широкими гражданскими правами и свободами. Вариантами демократического государственного устройства являются либеральная демократия и социальная демократия.
Авторитарный государственный строй характеризуется отказом от демократических принципов и процедур, применением силовых методов управления, а также ограничением прав и свобод граждан. Возможно существование нескольких партий, но их оппозиционная деятельность формальна. Вариантами авторитарного государственного устройства являются военно-диктаторский строй, монократический строй, клерикальный строй и конституционно-авторитарный строй.
Однопартийность, превращение правящей партии в часть государственного механизма власти, ликвидация прав и свобод граждан, политический террор и отсутствие независимости суда и СМИ — все это характеристики тоталитарного государственного режима.
Важно помнить, что государственный режим может быть сильно отличаться от формы правления. Форма правления более стабильная, в то время как государственный режим может изменяться в рамках одной формы правления и даже превратиться в новый режим.
Изменение формы правления может произойти как в президентской, так и в парламентской системе, но это не влечет за собой изменения конституции и установленной формы правления. Примером может служить Великобритания, которая в XVIII веке стала парламентской монархией, где вначале ведущая роль принадлежала парламенту.
Затем роль правительства (а точнее, его более узкой части – Кабинета) стала усиливаться. Постепенно парламентаризм превратился в кабинетное правление. Таким образом, при одной и той же форме правления (парламентской монархии) государственный режим стал другим.
Тема 7. Конституционные институты непосредственной демократии. (2 часа).
1.Институты непосредственной демократии (выборы, отзыв, референдум) – понятие, социальная функция.
Формы правления и государственного устройства
Вступление
Раздел 1. Разнообразие форм правления
1.1 Понятие государства и его различные формы
1.2 Формы правления: определение и разновидности
Раздел 2. Структура государства
2.1 Определение и разновидности государственного устройства
2.2 Государственный (политический) режим
2.3 Конституционные основы федерализма в России
Заключение
Работа содержит 1 файл
— 72.35 Кб (Скачать)
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет
Реферат на тему:
Формы правления и государственного устройства
Выполнил студент гр.2-ЭН-4
Раздел 1. Формы правления
1.1 Понятие государства и его формы
1.2 Форма правления: понятие и виды
Раздел 2. Форма государственного устройства
2.1 Понятие и виды государственного устройства
2.2 Государственный (политический) режим
2.3 Конституционные основы российского федерализма
Территория, население, власть — это основные характеристики каждого государства. Однако они отличаются друг от друга по своей внутренней организации, что отражается в понятии "форма государства".
Со времен Платона и Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль стремилась понять причины, определяющие различные формы правления. В эпоху Аристотеля изучение сводилось к описанию разнообразных форм правления, но в ХХ веке в рамках марксистской теории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в контексте связи с типом государства, классовой структурой и экономическим базисом общества.
Это все имеет огромное значение для познания и практики. Ведь научная классификация различных устройств государства, а также других политико-правовых институтов – это не только умственная игра, упорядочивающая огромное множество разнообразных форм, но и понимание исторических государств и их теоретическое обобщение, то есть взгляд на закономерные и случайные начала, лежащие в основе политико-правовой системы. Это поможет нам усвоить общие знания о явлениях государственного права, отражающих уникальные свойства государства и права.
Раздел 1. Формы правления
- Понятие государства и его формы
Государство — это особый вид политической власти с определенной организацией. Форма государства отражает организацию, структуру и реализацию государственной власти.
Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого типа государства определяются его организационной структурой и методами осуществления власти. Уникальность конкретной формы государства в любой исторический период зависит от степени развития общественного устройства, а также от поставленных перед государством задач и целей. Категория формы государства напрямую зависит от его содержания и определяется им.
Форма государства — это сложное явление в обществе, которое включает в себя три связанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма государственного правления позволяет понять:
как формируются верхние органы власти и каково их структура;
какие принципы лежат в основе отношений между верхними и другими государственными органами; как строятся отношения между высшей государственной властью и населением страны;
насколько организация верхних органов государства способствует защите прав и свобод граждан.
Термин "формы государства" означает различные аспекты управления обществом, организацию и функционирование государственных структур, объединение населения на определенной территории, взаимосвязь с различными территориальными и политическими образованиями, осуществление политической власти и методы ее реализации.
Форма государства оказывает значительное влияние на политическую жизнь общества и устойчивость государственных институтов.
Структура государства зависит как от социально-экономических факторов, так и от природных, национально-исторических и религиозных особенностей и культурных факторов.
- Понятие и разновидности форм правления
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в теоретическом плане особое внимание уделяется форме правления в государстве, так как именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в обществе. Форма государственного управления — это элемент формы государства, который описывает организацию высшей государственной власти, процесс формирования ее органов и их взаимодействие с населением. Высшая государственная власть включает в себя главу государства (монарха или Президента), законодательный орган и правительство. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, процесс их формирования и распределение полномочий между ними.
В современное время отечественная теория государства и права предлагает более глубокое и обоснованное понимание формы правления, как одной из основных характеристик устройства государства, а также дает более взвешенную классификацию этих форм и намечает более реалистичный прогноз их развития.
Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.
Форма государственного правления позволяет понять:
как создаются высшие органы государства и каково их строение;
какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
каковы отношения между верховной государственной властью и населением страны;
Как власть, обеспечивающая права и свободы граждан, устроена в высших органах государства.
Согласно этим признакам, формы государственного правления делятся на монархические и республиканские.
Монархия представляет собой способ управления, при котором власть целиком или частично находится в руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха, императора). Особенности монархии:
Власть передается по наследству;
Власть не зависит от населения.
Различают абсолютные и конституционные монархии.
Существует два вида монархий: абсолютные, в которых власть сосредоточена в руках монарха без участия представительных органов народа, и ограниченные (конституционные), в которых власть монарха ограничена другими государственными органами (например, Великобритания, Япония, Швеция).
В абсолютных монархиях власть целиком принадлежит монарху. В настоящее время такая форма правления присутствует лишь в нескольких странах (например, в Саудовской Аравии, Катаре и других).
Монархия была основной формой правления на протяжении многих веков и сохраняется почти в трети стран мира. В современном обществе она делится на дуалистическую и парламентскую.
Уникальной чертой дуалистической монархии является юридическое разделение власти между монархом и Парламентом. Монарх осуществляет исполнительную власть, а законодательная власть принадлежит Парламенту. В некоторых случаях Парламент фактически подчиняется монарху.
Монарх имеет право на абсолютное или отсроченное вето на законодательные инициативы Парламента и может в любое время его распустить. Часть депутатов назначается монархом, а часть избирается населением. Такая форма управления присутствует в странах как Иордания, Марокко и других.
Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех областях государственной власти. Законодательная власть принадлежит Парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность перед Парламентом.
В монархиях Западной Европы, которые возникли после долгой борьбы различных слоев общества и городских общин с абсолютной властью монарха, король является символом нации и скорее символизирует, чем управляет, так как чаще всего лишен возможности действовать по своему усмотрению. Хотя юридически монарх назначает премьер-министра, он делает это только по рекомендации лидера партии, победившей на парламентских выборах. Правительство формально считается правительством Его Величества, но не несет перед ним ответственности. Оно не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.
Великобритания имеет парламентскую монархию, где высшим исполнительным органом является Тайный совет. Этот орган состоит из членов кабинета министров, премьер-министра и других лиц, назначенных монархом по рекомендации премьер-министра. Однако сам кабинет министров принимает решения, а Тайный совет выполняет церемониальные функции. Законы, подписанные монархом, требуют министерской подписи, за которую отвечает правительство.
Глава правительства играет ключевую роль в политической жизни страны. Он формально назначается монархом, но на самом деле это решение принимает лидер партии, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Премьер-министр занимает важное положение в системе государственной власти и обладает значительным влиянием на общество.
Существуют и другие формы монархического правления, которые не подпадают под общепринятую классификацию. Например, в Малайзии. Согласно конституции 1957 года, Малазийская Федерация представляет собой редкую разновидность конституционной монархии — избирательную, когда монарх избирается на 5 лет.
В ОАЭ функционирует коллегиальная монархия, в которой эмиры всех семи составных частей страны образуют высший совет эмиров. Этот совет является законодательным органом и принимает решения по большинству вопросов, относящихся к компетенции главы государства.
Преимущества монархической формы правления (в виде парламентской монархии) заключаются в том, что в ней сочетаются политические институты зрелой демократии и объединяющее их национальное начало. Монарх мало зависит от политических пристрастий, так как он практически несменяем, но в то же время из-за четко определенных пределов его политического вмешательства не может стать деспотическим.
Республика представляет собой форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избранными населением на определенный срок.
Характеристики государства: Избирательность власти; Оперативность; Зависимость от избирателей.
Государства делятся по способу формирования государственных органов (прямые или косвенные выборы) и принципам взаимоотношений между ними на президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские) республики.