Владимир Иванович Вернадский — выдающийся русский ученый, основоположник учения о биосфере и ноосфере, в котором он подчеркивает важность роли человека в природе и его воздействие на окружающую среду. Его идеи о взаимодействии живых организмов и геосферы стали основой для понимания экологических процессов и устойчивого развития.
Учение Вернадского стало значимым вкладом в обществознание, так как позволяет интегрировать знания из разных областей: биологии, географии, философии и экономики. Это помогает школьникам осознавать взаимосвязи между природой и обществом, а также формирует ответственное отношение к природным ресурсам и экосистемам.
Учение Вернадского о биосфере
Великие научные открытия были сделаны В.И. Вернадским в области естественных наук. Он написал множество работ и стал основателем нового научного направления – биогеохимии. Это направление строится на учении о биосфере и роли живых организмов в геологических процессах.
На сегодняшний день существует несколько определений понятия "биосфера", основным из которых является следующее: биосфера – это среда, где обитают все живые организмы. Она охватывает большую часть атмосферы и заканчивается в начале озонового слоя. В биосферу входит вся гидросфера и некоторая часть литосферы. Это пространство, где обитают все живые организмы, происходит от греческого слова, которое означает "шар".
Вернадский считал, что биосфера обладает способностью активно влиять на геологические процессы, формирование климата и состав атмосферы. Это понимание биосферы как активной системы стало основой для современной науки об экосистемах и устойчивом развитии. Учение Вернадского о биосфере имеет огромное значение для понимания взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой.
- Кислород;
- Углекислый газ;
- Жидкая вода.
Экстремальные температуры воздуха, минеральные вещества и сильно соленая вода — все это может ограничивать среду, в которой сосредоточена жизнь.
Состав биосферы по Вернадскому
Изначально Вернадский утверждал, что биосфера состоит из семи различных веществ, которые связаны между собой геологически. Среди них:
- Биологическое вещество, которое содержит огромную биохимическую энергию, образующуюся в результате непрерывного процесса рождения и смерти живых организмов;
- Биокосное вещество, которое создается и преобразуется благодаря живым организмам, включая почву, ископаемые и т. д.;
- Косное вещество, принадлежащее к неживой природе;
- Биогенное вещество, представленное совокупностью живых организмов, таких как лес, поле, планктон. Их разложение приводит к образованию биогенных пород;
- Радиоактивное вещество;
- Космическое вещество, включающее элементы космической пыли и метеориты;
- Рассеянные атомы.
Позже ученый пришел к выводу, что базовым элементом биосферы является живая материя, под которой понимается совокупность живых организмов, взаимодействующих с неживой костной материей. В биосфере присутствует биогенная материя, которая образуется при участии живых организмов, в основном горные породы и минералы. Кроме того, биосферу включает биокосная материя, возникшая в результате взаимодействия живых организмов и костных процессов.
Презентация по обществознанию для 8 класса "Человек, общество, природа" презентация к уроку по обществознанию (8 класс)
Окружающий нас мир природы представляет собой материальный мир, существующий независимо от деятельности человека. Это объединение естественных условий, включая рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и многое другое на Земле. Также природа представляет собой совокупность естественных свойств, склонностей и потребностей человека и человеческого организма. Например, понимание природы света имеет важное значение для нас.
Природа окружает нас в бесконечном разнообразии, исключая только то, что создается сознанием. Она охватывает все, что возникло и развивается независимо от человеческой деятельности, включая живую и неживую природу. Биосфера — это оболочка Земли, оживленная жизнью. Природа — это естественная среда обитания человека.
Природа является хранилищем ресурсов, которые являются основой жизни общества. Живая природа включает в себя все то, что обладает способностью двигаться, питаться, дышать, меняться, рождаться и умирать, включая человека, растения, микроорганизмы и животных (флору и фауну).
Объекты неживой природы (или неживая природа) — это воздух, вода, земля, которые также называются первичными, поскольку они появились на земле первыми. Они являются более устойчивыми и неизменными элементами на протяжении многих веков, не нуждаются в питании и не размножаются. Объекты неживой природы могут находиться в трех состояниях: газовом — воздухе, испарении; жидком — осадках, облаках, тумане; и твердом — камнях, ледниках, песке, горах.
Взаимодействие человека с окружающей природой оказывает значительное влияние на географические и климатические условия, а также на развитие различных народов. Не менее значительным является воздействие природы на самого человека, а Воздействие человека на окружающую природу, включая такие аспекты, как "окультуривание природы" и искусственное изменение природной среды.
Биосфера представляет собой окружающую среду, в которой существуют все живые организмы, включая большую часть атмосферы, гидросферу и некоторые участки литосферы. По учению Вернадского, биосфера — это пространство, включающее живые организмы и среду их обитания, простирающееся до начала озонового слоя.
Владимир Иванович Вернадский, российский, украинский и советский учёный-естествоиспытатель, был академиком Императорской Санкт-Петербургской академии наук и известен своими работами по изучению биосферы и её воздействия на жизнь на Земле.
Вернадский Владимир Иванович разработал концепцию ноосферы, которая представляет собой сферу взаимодействия человека и природы, где основным фактором является разумная деятельность. Для ноосферы Вернадский указывает на переход от биосферы к новому состоянию, где интеллектуальная и разумная деятельность человека будет играть ключевую роль. Этот переход происходит под воздействием научных знаний и деятельности человека, что делает ноосферу тесно связанной с природой и социально-политическими аспектами общества. Основой ноосферы является научно обоснованное и рациональное использование природных ресурсов.
Человек представляет собой вершину природы благодаря наличию разума, способности обрабатывать информацию, создавать новое и управлять социальными отношениями. Он живет по своим законам, а природа служит источником ресурсов для его существования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока обществознания Что такое общество 6 класс
Во время урока по обществознанию в 6 классе мы рассмотрим концепцию общества согласно учебнику Кравченко и выполним задания из рабочей тетради. Этот материал поможет ученикам лучше понять основные понятия и тенденции в обществе.
Урок обществознания в 7 классе "Природа, общество, человек"
В седьмом классе проводится урок обществознания, посвященный изучению взаимоотношений человека и природы.
Презентация по Обществознанию "Человек и Общество"
Для создания этой презентации были использованы записи из книги "Универсальный справочник" по обществознанию, авторы которой — Кишенкова О.В. и Семка Н.Н.
Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".
Планирование урока на тему: "Влияние человека на природу" позволяет обучающимся познакомиться с различными точками зрения на взаимосвязь человека с окружающей природой и обществом. Во время урока стоит обсудить
План урока по обществознанию 8 класс Человек, природа, общество.
Создание учебного материала для урока обществознания в 8 классе.
Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".
На уроке по курсу обществознания восьмого класса изучается тема "Человек, общество, природа".
Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»
На тему "Влияние человека на общество и природу" предполагается достижение следующих целей:
- Пояснить значения таких понятий, как "природа", "экологический кризис", "экология" и "охрана природы".
Биосфера – оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов
• Открытие концепции "биосферы как области жизни" и внешней оболочки Земли восходит к работам биолога Ламарка (1744-1829). • Сам термин "биосфера" был введен Э.Зюссом (1875 год), который понимал ее как тонкую пленку жизни на поверхности Земли, в значительной степени определяющую "лицо Земли". • Именно Вернадский заслуживает создания целостной теории о биосфере.
Часть атмосферы до высоты озонового слоя (20-25 км), часть литосферы, особенно кора выветривания, и полностью гидросфера. Нижняя граница опускается примерно на 2-3 км ниже поверхности суши и на 1-2 км под дно океана.
Биосфера
• Вернадский определял биосферу как сферу живых организмов, включающую в себя как организмы, так и их окружающую среду.
В биосфере можно выделить биогенное вещество (например, углеводороды, известняки и т.д., которые создаются и обрабатываются живыми организмами), абиогенное вещество (вещество, которое образуется без участия живых организмов), биоабиогенное вещество (создается как живыми организмами, так и в результате процессов неорганической природы, например, почва), радиоактивное вещество и вещество космического происхождения (метеориты, космическая пыль), а также различные дисперсные атомы.
Слайд 11Сущность учения В.И. Вернадского заключена в признании исключительной роли «живого вещества»,
изменяющий внешний вид планеты.
Слайд 12 Учение В.И. Вернадского о биосфере – это целостное фундаментальное учение,
Этот текст о тесной связи с основными вопросами сохранения и улучшения жизни на нашей планете.
Учение о ноосфере Вернадского
От биосферы к ноосфере
Учение о биосфере Вернадского постепенно превратилось в учение о ноосфере, в котором он вкладывал материалистическое содержание. Он говорил о том, что человек, будучи частью природы, должен соблюдать ее законы, а не пытаться их изменить. Главная мысль учения о ноосфере Вернадского заключается в том, что человечество должно учитывать природные закономерности в процессе развития общества и окружающей среды.
Вначале ученый считал, что ноосфера — особый оболочка разума, развивающаяся над биосферой. Однако позже он сформулировал другое определение.
Ноосфера по Вернадскому — новое состояние биосферы, где умственная и разумная деятельность человека будет определять ее развитие.
Факторы перехода биосферы в ноосферу
Преобразование биосферы в ноосферу происходит под влиянием научного мышления и человеческой деятельности. В процессе своего развития человечество становится все более отличным от прочих компонентов биосферы, превращаясь в новую биогенную силу природообразования. Научное достижение помогает человеку осваивать части биосферы, к которым он ранее не имел доступа.
Ноосфера характеризуется тесной связью законов природы с социально-политическими аспектами общества. Ее основу составляет научно обоснованное рациональное использование природных ресурсов, что предполагает восстановление круговорота вещества и энергии.
В соответствии с концепцией Вернадского о ноосфере, ключевой особенностью ноосферы является интеграция экологических аспектов во все сферы человеческой деятельности, что включает развитие экологического мышления и формирование экологического сознания.
Основные положения учения о ноосфере Вернадского
Важные положения Вернадского оценивают роль человеческого разума как явление планетарного масштаба. Эти положения о ноосфере Вернадского можно сформулировать следующим образом:
- Наука играет решающую роль. Через нее человек изменяет биосферу, в которой обитает.
- Изменение биосферы неизбежно и происходит параллельно с накоплением научных знаний.
- Изменения в биосфере происходят независимо от человеческой воли. Это процесс.
- Биосфера служит средой обитания человечества. Постепенные изменения в биосфере в результате научной деятельности человека, который играет решающую роль, являются закономерным процессом перехода биосферы в ноосферу.
Основные признаки ноосферы
Учение Вернадского о ноосфере предоставило обширный фактический материал о биосфере и производственной деятельности человека. На основе этого были сформулированы современные признаки ноосферы:
- Увеличение объема добычи полезных ископаемых. В настоящее время этот показатель в 5 раз превышает показатель горных пород, переносимых реками под воздействием речной эрозии;
- Увеличение уровня углекислого газа в атмосфере. Это вызвано массовым потреблением органических веществ, сформировавшихся в прошлые геологические эпохи путем фотосинтеза. Вместе с этим количество кислорода в атмосфере уменьшается;
- Рассеивание энергии в ноосфере. Под воздействием человека энергия не накапливается, а рассеивается;
- появление новых химических элементов, преодоленных технологическими достижениями и развитием ядерной энергетики;
- исследование космического пространства и Солнечной системы, научно-технический прогресс позволяет ноосфере выйти за пределы биосферы. Исследуются возможности создания искусственных экосистем на других планетах;
- переход планеты в новое качественное состояние благодаря развитию ноосферы, которая становится частью Солнечной системы.
Академик Вернадский и его учение о ноосфере
Концепцию о ноосфере выдвинул Вернадский, вводя материальное содержание в понятие ноосферы при разработке теоретических основ формирования биосферы. Человек должен приспосабливаться к законам природы, а не пытаться их изменить. Поэтому учение Вернадского о ноосфере и биосфере утверждает, что при развитии окружающей среды и общества человечеству следует учитывать естественные закономерности.
Изначально по Вернадскому ноосфера рассматривалась как своего рода оболочка разума, развивающаяся поверх биосферы.
Учение Вернадского о ноосфере предполагает, что ключевым фактором становится разумная умственная деятельность человека в ноосфере — новом статусе биосферы.
Учение об идеях Вернадского гласит, что человеческая деятельность и научная мысль изменяют биосферу, делая ее ноосферой. Человек становится отличным от других элементов биосферы благодаря своим достижениям в научной мысли, что позволяет ему осваивать ранее недоступные области биосферы.
Вернадский определяет ноосферу как систему, объединяющую общественные, социально-политические факторы и природные законы. Рациональное использование ресурсов является ключевым аспектом ноосферы, а радикальная экологизация человеческой жизни — ее отличительной чертой. Учение Вернадского также предполагает формирование экологического сознания и мышления.
Изучая роль человеческого разума на планетарном уровне, Вернадский сформулировал основы своего учения в ключевых концепциях:
- Основной силой является развитие науки, которая дает возможность человеку изменить биосферу.
- По Вернадскому, ноосфера — это окончательный результат изменяющейся биосферы, неизбежно преобразующейся с развитием научных знаний.
- Человеческая воля не влияет на изменение биосферы. Это процесс.
- Биосфера, как организованная оболочка, является средой обитания человека. Поэтому поэтапные изменения в биосфере вследствие научного развития человека представляют собой не случайный обоснованный процесс превращения биосферы в ноосферу.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут
Задать вопрос
Характеристические свойства ноосферы
Оригинальная концепция биосферы и ноосферы, созданная Вернадским, привела к накоплению значительных практических данных в науке. Были установлены основные свойства ноосферы:
- Увеличение масштабов добычи полезных ископаемых, превышающее количество горной породы, переносямой реками в процессе речной эрозии в пять раз.
- Учение Вернадского о ноосфере предполагает, что широкомасштабное использование органических веществ, образовавшихся в результате фотосинтеза в древние геологические эпохи, неизбежно приводит к увеличению содержания углекислого газа в биосфере с одновременным снижением уровня кислорода.
- Появление человека не приводит к накоплению энергии, а к ее рассеиванию.
- Ноосфера, как описал Вернадский, характеризуется образованием веществ, которые не характерны для естественной природы, в больших масштабах.
- Развитие ядерной энергетики и современных технологий привело к синтезу химических элементов, превышающих уран в периодической таблице.
- Учение о ноосфере, по Вернадскому, определило расширение ее границ за пределы биосферы во время научно-технической революции. Цивилизация начала заселять Солнечную систему и пространство вокруг Земли. Разрабатываются подходы к созданию искусственных экосистем на других планетах.
- С развитием ноосферы наша планета приобретает существенно новое значение, и ноосфера становится частью сферы влияния Солнечной системы.
Не нашли ответа?
Просто напишите, в чём вам нужна помощь.
Мне нужна помощь
Слайды и текст этой презентации
академии наук. Создатель многих научных школ. В 1885 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета
Слайд 3 Иван Васильевич Вернадский окончил Киевский университет святого Владимира, несколько лет изучал
политическую экономию за рубежом. Потом преподавал русскую словесность в гимназии,
Он был заведующим кафедрой, преподавал политэкономику и статистику в Московском университете. Со временем его семья переехала в Петербург, где И. Вернадский занял должность профессора в Главном педагогическом институте политэкономии в Киевском университете.
Влияние – плюсы и минусы
Хотя человечество уже отошло от природы и всё ещё нуждается в основных природных ресурсах, его влияние на биосферу скорее негативное, чем положительное. Стремление к независимости и лучшей жизни негативно сказывается на экологических системах и, каким-то образом, влияет на человеческую жизнь.
Отрицательное воздействие деятельности человечества:
- Преобразование природы в процессе добычи полезных ископаемых, строительства городов и заводов;
- Загрязнение почвы, воды и воздуха пестицидами и другими продуктами (пластиком, металлом, резиной);
- Нарушение экологического равновесия, ведущее к изменению естественных сообществ (леса превращаются в пустыни);
- Уничтожение дикой природы (прямое убийство и уничтожение естественной среды обитания животных);
- Изменение климата из-за накопления парниковых газов в атмосфере;
- Радиоактивное, нефтяное и химическое загрязнение.
Осознание масштаба негативного воздействия привело к концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие — это развитие, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества.
Позитивный вклад в экологию включает в себя различные виды деятельности, которые способствуют сохранению природы. Экологи занимаются:
- посадкой лесов и растений;
- очисткой воды;
- восстановлением плодородности почвы;
- сохранением видов, находящихся под угрозой исчезновения из-за деятельности человека.
Защита окружающей среды
Значение природы в жизни человека несомненно. Окружающая среда оказывает влияние на здоровье и долголетие человека. Поэтому перед человечеством стоят две важные задачи:
- осуществить рациональное использование природных ресурсов;
- научиться управлять биосферой, не причиняя вреда себе и другим организмам.
Один из способов восстановления природы – создание особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников, природных парков). Однако этого недостаточно, чтобы привести биосферу в порядок, так как долгое время человечество не задумывалось о последствиях своей деятельности. Экологам ещё предстоит решить проблемы со свалками, химическим загрязнением, изменением климата.
Перефразируйте текст, чтобы сделать его оригинальным, используя русский язык, и сохраните разметку HTML: