«В поисках призрака Акакия Акакиевича: места встреч в Санкт-Петербурге»

Тест по повести Гоголя Н.В. «Шинель» содержит 34 вопроса с готовыми ответами, что достаточно не только для проверки усвоенного материала, но и для повторения информации по данному произведению.

Сюжет довольно интересный, но очень часто самые интересные места книги забываются. Даже если вам не придётся сдавать экзамен в виде теста по этому произведению, то всё равно будет не лишним пройти этот тест.

Хотя бы для того, чтобы получить удовольствие и вспомнить, о чём Гоголь рассказал в этом небольшом произведении.

404 Страница не найдена

Упс. Что-то пошло не так. Страница с таким адресом не найдена. Вероятна, она была удалена или в адресе содержится ошибка.

Мир души просмотров: 77 / рецензий: 5

Лирика любовная просмотров: 120 / рецензий: 4

Лирика любовная просмотров: 41 / рецензий: 0

Chitalnya.ru (2007-2024)

Рекламы будет меньше, если вы авторизируетесь на сайте.
Входящий, знай, тебя здесь ждут свобода слова и уют!

«Изба-Читальня» — литературный портал. Сетевая литература от А до Я. Включен в перечень социально значимых интернет-ресурсов России.

Где в санкт петербурге стали встречать призрак акакия акакиевича

Этот странный, самый каменный и самый призрачный, город всегда имел особое влияние на художников. Его магией были покорены и Пушкин, и Блок, и Достоевский, его воспевал и ненавидел Аполлон Григорьев, в его «физиологии» пытался разобраться Некрасов.

В ряде повестей Николая Васильевича Гоголя, которые потом были названы «петербургскими», город играет одну из самых существенных ролей. Я хочу проследить это на примере повести «Шинель». Уже с первых строк нас встречает скверный петербургский климат (который в результате Акакия Акакиевича и погубил). Департамент, в котором служит главный герой, скромно не назван, следовательно, мы можем сделать вывод, что в повести в обобщенном виде описываются все петербургские департаменты. Гоголь дает широкую панораму жизни городского чиновничества — от беднейшего Акакия Акакиевича до «значительного лица», но именно по отношению к бедным город открыто враждебен:

Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалования, или около того. Враг этот никто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают на глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны.

Акакий Акакиевич, маленький чиновник, беззащитен перед всеми: над ним издеваются сослуживцы, его унижает «значительное лицо», а город, город облитых помоями лестниц и «спиртуозного запаха», убивает его, даже не замечая. Акакий Акакиевич никому не нужен, он страшно одинок, а кто знает, сколько в Петербурге таких чиновников, старающихся

ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок.

В многолюдном городе этот человек абсолютно один, да и сам город поворачивается к нему пустынной стороной:

Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.

Город, город, сперва окружив пустыней бесконечного и беспощадного пространства, убивает Акакия Акакиевича:

Ветер, по петербургскому обычаю, дуя на него со всех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель.

Но после смерти Акакий Акакиевич сливается с городом, его призрак становится неотъемлемой частью петербургских окраин. И, хотя Гоголь иронизирует «В полиции сделано было распоряжение поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его, в пример другим, жесточайшим образом», справедливость в повести оказывается восстановленной. «Значительное лицо», пытавшееся на вечеринке приятеля избавиться от мук совести, наказано. Город ополчается на него так же, как и на Акакия Акакиевича:

Изредка мешал ему однако же порывистый ветер, который, выхватившись, вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывал ему туда клочки снега.

Как снег бело лицо призрака, и могилою тянет от него, он стал чуть ли не олицетворением Петербурга.

Мы видим, какую огромную роль играет этот город в повести. Он создает фон и атмосферу, он управляет судьбами героев, он вершит свою справедливость. И мы вполне можем говорить о «Петербурге Гоголя», так же, как о «Петербурге Достоевского» или «Петербурге Пушкина», у каждого большого художника — свое представление о городе, в котором он вынужден жить.

Читаемое в разделе:

  • Тема творчества в повести «Портрет»
  • Чичиков — главный герой поэмы Гоголя «Мертвые души»
  • Сочинение на тему: Мое отношение к поэме «Мертвые души»
  • Значение эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
  • Роль «Замечаний для господ актёров» в комедии «Ревизор»
  • Сочинение на тему: Мир вещей в поэме «Мертвые души»
  • Особенности сюжета и конфликта в комедии «Ревизор»
  • «Русь, куда несешься ты?»
  • Сочинение на тему: Стилистика прозы Гоголя
  • Тема творчества в повести «Портрет»
  • Сочинение на тему: Мое отношение к поэме «Мертвые души»
  • Сочинение на тему: Мир вещей в поэме «Мертвые души»
  • Человеческая жестокость в отношении к Башмачкину по повести «Шинель»

Кто, кто? Башмачкин в пальто! ("Прогулки по Коломне")

Одна из самых живучих легенд и страшилок Петербурга – это призрак Акакия Акакиевича. Мы не знаем, когда легенда шагнула из "Петербургских повестей" в народ, но жизнь ей уготована еще долгая. В самом деле – район, с которым она связана, застрял где-то в сороковых-шестидесятых годах позапрошлого века. Там мало что меняется. Меняется только сама легенда.

С некоторых пор среди московских писателей распространилось суеверие, связанное с известной фразой, приписываемой Ф.М. Достоевскому "Все мы вышли из Гоголевской "Шинели". Многие действительно верят в то, что встретить призрак Башмачкина – верный и единственный знак того, что ты не просто талантлив, а что твои произведения переживут тебя – неважно, отмечены они важными премиями, или никем не признаны.


Почему же призрак, почему Акакия Акакиевича? И где он является изумленной публике?

Есть литературные герои, с которыми мы вроде бы знакомы довольно хорошо, но, если попробовать представить себе некоторые подробности их жизни, выясняется, что они нам совершенно неизвестны. И, даже приложив усилия, не выяснишь тех подробностей, которые хотелось бы знать. К таким героям относится Акакий Акакиевич Башмачкин.

У Николая Гоголя адрес департамента, где он служил, описание его дома интригующе расплывчаты. Действие "Шинели" происходит, таким образом, как бы в Петербурге вообще. При этом в повести существует единственное точное топографическое указание – на место, где Башмачкина ограбили, сняв с него новенькую шинель, и где он, после своей гибели, стал являться петербуржцам! И примечательно это место многим.

Старо-Калинкин мост , в бытность Николая Васильевича и Акакия Акакиевича называвшийся просто – Калинкин, интересен своей архитектурой. Всего два таких моста осталось в Петербурге. Он, да мост Ломоносова, который петербуржцы до сих пор по привычке зовут Чернышёвым. Всего же по Фонтанке их было семь – редкий случай типового строительства в Петербурге XVIII века.

И тому была серьезная причина. Каменные мосты с башнями и цепями и сегодня удивляют излишеством архитектурных деталей. Однако изначально проектировались и эксплуатировались они как разводные. Два деревянных пролета в середине моста раскрывались цепным механизмом, скрытым в башнях. Конечно, такие сложные сооружения выгоднее было возводить по единому образцу.

Проект французского мостостроителя Жана-Родольфа Перроне для Петербурга адаптировали русские инженеры Иван Кондратьевич Герард и Пётр Корнилович Сухтелен.

Старо-Калинкин мост через Фонтанку, неизвестный автор, 1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге

В 1840-х годах Калинкин мост, как, впрочем, и сейчас, стоял на краю города. Будочник, которого Акакий Акакиевич видел на другом конце площади, в то время как его грабили, охранял границу имперской столицы. Получается, что кульминация "Шинели" происходит в неком неопределенном и неопределимом пространстве.

Только что Акакий Акакиевич был в центре Петербурга, сверкающего огнями, манящего женскими нарядами, шумящего каретами. И вдруг – оказывается там, где кончается город и начинается «сверкающая чудная, незнакомая земле даль – Русь!». Очень странное место.

Возвращение Акакия Акакиевича из гостей. Художник Б. Кустодиев, 1909 г.

Несколько дней спустя после того происшествия "по Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы — словом, всякого рода меха и кожи, какие только придумали люди для прикрытия собственной. Один из департаментских чиновников видел своими глазами мертвеца и узнал в нем тотчас Акакия Акакиевича; но это внушило ему, однако же, такой страх, что он бросился бежать со всех ног и оттого не мог хорошенько рассмотреть, а видел только, как тот издали погрозил ему пальцем". И сегодня, завидев здесь странного прохожего, особенно в сильный мороз, многие предпочитают поспешить прочь! Конечно, если это не московские литераторы.

Огромное спасибо за фотографии Андрею Кузнецову, Андрею Минину и др.

Сочинение на тему: «Петербург в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)»

В кратком сочинении «Петербург в повести «Шинель» Николая Гоголя мы рассмотрим образ Петербурга и его роль в жизни главного героя.

Этот город имеет непосредственное влияние на судьбу Акакия Акакиевича. Петербург сыграл свою роль и в жизни самого Гоголя, поэтому писатель уделяет особое внимание описанию этого города.

Главный герой все время находится под воздействием Петербурга и его жителей. Башмачкин – маленький человек, работающий в одном из департаментов, название которого Гоголь не говорит. Тем самым автор подчеркивает, что таких департаментов по всему Петербургу было очень много. Еще один интересный факт: имена сотрудников Акакия Акакиевича также остаются за кадром, а высокопоставленных чиновников Гоголь называет «значительное лицо».

Все жители Петербурга как будто сливаются в единую массу. Башмачкин выглядит среди них одиноким и потерянным. По дороге на работу его сопровождают унылые петербургские пейзажи. Оглядываясь по сторонам, Акакий Акакиевич видит грязные улицы. Бросаются в глаза высокие черные лестницы домов. Все вокруг изображено в серых и черных тонах.

Эти цвета угнетают и навевают полную тоску.

Этот Петербург совсем не похож на современный, с его прекрасными видами и белыми ночами.

Настораживает и запах петербургских улиц. Все здесь протухшее, пропахшее «спиртуозным запахом». Именно такие цитаты Гоголя описывают город. Когда Акакий Акакиевич идет на работу, то видит, как с домов выбрасывают разного рода помои, потом это все прилипает к его обуви и одежде. Петербургский климат и вовсе не подходит Башмачкину.

Гоголь обращает пристальное внимание на цвет лица своего героя. Он выглядит несколько «геморроидально».

Собственно, из-за петербургского климата и начинаются все проблемы Акакия Акакиевича. Больше всего петербуржцам досаждал зимний ледяной мороз. Он кусал их за все, что было более или менее доступно для него. Абсолютно все страдали от петербургского мороза. Но больше всего доставалось бедным, ведь им не было чем защищаться от его слепых уколов.

Жертвой петербургского мороза стал и Башмачкин. Шинель Акакия Акакиевича больше не могла спасать его от злых морозов. То и дело они добирались к нему и жалили.

В один момент Башмачкин понял, что больше не выдержит этого и решил подлатать старую шинель. Но она, к сожалению, уже была непригодна даже для подшивания. В итоге выход был только один – купить новую. Акакий Акакиевич из-за сбора денег на новую шинель полностью меняет свою жизнь. Он экономит буквально на всем, и это приносит свои плоды.

Интересно, что этот маленький человек меняет даже ходьбу, чтобы не стереть подметки. И тут Петербург сопротивляется ему, подкладывая под ноги свои холодные камни и плиты.

Однажды, следующей зимой, он появляется на работе уже в новой шинели. Все отмечают это и поздравляют его. Но мечта заканчивается трагизмом. Эту шинель у него уворовывают. И здесь снова Петербург напоминает о своей холодности и равнодушии.

Петербургский ветер тут же берется за охлаждение живого оголенного организма Башмачкина, надувает ему за шиворот и максимально охлаждает его.

Естественно, поддавшись таким пыткам, Акакий Акакиевич замерзает, распухает и серьезно заболевает. Переживания Башмачкина по поводу украденной шинели приводят к смерти. Но даже умерев, Акакий Акакиевич не оставляет этот город. Он превращается в призрак, который стаскивает с чиновников теплые шинели, тем самым восстанавливая справедливость.

Интересно, что Петербург становится на его защиту. Он как будто бы помогает Башмачкину отыскать своего обидчика.

То есть Акакий Акакиевич только тогда сроднился и слился с городом, когда стал призраком, таким же мрачным, прозрачным, страшным и гнусным, как и сам Петербург. Когда Башмачкин наконец находит того, из-за которого вынужден был страдать, а позже и умереть, то стаскивает с него шинель. И ему же в тон действует город. Он тут же поднимает свои холодные пронзительные ветра, взбудораживает ими снег и бросает все это в глаза тому «значительному лицу», которое на самом деле было повинно в трагедии Акакия Акакиевича.

Об этом городе ходит много легенд. Одна из них гласит, что все эти немые и страшные высокие дома, прекрасные огни построены на человеческих костях. Возможно, Николай Гоголь также придерживается этой теории. Только так можно объяснить тот факт, что Башмачкин становится родным Петербургу лишь после смерти.

Петербург занимает ключевое место в повести Николая Гоголя «Шинель». Несмотря на то, что здесь живет много людей, сам город всегда холодный и безразличный. Картины петербургской жизни очень мрачные. Они в некотором роде предвещают события, которые случились позже. Город то и дело зовет Башмачкина за собой, в пропасть.

Жители Петербурга сливаются в одно, как типичные представители этого города. Никто из них не имеет имени, разве что Гоголь обозначает как-то Петровича, портного. Именно Петербург становится главным врагом героя повести «Шинель» и убивает его. Благодаря описанию города, мы понимаем главную мысль произведения: в такой мрачной и безразличной среде нет места светлой и радостной жизни.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий