Одним из самых узнаваемых русских народных инструментов является балалайка. Она имеет треугольный корпус и три струны, что придаёт ей уникальный звучание. Балалайка была популярна среди крестьян и считалась инструментом, способствующим народным гуляньям и развлечениям, а её мелодии часто передавали певучую душу русского народа.
С течением времени балалайка приобрела признание не только в народной музыке, но и в классических композициях. Сегодня этот инструмент используется в различных музыкальных ансамблях и постепенно завоевывает сердца слушателей за пределами России, что подтверждает его универсальность и наследие.
Народные музыкальные инструменты
Российские народные музыкальные инструменты представляют собой важную часть национальной культуры. Их история совершенно неразрывно связана с формированием духовной жизни общества. Анализ исторического пути России поможет понять сложные процессы развития народной музыкальной культуры и всего музыкального инструментария.
Ассортимент музыкальных инструментов весьма богат и разнообразен. Практически каждый регион России имеет свои уникальные инструменты, которые отражают особенности фольклора и его формы.
Четким подтверждением этого факта является разнообразный спектр гармоник, названия которых отражают место их происхождения (например, "болого-евская", "елецкая", "касимовская", "ливенская" и т.д.). Одновременно с этим, в музыкальной практике стало распространено использование единого ряда народных инструментов, которые применяются как в любительской, так и в профессиональной сферах. К ним относятся жалейка, баян, домра, балалайка, гитара, бубен и другие. Поэтому инструментарий народной музыкальной культуры имеет многоуровневую и разветвленную структуру. Его изучению посвящены различные исследования.
Существует несколько подходов к классификации народных музыкальных инструментов. В современной музыковедении широкое признание получила классификационная система, основанная на двух основных признаках: источнике звука и способе извлечения звука. Согласно этой системе, народные музыкальные инструменты классифицируются следующим образом:
1. Флейтовые — свирель, сопель, кувиклы или кувички;
2. Язычковые — жалейка, брелка, волынка;
3. Мундштучные — рог, рожок; 246
Основные виды и жанры
народного художественного творчества
Щипковые инструменты включают в себя гусли, домру, балалайку, бандурку и 7-струнную гитару;
Смычковые инструменты включают в себя гудок;
Фрикционные инструменты включают в себя колесную лиру.
Клавишно-духовые и язычковые инструменты включают в себя мембранные — бубен, барабан, набат, накры, тулумбас, и самозвучащие — ложки, трещотки, рубель, косточки, ухваты, коса, рогач, колокол, барабанка (пастушьи барабаны).
Упоминания о народных инструментах встречаются в материалах эпохи Киевской Руси. Найденные материалы свидетельствуют о том, что инструменты использовались в княжеских дружинах на пирах и народных праздниках.
Военная служба включала в себя использование большого количества различных духовых инструментов: различные виды труб, рогов, сурн, свирел и других. Сигнальные функции в военных подразделениях выполнялись множеством ударных инструментов. Среди них: било (деревянная или металлическая доска, по которой ударяли молотком), колокол, варган (инструмент, похожий на металлофон), различные военные барабаны, накры, набат и другие.
Народный инструментарий широко распространился среди скоморохов — первых русских профессиональных музыкантов. Их творчеству принадлежат первые шаги в этом направлении.
Фольклорное искусство
и другие ударные инструменты — трещотки, ложки, рубель, колокола и другие.
Первые сведения об ударном инструменте (бряцало) относятся к XI веку (Минея сентябрьская). С XII века известен самозвучащий инструмент под названием — било.
Были два вида — великое било и малое било.
Великое било — толстая доска длиной до 8 метров, подвешенная на двух цепях. По ней бьют равномерно специальной колотушкой.
Малое било (клепало) — двухметровая доска шириной 10 см. Имеет форму двухлопастного пропеллера с выемкой посередине для держания инструмента. Ударяют в малое било деревянной колотушкой.
Колоколы — это одна из разновидностей старинного русского била. Первое упоминание о них содержится в летописи о взятии Новгорода врагами и о снятии колоколов с Софийского собора в 1066 году. В XV веке западноевропейские путешественники описывали русские колокола как типичное национальное явление. Кроме религиозно-обрядовой функции, колокола Выполняли политическую, гражданскую и военную роль.
Это подтверждают названия колоколов: "осадный", "тревожный", "повседневный". Колокола отличаются по весу: малые зазвонные (4 — 80 кг) и большие зазвонные (130 — 400 кг). Крупные колокола включают в себя: повседневный (1600 — 8000 кг), полиелейный (8-11 т), воскресный (до 16 т), праздничный (16 т и больше).
Колокола изготавливают из колокольной бронзы. В русском колоколе, в отличие от западноевропейского, подвижной частью является язык, а не сам корпус. Колокола могут иметь до 258 различных оттенков звучания.
Различные формы и типы народного художественного творчества
Звонарь использовал верёвки как для управления малыми и средними колоколами, так и для работы с ножными педалями. Опытный звонарь мог стоять на одной ноге, нажимая педали другой ногой, и одновременно приводя в движение языки больших и малых колоколов.
Ратный бубен представлял собой металлический котёл с натянутой кожаной мембраной. Для произведения звука по мембране использовали вощягу — специальную колотушку в форме кнута с плетёным шаром на конце. Такие бубны, как ту-лумпас и набат, использовались для звуковой связи и передачи команд в древнем русском войске, а также для устрашения врага и перевозились на лошадях.
Пастушеский барабан — это цельная деревянная планка с немного скругленными верхними углами, изготовленная из ели или сосны. Размеры инструмента довольно свободные: длина — от 50 до 100 см, ширина — от 25 до 40 см, толщина — от 1,5 до 6 см. Он подвешивается на шее с помощью ремня или веревки и располагается горизонтально на уровне пояса.
Для игры на барабане используются две деревянные палочки длиной от 20 до 35 см. Звуки барабана пастух использовал для сообщения людям о различных моментах процесса пастбища. Часто инструмент также сопровождал танцы и песни. Он распространен в средней полосе России и имеет различные названия в различных областях — пастушка, постухалка, барабанка и т. д.
Трещотка — это ударный инструмент, который имитирует звук хлопков в ладоши. Вероятно, он был создан специально в качестве музыкального инструмента. Этот инструмент представляет собой набор деревянных пластин, их количество может варьироваться от 14 до 22 штук, нанизанных на две веревки. Пластины обычно изготавливаются из твёрдых пород дерева, таких как дуб, клён или орех. Длина пластин составляет от 14 до 17 см, ширина от 5 до 9 см, толщина от 0,5 до 0,6 см.
Первое упоминание о трещотке в письменных источниках встречается в 1714 году. Инструмент широко используется в южных регионах, таких как Курская и Орловская области.
Народные традиции в искусстве
Культура Калужской и Тульской областей известна своей уникальной трещоткой, иногда называемой "курской". Способы игры на этом инструменте весьма разнообразны.
Существует также круговая трещотка (Raganella), которая широко используется в симфонической музыке. Иногда она также используется в народных оркестрах и ансамблях. Считается, что в древней Руси она использовалась как средство для создания шума.
Инструмент, известный как бубен скомороший, свидетельствует о его бытовании. Этот музыкальный инструмент представляет собой деревянную раму круглой формы с кожаной мембраной на одной стороне и колокольчиками, подвешенными внутри. Скоморохи и медвежьи поводыри использовали различные приемы и фокусы при игре на бубне: они подбрасывали его и ловили, били по различным частям своего тела, ударяли по мембране или раме рукой, локтем, пальцами, делали различные звуки, проводя по мембране большим пальцем правой руки.
Довольно часто скоморохи играли на двустороннем барабане вместо бубна, что отражено на миниатюре XVI века "Игрище славян вятичей" (Радзивиловская летопись).
Третью категорию инструментов составляют предметы домашнего обихода, которые при определенных условиях могут использоваться в качестве ударных музыкальных инструментов. Среди них: ложки, тазы, сковороды, рубель, ухваты, коса и другие. Практически любой предмет бытовой утвари может стать музыкальным инструментом на праздничном гулянии, но лишь некоторые из них стали изготавливаться специально в музыкальных целях и получили свое второе рождение.
Ложки для музыкального использования изготавливают из твердых пород дерева (дуб, ясень, клен, бук). У них удлиненные рукоятки, а иногда по бокам рукоятки крепятся бубенцы. Для игры используется комплект из 2-4 ложек, и приемы игры довольно разнообразны. Первые упоминания о них встречаются в русских печатных изданиях XVIII века.
Рубель представляет собой изогнутую доску примерно полуметровой длины с ручкой. На выпуклой стороне нарезано множество поперечных ребер, которые использовались для создания звуков при ударении.
В давние времена рубель использовался для глажения белья. Человек держал инструмент в одной руке за ручку, а в другой — ложку или деревянную полочку, которой быстро проводил по ребристой стороне. Могли быть отдельные удары по различным местам инструмента. Современный музыкальный инструмент отличается от своего прообраза — он не имеет изгиба, для улучшения акустических характеристик в одном из торцов по длине вырезается резонаторная щель.
Ухват — это приспособление, которое использовалось для установки и извлечения чугуна и горшков из русской печи. С его помощью можно было создавать плясовые ритмы, отбивая ухватами об пол. На верхнем конце каждого древка крепили по две тарелочки от бубна. Сочетание глухих ударов об пол с звоном напоминает танец в сапогах со шпорами. Поэтому этот инструмент также называется шпоры.
Рогач — это прибор для высушивания посуды, который используется в сельских поселениях Орловской области в качестве музыкального инструмента.
Коса — на ней играют, сначала снимая её с древка. Одной рукой держат косу за основание острием вниз, другой рукой — большой гвоздь и создают различные ритмы. Этот инструмент использовался в деревнях Воронежской, Курской и Белгородской областей.
С увеличением внимания к народным традициям, предметы домашнего обихода всё чаще приобретают новую жизнь в качестве музыкальных инструментов. Таким образом, растёт значение исполнительского искусства как хранителя древних традиций русской культуры.
В течение многих столетий ударные инструменты активно использовались в народном музыкальном творчестве и были неотъемлемой частью сольных, ансамблевых и оркестровых выступлений. В наши дни популярны такие инструменты, как бубен, ложки, парные ложки О. Буданкова, косточки "рубель", рыкалка, обычная трещотка, курская трещотка.
Этнокультурные традиции русского народа
Костомаров Н. И. Домашний быт и обычаи великорусского народа. Москва, 1993.
Кремлева И. А. Обряды похорон и поминовения русского населения Пермской области. Москва, 1980. Круг жизни. Москва, 1999. Песни русской свадьбы.
Ленинград, 1973.
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск 1. Младенчество, детство. Москва, 1991; Выпуск 2. Отрочество. Детство. Москва, 1992; Выпуск 3. Девичество.
Москва, 1992; Выпуск 4. Свадьба.
Москва, 1993. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири.
Новосибирск, 1981. Панкеев И. От крещения до поминок. Традиции, обряды и легенды русского народа. Москва, 1997. Русские: семейный и общественный образ жизни. -Москва, 1989.
Русская свадебная обрядность: исследования и материалы.
Книга "Русский православный обряд венчания" была опубликована в Москве в 1996 году, а книга "Русский православный обряд погребения" также была выпущена в Москве в 1996 году. Автором книги "Язычество древней Руси" является Б. А. Рыбаков, и она была издана в Москве в 1988 году. Кроме того, в 1995 году вышла книга о славянской мифологии.
В 1894 году в журнале "Нива" был опубликован материал о старинных русских поминках усопших. И еще одна книга, "Быт русского народа" А. Терещенко, была издана в Москве издательством "Русская книга" в 1999 году. Также стоит отметить книгу "Семейные обряды и обрядовый фольклор" К. В. Чистова, выпущенную в Ленинграде в 1960 году.
Н. М. Элиаш написал книгу "Русские свадебные песни", которая была опубликована в Орле в 1996 году. И в 1996 году вышла "Энциклопедия обрядов и обычаев" под редакцией Л. И. Брудной, З. М. Гуревич и О. Л. Дмитриевой в Санкт-Петербурге издательством "Респекс".
Эти книги затрагивают различные аспекты народной художественной культуры, предоставляя теоретические и исторические аспекты в данной области.
Вспоминаем забытую музыку вместе с Сергеем Плотниковым
Изначально это было просто хобби, увлечение. Сегодня многие путешественники специально заезжают в Воронеж, чтобы посетить «Музей забытой музыки», созданный Сергеем Плотниковым. Ранее он играл в ансамбле, исполнявшем этнографические песни с помощью устаревших народных музыкальных инструментов. Теперь он играет только для души и посвящает свое время воссозданию и восстановлению уникальных музыкальных инструментов, чтобы рассказать о них большей аудитории. В эксклюзивном интервью для портала «Культура.РФ» Сергей Плотников поделился своими впечатлениями о самых удивительных забытых музыкальных инструментах.
У народных гусляр были три вида инструментов: лирообразные, крыловидные и шлемовидные. Самые старинные из них — лирообразные, перестали использоваться в XIV веке. Они имели всего 5–6 струн и ограниченный диапазон звучания. Садко, Ставр Годинович, Добрыня Никитич — все они, по логике, должны были играть на лирообразных гусях.
Позже появились крыловидные гусли, которыми народ пользовался до 1980-х годов. Шлемовидные гусли были популярны на картинках и в кино, но это был элемент народной традиции марийцев и чувашей. У русских в народной традиции использовались крыловидные гусли, а шлемовидные считались инструментом благородного класса и не применялись крестьянами.
В древности, когда еще не было возможности изготовить металлическую проволоку, для создания звука на гуслях использовались кишечные или жильные струны, а также скрученный конский волос. Однако со временем струны стали изготавливать из металла, и это привело к более громкому звучанию инструмента. Интересно, что в Средние века игра на гусли во время танцев считалась одним из главных достоинств этого музыкального инструмента.
Популярные народные музыкальные инструменты
Балалайка
Балалайка, отличительный символ музыкальной культуры России, представляет собой национальный струнный щипковый инструмент с треугольным изогнутым корпусом. Длина этого инструмента варьируется от 600 до 700 мм (прима) до 1,7 метров (субконтрабас). Головка длинного грифа слегка изогнута назад, корпус состоит из 6-7 отдельных сегментов.
У балалайки три струны, а на грифе современных образцов находится от 16 до 31 металлического лада.
Современная балалайка не ограничивается профессиональными оркестрами. Несмотря на свою непопулярность, этот инструмент находит своих виртуозных исполнителей. Один из таких музыкантов — Алексей Архиповский. Его выступления в русском доме в Ванкувере, на конкурсе "Евровидение" и на Первом Кинофестивале имени Андрея Тарковского, сделали его знаменитым.
Интернет также сделал балалаечника популярным. Билеты на его концерты распроданы за дни, что делает его одним из самых известных исполнителей русской музыки в наше время.
Гусли
Гусли — это древний народный музыкальный инструмент, имеющий струнный щипковый механизм. В России его часто путают с различными видами горизонтальных арф. В настоящее время каждый народный оркестр включает в себя гусли с щипковым и клавишным механизмом. Звучание этих инструментов добавляет оркестру уникальный тонкий оттенок традиционного звона гуслей.
В настоящее время растет интерес к гуслям. Появляются современные гусляры-рассказчики, которые стремятся восстановить старинную традицию игры на гуслях и пения под их музыку. Помимо традиционных гусель, где основной прием – щипок и бряцание, появились и гусли с клавишами. Механизм, установленный на них, позволяет открывать струны при нажатии на клавиши и выбирать необходимый аккорд. Это значительно облегчает игру на гуслях.
Домра
Струнный щипковый инструмент с тремя или четырьмя струнами, домра, является старинным национальным музыкальным инструментом. Традиционно играют на ней с помощью медиатора. Домра считается предшественником русской балалайки и до сих пор сохраняется у калмыков, татар и киргизов.
Инструмент состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Струны крепятся и протягиваются до колков в нижней части инструмента.
Существует несколько видов домры: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В русском народном оркестре наиболее популярными являются пикколо, малая, альтовая и басовая домры.
История домры весьма трагична. Этот национальный музыкальный инструмент был забыт, но в наше время возрожден. Сегодня домра — молодой и перспективный инструмент с большим музыкальным потенциалом, имеющий русские корни и занимающий достойное место в академической музыке.
Как выбрать подходящую домру?
Обратите внимание на следующее:
- Вам должен нравиться звук этого народного инструмента;
- Тембр звучания по всему грифу должен быть равномерным, без посторонних звуков, ничего не должно подтрескивать или подзванивать. Необходимо проверить каждый лад.
- Проверяем, не искривился ли гриф;
- Слушаем, как долго звучит звук. Если есть выбор, то по продолжительности можно определить лучший инструмент;
- Важен элемент "полетности" звука (лучше всего проверять в большом помещении), громкость звучания, ясность звука. От "полетности" зависит, будет ли слышно инструмент в зале, так как в небольшом помещении впечатления могут быть отличными;
- Инструмент должен быть удобным для рук. Перед покупкой обязательно поиграйте — чем больше, тем лучше.
Банджо
Банджо — это музыкальный инструмент с корпусом в форме бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от четырех до девяти жильных струн. Это разновидность гитары с резонатором, где расширенная часть инструмента покрыта кожей, как барабан. В Америке "банджо" может обозначать либо теноровую версию с настроенными по квинтам четырьмя струнами, либо пятиструнный инструмент с другой настройкой. В некоторых африканских странах банджо считается священным инструментом, который может трогать только высшие жрецы или правители.
Банджо — это инструмент, родственный известной мандолине, который имеет похожую форму. Однако звук банджо более звенящий и резкий.
Существует несколько видов современного банджо, включая пяти- и шестиструнные. Шестиструнная модель, настраиваемая как гитара, также стала очень популярной.
Для игры на банджо используется плектр. Практически на всех видах банджо играют характерным тремоло или арпеджируют правой рукой, хотя существуют различные стили игры.
В наши дни банджо чаще всего связывается с музыкой в стилях кантри и блюграсс. В последнее время оно начали использовать в самых разнообразных музыкальных жанрах, в том числе в поп-музыке и кельтском панке. И только недавно музыканты, исполняющие хардкор, начали проявлять интерес к этому народному музыкальному инструменту.
Укулеле
Маленький музыкальный инструмент укулеле представляет собой компактную гитару с четырьмя струнами. В переводе с языка Гавайи "укулеле" означает "прыгающая блоха". Этот инструмент популярен на различных островах Тихого океана, но наиболее сильно ассоциируется с музыкой Гавайев.
Для новичков рекомендуется выбрать укулеле сопрано или концертную. Для тех, у кого крупные руки, подойдет концертная укулеле, так как она немного больше сопрано и имеет большее количество ладов, что делает игру более удобной при брать аккорды.
- Вам просто должен нравиться этот инструмент.
- Осмотрите его внимательно, чтобы убедиться, что на нем нет трещин.
- Попросите продавца настроить инструмент. Если он настраивается впервые, вам придется повторять процесс настройки несколько раз, так как струны еще не растянуты, и каждые несколько дней они будут выходить из строя. Перед настройкой следует слегка потянуть за струну. Настраивать струну нужно от низкого тона к высокому.
- Убедитесь, что все лады на всех струнах строятся и не «звенят».
- Струны должны быть легко нажимаемыми (особенно на первом и втором ладах). Расстояние между струнами и грифом не должно быть великим.
- Внутри не должно быть никакого дребезжания, когда вы играете. Все струны должны быть одинаковыми по громкости и ясности.
- Проверьте, ровный ли гриф.
- Прежде чем принимать решение, обязательно изучите несколько вариантов инструментов. Иногда даже недорогой продукт от малоизвестного производителя может вас удивить.
Народные музыкальные инструменты сегодня
В настоящее время интерес к музыкальным инструментам с электронной начинкой и большим количеством функций в моде. Однако народные музыкальные инструменты по-прежнему вызывают интерес благодаря своему оригинальному звучанию.
В магазинах POP-MUSIC можно найти разнообразные народные инструменты, такие как балалайки, банджо, домры, мандолины, укулеле и др. Опытные консультанты помогут вам выбрать подходящий инструмент и воплотить ваши музыкальные идеи в жизнь.
Гудок
Думаете ли вы, что на Руси существовала виолончель? Вероятнее всего, да. Гудок относится к струнным смычковым инструментам. На первый взгляд, он напоминает итальянскую сестрицу, но имеет отличия в форме и размере: у него нет изгибов по бокам, и гудок в два раза меньше. Считается, что этот инструмент появился в X-XII веках как вариация византийской лиры.
Однако наибольшую популярность гудок приобрел в XVII-XVIII веках. Его чаще всего использовали скоморохи, поэтому инструмент иногда называли бесовским сосудом, а музыканта — гудошником. Со временем это слово даже стало использоваться в качестве ругательства.
Либо же иначе называемый данный объект — брелка, рожок или пищук — предшественник современного кларнета. Он был популярен на территории современной России и Беларуси, и его название зависело от места проживания человека. Например, в Тверской области говорили "рожок", а в Белгородской или Воронежской — "пищук". В настоящее время термин часто используется для обозначения практически всех видов духовых язычковых инструментов.
Изначально жалейкой играли, главным образом, пастухи, но постепенно она стала популярной среди простых людей. Она часто использовалась на похоронах из-за своего грустного звучания. В некоторых регионах на северо-западе России могилы древних славян назывались «жальниками».
Русские народные инструменты
Гусли — это русский народный инструмент с множеством струн, который играют, щипая. Их история насчитывает много веков. Первые упоминания о гуслиях встречаются еще во II веке нашей эры. Гусли были очень популярны в Древней Руси и изготавливались из различных видов деревьев, таких как береза, ель и рябина, а также украшались орнаментами.
Игра на гуслиях сопровождала песни и танцы. Музыканты использовали левую руку, чтобы прижимать и перебирать струны, и правую руку, чтобы стучать по струнам и извлекать звуки.
Гусли бывают различных форм: шлемовидные, треугольные, трапециевидные, прямоугольные.
- Основные сведения о гуслиях
- Создание гуслий своими руками
Гудок — это старый русский народный смычковый инструмент. У него было три струны, плоская дека и спинка без вырезов по бокам. Игра на гудке напоминала игру на виолончели. Во времена Екатерины II гудок был достаточно популярен в южной России, Малороссии и низовых губерниях. В Астраханской губернии камышовые дудки, сопель и свирели также назывались гудками.
Рожок — это инструмент, который используется пастухами в России. Он имеет форму усеченного конуса и изготовлен из бересты. В узкий конец рожка вставляется мундштук из клена или осины, называемый свистулькой. Существует также сигнальный рожок — это металлическая трубка согнутой в овал, с конусообразным раструбом и мундштуком в виде чашечки, который использовался в военных войсках.
Почтовые рожки использовались почтальонами для передачи сигналов.
Жалейка является типичным представителем русских духовых инструментов, она представляет собой деревянную или тростниковую трубку с раструбом из рога или бересты.
Флейта — это популярный духовой музыкальный инструмент с воздушным резервуаром (мехом), который распространен под различными названиями у множества народов нашей планеты.
Мелодия рожка — это длинный цилиндр с отверстиями, изготовленный из различных материалов: тростника, глины, кости, дерева, бамбука. Также существуют другие виды рожка — это пыжатка и дудка.
Кугиклы — это русская версия флейты, изготовленная из стеблей камыша. Она обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы открыты, а нижние закрыты, а верхние концы инструмента располагаются на одном уровне.
При использовании кугикл дуют на края срезов, извлекая толчкообразные звуки. Обычно на них играли женщины в ансамбле, сопровождая игру песнями и танцами.
Деревянные ложки украшали росписью и были очень популярными изделиями.
В Швейцарии, стране пастухов, появился удивительный музыкальный инструмент — альпийский рог. В прошлом пастухи использовали его для предупреждения об опасности или приближении врагов. Альпийский рог изготавливают из пихты.
Для создания этого инструмента используется молодое, ровное дерево без сучков. Отсутствие сучков и размеры — 7 сантиметров с одного конца и 3 сантиметра с другого — обязательные условия. После высыхания дерева начинают сверлить, постепенно уменьшая диаметр от более широкого конца. Раструб вырезают отдельно, а затем приклеивают к верхней части.
Интересно, что альпийский рог не только используется в шоу, но также может быть полноценным музыкальным инструментом, играющим как сольно, так и в составе духового или симфонического оркестра. В прошлом этот инструмент служил не только для пастбища, но также украшал свадьбы, дни рождения, военные сражения и похороны своим звучанием. Рог стал источником народных швейцарских мелодий фальцетом. Его чистые звуки и длинные мелодии так близки местным жителям этой альпийской страны.
Трещотка — это ударный музыкальный инструмент, состоящий из набора деревянных пластинок, также известных как калюки.
Калюка — это дудка со внутренним полым пространством и без дополнительных отверстий. Роль свистка или пищика выполняет сам язык, а звук получается благодаря передуву.
Музыкальные инструменты
Уникальный набор старинных инструментов присущ каждой культуре, включая Россию. Так же, как и во многих других странах, здесь они представлены всеми четырьмя типами:
- Струнные инструменты, такие как гитара и скрипка.
- Инструменты, производящие звук с помощью воздушной трубки, как флейта и кларнет.
- Различные типы барабанов, такие как барабаны и тимпаны.
- Инструменты, производящие звук при ударе, как ксилофон и треугольник.
Существует три основных категории русских народных инструментов: струнные, ударные и духовые. В интернете можно найти множество изображений с названиями и описаниями этих инструментов, однако стоит выделить наиболее значимые из них.
Струнные щипковые
Хордофоны играют ключевую роль в русском народном оркестре, поскольку они несут основную нагрузку в практически каждом музыкальном произведении.
Среди множества других народных инструментов, балалайка выделяется как символ русской культуры. Это трехструнный инструмент с треугольным корпусом, иногда отличающийся по форме и размеру. Самая распространенная сегодня балалайка – прима, занимающая второе место в семействе, за ней идут секунда и альт. Музыкант играет на этих инструментах пальцами или щипком, как на гитаре. Самая маленькая балалайка, высочайшего тона, известная как пикколо, сегодня редко встречается.
Басовые и контрабасовые балалайки представляют собой крупные инструменты с низким тоном. Их держат так же, как гитару, но из-за большого корпуса нижний угол треугольника касается земли, как у виолончели. Большинство балалайек имеют три струны (а у некоторых шесть), и последние две обычно настроены на одну и ту же ноту, ми, в то время как первая струна настроена на ля.
Историки полагают, что балалайка появилась много веков назад, однако точные даты её происхождения остаются неизвестными. Некоторые утверждают, что балалайка является потомком домры, в то время как другие утверждают, что она была изобретена во время монгольского нашествия на Россию в XIII веке. Возможно, русские крепостные использовали её для исполнения весёлых и занимательных песен, но в руках скоморохов балалайка стала оружием для насмешек над правительством.
В 1648 году царь Алексей I, под воздействием широко распространенных в то время в Русской православной церкви взглядов, запретил использование всех музыкальных инструментов. Даже после того, как запрет был отменен, балалайка оставалась малоизвестной до XIX века, примерно 200 лет. Она могла бы полностью исчезнуть, если бы не усилия одного преданный музыканта по ее сохранению, благодаря которому сегодня мы можем брать уроки игры на балалайке.
В 1880-х годах дворянин Василий Васильевич Андреев разработал унифицированную форму балалайки при участии петербургского скрипача. Музыкант начал использовать балалайку в своих концертных выступлениях и написал для неё несколько произведений. Со временем инструмент стал обладать полностью хроматическим набором ладов.
Домра, струнный инструмент, который широко используется различными народами России, имеет круглый корпус и трёх или четырёх струны. Оба вида домры были формализованы в конце XIX и начале XX века. Трёхструнная домра настроена на EAD, а четырёхструнная — на GDAE, как у скрипки. Русская версия домры обычно имеет три струны.
Гусли — это древний музыкальный инструмент, который, по всей вероятности, был использован еще древними греками, и он стал основой для развития русской народной музыки. Его точная история неизвестна, но греческие историки Феофилакт Симокатта и Феофан упоминали гусли в своих хрониках.
Корпус гуслей обычно имеет форму шлема или крыльев. Инструмент можно держать, как гитару, положить на колени или поставить на подставку перед музыкантом. Иногда его также сравнивают с маленькой горизонтальной арфой. У гусли имеется мощный, резонансный звук. Инструмент обычно имеет от 11 до 36 диатонически настроенных струн, сделанных из сухожилий, нейлона или металла.
Со временем гусли были стандартизированы (прима, альт, бас). Диатоническая настройка варьируется от си до до-бемоль.
Инструмент под названием колёсная лира производит звук благодаря вращению коленчатого вала, который натирает струны. Схожий по принципу работы со смычком, колесная лира издаёт отдельные ноты. Для воспроизведения мелодий используется клавиатура, нажимающая касательные на одну или несколько струн, чтобы изменить их высоту. Как и многие другие струнные инструменты, у колёсной лиры есть дека и резонирующая полость.
Русская гитара (иногда называемая «циганской») представляет собой акустический семиструнный инструмент, который был разработан в России в конце XVIII века. Его органологические особенности во многом схожи с испанской версией. Чаще всего эти гитары настраиваются на открытый аккорд соль.
Гудок — это старинный восточнославянский струнный инструмент, который играют как пальцами, так и смычком, как на скрипке. Обычно у него было три струны, две из которых настраивались в унисон, а третья — на пятую октаву. Иногда у гудка также было до восьми вспомогательных струн под декой, что придавало звуку насыщенность.
Духовые и язычковые
Баян – это разновидность аккордеона, созданная в России в начале XX века. Он имеет свои особенности конструкции, которые отличают его от западных хроматических инструментов:
- Язычки имеют более широкую и прямоугольную форму, а не трапециевидную.
- Они часто прикрепляются к общей тарелке большими группами, пластины крепятся к тростниковому блоку, а не прикреплены воском.
- Клавиатура располагается ближе к середине корпуса, а не сзади.
- Язычки обычно не настроены на тремоло.
- Уменьшенный ряд аккордов смещен.
- В отличие от западных инструментов, в режиме свободного баса низкие ноты находятся внизу баяна, а высокие — вверху.
Шестнадцать клавиш над правой клавиатурой управляют этими регистрами, а переключатели можно активировать семью кнопками, расположенными сверху инструмента.
Гармонь — это разновидность русского баяна. У нее два ряда кнопок с правой стороны, которые играют ноты диатонической шкалы, и такое же количество кнопок с левой стороны, играющих основные аккорды в тональности инструмента, а также его относительную гармонику. Многие инструменты имеют дополнительные кнопки с правой стороны для вспомогательных аккордов и ряд кнопок для свободного баса, чтобы облегчить воспроизведение басовых мелодий.
Хотя существуют уменьшенные и расширенные версии этого инструмента, стандартная схема (известная как "25 x 25") выглядит следующим образом:
- тройных кнопок в два ряда: три диатонических октавы плюс три случайных.
- басовых кнопок в трёх рядах: два ряда по восемь кнопок с басовыми нотами и аккордами, один ряд свободных басов.
Жалейка — это духовой инструмент, который обладает одним язычком, покрываемым мундштуком. Он состоит из деревянной трубки с отверстиями для пальцев и воронкой, изготовленной из натуральных или искусственных материалов. Жалейка настроена в диатонической гамме и представлена в различных тональностях (фа, ля, ре, иногда до, ми). Ее естественное звучание — сопрано, но также бывает альт или пикколо. Инструмент настраивается путем регулировки язычка и может звучать в мажорном или миксолидийском ладу с плавным седьмым звуком.
Свирель — это музыкальный инструмент, который не имеет мундштука и использует язычки. Он состоит из полой трубки, которая может быть изготовлена из различных материалов, включая пластик. Обычно у свирели шесть отверстий, но дополнительные дырки позволяют играть хроматические ноты.
Владимирский рожок — это древний русский музыкальный инструмент, сделанный из дерева. Исторически рожок был широко распространен на северо-востоке центральной части России, неподалеку от Владимира и Ярославля. Рожок представляет собой коническую прямую трубку с шестью отверстиями: пять сверху и одно снизу. Мундштук выполнен в виде небольшой чашки, а нижний конец трубки имеет форму конического колокола.
Обычно рожок изготавливают из березы, клена или можжевельника. Звук инструмента громкий, но мягкий, и охватывает около октавы или немного больше.
Барабаны и перкуссия
Тамбурин, также известный как бубен, представляет собой инструмент, состоящий из деревянного или металлического обруча с плотной мембраной, которая натянута с одной или с двух сторон (некоторые не имеют мембраны вообще). Эти инструменты оснащены звонкими металлическими кольцами или колокольчиками и используются для ритмического сопровождения.
Трещётка — это своеобразная погремушка, издающая разнообразные звуки. Она состоит из множества соединенных между собой деревянных планок. Изначально этот предмет предназначался для использования на свадебных церемониях и крещении детей, предполагая, что он выполняет мистическую функцию защиты от злых духов, поэтому инструмент украшался лентами, цветами и маленькими колокольчиками.
Для достижения музыкального звучания трещётка должна быть изготовлена из сухой древесины, предпочтительно из дуба.
Выражение "музыкальные ложки" имеет буквальный смысл — они изготовлены из более прочной древесины, чем обычные ложки, имеют длинные ручки и полированный наконечник. Иногда к ручкам крепятся бубенцы. Обычный набор включает в себя две, три или четыре ложки разных размеров для создания разнообразных звуков.
Народная музыка
Различные обряды и ритуалы славяне проводили с участием музыкальных инструментов, которым придавали сакральные свойства. Также инструменты использовались как сигнальные устройства или для передачи сообщений (например, рожки и колокола). Традиционно занятие музыкой считалось прерогативой мужчин.
Русская музыка в основном является гетерофонной — одна и та же мелодия исполняется разными голосами, с одним главным голосом, обычно среднего регистра. Вокалист определяет мелодию, а затем присоединяются другие голоса. Это групповое пение часто дополняется независимым голосом в самом высоком регистре.
Гетерофонический подход дает возможность главному голосу для импровизации, непрерывных вариаций и украшений. Он Влияет на текст песни, так как отдельные слова или фразы может быть удлинены путем вокализма или добавлением дополнительных слогов. Этот тип хорового пения распространен по всей России, в сибирских районах и в Центральной Украине, где очень любили лирические баллады.
Казачьский фольклор представлен разнообразным арсеналом песен и танцев, уходящих своими корнями в многовековую устную традицию. Былины и думы, прославляющие подвиги казаков, составляют основу этой музыкальной культуры. Помимо танцевальных композиций, хороводы играли важную роль в праздничных мероприятиях. Русское национальное творчество на Южном Алтае в Сибирской области представлено в разнообразных диалектах и формах, которые тесно переплетены и разнообразно развивались в соответствии с происхождением поселенцев.
Для русских людей традиционная народная музыка играет огромную роль. Её песни передают историю народа, описывают его окружение, его характер и качества. Кроме того, они вкладывают в себя этику и правила общественной жизни. Настоящие сокровища, которые до сих пор уцелели и дошли до нас — все эти песни.
Русские народные музыкальные инструменты
Удивительное количество музыкальных инструментов у русского народа. Многие из них создавались веками, их тайны передавались из поколения в поколение, и процесс их совершенствования никогда не прекращался.
Первобытные музыкальные средства. Они возникли в самом начале развития музыки. Сюда относятся разнообразные свистульки, травяные свирели, роготушки, рога, жужжалки и многое другое. Их чаще всего изготавливали из бересты, кусочков глины или дерева.
Духовые инструменты. Представляют собой достаточно обширный класс, который включает свистковые, язычковые и амбушюрные инструменты. Дудки, свирели, флейты, волынки, пастушьи рога или труба относятся к этой категории.
Струнные или щипковые инструменты. Сюда относятся гусли и балалайка — основной музыкальный инструмент России.
Балалайка — это русский народный струнный щипковый инструмент, который имеет треугольный корпус и три струны. Один из особенных способов извлечения звука на балалайке — это бряцание, когда пальцем ударяют по всем струнам одновременно. По легенде, балалайка стала популярной в конце XVII века и, возможно, происходит от азиатской домбры.
В настоящее время балалайка используется как сольный, для концертов, в ансамблях и оркестрах. В 1887 году был создан Кружок любителей игры на балалайках, а его первое выступление состоялось 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита. Это событие стало днем рождения оркестра русских народных инструментов.
Перкуссионные инструменты. Традиционные атрибуты народных гуляний, одни из самых популярных в России. Для их изготовления использовались прочные деревянные бруски или пластины. Русские с древних времен играли на ложках, трещотках различных типов, колотушках и тарелках, рубелях и других ударных инструментах.
Гармоника — это клавишно-язычковый музыкальный инструмент с пневматическим приводом. Под этим названием понимаются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и аккордеону. Конструкция гармоники, а также большинство других видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпусов, на каждом из которых находится клавиатура с кнопками или клавишами.
Для сопровождения используется левая клавиатура, где каждая кнопка играет бас или аккорд, в то время как правая клавиатура отвечает за мелодию. Между полукорпусами находится меховая камера, которая создает воздушный поток для звуковых планок инструмента. Русские гармоники разделяются на два типа в зависимости от способа извлечения звука.
У некоторых видов гармоней каждая кнопка при нажатии издает звук одинаковой высоты при растяжении и сжатии мехов, а у других видов высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первой категории относятся такие инструменты, как ливенка, русская венка и хромка (самый популярный). Ко второй категории относятся тальянка, черепанка, тульская и вятская. Наиболее распространенной в наше время является двухрядная хромка, но существуют также трехрядные инструменты и гармони с одним рядом кнопок.