Экономическое социальное положение характеризует уровень жизни и благосостояния населения, который определяется совокупностью факторов, таких как доходы, занятость, доступ к образованию и здравоохранению. Баланс между этими факторами напрямую влияет на качество жизни людей и их возможности для развития.
Состояние экономики региона или страны неизменно отражается на социальной структуре, создавая возможности или препятствия для достижения социального равенства. Важно также учитывать влияние внешнеэкономических факторов и политических решений, которые могут как улучшать, так и ухудшать экономическое положение граждан.
Анализ основных социально-экономических показателей России — сущность и показатели
Каждое последующее развитие страны приводит не только к увеличению производства, доходов и потребления, но также к значительным изменениям в развитии производительных сил и общества в целом. Рост экономического уровня отражает увеличение социального разделения труда, что влечет за собой появление новых экономических субъектов с особыми функциями и потребностями, усложняя взаимосвязь всех элементов в экономической структуре страны.
Объективная оценка уровня экономического развития, количественных и качественных изменений в процессе производства, обмена, распределения и потребления, а также условий и результатов общественного производства имеет важное практическое значение для государства в качестве субъекта управления. Эти оценки должны основываться на решениях, направленных на обновление экономического механизма и гармонизацию системы экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, и быть адаптированными к условиям рыночной экономики.
Таким образом, уровень социально-экономического развития не только является следствием, но и необходимым условием для определения направлений и разработки средств дальнейшего развития страны.
Сущность показателей социально-экономического развития государства
Индикатор — это параметр, который описывает как количество, так и качество свойства группы единиц или общей совокупности.
Экономические показатели, описывающие функционирование всей экономики на макроуровне, называются макроэкономическими индикаторами. Значение этих показателей на национальном уровне должно отражать совокупную деятельность предприятий, отраслей или секторов. Система — это совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга показателей, направленных на достижение целей исследования.
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран и их регионов является повышение качества жизни населения. Таким образом, процесс социально-экономического развития включает в себя три важных компонента:
- Увеличение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня образования;
- Создание условий, способствующих росту самооценки людей через формирование социальных, политических, экономических и институциональных систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства.
- Повышение степени свободы людей, включая их экономическую свободу.
Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценке уровня социально-экономического развития стран и регионов, но в последнее время приобретают все большее значение в экономической науке и политической практике.
Эффективность социально-экономической системы представляется нам как состояние соответствия ее целевому функционированию с позиций экономических, социальных, финансовых, инвестиционных, инновационных пропорций развития, отражающих ожидания, цели и задачи гражданского общества, бизнес-сообщества и государства в целом. Он формируется как интегральный показатель эффективности социально-демографической, рыночной, финансовой и инвестиционной пропорций расширенного воспроизводства и является конечной характеристикой функционирования национальной экономики. В широком смысле эффективность социально-экономической системы рассматривается как степень достижения целевого нормативного уровня по социально-экономическим показателям; в более узком смысле — соотношение результатов функционирования системы и затрат, необходимых для достижения этих результатов. Таким образом, эффективность социально-экономической системы в широком смысле является качественной категорией, а в узком — количественной.
Характеристика экономического и социального положения современной России
В конце 1980-х годов экономика была в основном промышленной (в 1977 году СССР производил 1/5 всей мировой промышленной продукции и занимал 2 место в мире по объёму промышленного производства[102]). Однако после распада СССР в 1990-х произошла значительная деиндустриализация экономики, доля промышленности в ВВП упала до менее чем 50 %, в то время как доля сферы услуг выросла, в основном за счёт увеличения объёмов торговли природными ресурсами. К примеру, уже в 1995 году сфера услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) составила 55 % от ВВП.[103]
С 1995 по 2007 год структура экономики России почти не изменилась. Например, согласно данным Росстата[104] в 2007 году сектор услуг составлял 58% ВВП (в соответствии с сборником "Россия в цифрах 2008" непроизводственная сфера также определяет 60,9% занятости), включая:
операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг — 10,1%;
транспорт и связь — 9,2%;
государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение — 5,1%;
финансовая деятельность — 4,6%;
здравоохранение и предоставление социальных услуг — 3,3%;
гостиницы и рестораны — 0,9%;
другие услуги — 1,9%.
Промышленность и сельское хозяйство в 2007 году обеспечили 42% ВВП, включая:
обрабатывающая промышленность — 18,5%;
добывающая промышленность — 10,1%;
Аграрный сектор — 4,4 %;
Рыбное хозяйство — 0,3 %.
Среди всех сфер промышленности России наиболее устойчивыми к 1991 году являются производство электрооборудования, электроники и оптики, химической продукции, обрабатывающей промышленности, добыча топливно-энергетических ресурсов; produktion von zellstoff und papier (лесные ресурсы России являются крупнейшими в мире); издательская и полиграфическая деятельность; metallurgische produktion und herstellung von fertigerzeugnissen aus metall; производство и распределение электроэнергии, газа и воды (по данным до 2006 года).
Во время 2007-2008 годов строительство, производство строительных материалов, производство транспортных средств и увеличение производства подвижного состава для РЖД, а также производство механического оборудования, демонстрировали очень высокие темпы роста. Экономика России все еще сильно зависит от цен на энергоресурсы. Многие специалисты считают, что Россия страдает от "голландской болезни", что означает слишком большую зависимость экономики от экспорта одного-двух видов сырья. Большие запасы природных ресурсов мешают модернизации производства, что приводит к так называемому "проклятию ресурсов".
В 2007 году Россия вошла в число стран с высоким уровнем человеческого развития.
В период с 1999 по 2008 годы ВВП вырос на 93,8 %, промышленность — на 79,1 % (в марте 2008 года Росстат уточнил данные о росте промышленности в 2004-2006 годах: в 2004 году рост составил 8,0 % (ранее давалась оценка в 8,3 %), 2005 году — 5,1 % (4,0 %), 2006 году — 6,3 % (3,9 %), сельское хозяйство — на 39,7 %. В результате к концу 2008 года ВВП страны достиг 107 % от уровня 1989 года, промышленное производство — 85 % (в 1990 году промышленное производство по сравнению с 1989 годом составило 99,9 %, в период с 1991 по 2004 год он сократился на 30 %, а с 2005 по 2007 вырос на 21,3 %), сельскохозяйственное производство — 83,6 %.
Экономика России занимает 7-е место в мире по объему ВВП по ППС (на 2009 год). По данным на 2007 год, доля российской экономики в мировой экономике составляет 3,2 %.
У российской экономики имеются различные недостатки. Одним из них является неравномерное развитие Москвы и Московской области по сравнению с остальными регионами России. Валовый региональный продукт Москвы значительно превышает ВРП любого из федеральных округов.
Проблемой является излишне разросшийся государственный аппарат и связанная с ним коррупция. Например, по данным на 1900 год количество чиновников в Российской империи было 159 476 на 129 млн человек (809 жителей на одного чиновника). В сравнении: в Германии было 714 860 на 56,4 млн человек (79 жителей), во Франции — 700 000 на 39 млн человек (56 жителей), в Великобритании — 505 530 на 42,5 млн человек (84 жителя), в США — 864 740 на 76 млн человек (88 жителей). В советское время государственный аппарат вырос, и уже после распада СССР в 2010 году количество чиновников в Российской Федерации превысило полтора миллиона человек (95 жителей на одного чиновника).
По многим рейтингам Россия занимает одно из последних мест в отношении коррупции. Например, международная организация Transparency International выставила России и другим постсоветским странам менее 3 баллов, что согласно этой оценке, является крайне низким показателем.
Социальная политика и реформы
В начале двухтысячных годов в России прошли серия социально-экономических реформ: изменения в налоговой системе, земельное законодательство, пенсионная система, банковская сфера, монетизация льгот, пересмотр трудовых отношений, изменения в электроэнергетике и железнодорожном транспорте. В сентябре 2005 года были запущены "Национальные проекты" для решения самых актуальных социальных проблем: улучшение здравоохранения, развитие образования, жилищная политика и развитие сельского хозяйства. В 2006 году на эти проекты было выделено 161 миллиардов рублей, а в 2007 — 206 миллиардов.
В период с 2000 по 2008 год в России произошел рост экономики, инвестиций и доходов населения, что было обусловлено проведенными реформами, политической стабильностью и увеличением цен на экспортные товары. Начиная с 2000 года в стране был проведен политический курс на укрепление центральной власти и ослабление региональных властей (укрепление вертикали исполнительной власти), а также национализация некоторых предприятий, что способствовало укреплению политического влияния федеральных властей. По мнению некоторых политологов, сложившаяся в начале XXI века политическая система России представляет собой форму имитационной демократии (псевдодемократии) с элементами бюрократического авторитаризма.
В соответствии с ежегодным докладом Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжается демографический кризис.
В январе 2012 года естественная убыль населения составила 21840 человек.
Прирост населения зафиксирован в 26 субъектах Российской Федерации, в то время как в январе 2011 года этот показатель был всего в 15 субъектах страны.
Характеристика экономического положения индивида или социальной группы 8 букв
Описание материального положения личности или социальной группы, в котором они не способны удовлетворить определенные основные потребности, необходимые для жизни, сохранения рабочей способности и продолжения потомства, является относительным понятием и зависит от общего уровня жизни в данном обществе 8 букв
Слово из 8 букв на букву Б, вторая буква Е, третья буква Д, четвертая буква Н, последняя буква Ь
НАЙТИ
Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах
- Группа химических соединений, необходимых для поддержания жизни и роста организма 4 буквы
- Аспект человеческой жизни, включающий удовлетворение духовных и материальных потребностей: 3 буквы
- Процесс выживания и размножения самых адаптированных к условиям жизни особей 5 букв
- Жизнь в нужде, состояние постоянной нужды 8 букв
- Противоположность изобилию 8 букв
- Существование в нищете 8 букв
- Бедность 8 букв
- Состояние, когда основные потребности превышают имеющиеся средства 8 букв
- Жизнь в условиях очень низкого материального обеспечения — 8 букв
- Преодоление этой проблемы является главной национальной задачей для российской экономики. Это слово состоит из восьми букв.
Социальная политика. Социальное положение
Какие интересы у различных социальных групп? В каких ситуациях происходит их взаимодействие на политическом уровне? В зависимости от сферы интересов политика может быть различной по своему характеру.
Если социальные группы сталкиваются (или сотрудничают) по вопросам экономики, это называется экономической политикой, если по вопросам окружающей среды, ее состояния и использования, это уже экологическая политика. Существует также демографическая, культурная, образовательная и другие сферы политики (взаимоотношения). А среди них также нельзя забыть и социальную политику.
Социальная политика отражает отношения между социальными группами по вопросам сохранения и изменения социального положения населения, его классов, слоев, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.д.).
Таким образом, основная тема социальной политики – это положение различных социальных групп народа в целом. Как можно определить социальное положение? За что именно борются эти социальные группы?
Социальное положение представляет собой комплексную характеристику жизнедеятельности всего населения и его составных частей. Оно формируется под воздействием различных факторов, которые определяют общественные условия существования и развития структурных частей общества.
Социальное положение оценивается с использованием конкретных параметров, которые представляют его качественные и количественные характеристики. Они позволяют делать достоверные выводы о реальном, прогнозируемом или задуманном состоянии социального положения и комплексно оценивать его уровень (достигнутый рубеж).
Параметры социального положения также используются для определения различных уровней благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство и т.д.).
Социальная политика в практическом плане представляет собой совокупность конкретных мер и действий, направленных на обеспечение жизни населения. В зависимости от того, кто инициирует эти меры, различают различные виды социальной политики — государственная, региональная, корпоративная и т.д.
Такой подход к терминологии имеет право на свое существование, но не способствует глубокому пониманию социальных явлений. При узком толковании социальной политики возникает иллюзия ее отсутствия из-за отсутствия конкретных мер и мероприятий. Однако социальная политика всегда существует — и не только на уровне теории, но и на практике. Важно понимать, что социальная политика может быть ошибочной, слабой, искаженной. В более широком смысле и с научной точки зрения, она является не только набором мероприятий, а системой взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами и слоями общества, с основной целью в благополучии, социальной защите, развитии и обеспечении безопасности населения в целом.
Следовательно, социальная политика представляет собой сложный процесс и структурное явление. Нельзя дать полную и объективную оценку ее состояния только по одному-двум показателям, таким как уровень заработной платы, безработица и т.д. Область и содержание социальной политики – это нелинейное, многоуровневое и системное понятие.
Объект и предмет социальной политики совпадают с основными компонентами и структурами, входящими в обширную систему — социально-трудовую сферу (СТС). СТС представляет собой комплекс взаимосвязанных частей: сфера социального обслуживания (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); рынок труда, занятость, безработица; социальное партнерство; социальная защита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенсионная система и другие. При проведении социальной политики важно учитывать все ее аспекты, не оставляя без внимания ни одного из них. Например, нельзя считать эффективной и справедливой такую социальную политику, которая отдает приоритет развитию образования, культуры и прочего в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и так далее.
Сказанное выше подтверждает важность установления приоритетов в социальной политике, которые должны различаться в зависимости от конкретных этапов развития и условий, региональных и корпоративных особенностей. Однако, проведение социальной политики должно быть системным и масштабным, с учетом многообразия ее объектов и целей – это гарантирует эффективность и результативность взаимоотношений между разными социальными слоями и группами общества.
На федеральном, региональном и местном уровнях социальная политика имеет в основном нормативный характер (разрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д.). Непосредственное воплощение и результативность социальной политики проявляются в контакте с конкретными людьми на уровне района, муниципалитета и корпорации.
Органы управления городами и районами собрали большой объем идей и предложений по стратегии и тактике проведения социальных реформ, а также по эффективной реализации социальной политики. Это подтверждают проведенные в последнее время семинары и конференции по проблемам социального развития в различных регионах России. Однако многие уникальные предложения и обоснования руководителей и специалистов не доходят до федерального центра, хотя могли бы быть полезными для разработки современной государственной социальной политики. В этой связи целесообразно проводить семинары, совещания и конференции по проблемам социальных реформ и социальной политики с участием руководителей регионов, чтобы распространять передовой опыт социального развития и доводить его идеи до федерального уровня.
Сущность политики в целом, и социальной политики в частности, проявляется через взаимодействие устойчивых элементов социальной структуры — социальных групп. Устойчивость таких групп поддерживается действием комплекса общественных условий, влияющих на их существование и развитие.
Социальные группы, которые являются структурными компонентами народа (общества), — это неоспоримая реальность. Они могут быть активными или пассивными, осознавать или не осознавать свои интересы, организовываться для действий в обществе или оставаться политически неорганизованными. Другими словами, они могут выступать как активные участники социальных процессов (реальные субъекты политики) или как пассивные общественные силы, неорганизованные субъекты социальных процессов (потенциальные, формальные субъекты).
Те, кто влияют на социальную политику, это реальные и активные социальные группы, включая их органы, организации и структуры. В дополнение к самим группам, субъектами политики также являются структуры, представляющие их интересы. Таким образом, субъекты фактически раздваиваются.
Например, летчики, писатели, ученые, горняки — различные социально-профессиональные группы. Они образовали свои собственные организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации, Союз писателей, Академию наук, Профсоюз горняков. Классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения также создаются. И все они являются активными участниками социальной политики в качестве ее субъектов.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования
Изучение уровня социально-экономической ситуации в муниципальном образовании включает в себя следующие направления:
- анализ демографических показателей на территории муниципального образования, включая уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни и здоровья населения, а также изучение миграционных процессов, происходящих в местном сообществе;
- анализ состояния природной и экологической среды на территории муниципального образования, в том числе оценка возможностей использования природных ресурсов в соответствии с принципами безопасного природопользования и эффективного использования таких ресурсов;
- Проведение анализа социальной среды муниципального образования, включая оценку состояния образовательной сферы, учреждений здравоохранения, культуры и научных учреждений, а также изучение уровня занятости и уровня преступности в населении.
Показатели социально-экономического положения муниципального образования
Для прогнозирования и оценки социально-экономического состояния муниципального образования используются разнообразные показатели, характеризующие социальные, экономические, ресурсные и иные возможности управления, хозяйства и производства.
Основные направления оценки положения социально-экономического состояния муниципального образования включают в себя следующее:
- оценка характеристик демографического состава населения, включая трудовые ресурсы;
- оценка финансового состояния муниципального образования, включая доходы населения;
- оценка уровня жизни местного сообщества.
Демографическое состояние муниципального образования оценивается по численности населения, плотности заселения, половозрастным характеристикам, уровню образования, а также показателям рождаемости, смертности и продолжительности жизни. Важно анализировать трудовые ресурсы, включая численность экономически активного населения, уровень безработицы и занятость.
Вторая группа показателей отражает доходы населения, включая заработную плату, дивиденды и другие источники дохода.
Третья группа показателей описывает благосостояние населения, включая состояние здоровья, уровень образования, доступ к культурным объектам, жилищные условия и прочее.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Социальная сфера охватывает все области отношений между различными группами людей, включая их социально-экономическое положение, роль в трудовой организации, отношение к производственным ресурсам и размеры получаемого богатства. Этот аспект отражает основные отношения в обществе, связанные с социальным неравенством и различиями в статусе групп. Такие различия прослеживаются не только в экономической сфере, но и в политике, семье и других областях жизни, где группы имеют разное положение.
Использование денежных меток в системе властных отношений для сравнительной оценки социально-экономического положения индивидов и групп является проблематичным. Например, партийный чиновник влияет на экономическую жизнь, не являясь владельцем производственных ресурсов и даже не являясь формальным экономическим субъектом. Его потребительские возможности В значительной степени не зависят от его заработной платы. Основная часть получаемых благ поступает к нему из совершенно других источников — через систему привилегий. [32]
Согласно Программе, данные меры были вызваны серьезным ухудшением социально-экономического положения в стране. Экономический спад затронул практически все отрасли народного хозяйства, разрушился единое экономическое пространство, ухудшились условия жизни населения. Кризисное состояние распространилось на финансово-кредитную систему, а нестабильность политической ситуации еще больше усугубила тяжелое экономическое положение. [33]
Это связано с тем, что в настоящее время происходит окончательное определение социально-экономического положения России в мире. Формирование государственной политики в сфере образовательных стандартов позволит сократить как материальные затраты, так и время, затраченное на подготовку специалистов. Тем более, что в условиях быстрого темпа научно-технического прогресса происходит быстрое устаревание полученных знаний (примерно на 10-15% ежегодно), за исключением наиболее консервативных профессий. [34]
Существенное сокращение запасов рыбных ресурсов, охотничье-промысловых видов животных, безусловно, ухудшит социально-экономическое положение малочисленных народов и всего населения края. [35]
Основная задача политики стабилизации заключается в преодолении негативных последствий неструктурированного развития рынка и достижении следующих улучшений в социально-экономическом положении страны. [36]
Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 13.09.96 г. № 116, утверждена схема № 1 — ПГ — Паспорт социально-экономического положения городов. [37]
В каждом городе сформировалась среда городского населения, которая значительно различается не только по социально-экономическому положению и образу жизни, но и по множеству других параметров. [38]
В обществах, основанных на классовых различиях, личные интересы отдельных людей превращаются в интересы классов и социальных групп, вытекающие из общего социально-экономического положения людей, в первую очередь из их положения в общественном производстве. В этом обществе происходит сложное взаимодействие частных, коллективных и общих интересов. [39]
Последствия событий, произошедших в период с 1993 по 1997 год, оказались значительными и противоречивыми. Они были усугублены ухудшением жизненного уровня большинства населения угледобывающих регионов и трудной финансово-экономической ситуацией многих предприятий этой отрасли. Тем не менее, несмотря на кризисные явления в этой сфере, доля прибыльно добываемого угля продолжает расти. С 1960 года, когда данная тенденция начала формироваться, произошла реструктуризация оставшейся части угледобычи, которая увеличивалась до 1990-х годов за счет государственной поддержки неэффективных предприятий. Начиная с 1990 года, доля неприбыльно добываемого угля начала снижаться. [40]
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — это общепризнанный и широко используемый показатель, который применяется для анализа социально-экономического положения в различных странах и в мире в целом. [42]
На данный момент российская экономика представляет значительный интерес для инвесторов, несмотря на противоречивость и сложность социально-экономического положения в стране. [43]
Безусловно, перспективное развитие производства и потребления топливно-энергетических ресурсов в СССР и странах социализма должно в первую очередь зависеть от политических и социально-экономических условий, определяющих общую перспективу развития социалистических стран. [44]
Возможность заболеть раком почек не прямо зависит от социального статуса пациента, хотя иногда высокий уровень риска связывают с высоким социально-экономическим положением. Однако у некоторых этнических групп наблюдается противоположная ситуация, а у других вообще не выявлено никакой четкой тенденции. Возможно, такое разнообразие может быть связано со способом жизни. Исследования мигрирующих людей указывают на изменение риска заболевания РМЖ к уровню, присущему населению страны пребывания, что подразумевает важную роль факторов окружающей среды в развитии данного виду злокачественной опухоли.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИИ. ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ В СЕМЬЕ И ИНТЕЛЛЕКТ. МОДЕЛЬ. — презентация
1 РАЗНЫЕ УРОВНИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА. РОЛЬ ПОРЯДКА РОЖДЕНИЯ В СЕМЬЕ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТА. МОДЕЛЬ ВОЗРАСТАНИЯ СЕМЕЙ Р. ЗАЙОНЦА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОДГОТОВИЛИ: ДАРЬЯ МОСКВИЧЁВА, КРИСТИНА АТРОХОВА, ОКСАНА МИХАЛЬКОВА.
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ. Основные компоненты и уровни социально-экономического статуса — это психологические особенности человека, обусловленные его социально-экономическим положением. Социально-экономический статус — это интегративные критерии, разделяющие общество на различные слои.
Социально-экономический статус состоит из трех основных компонентов: 1. Образование 2. Род занятий (включая наличие и сложность работы) 3. Уровень дохода (включая район проживания, качество домашнего хозяйства, доходы)
В социально-экономической сфере выделяют пять основных уровней: 1. Нижний, или неудачный, составляющий 18% от всего населения 2. Ниже среднего (голубые воротнички), рабочий класс, 48% 3. Средний уровень (белые воротнички), офисные работники, 21% 4. Выше среднего — бизнесмены и независимые профессионалы, 10% 5. Высокий уровень — владельцы больших собственностей, компаний 3%.
Взаимосвязь социально-экономического статуса и уровня интеллекта была изучена в 1989 году Ф.У. Кэпроном и Даймом. Они исследовали группу из 38 детей, усыновленных в младенчестве. Половина из них родилась в более образованных высокостатусных семьях, а другая половина — в семьях с более низким социально-экономическим статусом. Половина приемных родителей имела высокий статус, а другая половина — низкий.
Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
В области социологии выделяют следующие типы социальных статусов личности. Статусы, определяемые положением индивида в группе: социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы в отношениях с другими группами; личный статус — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.
Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом: основной статус определяет главное в жизни человека; неосновной статус влияет на детали поведения человека
9 ПОЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ СВОБОДНОГО ВЫБОРА: ЗАДАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — ЭТО СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ БЫЛО ЗАДАНО ОБЩЕСТВОМ НЕЗАВИСИМО ОТ ДОСТОИНСТВ ЛИЧНОСТИ; СМЕШАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЛАДАЕТ ЧЕРТАМИ ЗАДАННОГО И ДОСТИЖИМОГО ПОЛОЖЕНИЙ; ДОСТИЖИМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛУЧАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СВОБОДНОГО ВЫБОРА, ЛИЧНЫХ УСИЛИЙ И НАХОДИТСЯ ПОД КОНТРОЛЕМ ЧЕЛОВЕКА
10 ПРИ ОПИСАНИИ ЛЮБОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ. КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ: 1) ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ — ОПРЕДЕЛЯЮТ ТО, ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ И ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ НОСИТЕЛЬ ДАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ. 2) СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН — УСТАНОВЛЕННЫЕ РАМКИ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНДИВИДА В СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ.
Статусные символы представляют собой внешние признаки, которые позволяют отличать людей с разным статусом (военнослужащие носят форму, у представителей различных сословий и классов свой стиль одежды и атрибутику). Статусный образ (имидж) — это совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек в соответствии со своим статусом. Статусная идентификация — определение степени соответствия индивида своему статусу.
Альфред Адлер предположил, что положение ребенка в семье порождает специфические проблемы, каждая из которых решается в разных семьях похожим образом. Таким образом, связанный с порядком рождения опыт влияет на развитие личности, типичное для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье.
В семье первенец занимает особое положение. Родители могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости конкурировать со старшими братьями/сестрами и, временами, вынужден подражать взрослым и пытаться превзойти их стандарты поведения. Средние дети, второй и/или средний ребенок в семье, в принципе лишены возможности испытать, что значит быть единственным ребенком.
Детям, которые являются младшими, приходится тратить больше усилий и чаще участвовать в соперничестве, чтобы завоевать власть. Средний ребенок может быть в тени старших братьев и сестер, которых он старается вытеснить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее компетентным по сравнению со старшими и может пытаться выделиться в других областях.
Например, если у старшего ребенка интеллектуальные наклонности, то младший может стремиться заниматься спортом или искусством. Младшие дети занимают уникальное положение в семье. У них нет преследователей и, будучи "ребенком всей семьи", они никогда не будут лишены этого положения.
Социализация последнего ребенка в семье чаще всего включает в себя снисходительное, балующее обращение со стороны остальных членов семьи, что в итоге приводит к формированию зависимо-импульсивного типа личности. Единственный ребенок. Положение единственного ребенка в семье схоже с положением самого младшего в том, что над ним никогда не висит угроза утратить свои привилегии, поскольку у него просто нет соперников. С первенцами таких детей роднит их единственность: им не нужно бороться за родительское внимание и они ориентируются в своем поведении
Ученый Р. Зайонц выдвинул модель влияния "интеллектуального климата" семьи на развитие интеллекта детей. Он предположил, что основным фактором является интенсивность интеллектуального взаимодействия с родителями. Первенцы получают больше внимания и чаще общаются с родителями, поэтому развиваются интенсивнее. В дальнейшем этот паттерн сохраняется — первенцы больше взаимодействуют с родителями, а Выступают посредниками в общении с младшими детьми. Особенно это сказывается на речевом развитии первенцев и детей, рожденных раньше, так как их общение со взрослыми более насыщенное.
14 Знай Методів Зайонця Досить Складний. Він Вважає, Що Кожен Член Сім’ї (І Діти, І Батьки) Має Визначений Рівень Інтелекту. Кожен Член Сім’ї Вносить Свій Внесок У "Інтелектуальний Клімат" Сім’ї Пропорціонально Своєму Рівню Інтелекту, А Сім’я З Своєї Черги Впливає На Нього. Найвищий Рівень Інтелекту Слід Очікувати В Малих Сім’ях З Великою Різницею Років Народження Між Дітьми.
Влияние порядка рождения и сиблинговой позиции на развитие личности ребенка всегда было актуальной темой в современной психологии. Исследования этого психологического феномена по-прежнему имеют большое теоретическое значение и отвечают социальной потребности в разрешении важных задач формирования зрелой гармоничной личности и оптимизации системы семейного воспитания.