Осип Мандельштам — один из ярких представителей русского акмеизма, чья поэзия характеризуется глубокой эмоциональностью и философским подтекстом. Его творческий путь связан с поиском смысла жизни, природы бытия и связи человека с окружающим миром, что находит отражение в тонкой метафоре и богатом языке. Мандельштам писал о вечности и времени, о человеческих чувствах и восприятии реальности, создавая уникальную лирику, способную затрагивать самые сокровенные уголки души.
Жизнь поэта была полна бедствий: он пережил репрессии, арест и ссылку, что, безусловно, отразилось на его произведениях. Несмотря на трудности, Мандельштам продолжал создавать, и его стихи стали символом сопротивления и свободы мысли. Его творчество остается актуальным и сегодня, принимая участие в диалоге о смысле искусства и места поэта в обществе.
Жизнь и творчество Мандельштама Осипа Эмильевича
Родом из петербургской еврейской купеческой семьи, Мандельштам учился в Тенишевском училище и проявлял интерес к эсеровскому движению (что отражено в его воспоминаниях «Шум времени», 1925). В 1907-1908 годах он посещал лекции в Париже, затем в 1909-1910 годах в Гейдельберге, а c 1911 по 1917 год изучал романскую филологию в Петербургском университете, но не закончил обучение.
Первые попытки написания стихов в народническом стиле Мандельштам совершил в 1906 году, а систематическая работа над поэзией началась с 1908 года, приведя к первой публикации в 1910 году. В начале своего творческого пути он склонялся к символизму, посещая В.И. Иванова и отправляя ему свои стихи.
Основная тема поэзии заключается в хрупкости жизни и человека перед лицом неизвестности и судьбы («Я ли настоящий?»); настроение — удивленная простота; форма — краткие стихи с очень яркими образами (пейзажи, стихийные натюрморты). Поэт ищет ответы в религии (особенно настойчиво в 1910 году), участвует в заседаниях Религиозно-философского общества, но его религиозные мотивы остаются умеренными и сдержанными в стихах.
В книги Мандельштама в те годы вошло меньше трети его стихов. В 1911 году Мандельштам подружился с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, а в 1913 году его стихи "Notre Dame" и "Айя-София" были опубликованы в сборнике акмеистов.
Для него основной идеей акмеизма является достижение ясности, преодоление хрупкости человеческой природы и ограниченности мира через творчество («Из тяжелого я создам что-то прекрасное»): поэт ассоциируется с архитектором, а первая книга Мандельштама называется «Камень» (1913, 2-е издание — 1916). Его стихи приобретают торжественные интонации, наполняются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах», «Я не увижу знаменитой «Федры»); в сочетании с повседневными и литературными темами это иногда создает удивительные и экстравагантные образы («Кинематограф», «Домби и сын»).
Известность приходит к нему в литературных кругах, он становится знаменитым в петербургской богеме, веселый, игривый и самонадеянно торжественный над своими стихами. Сначала Мандельштам приветствует Первую мировую войну, затем разочаровывается («Зверинец»); его отношение к октябрю 1917 года как к катастрофе («Кассандра», «Когда октябрьский нам готовил временщик. ») сменяется надеждой на лучшее.
Об этом говорят его лирические статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Гуманизм и современность» и другие (1921-22). В 1919-20 (и позднее, в 1921-22) он уезжает из голодного Петербурга на юг (Украину, Крым, Кавказ: воспоминания «Феодосия», 1925), но отказывается от эмиграции. В 1922 году он переезжает в Москву со своей молодой женой Н. Я. Хазиной (Н.
Я. Мандельштам создаст поэму, которая станет его крепкой опорой на протяжении всей его жизни и после его героической гибели спасет его наследие. Стихи, написанные в период с 1916 по 1921 год, представлены в сборнике Tristia в 1922 году, а затем в "Второй книге" в 1923 году, представляют новый стиль, в котором значения слов становятся неопределенными и иррациональными: "живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья. милое тело". Слова объединяются в фразы только звуками и смысловыми эмоциями ("Россия, Лета, Лорелея"), при этом связь между фразами теряется из-за отсутствия ассоциативных звеньев. В поэтической тематике появляются "черное солнце" любви, смерти, исторической катастрофы, "ночное солнце" сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен, и в центре всего этого — "святые острова" Эллады ("На розвальнях.", "Сестры — тяжесть и нежность.", "Золотистого меда струя.", "В Петербурге мы сойдемся снова." и другие).
С 1924 года Мандельштам проживает в Ленинграде, а с 1928 года в Москве, без постоянного жилья и средств к существованию, зарабатывая на жизнь истощительными переводами: "Я чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается". Он принял идеалы революции, но отверг власть, которая их искажает.
В 1930 году он написал "Четвертую прозу", жесточайшее осуждение нового режима, а в 1933 году — стихотворную "эпиграмму" против Сталина ("Мы живем, под собою не чуя страны."). Это отторжение официальной идеологии дало ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, "в стол", не для печати).
Его поэзия отражает понятия о чести и совести, переданные революционерами, идея новой культуры, которая должна возникнуть из самой земли, будто биологический или геологический процесс ("Сохрани мою речь.", "За грозную доблесть будущих веков.", "Армения"). Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым и мрачным.
В мае 1934 года Мандельштам был арестован за написание "эпиграммы" и других стихов. Он был сослан в Чердынь на Северном Урале, после чего переведен в Воронеж из-за приступа душевной болезни и попытки самоубийства. В течение трех лет он отбывал ссылку, живя в крайней нужде, сначала зарабатывая мало, а затем получая скудную помощь от друзей.
Он ожидал расстрела, но неожиданная мягкость приговора привела к душевному смятению, излившемуся в стихах, выражающих готовность принять советскую действительность и идти на жертвенную смерть (например, "Стансы" 1935 и 1937 годов, так называемая "ода" Сталину 1937 года и другие). Однако многие исследователи интерпретируют их как вынужденное признание или "язык Эзопа". Основным произведением воронежских лет являются "Стихи о неизвестном солдате", самое темное из всех сочинений Мандельштама.
Мандельштам ждал, что его "ода" спасет его, но также говорил, что "это было болезнью" и хотел избавиться от нее. После Воронежа он провел год в окрестностях Москвы, "как в кошмаре" (А. Ахматова). В мае 1938 года его снова арестовали — "за контрреволюционную деятельность" — и отправили на Колыму.
Он умер в пересыльном лагере в состоянии, приближенном к безумию, по официальным данным — от сердечной недостаточности. Его имя оставалось под запретом в СССР около 20 лет.
- Какие эпизоды из жизни Мандельштама кажутся вам наиболее драматичными, оказавшими большое влияние на его жизнь и творчество? Как складывались его отношения с эпохой и современниками?
- В чем трагедия судьбы поэта? Как отразилась трагедия личности на мировосприятии лирического героя?
- Какие основные темы присутствуют в лирике О. Мандельштама?
- Напишите сообщение на тему: «О. Мандельштам и его современники»
План анализа стихотворения
- В какой период творчества написано стихотворение, отражение в нем биографии автора.
- Тема и основная мысль стихотворения
- Основные мотивы стихотворения
- Состояние лирического героя
- Интонация, образный строй, цветовая гамма стихотворения
Презентация жизни и творчества Осипа Мандельштама проект по литературе (11 класс) на тему
О. Э. Мандельштам появился на свет в семье коммерсанта в Варшаве. Детство и юность он провел в Петербурге и в Павловске, получив образование в Тенишевском коммерческом училище, которое считалось одним из лучших в России (1907). В 1909-1910 годах Мандельштам путешествовал по Европе — Франции, Швейцарии, Германии, учась два семестра в Гейдельбергском университете, прожив некоторое время в Берлине и посетив Италию. Свои первые поэтические эксперименты он решил показать Вячеславу Иванову, отправив ему письма с "символистскими" стихами. "Они хороши", — заметила в последующем А. А. Ахматова в своих мемуарах, — "но в них нет того, что мы называем Мандельштамом".
Поэтический дебют Мандельштама состоялся в 1910 году на страницах журнала "Аполлон". Пять стихотворений неизвестного поэта привлекли внимание своей новизной мироощущения, разрушавшего символистский принцип "соответствий". "На стекла вечности уже легло. Мое дыхание, мое тепло". "Стихи, подписанные неизвестным именем, переливались, сияли, холодели, как звезды в небе", — писал о своих впечатлениях Г. В. Иванов. Мандельштам посещал "среды" Вячеслава Иванова, познакомился с Н. С. Гумилевым и присоединился к "Цеху поэтов" (1911), называвшими себя "акмеистами". "Тогда он был худощавым мальчиком, с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с пылающими глазами, с ресницами в полщеки", — таким его увидела А. А. Ахматова весной 1911 года. Тот же год Мандельштам поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, но учился не очень старательно и курс не закончил.
Первый том. Дебютный сборник стихов молодого поэта "Камень" (1913; второе издание — 1916), опубликованный под лейблом издательства "Акмэ", представил читателям Мандельштама-акмеиста. Уже само название сборника, указывающее на "вещность" и даже "грубость" материала искусства, преобразуемого рукой художника-творца, вносившего в мир продуманную красоту и гармонию, было "акмеистичным".
Поэт, как зодчий, как вольный каменщик, наделяет свои произведения прочностью и долговечностью, внушая мысль о человеческом гении. Его поэзия отличается философской глубиной, живым интересом к истории. Его стихи кратки, но наполнены историко-литературными ассоциациями, музыкально выразительны и разнообразны в ритме.
В Париже находится знаменитый собор Парижской Богоматери, где великий судья римлян судил мирский народ. Здесь стоит богато украшенный храм, словно радостный и первобытный, подобно тому, как Адам в древние времена раздвигал пальцами нервы, напрягая мышцы крестообразного свода. Но снаружи этот монастырь выглядит как обычное здание, но внутри мощные арки заботливо укреплены, чтобы не дать массивным стенам обрушиться, а амбициозные своды остаются непоколебимыми. Непостижимый лабиринт, таинственный лес, разумное сумасшествие готической души, смешение египетской мощи и христианской робости, рядом с тростником — дуб, и везде царствует вертикальный камень. Но чем больше я вникал в эту крепость Нотр-Дам, изучая ее чудовищные конструкции, тем чаще приходила мне мысль: из подобного негатива возникнет нечто прекрасное. 1912
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Влюблённый в древнюю Элладу, поэт стремился обнаружить связь русской культуры с античностью. Именно поэтому в сборнике "Камень" встречаются такие имена, как Афродита, Елена, Гомер. Бессонница.
Гомер.
Тугие паруса.
До половины я прочел список кораблей: Это длинный выводок, похожий на журавлиный поезд, который в свое время поднимался над Элладой. Как журавлиный клин, он направился в чужие страны, словно божественная пена на головах царей. Куда же вы направляетесь? Если бы не Елена, что для вас Троя одна — ахейские мужи? И море, и Гомер — все они движутся любовью.
Кому же мне верить?
И вот Гомер молчит, а море, черное и волнующееся, шумит и с тяжелым грохотом приближается к изголовью.
В центре северной столицы томится пыльный тополь, ветки которого запутаны в листве, словно циферблат. Среди темной зелени сверкают фрегат или акрополь, будто братствующие с водой и небом. Воздушный корабль и недотрога-мачта служат преемникам Петра как линейка, учащая, что красота — не прихоть полубога, а результат тщательной работы простого столяра.
Над нами царствует дружественное владычество четырех стихий, но пятую создал свободный человек. Мы отрицаем превосходство пространства этот умело спланированный ковчег? Капризные Медузы сердито прилипают, а якоря, словно брошенные плуги, ржавеют — и вот, разорваны узы трех измерений, открываются всемирные моря!
Музей Айя-София, ранее известный как Собор Святой Софии — символ мудрости Божьей, был в свое время православным собором, затем мечетью, и в настоящее время является музеем. Этот всемирно известный памятник византийской архитектуры символизирует "золотой век" Византии. Сегодня официальное название этого памятника — Музей Айя-София.
Айя-София, ты, где разбойников судил Господь, а также царей. Твой купол, словно по словам свидетеля, висит на небесах, словно на цепях. Ты — пример для всех веков, подобно Юстиниану, когда было позволено украсть для чужих богов. Это место, где стояло сто семь зеленых мраморных столбов, подаренных эфесской Дианой.
Какие мысли были у творца этого великолепия, когда он задумывал его строительство, наполняя его высокими идеями, устанавливая апсиды и экседры, указывая им направление на запад и восток? Край величественный, окруженный миром, и сорок окон — воплощение света. Под куполом, на парусах, расположены четыре архангела, великолепнее всего. Это мудрое сферическое здание переживет народы и века, и несмотря на гулкое рыдание серафимов, оно сохранит свои золотые тайны.
Собрание стихов "Камень" — это как зеркало, отражающее храм Айя-София и Адмиралтейство, Грецию Гомера и императорский Рим, средневековую католическую Европу, французский театр классицизма. Для Мандельштама все эти имена, эпохи, стили не являются абстрактным поэтическим материалом, а отражают саму жизнь, в которой культурные символы пронзают один другой, словно играя. В. М. Жирмунский отмечал, что "Мандельштам уникален в своей способности чувствовать особенности чужих поэтических индивидуальностей и чужих художественных культур, воспроизводя их своим проникновенным творческим воображением". Для поэта акмеистическая "игра" смыслами и ассоциациями была необходима, чтобы ощущать "шум и прорастание времени".
Чуткий Мандельштам реагировал на революционные события своего времени. Падение монархии казалось ему исторически оправданным, но октябрьский переворот вызывал негодование. Давайте прославим, друзья, закат свободы, Великий закатный год! Тяжелый лес теней опустился В бурные ночные воды. Взойди же во мгле лет, О, солнце, народный судия!
Давайте прославим судьбоносную ношу, Которую в слезах несет народный вождь. Прославим мрачную власть, Ее невыносимое гнет. Если сердце есть, то должно услышать время, Как твой корабль к затоплению шагает.
В наших памятных остается, даже в лютой зимней стуже, что мы заплатили десятью небесами за землю.
В 1918 году страницы жизни переворачиваются, он переезжает из Петрограда в Москву, пытается найти свое место, но работа не приносит удовлетворения. Начинаются поездки по стране: Харьков, Киев, Феодосия, Батум, Тифлис. В Крыму его арестовывает врангельская контрразведка, а в Батуме – местные военные власти. Он видел и красную власть, и белую – все плохо.
Трудная, неустойчивая жизнь, постоянные поиски работы в литературе — рецензии, переводы, отсутствие аудитории и тоска по читателю-собеседнику приводили к ощущению потерянности, одиночества, страха. Творчество Мандельштама на рубеже 1920-х годов было пронизано трагическими предчувствиями. Осенью 1922 года в Берлине выходит вторая книга стихов "Tristia" (лат. — "Скорбь").
В 1925 году он написал романы "Шум времени" и "Феодосия". Сборник стихов, выпущенный в 1928 году, был последним, опубликованным еще при жизни автора. Ему пришлось заниматься переводами.
В ноябре 1933 года он написал эпиграмму на Сталина и зачитал её тайно перед менее чем 14-ю людьми. Б. Пастернак сказал: "Это самоубийство". О. Мандельштам сказал: "Я готов к смерти". Мы живем, не чувствуя под собой страны, Наши речи не слышны за десять шагов, А там, где хватит на полуреплику, Вспомнят кремлевского господина.
Его пальцы, как черви, толсты и жирны, слова, как пудовые гири, верны, усища тараканьи смеются, и голенища его сияют. Вокруг него собрался сброд тонкошеих вождей, он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит , кто хнычет, но только он бабачит и тычет, как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Каждая его казнь — это малина и широкая грудь осетина.
Арест поэзии Мандельштама в советский период передает чувство незащищенности человека в мире, жуткое ощущение хаоса, которое вот-вот поглотит всё. Он арестован в мае 1934 года в своей квартире. Стихотворение «Квартира тиха, как бумага» передает атмосферу предчувствий поэта.
Квартира тиха, словно лист бумаги – Пустая, без излишеств, – И слышно, как шумит влага По трубам внутри радиаторов. Имущество в полном порядке, Телефон застыл как лягушка, Окна, видевшие виды, тянут на улицу. А стены проклятые тонкие, И некуда больше убежать, А я как дурак на коне Должен играть с кем-то.
Наглее комсомольской организации И песни студентов еще наглее, Присевшие на школьной парте Учат шептать убийц. Читаю учебники о пайке, Внимательно слушаю речи о пеньке И грозное колхозное баюшки-баю Рассказываю. Кто-то, кто умеет рисовать, Чесалка льна колхозного, Смешиватель чернил и крови, Такой заслуживает рожно.
Какой-то предатель, опытный в изменах, как соль в чистках, содержатель жены и детей, такого поглотит моль. И столько злобы и муки скрывает в себе каждая намек, словно здесь молоток вбивал гвозди Некрасова. Давай же начнем с тобой, как будто на плахе, за семьдесят лет, пора тебе, старику и неряхе, стучать сапогами. И вместо ключа и лжи давнишнего страха, ворвется струя в злые стены московского жилья.
Этот текст рассказывает о том, как следователь показал Осипу Мандельштаму стихотворение, и как после этого его увели в ссылку на Северный Урал. Там он стал душевнобольным человеком и даже выбросился из окна, сломав ключицу. Поэт написал "Воронежские стихи" во время своего пребывания в Воронеже, и они были опубликованы в 1966 году.
«Воронежские записи» Я не могу не жить, даже умерши дважды, А город, затопленный водой, лишился рассудка: Он прекрасен, весел и угрюм, Как толстый слой жира на ноже, Как степь в апрельском вихре, А небо, небо – твой Буонаротти . Апрель 1935 года В 1937 году Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает разрешения на жительство в Москве.
«Воронежские записи» Еще в апреле 1935 года он написал пророческое стихотворение «Это какая улица?» Это какая улица? Улица Мандельштама. Какое это проклятое имя — Как бы ты его ни извращал, Оно звучит криво, а не прямо. В нем не было прямых линий, Он не был лилейного нрава, И поэтому эта улица Или, точнее, этот ям, Названа именем Этого Мандельштама.
В мае 1938 года его вновь арестовали, лишили квартиры, которую он купил за свои деньги. В августе был вынесен приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Отправили на Дальний Восток, в лагерь «Вторая речка». Путь занял месяц. Последнее письмо в конце октября: «Здоровье очень слабое, истощен до крайности».
27 декабря 1938 года его смерть наступила в больнице, по официальному заключению — от паралича сердца (от истощения).
Впоследствии наступило 20 лет забвения, а затем постепенное возвращение его поэзии к читателям. Осип Эмильевич Мандельштам был официально реабилитирован в 1987 году. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"
Презентация о занятиях по теме "Биография и творчество Ф.М.Достоевского". Однако, когда говорят о Достоевском, многие вспоминают его как автора "Преступления и наказания" и "Идиота", но мне хотелось бы рассказать о его других работах.
Презентация.Жизнь и творчество Агнии Барто.
Ученик 5 класса поделился презентацией о жизни и творчестве русской поэтессы Агнии Барто.
Визуальный материал, состоящий из изображений и цитат из поэзии О.Мандельштама, создает презентацию, которая может заинтересовать учащихся, изучающих 11 класс.
Зачётные работы по литературе №3, №4, №5 (По жизни и творчеству О.Мандельштама, А.Ахматовой, Б.Пастернака). 12 класс вечерней школы
Уникальные эссе по творчеству О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака написаны с использованием учебника "Литература. 11 класс. В двух частях. Под редакцией В.П.Журавлёва". Предназначены для
Урок литературы в 11 классе по творчеству Осипа Мандельштама "Одинокий искатель"
Изучение технологии проекта в школе позволяет учащимся старших классов не только вникнуть в мир поэзии, но и почувствовать сложность творческого поиска и трагедию времени. Ученики сотрудничают в творческих группах, изучая литературу.
План-конспект урока по литературе Творчество Осипа Мандельштама.
Жизнь и творчество Осипа Мандельштама
Изложение материала для одиннадцатого класса.
Ранние годы и образование
Осип Эмильевич Мандельштам появился на свет 15 января 1891 года в Варшаве, в семье еврейских торговцев. В 1897 году семейство переместились в Санкт-Петербург, где он прожил большую часть своей жизни.
С самого детства Мандельштам питал увлечение литературой и поэзией. Он начал сочинять стихи еще будучи молодым и представил свои творения знаменитому поэту Иннокентию Анненскому. Анненский воспринял талант Мандельштама и стал его наставником.
В 1907 году Мандельштам поступил на филологический факультет Петербургского университета. Он изучал российскую и зарубежную литературу, философию и историю. В это время он также активно участвовал в литературной жизни города, встречался с другими поэтами и писателями.
В 1911 году вышла из печати первая книга стихов Осипа Мандельштама под названием “Каменный посох”. Это произведение принесло поэту первое признание. В нем уже проявился уникальный стиль Мандельштама, его страсть к языку и игре слов.
Творчество Мандельштама
Главным направлением Мандельштама было творчество в области поэзии. Он был одним из ведущих поэтов своего времени и признавался одним из величайших русских поэтов XX века.
В его стихах прослеживается уникальный стиль, отличающийся обилием образов, необычными метафорами и игрой слов. Мандельштам был мастером словесного искусства, способным создавать яркие и запоминающиеся образы.
Любовь к родной земле и русской культуре являются одной из основных тем его поэзии. В своих стихах он воспевал красоту русской природы, исторические события и народные обычаи. Его стихи отражают глубокое понимание и проникновение в русскую душу.
Еще одной важной темой его поэзии была любовь и взаимоотношения между людьми. Мандельштам умел передавать сложность и противоречивость человеческих отношений, описывая чувства и эмоции.
Творчество Мандельштама представляло собой неповторимую и уникальную историю. Он не испытывал страха перед языком и формой поэзии, создавая совершенно новые и оригинальные приемы. Его стихи отличались глубоким содержанием, эмоциональностью и красотой выражения.
Годы гражданской войны. Зрелое творчество
Во время своего путешествия в Киев в 1919 году Мандельштам посетил поэтическое кафе «ХЛАМ» и встретил там свою будущую жену, художницу Надежду Хазину. Во время гражданской войны они скитались по России, Украине и Грузии. Осипу Эмильевичу представилась возможность сбежать с белогвардейцами в Турцию, но он решил остаться в России. В 1922 году Мандельштам и Хазина поженились.
Стихи Мандельштама, написанные в период революции и гражданской войны, были собраны в сборнике «Tristia» (1922 г.). В 1923 году были опубликованы сборники «Вторая книга» и третье издание «Камня». Автобиографическая повесть писателя под названием «Шум времени» была опубликована в 1925 году. В 1927 году была завершена повесть «Египетская марка». В 1928 году увидели свет последние книги Мандельштама, написанные при жизни– «Стихотворения» и «О поэзии».
Последние годы и смерть
В 1933 году Осип Мандельштам написал антисталинскую эпиграмму, за которую был отправлен в ссылку. С 1934 по 1937 год писатель проживал в Воронеже под ссылкой, жил в невзгодах, но не прекращал литературной деятельности. После получения разрешения на выезд он был снова арестован и отправлен на Дальний Восток.
27 декабря 1938 года Осип Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере на Второй речке (в настоящее время в окрестностях Владивостока). Место захоронения поэта остается неизвестным.
Стихи Мандельштама периода революции,
Первый сборник стихов Осипа Мандельштама, написанных в период революции и Первой Мировой войны, назывался "Tristia". В 1919 году поэт встретил Надежду Хазину, которая стала его женой, и посвятил ей вторую книгу поэзии, изданную в 1923 году. С 1925 по 1930 год Мандельштам занимался написанием прозы, а в 1928 году был опубликован сборник его стихотворений и несколько статей.
В 1918 году Мандельштам жил в Москве, затем в Петрограде, а также ненадолго в Тифлисе, куда он время от времени возвращался.
Книги Осипа Мандельштама "Стихотворения" (1928)
В 1928 году были опубликованы стихотворения Осипа Мандельштама под названием "Стихотворения".
В этом же году он продолжал писать статьи о литературе, издавая сборник под названием "О поэзии".
Кроме того, в начале 1928 года были выпущены две книги прозы — "Шум времени" и "Египетская марка".
Также были выпущены несколько книг для детей: "Два трамвая", "Примус" (1925) и "Шары" (1926).
Литература
После революции 1917 года Осип Мандельштам стал известным поэтом, его произведения часто печатались, он работал в издательстве "Наркомпрос", путешествовал по стране, читал свои стихи перед аудиторией. Когда вспыхнула гражданская война, Мандельштам мог уйти вместе с белогвардейской армией в Турцию, но он остался в советской России.
Осип продолжал плодотворно работать. В те годы он создал поэмы "Сумерки свободы", "Телефон", "За то, что я руки твои не сумел удержать…".
Первейте свободу, братья, первейте свободу, великий закатный год! В кипящие ночные воды опустился громадный лес тенет. Восходишь ты в тяжелые годы — о солнце, судия, народ. Превозносим предопределенное бремя, которое народный вождь берет в слезах. Превозносим власть закатного бремени, ее невыносимое гнет.
У кого сердце есть — тот должен слышать, время, как твой корабль идет ко дну.
Мы воинственные легионы приручили ласточек — и вот. Не видно солнца, вся стихия щебечет, движется, живет; сквозь густые сумерки — не видно солнца, и земля плывет. Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи, как плугом, деля океан.
Мы будем помнить и в лютой стуже, что десяти небес нам стоила земля.
В 1922 году Мандельштам выпустил вторую книгу под названием "Тристий". В этой книге четко слышна грустная элегия. Это состояние было вдохновлено поэтом революцией и Первой мировой войной.
Через год Осип начал писать прозу, и его первым произведением было "Шум времени".
В 1924-1926 годах Осип увлекся детской поэзией. В этот период он опубликовал цикл стихов под названием "Примус", книгу поэзий "Шары", включающую стихи "Рояль", "Калоша", "Автомобилище".
Следующие пять лет своей жизни Осип не написал ни одной поэтической строки. Зато он стал автором повести "Египетская марка" и начал активно заниматься переводами, которые приносили ему неплохой доход.
В 1928-м году вышла последняя книга стихов Осипа Мандельштама "Стихотворения" и сборник заметок "О поэзии".
В 1930 году член Политбюро ЦК ВКП(б) Николай Бухарин порекомендовал Мандельштаму отправиться в командировку на Кавказ. Во время этой поездки Осип путешествовал много, и появился среди его знакомых ученый Борис Кузин, который оказал большое влияние на поэта. В те годы Осип Мандельштам усердно работал, писал много, но его произведения практически не печатались. Ему удалось опубликовать только статью под названием "Путешествие в Армению".
После возвращения в Ленинград, Осип написал свое самое пронзительное стихотворение — "Ленинград", которое начинается со слов "Я вернулся в мой город, знакомый до слез". В этих строках прозвучала столь нежная и искренняя любовь к родному городу.
Темной лестницей я живу, и колокол ударяет меня в висок, испачканный мясом. И я целую ночь жду дорогих гостей, заставляя дверные цепи шевелиться.
В 30-х годах начался третий период творчества поэта, отмеченный использованием метафорического шифра.
Личная жизнь
Осип встретил свою будущую жену, Надежду Хазину, в Киеве в 1919 году и сразу же влюбился. Надя была родом из Саратова, ее родители также были евреями, но приняли христианство. Их знакомство произошло в кафе "Х.Л.А.М.", и Осип был очарован Надиной умственностью и начитанностью.
Осип ухаживал за ней заботливо, дарил любимой букеты водяных лилий, и было видно, что они были очень влюблены друг в друга. Личная жизнь поэта складывалась очень счастливо, его супруга стала надежным помощником и союзником во всех делах. У них не было детей.
Во всех своих путешествиях Осипа сопровождала Надя, и их было немало. Они побывали во многих странах: России, Украине, Грузии. Они официально вступили в брак в 1922 году. Надя отправилась за Мандельштамом в ссылку.
Личная жизнь
В молодости поэт встретился с Мариной Цветаевой. У них завязался страстный, но короткий роман. Огорченный неудачей в любви Мандельштам погрузился в уныние и даже задумал уйти в мужской монастырь.
В начале двадцатого века писатель вступил в брак с авторкой Надеждой Яковлевной Хазиной, которая стала его преданным союзником. У них не было детей.
- 1925 — "Шум времени" (сборник автобиографических очерков), 1928 "Египетская марка" (повесть)
- 1930 — "Четвёртая проза"
- 1933 — "Путешествие в Армению" (сборник путевых очерков)
- 1913 — 1923 — "Камень"
- 1922 — "Tristia"
- 1923 — "Вторая книга"
- 1928 — "Стихотворения 1921—1925"
- 1928 — "Стихотворения"
- 1930 — 1934 — "Московские тетради"
- 1930 — 1934 — "Воронежские тетради"
Критика и публицистика:
- 1919 — "Утро акмеизма"
- 1922 — "Пшеница человеческая"
- 1923 — "Гуманизм и современность"
- 1928 — "О поэзии"
- 1933 — "Разговор о Данте"
Ссылки
- Информация на сайте Википедии
Краткая биография Мандельштама Осипа Эмильевича
Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938). В 1891 году, в семье еврейского торговца из Варшавы, родился парень, который спустя три десятилетия стал великим русским поэтом.
Маленький Ося получил образование дома, а после переезда семьи в Петербург учился в частной школе. Его обучение продолжилось в Европе. Мандельштам учился в Сорбонне (1908) и Гейдельбергском (1908-1910) университете, увлекался французской поэзией. Оба европейских университета не были закончены, так же как и Санкт-Петербургский: юноша погрузился в богемскую жизнь.
Первый сборник стихов Мандельштама «Камень» (1913) выдержал три издания. Осип входит в группу «акмеистов», дружит с Гумилевым и Ахматовой, близко общается с Мариной Цветаевой.
Когда началась Первая мировая война, поэт стремился на фронт, но из-за своего здоровья не мог быть призван. Он даже не смог поступить работать санитаром в Красном Кресте. Он встретил Октябрьскую революцию с энтузиазмом и продолжал работать в системе Наркомата просвещения, много путешествуя.
Впечатления от времени империалистической войны и двух русских революций послужили основой для сборника "Tristia", который был выпущен отдельными частями в Берлине и Харькове. Личная жизнь поэта улучшилась после разрыва с Цветаевой. В 1922 году он женился на Надежде Хазиной (хотя он сразу же влюбился в актрису Арбенину). Именно благодаря Хазиной сохранились многие стихи Осипа Эмильевича.
В период с 1925 по 1930 годы поэт не занимался написанием стихов, а вместо этого он трудился над созданием детских книг, занимался переводами и литературоведением. Его отношения с властью становились все более напряженными, и его эпиграмма на Сталина и его окружение привела к его аресту, хотя приговор оказался неожиданно мягким – ссылкой.
В тридцатые годы произошел расцвет творчества Мандельштама, но ему было трудно опубликовать свои работы. После ссылки в 1938 году поэт провел всего два года из пяти, на которые его приговорили за антисоветскую деятельность. Осенью 1940 года он скончался во Владлагпунке (Владивостоке) и был похоронен в массовой могиле.