Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «На этой улице жил обломов из романа Гончарова», 9 букв (первая — г, последняя — я):
г о р о х о в а я
(ГОРОХОВАЯ) 1 0
Другие определения (вопросы) к слову «гороховая» (2)
- На какой улице Раскольников убил старуху-процентщицу?
- На какой улице жил Обломов?
- связанный, соотносящийся по значению с существительным горох ◆ Мы пошли в Клины межой горохового поля. В. А. Солоухин, «Владимирские просёлки», 1956–1957 гг.
- имеющий цвет плодов гороха; серовато-жёлтый с зелёным оттенком ◆ На другой день рано утром герцог, в гороховом сюртуке и серой пуховой шляпе, с тросточкой, явился к князю и попросил доложить. Б. А. Садовской, «Амалия», 1922 г.
- приготовленный из гороха ◆ Как сейчас помню: вслед за гороховым супом подали жареного гуся. М. Е. Салтыков-Щедрин, Незавершённые замыслы и наброски, 1869–1872 гг. ◆ Оттуда он извлёк несколько банок тушёнки, сгущённого молока и целую охапку брикетов горохового концентрата. Виталий Кржишталович, «Осада» // «Звезда», 2002 г.
Где живет Обломов?
В начале романа Обломов живёт в Петербурге на Гороховой улице в квартире из 4-ёх комнат на 2-ом этаже, которую он снял после смерти родителей, когда получил наследство.
Вынужденный по настоянию владельца освободить жильё, Обломов какое-то время жил на даче, недалеко от дачной усадьбы тётки Ольги Ильинской.
Последняя квартира, подсказанная Илье Ильичу земляком Тарантьевым, находилась в доме вдовы Пшеницыной на Выборгской стороне Петербурга, бывшей в 19 веке окраиной. Он занял там лучшие комнаты на первом этаже, но после женитьбы на Агафье Матвеевне хозяйство и помещения стали общими.
Кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия)
Илья Ильич Обломов — это герой произведения Ивана Гончарова "Обломов". Молодой человек лет 32-33, с приятной и мягкой внешностью. Все его лицо как бы светится добротой. Он наивный и по сути, беспомощный. "С отсутствием всякой определенной цели, всякой сосредоточенности в чертах лица".
Символы жизни Обломова — это диван, с которого он практически не встает, и рваный, потертый халат, в котором удобно. Главное для Обломова — это удобство. Живет он в доме, где комнаты не убраны. Везде лежит пыль, грязь. Да и книга, лежащая на столике, уже который год лежит с закладкой на одной и той же странице.
Все это выдает пассивного, ленивого, нехозяйственного, наивного хозяина, не способного о себе позаботиться.
Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа И. А. Гончарова. Когда начинается действие, возраст его около тридцати двух лет. Наружность его приятна, росту среднего.
В лице и взгляде темно-серых глаз отсутствует сосредоточенность и какая-нибудь определенная идея. Мысль вольной птицей порхала по лицу, потом пропадала совсем, и тогда на лице появлялся свет беспечности. Мягкость была основным выражением лица и души Ильи Ильича. Иногда взгляд омрачался усталостью или скукой, но и тогда не исчезала мягкость.
Обломов обрюзг, от этого цвет лица был трудноопределимым. Чересчур белая шея, маленькие пухлые руки, мягкие плечи казались изнеженными для мужчины. Если набегала тревога, печаль, забота, то редко застывала в форме идеи, обычно заканчивалось все вздохом и замирало в апатии или дремоте.
Читатель видит портрет ленивого, безвольного человека, напрашивается вопрос: как он может быть героем романа?Персидский халат был любимой одеждой Обломова. Даже больше, он был частью его самого. Он так же, как и хозяин, был мягок, гибок, и как послушный раб, подчинялся малейшему движению тела. Туфли на нем были мягкие, длинные, широкие.
Спуская ноги с кровати на пол, он безошибочно попадал в них сразу. Халат и туфли останутся неизменными на протяжении всего действия романа.
Начало романа застает Илью Ильича Обломова в квартире, которую он снимал в большом доме. На первый взгляд комната казалась прекрасно убранной. Бюро красного дерева, красивые ширмы, два дивана, обитые шелком составляли обстановку. На окнах висели шелковые занавесы, на стенах несколько картин, повсюду в комнате было множество красивых мелочей.
Присмотревшись, посетитель мог увидеть паутины, забытое полотенце на диване, не убранную с вечера тарелку с остатками ужина. Все так запылилось, полиняло, что казалось, здесь никто не живет. Эта комната была для Обломова и кабинетом, и спальней, и гостиной. Остальными он не пользовался. Интерьер квартиры связан с душевным состоянием героя.
В его душе все так же запущено, безразлично, лишено свежего воздуха.
Знакомство с Ольгой Ильинской на время извлекло Илью Ильича из халата и туфлей, разлучило с диваном. Но то, к чему стремилась Ольга, так не соответствовало тому, о чем мечтал Обломов. Их любовь была обречена.
Естественным состоянием для Ильи Ильича было лежание. Он словно сросся со своим диваном, на нем так покойно и уютно. Покой и тишину Илья Ильич ценил больше всего. Когда Обломов съезжает с квартиры, то новое жилье отвечает тем же требованиям: тишину и покой в доме вдовы Пшеницыной Обломов отметил сразу.
Постепенно обстановка в доме вдовы все больше стала напоминать ему жизнь в имении родителей в Обломовке. Это было тем идеалом, к которому стремился Илья Ильич. И вновь он вернулся к халату и дивану. Его жизнь вернулась на круги своя. Читатель видит его в той же обстановке, что и в начале романа.
Квартира Обломова на Гороховой улице Квартира
Обломова расположена в большом, многоквартирном доме в центре Петербурга на Гороховой улице. Обломов уже 8 лет снимает эту квартиру:
". В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город. " ". Ведь восемь лет жил на квартире. "
Квартира находится на 2-ом этаже дома и состоит из 4 комнат. Однако Обломов проводит все свое время в одной комнате, а в остальных трех комнатах мебель покрыта чехлами:
". Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома. " ". У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал [. ] В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. "
Обломову нравится его квартира тем, что она сухая, теплая и спокойная. А покой для Обломова — это самое главное:
". Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится. "
Квартира Обломова выглядит безжизненно, как и сам хозяин:
". можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. "
В квартире Обломова грязно и пыльно: ". пыль везде – ну, мерзость. " ". Я иногда даже вижу клопа на стене. " ". У меня и блохи есть! – равнодушно отозвался Захар. "
В шкафах годами хранится изношенная одежда Обломова. В углу можно найти кучу хлебных корок:
". как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму. "
Кабинет Обломова Одна из комнат в квартире Обломова служит ему одновременно кабинетом, спальней и приемной:
". он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. "
Кабинет Обломова — запущенный и небрежный, как и сам хозяин. В этой комнате повсюду видна пыль и паутина:
". пыли то, грязи то, Боже мой! Вон, вон, погляди ка в углах то. " ". вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. " ". А пыль по стенам, а паутина. – говорил Обломов, указывая на стены. " ". Волков, глядя, куда бы положить шляпу, и, видя везде пыль, не положил никуда. "
Окна в кабинете грязные, из-за чего в окно не видно солнце и любой день кажется пасмурным:
". Пасмурно оттого, что у вас окошки то с которых пор не мыты? Грязи то, грязи на них! Зги Божией не видно, да и одна штора почти совсем опущена. "
Интерьер в кабинете Обломова выглядит красиво. Но при этом заметно, что мебель и другие вещи подобраны без души, для приличия:
". Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. " ". только желание кое-как соблюсти неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. "
Описание интерьера и мебели в кабинете Обломова
Автор дает детальное описание кабинета Обломова, его мебели и интерьера:
". в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами. " ". Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. " ". Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. " ". По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка. " ". На этажерках, правда, лежали две три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха. " ". несколько дрянных картин, которые навязал ему какой-то покровитель бедных артистов; сам поправил штору, которая давно не поднималась. "
В романе также упоминаются еще несколько предметов мебели в кабинете Обломова: ". Обломов [. ] перейдя на большое кресло, опустился в него. " ". Захар взял со столика помаду, гребенку и щетки. " ". ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит. "
Захар поломал почти все вещи в комнате Обломова из-за неуклюжести: ". У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. Он свою способность брать в руки вещь прилагает ко всем вещам одинаково, не делая никакого различия в способе обращения с той или другой вещью. "
Илья Ильич Обломов — помещик. Он живёт в Петербурге на одной из центральных улиц города. Он ведёт странный образ жизни, о котором автор говорит: "В Гороховой улице, в одном из больших домов. лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов". Почти всё своё время Илья Ильич проводит лёжа в постели, он не только не выходит из дома, но даже в других комнатах своей квартиры не бывает по несколько дней.
Несмотря на странный образ жизни, Илья Ильич производит приятное впечатление. Лицо его постоянно сохраняет выражение безмятежности и мягкости, которая является основным свойством его души. А душа светится в его глазах, улыбке, в каждом движении "открыто и ясно". Илья Ильич очень любит покой и постоянство. Его любимые вещи — мягкий восточный халат, уютно повторяющий все изгибы тела, и мягкие туфли, в которые он, вставая с дивана, сразу попадает ногами.
Комната Ильи Ильича производит странное впечатление. Поначалу она кажется хорошо убранной, но внимательный человек быстро заметил бы, что вещи в комнате не гармонируют друг с другом, повсюду следы заброшенности и запущенности: паутина, пыль, неубранная посуда, раскрытые и брошенные книги. Заметно, что внимание хозяина сосредоточено на чём-то другом.
Всякая необходимость принять активное участие во внешней жизни выбивает Илью Ильича из колеи. Он получил письмо от старосты и понимает, что нужно ехать в деревню и заняться имением, но у него не хватает силы воли, чтобы встать с дивана и начать работать. Волнует Илью Ильича ещё одна неприятность: ему нужно съехать с квартиры. Предстоящий переезд пугает его, он не знает, как за него приняться.
Однако не стоит думать, что Обломов — увалень и бездельник. Его душа полна мыслей, чувств и мечтаний. Он любит людей и не осуждает их. Они это чувствуют и тянутся к нему. Судьбинский, Волков, Пенкин (гл.
2) приходят к Илье Ильичу, чтобы поделиться с ним новостями, пригласить его поехать в Петергоф. Эти люди вращаются в свете, живут яркой, активной жизнью, но Обломов жалеет их: "«В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию. она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!»
У Ильи Ильича есть своя ясная система ценностей. Эти ценности — покой, тишина, мир, любовь, постоянство. Но всему, что ему дорого, не находится места в жизни, и наш герой уходит от активной жизни, чтобы не изменить себе самому.
Топ-5 адресов литературных героев в Петербурге
Когда основные музеи и парки неоднократно исхожены, туристов тянет на «эдакое». Отсюда рождаются экскурсии по крышам, подвалам, заброшенным особнякам, дворам-колодцам и другим нетипичным для прогулок местам. Петербургу как городу контрастов в этом плане повезло – вариантов масса.
Город на Неве присутствует во многих знаковых произведениях русских писателей и поэтов. Дома, где «жили» известные литературные персонажи, сегодня осаждаются толпами интересантов ничуть не меньше, а, может быть, даже больше, чем музеи-квартиры авторов.
5 место. Дом Печорина
«Герой нашего времени» впервые появляется на страницах романа «Княгиня Лиговская», который Михаил Лермонтов так и не окончил. На первых страницах мы читаем, как Печорин на своих санях сбивает молодого чиновника Красинского:
«Султан и гнедой рысак пронеслись вдоль по каналу, поворотили на Невский, с Невского на Караванную, оттуда на Симеоновский мост, потом направо по Фонтанке, — и тут остановились у богатого подъезда, с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящею обделкой. Офицер слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошёл на блестящую лестницу; об раздавленном чиновнике не было и помину. »
Историки литературы считают, что речь идет об особняке, расположенном по адресу Фонтанка, 32. Он был построен по заказу тезки Печорина – Григория Кушелева, представителя старинного рода, участника русско-турецкой войны и адмирала, который в правление Павла I фактически осуществлял руководство российским флотом.
Современникам здание напоминало «венецианское палаццо», построенное в стиле Возрождения. О его роскоши можно судить только по акварелям Луиджи Премацци, который запечатлел его фасад. Дом сохранял свой внешний вид, по меньшей мере, до Великой Отечественной войны, однако потом был полностью перестроен и утратил свою красочность.
Писатель поселил Печорина на втором этаже, там же, где находились хоромы Кушелева. Сегодня скромная двухкомнатная квартира в этом здании продается за 20,5 миллионов рублей, так что у желающих есть возможность поселиться если не в самой квартире «героя», то по соседству.
4 место. Дом Пиковой дамы
Надо сказать, что улица Гороховая занимает особое место в литературе. Здесь жили Обломов Гончарова и Вера Павловна Чернышевского (без указания точных адресов). В доме 41 обитал Рогожин из романа «Идиот» Достоевского. Но все они по своей популярности уступали зданию на Гороховой,10.
Здесь жила княгиня Наталья Голицына, ставшая прообразом графини в повести Александра Пушкина «Пиковая дама».
Голицыны, перебравшиеся в Петербург из Франции после революции, любили жить на широкую ногу. Дом быстро стал великосветским салоном, где на балах и обедах бывали члены царской семьи, художники и другие известные лица. Сам Пушкин жил по соседству – на Большой Морской, 26 – и неоднократно бывал там.
Хотя образ главной героини «Пиковой дамы» считается собирательным, детали биографии, внешность и дом словно списаны с Натальи Петровны. В молодости она слыла красавицей, но возраст не пощадил ее, наделив усами и бородой. В Петербурге за глаза её называли «Усатой княгиней». Этот портрет ветхой старухи, обладавшей отталкивающей внешностью «в сочетании с острым умом и царственной надменностью», возникал в воображении читателей романа.
«. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся», — писал Пушкин в 1834 году.
Говорили, что внучатый племянник Голицыной князь Сергей Голицын-Фирс рассказал Пушкину, как однажды начисто проигрался в карты и бросился к своей богатой бабке с мольбой о помощи. От её французского друга, небезызвестного графа Сен-Жермена, Наталье Петровне была известна тайна трёх карт — тройки, семёрки и туза. Если верить фольклору, он тут же отыгрался.
В здании многократно проводились масштабные реконструкции. В советское время там что только ни размещалось — Центральная комендатура, Управление Уголовного розыска, Общество Красного Креста и даже Лечебница комитета по оказанию помощи бедным евреям.
В 1993 году дом Пиковой дамы был включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ. Сегодня в нем работает городская поликлиник №1.
3 место. Нос майора Ковалева
История о том, как в Петербурге появилось целых три памятника носу не менее абсурдная, чем одноименное произведение Гоголя.
В 1995 году на углу Римского-Корсакова и проспекта Вознесенского на стене дома 36/11 в рамках фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» был установлен один из самых необычных памятников города – изготовленный по мотивам сатирической повести Николая Васильевича барельеф. Его создал автор «Чижика-Пыжика» на Фонтанке Резо Габриадзе.
Почему на Вознесенском проспекте, спросите вы? Ответ очевиден – именно там по сюжету он был впервые обнаружен цирюльником в своем хлебе во время завтрака.
И все бы ничего, но в сентябре 2002 года памятник неожиданно пропал. Ох и шуточек ходило тогда по этому поводу… Завели уголовно дело, но похитителей так и не нашли.
Власти города решили устранить прореху и установили копию на Музее городской скульптуры в переулке Чернорецком, 2. Однако спустя год после пропажи подлинник неожиданно вернулся. Точнее, в полуразрушенном состоянии он был обнаружен в одной из парадных Средней Подьяческой, 15. Его отреставрировали и повесили на старое место. Полиция предположила, что нос отвалился под собственной тяжестью, а потом его просто кто-то унес.
Двух носов-близнецов кому-то показалось мало, и в 2008 году во дворе филологического факультета по адресу Университетская набережная, 7-9 появился отдельный памятник неоднозначному литературному герою. Вся эта история – отличный повод перечитать фантастическое произведение Гоголя.
2 место. «Нехорошая квартира» Булгакова
«Мастер и Маргарита» несколько раз возглавлял рейтинг «Моя главная книга», проведенный Министерством образования России. Эта любовь длится уже не одно десятилетие. Фанаты не только любят перечитывать текст бесконечное количество раз, но и посещают места, о которых в романе говорится напрямую или опосредованно.
«Нехорошая квартира», где поселился Воланд и проходил «бал сатаны», вызывает множество споров. С одной стороны, существует официальная версия, согласно которой ее прототип находится в Москве на Большой Садовой улице, 10, где писатель жил в 1921-1924 годах. С другой стороны, есть альтернативная версия — действие «Мастера и Маргариты» происходит в Петербурге в Толстовском доме. И доказательств обоснованности этого варианта ничуть не меньше.
«Нехорошая «булгаковская» квартира имела № 50, семь комнат и была расположена на пятом этаже пятиэтажного дома. По иронии нечистой силы нехорошая «толстовская» квартира имеет № 60, восемь комнат и расположена на шестом этаже шестиэтажного дома», — отмечает искусствовед Марина Колотило.
Если быть до конца точным, то реальный номер квартиры – 660, так как первой цифрой здесь принято обозначать этаж.
Одним из ее настоящих жителей был известный востоковед и специалист по древним рукописям, профессор Петербургского университета Дмитрий Позднеев. На его сестре был женат дядя Булгакова – протоирей Петр Булгаков, и во время посещения Ленинграда писатель останавливался на набережной Фонтанки.
Именно его историки литературы называют прототипом Воланда. Вот лишь некоторые совпадения в описании персонажа и Дмитрия Матвееича: оба востоковеды профессорского звания, курили трубку, говорили низким басом и имели оригинальную внешность, выделявшую их из толпы. Дорогие заграничные костюмы, одна бровь выше другой, глаза разного цвета, и один из них – словно «пустой, мертвый». Позднеев ещё в юности лишился левого глаза, в Японии ему изготовили фарфоровый протез, который сильно отличался по цвету от живого правого.
В 1937 году он не вернулся домой. Позже семье удалось выяснить, что спустя месяц после пропажи он был расстрелян.
Квартира в Толстовском доме не теряет своей популярности. Здесь регулярно водят экскурсии и проводят фотосессии.
1 место. Дом Раскольникова
В нашем рейтинге это безусловный лидер. Автор строк лично знал человека, который, ступив на перрон Московского вокзала, сразу спросил, где находится Гражданская улица, 19. Фанат Федора Михайловича заранее выписал все адреса, фигурирующие в известном романе. И первым в этом списке был угол Столярного переулка и Гражданской улицы – официальное местожительства Родиона Раскольникова, где находилась его каморка, и где он взял злосчастный топор.
Желтый дом хоть и располагается в центре города, но в его депрессивной части. Квартира хозяйки, у которой Раскольников снимал комнату, находилась на четвёртом этаже. Минуя тринадцать ступенек, посетители попадают на чердак.
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру», — звучит описание жилища.
Сейчас его назвали бы «эргономичной студией», но сам герой предпочитал сравнивать комнату с гробом и крошечной клетушкой, которая всем своим видом взывала в нем раздражительность и ненависть.
В 1999 году на углу дома установили горельеф из бронзы и гранита с мужской понурой фигурой и надписью, составленной Дмитрием Лихачевым и Даниилом Граниным: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества». Для посещения дом закрыт, на воротах жильцы установили кодовый замок. Их можно понять, учитывая нескончаемый поток желающих посмотреть дом подробнее.
По роману «Преступление и наказание» сняли больше 25 фильмов. Причем не только русские, но и японские ,индийские, финские, английские.
Подписывайтесь на то, что Вам интересно!
3 квартиры Гончарова — Литейный, Невский, Моховая
Гончаров не слыл праздным человеком и как бы сейчас сказали "тусовщиком". Не нравилось ему часто менять жилье. Все 17 лет, пока служил в Министерстве финансов в 1835 — 1852 годы, писатель жил на Литейном проспекте, 52. Отсюда домосед Гончаров, назначенный на службе секретарем вице-адмирала Путятина, отправился в 1852 году на фрегате "Паллада" с дипломатической миссией — проинспектировать Аляску, тогда еще принадлежавшую Российской империи, и установить политические и торговые отношения с Японией. Обойдя полмира, Гончаров вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года.
Поначалу он поселился в доме Кожевникова на Невском проспекте, 51. Но там прожил недолго — до 1856 года. Именно этот самый обычный для Петербурга второй половины XIX века доходный дом, выстроенный в 1835 году, вошел в историю русской литературы. Тут в одной из квартир, выходящих окнами во двор, писатель работал над романом "Обломов". Сейчас дом легко узнать по витрине Модного дома Татьяны Парфеновой.
Но главная петербургская квартира писателя располагалась по адресу: Моховая улица, 3. В особняке Устинова, украшенном гербом и вензелем, Иван Гончаров прожил больше 30 лет: с 1857 года до самой смерти — 15 сентября 1891 года. Этому огромному красивому дому Иван Александрович Гончаров посвятил очерк "Май месяц в Петербурге", опубликованный в 1892 году.
Литераторские мостки
Последний приют Иван Александрович Гончаров, министр и писатель, обрел на кладбище Александро-Невской лавры. Вот как вспоминает о последних днях писателя один из близких друзей — Анатолий Федорович Кони, знаменитый русский юрист, адвокат:
В 1889 году с ним произошел легкий удар, от которого, однако, он оправлялся с трудом, а в ночь на 15 сентября 1891 г. он тихо угас, не перенеся воспаления легких. Глубокая вера в иную жизнь сопровождала его до конца. Я посетил его за два дня до смерти, и, при выражении мною надежды, что он еще поправится, он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в котором еще мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твердым голосом: «Нет! Я умру! Сегодня ночью я видел Христа, и он меня простил.
На новом кладбище Александро-Невской лавры течет речка, один из берегов которой круто подымается вверх. Когда почил Иван Александрович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная "обыкновенная история", его друзья — Стасюлевич и я — выбрали место на краю этого крутого берега, и там покоится теперь автор "Обломова". на краю "обрыва".
- По материалам "Вечернего Петербурга"