В комедии “Ревизор” Н. В. Гоголь высмеивает такие пороки общества, как взяточничество и подхалимство. Неслучайно и то, что постановка пьесы на сцене сильно оскорбила чиновников высшего эшелона. Это говорит о том, что автор попал в самую точку, высмеивая недостатки действующей власти. Самым ярким персонажем является Хлестаков. Каков его характер, и почему Хлестакова приняли за ревизора?
Иван Александрович Хлестаков – главный герой пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Автор описывает его как молодого,недалекого молодого человека 23 лет. Внешность героя абсолютно невзрачная, он не дурен собой, но при этом и не обладает привлекательными чертами. Иван Александрович – шатен с темными глазами, имеет невысокий рост.
В начале произведения герой возвращается из Петербурга в Саратов. При этом у него совершенно нет никаких сбережений – они все проиграны в азартные игры. Хлестаков не испытывает никаких переживаний по этому поводу, надеясь отыграться или раздобыть легких денег другим способом.
Когда его принимают за высокопоставленного чиновника, главный герой не спешит никого разубеждать в этом. Хотя именно так бы и сделал любой приличный человек. Но Хлестаков, как и другие персонажи комедии, привык думать только о себе и о своей выгоде. Он не только не разубеждает окружающих в их неправоте, но и поддерживает вранье о своем высоком чине. Такое поведение говорит читателю о том, что он наблюдает за человеком лживым, лицемерным и тщеславным.
Почему Хлестакова приняли за ревизора?
Внешность Хлестакова абсолютно непримечательна. Он также не обладает никакими яркими качествами или харизмой, чтобы выделиться в толпе. Он не очень умен и не сообразителен. Однако именно его Добчинский и Бобчинский принимают за ревизора. Городничий и чиновники начинают наблюдать за поведением Хлестакова.
И чем необычнее его поступки, тем больше они убеждаются в высоком звании незваного гостя. Хлестаков очень нагло ведет себя с окружающими: не платит за гостиницу, за обедом заглядывает в тарелки посторонних людей. По мнению городничего так может вести себя только высокопоставленное лицо.
Кроме того ревизор должен был приехать инкогнито, что нагоняло страх на чиновников. По этой причине они готовы были увидеть своего губителя в любом неизвестном человеке.
Истинное положение вещей в городе
Все чиновники города были нечисты на руку. Каждый был озабочен мыслью, где и в каком месте урвать побольше денег. Городскую казну всю растранжирили. Карманы набивали с помощью взяток. Оправдывали себя чиновники тем, что жалованье слишком мизерное и не в состоянии покрывать их личные нужды.
Результат их выходок полная запущенность города. Стоит копнуть поглубже в любом месте, как вылезет масса недочетов, которые необходимо исправлять, а времени практически не остается. Ревизор на носу.
Приезд ревизора
На скорую руку господа чиновники принялись приводить город в божеский вид. Никто не хотел оплошать и получить нагоняй от ревизора за халатность и беспечность. Страх затмил разум. Любой новый гость в их городе сразу воспринимался как ревизор. Слух о том, что в гостинице появился новый постоялец, быстро распространился по округе.
Постоялец был одет по последнему писку моды.
Именно вид столичного пижона сыграл Хлестакову на руку, а чиновники попались на удочку. Что могла делать птица такого важного полета в жалко уездном городе, только приехать с проверкой. Вот почему его приняли за ревизора.
Хлестаков в сложившейся ситуации не растерялся. Он мастерски вошел в роль и исполнил ее гениально. Обобрав чиновников до нитки, в конце произведения он в подвыпившем состоянии начинает нести чушь про столичную жизнь. Его рассказ далек от правды и заставляет усомниться в сказанных словах. Слуга Хлестакова видя, что хозяин на волоске от разоблачения, спешно увозит его из города.
Почему Хлестаков так легко входит в роль ревизора? (по комедии Гоголя «Ревизор»)
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь сатирически изображает российских чиновников 19 века. В их образах писатель выделил типические для этой категории людей черты. «Отцы города» не любят работать, но любят запускать руку в государственную казну, они не радеют о благе Отечества, но пекутся о своем собственном благополучии. У них всегда рыльце в пушку, каждый из них имеет какой-то «грешок», поэтому они боятся приезда ревизора. Страх чиновников позволил Хлестакову легко сыграть роль столичного проверяющего.
Иван Александрович Хлестаков — небогатый дворянин, который служит мелким чиновником в Петербурге. Он едет к родителям в деревню, в дороге изрядно поиздержался, у него нет денег ни заплатить за гостиницу, ни купить еду. Он заглядывает в тарелки посетителей в трактире голодными глазами. В таком состоянии его встретили Бобчинский и Добчинский, которые получили информацию о ревизоре, путешествующем инкогнито.
Молодой человек «недурной наружности», в котором «много, много всего», – так характеризуют его местные сплетники. Внешность Хлестакова в уездном городке производит впечатление: он выглядит по-столичному, одет по последней моде. «Кто же еще, если не он?» – спрашивает Добчинский.
Не последнюю роль сыграл и характер Хлестакова. Несмотря на глупость, он не лишен обаяния, общается непринужденно, быстро находит общий язык с окружающими. Как показывает эпизод знакомства с городничим, Хлестаков имеет способность быстро подстраиваться под ситуацию. Сначала он испугался представителя власти, думая, что его посадят в тюрьму за долги, но быстро смекнул, что ему ничего не угрожает, и успокоился. Его легкомысленность и безалаберность помогают ему в, казалось бы, безнадежной ситуации.
Догадавшись, что его перепутали с другим человеком, Хлестаков легко принимает правила игры. Он вдохновенно лжет чиновникам, рассказывая о своей жизни в Петербурге. Буйная фантазия Хлестакова помогает ему приукрасить свою жизнь, придать себе веса. Он начинает довольно скромно, о чём-то промолчав, что-то добавив. Эта недосказанность, отсутствие конкретики, полет фантазии, приправленные страхом и чинопочитанием уездных чиновников, превращают его ложь в правдивую историю.
Хлестаков мечтал о легких способах достижения успеха и обладал явно завышенной самооценкой. Он живет, плывя по течению и надеясь на «авось». Не имея собственного лица, Хлестаков мастерски копирует поведение светских людей, он легко входит в роль, и все ему верят. И сам мнимый ревизор, кажется, начинает верить в то, что говорит.
Чиновники верят ему, так как в их мире, который держится на взятках и связях, во главе департамента может стоять глупейший человек. Реакция уездной публики добавляет лжеревизору уверенности.
Легкомыслие, безалаберность, глупость Хлестакова позволяют ему доверчиво принимать помощь уездных чиновников. Их почтение, уважительное отношение и страх заставляют Хлестакова почувствовать свою значимость. Он и сам поверил в то, что является важной персоной. Благодаря поддержке чиновников простой коллежский регистратор легко перевоплотился в важный государственный чин.
Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге? В каких произведениях отечественной литературы изображаются сцены безудержного вранья и как такая реакция влияет на понимание характеров персонажей? (ЕГЭ по литературе)
Чиновники поверили рассказу Хлестакова. Об этом в первую очередь говорят ремарки: «Городничий и прочие с робостью встают с своих стульев», «Городничий и прочие трясутся от страха». Благодаря этим ремаркам становится понятно, что чиновники по-настоящему боятся Хлестакова и того, что он, как «ревизор», может узнать об их прегрешениях.
Можно сказать, что страх заставляет чиновником потерять рассудок: они настолько уверены в том, что Хлестаков действительно является высокопоставленным лицом, что не сомневаются в правдоподобности его рассказа. Особенно комичным в этой ситуации выглядит контраст между поведением так называемого «ревизора», который очевидно пьяно хвастается тем, чего не может быть на свете, и чиновниками, дрожащими от страха и внимательно ловящими каждое его слово. 9. Многие русские писатели изображали в своих произведениях лгущих героев.
Так, например, в пьесе Горького «На дне» центральным вопросом всего произведения является вопрос о том, необходима ли горькая правда или ее можно заменить сладкой ложью во спасение. Мировоззрение Луки, одного из героев произведения Горького, базируется на необходимости «утешительной лжи».
Как и Хлестаков, герой лжет всем остальным, но в отличие от него делает это не для себя, а для того, чтобы облегчить муки, вселить надежду на светлое будущее и уверенность. Если в «Ревизоре» ложь определенно является отрицательной категорией, то в «На дне» автор не дает однозначного ответа на этот вопрос, предоставляя каждому право решить его самостоятельно.
Получается, что Хлестакова ложь характеризует как мелкого и ничтожного человека, в то время как Луку можно одинаково обоснованно назвать как глубоко сочувствующим другим человеком, так и тем, кто только сбивает других с толку, лишая их сил бороться. Другим произведением, в котором герой так же идет на обман, является комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Софья Фамусова пускает слух о том, что Чацкий безумен. Как и Хлестаков, она лжет не ради других, а ради себя, но если герой «Ревизора» делает это, чтобы пустить остальным пыль в глаза и заставить их думать, что он лучше, чем есть на самом деле, то цель Софьи – очернить Чацкого в глазах общества и отомстить ему, унизив.
Опубликовал(а): ruonna
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям. Спасибо за внимание.
Хлестаков в роли ревизора
Хлестаков быстро сообразил, что происходит недоразумение и чиновники приняли его за другого. Но ему было выгодно продолжать эту игру, чтобы получить от них подарки и обеспечить себе безбедное существование.
«это лучше всякой комедии. нет, быть ревизором гораздо лучше! Это просто блаженство!»
Так почему Хлестаков оказывается в роли ревизора? Он решил воспользоваться ситуацией и разыграть роль далее.
Растущие опасения чиновников
Чем больше чиновники общались с Хлестаковым и задабривали его, тем сильнее укреплялись в мысли, что это и есть настоящий ревизор. Его странные выходки и явное превосходство над ними только подтверждали их догадки.
Они в страхе ждали, когда ревизор начнет проверку их дел, опасаясь самого худшего. Ведь у каждого было, что скрывать и за что наказать.
почему хлестаков оказывается в роли ревизора кратко — из-за недоразумения и собственной выгоды