Перейдя по Троицкому мосту, я оказалась на Петроградской стороне. Это один из самых изменчивых районов города. И именно Троицкий мост, второй после Благовещенского постоянно действующий мост в Петербурге, соединяющий берега Невы, стал важным фактором застройки этой стороны. За свою историю Петроградка была местом дач и огородов, пороховыми складами.
Как только мост начал строится, начались и инвестиции в участки земли, в строительство доходных домов и особняков. Предшествующие деревянные домики исчезали с карты города, на их местах вырастали 5-ти и 6-ти этажные каменные доходные дома. И этот район превратился в один из фешенебельных, а его главная магистраль Каменооостровской проспект стали называть не иначе как «Елисейские поля Петербурга». Многие дома здесь удивляют обилием декоративных украшений, металлическими композициями, деталями из кованого железа. Всё это формирует неповторимый облик района и делает его уникальным и одним из самых красивых в городе.
Прогуливаясь в первый день по Петроградке, поймала себя на мысли, почему это я не остановилась здесь? Даже больше, я этот район не рассматривала при выборе хостела/отеля. А ведь здесь проживали многие известные личности. Вот, например, Матильда Ксешинская, впоследствии ее дом был занят большевиками.
Они хоть и отрицали богатство и ратовали за равенство, однако любили жить со вкусом, я бы даже сказала с шиком. Взять, к примеру, вождя пролетариата Ленина. Любил Владимир Ильич останавливаться в красивых особняках. Что не дом с табличкой «Здесь в такие-то годы жил Владимир Ильич Ленин», то если и не роскошный, но красивый и приятный глазу особняк.
Вот не зря же они себе этот район облюбовали. Но что-то я слегка отвлеклась. Вернемся к прогулке. Первое что я увидела по пути это — особняк, упомянутой мной выше, Матильды Ксешинской.
Этот особняк, прекрасный образец модерна, был построен в 1906 году для балерины Мариинского театра. Он встречает прибывающих с Троицкого моста, ориентирован на Петропавловскую крепость и Троицкую площадь и на Александровский сад. Именно благодаря такому выгодному положению дома большевики выбрали его своей штаб-квартирой в 1917 году.
Несмотря на какие-то ремонтные работы рядом, особняк заставляет надолго остановить взгляд. Выложенный из светлого кирпича, фасад выгодно оттеняют тёмные элементы декора из металла, ажурные решётки и маскароны. Фасад облицован пятью видами одного только гранита.
3
Матильда Кшесинская — одна из самых известных, богатых и влиятельных женщин начала ХХ века в России. Талантливая балерина, она положила конец засилью итальянских танцовщиц на русской сцене и стала первой, в плеяде тех, кто составит мировую славу русского балета.
Ее мимолетный роман с юным Николаем Романовым сделал ее важной персоной петербургского света. В особняке балерины часто присутствовал весь бомонд Петербурга того времени: Федор Шаляпин, Сергей Дягилев, Карл Фаберже, Анна Павлова, великие князья Романовы… но счастье не могло длиться вечно.
Хозяйке пришлось покинуть свой дом в марте 1917 г. сразу после Февральской революции. По возвращении из эмиграции именно сюда приезжает В. И. Ленин. С одного из балконов он выступил перед огромной аудиторией солдат, матросов, сочувствующих революции и просто зевак и кратко изложил основы тактики большевиков на пути к власти.
После этого выступления в особняке обосновался Центральный и Петроградский комитеты большевиков, которые соревновались за власть с Временным правительством из Зимнего дворца. А в начале июля Ленин в последний раз выступил с балкона этого дома перед демонстрантами и уже 6-го июля большевики оставили помещения после предъявленного ультиматума командующего войсками Петроградского военного округа. Но в октябре Аврора, стоявшая на якоре в двух кварталах отсюда, окончательно решила квартирный вопрос.
Какие только учреждения не находились в этом здании после! И расквартированный пионерский отряд, и музей революции, и даже поликлиника для страдающих желудочно-кишечными болезнями. Эту клинику однажды посетил академик И. П. Павлов. В книге для записей он оставил лаконичную запись: «Лучше желать нельзя!».
Сейчас в особняке Кшесинской располагается Музей политической истории России, в который я не пошла, т. к. у меня была иная цель в этот день — Елагин остров. Хотя, было бы интересно заглянуть и посмотреть, что осталось от былой роскоши. Возможно зимний сад, который радовал его известную хозяйку? Вот этот стеклянный эркер возможно и есть его место.
4
Заглянув еще во двор,
1 из 3
2
а так же бросив взгляд на соседний дом, принадлежащий некогда петербургскому предпринимателю Брандту, я пробежала дальше, слегка задержавшись у эталона северного модерна — знаменитого дома архитектора Лидваля.
3
История данного дома и участка очень интересна. К примеру, в здании, находившемся здесь до возведения особняка, находился популярный в ту пору магазин по продаже автомобилей и велосипедов и аксессуаров к ним.
Интересна истории постройки дома Лидваля, она началась с того, что мать архитектора купила участок под дом в кредит, а строительство доверила своему сыну, незадолго до этого закончившему Академию художеств.
С матерью Лидваля связана интересная история: однажды ей нанёс визит инженер Роберт Рунеберг, сын финского поэта Йохана Рунеберга. Во время этого посещения она выложила старый серебряный рубль и, показав Роберту, сказала: «Вот счастливая монета Лидвалей — подарок вашего великого отца моему покойному мужу». Этот рубль был у Лидвалей амулетом, приносящим счастье.
Постройка дома для матери сделала молодого архитектора известным в городе и открыла дорогу к новым заказам. Лидваль стремительно делает карьеру: за 10 лет он проектирует свыше 30 зданий в разных уголках России. Лидваль зарабатывает большие деньги и пользуется уважением в обществе.
А теперь о самом доме. Построенный в 1899—1904 гг. фактически это был первый жилой комплекс в Петербурге. Три корпуса, выходящие фасадами на излучину Каменноостровского проспекта, забраны изящным забором в шведском стиле. Вообще, учитывая происхождение семьи Лидвалей, неудивительно, что всё в доме дышит Скандинавией.
Тут и представители животного мира (причём не только северных стран), и традиционный для Швеции сад-курдонер, и, самое главное, забота о жителях, ведь архитектор строил дом для собственной семьи. Квартиры отличались удобной планировкой, многие имели собственные выходы и лестницы на улицу. Толстые кирпичные стены надёжно защищали жителей от петербургской непогоды.
Фасад решён в традиционном для модерна стиле: многочисленные металлические украшения и решётки, строгая чистота стен, спокойные, приятные глазу цвета — все это создаёт небывалый уют для жильцов этого дома.
Дом помимо семейства Лидвалей населяли интересные личности, но ещё более интересными были суммы, которые они платили за квартиры. Например, Мария Покатилова, проживавшая в 8-ми комнатной квартире № 27, платила 3000 рублей в год (около 900 тысяч сегодня), а семья военного министра генерал-адъютанта Куропаткина, который был командующим Манчжурской армией во время Русско-Японской войны, платил 9000 рублей (27 миллионов) в год за две квартиры, состоявшие из 18 комнат. Также соседом Лидваля был банкир, председатель правления Азовско-Донского коммерческого банка, в котором семья Лидвалей хранила документы, подтверждающие права владения на свои дома и, скорее всего, свои накопления. Похоже, в начале XX века своим соседям доверяли несколько больше.
К сожалению, как и у многих в ту пору, судьба семьи Лидвалей окончилась печально. Им пришлось эмигрировать во время революции. В 1919 г. Швеция учредила «Русскую комиссию по имуществу». Её задачей была защита интересов Швеции в России, и Лидвали оказались среди тех, кто потерял больше всего.
Общая сумма их требований к Советскому государству составляла около 80 миллионов нынешних крон (8 миллионов). Видимо, их счастливая монета всё же покинула семью.
Жалею, что не рассмотрела дом вблизи. Столько интересных деталей ускользнуло от моего глаза… Впрочем, как и не сфотографировала «Аквариум» один из самых фешенебельных ресторанов в империи. Именно сюда направлялись жители города, когда наступали сумерки.
Владелец данного участка купец Георгий Александров был весьма предприимчивым человеком. Он намеревался соорудить здесь большой аквариум на месте обширных огородов жителей ближайших домов, чтобы показывать его за плату петербуржцам. Красивая затея не осуществилась, но слово «аквариум» перекочевало в название сада и ресторана, открывшихся здесь же в 1886 г.
При этом в Аквариуме многое в России происходило впервые: конкурс красоты «Осенняя выставка красавиц», здесь же был впервые показан один из первых в мире кинофильмов «Прибытие поезда» братьев Люмьер. После революции шикарный ресторан, конечно, постигает банкротство и аресты владельцев, и в его помещениях располагается продолжатель дела братьев Люмьер — знаменитая на всю страну киностудия «Ленфильм».
Зато следующую достопримечательность я обошла со всех сторон.
Петербург как новая столица Росси всегда был городом многих религий. Здесь строились католические, лютеранские и православные и старообрядческие церкви. К началу ХХ века дело дошло и до других религий — появились синагога, дацан, мечеть.
9
В Петербурге, на службе императорского двора всегда были, исповедующие ислам, выходцы из Средней Азии и Северного Кавказа. В городе проживали поволжские татары- мусульмане. В начале ХХ века количество мусульман достигло 15 тысяч. Несмотря на то, что в 19 веке несколько раз ставился вопрос о строительстве мечети и даже были созданы несколько проектов подобных зданий, только лишь в 1906 году Правительство Петербурга удовлетворило просьбу мусульман города о строительстве Соборной мечети.
6
Как обычно при строительстве такого важного объекта была создана комиссия, в которую вошли академики архитектуры А. Н. Померанцев, Л. Н. Бенуа, А.И. фон Гоген и друге архитекторы. Комиссия контролировала проведение конкурса на проект здания мечети. В 1908 году были подведены итоги смотра 45 проектов. К строительству был принят проект архитектора Николая Васильева.
Васильев пригласил к участию в проекте Александра фон Гогена, авторитетного архитектора, который много строил в городе и на Петроградской стороне в частности. Также был приглашен Степан Кричинский — архитектор магометанского, как тогда говорили, вероисповедания.
1 из 3
3
Купол здания выполнен из железобетона. Стены облицованы гранитом и майоликой. Граниты добывали в Финляндии, использовали разные оттенки и степени обработки от грубого, до полированного. Важной задачей было воссоздать образы мусульманского искусства Азии средних веков.
Для того был освоен опыт производства декоративной плитки, художника Максимова отправили в командировку в Самарканд. А под Гатчиной был создан завод по производству керамической плитки, где был налажен выпуск облицовки для мечети.
Вот что пишет об архитектуре этого здания Борис Кириков: «Тяжеловесный, почти монолитный основной массив, облицованный серым гранитом, отличается четкой геометричностью крупных форм. Мощи и устойчивости прямоугольных объемов, весомости и грубой фактуре каменных стен потивопоставлены изразцовый купол, словно растворяющийся в синеве небы, переливающиеся красками керамические порталы и стройные минареты, которые как стебли тянутся вверх. Суровая нордическая сила и восточное пиршество декора, приемы. характерные для северного модерна, и цитаты из древней среднеазиатской архитектуры сталкиваются здесь в напряженных контрастах, без смягчающих переходов. Сочетание этих, казалось бы несовместимых особенностей сообщает сооружению особую выразительность и эмоциональную остроту».
Первую службу провели в дни празднования 300-летия династии Романовых по случаю приезда мусульманских эмиров. Тогда здание было завершено вчерне.
Начало Первой войны остановило строительные работы. В 1917 году завод под Гатчиной был разрушен, что сделало невозможным на том этапе завершение отделки. Александр фон Гоген умер, Васильев — эмигрировал, Кричинский расстрелян большевиками.
В 1920 году в мечети начались богослужения, однако в 1924 году имущество было конфисковано. В 1940 году здание стали использовать в качестве склада медицинского оборудования.
Службы в мечети возобновились лишь в 1956 году.
Нарушение технического обслуживания здания и множественные перестройки привели к тому, что с 1984 по 1996 годы шла реконструкция майоликовой облицовки купола, стен и минаретов. Тогда было окончательно завершено декоративное убранство.
Возле мечети я задержалась подольше. Эта достопримечательность популярна не только у исповедующих ислам, но и у туристов.
Далее мой путь пролегал мимо Планетария, в который я хотела сходить, но не в этот день. Еще дома я увидела афишу мероприятий Планетария. Мое внимание привлекли концерты классической и джазовой музыки под звездным куполом Планетария. Слушать музыку под звездами ну разве это не прекрасно? Поэтому я думала, что в район Петроградки я еще вернусь.
Но, увы, эти билеты, как оказалось, разлетаются не хуже горячих пирожков. А я оставила их покупку на потом…
Но все же… Петроградка с ее площадями и перекрестками, скверами и набережными, многочисленными угловыми башенками-доминантами, увенчанными куполами и шпилями настолько запала мне в душу, что я вернулась через несколько дней сюда снова, несмотря на испортившуюся погоду.
Смотрите также:
- Музыкальные барные викторины от квиза «Смузи»
- Знакомство с Петербургом: небанальные экскурсии по городу
- Обучающие курсы в Санкт-Петербурге
- Страшные квесты-перформансы для любителей хорроров
- Индивидуальные экскурсии по Санкт-Петербургу
Ульяна Терёхина
Променад на Карповке 0+
Новое общественное пространство, где можно со вкусом проводить время у воды: гулять, ездить на велосипеде, качаться на качелях, смотреть на работы современных скульпторов. Это уникальный случай, когда к проектированию набережной привлекли горожан, и неудивительно, что уголок теперь дорог сердцу каждого петроградца.
наб. реки Карповки
Ульяна Терёхина
Самое высокое сооружение Петербурга; чарующие своей красотой дворы, музей граммофонов, памятник печатному станку и множество впечатляющих старинных особняков — открываем для себя новые интересные места вокруг станции метро «Петроградская».
«Дом с башнями»
Фасад дома, чем-то напоминающего средневековый английский замок, украшают две массивные башни, благодаря которым здание и прозвали «Дом с башнями ». Принадлежало сооружение К. И. Розенштейну, им же оно и было построено вместе с А. Е. Белогрудом. Инженерное оснащение здания соответствовало самым современным требованиям той поры.
На кухне квартир, располагавшихся под крышей дома, можно было найти газовые плиты. В комнатах — встроенные в стены шкафы, а во дворе были размещены гаражи. С 1921 года на нижнем этаже здания размещался кинотеатр, не раз менявший своё название: «Элит», «Конкурент», «Резец», «Арс». В 1972 году здесь начала свою работу студия Ленинградского телевидения, а с 1985 по 1995 год находился театр «Эксперимент». В 1996 году помещения были отданы новому творческому коллективу — «Русской антрепризе имени Андрея Миронова».
- Адрес Каменноостровский пр., 35
«Музыкальный сквер»
Множество зеленых зон нашего города служат напоминаниями о известных и важных личностях, живших и творивших в Петербурге. Этот сквер посвятили памяти композитора Андрея Петрова, чью музыку можно услышать в картинах «Служебный роман», «Человек-амфибия» и во многих других отечественных фильмах. Здесь можно увидеть несколько скульптур-скрипок, при этом у каждой — свое лицо. Есть тут и девушка-скрипка, есть и скрипка-яблоко.
- Адрес Каменноостровский пр., 28-32
Музей сновидений Зигмунда Фрейда
В старинном особняке XIX века расположен один из самых необычных музеев-инсталляций города, где посетители отправляются в захватывающее путешествие по миру грез, сквозь реальность и фантазии. Двери музея открылись 4 ноября 1999 года: аккурат к столетию со дня выхода в свет книги Фрейда «Толкования сновидений». При этом идея музея вынашивалась создателями более 10 лет.
Экспозиция необычного пространства целиком и полностью посвящена сновидениям, теориям австрийского психолога и, кончено же, его безграничной любви к коллекционированию древностей. Кстати, петербургский музей не одинок. Подобные места можно найти в Вене и Лондоне. Последний расположился прямо в квартире известного австрийского ученого, где хранится его огромная коллекция древностей. В музее сновидений постоянно меняются экспозиции, проходят лекции, перформансы и концерты.
- Адрес Большой пр. П.С., 18А, здание Института Психоанализа
Александровский лицей
В 1843 году в это здание переехал Царскосельский Лицей — тот самый, в котором учился Пушкин. После переезда Лицей получил новое название, однако сохранил прежние традиции.
- Адрес Каменноостровский пр., 21.
Санкт-Петербургская телебашня
Считается самым высоким сооружением в городе на Неве. Высота пиковой точки телебашни достигает 326 метров, при этом обзорная площадка находится на отметке 186 метров. Построили телебашню в 1956-1962 годах по проекту «УкрНИИпроектстальконструкция» для теле- и радиовещания на Ленинград и Ленинградскую область.
- Адрес ул. Академика Павлова, 3
«Дом трех Бенуа»
Проект в стиле неоклассицизма осуществили архитекторы Л. Н. Бенуа, К. Ю. Бенуа, А. Н. Бенуа и А. И. Гунст. Этот огромный жилой комплекс был одним из самых благоустроенных домов в дореволюционном Петербурге: кроме канализации, водопровода, парового отопления и телефонов, в здании были собственные электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь и даже снеготаялка. После революции некоторые квартиры превратились в коммунальные, а в других стали жить партийные деятели. С 1999 года в цокольном этаже дома работает театр «Остров».
- Адрес Каменноостровский пр., 26-28
Особняк и оранжерея Эрнеста Игеля
Характерный представитель эклетики построен в 1897 году. Раньше в трехэтажном здании был дом петербургского коммерсанта Эрнеста Игеля, в особняке располагались оранжерея и ресторан. Сегодня здание полностью заброшено. Фасад старинного особняка почти разрушен, зато интерьеры очень хорошо сохранились.
- Адрес Каменноостровский пр., 60
«Лабиринтум»
Одним из самых интересных интерактивных комплексов Петербурга по праву можно назвать первый в России музей занимательной науки «ЛабиринтУм», на площадке которого — около 100 удивительных экспонатов, наглядно демонстрирующих самые красивые явления окружающего мира. Под крышей музея на площади в 700 кв. м. посетителей ожидает увлекательное путешествие в мир науки. В экспозицию вошли самые разнообразные устройства, приспособления и объекты, объясняющие и демонстрирующие законы физики и природу возникновения впечатляющих явлений природы.
- Адрес ул. Льва Толстого, 9А, МФЦ «Толстой Сквер» (6 эт. на лифте)
Музей граммофонов
Создатель музея — казак Владимир Дерябкин, бывший цирковой артист, дрессировщик и клоун, заслуженный артист России. Среди экспонатов пространства можно увидеть всевозможные модели граммофонов, патефонов, фонографов, музыкальных шкатулок и грампластинок. Все объекты находятся в рабочем состоянии, прослушать их звучание можно на специальных музыкально-литературных вечерах.
- Адрес Каменноостровсикй пр., 32
Первый дом Ленсовета
Огромный комплекс построен в 1931-35 годы для работников Ленсовета как образец нового типа жилья («дома для специалистов»). Все сооружение приподнято на облицованную камнем платформу, что защищает его от возможного подъема воды во время наводнений. Помимо 76 квартир (в которых было от 2-х до 6-ти комнат) здесь располагались детский сад, прачечная, магазин, общежитие персонала, на крыше — солярий.
- Адрес наб. реки Карповки, 13
Дача Громова
Деревянная двухэтажная усадьба постройки 1850 года расположилась посреди Лопухинского сада в Петроградском районе. В былые времена сад и особняк выглядели гораздо богаче. В саду работали фонтаны, набережная заканчивалась пароходной пристанью, в огромной оранжерее цвели экзотические растения, гостеприимные хозяева дачи частенько принимали городскую богему на пышных пирушках.
К сожалению, все это было давно. С некоторых времен здание, выполненное в стиле ранней эклектики, заброшено, но не разрушено. Пустующая купеческая дача даже сегодня еще не растратила былой шарм. Здесь отлично сохранились лепнина, огромный камин и другие элементы декора. Однако все это стыдливо прикрыто советскими обоями в цветочек: эстетика коммунизма не терпела никакой роскоши.
Осмотрев комнаты двухэтажной дачи, отправляйтесь прямиком в подвал — вот там и начнутся настоящие приключения. Самой удивительной частью особняка на сегодняшний день является нижний ярус помещения. Кирпичные стены особняка за долгие годы запустения начали обрастать фактурными сталактитами.
- Адрес ул. Академика Павлова, 13
Музей-квартира Шаляпина
Последний адрес Ф.И. Шаляпина в России и первый в России музей, посвященный его творчеству . Здесь, на Аптекарском острове, великий певец прожил с 1914 по 1922 год, отсюда летом 1922 года выехал за границу.
- Адрес ул. Графтио, 2б
Ботанический сад
Ботанический сад — одно из удивительных мест нашего города, начало ему положил петровский «Аптекарский огород» в 1714 году. Старейшее научное учреждение Санкт-Петербурга интересно не только великолепной коллекцией растений со всего света, но и своей архитектурой. Не так давно в Ботаническом саду им. Петра Великого провели частичную реконструкцию.
Здесь появилась зона отдыха, оборудованная удобными скамейками и бесплатной библиотекой. Также заработал бесплатный wi-fi.
- Адрес ул. Профессора Попова, 4
Свято-Иоанновский монастырь
Иоанновский женский монастырь, что находится между берегом реки Карповки и улицей Профессора Попова, был основан Иоанном Кронштадтским в конце XX века. Предпосылкой его строительства было появление в 1899 году в селе Сура Иоанно-Богословской женской общины, которая была крайне бедна, что и привело Иоанна к мысли построить в Петербурге монастырское подворье.
Монастырь был открыт до 1923 года. Потом имущество было частично вывезено, частично разграблено, здание передано в ведение различным организациям, которые здесь обустраивали в разное время швейные мастерские, квартиры, общежитие и учебное заведение, а монахини — сосланы в лагеря. Реставрация храма началась в 1989 году. Пока восстанавливались помещения, постепенно возрождалась монашеская жизнь.
- Адрес наб. реки Карповки, 45
Памятник печатному станку
Ленполиграфмаш занимает большую территорию, ограниченную набережной реки Карповки, проспектом Медиков, улицей Профессора Попова и Аптекарским проспектом. Во дворе установлен памятник печатному станку.
- Адрес пр. Медиков, 5, во дворе
Несколько интересных дворов-колодцев близ станции метро
Такие чудеса встречаются на Петроградской стороне повсеместно.
«Восьмиугольник»
Гуляя по дворам Петроградской стороны на Малом проспекте, можно наткнуться на один очень интересный двор. Одни называют его «колодцем», другие — «восьмиугольником», но как его ни назови, двор все равно остается уникальным. С виду это абсолютно обычное пространство, но стоит лишь поднять голову вверх, замечаешь, что небо обрамляет восьмиугольный багет из зданий. Подобная форма — вовсе не причуда архитектора.
Двор восьмиугольной формы появился на Петроградской стороне во времена подорожания земли и увеличения плотности застройки. Посмотреть его стоит каждому уважающему себя любителю петербургских дворов-колодцев. А еще тут растет чугунное дерево, которое дополняет необычную атмосферу.
- Адрес Малый пр. П.С., 1Б
Библиотека им. А.С. Пушкина
Библиотека была основана в уже далеком 1921 году. Сегодня тут можно найти уникальный читальный зал редкой книги, который называют Музеем книги. Здесь представлены удивительные образчики изданий XIX — первой половины XX века, благодаря которым посетители познакомятся с петербургскими книжными издательствами того времени.
- Адрес Большой просп. П. С., 73
«Колобовский дом»
Дом-перевёртыш, который, с одной стороны ― пример парадного и возмутительно роскошного здания в элитной части Петербурга, а с другой — яркий представитель уличного современного искусства. Так, если обойти здание и встать напротив задней его части, можно увидеть брандмауэр, украшенный живописным граффити: рисунок представляет собой контуры домов, меж которых разливается разноцветная река — символ современного искусства, которое прокладывает себе дорогу на улицах старинного Петербурга.
- Адрес ул. Ленина, 8
Граффити Паши Wais
Граффити Паши Wais знакомы многим любителям уличного искусства в Петербурге — даже несмотря на то, что он живет в Гонконге и работает в Европе. Так, посмотреть его яркую работу можно в единственном в городе Музее стрит-арта. Взору петербуржцев открылась гигантская яркая абстракция размером 12 на 26 м.
- Адрес ул. Блохина
Фото: Антон Ваганов, Виктор Сухоруков, Денис Гарипов, paperpaper.ru, oia-ya.livejournal.com
Прогулка по Петроградской стороне: почему каждому стоит прогуляться в этом районе Петербурга
Считаю, что каждый должен прогуляться по настоящим петербургским улицам одним приятным днём. Гарантирую, время не будет потрачено зря, вы обязательно получите своё удовольствие от прогулки. Это не очередной "нетипичный маршрут", а прогулка по моим любимым улицам, не истоптанным туристическими тропами. На них нет царских дворцов, но от этого они не менее красивы.
Петроградская сторона — исторический район Санкт-Петербурга, один из наиболее старых районов города. Петроградскую сторону принято сокращать как П.С. или просто "Петроградка". На Петроградке достаточно музеев, которые вы можете посетить при особом желании в любой день. Я не буду упоминать музеи, а просто проведу вас одной из моих любимых улиц.
При желании мы зайдём в пару кофеен, которые начинают работать в любой день в 9-10 часов. Если вы не голодны или без денег, можете не заходить, для погружения это совсем не обязательно.
Маршрут по прямой тоже может быть интересным, если знать, на что смотреть. Неважно жаворонок вы или сова, утром слабо хочется начинать активность сразу после пробуждения. Я понимаю, поэтому утро вашего дня рекомендую провести дома. Чем заняться? В свой такой день я, вдоволь выспавшись, сидел дома, ел мороженное, смотрел "Милашку в розовом", и даже погладил бельё.
Нормальное время для неспешной петроградской прогулки примерно полдень, плюс-минус полчаса. Я живу во Фрунзенском районе, если вы живёте в более отдалённых районах города с большим количеством станций метро, отделяющих вас от центра, лучше выдвигаться раньше, чтобы времени на прогулку осталось как можно больше. Но выбор за вами.
Также я оставляю на ваше усмотрение, на какой станции метро выйти. Петроградская сторона имеет сразу несколько станций, наиболее подходящие к маршруту: Петроградская, Спортивная и Чкаловская. Выходите на любой, я вышел на Спортивной, поэтому от неё и буду вести свой рассказ.
Спортивная — уникальная станция Петербургского метро. Это двухэтажная станция, одна из самых глубоких, а она позволяет вам пройти пешком под самой Невой.
Спортивная неспроста называется так, она окружена сразу несколькими спортивными аренами. Ну, если выйти на Петроградскую сторону. Если выходить на Васильевский остров, то вас ждёт просто набережная, мост и Кадетская линия. Выход на В.О. построили лишь в 2015, а вот выход на П.С. располагается здесь аж с 1997 года.
Петроградская сторона поприветствует вас Князь-Владимирским собором, стоящим посреди приятного одноимённого скверика. Слева от Князь-Владимирского собора, на волнах качается единственный в Петербурге водный хостел. Не скажу ничего о его качествах как места проживания, но других таких точно нет.
После выхода из метро рекомендую осмотреться, а потом двинуться по Большому Проспекту. Сейчас это очень приятная улица с широкими тротуарами, почти не напрягающими светофорами. Перестроили его где-то во второй половине 2010-х, точно не помню. Как только улицу не называли раньше, мне нравится вариант Проспект Карла Либкнехта с 1918 до 1944.
Очень странный выбор названия в честь немецкого политика. В отличие от Невского, например, на Большом проспекте можно идти и рассматривать всё вокруг. Невский к этому не располагает постоянными плотными толпами людей. Здесь же просторно здания отреставрированы.
С такими мыслями я дохожу до Съезжинской улицы и сворачиваю на неё, потому что не хочу ждать на этом светофоре. Эта диагональная улица, которая сворачивает на право, называется так из-за честь съезжего двора, находящегося здесь по сей день. Съезжий двор в 19 веке — это пожарная часть, которая выполняла ещё и функции полиции. Если вы любите дворы, советую свернуть в них почти сразу же.
Дворы на Петроградке — это своего рода лабиринты, в которых можно потеряться надолго и не дойти до запланированной точки, будьте внимательны, не дайте дворам затянуть себя. Моя последняя неспешная прогулка была летом, мне было жарко и я решил присесть под тенью деревьев. Не сразу заметил напротив себя собаку, укутавшуюся пледом.
Она немного привстала, чтобы не скинуть с себя плед, быстро легла обратно, не увидев во мне угрозы. Ден7ь был очень жаркий, с меня катился пот, а под деревьями очень приятно. Засиделся на несколько минут, переводя дух.
Выйдя из дворов, на перекрёстке предлагаю свернуть на Большую Пушкарскую на первом же перекрёстке. Большая Пушкарская не такая широкая, но групп людей здесь тоже нет. Идите неспешно, осматривайте дома по улице. Если вы достаточно внимательно будете смотреть на указатели, сможете понять, что в одном месте они указывают в необычные места: Далёкую-далёкую галактику, Косой переулок, Хогвартс и даже Коноху. Забавно сделали.
Разглядывая фасады и вывески вы доберётесь до перекрёстка Большой Пушкарской и улицы Ленина. Согласитесь, улица Ленина — совсем обыденное название. В каком городе нет улицы Ленина? Она не всегда так называлась. Если посмотрите направо, то найдёте сквер, в центре которого какая-то горка.
Подойдите ближе, у основания горки стоит какой-то информационный щит.
Щит рассказывает нам, что горка раньше служила фундаментом Матвеевского собора. В честь собора и улица называлась Матвеевской. Раз уж мы всё равно зашли в сквер, можно пройти его насквозь. Идите налево вдоль ограждения до перекрёстка, выходите на Кронверкскую улицу.
Обратите внимание на большой фасад. растянувшийся по Кронверкской улице. Это один дом, но построили его три архитектора по фамилии Бенуа. Так совпало. Дом мелькал в нескольких русских криминальных сериалах и фильмах, но лучшая его часть — это лабиринты его внутренних дворов.
Дворы дома Бенуа — это как дворы обычных исторических домов в Питере, но на стероидах. Здесь своя уникальная атмосфера, дом Бенуа как будто закрылся от внешнего мира, замкнувшись в себе. При входе сразу же как будто попадаешь в непроницаемую капсулу, закрытую от событий, будоражащих новостные издания. О ситуации в реальном мире напоминают только граффити на стенах.
Это местная достопримечательность, место всегда одно, но картинки разные. Они периодически сменяют друг друга, часто граффити затрагивают острые темы в новостной повестке. В моё последнее посещение двора на стенах преобладала пацифистская тематика.
Ищете место для необычной фотосессии? Идите к дому Бенуа. Придумайте крутой фотосет, сделайте селфи или дёрните прохожих, чтобы сфотографировали вас. Обязательно сделайте несколько кадров приглянувшихся граффити для истории и, чтобы сравнить при следующем посещении.
Если прогуливаться достаточно неспешно и фотографировать каждый угол, как это делал я, вы потратите примерно два часа жизни. После такого количества пешей ходьбы вам может захотеться чего-нибудь перекусить.
В таком случае предлагаю пройти ещё немного по Большой Пушкарской, тогда вы упрётесь в тупик. Перейдите дорогу и заходите в любую из приглянувшихся кофеен. Во внутреннем дворе этого дома есть очень интересное место на углу. Когда-то в нём располагалась кофейня с лучшим на мой вкус кофе.
Кофейня называлась "Включи тепло", но она закрылась, в прошлом году место заняла чайная "Дух веет", где можно было попробовать огромное количество вкусных чаёв. В "Дух веет" я провёл час за диалогом с парнем за стойкой и дегустацией чаёв. Дом и расположение кофейни на скрине из 2гис ниже:
Атмосфера этого тесного двухуровневого помещения была непередаваемо уютная и семейная. Сейчас, к сожалению, кофейня закрылась, сложно конкурировать с сетевиками, которых вокруг много.
Можно погулять по дворам этого дома на Каменностровском проспекте, но можно и просто посидеть, выпить кофе, перекусить. В мою прогулку время близилось к четырем часам. Пора продолжать прогулку. Я решил пойти по Большой Пушкарской в обратном направлении.
Если пройти в обратном направлении вплоть до дома 28, можно наткнуться на кофейню "Займёмся кофе". Раньше напротив неё была швермичная под названием "Песто и тесто" с "самой вкусной шавермой". Шаверма была правда очень вкусная и недорогая, но работала она через раз. То выходной, то повар уже ушёл, то ещё что. Неудивительно, что она закрылась.
Давайте не будем о грустном, лучше расскажу про ещё одну достопримечательность Петроградки. Я люблю автомобили, поэтому разнообразие припаркованного на улицах района автомобилей для меня настоящий рай. Буквально на пятачке рядом с "Займёмся кофе" я встречал самые разны машины. Если вы любите автомобили, советую гулять по Петроградке чаще.
В зависимости от сезона и погоды у "Займёмся кофе" меню может оличаться, но всегда всё очень вкусно и качественно. В жару можно схватить холодный эспрессо с тоником, посидеть в зале, за стойкой или у окна. Впервые в этом заведении я попробовал кофе кофейных ягод, а не из зёрен. Называется такой напиток "альтернатива" и обладает другим, более выраженным ягодным, вкусом.
Если после такого марш-броска через половину Петроградки вы осмелитесь прогуляться ещё, рекомендую пойти в сторону метро Чкаловская и посидеть в баре с интересной игрой слов — CrowBar (то есть "Монтировка", обожаю простые креативные названия). Если идти без карты, можно немного потеряться, но это не беда, можете, например, захватить цветов в магазине "Бутон".
К сожалению, своего фото не сделал
А если покружить ещё немного и поднять голову вверх, можно увидеть кружить достаточно долго, можно встретить знакомого императора — Нерона:
Это не реклама заведений, а просто добрый отзыв о приятных и атмосферных местах. В цветочном я приобрёл в подарок большой куст цветка, нарёк его Евстигнеем и унёс с собой. Именно этот цветочный мне понравился. На Петроградке много магазинов цветов, но обычно они либо чересчур модные, либо чересчур дорогие, а это вот прям посередине — самое то.
На этом я предлагаю вам самим выбрать дальнейший маршрут. Я пришёл к бару уже в спешке, схватил что-то первое попавшееся, пошёл на Чкаловкую. У меня было очень мало времени.
Песня, давшая название пиву вот здесь.
Этот прекрасный субботний день я запомнил как один из самых прекрасных и неспешных дней, которые мне доводилось провести на Петроградке. Вы можете повторить мой опыт и получить такие же приятные воспоминания, если воспользуетесь маршрутом.