Субъекты Российской Федерации различаются по многим аспектам регионального управления, включая права и полномочия местных органов власти, а также экономические и социальные условия. Эти различия обусловлены как историческими, так и культурными факторами, а также особенностями географического положения и ресурсной базы каждого региона.
Кроме того, управление на местах может варьироваться в зависимости от политической ситуации и уровня финансирования, что приводит к разной эффективности реализации федеральной политики и программ. Таким образом, каждая территория имеет свои уникальные черты, которые определяют стиль и подход к региональному управлению.
Разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ
Для успешного выполнения задания 16 по обществознанию экзамена ЕГЭ важно иметь знание следующих аспектов:
Завещательное ведение:
- гарантирование соответствия конституций и законов всех уровней краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- поддержка прав национальных меньшинств;
- соблюдение законности, обеспечение правопорядка и общественной безопасности;
- режим пограничных зон;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности;
- защита окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
- → уникальные территории природы, требующие особой охраны;
- → сохранение и защита исторических и культурных памятников;
- → вопросы образования, воспитания, науки, культуры, спорта и физической культуры;
- → координация деятельности в сфере здравоохранения;
- → защита прав семьи, материнства, отцовства и детства;
- → социальная поддержка, включая социальное обеспечение;
- → принятие мер по борьбе с катастрофами, природными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий;
- → установление основных принципов налогообложения и взимания налогов в Российской Федерации;
- → административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, недропользование и законодательство об охране окружающей среды;
- → кадры судебных и правоохранительных органов;
— защита природной среды и традиционного образа жизни малочисленных этнических групп;
— установление общих принципов организации государственных органов и местного управления;
— координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, исполнение международных договоров Российской Федерации.
— принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
— федеративное устройство и территория Российской Федерации;
— регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
— гражданство в Российской Федерации;
— регулирование и защита прав национальных меньшинств;
→ Создание структуры федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление порядка их организации и функционирования; формирование органов федеральной власти;
→ Владение и управление федеральной государственной собственностью;
→ Определение основ федеральной политики и программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
→ Определение правовых основ единого рынка.
→ Федеральные налоги и сборы;
→ Федеральные фонды для регионального развития;
→ Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, ядерные материалы; федеральная транспортная инфраструктура, связь и информационные технологии;
→ Деятельность в космосе;
→ Внешняя политика и международные связи Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации;
→ Вопросы военных действий и урегулирования мировых конфликтов;
→ Внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
→ Оборона и обеспечение безопасности;
→ Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
→ Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство;
→ Амнистия и помилование;
→ Федеральное коллизионное право;
→ Служба метеорологии, стандарты, эталоны, метрическая система и измерение времени; геодезия и картография; названия географических объектов;
→ Официальная статистика и учет ведомств;
→ Государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
- Ярослав Ермаков
Ярослав Ермаков — опытный юрист из Москвы
Субъекты Российской Федерации и административно-территориальные единицы (АТЭ) обладают различиями в своем правовом статусе и полномочиях. Субъекты РФ являются независимыми частями Российской Федерации, у которых есть своя конституция, законы и органы власти, осуществляющие свои функции в пределах данного субъекта.
Полномочия субъектов Российской Федерации включают в себя эксклюзивные полномочия над своей территорией в соответствии с конституционными нормами и принципами разделения властей. Административно-территориальные единицы (АТЭ) подчиняются непосредственно субъектам РФ и регулируются ими. В их состав входят города, районы, муниципальные образования и другие формы территориального устройства. Они являются административными единицами внутри субъектов РФ и подчиняются провинции в соответствии с её законами и указами. АТЭ лишены самостоятельных законодательных органов и не имеют право выражать конституционную волю.
#4801695
Ермаков Ярослав Юрист, Москва
Для разрешения этой проблемы необходимо обращаться к таким документам, как Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставы субъектов РФ, Уставы АТЭ и другим нормативным актам субъектов РФ и АТЭ.
#4801696
Ермаков Ярослав Юрист, Москва
Применительно к данному вопросу следует обращаться к таким статьям законов, как Статья 5 Конституции Российской Федерации, Статья 131 Федерального закона "О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также к другим статьям уставов и законов субъектов РФ, которые регламентируют вопросы о самостоятельности субъектов РФ и полномочиях АТЭ в пределах субъекта РФ.
#4801697
В работе Бесплатный
Горячая линия
Получите бесплатную консультацию!
Наши юристы в Москве, МО, России готовы помочь вам в решении вопросов онлайн
Оставьте свой вопрос прямо сейчас, и наши эксперты из разных уголков России обязательно вам ответят. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Мы предоставляем юридическую помощь как на бесплатной, так и на платной основе.
Специалист окажет помощь в получении возмещения:
- при причинении физического вреда;
- в случае уничтожения имущества человека;
- при унижении личности человека или его прав.
Поддержка адвоката понадобится, если:
- нет ответа на претензию;
- продавец отвечает на претензию необоснованным отказом;
- случай не признают гарантийным (незаконно).
Услуги понадобятся, если:
- человек не совершил ничего противозаконного, чтобы выплачивать;
- сумма несправедливо высокая;
- нет возможности оплатить средства в оговоренные сроки.
Разновидности субъектов Российской Федерации и их количество
2. Конституцией Российской Федерации и уставом соответствующего субъекта РФ определяется статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации [1].
3. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа [1].
4. Федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области регулируются отношения автономных округов, входящих в состав края или области [1].
Изменение статуса субъекта Российской Федерации возможно при согласии как Российской Федерации, так и самого субъекта, в соответствии с федеральным конституционным законом [1].
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть гражданином Российской Федерации, проживающим постоянно в стране, и не иметь гражданства или вид на жительство в других странах.
Также ему запрещается открывать счета в иностранных банках за пределами Российской Федерации в соответствии с федеральным законом [1].
Возможно, Федеральным законом будут установлены новые условия для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (главы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) [1].
Субъекты РФ. Виды субъектов и их количество
Субъект Российской Федерации, это часть Российской Федерации, которая имеет свои полномочия (принятие законов и формирование органов власти).
В Российской Федерации 89 субъектов.
Список всех субъектов указан в статье 65 Конституции.
В РФ 89 субъектов.
Среди них:
- республики,
- 9 краёв,
- 1 автономная область,
- 4 автономных округа,
- областей.
- 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).
Конституция РФ. Статья 65.
Список субъектов РФ.
24 республики:
9 краёв:
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край.
48 областей:
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Запорожская область (с 4 октября 2022 г), Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс , Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Херсонская область (с 4 октября 2022 г), Челябинская область, Ярославская область.
Существуют 3 города федерального значения в России:
Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (с 21 марта 2014 года) являются городами федерального значения.
Также существует 1 автономная область:
Это Еврейская автономная область.
И еще 4 автономных округа:
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, а также Ямало-Ненецкий автономный округ.
Типы субъектов РФ
Российская Федерация отличается от других федераций своим рядом особенностей. Обычно федерации создаются путем объединения двух или нескольких государств. Однако Российская Федерация была создана по-другому. Она не является объединением нескольких государств.
Российская Федерация была образована путем создания ряда автономных государств и национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства и национально-государственные образования были признаны субъектами Российской Федерации.
Субъект РФ — это территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, созданное на территориальном или национальном принципе.
Ограничение правоспособности у субъектов Российской Федерации означает, что они имеют самостоятельность только в рамках своей компетенции.
В настоящее время Конституция устанавливает 6 типов субъектов РФ, закрепляя их в отдельных пунктах главы 3 о федеративном устройстве статьи 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Тем не менее, все виды субъектов федерации могут быть объединены в более широкие группы и составить 3 разновидности субъектов:
· национально-государственный (республики в составе РФ);
· административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);
· национально-территориальный (автономная область и автономные округа).
Эта классификация основана на различной степени полномочий у соответствующих субъектов. Некоторые из них обладают полномочиями государства в целом, в то время как другие имеют полномочия государственного образования. Вводятся новые формы территориальной государственности наряду с уже существующими национальными.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
Каждый субъект Российской Федерации имеет учредительные функции, законодательную власть и право на издание собственных нормативно-правовых актов. Они также обладают территориальным верховенством в своих границах, компетенцией и особыми отношениями с федеральными властями. В отличие от обычных административно-территориальных единиц, они не имеют полноценной правосубъектности в составе федерации.
Все субъекты обладают равноправием как в отношениях между собой, так и во взаимодействии с федеральными органами власти, что является их общим признаком. Это равноправие проявляется независимо от формы государственного устройства — национально-государственной или территориально-государственной. У каждого субъекта РФ также есть свое административно-территориальное деление, своя собственность и свое законодательство.
Правовое положение субъектов Федерации и их взаимоотношения с другими субъектами РФ зависят от их типа.
Республики (21) отличаются от краев и областей тем, что они являются национально-государственными образованиями в составе России. В отличие от других субъектов федерации, они имеют свои собственные конституции и право устанавливать собственные государственные языки в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республики в РФ заключается в том, что они признаются государством в составе РФ (в соответствии со статьей 5 Конституции России). Они описываются как государства, однако они не являются носителями государственного суверенитета. Республика — это государство, входящее в РФ в качестве ее субъекта.
Поэтому состояние республики в конституционно-правовом плане отражает ее характеристики как суверенного государства и субъекта федерации. Следовательно, юридическое положение республики не может охватывать все аспекты самостоятельного государства. Ее статус определяется федеральной конституцией и конституцией республики (ст. 66 КРФ).
Республики имеют свои государственные символы — государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. Они являются официальными символами государства, утверждаемыми каждой республикой самостоятельно. Они выражают уникальность и исторические традиции народов данной республики. Наличие столиц в республиках можно рассматривать как атрибут государства, в то время как остальные субъекты обладают административными центрами. Правовой статус столиц и административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации в своем решении по делу о «республиканском суверенитете» подчеркнули, что термин «республика (государство)», используемый в Конституции РФ, не означает, что данные субъекты обладают государственным суверенитетом, а лишь отражает их конституционно-правовой статус, связанный с историческими, национальными и другими особенностями.
1. Адыгея (Майкоп) 2. Алтай (Горно-Алтайск) 3. Башкортостан (Уфа) 4. Бурятия (Улан-Удэ) 5. Дагестан (Махачкала) 6. Ингушетия (Магас) 7. Кабардино-Балкария (Нальчик) |
8. Калмыкия (Элиста) 9. Карачаево-Черкесия (Черкесск) 10. Карелия (Петрозаводск) 11. Коми (Сыктывкар) 12. Марий Эл (Йошкар-Ола) 13. Мордовия (Саранск) 14. Якутия (Якутск) |
15. Северная Осетия-Алания(Владикавказ) 16. Татарстан (Казань) 17. Тыва (Кызыл) 18. Удмуртия (Ижевск) 19. Хакасия (Абакан) 20. Чечня (Грозный) 21. Чувашия (Чебоксары) |
Вместе с республиками в составе Российской Федерации национально-государственными субъектами являются автономная область (Еврейская) и автономные округа.
Автономии — это национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), в то время как автономный округ (до 1977 г. — национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Большинство автономных округов являются частью краев и областей. Они имеют право на административное самоуправление в своих внутренних делах, что делает их административными единицами в составе края или области, но при этом они также являются субъектами Федерации.
Автономные области и округа имеют элементы учредительной власти, позволяющие им принимать свои уставы и законы, которые обязательны для исполнения на их территории.
Автономный округ обладает равными правами с другими субъектами Российской Федерации:
- имеет свое собственное законодательство (устав и другие нормативно-правовые акты);
- Принимает самостоятельные решения по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
- Активно участвует в международных и внешнеэкономических связях, имеет право заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.
В случае неразрешенных отношений с краем или областью, в состав которого он входит, автономный округ имеет право заключить соответствующее соглашение.
Ненецкий автономный округ | 176 700 | 41 000 | Нарьян-Мар | подробнее | |
Ханты-Мансийский автономный округ | 534 800 | 1 538 463 | Ханты-Мансийск | подробнее | |
Чукотский автономный округ | ![]() | 737 700 | 54 000 | Анадырь | подробнее |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 750 300 | 507 000 | Салехард | подробнее |
Особенности территории краев, областей и городов федерального значения являются их собственностью, которую нельзя изменить без их согласия. Границы между этими субъектами и другими регионами Российской Федерации могут быть изменены только при их одобрении. Края и области имеют собственные административные центры, где формируются органы представительной, исполнительной и судебной власти.
Они действуют в соответствии с конституцией и уставами краев, областей и городов федерального значения. Стоит отметить, что раньше органы власти краев, областей и городов республиканского значения относились к местным органам власти по законодательству. В настоящее время они являются органами государственной власти субъектов РФ. Края, области и города федерального значения имеют право на использование собственных символов.
Из всех субъектов Федерации города федерального значения выделяются уникальным сочетанием статуса города и субъекта Федерации. В отличие от них, остальные территориальные единицы включают в себя города, а также другие населенные пункты. Статус Москвы включает в себя четыре основных аспекта: как населенного пункта, субъекта федерации, административного центра Московской области и столицы Российской Федерации.
1. Алтайский край (Барнаул)
2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)
3. Хабаровский край (Хабаровск)
4. Краснодарский край (Краснодар)
5. Красноярский край (Красноярск)
6. Пермский край (Пермь)
7. Приморский край (Владивосток)
9. Чита, Забайкальский край
Наибольшее количество полномочий принадлежит республикам в Российской Федерации, в то время как автономные округа и автономная область обладают наименьшим объемом, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей) и, следовательно, частично зависят от решений государственных органов. Края и области в РФ обладают примерно одинаковым количеством полномочий.
Города федерального значения обладают особым статусом среди субъектов РФ. Они представляют РФ и являются ее "лицом".
Студопедия.орг — это образовательный портал, предоставляющий бесплатный доступ (0.012 с) к материалам, размещенным на сайте. Важно отметить, что администрация портала не является автором представленной информации. Весь контент находится в открытом доступе с целью образования и самообразования.
Ваш браузер не поддерживается
Используемые в интернет-сервисе Студворк передовые и современные технологии, поэтому мы не можем гарантировать полную поддержку текущего браузера.
- Установить новый браузер Google Chrome
Скачать
Яндекс Браузер
Получить
Браузер Опера
Загрузить
Мозилла Фаерфокс
Загрузить
новый браузер Майкрософт Эдж
Нажимая на эту ссылку, вы принимаете условия использования и соглашаетесь с тем, что отображение сайта в вашем браузере может быть неправильным. Если у вас возникли проблемы, свяжитесь с нашей службой поддержки.
Мы работаем с понедельника по пятницу с 8.00 до 18.00 по московскому времени
2. Следовать образцу при подготовке материала для публикации (пользуйтесь инструкциями в верхнем меню), опубликовать статью, оплатить публикацию.
3. Ожидать проверки и открытия статьи на сайте (не более суток в рабочие дни).
4. Получить Свидетельство о публикации из личного кабинета.
Узнать больше .
Категории статей:
Дата публикации:
Автор статьи:
Шиляева Екатерина Андреевна
Сопоставительная характеристика исполнительных органов региона (на примере нескольких субъектов)
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.
Шиляева Екатерина Андреевна,
Вятский государственный университет, г. Киров, Россия.
Аннотация: В данной научной статье исследуется сравнение региональных исполнительных органов. Автор пришел к выводу, что каждый регион имеет свою уникальную структуру исполнительных органов, и нет общих стандартов.
Аннотация: В данной научной статье автор исследует сходства и различия региональных исполнительных органов. Автор приходит к заключению, что нет единства. Каждый субъект устанавливает свою собственную структуру исполнительных органов.
Ключевые слова: органы исполнительной власти
Ключевые слова: исполнительная власть
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право
Органы исполнительной власти субъектов Федерации, согласно статье 11 Конституции Российской Федерации, учреждены в субъектах Федерации. Правовой статус этих органов исполнительной власти определяется самими субъектами Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают и осуществляют власть в регионе путем преимущественно государственного регулирования различных сфер.
Структура и органы исполнительной власти в регионе определяются местным уставом и специальными законами.
В Российской Федерации существует как сходство, так и различие в структурах исполнительной власти. Органы исполнительной власти создаются и действуют в следующих случаях:
1) В республиках, имеющих свои конституции, которые определяют основные принципы создания системы исполнительной власти. Примеры: Республика Татарстан, Республика Коми, Республика Тыва и другие.
2) В краях и областях, которые устанавливают системы исполнительной власти в своих уставах. Примеры: Кировская область, Нижегородская область, Краснодарский край.
3) В автономных образованиях. Примеры: Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие.
4) Существуют определенные региональные структуры в городах федерального значения, таких как Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.
Это разнообразие региональных моделей организации исполнительной власти обусловлено различными факторами, такими как силы влияния групп, специфика предвыборных кампаний, личные особенности региональных лидеров, этнополитическая ситуация и территориальное расположение.
В каждом субъекте федерации присутствует высшее должностное лицо, которое управляет исполнительными органами, определяет основные направления развития и несет юридическую ответственность за управление субъектом Российской Федерации.
Изучение конституционно-уставных актов субъектов Российской Федерации показывает, что в большинстве республик в составе Российской Федерации существует институт президента, который играет важную роль в системе органов государственной власти. Это также является существенным различием от системы исполнительной власти краев и областей, где присутствует институт губернатора.
В Кировской области, одном из российских регионов, органами исполнительной власти являются Администрация, Правительство, которые руководит глава администрации — губернатор, и председатель правительства. Правительство Кировской области — это высший исполнительный орган региональной власти. Также существуют другие органы исполнительной власти, которые создаются Правительством области. Наименование и структура органов исполнительной власти устанавливаются субъектом федерации в соответствии с уставом Кировской области, другими нормативно-правовыми актами, а также местными традициями и особенностями.
Следовательно, нет единой системы структуры органов исполнительной власти. В Российской Федерации 85 субъектов, и каждый из них сам устанавливает структуру органов исполнительной власти.
Все эти субъекты объединяются в:
- 9 федеральных округов;
- экономических районов;
- 4 военных округа;
- часовых поясов.
Четвертым городом федерального значения условно является Байконур, который расположен на территории Казахстана, но арендован Россией до 2050 года, где действует российское законодательство.
Соседние государства, ориентированные на Россию (в том числе непризнанные и частично признанные), стремятся стать субъектами Российской Федерации, Южная Осетия, ДНР, ЛНР и Приднестровье. Беларусь и Абхазия предпочитают войти в Союзное Государство с Россией, сохраняя свой государственный суверенитет.
Права и полномочия главы государства
В десятом классе проводится интерактивное занятие по предмету "Правоведение", к которому прилагается методическая разработка и презентация.
Презентация к уроку "Полномочия Президента"
Учебный материал для старшеклассников по предмету обществознание.
Полномочия местного самоуправления
Местное самоуправление является одной из ключевых основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, оно признается и обеспечивается.
Полномочия губернатора Санкт-Петербурга
В данной статье рассматриваются функции, которые возлагаются на губернатора и его влияние на управление городом.
Полномочия президента РФ_10 кл.
Презентация на тему "Власти президента Российской Федерации" для учеников 10 класса.
Полномочия членов секторов
Обязанности участников различных сфер деятельности.
тест полномочия РФ и субъектов РФ
Проведение проверочной работы по юридическим вопросам для учащихся 11 классов, включающей вопросы организации государственной власти.