Сурдопедагоги: ключевые особенности в обучении глухих языкам

Сурдопедагоги: ключевые особенности в обучении глухих языкам

Сурдопедагоги играют ключевую роль в обучении глухих детей языку, применяя специальные методики, учитывающие их уникальные потребности. Они используют визуальные средства, жестовый язык и тактильные подходы, что позволяет создать эффективную коммуникацию и способствует лучшему усвоению материала.

Кроме того, сурдопедагоги создают поддерживающую образовательную среду, где акцентируется внимание на развитии языковых навыков и интеграции в общество. Их работа направлена не только на преподавание языка, но и на развитие социальной активности и уверенности у глухих детей.

Должен ли сурдопедагог знать жестовый язык?

2-3 ноября в столице произошел II Всероссийский съезд специалистов по коррекционной педагогике.

Сбор дефектологов со всей страны на съезде в Москве имеет особое значение. В последние годы в коррекционной педагогике происходят значительные изменения, которые в основном осуществляются "сверху", не учитывая особенности образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Иногда кажется, что "сверху" к сожалению, существует недопонимание значения дефектологии в образовании людей с ОВЗ. В настоящее время в образовательной среде господствует инклюзия. Это, конечно, хорошо, но необходимо индивидуально подходить к потребностям ребенка с ОВЗ и их родителей. В рамках инклюзии почему-то уменьшается роль педагога-дефектолога.

Как-то внезапно возникло утверждение, будто если обычного учителя чуть-чуть обучить навыкам дефектолога, то все проблемы в образовании будут решены. Но ведь дефектологические навыки — это не просто 72 часа обучения, а многолетний опыт работы с детьми с особыми потребностями.

Важно помнить, что группа "дети с особыми потребностями" — это не просто одна определенная категория, а сложная классификация детей по различным видам здоровья. И непонятно, зачем стираются все достижения в области дефектологии.

Возможно, этот тренд не наблюдается повсеместно, но в некоторых областях происходит настоящее уничтожение дефектологической науки. Несмотря на то, как это может быть представлено и согласовано с современными тенденциями в образовании в целом, суть в том, что дефектологи собрались в Москве, чтобы определить свои приоритеты и разработать стратегии развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации. Иными словами, им нужно четко определить свое место и роль в современной системе образования.

Сурдопедагоги: ключевые особенности в обучении глухих языкам

Во время второго дня съезда прошли экспертные оценки в различных областях дефектологической науки. Также была организована дискуссионная площадка на тему "Управление профессиональным развитием сурдопедагога: опыт, вызовы, перспективы". На этой дискуссии собрались ученые-сурдопедагоги, специалисты высшего образования и сурдопедагоги-практики из разных регионов страны. Модераторами площадки были известные ученые в области сурдопедагогики: главный научный сотрудник ФГБНУ “Институт коррекционной педагогики Российской академии образования”, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Ольга Кукушкина и директор Института детства ФГБОУ ВО “Московский педагогический государственный университет”, кандидат педагогических наук Татьяна Соловьева. В работе дискуссионной площадки принимали участие главный специалист ВОГ Дмитрий Алексеевских, педагог московского колледжа №21 Василий Иванов и специалист Московского государственного психолого-педагогического университета Людмила Васина.

Фактически, обсуждение экспертов свелось к выявлению проблем сурдопедагогов в России и предложению путей их решения. Был охвачен весь спектр сурдопедагогики – от помощи детям с нарушениями слуха до подготовки специалистов в этой области.

Эксперты – Наталья Шматко, Людмила Головчиц, Елена Яхнина, Ольга Денисова, Эмилия Леонгард, Ирина Соловьева – выявили проблемы современной сурдопедагогики. Основная проблема, с которой согласились все участники дискуссии, – это ухудшение качества образования детей с нарушениями слуха. Почему это происходит? Об этом говорили эксперты и участники дискуссии.

Службы ранней помощи детям с нарушениями слуха в основном оказывают помощь детям, у которых есть кохлеарный имплант, но у других детей, страдающих глухотой, у них нет достаточно времени и возможностей, что ухудшает качество помощи. Принципы формирования групп и классов в учебных заведениях, где учатся и воспитываются дети с нарушениями слуха, нарушены. Иногда такие группы становятся слишком большими, что Влияет на качество помощи, группы составляются сразу из слабослышащих, глухих и неслышащих детей с различной степенью нарушения и т. д. и т. п. Все это создает проблемы в учебном процессе детей с нарушениями слуха. Необходимы более четкие правила распределения детей Психолого-медико-педагогической комиссией и участие в этой работе специалистов образовательных учреждений.

В образовательном процессе отсутствуют четкие требования к документации, подготавливаемой сурдопедагогом. Вместо преподавания и воспитания детей с нарушениями слуха, сурдопедагоги затаптываются в бумагах.

Необходимо сформировать группу специалистов для разработки нормативных документов в сурдопедагогике, а также учебно-методической литературы для педагогов и специалистов образовательных учреждений, где обучаются дети с нарушениями слуха. Во многих учреждениях недостаточно сурдопедагогических кадров. Требуется подготовка специалистов в соответствии с современными образовательными стандартами и активное участие в международном обмене опытом в сфере дефектологии. В многих образовательных учреждениях, где обучаются глухие дети, стало меньше внимания уделять развитию слухоречи ребенка с нарушениями слуха.

Людмила Васина подняла вопрос о необходимости увеличения количества часов обучения студентов сурдопедагогических отделений вузов, который поддержали представители ВОГ и Ирина Соловьева. Существующая практика обучения будущих сурдопедагогов не позволяет им достаточно овладеть жестовым языком для уверенного общения с неслышащими людьми.

Однако предложение увеличить количество часов на изучение жестового языка вызвало неоднозначную реакцию среди экспертов. Некоторые считают, что это может отвлечь от развития речи и слуха детей с нарушениями слуха и сделать упор именно на обучение жестовому языку, что, по их мнению, может привести к ухудшению образования неслышащих детей.

Хотя сторонники увеличения часов на изучение русского жестового языка в педагогических вузах высказывают совершенно иное мнение! В процессе обучения глухих детей жестовый язык давно используется в качестве дополнительного средства общения. Однако не следует забывать и о воспитательной роли сурдопедагога, который с помощью жестового языка может доносить до ребенка определенные социальные нормы. Опыт показывает, что сами глухие дети более открыты к педагогам, владеющим жестовым языком, что упрощает работу специалистов. Кроме того, есть еще и глухие родители, с которыми педагогу будет легче находить общий язык для решения различных образовательных задач, если он будет общаться с ними на их родном языке.

Так нужен ли жестовый язык сурдопедагогам? Этот вопрос остается открытым.

Позиция Ирины Соловьевой, руководителя отдела общего и коррекционного образования в Центре дошкольного, общего и коррекционного образования ФГАУ “Федеральный институт развития образования”, кандидата педагогических наук, доцента:

На втором съезде дефектологов в дискуссии участвовали наши коллеги – выпускник МПГУ Дмитрий Алексеевских, кандидат педагогических наук, главный специалист отдела образования и трудоустройства ВОГ, и выпускник Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, преподаватель ГБПОУ “Технологический колледж №21” Василий Иванов.

Для полноценного участия людей с нарушением слуха необходимо наличие сурдоперевода, который должен знать каждый сурдопедагог. Поэтому им необходимо изучать жестовый язык, как это делали великие сурдопедагоги династии Рау, включая Федора Федоровича Рау. Мы также обязаны изучать жестовый язык, чтобы обеспечить доступность общения с глухими людьми, которых мы учим, любим и включаем в свою жизнь.

В связи с этим вызывает глубокую озабоченность отсутствие с 2017 года цифр приема для неслышащих студентов в Институте детства МПГУ, о чем заявила Татьяна Александровна Соловьева, директор Института детства МПГУ, в который входит дефектологический факультет.

Важно отметить, что почти четверть века учащиеся с нарушениями слуха получали образование под руководством профессора Екатерины Григорьевны Речицкой в основном педагогическом университете страны. Более 300 выпускников факультета сурдопедагогики составляют сегодняшнюю интеллектуальную элиту образования. Прекращение приема таких студентов обусловлено тем, что они не справляются с вступительными экзаменами по математике и не обладают достаточными интеллектуальными способностями для получения высшего образования.

В 2014-2015 годах была введена новая процедура государственной итоговой аттестации, которая недискриминационным образом не учитывала психофизические особенности выпускников с инвалидностью. В связи с этим общественные организации ВОГ, ВОС, ВОИ обратились к отделу непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями в Центре дошкольного, общего и коррекционного образования Федерального института развития образования (ФИРО) с просьбой о принятии мер, обеспечивающих доступность государственной итоговой аттестации. По поручению Рособрнадзора, сотрудники Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и управления оценки качества общего образования (руководитель Ю. С. Егорова) Рособрнадзора совместно с сотрудниками ФИРО разработали основные принципы проведения государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью. Для апробации были привлечены 33 общеобразовательные организации для обучающихся с ограниченными возможностями из разных регионов России. В результате совместной работы были разработаны методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации и ЕГЭ для слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих выпускников, которые в настоящее время применяются на практике.

В июле 2017 года мы выполнили задание ФИПИ, заключавшееся в проведении выборочного анализа изложений, написанных выпускниками 2016-2017 учебного года с нарушениями слуха. Из 343 проверенных выборочно изложений нами было зачтено 280 работ, что составляет 80% от общего количества проверенных. Это означает, что большинству выпускников с нарушениями слуха удалось успешно интерпретировать сюжет литературного источника изложений. Полученные результаты полностью развенчивают миф о "интеллектуальной несостоятельности неслышащих выпускников".

ТЭГИ: Доступная среда Образование Обучение

Ученые-сурдопедагоги о роли дактильной речи в общении и обучении глухих учащихся

Размышления о значимости дактильной речи и ее роли в общении и обучении детей со слуховыми нарушениями проводились учеными-сурдопедагогами. Историко-педагогический анализ показал, что в середине XX века эта проблема стала предметом специального исследования. Советский сурдопедагог С. А. Зыков со своим коллективом разработал новую концепцию обучения языку неслышащих детей.

В настоящее время дактилология широко используется в образовательном процессе и в общении между педагогами, родителями и детьми со слуховыми нарушениями. Однако возникает вопрос о том, как организовать изучение языка с учетом потребностей в общении и различных видов деятельности. Учитывая особенности устной речи у детей с нарушением слуха, значимость дактильной речи становится очевидной. Мнения советских дефектологов Б. Д. Корсунской и С. А. Зыкова подтверждают эту точку зрения.

Публикация «Ученые-сурдопедагоги о роли дактильной речи в общении и обучении глухих учащихся» размещена в разделах

  • Образовательное учреждение для детей с особенностями развития. Ресурсы для педагогов
  • Дети с нарушением слуха: особенности обучения
  • Стимулирование развития речи у детей
  • Важность социализации и коммуникативного развития
  • Образование: полезные материалы для школьных педагогов
  • Дополнительные образовательные ресурсы

Мы изучили работы Б. Д. Корсунской, которая разработала эффективную систему развития устной речи у детей с проблемами слуха в дошкольном возрасте. Ее метод основан на использовании дактильной формы речи.

По словам Брониславы Давыдовны, дактилология играет ключевую роль в общении и обучении, особенно на ранних этапах жизни, способствуя формированию и развитию устной речи. Глухие дети легче усваивают дактильную речь, чем устную.

Дактилоглогия помогает им овладеть звуко-буквенным составом слова и, следовательно, аналитическим чтением. Она также способствует расширению словарного запаса за короткий промежуток времени [3]. В своей системе Б. Д. Корсунская выделяет определенные принципы, устанавливающие последовательность использования различных средств речи учителем.

По мнению автора, письменная речь играет ключевую роль в обучении языку глухих. Преподаватели должны использовать письменные таблички в обучении детей, предварительно называя объект устно. Затем они сочетают устную и письменную речь для обучения [17].

Для глухих детей устная речь сложна, поэтому они лучше усваивают функции слов через зрительный анализ, что подтверждает важность письменной речи. Постепенно преподаватели вводят дактильную речь, учащиеся учатся соотносить буквы с жестами на табличках и в конечном итоге овладевают речевой культурой [6].

В соответствии с методикой Брониславы Давыдовны, учитель предпочитает обучать устно-дактильно. Ученики считывают материал с рук, губ в зависимости от своих способностей, умений и сами составляют слова и фразы с помощью дактильных знаков. Исходя из своих произносительных навыков, они также сопровождают дактильную речь устной. В конечном итоге учитель стремится полностью перейти на устную речь, однако используя закрепленный речевой материал. Дети также развивают свою коммуникативную активность, используя больше устную форму речи.

Можно сказать, что дактильная форма речи играет вспомогательную роль в обучении устной и письменной речи неслышащих детей, согласно системе Б. Д. Корсунской [7] по формированию словесной речи.

Изучая работу учителя глухонемых детей Л. П. Носковой [12] и ее систему воспитания и обучения, можно увидеть, что дактильная речь играет важную роль. Она вводится постепенно в процессе развития у детей, начиная с второго года обучения.

Первоначальной формой речи на первых этапах обучения, по мнению Людмилы Петровны, является устная речь, благодаря развитию остаточного слуха. Педагог общается с ребенком устно, ожидая от него зрительного или слухового восприятия устной речи. Письменная речь выступает в роли вспомогательного средства, и дети постепенно учатся грамоте.

В следующем этапе учат детей составлять слова из разрезной специальной азбуки для аналитического чтения. Л. П. Носкова [13] утверждала, что раннее использование дактильной речи может негативно сказаться на устной речи, особенно на ее произносительной стороне. По её мнению, уже со второго года изучения языка необходимо включать дактилологию в процесс развития речи. Она считала, что дактилология помогает передавать структуру слов точно и различать восприятие речевых единиц.

По данным исследования Т. В. Пелымской и Н. Д. Шматко [14], убеждения Людмилы Петровны были подтверждены экспериментально, они показали, что дактилирование в начальный период обучения языку имеет отрицательное влияние на усвоение слов детьми. В процессе педагогического исследования дактилология не учитывалась [8]. Разработанная ими система коррекционной помощи также применялась в семье, проводились занятия по развитию слухового восприятия и устной речи с младенчества. Система «чистый устной метод» или «система Леонгард» запрещает использование дактильной речи и жестов [9].

Проведя детальный анализ литературных источников, посвященных данной теме, мы пришли к выводу, что в современной системе образования возникают нерешенные вопросы в области использования устной речи. Ранее эти вопросы уже поднимались, поскольку влияние использования устной речи у детей младшего школьного возраста на их языковое развитие остается открытым.

Исследование советского сурдопедагога Е. Н. Марциновской [10] показало, что применение дактилологии в речи замедляет темп у нормально слышащих людей. Детям с нарушением слуха, которым педагоги замедляли темп речи, трудно приспособиться к высокому темпу устной речи в нормальной среде. Исследование также показало, что дети, владеющие высоким уровнем дактилирования, могут воспроизводить слова с одинаковой скоростью как дактильно, так и устно [10]. Интересным фактом является то, что сопровождение устной речи дактильной только ускоряет ее темп. Однако сам темп дактильной речи всегда будет отставать от нормального темпа устной.

По мнению современных ученых-сурдопедагогов Т. А. Соловьевой, Е. З. Яхниной [16] наиболее важной образовательной потребностью неслышащих школьников является усвоение словесной речью. Одной из форм словесной речи является дактильная. Ученые подчеркивают, что современная отечественная система образования глухих детей учитывает разные формы речи, такие как устная, письменная, устно-дактильная и жестовая [15]. Разнообразные формы речи позволяют учитывать индивидуальные образовательные потребности и возможности, а также развивать коммуникативные навыки и социальные.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что советские и современные научные деятели сурдопедагогики имели разные взгляды на использование дактильной речи в обучении неслышащих и ее роль в коммуникативной деятельности. Однако основным и эффективным элементом формирования словесной речи глухих детей остается дактилология, как вспомогательное средство обучения языку. Ее роль в коммуникации также очень важна, поскольку успешное использование дактильной формы речи в учебной деятельности способствует также и общению между сверстниками, родителями и учителями. Мы опираемся на мнение одного из создателей теоретических основ коммуникативной системы обучения языку неслышащих учеников – С. А. Зыкова. Он считал, что дактильная речь является первичной формой для коммуникации на начальном этапе овладения языком, поскольку благодаря применению дактилологии процесс формирования устной речи у глухих школьников упрощается и закрепляется [1].

1. Людмила Андреева написала учебник по сурдопедагогике, который рекомендуется для студентов высших учебных заведений. Научные редакторы: Н. М. Назарова, Т. Г. Богданова. Издательство «Академия», 2005 год. Всего 576 страниц.

2. Юлия Байдина и Галина Труфанова исследовали особенности речевого развития детей с нарушениями слуха. Статья опубликована в журнале Science Time в 2016 году, номер 5 (29). Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-s-narusheniyami-sluha

3. Анна Геранкина провела исследование по знанию дактильного алфавита у глухих учащихся вечерних школ. Работа опубликована в журнале "Вопросы сурдопедагогики". МГПИ, 1970 год.

4. Сергей Зыков написал методику обучения глухих детей языку. Издательство, 1977 год. Объем — 200 страниц.

5. Сергей Зыков опубликовал работу по обучению глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. Издательство АПН РСФСР, 1961 год. Всего 349 страниц.

6. Изучение методов развития устной речи у детей с нарушением слуха Б. Д. Корсунская. -М. ,”Просвещение”,1969.

7. Б. Д. Корсунская. Воспитание ребенка с проблемами слуха в семье. М., “Педагогика”, 1970 192 с.

8. Э. И. Леонгард. Аспекты развития слухового восприятия у дошкольников с проблемами слуха и слабого слуха. Дефектология. 1977. – 16 с.

9. Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова. Работа над улучшением устной речи у детей с нарушением слуха в семье. М., «Просвещение», 1991. – 160 с.

10. Е. Н. Марциновская. Дактильная форма речи и ее влияние на устную и письменную речь // Психология детей с нарушением слуха / Под редакцией И. Е. Соловьева. М. : Просвещение. 1971. – С. 248-254.

11. Н. М. Назарова. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Л. В. Андреева; под редакцией Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 655 с.

12. Методика развития устной речи у детей дошкольного возраста с проблемами слуха: пособие для студентов высших учебных заведений. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. — 344 стр.

13. Теоретические основы обучения языку глухих детей дошкольного возраста // Вопросы формирования речи аномальных детей Дошкольного возраста. — М., 1982. – 151 стр.

14. Формирование устной речи у детей дошкольного возраста с проблемами слуха: Пособие для учителя-дефектолога. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 — 224 стр.

15. Дактильная и жестовая речь как средства коммуникации для людей с проблемами слуха: Учебно-методическое пособие в двух частях / Е. Г. Речицкая, Л. А. Плуталова. – Москва : МПГУ, 2016. – 144 стр.

16. Соловьева Т. А., Яхнина Е. З. Роль разнообразия речевых форм в современной системе образования для глухих студентов // Исследования в области науки и образования. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-raznyh-form-rechi-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-gluhih-obuchayuschihsya

Схожие статьи:

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями? Правила этикета при общении с инвалидами. В течение длительного времени в нашей стране не существовало установленных правил этикета при общении с людьми с ограниченными возможностями. Но сегодня все меняется.

Игра — важный аспект в образовательном процессе и взаимодействии с детьми. Из моего личного опыта работы с детьми дошкольного возраста я пришла к выводу, что игра может

Урок чтения и развития речи "Подготовка белки к зиме" для учеников 2 класса со слуховыми нарушениями. Цель: продолжить работу над улучшением навыков чтения и развития речи.

Консультация "Развитие речи в повседневном общении и специальные игры". Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. Цель: развивать слуховое внимание, расширять активный словарь, развивать

Разработка игровой терапии для детей в возрасте 6 лет с проблемами в общении. Пояснительная записка.

Важность общения и потребность в эмоциональном контакте сильно зависит от накопленного опыта.

Фотоотчет "Мои персонажи и их влияние на развитие детской речи". У каждого воспитателя живет свой актер. Он только наденет костюм сказочного героя, и сразу же воплощается в него и создает сказочную атмосферу.

  • Коррекционная школа (интернат). Ресурсы для педагогов
  • Нарушение слуха. Обучение детей с проблемами слуха
  • Развитие речи. Улучшение навыков речи у детей
  • Социализация. Развитие социальных и коммуникативных навыков
  • Школа. Материалы для учителей
  • Темы для обсуждения

Сурдопедагог – кто это?

Учитель-сурдопедагог — это специалист, который занимается обучением детей с нарушениями слуха. Несмотря на то, что многие путают сурдопедагога с сурдопереводчиком или врачом-сурдологом, его основная задача заключается в развитии звуковой речи у детей, учащихся на слухо-зрительной и слуховой основе. Он также занимается профилактикой распада речи не только у детей, но и у взрослых, потерявших слух в возрасте, когда речь уже сформировалась.

Особенность работы учителя-сурдопедагога заключается в том, что он специалист, который знает закономерности развития устной и письменной речи у детей с нарушениями слуха. Он может оценить особенности развития и уровень сформированности у ребенка речи с помощью методов психолого-педагогической диагностики. Учителя-сурдопедагог владеет различными технологиями формирования, развития и коррекции нарушений устной и письменной речи у неслышащих детей.

Миссия Учителя-сурдопедагога:

— помощь детям с нарушениями слуха, в том числе детям после кохлеарной имплантации, в овладении речью;

— разбор вопросов специфических трудностей в обучении и способов их преодоления у детей школьного возраста;

— развитие коммуникативных навыков;

— обучение чтению, письму и счету;

— занятие сохранением речи после заболеваний, которые приводят к стойкому снижению слуха.

Где и с кем сотрудничает специалист по работе с детьми со слуховыми нарушениями?

Специалист по работе с детьми со слуховыми нарушениями — это человек, который занимается работой с детьми разного возраста, подростками и взрослыми. Он чаще всего работает в специализированных образовательных учреждениях, таких как государственные детские сады и школы, где проводится коррекционно-развивающая работа с детьми со слуховыми нарушениями, а В учреждениях, работающих по программам инклюзии.

Специалист по работе с детьми со слуховыми нарушениями также может работать в частных образовательных и развивающих центрах, центрах поддержки семейного воспитания и психолого-педагогических комиссиях. Он также может работать в реабилитационных центрах, центрах слухопротезирования, медицинских учреждениях и вести частную практику.

В зависимости от возраста и уровня слухового снижения учитель-дефектолог ставит перед собой различные задачи, применяя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с врачами-лорами и аудиологами.

Где можно получить образование для работы в сфере сурдопедагогики?

Студенты будущие специалисты обучаются в педагогических вузах. В ходе обучения в университете они изучают специальные дисциплины, связанные с особенностями развития речи у детей с нарушениями слуха, методами коррекционной работы, взаимодействием со семьей, педагогикой, психологией, филологией, физиологией, анатомией человека, аудиологией, неврологией, дактилем и жестовым языком, методиками преподавания русского языка, чтения, математики и другими важными навыками. В процессе обучения студенты-сурдопедагоги проходят стажировки в различных практических центрах, где они наблюдают за работой опытных специалистов и сами ведут занятия с детьми дошкольного и школьного возраста.

Практика осуществляется при непосредственном руководстве профессоров университета и опытных педагогов в специализированных учреждениях.

Профессия учителя-сурдопедагога позволяет приобрести обширные знания, постоянно развиваться, осваивать новые навыки, и применять современные методы работы. Конечно, методы работы учителя-сурдопедагога сильно отличаются от работы с слышащими детьми. Сурдопедагоги изучают жестовый язык, который официально используется неслышащими людьми.

Одним из преимуществ работы сурдопедагога является то, что результат работы, проведенной вместе с родителями и ребенком, очевиден для всех участников образовательного процесса. Каждый рабочий день приносит новые эмоции, радость от общения с детьми, творческие и профессиональные идеи, а Возможность бесконечно развивать личные и профессиональные навыки.

Этапы развития сурдопедагогики

Православные церкви и монастыри занимались обучением глухих в древней Руси. Опыт воспитания и обучения глухих в России Возник благодаря созданию системы общественного призрения, а не только церковного, успешным примером которого стали Петербургский и Московский воспитательные дома, где глухие дети учились вместе с сиротами основам грамоты и ремеслу.

Первые методы обучения глухих через жесты и устную речь появились в России в XIX веке. Первую школу для глухих детей из знатных семей открыли в Павловске под Санкт-Петербургом в 1806 году.

В XIX веке развитию сурдопедагогики способствовали работы таких известных сурдопедагогов, как Флери В.И., Гурцов Г.А., Селезнев И.Я., Остроградский А.Ф., Васильев И.А., Лаговский Н.М., Рау Ф.А.

На первых этапах своего развития российская система обучения глухих использовала словесный и жестовый языки. Однако в конце XIX века устная система обучения стала предпочтительнее, и жестовый язык вытеснялся из специальных школ для глухих.

В начале ХХ века началось дошкольное обучение детей с нарушениями слуха. В 1900 году в Москве появился первый детский сад для глухих, организованный Ф.А. и Н.А. Рау. После революции 1917 года школы для глухих были переданы в государственную систему образования СССР.

В тридцатых годах начали появляться специальные классы, а затем целые школы для детей с нарушениями слуха, включая и позднеоглохших. Особенно активным периодом в этом отношении стали 1950-е годы. Выдающиеся ученые-специалисты по обучению глухих детей разработали уникальную советскую систему воспитания и обучения слабослышащих детей.

Исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, где работали ученые-специалисты по обучению глухих — Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Ф.Ф. Рау, Н.Ф.

Слезина, В.И.

Бельтюков, А.Г. Зикеев, а также специалисты по психологии глухих — И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.В. Розанова.

Процесс обучения детей с нарушением слуха

Уникальность современного подхода к обучению детей с нарушенным слухом заключается в применении разнообразных технических средств, которые обеспечивают передачу информации с помощью зрительного восприятия. К таким средствам относятся:

  • статическая и динамическая проекция;
  • видеотехника;
  • лазерные диски, которые кодируют изобразительные и звуковые сигналы.

Телекоммуникационные устройства играют все более значимую роль в процессе общения и обучения детей с нарушенным слухом. В настоящее время некоторые программы уже представлены в виде видеотекста или сурдоперевода. Широко используются видеотелефоны, пейджеры и мобильная связь, а факс давно стал повседневным средством общения для людей с нарушением слуха.

Для учеников с нарушениями слуха компьютер становится незаменимым инструментом в учебном процессе. В отличие от обычных школ, где компьютер используется для оптимизации учебы, в школах для детей со слуховыми проблемами он помогает преодолевать вторичные отклонения в развитии и компенсировать утраченные слуховые функции.

Использование индивидуализированных компьютерных программ позволяет ученикам получать информацию по разным предметам в оптическом, а не акустическом виде, что делает ее более доступной для них.

Учить детей с проблемами слуха Включает в себя социальную составляющую. Главная цель этого процесса — обеспечить социальную адаптацию и включение ребенка в общество, позволить ему почувствовать себя полноправным участником социума. Особенно актуальной становится проблема социокультурной идентификации и интеграции в молодежной среде, поскольку это напрямую связано с их личным самоопределением, поиском друзей и созданием собственной семьи.

В чем особенность сурдопедагогов в обучение глухих языку

Проект "Дефектология Проф"

У детей с нарушением слуха особенно замедлено развитие словесно-логического мышления, то есть у них долгое время не формируются связи между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями. Самым сложным для таких детей является логическая обработка текста и построение умозаключений на основе информации, представленной устно.
Специальная школа I вида, где учатся дети с нарушением слуха, осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

  • I ступень — начальное общее образование (5-6 или 6-7 лет, в зависимости от наличия подготовительного класса);
  • 2 ступень — основное общее образование (5-6 лет);
  • 3 ступень — полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).

Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, создается подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет. Учебная деятельность направлена на формирование и развитие устной и письменной речи, коммуникативных навыков, умения воспринимать и понимать устную речь окружающих. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия устной речи и зрительно на слухозрительной основе с помощью слухового аппарата. Для этой цели проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.

В учебных заведениях, реализующих билингвальный подход, происходит не только равномерное обучение языку звуковой и языку жестовой речи, но и учебный процесс осуществляется на языке жестовой коммуникации. В рамках специальной школы I вида существуют отдельные классы для детей со сложными дефектами (умственной отсталостью, обучением, ослабленным зрением и другими). Количество учащихся в классе (группе) не превышает 6 человек, для классов с детьми со сложными дефектами — не более 5 человек.

Основное внимание уделяется развитию устной речи глухих детей, что является ключевым аспектом в процессе социальной адаптации ребенка. Глухие дети изучают язык в специальных условиях, при этом русский язык в коррекционной школе ориентирован на коррекционную практику.

Помимо специальных уроков (таких как развитие речи, чтение, грамматика), развитию речи способствуют индивидуальные занятия. В процессе формирования речи в условиях специального обучения школьник развивает свое словесно-логическое мышление. Речь оказывает значительное влияние на понимание ребенком окружающего мира, на развитие эмоционально-волевой сферы и формирование личности в целом. Благодаря словесной речи недослышащие дети могут развиваться всесторонне, учиться основам наук, общаться со слышащими, что способствует их социальной адаптации.

Процесс обучения глухих и слабослышащих детей должен быть тесно связан с другими школьными предметами. Основной целью коррекционной школы для глухих детей является обеспечение ученикам такого уровня знания языка, который позволит им активно участвовать в общественной жизни и трудиться в социуме слышащих людей. Кроме того, целью обучения и воспитания в этой школе является возможность последующего образования для глухих детей.

В специальной школе II вида обучаются как дети с частичной потерей слуха и различной степени недоразвития речи, так и дети, потерявшие слух в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие умение говорить. В школе для слабослышащих детей существуют два отделения: 1) для детей с легкими проблемами речи, связанными со слуховым нарушением; 2) для детей с серьезными проблемами речи, вызванными нарушением слуха.

В случае необходимости перемещения ребенка из одного отделения в другое (либо из-за сложностей в первом отделении, либо, наоборот, из-за достижения необходимого уровня развития, позволяющего учиться в первом отделении), перемещение осуществляется по рекомендации МППК и с согласия родителей. В первый класс могут быть приняты дети старше 7 лет, уже посещавшие детский сад. Для детей, не имеющих дошкольной подготовки по каким-либо причинам, во втором отделении организуется подготовительный класс. Классы (группы) в первом отделении могут содержать до 10 человек, во втором — до 8 человек. Основной учебный процесс в школах II вида осуществляется в соответствии с программами общего образования трех ступеней.

♦ В первой ступени обучения дети учатся 4-5 лет в первом отделении и 5-6 или 6-7 лет во втором отделении;

♦ Во второй ступени обучения преподается 6 лет как в первом, так и во втором отделениях;

♦ Третья ступень обучения — это среднее (полное) общее образование, которое длится 2 года как в первом, так и во втором отделениях.

Для развития слухового и зрительного восприятия, а также для формирования и коррекции произношения, проводятся специальные индивидуальные и групповые занятия с использованием звукового оборудования коллективного и индивидуального использования. Для улучшения слухового восприятия и автоматизации произношения также проводятся занятия фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.

Также у детей с нарушениями слуха есть возможность играть в упражнения по развитию речи.

Использование игровых моментов желательно для формирования словаря детей с дефектами слуха, различных форм словесной речи и развития связной речи в дошкольный период и младших классах школы. Дидактические игры способствуют мотивации овладения речевым материалом и могут быть использованы на занятиях по развитию речи.

Например, игра "Поезд" направлена на обучение детей чтению и ответам на вопросы.

Оборудование: игрушечный поезд (5-6 вагонов), игрушки (волк, заяц, лиса, кошка и т.д.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.
Ход игры: Дети сидят или стоят перед учителем.

Учитель (воспитатель) достает из красивой коробки игрушки и называет их вместе с детьми, дает игрушку каждому ребенку. Учитель показывает детям поезд с табличками, говорит: "Будем играть. Лиса, волк, заяц едут в гости к кукле."

Где лиса (заяц, волк. ) собирается ехать?» Ребенок, у которого есть такая игрушка, приходит к поезду и помещает игрушку в вагон с аналогичной табличкой. Вместе с учителем ребенок читает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расставят животных по вагонам. Затем поезд отходит.

«Угадай»Цель игры: развитие мелкой моторики, обучение чтению, понимание вопросов и ответов.Оборудование: чб картинки животных, таблички с названиями животных.Ход игрыВ этой игре соотносятся положения пальцев с характеристиками внешнего вида некоторых животных. На стене выставляются картинки или пиктограммы с изображениями животных, у детей на столах — таблички с их названиями.

В начале занятия учитель предлагает детям угадать названия различных животных, показывая картинки и спрашивая: «Кто это?». После этого дети и учитель вместе читают название животного на специальной табличке. Затем учитель показывает позу животного с помощью пальцев своих рук (складывает пальцы, чтобы изобразить клюв гуся, или делает движения пальцами, чтобы показать заячьи ушки). После этого учитель предлагает детям повторить движения пальцев и указать на табличку с названием животного. Дети повторяют движения и читают название на табличке.

Сурдопедагог

Специалист по обучению и воспитанию глухих детей, известный как сурдопедагог, занимается реабилитацией детей, которым установлены кохлеарные имплантанты. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид выпустил точный тест на профориентацию, который определит подходящие профессии, даст заключение о личности и уровне интеллекта. Особенно этот тест подойдет тем, кто интересуется биологией и психологией (см. выбор профессии по интересам в учебных предметах).

Профгид

Особенности профессии

Специальная педагогика, ранее известная как коррекционная педагогика и дефектология, включает в себя сурдопедагогику. Однако её цель не в исправлении слухового дефицита, а в помощи детям преодолеть барьер между ними и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру лишены возможности слышать звуки музыки, голоса, природы и звуков машин. Эти люди сталкиваются с трудностями в адаптации к миру. Не все из них глухи с рождения, и непонятно, кому из них труднее: тем, кто потерял слух взрослым, или тем, кто никогда не слышал.

Как понять, подходит ли вам профессия "Сурдопедагог"?

Когда взрослый человек теряет слух, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а иногда у него уже есть профессия, в которой глухота является лишь дополнительной трудностью, а не катастрофой. И самое главное – он уже умеет учиться, систематически развивая новые навыки, которые облегчают жизнь.

Начни обучение сегодня, а оплатишь потом!

XYZ SCHOOL – ведущий в области обучения геймдеву, скидки до 45%. Уникальное предложение.

Акция SkillBox — 60% скидка на профессии и 50% на курсы Skillbox при использовании промокода "prof"

Для ребенка все по-другому. Ребенок с нарушением слуха должен познавать мир через зрение, осязание и обоняние. Он не может участвовать в обычных уроках, смотреть сказки по телевизору и свободно общаться с друзьями на улице.

В России начали обучать людей с нарушением слуха в XVIII — начале XIX века. В это время появились первые учителя для глухих и слабослышащих детей.

Этим детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малышей, которые не слышат или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, различать чужую речь по движениям губ, обучает их жестовому алфавиту и дактильному алфавиту (алфавит, где буквы изображаются на пальцах).

Сегодня начни учиться и оплачивай потом!

Обучение в XYZ SCHOOL — это возможность стать лидером в геймдев индустрии, скидки до 45%. Уникальное предложение.

Курсы SkillBox

Получите скидку 60% на профессии и 50% на курсы Skillbox по промокоду "prof"

В честь защитника Отечества предоставляются скидки до 40% в ИПО

Имеется возможность рассрочки от института и индивидуальные скидки для государственного диплома. Кроме того, в данный момент проводится набор студентов.

Для людей со слабым слухом слуховой аппарат может оказаться полезным, однако иногда он может оказаться бессильным, и в этом случае может потребоваться кохлеарная имплантация — устройство, вживляемое в ухо для стимуляции слухового нерва.

Последнее воскресенье сентября отмечается Международный День глухих, учрежденный по инициативе ООН в 1951 году. В России этот день празднуется с 1998 года.

Даже после установки кохлеарного имплантата, человек может остаться глухим, так как ему нужно привыкнуть к слышанию. Без этой привычки мозг воспринимает звуки как сплошной шум, не различая речь, шум ветра и шум автомобиля. На этом этапе также необходима помощь сурдопедагога для детей.

Опытный сурдопедагог занимается выполнением широкого спектра профессиональных задач:

  • Определяет ухудшение слуха у детей;
  • Проводит глубокое психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
  • Разрабатывает индивидуальные программы для тренировки остаточного слуха и компенсации нарушений (изучение жестовой речи и т.д.)
  • Создает условия для всестороннего развития детей с нарушением слуха, учитывая их индивидуальные особенности;
  • Предоставляет консультации детям и их родителям и многое другое.

Чем занимается сурдопедагог?

Специалист по работе со слуховыми проблемами в своей деятельности направлен на развитие коммуникативных и речевых умений у людей с нарушениями слуха, а также помогает им адаптироваться к различным слуховым аппаратам.

Исходя из изучения физиологических особенностей детей со слуховыми проблемами, врач-сурдопедагог разрабатывает специальные коррекционные методики, педагогические подходы и программы, чтобы обеспечить возможность полноценного обучения и социальной адаптации детей. Целью является обеспечить уровень развития, соответствующий их сверстникам как в учебном процессе, так и в общественной жизни.

Специалист также осуществляет обучение школьных предметов для слабослышащих и глухих детей, используя специальные подходы к передаче информации и объяснению понятий.

Главной целью является обучение детей с ограниченными возможностями слуха устной речи, что оказывает положительное влияние на их социальную адаптацию и общее психо-интеллектуальное развитие. Это нелегкая задача, так как дети не могут услышать сами себя и окружающих, что затрудняет осознание смысла своих слов и действий.

Это не просто формальная работа, а сложное и ответственное занятие, требующее понимания, участия, сочувствия, а также способности мотивировать и поддерживать своих учеников. Основное отличие заключается в том, что сурдопедагог работает со слуховыми или практически глухими людьми, и важно, слышала ли эта аудитория когда-либо звуки.

Человек, который ранее слышал, но по каким-то причинам потерял эту способность, уже имеет представление о звуке, что существенно влияет на его развитие и формирование абстрактного мышления. В случае, если человек никогда не слышал, к нему нужно подходить по-другому.

Для работы с такими людьми необходимо не только быть хорошим профессионалом, но и уметь понимать их. Некоторым сурдопедагогам это приходится делать всю жизнь. Конечно, сурдопедагог обучает языку жестов, но он также стремится создать живое эмоциональное общение, а не просто обмен информацией.

Специалист по обучению глухих и слабослышащих также имеет возможность преподавать основы речи для людей с такими дефектами слуха, для этого необходимо иметь логопедические навыки и навыки дефектолога. Кроме того, сурдопедагог, прежде всего, является педагогом, и его работа включает в себя все аспекты, с которыми обычно сталкиваются педагоги. Это включает в себя психологию общения, умение привлекать внимание и способность видеть в каждом ученике уникальную личность.

Какие заболевания лечит сурдопедагог?

Специалист по работе с глухонемыми людьми может быть необходим при разного рода заболеваниях среднего и внутреннего уха, мозга, а также зубов или языка.

Он проводит диагностику и коррекцию у пациентов с глухотой, слепоглухотой и слепоглухонемотой.

Также он может работать с людьми, страдающими тугоухостью, отитом или отосклерозом.

Наряду с этим, причиной обращения к специалисту может стать нистагм, неврит слухового нерва, болезнь Меньера, а Вибрационная болезнь.

Полная или почти полная потеря способности воспринимать и понимать звуки извне называется глухотой. Существенное снижение, но не полная потеря, способности слышать звуки, обычно вызванное заболеваниями внутреннего уха, воспалениями внутреннего и среднего уха, иными инфекционными процессами и их осложнениями вблизи ушей (например, отит, грипп), называется тугоухостью. Кроме того, снижение слуха может быть вызвано громкими звуками, сильным шумом, вибрацией или механической травмой.

Более сложным случаем является глухонемота, когда человек не только не слышит, но и не может говорить. Это состояние может быть вызвано как недостаточным восприятием речи, так и нарушениями работы голосового аппарата. При выявлении причины проблемы, сурдопедагог разрабатывает индивидуальный метод работы с таким учеником.

Самым сложным случаем для коррекции является ситуация с человеком, который является слепоглухонемым. Если у ребенка есть проблемы с слухом, его обучают устной речи через зрительный контакт. Но если у ребенка есть проблемы со зрением, то он не может быть обучен устной речи вообще. Тем не менее, такие люди нуждаются в специальном обучении, чтобы приобрести основные навыки общения и самообслуживания.

Болезнь Меньера — это накопление жидкости во внутреннем ухе, которая оказывает давление на клетки, отвечающие за ориентацию тела и равновесие. Это состояние может быть вызвано инфекциями, воспалительными процессами, травмами или проблемами с сосудами.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий