Строительство Санкт-Петербурга при Петре I: Хроника создания города на Неве

Официальная история говорит нам, что в 18м веке пришел Петр I на болото и с нуля менее чем за 100 лет построил фантастический город. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся вместе, порассуждаем. Все, кто надеется прочитать однозначный ответ на поставленный вопрос, может статью не читать, я ее пишу лишь для того, чтобы сопоставить доводы и факты, а не для каких то конкретных выводов. Ну что, начнем.

Эрмитаж. Обратите внимание на окна подвала. А где же фундамент?

Давайте начнем с того, что видно невооруженным глазом каждому жителю города и каждому приезжему — это окна на месте фундамента у многих зданий Санкт-Петербурга. Если пройтись по исторической части города, то можно заметить, что каждое второе здание ушло под землю в том числе и Эрмитаж и чуть выше уровня земли торчат остатки окон.

Санкт-Петербург 23 линия В.О., здание Горного университета.

Официально это объясняется тем, что на улицах города просто накапливается культурный слой и сантиметр за сантиметром скрывает дома. То есть за последние 300 лет пыли и грязи на улицах скопилось около 2-3 метров, по метру за столетие. Значит улицы вообще не убирают? И люди по ним тоже не ходят?

Но если посмотреть фотографии начала прошлого столетия, то мы обнаруживаем, что здания выглядят так же как сейчас и никакого культурного слоя за это время не прибавилось, а ведь как минимум метр пыли должно было намести. Смотрим на фотографиях на окнах, которые якобы идут из подвала.

Василий Садовников. Вид Дворцовой площади от Миллионной улицы. 1830-е гг. Тоже торчат окна из подвала

Эрмитаж начало прошлого века

Эрмитаж. Наши дни — ничего не изменилось.

Дворец Меншикова на фото 19 века

Дворец Меншикова наши дни

И рисунки архитектора Зимнего Дворца Растрелли тоже показывают дворец в том же виде в котором он находится сейчас.

Рисунок Зимнего Дворца архитектора Растрелли

Значит дело не в культурном слое, а просто так строили, практически без фундамента, ну или сымитировали его потом, и с окнами в подвале. Но не забываем, что Петербург очень часто подтапливается Невой и строить здания практически без видимого фундамента и с окнами в подвал — это очень оригинально. И нельзя сказать, что Петр со своими строителями не знал о потопах, в 1703 году спустя три месяца после “официального” основания города произошел потоп и вода поднялась на два метра.

Самое мощное наводнение за всю историю Петербурга в 1824 года

Наводнение 1824 года, вода поднялась на 4 метра

Наводнение в Санкт-Петербурге в 1903 году

И получается, что несмотря на это все равно построили город с совершенно заниженными строениями. В одной из статей посвященной нашей с вами сегодняшней теме я нашла фрагмент из интервью питерского историка Марины Логуновой. На вопрос про утопленность питерских зданий в грунт, она ответила:

— Действительно, судя по документам начала XVIII века, культурный слой за 250 лет особо не вырос, цокольные этажи зданий исторического центра еще тогда были более чем наполовину утоплены в грунте. Уровень Невы также не претерпел изменений. Но как объяснить это, мы не знаем.

Это Петровские ворота и Петровская крутина

Окна у самой земли, а что за кусок арки справа?

То есть даже питерские историки, у которых есть необходимые знания и возможность пользоваться разнообразными архивами, не могут ответить на вопрос “Почему город утоплен в грунт?”.

Здание вообще находится ниже уровня воды

В большинстве исторических зданий первым этажом является подвал: в Зимний дворец входишь сразу в подвал, в Кунсткамеру — в подвал, военно-морской — подвал, зоологический-подвал. Дворец Меньшикова — весь первый этаж ниже уровня грунта. Да во многих старых здания Петербурга при выходе попадаешь сразу в подвал. Но кто же так строит? В столь подтапляемом месте.

Ну ладно еще делают подвалы, но окна то в них (иногда очень большого размера, например, как в Зимнем дворце) зачем?

Большой Екатерининский дворец после Второй мировой войны. Обратите внимание внизу есть какие то окна

Большой Екатерининский дворец наши дни. Никаких окон внизу нет — засыпали

Создается впечатление, что так не строили, а просто весь город когда то засыпало толстым слоем земли или залило большим количеством грязи. Может быть было наводнение о котором мы не знаем? Тем более об этом говорит один факт.

Во время раскопок культурного слоя на Дворцовой площади выяснилось, что под нынешним асфальтом находится 1,5 метра грунта под которым лежит еще одна мостовая. Но если эту первую, нижнюю мостовую положили в 18м веке, то откуда появилось 1,5 метра грунта? Либо была какая то катастрофа, например огромное наводнение и грунт принесен с водой, тогда можно объяснить почему здания тоже завалены грунтом.

Либо это культурный слой и он нарос сам, но тогда должно пройти больше чем 300 лет и Питер должен был безлюдным, так как в противном случае всю грязь убирали бы дворники. Огромное наводнение в 1824 году, можно не считать, после него явно не было 2х метров, а в некоторых местах аж 4 метров, нанесенного грунта.

А теперь посмотрите на вот эту фотографию. Это фотография сделана в 2002 году на северо-западном углу Дворцовой площади. Красной стрелкой здесь отмечена черная полоса, которую по телевизору назвали “поверхностью времен Екатерины”.

Но тогда получается нестыковочка: Зимний дворец по эскизам тех лет выглядит так же как сейчас, а если это культурный слой так пышно нарос на площади, то и дворец должен выглядеть в те времена иначе — выше и цокольные окна должны быть на поверхности. А дворники за эти 300 лет ни разу не убирались? А еще очень загадочным остается найденный недавно фундамент колоссальной конструкции, спрятанный под четырехметровым слоем земли. Вот он.

В исторической части Петербурга практически во всех подвалах расположены кафешки или магазины. В некоторых из них есть окна, которые практически полностью заложены кирпичом. А есть дома с полностью заложенными подвальными окнами. Спрашивается, а зачем окна вообще в подвале сделали, что бы потом заложить их?

Заложенные подвальные окна

И здесь тоже заложены окна

Вот и получается, что либо за эти 300 лет произошло, например наводнение о котором почему то не говорят в официальной истории. Либо — Петр не строил город, а пришел в заброшенный или пострадавший от катастрофы город, и выдал его за свои. Здания были занесены песком, отсюда и разница между двумя мостовыми, ушедшие под грунт дома и чужая культура о которой я расскажу далее. Нужно было только отреставрировать разрушенные здания и придумать басенку о том, что окна замурованные в подвалах — это так задумано.

А теперь давайте порассуждаем на тему того, почему в Санкт-Петербурге так много Римской тематики. Куда ни глянь везде либо Римские божества, либо символы: крыши зданий украшают античные божества, памятники все в в античном стиле, летний сад весь заставлен аналогичными скульптурами, в Эрмитаже целые этажи уставлены римскими скульптурами и все это приписывают мастерству наших ремесленников.

Юпитер в Эрмитаже

Зал античных скульптур в Эрмитаже

Фрагмент греческого мифа о Геракле

Памятник Петру I в римском стиле, со Суворовым вообще не заморачивались — поставили ему памятник римского бога войны Марса, видимо тот который завалялся в куче античных скульптур.

Обратите внимание на памятник Петру. Петр сидит на коне без штанов, одетый в одну римскую тогу и сандалии, на боку весит римский меч. Но на большинстве скульптурных и художественных изображениях Петр изображен в нормальной одежде XVIII века, с саблей, которые были тогда на вооружении.

короткий римский меч

Сабли, которые были тогда у нас на вооружении

А еще Петр сидит на коне без стремени, а что говорит нам официальна история: стремя было изобретено в IV веке. Значит всадник изображающий Петра жил не позднее IV и статуя отлита возможно тоже в эти же времена.

Официально эта вся римская эпопея объясняется тем, что “так в то время было модно”. Но минуточку, а не европейскую ли моду привез Петр в Россию после путешествия в Голландию? Парики там всякие, рейтузы. Мне кажется, что европейская мода того времени никак не похожа на моду римскую. Так что именно было модно?

Парики или сандалики с тогами.

Почему, если сейчас говорят о модном тогда римском стиле, нигде кроме этого памятника Петр не изображен в этом “модном” виде? Ну хотя бы портрет бы был Петра в тоге и с голыми ногами, но нет, нет такого. Только памятник.

А еще в Эрмитаже в тронном зале царя, прямо над троном, барельеф Георгия победоносца, который убивает змея. Самое интересное, что Георгий одет точно так же, как и Петр, голый торс, римская туника и сандалии. Но что то я не припомню, что бы у нас на Руси изображали Георгия полуголого. К сожалению на моей картинке плохо видно, но вы обратите внимание на барельеф когда будете в Эрмитаже.

Может быть все это нам досталось от кого то другого? Например памятник Петру стоял и до Петра, нужно было только голову сменить на более похожую на Петра I, да чуть чуть подреставрировать. Да и барельеф с Георгием Победоносцем тоже нам достался вместе в Эрмитажем, поэтому у святого такая одежда. Куча античных скульптур на зданиях, памятниках и в экспозициях музеев тоже нам досталась даром. Поэтому Суворову поставили памятник бога войны Марса, зачем отливать что то новое, когда можно просто переименовать наследие, которое по какой то причине досталось нам и нагло присвоено Петром и его соратниками.

Здесь я покажу вам старинные картины и изображения, которые показывают наличие того, чего еще по данным официальной истории не было.

Объясню, чтобы не говорить загадками: есть множество картин русских и не только художников на чьих картинах начала 19 века изображен Исаакиевский собор, но вся интрига этих картин заключается в том, что все эти изображения датируются теми годами, когда Исаакий не был построен.

Меня заинтересовали эти нестыковки и я решила поделится ими с вами.

Начнем. Официальная история гласит, что на месте нынешнего Исаакиевского собора было еще три его предшественника. Первый собор был построен из бревен в 1707 году, но через десять лет в 1717 году строят второй собор из камня. Замена старого собора производится из-за того, что деревянный храм обветшал.

Очень интересно, между постройками двух первых соборов всего 10 лет — то есть за этот маленький промежуток времени первый деревянный собор успел обветшать? Но ведь это очень маленький срок. У меня на даче стоит маленький домик из бревен, в этом году ему будет 22 года, но у него только бревна снаружи потемнели, а больше никаких признаков старения не обнаруживается, а первый Исаакиевский собор успел за десять лет обветшать. Ну да ладно.

Первый собор построенный в 1707 году

Второй собор вроде как был построен на месте нынешнего медного всадника, в него попала молния, был пожар и вообще место было неудачное, постоянно подтапливался фундамент. Изображений второго собора я не нашла, картинка первого есть, третьего есть, а второго нет, ну может быть потеряли — будем придерживаться этого.

После второго, вроде как неудачного собора, в 1768 году было решено построить третий вариант подальше от берега. Спустя почти 40 лет, в 1802 году третий собор был освящен. Вот его изображение:

Третий собор, гравюра 1816 года

А теперь самое интересное, в 1809 году было решено строить новый собор — уже четвертый, видите ли предыдущий, который если верить официальной истории строили почти 40 лет, не подходил общему облику центральной части Петербурга. Что за бред? 40 лет строить собор, вкладывать в его строительство деньги, платить строителям жалование, пусть даже крепостным ведь кормить то их надо было, а потом спустя 7 лет начать строить новый? И опять все по новой. А когда 40 лет мурыжили собор, то не заметили, что какой то он не красивый?

Вот сейчас то мы и подходим к самому интересному. В 1809 году надо было обновить собор, главное условие — сохранить три освященных алтаря, а все остальное можно было переделать. В общем объявили конкурс, представлено было куча работ, выиграл мифический Монферан, и т.д и т.п. Перейдем к самому главному: новый и последний собор начали строить в 1819 году, в 1830 начали делать основание под купол, в 1837 началась установка колонн, а осветили собор только в 1858 году. Почему то между 1837 и 1858 годом провал — неизвестно что делали с собором и почему между этими двумя датами такой промежуток без подробных описании постройки.

Теперь перейдем к картинкам. Начнем с самой занимательной, с газетной вырезки:

Изображение в газетной вырезке является третьим собором, так как именно строительство третьего собор бало окончено в 1802 году, но вам не кажется, что он совершенно не похож на предыдущий рисунок, который я разместила выше. А ведь именно тот рисунок, который размещен выше является официальным изображением третьего собора и больше никаких картинок третьего по счету собора нет.

И не кажется ли вам, что третий собор из газетной вырезки точная копия нынешнего собора? Ну прямо один в один. Кстати прошу заметить, что за здание с колоннами находится на газетной картинке справа от собора? Колонны то еще ладно, но посмотрите на статую человека с лошадью у стен этого здания, ничего вам эта фигура не напоминает? Например статую с Аничкового моста?

Картина Василия Садовникова.

Вот перед вами картина Василия Садовникова нарисованная в 1830-е годы, а Исакий уже стоит, хотя вроде как только в 1837 начали устанавливать колонны у него под куполом.

Вид Исаакиевской площади от Сената. 1820 г.

Вот пожалуйста еще — картина 1820 года, а собор уже стоит да еще и в том виде в котором его должны построить более чем через 30 лет.

Неизвестный художник: Вид на Адмиралтейство, старый Исаакиевский собор, Английскую набережную и здание Академии Наук на Васильевском острове, 1825 год.

Ну а это вообще нонсенс — 1825 год, а собор превратился в какую то хибару, да и вообще как минимум тут должна быть стройка. Официальная наука гласит, что в это время здесь строился большой и современный Исаакиевский собор.

То сеть эта Литография третьего собора сделана тогда, когда уже строили из него другой собор.

Вид строящегося Исаакиевского собора в 1838 г. Литография с тоном. Ф. Бенуа, по оригиналу О. Монферрана.

Эта картинка 1838 года мне очень нравится, история нам говорит, что 1837 году было построено основание для завершающего купола и вокруг него ставились колонны, но как мы видим на этом рисунке никакого основания нет, а колонны уже ставят. То есть историки и художник действовали отдельно друг от друга. Он рисовал, они писали и ничего что информация разная. Я думаю если бы они описывали правду, то между историками и художниками не было бы никаких расхождений.

Вид Исаакиевского собора в лесах. Раскрашенная литография с альбома О.Монферана, 1840 г. (четырёх боковых башен нет в помине). и купол какой то странный.

А вот кстати еще два изображения в продолжение к предыдущему рисунку. Здесь тоже купол не такой как у нынешнего собора, но похож на рисунок, где купол находится в лесах. И там и там купольная часть намного выше и сужается к верхней части. Смотрите:

Кстати рисунок №1 датируется 1835 -1836 годами, то есть Исакия по идее не должно быть на картинке.

Смотрим дальше. Вот еще картинка — это рисунок с натуры Андре Дюрана из его альбома «Путешествие в Россию». Альбом Дюрана был издан в Париже в 1839 году, значит рисунки были нарисованы намного раньше. Обратите внимание, что у Дюрана собор уже стоит, а это примерно 1837-1839 года, а по данным официальной истории — только строится.

А есть еще и вот такая картина датируемая 1840 годом, литография Шарлеманя. Здесь изображено внутреннее убранство собора, но ведь нам говорят что в это время шла стройка полным ходом?

Кстати, увидев эту картину я вспомнила одну очень интересную вещь. В 1837 году в Исаакиевском соборе произошло венчание Екатерины Гончаровой и Дантеса (того самого который смертельно ранил Пушкина). И как же могла произойти х венчание если храм строился? Нестыковочка у историков. Про дату венчания можете сами почитать в википедии, по запросу Екатерина Гончарова.

Вот, пожалуйста еще одна картина, вроде бы Монферана. Открытие Александровской колонны, 1834 год. И что мы видим? Слева Исаакиевсий собор. А ведь всего лишь 1834 год.

Открытие Александровской колонны

А теперь я просто выложу вам картины и изображения Исакия разных лет, подпишу только даты самих картин. А вы сравните. Главное запомните, что по официальной версии в 1837 году начали устанавливать колонны на верхней части собора, и только 1858 году осветили храм. Этих дат вам будет достаточно, что бы понять, что все представленные ниже картины нарисованны значительно раньше этого времени.

Художник Садовников 1830 год

Рисунок Монферана 1820 год

А вот теперь тот же Монферан, но уже 1845 год и исакий уже в лесах.

Рисунок Монферана 1845 год

А вот на год раньше 1844 год, картина Воробьева — собор уже готов.

Картина Воробьева, 1844 год

А вот картина неизвестного художника 1845 года и у него тоже исаакий стоит и никаких лесов вокруг него не наблюдается.

Неизвестный художник 1845 год

А вот еще напоследок, картина некого художника Иоганна Баптиста Вайса, про которого нет даже информации в Википедии. Картина датируется 1843 годом.

Все посты по теме ПИТЕР

Петербург: как строился и менялся

Петербург — памятник архитектуры и отношений между архитектурой и властью. Разберемся, как Петр I заложил в структуре города элементы системы управления страной.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

текст • 5 мин —>

Петербург — уникальный памятник не только архитектуры и градостроительства, но государственного строительства. С его помощью Русь была перестроена в современную Россию. Похожих случаев в мире нет.

Петербург был одним из главных инструментов для Петра, и весь следующий век город сильно зависел от власти. После Николая I Петербург, конечно, продолжает быть столицей, но как город он уже сложился и во многом живет своей жизнью.

Чтобы увидеть эти трансформации, мы и сами поставим увлекательный эксперимент! Мы будем обсуждать конкретное — город, здания, площади и улицы. Но будем также постоянно обращаться к абстрактным идеям — искать связи между ними и зданиями.

Иначе говоря, мы будем не только смотреть, какая появляется архитектура, но и пытаться понять, зачем она появляется.

Читать Закрыть —>

текст • 5 мин —>

Почему Петр I — Стив Джобс архитектуры 18 века

Читать Закрыть —>

Телеграм-канал Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков











1. План Петербурга 1706 года. А.Л. Майер, «Атласы исторического описания предположений о застроении С.-Петербурга», 1839 год (не был издан, существует в рукописи) 2. Карта города между 1714 и 1725 гг. А.Л. Майер, «Исторические планы Столичного города Санкт-Петербурга с 1714 по 1839 год» 3. Карта Санкт-Петербурга.

План Императорского столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 году 4. План Леблона — обратите внимание на композицию площадей, сетку улиц, диагонали проспектов 5. План застройки Васильевского острова Трезини — линейкой он пользоваться точно умел! 6. «Идеальный» город Ришелье во Франции, построенный по инициативе кардинала Ришелье в 1640-х гг. 7. План восстановления Лондона после пожара 1666 года, капитан Валентайн Найт (за этот план автор попал в тюрьму) 8. План восстановления Лондона после пожара 1666 года, Кристофер Рен (был высоко оценен, но не реализован) 9. Батавия, ныне Джакарта, голландский форпост и порт на Яве, 1679 10. План Амстердама, ок. 1688

текст • 5 мин —>

Давайте выясним, почему Петру I понадобилось строить новый город на болотах Невы.

Петербург появился в 1703 году как форпост в Северной войне: крепость для защиты залива, еще одна подальше в море — Кроншлот, верфи для строительства кораблей — Адмиралтейство, поселки рабочих и военных.

✍️ В письмах Петра и его соратников город уже называют «столицей», торговым центром. Строятся не только укрепления и бараки, но и первые дворцы. Быстро или медленно? Сравните три плана: 1706, ближе к 1720–м и 1737 годов.

Чтобы заселить город, Петр издавал указы о переселении в него дворян, купцов и ремесленников. Ему было важно создать в городе европейскую структуру общества — из трех сословий. Также он настаивал на том, чтобы переселение происходило по закону, по схеме, и не пользовался уж совсем грубой силой.

Хотя бывало всякое. В апреле 1721 года Петр приказал сломать крыши домов на Адмиралтейской стороне и не разрешал их чинить, чтобы владельцы переехали на Васильевский остров. Среди пострадавших были не последние люди: князь Петр Голицын, Яков Брюс, купцы Строгановы и др.

Вместо плана Жана-Батиста Леблона приняли простенький план Доменико Трезини. Почему? Леблон, ученик архитектора Версальского парка Андре Лентора, нарисовал результат — прекрасный город будущего, с площадями и проспектами. А прагматичный швейцарец — процесс, деление города на участки, которые можно раздавать переезжающим. Как Петр угадал, какой выбор — правильный?

У Петра получался город, больше всего похожий на его любимый Амстердам. В конце царствования Петра в городе и губернии в целом собиралось около полумиллиона рублей налогов и сборов — гигантская сумма! Большая их часть — таможенные сборы, портовые и кабацкие (!). На строительство города выделялось тоже много: от 150 до 300 тыс. рублей в год — зависело от проектов или возникающих проблем.

Читать Закрыть —>


1. Алексей Зубов. Панорама Санкт-Петербурга, 1716 2. Центр Санкт-Петербурга

текст • 5 мин —>

Давайте посмотрим, из каких первых элементов Петр собрал Петербург — и какие функции они выполняли в этом механизме.

✅ Ключевые элементы города диктовались его задачами. Нужна защита — появляется Петропавловская крепость. Понадобились корабельная верфь, администрация и военно-морское ведомство — построили Адмиралтейство. Здания на Васильевском острове сформировали будущий центр города, как его видел Петр — в том числе это Кунсткамера и здание Двенадцати коллегий, достроенные уже в 1730–х. Понемногу строились дома знатных (Летний и Зимний дворцы, например) и не очень жителей.

⚖️ Посмотрим на задачи, которые решал этот список: ▫️ Защита — крепость ▫️ Нападение — верфь ▫️ Управление — коллегии ▫️ Знания — Кунсткамера ▫️ Статус — дворцы Петр сразу закладывает в структуре города элементы системы управления страной. Он следует идеологии раннего Просвещения и протестантским, прагматичным, ясным взглядам на вещи северной Европы: в Голландии и Англии представляли мир в виде четкого механизма — часов, станка, корабля.

⛵️ Одновременно возникает структура, в которой главная городская площадь — это река: участок Невы от Летнего сада до Адмиралтейства, что запечатлела знаменитая панорама Зубова 1716 года. С этого момента и до наших дней именно здесь находится психологический, туристический и любой другой центр города. На него ориентируются все важные здания, проспекты и улицы, включая и весьма двусмысленный Лахта-центр.

Читать Закрыть —>







1. Петропавловский собор, арх. Доменико Трезини, 1714–1733 2. Летний дворец Петра, арх. Доменико Трезини, 1710–1714 3. Здания Двенадцати коллегий, арх. Доменико Трезини, 1722–1732 — уникальное строение, в котором архитектор не побоялся 12 раз повторить одно здание 4. Кунсткамера, арх. Георг Иоанн Маттарнови — здание сильно испорчено переделками и упрощениями, так что лучше смотреть на чертежи 5. Меньшиковский дворец, арх. Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель, 1710–1720-е 6. Другой дворец Меньшикова — в Ораниенбауме (тоже Фонтана и Шедель, те же годы) 7. «Образцовый дом» Леблона — серия типовых домов, которые соответствовали статусу владельца

текст • 5 мин —>

Теперь посмотрим на первые здания новой столицы с точки зрения эстетики. Принято говорить о петровском барокко как о стиле. Предлагаем взглянуть на него как на ситуацию — и довольно безумную.

В Петербурге работало несколько европейских архитекторов разных школ и разного таланта, с ними — только набирающие опыт русские зодчие. Заказчики тоже были разными: прагматик и визионер Петр, любитель роскоши и праздников Меншиков, искренние сподвижники Петра, невольные заложники его реформ, иностранцы со всей Европы. Чтобы хоть как-то контролировать их вкусы и интересы, были введены правила: застройка вдоль улицы, а не во дворах, как в Москве; типовые фасады для трех категорий граждан. Петр сделал для домов то же, что и для людей, которым резал бороды и которых учил носить европейское платье с париками.

Эта архитектура взяла элементы классицизма и барокко. От общей классицистической основы — ясный ритм и пропорции, спокойный декор, плоскую ордерную декорацию (пилястры, разные филенки и наличники). От барокко — редкие волнистые элементы (волюты, фронтоны), круглые и овальные окна и люкарны. Редко (дорого!) встречаются интересные композиционные или объемные приемы, типа башни Кунсткамеры, ризалитов в дворцах Меншикова.

Строили скромно, ведь возможности были ограничены у всех: заказчики неопытны и плохо воспитаны, архитекторы отнюдь не звезды, трудно с материалами, строителями, временем, деньгами. Все это можно видеть и в провинциальной архитектуре Италии, Франции, Швейцарии, Голландии, Баварии, Саксонии, Северной Европы, Польши, Чехии. Но есть в этом многоголосии и суете свои энергия и очарование. Где еще в мире было так весело?

Наконец, происходит становление еще одного института: профессиональной архитектуры. На смену ремесленникам и артелям мастеров, которые опирались на опыт отцов и дедов, приходят архитекторы с образованием, знающие историю. Многие из них дворяне, хоть и не самые знатные. Они считают себя ровней офицерам, ученым, чиновникам.

Город Петербург создавал новое общественное устройство, а вместе с ним — еще одну новую профессию и искусство. Теперь архитектура — не творчество безымянных мастеров, а высказывание конкретного автора. Причем скоро среди них будет все больше русских имен.

Читать Закрыть —>

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

История создания города Санкт-Петербург

Санкт-Петербург – красивый, исторически значимый город, культурная столица страны. Его летопись начинается с 1703, когда Петр I основал город на берегу реки Невы. 1703 стал символическим для страны — годом создания нового государства и столицы.

История Петербурга кратко

В начале 18-го века Россия считалась отсталой страной. Именно поэтому Петр I решил построить новый город, послуживший окном в Европу. Санкт-Петербург, названный в честь святого Петра — небесного покровителя царя, основан 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 г. Этот день является одним из главных для российской истории. С него начинается история возникновения Санкт-Петербурга.

Территорией строительства города выбрали северо-запад страны, устье реки Невы, побережье Финского залива. Изначально местность оказалась болотистой, топкой. Благодаря усилиям тысяч рабочих, крепость на островах превратилась в красивый город. Первые десять лет строительства возводились Гостиный двор, Троицкая церковь, множество служебных зданий, ремесленные слободы, воинские части, находившиеся на Городском острове (современный Петроградский остров), этот район петербургской земли считался главным.

С первых дней происхождения город стал отправной точкой развития России. Благодаря географическому положению, Петербург был легко защищен от врагов, поэтому послужил важным центром торговли. Новому городу Петр I придавал стратегическое значение обеспечения водного пути Россия-Западная Европа. Санкт-Петербург стал символом мощи и развития Российской Империи. Именно здесь проходили главные события, значимые для страны.

Первая мировая война оказала влияние на судьбу Петербурга. В августе 1914 года город переименовали в Петроград. Изменился смысл названия: теперь он назывался не в честь святого, а в честь основателя. Позднее, в 1924, Петроград переименовали в Ленинград. Важной эпохой жизни Ленинграда является период блокады во время Великой Отечественной войны, именно тогда проявились героизм, стойкость русского народа.

В 1991 вернулось историческое имя Санкт-Петербург, однако многие учебные заведения, парки, различные организации продолжают называться ленинградскими.

Сегодня Санкт-Петербург остается площадкой для развития искусства, науки, культуры. Здесь расположено множество музеев, театров, университетов, других культурных, научных учреждений, играющих значительную роль в жизни города и страны.

Благодаря Петербургу, Россия стала одной из ведущих держав мира. В мае Санкт-Петербург отмечает день рождения — проводит множество праздничных мероприятий, привлекающих тысячи туристов всего мира. Город оживает, напоминая о своем культурном наследии.

История основания Санкт-Петербурга — история развития России и ее культуры. Этот город является одним из важнейших и красивейших городов мира, который продолжает привлекать туристов и удивлять достопримечательностями и историческими уголками, а чтобы осмотреть их все, вы можете заказать туры на нашем сайте.

eponim2008

Это – первая из четырёх статей, напечатанные в журнале «Нива» № 19 от 10 мая 1903 г., в дни, когда отмечалось 200-летие С.-Петербурга. Автор(ы) статей в журнале не указан(ы).

Петербург вырос не совсем обыкновенным порядком.

Обыкновенно бывает так, что города возникают как-то сами собою: понравится известное место сразу многим людям, собираются они воедино по доброй воле и собственному желанию, строят дома, принимаются за ремесла и занятия и начинают жить да поживать.

С Петербургом случилось иначе: его создала, населила и построила мощная рука Петра Великого; почти одна его личная воля, наперекор воле тысяч людей, собрала воедино эти непокорные тысячи и заставила их строить себе дома, проводить улицы и жить новою, непривычною жизнью. Как увидим ниже, постройка Петербурга и жизнь в нем обратились при Петре (даже после него) в своеобразную государственную повинность.

Лишь при Екатерине II и Александре I частное домостроительство в Петербурге стало брать верх над строительством правительственным. В первые же годы по основании столицы по частной инициативе предпринималось лишь весьма ограниченное количество построек: строились только ради царя. В те времена и слыхом не слыхать было о том, чтобы строить дома для извлечения из них денежных выгод (например, для отдачи их под квартиры). Можно сказать, что за весьма и весьма немногими исключениями, первые петербургские домовладельцы смотрели на свое недвижимое имущество с таким же чувством, с каким колодники смотрят на свои тачки и цепи.

Петр Великий чрезвычайно торопился с постройкой нового города, но ему сильно мешала постоянная возня со шведами. Поэтому и первые работы по построению Петербурга были почти исключительно работы крепостного характера, т. е. рвы, валы, укрепления, крепостные стены, батареи.

Эти первые работы производились людьми подневольными — солдатами, а главным образом пленными шведами; много работало и окрестных жителей. Петр был настолько озабочен добыванием рабочих рук, что решил воспользоваться осужденными преступниками. Спустя полгода после начала работ по постройке Петропавловской крепости, он послал князю Ф. Ю. Ромодановскому в Москву следующее оригинальное письмо «о ворах»:

«Аз доношу вашему величеству, что добрых людей довольство имеем. Ныне же зело нужда есть, дабы несколько тысяч воров (а именно, если возможно, 2.000 человек) приготовить к будущему лету. По всем приказам, ратушам и городам собрать по первому пути тех, которые посланы в Сибирь».

Петербург, между тем, разростался: кроме деревянной крепости и деревянного Петропавловского собора на нынешней Петербургской (а тогда «Городской») стороне уже находились — «домик Петра», палаты сановников, а также биржа, лавки и гостинный двор.

На островах Аптекарском и Васильевском высились батареи; на левом берегу Невы строилось деревянное адмиралтейство с верфью и палисадами и был заложен деревянный соборный храм во имя св. Исаакия.

Работы было вдоволь, и вскоре оказалось, что и «воров» не хватает. И тогда появился указ 31-го декабря 1709 года о высылке 400.000 рабочих со всей России, исключая киевской и азовской губерний.

Этот указ последовал вскоре после полтавской битвы, когда шведы были разгромлены, и царь мог заняться своим «парадизом» (таким нежным именем он окрестил свое детище — Петербург!) на свободе. «Ныне — уже совершенный камень в основание Санкт-Питер-бурха положен» — писал он ген.-адм. Апраксину.

Рабочие, отправляемые в Петербург из России, должны были забирать с собою необходимые инструменты и столько хлеба, сколько могло потребоваться в пути. По прибытии же в Петербург они начинали получать казенный паек вместе с денежным жалованьем. Жалованье выдавалось им довольно скромное: по полтине в месяц.

Рабочие делились на две смены: одна смена работала с 1-го мая по 1-е июля, другая с 1-го июля по 1-е октября. Петербургский климат встретил новоприбывших крестьян дурно, и появились заболевания; хворали преимущественно дизентерией. Страдали не мало и от наводнений, по поводу которых князь Репнин писал царю еще в августе 1703 года из С.-Петербурга: «А жители здешние сказывают, что в нынешнем времени всегда то место заливает». И если наводнения составляют до сих пор неистребимое зло нашей столицы, несмотря на то, что почва ее теперь уже значительно повысилась, то в те времена осенние разливы Невы были чрезвычайно жестоки, и «то место заливало» так основательно, что на первых порах приходилось иногда оставлять работы, а в «домике Петра» вода стояла выше колен.

Много и усердно трудилась Россия в лице своего серого народа над созданием Петербурга. Пролагались просеки в лесах, прокапывались для осушения почвы каналы, забивались сваи на набережной Невы. Каналов в С.-Петербурге в те времена было гораздо больше, чем теперь.

Нынешние улицы — Захарьевская, Таврическая, Сергиевская и Фурштадтская были прежде каналами, — оттого они и широкие такие, что дома строились по обеим сторонам водного протока. Каналами были и проспекты Васильевского острова Большой, Средний и Малый. Для замощения улиц существовал любопытный налог на камни: извозчики, а также барки обязаны были при въезде в город складывать по нескольку камней. Этот налог был отменен лишь при Екатерине II.

В 1710 году велено было собрать в московской губернии 3.000 мастеровых с топорами, причем десятая часть их должна была еще сверх того быть снабжена плотничьими инструментами и лошадьми: царю-строителю нехватало специалистов-плотников. Но еще больше того чувствовалась нужда в каменщиках. Столица должна была быть каменною, а каменщиков не хватало.

Каменщиков вообще тогда было мало в деревянной, бедной каменным строением России. И вот, последовал тогда (в 1714 году) знаменитый грозный указ о воспрещении в государстве «всякого каменного строения, какого бы имени ни было, под разорением всего имения и ссылкой». Повелено было прекратить стройку каменных зданий во всей стране. Недостроенные здания, например церкви, так и остались недостроенными ради новой столицы!

Этот указ был издан на неопределенный срок, и только в 1721 году было разрешено достроить одни лишь церковные здания, да и то каждый раз по особым освидетельствованиям губернаторов и воевод.

«Рабочая повинность» была обращена на народ при соблюдении следующих оснований: каждого рабочего брали с 35 дворов (позднее с 11 дворов), причем с остальных 34 (или 10) дворов взыскивалось по 2 алтына. С 1712 по 1716 год было выслано на работы в С.-Петербург ни много, ни мало, до 150.000 человек, и собрано алтынами более миллиона рублей!

Рабочие нередко бегали с работ, и поэтому партии рабочих обязывались круговою порукой за этих «утеклецов». Бегство из Петербурга, впрочем, было явлением, свойственным вовсе не одним лишь рабочим крестьянам. Как увидим ниже, утекали из новой столицы и «люди нарочитые», служилые дворяне, помещики, ремесленники.

Петр Великий не делал никакого различия между черным народом и дворянами в смысле прикрепощения их к Петербургу. Для него все были равны в этом отношении, и еще в 1713 году он повелел, чтобы все причисленные к царскому двору, а также и другие чины, за которыми числилось не менее 30 душ крестьян, строились и жили в Петербурге безотлучно.

Наряду с придворными он переселял сюда целыми слободами ремесленников, торговцев, солдат. Об этом великом переселении напоминают названия многих петербургских улиц — особенно на Петербургской стороне — Зелейная (ныне Зеленина), Ружейная, Монетная, Пушкарская, Дворянская, Белозерская.

В этих улицах жили зеленьщики (пороховые мастера), пушкари, лица привелегированного звания и солдаты Белозерского полка. Моховая улица прежде называлась Хамовою или Хамовною, и на ней обретались «хамовные мастера», т. е. ткачи узорчатых полотенцев и скатертей. В вологодской и архангельской губерниях было набрано несколько сот семейств, занимавшихся плотничеством и судостроением. Эти дорогие и нужные царю люди были поселены на Охте, причем, когда они прибыли в столицу, им было выдано в ссуду по 2 р. деньгами и по 3 четверти муки на семью. Дома для них были здесь уже заранее построены, и была распахана даже земля для посева хлеба: так возникла Охтенская слобода.

В 1712 году велено было «недорослей всех городских жителей и фамилий, и знатных и низких чинов, которые для наук в школах и в службу ни к каким делам не определены, выслать в Петербург на житье безсрочно».

В 1714 году было приказано выслать на водворение в Петербург 300 человек купцов из Москвы «с женами и детьми безсрочно». Но вскоре Петр убедился, что от этих вынужденных петербуржцев пользы мало и, поэтому, начиная с 1719 года, начались некоторые послабления: тех купцов, которые еще не были препровождены в Петербург, было повелено оставить на месте. Тем из приехавших, которые не успели обзавестись на новом месте домами и делом, разрешено было вернуться на прежнее место жительства. Наконец, последовало разрешение богатым помещикам выезжать из Петербурга временно в свои имения, но не более, как на 5 месяцев.

Одним словом, жизнь в Петербурге была тогда настоящею государственной службой со всеми ее аттрибутами, вплоть до отпусков. Известная тенденция Петра — всех и каждого пристроить на служение государству,- сказалась здесь с удивительной яркостью! Первый труженик своего народа и первый слуга своего отечества, Петр невольно требовал того же и от других и в особенности строго проводил эти требования в деле создания нового государственного и национального центра.

По смерти Петра Петербург сразу распустился: туго натянутая струна вдруг ослабела, и началось нечто вроде повального бегства из Петербурга. Многие помещики бросали свои дома неотделанными и уезжали в деревню. Ремесленники и купцы следовали их примеру. В особенности Петербург оскудел населением во время недолгого царствования Петра II, когда даже двор переехал в Москву.

Но этот кризис продолжался только до воцарения Анны Иоанновны и был явлением скорее болезненным, чем нормальным. При Анне Иоанновне повторились строгие репрессии для заселения столицы: зажиточных людей обязывали строиться в Петербурге под страхом отобрания в казну всего их недвижимого имения. Опять появились указы о высылке недорослей, о возвращении разбежавшихся ремесленников и пр. То же самое повторялось и в следующее царствование, т. е. при императрице Елисавете Петровне: все еще приходилось загонять людей в Петербург силою!

В наше время существует в «Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» статья 63, карающая «самовольное возвращение в места, из коих виновные высланы» и применяемая, главным образом, к тем лицам, которых удаляют из столицы и ссылают в места не столь отдаленные.

Во времена Елисаветы Петровны существовало законоположение совершенно обратного характера: каралось не возвращение в столицу, а отлучка из столицы, и употреблялась ссылка на поселение в С.-Петербург!

Это не шутка, а, действительно, так: указ 14-го ноября 1744 года буквально гласит следующее: «непомнящих родства, а также называющих себя поляками и незаконнорожденных, являющихся в казачьи городки, ссылать в Петербург на поселение». Этот указ и другие подобные ему распоряжения не оставляют никаких сомнений относительно существования этой, более чем оригинальной, ссылки.

Настоящее, добровольное заселение нашей столицы началось только при Екатерине II. Эта государыня применила мудрую меру привлечения пришлых людей в столицу разными льготами (особенно для торговцев и промышленников). В сущности, она следовала по стопам Петра Великого, который охотно давал всевозможные земельные и иные льготы своим переселенцам.

Но при Петре Петербург был еще слишком мало популярен для русского народа, он только-только возникал; жить в нем было трудно. А при Екатерине это был уже большой, комфортабельно устроенный и привлекательный город; к нему уже успели в России приглядеться; и поэтому мероприятия Екатерины II оказались подготовленными, поставленными на хорошую почву и сразу возымели успех. В ее царствование население Петербурга увеличилось до необычайных по тому времени размеров, поднявшись с 60 до 200 тысяч!

С тех пор начался уже нормальный, естественный рост нашей столицы, и в наше время не только не ссылают на жительство в Петербург, но, наоборот, высылают из него целыми партиями всевозможных золоторотцев «Спиридонов-Поворотов». Прежде им была бы в Петербурге лафа, ну, а нынче уже не те времена!

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий