Степень социального развития общества: ключевые факторы и тенденции

Степень социального развития общества: ключевые факторы и тенденции

Степень социального развития общества отражает уровень его экономического, культурного и политического прогресса. Она определяется качеством жизни населения, доступом к образованию, здравоохранению и социальным услугам, а также уровнем вовлеченности граждан в общественные и политические процессы. Высокий уровень социального развития способствует формированию гражданского общества и укреплению демократии.

Социальное развитие также включает изменения в ценностях и нормах, которые влияют на межличностные отношения и социальную справедливость. Оно может быть оценено через призму социальных индикаторов, таких как уровень неравенства, степень социальной мобильности и уровень доверия в обществе. Таким образом, социальное развитие является многогранным и динамичным процессом, который требует комплексного подхода и активной работы различных институтов.

Показатели социального развития общества

Индикаторы социального положения и социального развития представляют собой совокупность объективных и субъективных показателей, отражающих эффективность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нравственные ценности и установки людей. Они получаются путем анализа социальной статистики, опроса жителей региона и экспертов, а также отражают стороны наиболее острых и нерешенных проблем в регионе. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективного развития социальной сферы, получаемые из экспертных опросов и нормативных документов.

Весь комплекс этих показателей можно разделить на восемь категорий:

1. Социально-демографический анализ включает в себя оценку динамики численности населения по различным возрастным категориям, уровень рождаемости и смертности, среднюю продолжительность жизни в разрезе пола, возраста, профессиональной и региональной принадлежности, данные о численности семей, их структуре, брачности, разводимости, а также анализ миграционных процессов и характеристики мигрантов, определение пороговых значений социально-демографических показателей.

2. Социально-трудовой аспект включает в себя анализ трудовых ресурсов, их распределения, потребности общественного производства в рабочей силе, динамику занятости и характеристику уровня безработицы, условия труда, вопросы оплаты труда, определение пороговых значений безработицы и деградации трудового потенциала.

3. Изменение уровня и качества жизни населения, включая динамику денежных, реальных и средних доходов, потребление товаров, накопления, соотношение спроса и предложения товаров и услуг, учитывая различия по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значения уровня жизни.

4. Обеспечение населения жильем, включая характеристики жилищного фонда по типу, площади, владению, благоустройству, потребности в улучшении жилищных условий, пороговые значения жилищных условий.

5. Здоровье населения и медицинское обслуживание, включая динамику заболеваемости, причины смертности, инвалидности, характеристику медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения.

6. Развитие образования, культуры и информационных услуг (динамика численности учащихся, посещение дошкольных и внешкольных учреждений, описание образовательной и культурной инфраструктуры, кадровый потенциал, пороговые значения образовательных и культурных показателей).

7. Охрана окружающей среды и социальная безопасность (изменение показателей чистоты воды, воздуха, выбросов вредных веществ, затраты на обеспечение экологической безопасности, уровень преступности, пороговые значения экологических показателей и криминогенности).

8. Социально-психологическое состояние населения (удовлетворенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).

Система региональных социальных показателей — это удобный инструмент, который помогает удовлетворить потребности региональных органов управления в информации о различных аспектах социальных условий.

Множество субъективных элементов и факторов влияют на социальную информацию (такие как смысл, ценность, достоверность) и социальную статистику (например, данные социологических опросов), что создает ряд проблем в реализации социальной политики. К ним относятся:

· проблема измерения качества жизни населения;

· проблемы в обеспечении занятости;

· проблемы в обеспечении социальной защищенности.

Вопрос измерения уровня жизни находится в постоянном внимании международного сообщества и России.

В России основными социальными показателями качества жизни на федеральном и региональном уровнях являются:

— размер прожиточного минимума;

— доля населения, находящегося за чертой бедности;

— уровень доходов;

— процент получающих профессиональное образование;

— виды и объем медицинских услуг, доступных всем населению;

— средняя продолжительность жизни;

На международном уровне для измерения уровня жизни изначально (1961 год) экспертами ООН были выработаны следующие девять показателей:

2) Потребление продуктов питания.

4) Занятость, условия труда.

5) Жилищные условия.

6) Социальное обеспечение.

8) Рекреация, свободное время.

9) Права человека.

Эксперты ООН позднее разработали интегральный показатель жизни в разных странах мира, который называется "Индекс развития человеческого потенциала" (ИРЧП). Этот показатель рассчитывается на основе нескольких аспектов жизни общества:

1) Состояние здоровья людей и их продолжительность жизни (средняя ожидаемая продолжительность жизни);

2) Духовное и интеллектуальное развитие людей — уровень образования, который рассчитывается на основе двух показателей:

а) Доля грамотных среди взрослого населения;

б) Удельный вес обучающейся молодежи;

3) Материальное благосостояние людей, то есть реальные доходы на душу населения (ВВП на душу населения с учетом покупательной способности и равномерного распределения доходов в обществе)

В настоящее время практически все страны мира имеют ИРЧП, и эти данные регулярно публикуются. Считается, что страны с ИРЧП 80 и выше имеют высокий уровень человеческого развития;

• от 50 до 79 — средний;

• если показатель ниже 50 — низкий.

По мнению российских ученых, этот метод расчета уровня развития общества не всегда точно отражает ситуацию в регионах России, поэтому он требует корректировки для сравнения регионов между собой.

Уровень долголетия в регионах России также измеряется средней ожидаемой продолжительностью жизни, используемой в международных расчетах. Однако методика измерения различий в уровне образования в регионах должна быть скорректирована по сравнению с методикой ООН.

Используемый в международных расчетах показатель грамотности среди взрослого населения не применим внутри территории России, поскольку до принятия Конституции 1993 года все взрослые обладали обязательным общим образованием, и поэтому практически все население является грамотным. Поэтому для оценки уровня образования используется показатель продолжительности обучения, которую в среднем получает взрослый житель региона. Этот показатель рассчитывается как средневзвешенная сумма долей людей с высшим образованием (15 лет обучения), неполным высшим (13 лет), средним специальным (11 лет), средним (10 лет), неполным средним (8 лет) и начальным (4 года), среди взрослого населения в возрасте 15 лет и старше.

Индекс отношения денежных доходов к прожиточному минимуму (с учетом 2/3) и

Индекс отношения средней заработной платы и выплат социального характера к прожиточному минимуму трудоспособного населения (с учетом 1/3).

Использование двух индексов также позволяет скорректировать данные по доходам на душу населения (из-за методики расчетов Госкомстата данные о доходах явно завышены для Москвы и Санкт-Петербурга, а занижены для регионов юга России). При расчете показателей, превышающих среднероссийский уровень, применялась (как и в международных расчетах) специальная методика "сглаживания" резких различий.

Основой для расчета всех индексов в методиках измерения уровня развития общества, представленных выше, являются данные, полученные из государственной статистической отчетности. Сбором и анализом подобной статистической информации, в основном, занимаются органы государственной статистики.

11. Социальное развитие и социальный прогресс

Три характерные черты социального развития — необратимость, направленность и закономерность — являются естественными для этого процесса.

Необратимость означает, что количество и качество переменных процессов постоянно накапливаются, направленность указывает на линии этого накопления, а закономерность говорит о не случайном, а обязательном характере этого процесса.

Важной характеристикой социального развития является также продолжительность времени, в течение которого происходит эта трансформация. Кроме того, следует учитывать, что основные черты социального развития выявляются только после определенного времени. Результатом процесса социального развития является новое количество и качество состояния социального объекта, изменение его структуры и организации.

Согласно современным конфликтологам, значение конфликта заключается в том, что он препятствует застою и застойности общества, способствуя его обновлению.

Этим вопросом занимается и марксистская социология, которая видит основной источник социального развития в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса. В сфере экономики это конфликт между производственными силами и производственными отношениями, в социально-политической – борьба антагонистических классов и их партий, в духовной – борьба противоположных идей, выражающая непримиримость соответствующих классовых интересов.

Приверженцы структурного функционализма (2.8) считают, что социальное развитие зависит от взаимодействия внутренних элементов социальной системы. Поддержание стабильности в рамках "социального равновесия" не исключает изменений в обществе. Они рассматривают социальные изменения как "подвижное равновесие", применимое к любой социальной системе. По их мнению, задача институтов контроля и стабилизации заключается в упорядочении общественных отношений с помощью правовых норм, чтобы предотвратить социальные конфликты. В случае возникновения конфликтов в обществе необходимо урегулировать их так, чтобы это не привело к дезинтеграции всей социальной системы.

Концепция "социальное развитие" тесно связана с понятием "социальный прогресс". Социальный прогресс предполагает движение социального развития от более низких к более высоким формам, от менее совершенных к более совершенным. В целом, под социальным прогрессом понимается улучшение социальной структуры общества и условий жизни человека.

В социологии традиционно использовались два общих критерия для определения прогрессивности общества: 1) уровень производительности труда и благосостояния населения; 2) степень свободы личности. Однако, в современных условиях, некоторые социологи считают, что эти критерии социального прогресса требуют уточнения и дополнения.

Оценка социального прогресса остается важным фактором, отражающим состояние экономических и социальных аспектов жизни общества. Однако необходимо учитывать изменения, происходящие в этих сферах.

Например, в постиндустриальном обществе значительную роль начинает играть интеллектуальный труд и социальное обеспечение. В отличие от индустриального общества, где основным показателем благосостояния является уровень потребления, в постиндустриальном обществе качество жизни становится более важным, измеряемое посредством доступа к здравоохранению, образованию, культуре и спорту. С увеличением доли интеллектуального труда и изменением структуры занятости становится сложнее определить универсальный социально-экономический критерий прогресса общества, что требует разработки специальных систем социальных показателей для оценки состояния общества. Такие исследования в настоящее время проводятся российскими социологами, в том числе в Институте социально-политических исследований РАН.

На протяжении долгого времени второй критерий – степень свободы личности – считался основным показателем прогрессивности социально-политических изменений. Однако современные исследования социологов указывают на необходимость не только свободы, но и ответственности для человека сегодня. По мнению некоторых отечественных ученых, второй критерий прогресса определяется уровнем развития социально-политических механизмов, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, российские ученые все чаще говорят о необходимости создания критерия, который отразил бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в области социологии сегодня выделяется третий общий критерий социального прогресса – уровень нравственности в обществе. По мнению некоторых ученых, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

Безусловно, выделение этих критериев далеко не охватывает разнообразие подходов к оценке социального прогресса. В мировой социологии были предложены и другие критерии прогрессивности общества, такие как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производственных сил и степень освобождения человека от влияния стихийных сил природы и общества и другие. В настоящее время все больше внимания уделяется разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития производства, характер распределения товаров и услуг, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, средняя продолжительность жизни, полнота реализации социальных и политических прав и свобод личности и так далее.

Общественный прогресс

Развитие общества может иметь различные направления: не только в сторону прогресса, но и в сторону регресса. Иногда оба процесса происходят одновременно, но в разных областях. Давайте поговорим о критериях общественного прогресса.

· Последнее обновление 31 января 2024

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это процесс развития, в котором происходит преход от менее сложного к более сложному, от простого к более сложному. Целью прогресса является улучшение.

Показатели прогресса:

  1. Развитие интеллекта человека.
  2. Улучшение моральных качеств людей.
  3. Увеличение степени свободы, которую общество может обеспечить человеку.
  4. Прогресс науки и техники.
  5. Рост производительных сил общества.

Прогресс может происходить в двух формах:

  • Реформа — это вид общественных изменений, который предполагает постепенные и планомерные изменения в правилах сферы человеческой жизни.
  • Революция — это вид общественных изменений, при котором быстро и радикально меняются все аспекты жизни государства и общества.

В наше время общество переживает две основные формы изменений:

  • Инновация — это результат творческой деятельности индивида и внедрение новшества в различные сферы общества.
  • Модернизация — это глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем внедрения новшеств и усовершенствования.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это форма развития, характеризующаяся движением назад, переходом от более высокого уровня к более низкому, ухудшением организации и возвратом к более отсталому состоянию.

Стагнация — это застой или полная остановка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

  • Относительность — невозможность использовать термин в отношении некоторых областей, например, в искусстве.

Социальное развитие и социальный прогресс

Процесс социального развития обладает тремя ключевыми особенностями — необратимостью, направленностью и закономерностью.

Необратимость означает, что процессы накопления изменений как количественных, так и качественных, являются постоянными. Направленность — это пути, по которым происходит накопление этих изменений, а закономерность означает, что процесс накопления таких переменных не случаен, а обязателен.

Одним из принципиальных аспектов социального развития является временной период, в течение которого он происходит. Важно также учитывать, что основные черты социального развития проявляются только через определенный промежуток времени. Результатом этого процесса является новое состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В рамках социологии существуют различные подходы к анализу причин и факторов социального развития. Представители конфликтологического направления придают решающее значение социальному конфликту в процессе развития общества.

Современные конфликтологи видят значение конфликта в том, что он препятствует стагнации и застою в обществе, способствуя его обновлению.

К марксистской социологии также относится тот факт, что основным источником социального развития является единство и борьба противоположностей внутри любого социального явления или процесса. В экономической сфере это борьба между производственными силами и производственными отношениями, в социально-политической — борьба антагонистических классов и их партий, в духовной — борьба противоположных идеологий, выражающая непримиримость соответствующих классовых интересов.

Приверженцы теории структурного функционализма считают, что социальное развитие зависит от внутреннего взаимодействия тесно связанных элементов социальной системы. "Социальное равновесие" не исключает изменений в обществе, но стабильность сохраняется. Функционалисты рассматривают социальные изменения как "подвижное равновесие", которое присуще любой социальной системе. Их мнение заключается в том, что институты контроля и стабилизации должны упорядочивать общественные отношения с помощью правовых норм, чтобы предотвратить социальные конфликты. В случае возникновения конфликтов необходимо урегулировать их так, чтобы не нарушить социальную систему.

В социологии для измерения прогрессивности общества традиционно использовались два основных критерия: 1) уровень производительности труда и благосостояние населения; 2) степень свободы личности. Однако в современных условиях, согласно некоторым социологам, эти критерии нуждаются в уточнении и дополнении.

Первый критерий социального прогресса продолжает иметь значение как показатель состояния экономических и социальных сфер общества. Однако следует учитывать изменения, происходящие в этих сферах.

По мере развития постиндустриального общества возрастает роль интеллектуального труда и деятельности в сфере социального обеспечения. В постиндустриальном обществе качество жизни становится более важным показателем благосостояния населения, измеряемым через услуги здравоохранения, образования, культуры и спорта. Изменение соотношения физического и умственного труда усложняет определение прогрессивности общества. Это требует разработки специальных социальных показателей для оценки состояния общества. Такие исследования в настоящее время проводятся российскими социологами, включая Институт социально-политических исследований РАН.

Второй показатель, который долгое время считался показателем прогрессивности социально-политических изменений, — степень свободы личности. Однако современные социологические исследования утверждают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. По мнению некоторых отечественных социологов, второй показатель прогресса может быть определен как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

В настоящее время в российской социологии все чаще звучит мнение о необходимости учета духовно-нравственных, ценностно-мотивационных аспектов экономической и социально-политической деятельности людей. По мнению некоторых ученых, именно уровень нравственности в обществе может стать важнейшим критерием социального прогресса, что отражает новый взгляд на современную социологию.

Конечно, указание на эти критерии далеко не исчерпывает многообразие подходов к оценке социального прогресса. В мировой социологии были предложены и другие критерии прогрессивности общества, такие как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производственных сил и степень освобождения человека от воздействия стихийных сил природы и общества и другие. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития производства, характер распределения товаров и услуг, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, средняя продолжительность жизни, полнота реализации социальных и политических прав и свобод личности и т.д.

Нравится материал? Не забудь добавить его в избранное (CTRL+D) и поделиться с друзьями:

Понятие общественного прогресса и регресса

Степень социального развития общества: ключевые факторы и тенденции

Непрерывное развитие человеческой цивилизации неизбежно сопровождается различными социальными изменениями, которые могут быть несущественными, но могут оказаться исключительно существенными. Все эти изменения можно отнести к одному из двух основных направлений: социальному прогрессу или регрессу.

Социальный прогресс представляет собой постепенную трансформацию общества, способствующую его развитию и переходу к более высоким формам общественных отношений. По мере продвижения вперед уровень благосостояния населения повышается, а зависимость от природных условий уменьшается.

Пример. Изобретение машинного производства привело к сокращению тяжелого физического труда в обществе и автоматизации сложных операций. Это привело к снижению стоимости производимой продукции за счет уменьшения потребности в рабочей силе. Уменьшение стоимости продукции позволило людям массово приобретать товары, которые ранее считались предметами роскоши, например, автомобили.

Тем не менее, определение социального прогресса сложное, так как непросто определить, идет ли общество по пути самосовершенствования. Многие ученые, философы и мыслители выделяют следующие критерии прогресса социума:

  • расширение свободы человека;
  • освоение сил природы;
  • содействие формированию условий для всестороннего развития индивида;
  • увеличение эффективности труда, совершенствование техники, появление новых технологий;
  • повсеместное распространение знаний, информации среди большинства людей, живущих в обществе;
  • установление в обществе принципов всеобщего равенства, справедливости;
  • ускорение экономического роста, увеличение благосостояния населения.

В то же время, ученые выделяют противоречивость общественного прогресса, потому что с повышением уровня техники и технологий страдает экология, с увеличением материального комфорта люди забывают о духовной жизни, автоматизация производства приводит к увеличению производительности труда, но лишает сотни тысяч людей рабочих мест.

Прогресс и регресс социума определяются различными факторами, и возможность обратимости этих процессов является предметом долгих размышлений ученых и философов. Многовековой опыт их мыслей привел к появлению нескольких теорий о развитии общества, которые помогают понять цикличность упадка и возрождения общества.

Теории циклического развития общества

Некоторые ученые утверждают, что социальное развитие во многом не зависит от осознанных усилий людей. Они утверждают, что человеческая цивилизация, состоящая из отдельных обществ, постоянно проходит циклический путь развития – от ее зарождения до гибели. Таким образом, человечество живет по законам природы, также проходит этапы весны, лета, осени и зимы.

Древнегреческие мыслители, философы средневекового Китая, ученые Нового времени заложили основы для циклической теории развития общества. В соответствии с этой моделью, социальные изменения происходят по единому для всех живых существ сценарию: рождение, созревание, зрелость, старость, болезни, смерть.

В древнеиндийских священных учениях, Ведах, признается циклический путь развития цивилизации. В соответствии с этими священными текстами, человеческое общество постоянно проходит через четыре этапа своего развития:

  • Эпоха Сатья юги — это время всеобщего благоденствия, счастья, добра и справедливости. В эту эпоху, которая также называется Золотым веком, нет войн и конфликтов. Люди обладают отличным здоровьем, долгой жизнью, прекрасной внешностью и строго следуют моральным нормам. Люди Золотого века живут в гармонии с природой и не нуждаются в достижениях научно-технического прогресса.
  • Эпоха Трета юги — это Серебряный век. На этом этапе возникают первые конфликты и войны, добродетель, мораль и здоровье людей сокращаются на одну треть, а также уменьшается продолжительность их жизни. В эпоху Серебряного века люди также начинают активно использовать письменность из-за уменьшения памяти.
  • В период Двапара-юги происходит возникновение болезней и стихийных бедствий, а добродетель уменьшается вдвое. Культура и цивилизация подвергаются деградации, что приводит к сокращению продолжительности жизни человека и замене всеобщего счастья тревогами и беспокойствами.
  • Эпоха Кали-юги, или Железного века, характеризуется высоким техническим развитием общества и его полным моральным упадком. Признаки этой эпохи: эпидемии, разрушение института семьи и брака, природные катастрофы, социальные конфликты, войны. Люди теряют свой человеческий облик, начинают убивать друг друга без причины и полностью деградируют.

Древние греческие мыслители Платон и Аристотель также разделяли концепцию циклического развития, однако они утверждали, что социальные изменения происходят иначе. В период зарождения и становления человечества проявляются признаки прогресса общества, но после достижения наивысшей точки развития начинается упадок и деградация.

Философ и ученый 19-20 веков А.Тойнби предложил свою модель циклического развития общества, согласно которой жизненные циклы переживают не всё человечество одновременно, а лишь отдельные общества, государства, народы. Эта модель получила название "Теория локальных цивилизаций". В соответствии с ней, в мировом обществе одновременно происходит зарождение и упадок десятков цивилизаций, подобно отдельным клеткам единого организма, сменяющим друг друга.

Критерии прогресса

Индикаторы прогресса — это ключевые параметры оценки его характеристик:

Социальный индикатор — это уровень социального развития. Он отражает уровень свободы людей, качество жизни, разрыв между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные движущие силы социального развития — революции и реформы. То есть радикальное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное изменение, преобразование.

Разные политические школы по-разному оценивают эти движущие силы. Например, известно, что Ленин предпочитал революцию.

Экономический индикатор — это рост ВВП, объем торговли и банковской сферы, и другие показатели экономического развития. Экономический индикатор — самый важный, поскольку влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самосовершенствовании, когда нечего есть.

Одним из самых спорных критериев духовного прогресса является нравственное развитие, поскольку различные общественные модели оценивают его по-разному. Например, арабские страны не считают толерантность к сексуальным меньшинствам показателем духовного прогресса, в отличие от европейских стран, и даже видят в этом регресс. Тем не менее, существуют общепринятые критерии, по которым можно судить о духовном прогрессе, такие как осуждение убийств и насилия, который характерен для всех современных государств.

Научно-технический прогресс характеризуется наличием новой продукции, научных открытий, изобретений и передовых технологий, другими словами — инноваций. Чаще всего именно этот критерий выступает в качестве основного показателя прогресса.

Критика понятия прогресса имеет долгую историю, начиная с XIX века. Некоторые философы и историки полностью отрицают его как общественное явление. Например, Дж. Вико рассматривает историю общества как циклическое развитие со взлетами и падениями, в то время как А. Тойнби приводит примеры различных цивилизаций с их фазами возникновения, роста, упадка и разложения (Майя, Римская империя и прочие).

Я думаю, что эти споры связаны с различным пониманием определения прогресса и его социальной значимости.

Тем не менее, без общественного прогресса мы не имели бы современного общества со всеми его достижениями и ценностями.

Человек — цель и главный критерий общественного прогресса

Человек является основным показателем того, насколько общество прогрессирует или регрессирует в социальных изменениях. Его физическое, материальное и моральное состояние, а Всестороннее и свободное развитие личности играют ключевую роль в определении этого процесса. В современной системе социальных и гуманитарных знаний гуманистическая концепция имеет огромное значение, определяя социальный прогресс и развитие общества. Человек является его главной целью и основным критерием.

ИРЧП

В 1990 году ООН специалисты создали ИРЧП — индекс развития человеческого потенциала, который учитывает социальные и экономические аспекты качества жизни. Этот комплексный показатель ежегодно расчитывается для сравнения и измерения уровня образованности, грамотности, жизни и долголетия различных территорий. При сравнении уровня жизни разных регионов и стран этот индекс служит стандартным инструментом. ИРЧП определяется как среднее значение трех следующих показателей:

— уровень грамотности (среднее количество лет обучения), а также ожидаемая продолжительность обучения;

— ожидаемая продолжительность жизни;

Процессы общественного развития

«Развитие общества как форма его социокультурной организации»

Получите помощь эксперта по теме работы

Решение задач от ИИ за 2 минуты

Найдите решение своей задачи среди 1 000 ов

В социологической науке существуют три основных подхода к изучению процессов развития общества:

  1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит определенное количество этапов, следующих друг за другом, на каждом из которых используются особые методы накопления и передачи знаний, коммуникации, обеспечения жизнедеятельности, а также различной сложности устройства общества. Приверженцы такого подхода к общественному развитию включают марксистов, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса и других.
  2. Общественное развитие обладает цикличностью и повторяемостью, которые отражаются в модели, описывающей изменения в обществе и основанной на аналогии с природой. Примером циклического процесса в общественной жизни служат исторические школы, присущие всем цивилизациям – от их возникновения до упадка. Такие мыслители как Н. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев и другие являются представителями данного подхода.
  3. Нелинейное развитие общества. Реальный исторический процесс в мире, особенно в последние десятилетия, демонстрирует, что нелинейное видение социальных изменений и социального развития наибольшим образом соответствует происходящим в обществе процессам. Ученые выделили некоторую «точку изменений» — бифуркацию, то есть такую точку, пройдя которую изменения и целостное развитие могут пойти не по прежнему, а по радикально иному, непредвиденному направлению. Нелинейность в социальном развитии говорит о наличии объективной возможности многовариантного хода событий.

Другими словами, выбор определенной последовательности развития зависит от социального субъекта. Сторонниками нелинейного общественного развития считают С.Л. Франка, М. Хетчера, Д. Колмэна и другие.

Эволюционные изменения обычно проявляются в форме социальных реформ, которые включают в себя различные мероприятия по изменению различных аспектов жизни общества. Социальные реформы, в основном, не затрагивают основы социальной системы общества, а лишь изменяют отдельные ее части и структурные элементы.

Важно помнить, что эволюция каждого общества всегда уникальна, так как она основана на генетической преемственности традиций.

Определение 2

Социальная революция — это относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения внутри общества.

Стадийность исторического развития

Идеалисты и материалисты выдвигали теории прогрессивного стадийного развития общества, представляя различные концепции.

Из примеров идеалистической интерпретации прогресса следует упомянуть концепцию трехстадийного общественного развития, созданную И. Изленом (1728-1802), согласно которой человечество проходит три стадии в своем развитии:

  • первобытная стадия, основанная на чувствах и простоте;
  • фантазии и разум влияют на нравы;
  • разум превалирует над чувствами и фантазиями.

В период Просвещения работы таких великих ученых и мыслителей, как А. Тюрго, А. Смит, А. Барнов, С. Десницкий и другие, включали разработку материалистической четырехстадийной концепции прогресса:

  • охотническо-собирательская стадия;
  • Фаза скотоводства;
  • Фаза земледелия;
  • Фаза коммерции.

Эта идея основана на анализе технологических методов производства, географической среды, потребностей людей и других факторов.

К. Маркс и Ф. Энгельс собрали и обобщили все учения о социальном прогрессе, а также разработали теорию социальных формаций.

Согласно К. Марксу, социальная формация — это ступень развития общества, которая была выделена на основе наличия или отсутствия антагонистических классов, эксплуатации и частной собственности.

К. Маркс выделил три социальные формации:

  • первичная, или архаичная, доэкономическая;
  • вторичная, или экономическая;
  • третичная, или коммунистическая, постэкономическая.

Измените текст, сделав его уникальным, используя русский язык,

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий