Стадия инситу в образовании: что это такое и как она влияет на учебный процесс

Стадия инситу в образовании: что это такое и как она влияет на учебный процесс

Стадия институации в образовании относится к процессу формирования и официального признания образовательных учреждений, а также их стандартов и практик. Эта стадия включает в себя создание структур, правил и норм, необходимых для функционирования образовательной системы, что, в свою очередь, способствует качественному обучению и развитию студентов.

Институализация образования также подразумевает внедрение учебных программ, аккредитацию и оценку качества, что позволяет обеспечить единые требования и подходы ко всем учебным заведениям. Таким образом, этот процесс играет ключевую роль в стабилизации и развитии образовательной среды, улучшая доступность и качество знаний для учащихся.

Социальные институты

Общество — это сложная система, состоящая из социальных институтов, которая обеспечивает его целостность как социальной системы, включая экономические, политические, правовые и духовные отношения.

Социальный институт — это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, предназначенная для удовлетворения основных потребностей общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — это ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все части общества связаны между собой через общественные отношения — отношения, которые возникают между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут исчезать, а другие — появляться. Связи, которые приносят пользу обществу, становятся устойчивыми и становятся образцами для последующих поколений. Чем более устойчивы такие полезные связи, тем более стабильным является само общество.

Под понятием социальных институтов понимаются устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни, представляющие элементы общества (от лат. institutum — устройство). Государство, образование, семья и другие институты общества упорядочивают социальные отношения и регулируют деятельность людей в обществе.

Основная цель социальных институтов заключается в обеспечении стабильности в процессе развития общества. Для достижения этой цели институты выполняют ряд функций:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов, в результате чего удовлетворяются потребности общества.

Разнообразие потребностей, которые удовлетворяются социальными институтами, огромно. Например, потребность общества в безопасности может обеспечиваться институтом обороны, духовные потребности — церковью, а потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь может удовлетворять религиозные, моральные, культурные потребности), и одна и та же потребность может быть удовлетворена различными институтами (духовные потребности могут быть удовлетворены искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (например, потребление товаров) может быть институционально регулирован. Например, существуют правовые ограничения на покупку определенных товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Основу социального института составляют:

  • общественные объединения и организации, направленные на удовлетворение потребностей групп и личности;
  • совокупность норм, ценностей и образцов поведения, обеспечивающих удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические основания деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений и групп, ориентированных на удовлетворение различных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей и символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • признанная обществом миссия, цель и идеология.

В рамках общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты — разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и др.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства — класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Основные социальные институты

Традиционно важными социальными институтами считаются семья, государство, образование, церковь, наука и право. Ниже приведено краткое описание этих институтов и их основных функций.

Семья является ключевым социальным институтом родства, объединяющим людей общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (управление домашним хозяйством), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и так далее.

Государство — важный политический орган, который управляет обществом и обеспечивает его защиту. Оно осуществляет внутренние функции, такие как регулирование экономики, поддержание стабильности, обеспечение согласия и защита прав и социальное обеспечение населения, а также другие. Кроме того, оно выполняет функции обороны в случае войны и международного сотрудничества для защиты интересов страны на международной арене.

Церковь является религиозным институтом, изначально формировавшимся на основе общей веры. Члены церкви разделяют общие нормы, догмы и правила поведения, а также делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции, как мировоззренческая (определяет взгляды на мир), компенсаторная (предлагает утешение и примирение), интегрирующая (объединяет верующих), общекультурная (приобщает к культурным ценностям) и другие.

Наука представляет собой особый социокультурный институт, направленный на создание объективных знаний. Среди функций науки выделяются познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (строит прогнозы), социальная (влияет на общество) и производственная (определяет процесс производства).

Правовая система — это социальный институт, который устанавливает обязательные правила и отношения, защищаемые государством. Правительство использует право для регулирования поведения людей и групп, закрепляя определенные отношения как обязательные. Основные функции права включают регулирование (установление правил общественных отношений) и защиту (охрану отношений, полезных для общества в целом).

Виды социальных институтов

Основными элементами социальной структуры являются:

  • государство и семья;
  • экономика и политика;
  • производство;
  • культура и наука;
  • воспитание;
  • СМИ и общественное мнение;
  • право и образование.

Институционализация

Одно из наиболее распространенных определений термина "социальный институт" связано с определением различных форм организации, стандартизации и формализации общественных связей и отношений. Процесс организации, формализации и стандартизации известен как институционализация. Процесс создания социального института, то есть институционализации, проходит через несколько последовательных этапов:

  1. Появление необходимости, удовлетворение которой требует совместной организации действий;
  2. Установление общих целей;
  3. Формирование социальных норм и правил в процессе естественного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  4. Установление процедур, связанных с нормами и правилами;
  5. Институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие и практическое использование;
  6. Введение системы наказаний для соблюдения правил, различие их использования в конкретных случаях;
  7. Установление системы статусов и ролей, охватывающих всех участников института.

Таким образом, завершением процесса институционализации можно считать установление четкой статусно-ролевой структуры, соответствующей нормам и правилам и одобряемой большинством участников этого социального процесса.

Институты в обществе формируются на основе взаимодействия и отношений между людьми и группами. Однако они представляют собой не просто сумму отдельных индивидуальных взаимодействий, а обладают своей собственной системой и характером. Таким образом, социальные институты являются самостоятельными общественными образованиями с собственной логикой развития. Они могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, которые обладают устойчивой структурой, интегрированностью и определенной изменчивостью функций.

Прежде всего, важно учитывать систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система обеспечивает единое поведение людей, согласует и направляет их определённые стремления, определяет способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в повседневной жизни, и обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках различных социальных общностей и общества в целом.

Присутствие этих социокультурных элементов само по себе ещё не гарантирует работоспособность социального института. Чтобы он функционировал, необходимо, чтобы они стали частью внутреннего мира личности, были усвоены ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Внутреннее усвоение всеми индивидами социокультурных элементов, создание на их основе системы личных потребностей, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым ключевым аспектом институционализации.

Третьим важным компонентом институционализации является организационное оформление социального института. Социальный институт представляет собой совокупность организаций, учреждений, людей, обладающих определенными материальными ресурсами и выполняющих определенные социальные функции. Так, институт высшего образования включает в себя преподавателей, административный персонал, чиновников, работающих в учреждениях, таких как вузы, министерства или Госкомитет по высшему образованию и так далее. Они располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансовыми ресурсами и т. д.) для своей работы.

Согласно П. Бергеру и Т. Лукману [15], процесс институционализации предшествует процессу хабитуализации, или "привыканию" к повседневным действиям, приводящему к формированию образцов деятельности, которые затем воспринимаются как естественные и нормальные для определенных видов занятий или типичных решений проблем в конкретных ситуациях. Образцы действий являются основой для формирования социальных институтов, которые описываются как объективные социальные факты и воспринимаются обществом как "социальная реальность" (или социальная структура). Эти тенденции сопровождаются процедурами сигнификации (процесс создания, использования знаков и зафиксированные в них значения и смыслы) и формируют систему социальных ценностей, которые, объединяясь в смысловые связи, закрепляются в естественном языке. Сигнификация служит целям легитимации (признание правомерным, общественно признанным, законным) социального порядка, то есть оправдания и обоснования привычных способов преодоления хаоса деструктивных сил, угрожающих стабильным идеализациям повседневной жизни.

Возникновение и существование социальных институтов приводит к формированию у каждого индивида особого набора социокультурных диспозиций (габитуса) и практических схем действия, которые становятся для него внутренней "естественной" потребностью [17]. Габитус позволяет индивидуумам включаться в деятельность социальных институтов. Поэтому социальные институты — это не просто механизмы, а "своеобразные ‘фабрики смыслов’, определяющие не только образцы человеческих взаимодействий, но и способы осмысления, понимания социальной реальности и самих людей".

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Каждый общественный институт выполняет основную функцию, которая определяет его "лицо" и связана с основной социальной ролью в закреплении и воспроизводстве определенных социальных практик и отношений. Если это армия, то её функция заключается в обеспечении военно-политической безопасности страны путем участия в боевых действиях и демонстрации своей военной мощи. Кроме этой основной функции, у каждого социального института есть и другие явные функции, которые в различной степени присущи всем общественным институтам.

Помимо явных функций, существуют также и скрытые, или латентные функции. Например, Советская Армия выполняла ряд скрытых государственных задач, которые не являлись её основными функциями — такие как участие в народно-хозяйственных делах, оказание помощи "третьим странам", подавление массовых беспорядков, народного недовольства и контрреволюционных путчей как внутри страны, так и в других странах соцлагеря.

Необходимость явных функций институтов является очевидной. Они формируются и объявляются в кодексах и закрепляются в системе статусов и ролей. Латентные функции проявляются в неожиданных результатах деятельности институтов или их представителей.

Например, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. Однако, на самом деле, уровень преступности в стране вырос, а уровень жизни населения упал. Вот как проявились латентные функции институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — о том, что из этого получилось.

Обнаружение скрытых функций социальных институтов не только способствует созданию объективной картины социальной жизни, но также позволяет сократить их негативное влияние и увеличить положительное воздействие для контроля и управления происходящими процессами.

В общественной жизни социальные институты выполняют следующие функции и задачи:

  • обеспечивают удовлетворение различных потребностей индивидов, социальных групп и общностей;
  • регулируют поведение индивидов в рамках социальных отношений, поощряя желательное и подавляя нежелательное поведение;
  • Своими социальными регуляторами они устанавливают и поддерживают общественный порядок, а также осуществляют воспроизводство безличных общественных функций — тех, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных особенностей и интересов человека;
  • Они также обеспечивают интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов, обеспечивая внутреннюю сплоченность общности [19].
  • Воспроизводство членов общества осуществляется главным образом через семью, однако и другие социальные институты, такие как государство, также имеют отношение к этой функции.
  • Социализация заключается в передаче установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности от институтов семьи, образования, религии и других.
  • Производство и распределение регулируются экономическо-социальными институтами управления и контроля, такими как органы власти.
  • Функции управления и контроля осуществляются с помощью системы социальных норм и предписаний, регулирующих различные типы поведения, такие как моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты регулируют поведение индивидов с помощью системы санкций.

Помимо решения своих конкретных задач, каждый социальный институт выполняет общие функции, которые присущи всем. К таким общим функциям для всех социальных институтов можно отнести следующие:

  1. Функция закрепления и сохранения общественных отношений. В каждом институте установлен набор норм и правил поведения, которые стандартизируют поведение его членов и делают его предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки для деятельности каждого участника института, тем самым обеспечивая устойчивость общественной структуры. Например, кодекс семейного института предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает стабильность каждой семьи и ограничивает возможность её распада.
  2. Функция регуляции. Она обеспечивает контроль за отношениями между участниками общества путем установления образцов и шаблонов поведения. Жизнь человека проходит в контексте различных социальных институтов, каждый из которых регулирует поведение. Таким образом, с помощью социальных институтов человек проявляет предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
  3. Интегративная функция. Она способствует обеспечению единства, взаимозависимости и взаимной ответственности между участниками. Это достигается за счет институционализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она организует систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
  4. Коммуникативные задачи. Полученная институтом информация должна передаваться внутри института (для управления и контроля за соблюдением социальных норм) и во взаимодействии между институтами. Эта задача имеет свои особенности — формальные связи. Для института средства массовой информации играют ключевую роль. Научные учреждения активно используют информацию. Коммуникативные возможности институтов различны: одни имеют их в большей степени, другие — в меньшей.

​​​​​​​Этапы становления социального института

Формирование социального института происходит через несколько этапов:

  1. Появление общечеловеческой потребности, требующей совместной деятельности для удовлетворения, вместо частной потребности;
  2. Определение общих целей в процессе совместной деятельности;
  3. Развитие социальных норм и установок в процессе естественного общественного взаимодействия;
  4. Формирование определенных процедур, обусловленных нормами и установками;
  5. Принятие норм, установок и процедур гражданами и их применение на практике;
  6. Создание системы санкций и предписаний для закрепления и поддержания установок и правил;
  7. Разрабатывается система ролей и статусов, которая включает в себя всех участников данного учреждения.

Этот процесс приводит к появлению определенной структуры, которую принимает и одобряет большинство его членов, именуемая социальным институтом, способствующим укреплению организованности в обществе и укреплению общественного порядка.

Сущность институционального кризиса противоречит институционализации. Это включает в себя потерю авторитета определенного института, неэффективное выполнение ключевых задач, увеличение дисфункций, рост недоверия граждан к данному институту. И хотя общеизвестные и заявленные институциональные нормы продолжают существовать, мало кто их придерживается.

Институциональные кризисы обусловлены не только дисфункциями социальных институтов, но также являются аспектом их трансформации и развития. Кризис, выявляя недостатки в организации и функционировании института, способствует его модернизации в соответствии с изменяющимися условиями.

В переходных обществах институциональный кризис обладает признаками системного кризиса: происходит изменение социальных потребностей, что влечет за собой трансформацию социальных институтов.

Например, в Советском Союзе социальные институты защищали коллективные и общественные интересы, в отличие от сегодняшнего времени, когда их основная цель — обеспечить частные интересы.

Это радикальное изменение социальных институтов привело к размытости, неоднозначности институциональных установок и функций, что увеличивает нестабильность трансформирующегося общества.

Особенности, плюсы и минусы

Итак, мы разобрались с определением "институт": мы узнали, что означает это слово. Теперь мы можем изучить то, к чему обязывает пребывание в подобных структурах. Например, институты предъявляют определенные требования, такие как правила поведения, обязанности и законы.

Здесь стоит обсудить положительные и отрицательные стороны этого явления. Ограничения могут вызвать дискомфорт у любого человека, однако эти правила и требования делают нашу жизнь более безопасной.

Образовательные заведения

Однако институт образования остается наиболее устоявшимся и распространенным термином для этого понятия. В этой области существует несколько различных уровней. Так как институтом в сфере образования называется любое учреждение — начиная с детского сада и заканчивая аспирантурой. Если классифицировать подобные учреждения по типам, получится следующая система:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • специальные;
  • профессиональные организации.

К дошкольным относятся все учреждения, которые занимаются воспитанием детей до шести лет. Это детские сады, кружки, школы раннего развития и подобные учреждения. Посещение этих организаций не является обязательным, они посещаются исключительно по желанию.

К школьным учреждениям относятся все образовательные учреждения с различными уровнями обучения: начальным, основным и средним. В эту категорию Включены гимназии, лицеи и платные школы. Поскольку среднее образование является обязательным в нашей стране, дети должны посещать одно из этих учреждений и после окончания обучения получить аттестат.

Среди специальных организаций выделяются учреждения, которые заботятся о детях-сиротах, малолетних правонарушителях и детях с ограниченными возможностями. Они созданы для обеспечения особых условий обучения и воспитания. Профессиональное образование предполагает обучение более взрослых людей, завершивших обучение в школе. В это понятие входят различные учебные заведения, от профессионально-технических училищ и техникумов до университетов и аспирантуры. Хотя получение профессионального образования не является обязательным, в современном обществе без него трудно представить себе успешное существование.

Стадия инситу в образовании: что это такое и как она влияет на учебный процесс

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стегний Василий Николаевич, Пучков Андрей Александрович

Институт новаторства в оптимизации затрат в сфере образования как средство снижения трансакционных издержек

Актуальные вопросы современного образования в контексте структурных изменений и институционального развития

Реализация ступенчатой системы образования высшего уровня: вызовы и перспективы

Оценка влияния внешнего контроля деятельности преподавателей вузов на качество образования

Тенденции развития лингвистической подготовки логопедов в процессе стандартизации высшего профессионального образования

Не находите нужной литературы? Воспользуйтесь нашим сервисом подбора

Надоели баннеры? Рекламу всегда можно отключить

В данной статье рассматривается анализ формальных институциональных ограничений в современном российском законодательстве, которые интерпретируются как условия функционирования высшего образования. Авторы исследуют, как изменение этих ограничений может повлиять на систему российского высшего образования. В статье для анализа формальных институциональных ограничений используется теория институтов и институциональных изменений Д. Норта.

Текст научной работы на тему «Формальные институциональные ограничения как условие функционирования института высшего образования»

Исследование и нынешнее состояние. — Издатель Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, № 4. С. 170-175.

Александр Сергеев. 2013. Проблемы и перспективы образовательной реформы в России. Доступ: http://lawfront.su/reforma-obrazovania-v-rossii-problemy-i-perspektivy/ (проверено 17.01.2014).

Валерий Турченко. 2013. Реформы или хуцпа — «всепобеждающая наглость»? Доступ: http://netreforme.org/news/v-n-turchenko-reformyi-ili-hutspa-vsepobezhdayushhaya-(проверено 17.01.2014).

УДК 316.74 ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ СТЕГНИЙ —

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета

Андрей Александрович ПУЧКОВ —

ФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с изменениями в законодательстве РФ в сфере образования изменились и формальные институциональные ограничения, в рамках которых функционирует отечественный институт образования. Это поднимает вопрос о возможных последствиях этих изменений и их влиянии на работу отечественного института образования и его взаимосвязь с рынком труда. Для изучения формальных и неформальных институциональных ограничений в данной статье используется концепция институтов и институциональных изменений от Д. Норта.

Ключевые слова: формальные институциональные ограничения, трансакционные издержки, институт высшего образования, ценности, преподаватели, студенты, система образования

Анализ ограничений в законодательстве влияния на высшее образование в России

В данной статье проводится анализ формальных институциональных ограничений в современном российском законодательстве, которые интерпретируются как условия функционирования высшего образования. Авторы рассматривают, как изменение этих ограничений может повлиять на систему российского высшего образования. Для анализа формальных институциональных ограничений в статье использована теория институтов и институциональные изменения Д. Норта. Ключевые слова: формальные институциональные ограничения, трансакционные побочные эффекты, институт высшего образования, ценности, преподаватели, студенты, образовательная система

Современный университет в России находится на пути к инновационному развитию. Множество условий влияют на этот процесс, в том числе формальные и неформальные институциональные ограничения. Согласно исследованию Д. Норта [Норт 1997], эти ограничения должны уменьшать социальные издержки взаимодействия (трансакционные издержки). Неформальные институциональные ограничения были рассмотрены в предыдущей работе [Стегний, Пучков 2012: 78-81].

В сентябре 2013 года начал действовать новый закон № 273 "Об образовании в Российской Федерации". В связи с этим возникает вопрос: какие трансакционные издержки устранены этим законом, а какие остались в силе?

Исследование в основном касалось 3 законов: действующий федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"1, федеральный закон "Об образовании"2, федеральный закон "О высшем и послевузовском федеральном профессиональном образовании"3, а также федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее — ФГОС) третьего поколения.

Определим наличие или отсутствие трансакционных издержек в образовательном, научном и воспитательном процессах в соответствии с действующим законодательством.

Первая трансакционная издержка, которую игнорирует российское законодательство, заключается в том, что государство рассматривает абитуриента как сформировавшуюся личность, кото-

1 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. 23.07.2013), вступивший в силу 01.09.2013.

Законодательство в области образования включает в себя Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 10.07.2012 г. N 1П-ФЗ).

Также действует Федеральный закон "О высшем и послевузовском федеральном профессиональном образовании" от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ (в редакции от 03.12.2011 г., с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.02.2012).

Каждая молодая женщина, исходя из своих способностей, самостоятельно принимает решение о выборе образовательного учреждения и специальности. Однако на практике ситуация выглядит несколько иначе. В современной Российской Федерации абитуриентами как правило являются выпускницы школ, лишенные социального опыта [Стегний, Курбатова 2009: 31].

Исследования, проведенные в Пермском национальном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ), свидетельствуют о том, что в 70% случаев родители влияют на жизненную стратегию своих детей, в то время как только в 30% случаев детям предоставляется возможность выбора [Стегний, Курбатова 2009: 278].

Кроме того, родители также направляют абитуриентов к очной форме обучения [Чередниченко 2010: 89], что может привести к трудностям в профессиональной адаптации первокурсников из-за их неподготовленности к самостоятельной жизни.

Отсутствие социального и профессионального опыта у студентов представляет собой серьезную проблему, поскольку выбор профессии зависит не от их собственного волеизъявления, а от влияния родителей. Возможно, это создает основу для недопонимания между преподавателями и студентами.

Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. (в редакции от 23.07.2013 г.). Статья 34, пункт 1. Доступ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=l49753 (проверено 14.09.2013); Федеральный закон N 3266-1 "Об образовании" 1992 г. Статья 50, пункт 2. Доступ: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (проверено)

и студенты из-за разной точки зрения на их роль в образовательном процессе.

Однако следует отметить, что действующее законодательство закрепляет механизм устранения этой проблемы в виде возможности получения профессионального образования и, следовательно, начальной профессиональной адаптации. Граждане имеют право на получение профессионального образования в любом возрасте и с учетом профессиональной компетенции1, даже до достижения 18 лет.

Такое право на получение профессионального образования было закреплено и ранее в федеральном законе "Об образовании" 1992 года2. Однако профессиональное обучение не является обязательным в ФГОС среднего общего образования. Существует только требование, что образовательное учреждение должно способствовать овладению навыками поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения3. Это означает, что гражданин сам должен осознать необходимость обучения по выбранной профессии.

Созданы институциональные условия для первичной профессиональной социализации, но механизм их реализации на уровне общего образования не прописан. Каждое среднее образовательное учреждение самостоятельно решает, предоставлять ли школьникам профессиональную подготовку.

Другой институциональный недостаток нового закона об образовании — однотипность компетенций среднего общего образования.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ

(ред. от 23.07.2013) «Об образовании в

Российской Федерации». Ст. 73, п. 1. Доступ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n= 149753 (проверено

2 Федеральный закон «Об образовании», 1992 г. Ст. 21. Доступ: http://www.consultant.ru/popular/ edu/ (проверено 08.09.2013).

Ознакомьтесь с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и высшего образования. Давайте рассмотрим ФГОС по направлению подготовки 080400 — Управление персоналом (бакалавриат). Среди общекультурных компетенций бакалавра можно выделить следующие: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в личном и общекультурном развитии; знание и понимание законов развития природы, общества и мышления; способность занимать активную гражданскую позицию; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь и т.д.

В ходе анализа ФГОС по программам подготовки магистров и бакалавров было обнаружено, что для некоторых специальностей характерны одинаковые виды деятельности. Например, научно-исследовательская работа в определенных направлениях (например, 030600 История, 021900 Почвоведение) представляет собой общую практику как для бакалавров, так и для магистров.

4 ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 Управление персоналом (степень "бакалавр"). С. 7. Доступ: Шр://минобрнауки.рф/ документы/938/файл/749/10.12.17 — Приказ_1897. pdf (проверено: 17.08.2013).

5 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года". С. 34. Доступ: http://www. consultant.ru/ (проверено 10.04.2012).

Тождественность видов деятельности по направлению подготовки бакалавра и магистра

Классификация социальных институтов

Лучше всего понять сущность социального института позволяет изучение различных подходов к его классификации. Существует множество способов разделения институтов на различные типы. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:

Классификация по масштабности:

  • главные (удовлетворяющие основные потребности);
  • второстепенные (обеспечивающие функционирование основных институтов).

Классификация по сложности:

  • простые (институты с простой внутренней структурой);
  • сложные (составные системы, содержащие в себе другие институты).

Классификация по сфере деятельности:

  • семейные (семья, брак);
  • политические (государство, президентство, парламентаризм);
  • экономические (рынок, банки, торговля);
  • нормативные (преследование закона, судебные процессы);
  • религиозные (церковь, вероисповедание, религиозные общины);
  • социально-культурные (искусство, наука, образование).

Классификация в зависимости от наличия нормативной базы:

  • Формальные. Это институты, действующие в соответствии с четко прописанными правилами и предусматривающие наказание за их нарушение (иногда также поощрение за соблюдение). Формальные институты защищены законом и контролируются государством.
  • Неформальные. Примеры таких институтов включают культуру, дружбу и гражданский брак. В рамках неформальных институтов также существуют определенные правила, но никакие официальные структуры не следят за их соблюдением. Контроль за соблюдением этих правил лежит на обществе.

Институционализация

Формирование и развитие социальных институтов – институционализация, является необходимым условием для прогресса общества. Этот процесс продолжается и в настоящее время, поскольку ранее общество не только не прекратило свое развитие, но и значительно ускорило его темп. Новые потребности людей вызывают появление новых социальных институтов.

«Особый статус»

В России всего два университета, которые имеют особый статус: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Эти два учебных заведения являются крупнейшими и одновременно старейшими. В них работает самая большая база ученых и преподавателей: почти 17 тысяч человек в МГУ и более 5 тысяч в СПбГУ.

МГУ и СПбГУ являются ведущими университетами России с особым правовым статусом, который определяется федеральным законом, а ректора назначает президент. Это дает им ряд привилегий, таких как право проводить дополнительные вступительные экзамены по предметам ЕГЭ. Университеты также имеют возможность реализовывать собственные образовательные программы, выдавать документы собственного образца выпускникам, присуждать ученые степени и многое другое.

Не зря говорят, что МГУ является единственным из российских вузов, включенных в топ-100 ведущих университетов мира по международному рейтингу QS-2019. А СПбГУ занимает достойное место в топ-250.

Федеральные университеты

Согласно планам Правительства РФ, университеты с этим статусом направлены на подготовку специалистов для социально-экономического развития отдельных регионов страны. В настоящее время этот статус присвоен 10 университетам:

— Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ)

— Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)

— Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

— Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

— Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

— Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Амосова (СВФУ)

— Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)

— Сибирский федеральный университет (СФУ)

— Южный федеральный университет (ЮФУ)

Так в чем же заключаются их преимущества? Во-первых, это достаточно крупные учебные заведения. В каждом из них численность ученых и преподавателей превышает тысячу человек, а в КФУ и ЮФУ — более четырех тысяч. Во-вторых, такие университеты предоставляют разнообразное образование, необходимое во многих областях знаний: естественные, точные, социально-гуманитарные науки, а также искусство и спорт.

Федеральные университеты имеют право проводить обучение в соответствии со своими стандартами. И некоторые из них (например, Казанский федеральный университет) могут присваивать ученые степени кандидата и доктора наук. Университеты также разрабатывают собственные программы развития, по которым учатся студенты.

Кстати, все эти университеты входят в G-10 или иначе известный как "Клуб десяти". Этот союз представляет собой группу федеральных вузов, чья цель — улучшение качества образования в России.

↑ Виды социальных институтов

  • культурные (образование, наука, искусство, религия, язык, обычаи, традиции, СМИ, культурные учреждения и т.д.);
  • семейные (брак, семья, родственные связи, воспитание, опека, забота о детях и т.д.);
  • здравоохранение (медицина, больницы, поликлиники, медицинские учреждения, фармацевтика, гигиена и т.д.).
  • учебные и культурные учреждения (образовательные, культурные и художественные организации, творческие союзы, средства массовой информации);
  • духовные или религиозные организации (религия, церковь, вера, культ и другие).

Внутри основных институтов общества существуют чёткие разделения на более мелкие институты. Например, экономические институты, вместе с основным институтом собственности, включают в себя множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, вместе с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

В современном обществе существуют несколько ключевых социальных институтов: семьи и брака, государства, производства и распределения, образования, религии, которые делают общество более устойчивым. Семья — важнейший социальный институт, основанный на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Государство — основной институт политической системы, обладающий высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.

Обучение — важный фактор в обществе, который помогает людям усвоить культурные ценности, развить морально-эмоциональное отношение к окружающему миру, а также получить опыт профессиональной и творческой деятельности, сохраняя и развивая духовные и материальные достижения человечества.

Религия — одна из важнейших сфер общественной жизни, которая занимается духовными вопросами и обрядами, основанными на вероучении и религиозных традициях.

Научная деятельность — уникальный вид общественной деятельности, направленный на создание системы знаний о различных аспектах реальности, природы, культуры, общества и человека.

Правовая система — важная часть общественного устройства, представляющая собой систему социальных норм и отношений, защищаемых силой государства.

↑ Развитие социальных институтов и институциализация

Развитие общества неразрывно связано с развитием социальных институтов. Процесс формирования социальных институтов в обществе именуется институциализацией.

Институциональная система общества постоянно меняется. С развитием общества возникают новые социальные потребности, для их удовлетворения создаются новые институты. При этом "старые" институты либо адаптируются к новым условиям, либо исчезают. Например, институты рабства, крепостничества, монархии были ликвидированы во многих странах.

На их место пришли институты президентства, парламентаризма, гражданского общества. Институты семьи, брака, религии также претерпели значительные изменения.

Основы социологии и политологии, написанные Козыревым Г.И.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий