Стадии формирования и развития российского либерализма: анализ новейшей истории России

Российский либерализм в новейшей истории можно условно разделить на несколько ключевых стадий. Первая стадия охватывает конец 1980-х – начало 1990-х годов, когда либеральные идеи получили широкое распространение на фоне перестройки и распада Советского Союза. В этот период сформировались основные либеральные движения, активно выступавшие за рыночные реформы и демократизацию страны.

Вторая стадия начинается в середине 1990-х и продолжается до начала 2000-х, когда либерализм сталкивается с серьезными вызовами, связанными с экономическим кризисом и политической нестабильностью. В этот период наблюдается упадок либеральных идеалов, а новая волна авторитаризма под领导ством Владимира Путина ставит под сомнение успехи, достигнутые в предыдущую эпоху. Таким образом, российский либерализм проходит через значительные трансформации, преодолевая как внутренние, так и внешние обстоятельства.

Развитие либерализма в России в период XIX-XX веков

Опыт российского либерализма в XIX веке имеет огромное значение, поскольку многие проблемы, которые стояли перед Россией тогда, до сих пор существуют. Это касается необходимости реформирования судебной системы, улучшения взаимоотношений между правоохранительными органами и гражданами, а Всего комплекса проблем, связанных с обеспечением прав человека. Особое внимание следует уделить проблеме экономических свобод личности и оптимальному сочетанию экономических интересов государства и отдельных граждан.

1) Вступление

2) Понятие «либерализм» и его сущность

3) Основы либерального мировоззрения в XIX-XX веках

4) Зарождение либерализма в России

5) Основные реформы XIX века

6) Вклад идеологов К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина в развитие российского либерализма

7) Возрождение либерализма в XX веке

8) Вывод

9) Список использованной литературы

Содержимое работы — 1 файл

— 55.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Институт международных образовательных программ

По курсу отечественной истории на тему:

«Развитие либерализма в России в период XIX-XX веков»

Выполнила: студентка 1 курса

Вся история России состоит из чередования периодов либеральных

реформ и последующей реакции. Споры о жизненной необходимости либеральных

реформ или предпочтительности авторитарной власти в стране продолжают волновать общество по сей день.

Для более глубокого понимания этой проблематики следует обратиться к истории

российской общественной мысли, поскольку либерализм является одним из важнейших ее

компонентов. Опыт российского либерализма XIX века представляет собой сложный

Многие проблемы, с которыми сталкивается Россия, необходимо переоценить

и в настоящее время. Это касается необходимости реформирования судебной системы, взаимоотношений

между правоохранительными органами и гражданами, и целого комплекса проблем,

связанных с обеспечением прав человека. Особое внимание следует уделить

проблеме экономических свобод человека и оптимальному сочетанию

интересов личности и государства в экономике.

Развитие российского либерализма происходило во времена кризиса романтических идеалов славянофильства и растущего влияния гегелевского рационализма и позитивизма. Новое направление начало прогрессировать в условиях общего кризиса самодержавия.

В литературе есть много исследований, посвященных различным аспектам либерализма, его влиянию на общество и культуру России, его поражениям. Однако стоит отметить, что многие идеи и принципы либерализма остаются важными в нашем современном мире. Идеи либерализма имеют истоки на Западе: их начала можно проследить в христианских учениях, развитии в идеях Ренессанса, подтверждении в научной революции Ньютона и трудах ученых эпохи Просвещения, а затем закреплении в идее неотчуждаемости прав человека на жизнь, свободу и собственность — основные принципы Французской буржуазной революции.

  1. Суть понятия "либерализм"

Понятие "либерализм" происходит от латинского слова "Liberalis", что переводится как "свободный". Поэтому либерал — это человек, выступающий за свободу личности — политическую,

Либерализм — это результат западноевропейской культуры и, в основном, вырос из античной греко-римской цивилизации Средиземноморья. Корни либерализма уходят в глубокую древность, и его основополагающими понятиями являются правовая личность и субъективное право (в первую очередь, право на частную собственность). Важными аспектами являются некоторые институты, которые предполагали участие граждан в управлении государством, особенно в законодательном процессе. Западноевропейские нации вновь открыли эту основу либерализма и внесли в нее множество новых вкладов.

Основная идея либеральных взглядов заключается в стремлении к ограничению бюрократической государственной системы и отказе от административного деспотизма. Либерализм признает важность индивидуальной инициативы и предпринимательского духа каждого отдельного человека в общественном устройстве.

  1. Согласно высказываниям Б. Г. Капустина, существуют три гипотезы относительно понятия либерализма в России:
  2. — Либеральные ценности и ориентации играют важную роль в политической жизни России и имеют широкое распространение.
  3. — Либеральная ориентация в большей степени зависит от культурно-духовных факторов, чем от экономических, включая право на частную собственность.
  4. — Понимание справедливости и прогресса является индикатором присутствия или отсутствия либеральных ориентаций в сознании россиян.

Либерализм своим происхождением является буржуазным: в период формирования (XVII—XVIII вв.) приоритет, отданный им индивидууму, его естественным и неотчуждаемым правам (прежде всего на собственность), означал защиту интересов именно буржуазии, ограниченной феодально-монархическим обществом.

  1. Основы и особенности либерального мировоззрения в России в период XIX-XX века

Государство, по своей природе, является силой, превышающей классы и

сословия. Оно создается для того, чтобы привести враждующие силы

к согласию, чтобы идея общественного блага преодолела частные интересы,

чтобы устремление к частным интересам служило общественным целям. Государство

представляет собой высшую форму организованного человеческого общения; в определенном смысле его можно рассматривать

как "страховой полис нации" (Чичерин). Но государство не может полностью заменить гражданское общество, вмешиваться в частную жизнь граждан,

регулировать их экономическую деятельность, хотя и должно обеспечивать свободу и условия для предпринимательской практики. "Как и

Любой вид экономической деятельности, создание и накопление капитала, – это частное дело, а не государственное. Обязанностью государства как защитника права является лишь установление общих условий его приобретения и защита от вмешательства со стороны.

Очевидно, что решение этих задач может быть только у государства, которое способно выступить в защиту общественного блага в случае опасной "распродажи" гражданских интересов. Вот почему реформы должны осуществляться "сверху": только государство, защищающее общественный интерес, может провести их способами, исключающими произвол, нарушение законности, не говоря уже о революционном терроре.

Исходя из сказанного, становится понятной позиция либерализма по отношению к самодержавию. Вопреки распространенным обвинениям

В этот исторический период они считали, что единственной формой правления может быть исторически сложившаяся монархия. Такое убеждение базировалось на центральной идее либеральной концепции прогресса: прогресс заключается в развитии и совершенствовании установившегося типа государственного устройства, а не в революционной замене его другим. В контексте ситуации в России 50-70-х годов это означало отдачу предпочтения просвещенному абсолютизму вместо революционной диктатуры. Что касается правления Александра II, то он и его правительство представляли высший

Чиновники государственной администрации понимали необходимость радикальных реформ. Однако как «справа», так и «слева» их подготовка и проведение проходили под давлением реакционеров-крепостников и революционеров различного толка. В таких условиях оптимальной считалась «охранительная» позиция, которую заняли либералы, увидев в правительстве готовность провести реформу своеобразного «единственного европейца».

Именно по этой причине либерализм 50—70-х годов выступил против конституции, настаивая на которой аристократическое дворянство. Либералы защищали самодержавие, так как не видели в конституции «конструктива».

Во-первых, основная масса населения России из-за забитости и культурной отсталости просто не была готова к конституционному порядку. В этих условиях государственное самоуправление было бы

Самообман — это когда общество должно сначала восстановить себя, чтобы политические гарантии не стали театральными декорациями, ничего не значащими и ничего не стоящими. Там, где царит невежество и нет элементарных понятий о правильных гражданских отношениях, там не может быть настоящей свободы и демократии. Кроме того, конституционализм, который имеет глубокие корни в российской истории, выступил в 60-х годах под флагом дворянско-аристократической оппозиции самодержавию, надеясь таким образом компенсировать себе привилегии за утрату крепостного права. Убежденные в том, что в России 60—70-х годов конституционализм мог быть только.

Либералы выступили против дворянской конституции, которая направлена на защиту сословных интересов дворянства. Они не осудили конституцию из-за своих идейных установок, а из-за исторического контекста. Самодержавие в союзе с частью просвещенной бюрократии было сильной верховной властью, способной осуществлять реформы и контролировать их ход на местах. Оно было реальной исторической силой в союзе с либерально настроенными членами правительства. Однако противоречивость либеральных позиций не заключалась в их противодействии дворянской конституции, а в том, что они обратились к бюрократии за поддержкой для решения задачи стабилизации.

Преобразование самодержавия, оставалось преградой на пути к реформам, и не могло преодолеть собственные рамки. Таким образом, дворянство оставалось в плену собственных убеждений. Взгляды русского либерализма на три основных проблемы своего времени — свободы личности, проблемы крестьянства и вопрос о сильной государственной власти — легли в основу либерального мировоззрения. Весь этап дворянского либерализма был связан с усилиями найти их решение как в теории, так и на практике. Мы исследовали его исторические корни, специально обращая внимание на социально-культурную среду.

Его доктрина имеет философское содержание, которое недостаточно известно советскому читателю, в отличие от его социально-политической стороны. Именно в социально-философском содержании учения заключена сила русского либерализма. Русский либерализм следует относить в первую очередь как к интеллектуальной традиции, оказавшей влияние на все развитие общественно-политической мысли России, утверждает Л. Новикова.

В отличие от европейского либерализма, русский либерализм не создавал своих собственных организаций в течение длительного времени существования, хотя имел материальные средства и кадры для этого. Это было обусловлено ориентацией на активное взаимодействие с самодержавием и просвещенной бюрократией.

В общественном сознании партийная организация была связана с революционно-террористической деятельностью, но все изменилось после земских съездов 1901-1902 годов и создания журнала "Освобождение" Союзом освобождения и Союзом земцев-конституционалистов. Позже эти союзы стали основой партии кадетов, открыв новый этап в их историческом развитии. Либерализм получил новую социальную поддержку и выдвинул новые идеи, связанные с именами П. Новгородцева, Л. Петражицкого и Б. Кистяковского. Некоторые из этих идей (например, правовой социализм Кистяковского) оказали значительное влияние на общественное мнение не только в России.

4. Развитие либерализма в России

В России либерализм столкнулся с трудностями как социально-политическая идеология. Его развитие было противоречивым из-за двух противоборствующих направлений: сильного реакционно-консервативного течения, поддерживающего самодержавие, и революционно-демократического, ставящего насильственное революционное изменение общественно-политического строя. Представители первого направления считали либерализм "красной крамолой", а второго — компромиссом и оппортунизмом. И сам внутри либерализма царили разногласия. Как утверждал Б. Чичерин, можно выделить по крайней мере три вида либерализма: "уличный" либерализм, либерализм охлократии, и толпы, склонной к изменениям.

В этом выступлении мы обсудим понятие либерализма в контексте России. Либерализм представляет собой политическую и философскую концепцию, которая отдает приоритет индивидуальной свободе и правам граждан. Свое начало она нашла в Европе в XVIII веке и существенно повлияла на развитие общества и политики.

Рассмотрим различные этапы развития либерализма в России, начиная с его возникновения и распространения в XIX веке, и заканчивая его воздействием на современную постсоветскую Россию. На каждом этапе мы рассмотрим основные идеи и принципы либерализма, а также его взаимодействие с другими политическими силами и общественными движениями.

Требуется помощь с написанием работы?

Мы — площадка профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы в срок без плагиата. Бесплатные правки.

Первый этап: Появление либерализма в России

Начало развития либерализма в России приходится на конец XVIII века и начало XIX века. В то время в стране происходили существенные изменения в области социально-политической сферы, которые сказались на формировании и расцвете либеральных идей.

Одной из главных причин возникновения либерализма в России стало влияние Западной Европы и принципов Просвещения. Российские интеллектуалы и представители элиты стали интересоваться западными концепциями свободы, равенства и прав человека.

Однако российский либерализм имел свои особенности и отличался от западного. В России либералы стремились к модернизации и изменениям в стране, но при этом сохраняли монархию и не отрицали авторитарные методы управления.

Тем не менее, развитие либерализма в России было ограничено и подавлялось царским правительством, что приводило к столкновениям с цензурой, репрессиями и ограничениями политических прав. Однако идеи либерализма продолжали развиваться и находили поддержку среди интеллигенции и общественных кругов.

Особенности пореформенного либерализма

1. Признание важности регулирования государством, при этом необходимо четко определить направления его действий. 2. Государство играет роль гаранта стабильности отношений между различными группами внутри страны. 3. Осознание возможности прихода к власти авторитарных лидеров в период неудач реформаторов, набирающем силу.

4. Преобразования в экономике должны быть постепенными. Идеологи пореформенного либерализма настаивали на необходимости внимательно следить за реакцией общества на каждую реформу и проводить их осторожно. 5. Необходимо иметь избирательное отношение к западному обществу, использовать и воспринимать только то, что соответствует потребностям государства.

Адепты данной политической мысли стремились реализовать свои идеи, обращаясь к общечеловеческим ценностям, сформировавшимся в ходе исторического развития общества. Именно здесь заключается цель и особенность консервативного либерализма.

Когда речь заходит о послереформенной России, нельзя не упомянуть о земском либерализме. Это направление возникло в конце XIX – начале XX века. В этот период в России происходила модернизация, что привело к увеличению числа интеллигенции, в среде которой сформировались оппозиционные движения. В Москве был создан тайный кружок «Беседа».

Именно труд данного кружка стал отправной точкой для формирования идей либеральной оппозиции. Его составляли Ф. Головин, Д. Шипов, Д. Шаховский — земские деятели. Журнал "Освобождение", издававшийся за границей, стал органом либеральной оппозиции. В его статьях отражалась необходимость свержения самодержавной власти. Кроме того, либеральная оппозиция считала важным расширение прав и возможностей земств, а также их активное участие в государственном управлении.

К началу XX века в российской политической мысли либеральное течение приобретает новые особенности. Оно формируется в условиях острой критики идеи "правового государства". Именно поэтому либералы ставят перед собой задачу обосновать прогрессивную роль правительственных институтов в жизни общества. Важно отметить, что в XX веке Россия переживает социальный кризис.

Новые либералы видят его причиной в экономической нестабильности и духовно-нравственной катастрофе. Они считают, что человек должен иметь не только средства для выживания, но и свободное время, которое он будет использовать для самосовершенствования.

Когда речь заходит о содержании либерализма, следует обратить внимание на его радикальное направление. В России это направление приобрело свои очертания в начале XX века. Основной целью этого движения стало свержение царской власти. Ярким примером деятельности радикальных либералов была Конституционно-демократическая партия (кадеты). Будучи рассмотренным этим направлением, следует отметить его основные принципы.

1. Уменьшение влияния государства. Ожидания возлагаются на спонтанные процессы. 2. Достижение поставленных целей различными методами. Не отрицается возможность использования средств принуждения. 3. В экономической области возможны только быстрые и обширные макрореформы, охватывающие максимальное количество аспектов.

4. Одним из основных ценностей радикального либерализма является объединение опыта мировой культуры и развитых европейских стран с проблемами России.

Зарождение либерализма в России: дискуссии в современной историографии

В исследовании рассматриваются этапы формирования отечественной либеральной традиции через призму историографической "картины". Автор представляет историю возникновения интеллектуального и политического феномена раннего русского либерализма. В ходе изучения последнего идентифицированы первая либеральная организация в России и отцы-основатели либеральной традиции.

Ключевые темы: ранний русский либерализм, философский либерализм, индивидуальная свобода, первая либеральная организация.

В современной литературе существует примерно 100 различных определений термина "либерализм", но принято выделять его "твёрдое ядро" — идею индивидуальной свободы: "во всех своих проявлениях либерализм — это доктрина, утверждающая свободу личности" [1]. Хотя эта идея прочно вошла во многие мировоззренческие доктрины, "только в либерализме она стала системообразующей" [2].

В современной историографии русского либерализма можно выделить два основных направления: консервативное (продолжение традиций дореволюционной консервативной историографии и советской интерпретации истории либерализма) и либеральное. В данной статье рассматриваются в основном публикации представителей современного либерального направления, в которых сформулирована новая методология исследования и высказываются новые оценки русского дореволюционного либерализма в России.

Исследователи выделяют два подхода к анализу истории возникновения либерализма в России. Первый подход (философский) изучает распространение либеральных идей в российском обществе и зарождение либеральной мысли. Второй подход (политический) уделяет внимание формированию либерализма как социально-политического направления в общественном движении (развитие "деятельного либерализма") [3].

В первой половине XIX века в российском обществе все шире распространяется "дух либерализма".

Современная историография считает дискуссионной проблему возникновения либерального социально-политического направления общественного движения. В рамках данной проблемы необходимо изучить период появления первых либеральных организаций, формирование либеральной доктрины и разработку политической программы.

Организация "Союз Благоденствия" (1818–1821 гг.) отличалась от других организаций, таких как "Союз Спасения", "Северное и Южное общества", тем, что действовала открыто и не была революционной. Они выступали за эволюционный путь развития России. Дореволюционная и современная историография признают эту организацию либеральной [8].

К примеру, Александр Николаевич Пыпин использует термин "либеральное движение" в отношении Союза Благоденствия, выражает свое несогласие с государством, определяет его намерения: "…это был идеалистический патриотизм, хотевший действовать чисто нравственной пропагандой и образованием, думавший только помогать правительству" [9]. Татьяна Владимировна Андреева утверждает, что "в декабризме в различные периоды и в различных политических обстоятельствах сосуществовали и по-разному проявляли себя конституционно-либеральные и республиканско-революционные тенденции, но в целом всегда сохранялся либерально-конституционный характер движения".

В своем исследовании о секретных обществах в России в первой трети XIX века изучается их связь с русским либерализмом. В работе упоминаются такие авторы, как Д. В. Тимофеев, Е. Л. Рудницкая, П. В. Акульшин. Книга Д. В. Тимофеева посвящена особенностям восприятия и принятия правительственной элитой александровской эпохи европейских либеральных идей. Е. Л. Рудницкая сфокусирована на генезисе русского либерализма и его отличиях от западных стандартов [10]. По мнению Т. Н. Жуковской, Союз Благоденствия был организацией, которая постепенно стремилась реформировать общество [11], вписываясь в идеологию либерализма.

Развитие политической либеральной доктрины ассоциируется с эпохой николаевской "реакции", которая положила начало формированию широкой идейной оппозиции. Эта оппозиция нашла свое выражение в либеральных и революционных проектах изменения России. По заслугам идеологом русского либерализма считается П. Я. Чаадаев, автор "Философских писем" [12].

Возможно, ранний русский либерализм появился во второй половине 1850-х — первой половине 1860-х гг. под влиянием К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина, авторов известных работ, отображающих либеральные модели изменений в России: «Записки об освобождении крестьян», «О народном представительстве», «Курс государственной науки» и другие. Они представляли два направления либерализма — охранительный и народнический. Практически все исследователи признают, что их роль в формировании либеральной доктрины была огромной.

Существует и "сомнительное" направление, которое отрицает серьезность рассуждений о русском либерализме XIX века. Это мнение популярно в западной историографии и находит поддержку среди отечественных историков. История либерального общественного движения начинается на рубеже XIX-XX веков и связана с формированием протопартийных организаций и либеральных партийных структур.

Один из ранних сторонников "сомнительного" подхода к зарождению либерализма — известный исследователь Д. Фишер. По его мнению, русский либерализм начал формироваться уже в период перед реформами и продолжал развиваться до первой русской революции. Автор упомянул о деятельности либералов даже до Великих реформ, однако обратил внимание только на их антикрепостнические настроения и абстрактный характер размышлений [16].

Различные точки зрения на происхождение либерализма в России вызывают много споров. Существует два подхода к вопросу о зарождении либерализма — философский и политический. Однако, самым дискуссионным остается вопрос о возникновении либерализма как политической доктрины. Признание раннего периода либерализма в истории позволит связать определение (либерализм) с его сущностным компонентом, что впоследствии привело к формированию полноценной мировоззренческой доктрины.

Основные термины (генерируются автоматически): русский либерализм, происхождение либерализма в России, индивидуальная свобода, современная историография, либеральная политическая доктрина, русский либерализм, Союз Благоденствия, либеральная организация, либеральная доктрина.

Основные особенности развития либеральной идеи на разных исторических этапах

Либерализм в России — это одно из важных направлений общественного мышления.

Корни отечественного либерализма уходят к событиям 16—18 веков. В борьбе того времени мы можем наблюдать некоторые либеральные идеи и стремления в боярской аристократии, направленные на ограничение произвола высшей власти, а В движении, вызванном церковным расколом, которые неизбежно порождали желание утверждения свободы совести.

История сложилась таким образом, что либеральные тенденции были угнетены укрепляющимся абсолютизмом. Либеральная идеология проникала в общество по мере развития процессов модернизации. Либеральное сознание появилось в стране в конце 18 — начале 19 веков.

Формирование более или менее целостного либерального сознания происходит в период с 10 по 30 годы XIX века. В России либерализм приводит к появлению разнообразных типов личностей. Это и мыслитель вроде Чаадаева, и выдающийся политический деятель Сперанский, а также люди, сменившие вероисповедание и тем самым защитившие право на свободу совести, такие как Лунин, Гагарин и другие.

В 40-50 годы XIX века либеральное сознание расширяется. Постепенно в России формируется собственное либеральное направление. При этом влияние либеральных идей просматривается во всех крупных течениях общественной мысли. Направления, характерные для России, такие как западничество и славянофильство, в разной степени пронизаны либеральным мировоззрением.

Время великих реформ, проводимых Александром II, открывает новую главу в истории русского либерализма. Новое качество общественной жизни создает благоприятные условия для практической реализации либеральных идей. Освобожденная от строгой цензурной цензуры печать, относительно свободные университеты и земские учреждения становятся оплотами либерализма.

Особую роль в развитии русского либерализма играет земское движение. Земское самоуправление становится местом практической реализации либеральных принципов. Земства становятся центром, к которому тянется либеральная публицистика и университетская наука с либеральной направленностью. Многие из будущих лидеров либеральных политических партий России формируются в земствах и вокруг них.

В период с конца XIX по начало XX века в России был сформирован не только публицистический, но и научный и философский дискурс либерального мышления. Юридическая (или государственная) школа в русской академической науке стала теоретической основой для российского конституционализма.

Труды Каверина, Чичерина, Градовского дали теоретическое обоснование для перехода от традиционных порядков к гражданскому обществу. Также несколько мыслителей разработали различные философские аспекты либеральной парадигмы. В работах Соловьева отечественная философская традиция избавлялась от антилиберальных тенденций, Струве подчеркивал концепцию неотъемлемых прав личности, Чичерин вписывал русское либеральное мышление в контекст развития современной философской мысли.

После революции 1905 года и последующих политических реформ в России произошел сдвиг в истории либерализма. Появились политические партии с явно либеральной ориентацией — кадеты, октябристы, прогрессисты, чьи депутаты заседали в Государственной Думе. Таким образом, российский либерализм перерос аморфное "направление" и стал зрелой политической силой.

Период между двумя революциями (1905-1917) характеризовался как идеологическим и организационным развитием либерализма в России, так и вызванным кризисом, который завершился установлением большевистской идеократии.

Либералы не могли наладить контакт с широкими массами, часто идеализируя народ. Русский либерализм страдал от пренебрежения к проблемам частной собственности и свободы предпринимательства. Он был противоречивым и не полностью выработанным явлением. Социальная база либерального движения была узкой и трагической.

Февральская революция открыла новую главу в истории русского либерализма. Представители либеральных партий вошли во Временное правительство и разделили ответственность за судьбу страны с другими политическими силами.

Однако последующие события раскрыли как неспособность либеральных партий овладеть ситуацией, так и нежелание российского общества принимать либеральную политику. Острая радикализация политической обстановки и большевистский переворот положили конец законному существованию либерализма в России и наложили пятьдесятилетнюю паузу в развитии либеральной традиции.

В период после революции либерализм как идеологическая традиция продолжает существовать только за пределами страны, где жило значительное количество мыслителей и политиков либеральной ориентации. В первые годы советской истории сложно найти какие-либо признаки либеральных идей. Перерождение либерального сознания начинается после ухода Сталина.

В советской общественной мысли возникает либеральное направление наряду с другими неофициальными тенденциями: националистическими, религиозно-фундаменталистскими, социал-демократическими. В условиях партийной цензуры либеральные авторы вынуждены излагать свои идеи в рамках исторических и аналитических исследований: историко-философских трудов, исследований по истории экономических учений, редких изданий по истории США и Великобритании, исследований по истории буржуазного конституционализма, современной экономической истории и других. Эта незаметная работа носит ценой огромных усилий нарабатывался определенный потенциал и формировались поколения, готовые к преобразованиям.

Параллельно с «официальными» проявлениями либеральной идеи в советском контексте, возникали и нелегальные формы её проявления. Они выражались через такие явления, как: Правозащитное движение, Самиздат и Тамиздат. Правозащитное движение представляет собой героическое явление в истории русского либерализма, породившее своих символов, борцов и мучеников.

В это время происходило возрождение свободной неподцензурной общественной мысли, издавались нелегальные журналы и монографии. Благодаря усилиям Самиздата и Тамиздата советское общество ознакомилось как с достижениями западного либерализма, так и с наследием отечественной либеральной мысли. Практически в 70-е годы произошло возрождение либерального сознания в России. Между отечественными мыслителями и представителями русского зарубежья начался диалог.

Начиная с перестройки, либерализм в России начал развиваться и продолжает свое влияние до наших дней. За короткое время он стал ключевым элементом духовной и общественной жизни страны. Современные российские либералы активно участвуют в политической жизни. Идеи и принципы либерализма отчетливо прослеживаются во внутренней и внешней политике России. Этот либеральный подъем породил множество новых идей, программ, теоретических и публицистических работ, влияющих на политическую и культурную жизнь и формирующих современное либеральное сознание в России.

История развития либерализма в России в ХХ-ХХ1 вв

В современной России политический процесс является сложным и противоречивым. Выбор пути, который выберет Россия, проведение выборов парламента и президента, а также формирование законодательных и исполнительных органов в регионах и муниципалитетах стимулируют активизацию всех общественно-политических сил. В первую очередь это касается политических партий, представляющих все основные политические идеологии в России, включая либеральную. Последнее время интерес к либеральным идеям и политическому течению резко возрос, особенно учитывая, что один тоталитарный режим за другим уходит с мировой политической арены.

В XVIII веке ливеральная идея проникла в Россию впоследствии своего возникновения в Европе. Основной отличительной особенностью всего либерального движения в России была его неполнота и относительная слабость, причины которой следует искать в специфике исторического развития России, прежде всего в её абсолютной монархии.

В России попытки провести общественные преобразования в духе либерализма предпринимали Н.С. Мордвинов (1754-1845) и М.М. Сперанский (1772-1839). Реформы Александра II придали новый импульс либерализму. На этот раз движение власти к реформам диктовалось объективной необходимостью.

Вопрос о конституции стал жизненно важным, идеи либерализма также нашли отклик среди определенного слоя дворянства и разночинной интеллигенции. В связи с вопросом о конституции разразился теократический спор между радикалами и либералами, где политическую программу либерализма защищали К.Д. Кавелин (1818-1885) и Б.Д. Чичерин (1824-1904).

Однако ни один из теоретиков не обращался к экономическим вопросам, как это было, например, в Англии. Либеральное дворянство и интеллигенция также после земской реформы 1864 года ограничили круг своих интересов проблемами местного самоуправления, образования и здравоохранения.

События 1905 года стали поводом для активизации марксистской идеи о ликвидации государства. Правые выступили против этой идеи, предлагая концепцию единства царя и народа вне законного государства.

В это время либералы поддержали идею защиты общественного порядка и личных свобод через создание правового государства, их идеи пропагандировали публицисты новгородцев (1866-1924) и Кистяковский (1869-1920). Важным событием стало создание конституционно-демократической партии (кадетов), в основе которой лежала либеральная интеллигенция, либеральные помещики, и прогрессивная часть буржуазии. Политическим идеалом партии была парламентская монархия в стиле Великобритании. Ставя на легитимность, кадеты проиграли как радикалам, пропагандирующим социализм, так и консерваторам, имеющим поддержку государственного аппарата.

Помимо кадетов также существовали другие партии, которые придерживались идей либерализма: демократический союз конституционалистов, "Союз 17 октября", партия правового порядка, но их влияние было невелико, и они оказывали мало влияния на распределение политических сил.

Можно сказать, что в то время либерализм не смог реализовать свой потенциал в России. Идея законности и правового государства находила мало сторонников, так как не соответствовала традиционному представлению о единстве царя и закона. Необходимо было время для осознания этого, но история не предоставила такой возможности.

Ошибкой русских либералов до октября 1917 года было то, что они не уделили внимания экономике, слабо боролись за крестьянскую землю, развитие свободной торговли и предпринимательства. Русским либералам следовало бы придерживаться примера европейских единомышленников, то есть привлекать мелких производителей, купцов, промышленников, объяснять им свои идеи и делать их сторонниками. Конституция России, принятая после событий сентября-октября 1993 года, закрепила основы либерализма, что означало завершение первого переходного этапа в социально-политическом развитии России, связанного с разрушением прежних политических структур, но современный этап развития конституционного процесса требует четкой реализации принципа разделения властей. Следовательно, необходимо более разумно сбалансировать полномочия исполнительной и законодательной властей. Это является основной задачей программы "Яблоко", представляющей либеральное движение в России.

Согласно "яблоку", первым шагом к решению данной проблемы должно стать внесение поправок в Конституцию Российской Федерации. Например, четкое определение полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей, а также запрет на переход полномочий между органами власти.

Кроме того, "яблоко" поддерживает уточнение полномочий президента в рамках существующей модели правления, подчеркивая необходимость последовательной децентрализации государственной власти и распределения ее между Федерацией и субъектами. Они выступают за то, чтобы органы власти обладали всей необходимой властью в рамках закона и одновременно находились под контролем общества.

В отличие от своих предшественников — либералов, "яблоко" уделяет большое внимание экономическим вопросам, выступая за свободное предпринимательство, свободный рынок, снижение налогов и развитие малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса. Их идеал — общество, где каждый имеет равные возможности для достижения успеха и признания. В целом, русский либерализм можно разделить на два этапа: дореволюционный и либерализм конца 90-х годов. Цель дореволюционного либерализма заключается в превращении России в правовое государство, в то время как либералы в лице "Яблока" ставят проблему выхода из экономического кризиса на первое место. Несмотря на различия, общим стремлением обоих этапов является модернизация российского общества.

Расскажите своим друзьям о нас:

Мы очень ценим ваше мнение! Помог ли вам опубликованный контент? Да Нет

Большие изменения в политике, произошедшие в СССР во второй половине 80-х годов, привели к радикальному переосмотру многих ценностей. Реформы, начатые "сверху", вызвали активность значительной части населения России, привели к появлению множества партий и общественных движений. Их разнообразие охватило все оттенки, присущие западным демократиям. В новой политической модели постсоветской России ключевую роль играют партии и общественные движения, создание которых прошло через несколько этапов и началось с отмены 6-й статьи Конституции СССР 1977 года — о руководящей роли КПСС — в 1990 году.

Исходя из понимания радикализма как стремления к динамичным изменениям и обновлению общества на новых началах, а консерватизма как стремления к изменениям и обновлению на основе существующего опыта и традиций для сохранения текущей системы в целом, все российские партии и течения могут быть рассмотрены в двух аспектах: как сторонники радикальных реформ и сторонники медленной эволюционной трансформации страны. В соответствии с традиционной классификацией политических организаций общества, их можно разделить на демократические, социалистические и основанные на национально-патриотических идеях.

Основные партии, блоки и движения на рубеже 80—90-х гг. можно условно разделить на пять групп. Первая группа включает в себя партии и движения демократической ориентации, которые неоднородны по своим идеологическим, политическим и социально-экономическим взглядам.

Современные политологи выделяют различные демократические партии и движения, среди которых радикально-реформаторские партии, такие как «Демократическая Россия», Крестьянская партия России (КПР), Народная партия России, Республиканская партия Российской Федерации, а также центристские партии, такие как Народная партия "Свободная Россия", Демократическая партия России (ДПР), и блок "Гражданский союз". Также существует движение демократических реформ (ДДР). Различие между этими направлениями заключается в их отношении к радикальности экономических реформ в стране.

Из всех партий первой группы наибольшее историческое значение имеет движение "Демократическая Россия", которое было официально основано 20-21 октября 1990 года на учредительном съезде в Москве.

В начале своей деятельности основными целями движения были требования об отставке правительства М. Горбачева — Н. Рыжкова, поддержка радикальных экономических реформ и выборы Президента России. В композицию движения входили Крестьянская партия России (руководитель — Ю. Черниченко), Народная партия России (Т. Гдлян), Республиканская партия Российской Федерации (В.

Шостаковский, В. Лысенко, П. Филиппов, И. Яковенко). В него входили Социал-демократическая партия России (руководители — Б. Орлов, О. Румянцев, А. Голов) и другие партии и движения. В марте 1992 года группа известных деятелей из "Демократической России", такие как Ю. Афанасьев, Л. Баткин, Ю. Буртин, М. Салье и другие, вышла из этого движения.

Во вторую категорию входят партии и движения с ориентацией на социализм. Среди них Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ), Российская партия коммунистов (РПК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). Партии социалистической ориентации составляют основу оппозиции курсу радикальных реформ, проводимых правительством. Различия между основными тенденциями внутри социалистического движения связаны с различным взглядом на исторический опыт КПСС и возможностью участия в парламентской практике после событий 1993 года.

Самыми консервативными сторонниками марксистско-ленинской доктрины в ее сталинской интерпретации являются Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, возглавляемая Н. Андреевой, а также движение "Трудовая Россия" (руководитель — В. Анпилов). После выхода из Российской коммунистической рабочей партии в ноябре 1992 года "Трудовая Россия" стала самостоятельной структурой.

Третью категорию представляют российские партии и движения социал-демократического толка. Среди них такие партии, как Социалистическая партия, Партия труда, Социалистическая партия трудящихся. В современной России социал-демократическое движение не играет серьезной роли в оппозиции, оно очень малочисленно и еще не проявило себя в полной мере.

Главным образом, это предыдущие коммунисты, которые проявляют колебания между парламентским социалистическим направлением (под руководством Г. А. Зюганова) и самим социал-демократизмом. Так, в ноябре 1992 года Социалистическая партия трудящихся открыто поддержала восстановление КПРФ и заявила о своей поддержке всех своих организаций и членов, которые присоединились к КПРФ.

Четвертая группа представлена партиями и движениями с национально-патриотической ориентацией. Среди них — Национально-республиканская партия России (НРПР) с Русским национальным собором (РНС), Всероссийское патриотическое движение «Отчизна», Союз возрождения России (СВР), Союз офицеров (СО), Международный славянский собор (МСС), Фронт национального спасения (ФНС), Российское народное собрание. Все эти организации ориентированы на русскую национальную идею, которая лежит в основе их программных документов. Основную часть электората этой группы составляют офицеры и военные. Лидеры партий призывают уделить особое внимание экономике: они выступают за превращение финансового капитала в государственную собственность, против продажи земли, и выражают стремление к восстановлению статуса России как сильной мировой державы, активной разработке новейших технологий и видов вооружений.

Пятая группа включает в себя партии и движения, представляющие разнообразные идеологии, по мнению экспертов в области политики. В эту категорию входят: а) партии и организации, ориентированные на православие и поддержку государственности (например, союз "Христианское возрождение", "Предсоборное совещание для подготовки Всероссийского земского собора" (ПСС) и "Российское христианско-демократическое движение"); б) казачьи союзы — Союз казаков России (СКР) и Союз казачьего войска России (СКВР).

В конце 1980-х годов, христианские организации начали формироваться на основе разнообразных сред, таких как самиздат, христианские клубы, православные общины, центры милосердия, общественные и культурные объединения. Ориентация на православие сочеталась с идеями монархизма, и с декабря 1990 года постоянно действовало ППС, планировавшее избрать нового царя из династии Романовых для России.

Казачьи организации проявляют активность и получают поддержку населения в традиционных местах проживания казаков, а В Москве и Санкт-Петербурге. В казачьей среде обсуждаются вопросы о восстановлении казачьих отделов во всех уровнях власти и о возвращении земли казакам для использования.

Особенно стоит отметить Либерально-демократическую партию России (ЛДПР). Партия официально занимает резко критические антиправительственные позиции, однако на практике всегда поддерживает курс Президента в последний момент. У ЛДПР довольно значительная поддержка среди населения из-за ее крайнего популизма.

В первый период развития многопартийности (1989—1993) были характерны следующие общие положения в программах партий и движений:

  • антикоммунизм, который часто служил заменой отсутствия собственной позитивной программы;
  • декларативная забота о защите национальных интересов России. Каждая партия вкладывала в это положение разный смысл, вплоть до проведения старой имперской политики при сохранении руководящей роли русской нации;

В общем, можно сказать, что на начальном этапе развития многопартийной системы политические партии не столько демонстрировали различия в идеологических, политических и экономических взглядах, сколько их сходство.

  1. История России в новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: "Олимп", "Издательство АСТ", 2000. – 464 с. – С. 324–422.
  2. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студентов вузов: В 2 т. – Т. 2 / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1988. – 448 с. – С. 390–423.
  3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1999. – 544 с. – С. 496–503.
Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий