7 (18) августа 1782 г. в Петербурге был открыт конный памятник первому российскому императору — Петру I, созданный по велению императрицы Екатерины II французским скульптором Этьеном Фальконе.
В августе 1766 г. Э. М. Фальконе подписал контракт на работу в России, согласно которому ему поручалось исполнить эскиз композиции памятника Петру I и осуществить его в натуре.
Малая модель памятника была изготовлена мастером в течение 10 месяцев. Фальконе изобразил Петра в виде всадника, поднимающего коня на дыбы. «Когда я задумал вылепить его, как он завершает свой галоп, вставая на дыбы, этого не было в моей памяти — писал скульптор. — Для этого я велел построить площадку, которой я придал тот же наклон, который должен был иметь мой постамент. … Я заставил скакать всадника 1-е — не один раз, а более ста, 2-е — различными приёмами, 3-е — на разных лошадях». Так как Фальконе не удалось добиться полного портретного сходства с лицом Петра, эту работу превосходно выполнила его ученица — Мари-Анн Калло, по модели которой и была изготовлена голова императора.
В июле 1769 г. модель памятника в натуральную величину была закончена. До мая следующего года её переводили в гипс и отделывали. По завершении работ в течение 14 дней мастерская была открыта для публики.
Для создания пьедестала памятника требовались гранитные блоки, однако их не смогли найти в окрестностях Петербурга. В начале сентября 1768 г. крестьянин С. Г. Вишняков сообщил, что недалеко от деревни Конная Лахта, в лесу, лежит скала, называемая в народе «Гром-камень», которую когда-то расщепил удар молнии. Через два года, в сентябре 1770 г., гигантский гранитный валун весом 1,6 т был доставлен в Санкт-Петербург.
После одобрения большой модели и установки пьедестала, 25 августа (5 сентября) 1775 г. состоялась отливка статуи, проводившаяся под руководством пушечного мастера Емельяна Хайлова. Для чеканки монумента в январе 1776 г. был заключён контракт с часового дела мастером Сандоцом. В 1777 г. были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке.
В 1778 г. Фальконе был вынужден покинуть Россию, а работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену. Под руководством знаменитого архитектора была произведена напайка швов памятника, монумент был поднят на пьедестал и под копыта коня помещена змея, работы Фёдора Гордеева.
7 (18) августа 1782 г. при большом скоплении народа в центре Сенатской площади состоялось торжественное открытие монумента. Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и лёгкую одежду, а богатое седло заменил звериной шкурой, чтобы отдельные элементы не бросались в глаза и не отвлекали внимание от образа царя-законодателя. Постамент в виде громадной скалы изображает преодолённые трудности, а змея под ногами вздыбленного коня символизирует враждебные силы. На роль Петра как полководца-победителя указывают венчающий голову венок из лавра и висящий у пояса меч. С двух сторон памятника расположена надпись на русском языке и латыни: Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782.
Позднее памятник получил своё название благодаря знаменитой поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», хотя на самом деле был изготовлен из бронзы.
Лит.: Доклад императрице Екатерине II от Сената о месте для постановки монумента императору Петру Великому / Сообщ. Жан-Жанк // Русская старина. 1872. Т. 5. № 6. С. 957-958; Иванов Г. И. Камень-Гром. Историческая повесть.
СПб., 1994; Кнабе Г. С. Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина. М., 1993; Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1975; Пирютко Ю. М. «Медный всадник» // Санкт-Петербург: энциклопедия. СПб.; М., 2004; Топоров В. Н. О динамическом контексте трёхмерных произведений изобразительного искусства (семиотический взгляд). Фальконетовский памятник Петру I // Лотмановский сборник. М., 1995.
Вып.
1; Три века Санкт-Петербурга: энциклопедия в 3-х т. Т. 1. Осьмнадцатое столетие. Кн. 2: Н-Я. СПб., 2003.
См. В Президентской библиотеке:
Медный всадник
Медный всадник — самый знаменитый памятник Петру I — был установлен в 1782 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге по приказу Екатерины II.
Для работы был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе, работавший в то время на фарфоровом заводе. Его кандидатуру предложил императрице Дени Дидро. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. Корысти не знает», — писал философ о Фальконе. Получив приглашение, скульптор сразу же согласился, он всегда мечтал о монументальном искусстве.
Фальконе решил представить Петра I как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны». «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей».
Чтобы создать точную модель скульптор велел построить площадку с тем же наклоном, который должен был иметь постамент. Фальконе делал зарисовки, глядя, как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Голову Петра I вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II браковала ее.
В результате Мари предложила свой эскиз, который и был утвержден императрицей. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня — символ злых сил и победы Петра I над противниками его реформ, а также являющуюся третьей точкой опоры скакуна — выполнил русский скульптор Федор Гордеев.
Поиском камня-монолита Академия художеств занялась, когда еще не была готова модель памятника. Говоря современным языком, был объявлен конкурс на поиск камня для постамента, газета «Санкт-Петербургские ведомости» напечатала объявление. Камень был найден в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга крестьянином Семеном Григорьевичем Вишняковым.
За эту находку его наградили премией в 100 рублей. Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа «Гром-камень». Она больше чем на 4 м ушла в землю и вся была покрыта мхом. Монолит весил около 1600 тонн. Транспортировка камня заняла около полугода, сначала его на специальной платформе всю зиму волокли до Финского залива, а затем переправляли на судне.
Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. В то время это был пустырь, еще не было ни здания Сената, ни Исаакиевского собора. Начиная с 1775 года велись работы по отливке памятника. Этьену Фальконе не удалось завершить монумент самому, довершили дело Ю.М. Фельтон и Ф.Г.
Гордеев.
Торжественное открытие памятника с военным парадом состоялось 7 августа 1782 года, в день 100-летия вступления Петра I на русский престол. Сигнал к открытию дала сама императрица.
Интересные факты
По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I Лета 1782» на русском и латинском языках. Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.
В память об открытии монумента была выпущена серебряная медаль с его изображением. Три экземпляра этой медали сделали из золота. Одну золотую и одну серебряную медаль императрица отправила Фальконе, который получил их из рук князя Д.А. Голицына в 1783 году.
Своим названием Медный всадник обязан одноименному произведению А.С. Пушкина, хотя выполнен памятник из бронзы. Медный всадник фигурирует в романах Ф.М. Достоевского и Андрея Белого.
Во время блокады Ленинграда Медный всадник был укрыт мешками с землей и песком, обшит бревнами и досками.
При реставрации памятника в 1976 году проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Благодаря этому исследованию выяснилось, что каркас памятника может служить еще долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации, ее участниках и газетой от 3 сентября 1976 года.
Перед 300-летием Петербурга памятник был в очередной раз отреставрирован. Скульптуру очистили от патины, вокруг монумента установили невысокую ограду.
История и год создания монумента Медный всадник
Поставить конный памятник приказала императрица всея Руси Екатерина II, преклонявшейся перед величием первого императора. Автором скульптуры Медный всадник, созданной в 1768-1778 г., стал француз Этьен Фальконе.
Решением Фальконе было изваять императора в образе созидателя, а не воителя или просто царственной особы. Именно поэтому царь-реформатор не держит жезл, а правая рука протянута над объезжаемой им Россией. Скала-пьедестал, по которой скульптура Петра Великого поднимается наверх с простертой десницей, является эмблемой повергнутых им врагов и побежденных трудностей.
Французский скульптор лепил фигуру императора с живого человека, гвардейского офицера. Он взлетал на скакуне на помост, изготовленный специально для эскизов модели памятника, и на самой вершине поднимал его на дыбы, а Фальконе делал наброски этих моментов.
Голова Петра первого у скульптора не получалась. Императрица трижды браковала результат. Эскиз выполнила Мари-Анн Колло, ученица Фальконе. Благодаря этой работе, она получила членство в Российской Академии художеств и ежегодную императорскую пенсию.
Змея, которую топчет конь под Петром, – это символ победы над противниками перемен, происходивших в стране. Эта часть монумента выполнена скульптором Ф. Гордеевым. Кроме того, этот элемент выполняет функцию третьей точки опоры, необходимой для устойчивости.
Как отливалась скульптура царя-реформатора
Раньше памятники таких внушительных размеров не делали, поэтому литейщики не давали гарантии ни на сроки, ни на качество отлива. К работе подключили Е. Хайлова, который раньше занимался изготовлением пушек. Нужный состав бронзы подбирался долго из-за ее значительных размеров изваяния и трехточечной системы опоры. Для снижения веса планировалось сделать толщину стенок в пределах одного сантиметра, а внутри них оставить полость.
Первый отлив был неудачным. Подающая бронзу труба лопнула, но Хайлов, рискуя жизнью, сумел предотвратить пожар. Однако скульптура оказалась испорченной. Практически 3 года потребовалось для подготовки второй модели. Следующая отливка прошла успешно.
Этьен Фальконе поддался искушению и оставил надпись о своем авторстве на императорском плаще.
История технологии монументального литья: Медный всадник
Определение 1
Медный всадник — монументальный конный памятник, посвященный Петру Великому, который был создан в период с 1768 по 1778 год (под руководством французского мастера Фальконе).
Медный всадник был открыт в 1882 году на Сенатской площади и является одним из символов Санкт-Петербурга. Сам памятник изготовлен из бронзы, а название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме Пушкина «Медный всадник». Ученые российских академий долго не могли определиться с видом памятника.
Екатерина 2 хотела видеть Петра Великого на коне, Бельский — без коня, а Дидро предлагал сделать памятник Петру 1 в виде фонтана. Но французский мастер Фальконе отказался от данных идей и создал эскиз памятника, который сейчас находится на Сенатской площади. Для того, чтобы создать динамичную скульптуру, француз делал зарисовки с движущихся лошадей, с этой целью гвардейцы поднимали лошадей на дыбы.
Скульптура стоит на постаменте, который представляет собой обтесанную каменную глыбу. Глыбу искали по всем окрестностям города. В итоге ее нашел крестьянин Вишняков (за что получил премию). Гранитная глыба, которая была расколота молнией, получила название «Гром-камень». Весила глыба около 1 600 тонн, она была на 4 метра заглублена в землю и покрыта мхом.
После ее извлечения, образовался большой котлован, который быстро заполнился водой. Водоем сохранился до сегодняшнего дня и ныне называется «Петровский пруд». Особая сложность заключалась в транспортировке валуна. Чтобы дотянуть глыбу до Финского залива на всем пути следования сооружались желоба, в которые помещали большие медные шары и по ним перемещали глыбу.
В Финском заливе камень ожидала специально построенная баржа. В транспортировке глыбы были задействованы 1000 человек, а для того, чтобы доставить ее в пункт назначения понадобилось полгода. В Петербург камень прибыл в 1770 году. Перед установкой его обтесали.
Литье и установка Медного всадника
« История технологии монументального литья: Медный всадник»
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Найди решение своей задачи среди 1 000 ов
Литье Медного всадника в Петербурге сопровождалось большим количеством проблем, с которыми столкнулся Фальконе. Он никогда до этого не выполнял подобные работы, а в городе не было ни одной мастерской, где могли бы отлить монумент таких размеров. Никто не давал гарантий успеха и не обещал добиться необходимого результата. Для того, чтобы отлить скульптуру, из Франции был приглашен Эрсман, который приехал с несколькими помощниками и необходимыми материалами. Однако, плодотворного сотрудничества с российскими скульпторами и художниками не получилось, и Эрсмана уволили по настоянию Фельтена.
Место французского скульптора занял Хайлов, который до этого занимался отливкой пушек. Ему пришлось подобрать для литья новый состав, чтобы памятник мог устоять на трех точках опоры, был прочным, но при этом легким. Первая попытка оказалась неудачной. Труба, по которой в форму подавалась бронза, лопнула.
Во время происшествия Хайлов чуть не погиб, но смог предотвратить пожар в деревянной мастерской. Через три года была предпринята вторая попытка литья, которая оказалась удачной. В разгар работ отношения Фальконе и Екатерины 2 ухудшились, и мастер в 1778 году уехал из России. С собой он забрал чертежи, эскизы, а также талантливую помощницу Мари Анн Колло. Дальнейшими работами руководил Фельтен.
Памятник Петру Великому был установлен на Сенатской площади Петербурга в 1782 году. В честь этого был проведен военный парад под руководством Д. А. Голицына. О памятнике Петру Великому есть много интересных фактов:
- Глыбу для постамента для скульптуры извлекали из земли год.
- Лошадей, с которых Фальконе делал зарисовки, звали Каприз и Бриллиант.
- За работу над памятником Фальконе обещали 200 000 ливров.
- В честь открытия скульптуры были выпущены памятные серебряные монеты.
- Для всех тех, кто был причастен к созданию памятника, было выпущено три золотых монеты, одну из которых Екатерина 2 отправила Фальконе. Но на открытие памятника он приглашен не был.
- На плаще Петра имеется надпись о том, что над памятником трудился Фальконе.
- Во время Великой Отечественной войны памятник был заколочен досками и укрыт мешками с песком, с целью защиты от разрушения.
- Во время реставрации в 1976 году внутрь памятника заложили капсулу с документами о реставрации и газетой от 3 сентября 1976 года.
- Высота монумента составляет около 5 метров.
История создания «Медного всадника»
«Медный всадник» создан по инициативе Екатерины II. А. М. Голицын доверился мастерам Дидро и Вольтеру, а они рекомендовали Этьена-Мориса Фальконе. Скульптор давно мечтал создать грандиозный памятник. Вначале он сделал восковой эскиз. После того как Екатерина II одобрила модель, в 1766 году он принялся за работу над гипсовым монументом.
Над созданием головы трудилась ученица Фальконе Мари Ан Колло. Но скульптор посчитал ее работу несовершенной и внес небольшие изменения. Он сделал взгляд Петра более осмысленным и сильным. В результате императрице понравилась работа, и она назначила ученице пожизненную пенсию. Екатерина II хотела установить монумент в самом центре Сенатской площади.
Но Фальконе поставил его ближе к Неве. «Медный всадник» был готов в 1782 году, и 18 августа по новому стилю состоялось его открытие. Оно было приурочено к 20-летию царствования Екатерины II и 100-летнему юбилею вступления на престол Петра.
- Статуя изготовлена из бронзы. В ней нет ни капли меди. Откуда же тогда появилось такое название? Об этом читайте далее.
- Вес памятника составляет 8 тонн. Его высота достигает 5 метров.
- Для того чтобы сделать зарисовки лошадей, скульптору были выданы 2 императорских скакуна. Офицеры поднимали их на дыбы.
- Для изготовления гипсовой модели автору понадобилось 12 лет. Екатерина постоянно просила внести какие-то изменения.
- Отлить грандиозную фигуру согласился только пушечный мастер Емельян Хайлов. Он же и спас статую, когда при отливке форма лопнула. Рискуя собственной жизнью, Хайлов устранил течь.
- Валун для гранитного постамента нашли в 12 верстах от столицы. Он весил 2000 тонн. На площадь «гром-камень» доставил Маринос Карбури. За это ему заплатили 7000 рублей (огромная для тех времен сумма). Валун доставляли почти год.
- Фальконе только изготовил «Медного всадника». Открытие состоялось без его участия.
- Рука Петра направлена в сторону Швеции, с которой долгое время велась война.
Откуда пошло название
«Медный всадник» — это первый памятник в России. Установка противоречила православным канонам. Но при жизни Петр не высказывал возражений. Сразу же после установки монумента в среде старообрядцев возникло много легенд. Одна из них, что «Медный всадник» связан с апокалипсисом: едет он на коне, несущем смерть.
Современники писали, что сооружение действительно вселяло ужас. Казалось, что Петр въехал на постамент прямо на глазах. Император Александр Павлович хотел вывезти его в Вологодскую губернию. Но капитану Батурину приснился странный сон: якобы Петр на скакуне явился самому государю и был недоволен тем, что стало с империей.
Но он уверил, что, пока статуя на месте, городу нечего бояться. И Александр отменил свое решение.
Не только Пушкин описал «Медного всадника» в литературе. Его образ использовали и другие авторы. Среди них — Достоевский с романом «Подросток», Белый и его «Петербург», Андреев и «Роза Мира». Были выпущены памятные монеты с изображением «Медного всадника». Он изображен и на марке России.