Сообщение о колыбельных: обзор литературных произведений для 5 класса

Сообщение о колыбельных: обзор литературных произведений для 5 класса

Колыбельные песни занимают особое место в литературе, особенно для детей, так как они передают уют и заботу, намереваясь успокоить и убаюкать. В пятом классе изучение колыбельных помогает детям понять, как с помощью поэзии и музыки выражаются нежные чувства любви и защищенности, которые испытывают родители к своим малышам.

Кроме того, колыбельные погружают школьников в мир фольклора и традиционной культуры, обогащая их словарный запас и развивая эмоциональную отзывчивость. Важно, чтобы у детей сформировалось глубокое понимание ценности таких произведений, ведь они не только успокаивают, но и становятся частью семейной истории, передавая из поколения в поколение любовь и заботу.

Исследовательский проект по Обществознанию «Колыбельные песни» 5 класс

Наш исследовательский проект помогает узнать больше о том, какие колыбельные песни поют мамы своим детям, кто авторы этих песен и почему они поются и сегодня. Под руководством своего учителя ученики 5-го класса провели исследование. В результате этого проекта они выступили на школьном празднике, посвященном дню матери.

Основная цель проекта: узнать больше о колыбельных песнях.

Эта тема очень меня заинтересовала, и мне захотелось узнать больше о том, какие колыбельные песни поют мамы своим детям, кто их сочиняет и зачем они поются.

Колыбельные песни — самые нежные песни в мире. Они удивительные, потому что каждая из них напоминает о детстве.

Цель колыбельной песни — убаюкивать ребенка.

В древности люди придумали специальное устройство для качания младенцев — колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Подпевая качающейся колыбельке, матери, няни, бабушки напевали различные мелодии. Они знали, что нужны светлые, успокаивающие, монотонные песни. Именно так появилась колыбельная песня.

У разных народов колыбель называется по-разному: люлька, зыбка, зыбушка, зыбалка, баюкалка, колыска, качалка – это качающаяся кроватка для малыша. Такие кроватки делаются по-разному:

Творческий проект "Народная культура. Колыбельные песни" проект по музыке (5 класс)

Колыбельные песни – это уникальное явление, способное объединить людей разных поколений. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни и будут существовать вечно, ведь они появились давным-давно. Почти все дети слушали колыбельные песни, когда их укладывали спать их мамы, бабушки или няни. Эти песни уносят малышей в мир сновидений, помогая им заснуть.

Сила колыбельных песен заключается в особом диалоге между матерью и ребенком, слова и музыка которого приходят от самого сердца. Колыбельная песня это песня материнской души, она пронизана любовью и нежностью.

Скачать:

Рекламное объявление

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Музыкальная академия

Курс теории музыки и практические упражнения для развития музыкального слуха у школьников и студентов музыкальных учебных заведений

Современно, удобно, эффективно

Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Программа "Народная культура. Колыбельные песни" для учащихся 5 класса

Ведущая урока музыки и педагог дополнительного образования — Татьяна Евгеньевна Магдич

Цель урока: изучить колыбельные песни и их историю

1. Происхождение колыбельных песен

Первый шаг в воспитании — мать. Ребенок, только что родившийся, слышит голос мамы и чувствует тепло ее рук. И когда приходит время спать, мама колыбельными песнями укачивает его в сон.

Песни, которые поют в колыбель, сопровождают человека на протяжении всей его жизни: вначале их поют маленькому ребенку, а затем он сам начинает петь их своим детям. Эти песни возникли давно и будут жить вечно. Почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.

Колыбель — это ящик, изготовленный из луба, который подвешивали к гибкому шесту на потолке. Снизу прикреплялась веревка, позволяющая взрослым качать колыбель с ребенком внутри, не прекращая свои повседневные дела по дому.

Спи, мой малыш, спи!

Приходи, котенок, ночевать,

Уложу моего ребенка спать.

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

И кувшин молока.

Колыбельные песни – один из самых древних жанров фольклора.

Колыбельные песни существуют уже очень давно. Ученые называют разные даты их возникновения, однако все они достаточно старинные.

Древние колыбельные песни

  • Выбор композиций из родных мелодий
  • Описание богатой и счастливой жизни
  • Прогнозы на будущее
  • Призыв к небесным покровителям
  • Описание опасностей
  • Выражение чувств и переживаний

Ученые-этнографы утверждают, что зачатки колыбельной песни появились еще на рассвете человечества, у первобытных людей. О этом свидетельствуют герои колыбельных, такие как Дрёма, Угомон, которые относились к мифологическим существам.

Сонная Дрема, бьётся в ритме,Сонная Дрема, бьётся в ритме,Сонная Дрема, бьётся в ритме, взор её туманитСонная Дрема, взор её туманитПогляди, Дрема,Погляди, Дрема,Погляди, Дрема на нас,Погляди, Дрема на насВозьми, Дрема,Возьми, Дрема,Возьми, Дрема, кого душа желает,Возьми, Дрема, кого душа желает.Сонная Дрема, бьётся в ритме,Сонная Дрема, бьётся в ритме,Сонная Дрема, бьётся в ритме, взор её туманитСонная Дрема, взор её туманит.

Литературные колыбельные песни

  • Познание окружающего мира
  • Воспитательная функция
  • Создание атмосферы тепла и уюта

А. Барто. Колыбельная

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

Только слон не хочет спать:

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Е. Благинина. Колыбельная

Глазки с искорками,

Ушки с кисточками.

Спать положат на кровать.

Спать пора П.Воронько

Ты устала, дочка.

Ножки легко бегали с утра,

Глазки уже устали, пора отдохнуть.

Тебя ждет теплая кроватка,

Спи, мой малыш, спокойно и сладко.

Колыбельная песня. Г. Галина

Котик нежно напевает

В уголке у печки…

Мой сыночек уж идет спать,

Котик напевает ему,

Кроватка тепло ждет его!

Скоро уснет мой мальчик

В кроватке уютной.

Ночь скоро закончится;

Опять наступит утро…

Котик допоет свою песню,

И разбудит нас…

Солнце снова взойдет,

И в наши окошки заглянет…

А мой мальчик пойдет гулять

2. Влияние колыбельной на развитие ребенка.

К сожалению, сегодня малыши все чаще засыпают под шум телевизора. Но для их полноценного развития колыбельная песня необходима, как нежные объятия матери. Через пение мамы ребенок учится разговаривать и развивает свою речь.

Иногда мамы не поют своим детям, сомневаясь в своих вокальных способностях. Однако их пение имеет целебное воздействие на малышей. Отсутствие музыкальных способностей не должно быть препятствием для пения колыбельных песен для ребенка.

Для детей колыбельная песня — не только способ успокоиться и заснуть крепким сном, это также сигнал, что все в порядке: мама рядом и любит своего ребенка.

Пение колыбельных песен помогает ребенку вырасти уравновешенным и доброжелательным человеком. Воздействие колыбельных песен на детей определяют сильные эмоции и чувства, такие как ласка, любовь и забота, которые рождаются в душах поющих и слушающих колыбельную.

  • Какие колыбельные песни вы знаете? (народные, литературные)
  • Часто ли вам пели их родители?
  • Влияют ли колыбельные песни на сон ребенка?

Какие колыбельные песни вы знаете?

Часто ли вам пели колыбельные песни вашими родителями?

Имеют ли колыбельные песни влияние на маленького ребенка?

20 человек в возрасте от 9 до 50 лет приняли участие в опросе. Все участники опроса хорошо знакомы с жанром колыбельных песен. Большинство из них как пели, так и поют колыбельные песни перед сном. Старшее поколение вспоминает, что эти песни им пели их мамы, но сейчас бабушки все чаще исполняют эти песни для своих внуков.

Баю, баюшки, баю, Маша, Маша, баю-бай,

Зайку ночевать зову. Спи, малышка, засыпай.

Приди, зайка, ночевать, Глазки закрывай, баю-бай,

Нашу лялю покачать. Спи спокойно, не рыдай,

Я тебе, зайка, заплачу, Баю-бай, баю-бай!

Лист капустный подар

(Катя О.) (Полина Ж..)

Баю,баю, баю, Баю, баюшки, баю,

Спать укладываю, приговариваю: Я коровку подою

Спи, дочура, засыпай, Молочком Ванюшу напою,

Крепко глазки закрывай. На постельку уложу,

(Иван И.) (Елена И.)

Раздел II. Заключение.

Песни колыбели — это то, что объединяет всех людей. Они сопровождают человека на протяжении всей жизни. Эти песни возникли много лет назад и будут продолжать существовать вечно. Почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.

Дети, которым мама пела песни с самого рождения, растут более спокойные и здоровые, как будто колыбельная песня действительно защищает их. Все дело в установленной эмоциональной связи между матерью и ребенком. Тесная связь и материнская любовь являются защитой малыша от невзгод, а колыбельная песня – невидимый талисман, изготавливаемый любящим материнским сердцем.

Тайная сила колыбельных песен заключена в особом общении между матерью и ребенком, где слова и музыка идут от сердца. Это песня материнской души, полная любви и нежности.

Колыбельная песня – самая первая песня, которую слышит человек в своей жизни.

Колыбельные песни — это своеобразные заклинания, основанные на магической силе слова и музыки, способные успокоить, защитить и оберечь.

Подчеркивая важность традиционных песен, мы провели опрос среди студентов, который доказал, что традиционные колыбельные песни не забыты, они нужны, и до сих пор мамы поют их своим малышам.

Сравнивая народные и авторские колыбельные песни, можно заключить, что в современных авторских колыбельных песнях изменились образы, форма исполнения, ритм и мелодия. Они почти не поются. Среди респондентов лишь немногие знают современные колыбельные песни.

Исследования медиков и психологов показали, что песенка колыбельная, спетая матерью для своего малыша, нормализует ее сердечный ритм и давление. И воздействие колыбельных песен на организм малыша безгранично.

Советуем родителям петь своим детям перед сном, хотя бы до трех лет, и еще пять минут после засыпания. Подарите им колыбельные песни. Это поможет им быть спокойными и доброжелательными людьми в будущем. И нам самим тоже не помешает послушать колыбельные песни на ночь, ведь их действие эффективнее медикаментов.

Нашим одноклассникам очень понравились колыбельные песни, и они решили написать свои собственные.

Вместе с ними мы собрали колыбельные песни и записали их на диск.

1. В.В. Головин. Русская колыбельная песня в народном творчестве и литературе. — Санкт-Петербург, 2000.

2. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах. — Москва, 1996. — Том 3.

3. Детский поэтический фольклор: Антология. — Санкт-Петербург: Питер, 1997.

4. Потешки, считалки, небылицы. — Москва, 1989.

5. Психотерапевтические тайны колыбельных. — Рось. — 2006. — № 1.

6. Н.М. Элиаш. Русские колыбельные песни (Попытка классификации фольклорного жанра). — Сызрань, 1944 (репринт).

Результат Проекта — сборник "Колыбельные песни".

Что представляет собой песня-колыбельная? Какова история этой мелодии?

Сообщение о колыбельных: обзор литературных произведений для 5 класса

Музыка сравнима с волшебством, и одним из её чудесных свойств является способность возвращать человека в прошлое, возрождая в его памяти события «давно минувших дней». Сколько людей, скитаясь по извилистым тропинкам взрослой жизни, с светлой грустью вспоминают о своем детстве? Идеальное сопровождение для таких воспоминаний — колыбельные песни. Даже если не удается вспомнить слова, простые лирические мелодии, словно жемчужные ниточки, скрываются в глубинах памяти, напоминая о родительской нежности, заботе и безусловной любви.

Историю колыбельных песен и множество интересных фактов вы можете узнать на нашей странице.

Что такое колыбельная

Жанр колыбельной музыки представляет собой разновидность фольклорного искусства, которое существует с древних времён и в каждом конкретном случае отображает уникальные черты творчества, присущие определенной народности. Колыбельная песня или музыкальное произведение (исполняемые с простым аккомпанементом или a cappella) основаны на простой, часто повторяющейся мелодии. Простая структура произведения, медленный темп, непретенциозный текст — все эти характеристики соответствуют основной цели создания колыбельных песен — помочь ребенку заснуть, успокоить его. Колыбельная музыка является одной из наиболее естественных и эстетичных форм взаимодействия между матерью и ребенком, простым, но эффективным способом передать нежные чувства младенцу, подарить ему ощущение защищенности и безопасности.

Характер использования определяет музыкальные особенности колыбельной: наличие коротких фраз, преобладание гармоничных интервалов. Исключение диссонанса в пользу гармонии необходимо для лучшего восприятия произведения слухом. Большинство колыбельных исполняется в медленном темпе и часто имеет структуру «припев-эпизод-припев». Повторяющаяся часть необходима для создания эффекта нежного гипноза, успокоения, а короткие строфы (часто в форме четверостишья) способствуют развитию сюжета.

Популярные песни-колыбельные

Четвертая часть сборника музыкальных произведений Модеста Петровича Мусоргского, объединённых под названием «Детская», называется «Колыбельная» или же «С куклой». Композитор посвятил эту песню своим племянникам. Отличительной особенностью этой песни является необычное распределение ролей: она исполняется от лица маленькой девочки, убаюкивающей свою куклу. Девочка напевает куплеты, рассказывающие о волшебном и далёком мире, где нет никаких забот, и где постоянно можно наслаждаться пением диковинных птиц.

Слушать «Колыбельную» М.П. Мусоргского

Слушайте "Колыбельную" И. Брамса здесь

Эта "Колыбельная песнь в бурю" П.И. Чайковского — часть цикла для детей из 16-ти вокально-инструментальных произведений на стихи А. Плещеева. Мелодия этой колыбельной отличается от других подобных песен, так как больше напоминает авторский романс, чем песню народную. Тем не менее, общий характер этой песни отмечен тоской, грустью и тревогой, но не безысходной, а временной. Несмотря на мрачное музыкальное оформление, заключительная часть отражает возможность увидеть утреннее солнце после ночной бури.

Слушайте "Колыбельную песнь в бурю" П.И. Чайковского здесь

Музыкальное произведение Фредерика Шопена под названием "Berceuse" было опубликовано в 1844 году в Париже. В этой пьесе для фортепьяно интересна сложная структура, состоящая из 16 вариаций основной темы, объединённых общей идеей. В общем смысле, эта музыка является выражением философской мысли о цикличности всего сущего, поскольку любое развитие неизбежно возвращает к истокам.

Путешествие колыбельной

Издревле колыбельные песни были символом народной культуры. Наши предки заметили, что дети засыпают быстрее под монотонное покачивание на руках у матери или в колыбели, под мягкий звук её голоса. Ещё в 2000 году до н. э. в Вавилоне создавались глиняные таблички с текстами таких песен, которые пели женщины своим детям перед сном. Сегодня эти артефакты являются доказательством древнего происхождения колыбельных. Удивительно, но подобные песни существуют практически у всех народов, вне культурных границ.

В древности колыбельные песни были считались своего рода амулетом из распространения язычества. Они были персонализированы, поскольку пение песни для младенца сопровождало его на протяжении всей жизни, становясь его личным талисманом и помогая ему преодолевать трудности и невзгоды. В таком контексте в песнях часто упоминались тотемные животные или существа из мифов и легенд.

Исторически сложилось, что сюжеты песен не привязаны к какому-то стандарту, и тексты колыбельных имеют второстепенное значение, важен монотонный ритм и успокаивающий темп пения. Тем не менее, ретроспективные исследования позволяют выделить три основные сюжетные направления:

  1. Взгляд на мир сквозь глаза ребенка: его фантазии, мечты, представления, образы.
  2. Эмоции и переживания матери по поводу будущего и настоящего (отражение ее восприятия реальности).
  3. Выдуманная история (похожая на сказку в музыкальном контексте).

В XIX веке И. Брамс написал знаменитое произведение, строки из которого "Guten Abend, Gute Nacht" стали символом колыбельной песни. Современные колыбельные представляют собой уникальное сочетание поп-культуры и традиций прошлых эпох. Ярким примером является "Golden Slumbers", песня со стихами, написанными во времена правления английской королевы Елизаветы I в период Возрождения. Эта колыбельная была исполнена легендарной группой из Ливерпуля The Beatles и вошла в их двенадцатый альбом (Abbey Road).




  • Исследования показывают, что
  • Статистика доказывает, что
  • Удивительно, но факт:
  • В начале двадцатого века известный испанский писатель Федерико Гарсиа Лорка опубликовал интересное исследование, посвященное известным колыбельным песням, популярным в различных уголках Испании. В своей работе писатель отметил, что многие из этих песен имеют печальную тональность, что связано с тем, что для детей важнее мелодия и ритм, чем смысловой контекст слов. Однако для матерей эти колыбельные могут стать способом выразить свои мысли, опасения и тревоги, а также успокоиться и облегчить своё душевное состояние. Таким образом, Лорка подчеркнул терапевтический эффект колыбельных как для детей, так и для их матерей.
  • Пение колыбельных песен оказывает благотворное воздействие не только на младенца, когда его мать поет, но и на беременную женщину, которая тихонько напевает или просто слушает эти композиции. Еще находясь в утробе, малыш способен воспринимать настроение и интонации голоса мамы. Красивая и спокойная музыка может быть источником положительных эмоций, оказывая положительное влияние на здоровье будущих мам и их детей.
  • Многие колыбельные песни написаны для исполнения в умеренно медленном темпе Анданте, который наиболее соответствует скорости сердцебиения младенца.
  • Одна из самых известных колыбельных песен на Ближнем Востоке исполняется на похоронах! Это невероятно грустная песня, в которой поется о пропавших без вести близких и о тоске, овладевшей сердцами тех, кто потерял своих любимых родственников и друзей.
  • На Востоке говорят, что колыбельные песни оказывают влияние на характер человека. К примеру, о злых и жестоких людях говорят: "Его мать не пела ему на ночь".

  • Исследования показывают, что дети, которым поют колыбельные, быстрее учатся своему родному языку, обладают более спокойным характером и успешнее осваивают мир вокруг себя. Это происходит потому, что восприятие лирических песен способствует укреплению связей между левым и правым полушариями мозга у маленьких детей.
  • Также известная песня "Silent Night" изначально была создана в качестве колыбельной и до сих пор любима в европейских странах, особенно в канун Рождества.
  • Весной 2013 года доктор Джеффри Перлман из Нью-Йорка провел исследование, в котором было обнаружено, что регулярное пение колыбельных матерью для своего ребенка имеет терапевтический эффект. Дети, которые засыпают под такую музыку, быстрее выздоравливают после болезней, и их психоэмоциональное развитие происходит стабильнее. Музыкальная терапия также положительно влияет на физиологию детей и помогает им быть менее подверженными заболеваниям дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  • Олицетворяясь как отдельный музыкальный жанр, колыбельная изначально призвана успокоить малыша, помочь ему забыть заботы дня и мирно заснуть. В более широком контексте, колыбельная обретает значимость музыкальной композиции с простой структурой, но эмоционально насыщенной и глубокой, которая возникает каждый раз, когда мама напевает своему ребенку его любимую мелодию перед сном. Так возникает атмосфера спокойствия и умиротворения, укрепляется надежда на завтрашний день. Так передается любовь.

    Нравится страница? Поделитесь с друзьями:

    Колыбельная

    Сообщение о колыбельных по литературе 5 класс

    Исключительно текстовое содержание работы, без графики и математических формул. Полный вариант работы доступен в разделе "Файлы работы" в формате PDF

    В давние времена возникли колыбельные песни. Мать укачивала ребенка и пела простые нежные слова. Песня, которую подобрала мать, нравилась ее дочери, и она повторяла ее, внося свои изменения, меняя нюансы мелодии. Так народная песенная традиция передавалась из семьи в семью, из поколения в поколение.

    В звуках колыбельной заложены традиционные народные знания, которые передаются от поколения к поколению. Для детей важно чувствовать себя любимыми и заботливо окруженными. Пение колыбельной создает благоприятное эмоциональное состояние и способствует формированию у ребенка первых впечатлений, которые затем превращаются в потребность в общении и музыке.

    Колыбельная песня — это как отражение мира в глазах ребенка и первые шаги в понимании жизни.

    Фольклорные песни и музыка колыбельной, соединяясь, несут в себе красоту чувств и эмоций. Воспоминания о детстве формируют моральные ценности в человеке. Исследователи, собиратели фольклора, педагоги и воспитатели обратили внимание на воспитательную ценность народной колыбельной песни.

    Слушая колыбельные песни, ребенок окружается ласковой музыкой и чувствует себя защищенным. Современным детям это очень необходимо.

    Моя цель — изучить изменения в содержании колыбельных песен на протяжении поколений и их влияние на сон ребенка.

    Задачи моей работы:

    1. Изучить литературу о народных и авторских колыбельных песнях;

    2. Овладеть ритмом и мелодиями русских колыбельных песен;

    3. Рассказать о опыте написания колыбельных песен во 2 "Б" классе.

    Согласно Расулу Гамзатову, песня матери является главной в мире и является началом всех человеческих песен.

    В книге "Сердце отдаю детям" В.А. Сухомлинский писал о колыбельных:

    Он отмечал, что невозможно найти слова, способные передать материнские чувства, выраженные в прекрасной мелодии колыбельной песни. Они играют роль волнующих сердца подростков.

    Музыка, по мнению Сухомлинского, помогает мальчикам и девочкам постичь глубину, тонкость и сердечность взаимоотношений между людьми. Он стремился пробудить нежность, ласку, сердечность и уют музыкой, которая, по словам М. Горького, "чудесно прикасается к глубине души" и открывает самую драгоценную часть человека — любовь к людям, готовность творить и поддерживать красоту.

    В молодых сердцах пробуждается нежное чувство и утонченная ласковость под влиянием музыки, которая раскрывает тонкую красоту природы, любви, восхищения и благоговения перед женщиной.

    Рекомендуется петь своим детям до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжать пение еще в течение пяти минут после засыпания, как считает болгарский психотерапевт П.Рандев. Это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в будущем. И нам самим не помешает слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.

    Истоки русских колыбельных песен

    Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель — душу.

    Знакомство с народной музыкой начинается с первых дней жизни. Колыбельные песни, разумеется, не сочинялись самими грудными младенцами, но именно им отдавалась предпочтение. Взрослые замечали, под какие слова и звуки дети засыпают лучше всего, запоминали и передавали следующим поколениям. Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки. Эти слова ласковые, мелодичные.

    В таких песнях чаще всего встречаются кукарекающие петухи, домашние ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, умиротворении. В старинных колыбельных песнях упоминаются разные живые существа.

    Песни, которые поют детям перед сном, пользуются большой популярностью у народа. Вместе с другими жанрами они оказывают сильное воздействие, способствующее развитию речи у детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарный запас детей, так как содержат информацию о мире вокруг нас, в первую очередь о предметах, близких к детскому опыту, которые привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

    Разнообразие грамматики в колыбельных песнях способствует формированию грамматической структуры речи. При обучении детей создавать однокоренные слова можно использовать эти песни, так как в них представлены хорошо узнаваемые образы, например образ кота. Это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". Кроме того, положительные эмоции, связанные с этими образами из колыбельных песен, делают процесс освоения более успешным и устойчивым.

    Колыбельная — это разновидность народной поэзии, которая имеет большой потенциал в формировании фонематического восприятия. Это обусловлено особенной интонационной организацией (выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.д.), наличием повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. В колыбельных песнях легко запоминать слова, формы слов, словосочетания и изучать лексическую сторону языка. Несмотря на свой невеликий размер, колыбельная песня представляет собой бесконечный источник воспитательных и образовательных возможностей.

    Приди ко мне в ум, Ваня,

    Окутай мои глаза.

    Со временем колыбельные песни потеряли свое таинственное значение. Примером являются песни о коте в колыбели. И хотя древняя традиция класть спящего кота в колыбель для того, чтобы малыш лучше спал, эти песни сами по себе представляют собой продукт позднего времени. В них поется о коте, который ночует в колыбели:

    Ваня будет спать,

    Котик Ваню качать.

    Коту обещают награду за его работу: "кувшин молока, кусок пирога", "белый платочек на шею", "редьки хвост" и "склянку вина"; обещают "лапки вызолотить, хвостик высеребрить".

    Не редко в этих песнях предвещают будущее младенца:

    Мы тебе шапочку купим,

    Мелодия и звуки в песнях, которые предназначены для укачивания детей, соответствуют качанию и скрипу колыбели:

    Качи, качи, качи,

    Грачи прилетели к нам,

    Сели на ворота:

    Скрыпят ворота,

    А Колинька спит.

    Помимо устойчивых текстов песен, встречаются и импровизации, сохраняющие традиционные формы:

    Женщина поет и продолжает:

    Баю (имя ребенка).

    После каждой строфы нянька добавляет разные слова, в зависимости от обстоятельств: "баю дитятку", "баю милую", "баю славую", "баю-бай, глазки закрывай".

    Колыбельные песни из мира детей и взрослых.

    Всякие стихи воспитывают устремленность и восприятие, благодаря эмоциональной наполненности, которая всегда изобилует в стихотворениях. Ребенок получает эмоциональный опыт, соединяя свои впечатления со словами. Именно поэтому мы часто не помним стихи из школьной программы, запомненные нами на уровне сознания, но почти каждый человек помнит стихи и песни из детства.

    Более 500 авторских колыбельных стихов было подсчитано учеными, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Свои колыбельные стихи написали Шишков, Жуковский, Лермонтов, Плещеев, Цветаева, Брюсов, Блок, Майков, Гумилев, Набоков, Бродский и многие другие.

    И у знаменитых детских поэтов тоже немало хороших колыбельных: Хармс, Маршак, Усачев, Токмакова и Аким – всех не перечислить! И современные поэты очень часто обращаются к жанру колыбельной: многие популярные среди мамы колыбельные песни и стихи на ночь были написаны для кино и мультфильмов. У каждой современной звезды эстрады, барда и даже рок-исполнителя можно найти колыбельную песню (есть у Высоцкого, Башлачева, Розенбаума, группы "Ногу свело", у Тани Булановой, Анжелики Варум и Полины Гагариной). Получается, что авторские колыбельные песни – это непрерывный жанр в истории русской литературы? И если литературоведение упускает этот феномен из вида, то психологи и педагоги более внимательно изучили этот вопрос и могут помочь родителям выбрать песни для своего ребенка, объяснить, в чем отличие авторских колыбельных песен и стихотворений от фольклорных и оценить их полезность для душевного здоровья малышей.

    Колыбельные стихи от известных поэтов

    Если народные колыбельные понятны, то литературные колыбельные наполнены творческим мироощущением их авторов. Когда колыбельные адресованы детям, это хорошие детские стихи. Мировая поэзия богата такими произведениями, где можно заметить стиль и характер автора. Например, шутливая колыбельная от Саши Чёрного:

    Толстый серый слон-слон,

    Видел страшный сон-сон,

    Как мышонок у реки

    Разорвал его в клочки:

    А девочкам, дин-дон,

    Пусть приснится сон-сон,

    Полный красненьких цветов

    И зелененьких жучков

    Или "хулиганство" от Даниила Хармса:

    Баю-бай, о баю-бай, Ты-ко спи и засыпай! Муравей дрова колол, Сам себе голову отрубил. Комар воду возил, В грязи ноги запутал. Его мухи вытаскивали, Живот, сердце разорвали. Такие стихи не пугают детей, а развлекают, но их корни все же народные, вот, например, английская, в переводе С. Маршака: Баю-баю, детки На еловой ветке.

    Тронет ветер нашу ель – Покачает колыбель, А задует во все силы – Колыбель на землю упадет. В принципе, авторские колыбельные стихи очень часто берут начало из фольклора, создавая и расширяя сказочные, игровые ситуации детской жизни.

    Увяжись-ка, сюда увяжись, засыпай, мой малышок. Мечтай себе о дедушке За нежными разговорчиками, Когда ты напеваешь колыбельные Внучке вместо бабушки. Авторы желают детям самых радостных моментов и чудесных снов, подобно Владимиру Высоцкому: И ты крепко засыпаешь На фоне шумных улиц. Пусть тебе приснится сон, Будто ты уснул. Внизу мир, а над ним Ты легко паришь Под тобой древний Рим И ночной Париж.

    В чём преимущество колыбельных стихов?

    Итак, если стихи для детей могут быть понятными, то существует множество колыбельных, написанных скорее о детях, чем для детей и не всегда доступных детскому восприятию: это песни с историческим содержанием, религиозные или описывающие скорее "мир матери" чем "мир ребенка", ее переживания и настроение. Вспомните, к примеру, песню в исполнении Булановой, где мама, обращаясь к сыну, в колыбельной рассказывает о своем одиночестве.

    Существуют колыбельные стихи, которые описывают очень личные переживания автора или просто прекрасные стихи о ночи. Все колыбельные стихи, как правило, имеют сходство: сложные предложения разделены на простые, и повторяются одни и те же слова.

    Немецкие ученые в результате серии экспериментов установили, что записи народных колыбельных песен оказывают успокаивающий и лечебный эффект гораздо более сильный, чем авторские колыбельные песни. Поэтому в начале жизни детям лучше всего петь народные песни.

    Старшим детям нужны разнообразные колыбельные песни и стихи, чтобы ребенок видел образы, запоминал слова, развивал память, речь и фантазию. Вы спросите, стоит ли развлекать ребенка перед сном, не мешают ли его уснуть рассказываемые стихи и песни с глубоким смыслом? Стоит. Ведь дети реагируют не только на мамин голос, но и на сам ритуал.

    Чтение стихов перед сном успокаивает малышей и готовит их ко сну. Необязательно читать колыбельные стихи громко и слишком выразительно, ведь это всё-таки колыбельные стихи. Детям можно читать и петь любые хорошие стихи, а не только те, которые являются официально объявленными колыбельными. Какую пользу это приносит малышу?

    Музыкальность стихотворения, ритм, порядочность рифмованного текста как бы магическим образом воздействуют на детей. Они очень чутко воспринимают ритм и рифму поэтического текста.

    Примеры современных колыбельных песен:

    Лунная песня

    (из к/ф "Красная Шапочка")

    Как хорошо, от души

    Спят по ночам малыши,

    Весело спят — кто в люльке, кто в коляске.

    Пусть им приснится во сне,

    Как на Луне, на Луне

    Лунный медведь вслух читает сказки.

    История жанра русской колыбельной песни

    Воспитание всегда начинается с матери, это факт! Новорожденный ребенок первым делом услышит и почувствует нежный голос мамы и ее теплые руки. В культуре всех народов принято было укачивать ребенка перед сном на руках или в люльке и петь колыбельные песни. Мать словно провожала ребенка в мир сновидений, помогала преодолеть страх.

    Когда малыш закрывал глаза, он уже не видел ее, но продолжал слышать ее ласковый голос. Мать будто говорила: «Все в порядке, я рядом, засыпай, а когда ты проснешься, я буду рядом. Я тебя люблю!».

    Колыбельная песня – это особый разговор между матерью и ребенком, где слова и музыка приходят из самого сердца. Это песня материнской души, полная любви и нежности. Именно материнская колыбельная песня приносит ребенку здоровье и спокойствие, снимает тревожность, возбуждение, и успокаивает его. Колыбельные песни, несущие свет и добро, служат как обереги.

    Колыбельные песни возникли в глубокой древности. В старые добрые времена люди уже знали, что младенческий возраст – самое подходящее время для заложения в маленького человека нравственных основ. Мать укачивала дитя и напевала простые ласковые слова. Дочь повторяла понравившуюся песню, добавляла свои слова и меняла мелодию. Так передавалась народная песенная традиция от семьи к семье, от поколения к поколению.

    Эти песни, прозвучавшие во время засыпания, помогали ребенку учиться всему, что его окружает. Они внушали позитивные программы на всю его жизнь, влияя на подсознание. Исследования показывают, что дети, которые засыпали под колыбельные песни, становились более успешными и устойчивыми в жизни. Они меньше подвержены различным психическим расстройствам по сравнению с теми, кто не слышал колыбельных песен.

    Почти во всех странах мира существует своя версия колыбели (зыбки, качки, люльки, коляски). Материалы для изготовления колыбелей варьируются от дерева, ивовых прутьев, кожи, коры до веревок (как в случае с колыбелью-гамаком). Одним из вариантов колыбели также является коляска.

    Младенец делает плавные и ритмичные движения в разных направлениях: вверх-вниз, вправо-влево, назад-вперед. Пока все его органы чувств не полностью развиты, он узнает мир через прикосновения и тактильные ощущения. Ребенок, находящийся в качающейся колыбели, подсознательно осваивает все три измерения нашего пространства (длина, высота, ширина). Таким образом, ребенок постепенно готовится к тому, чтобы в будущем ориентироваться в этом пространстве (качание способствует развитию его координационных способностей, пространственного мышления и тренирует вестибулярный аппарат).

    В древних колыбельных песнях часто упоминаются добрые языческие существа: Сон, Дрёма, Угомон, Упокой, которые считались покровителями сна. Дрёма изображается как вечерний и ночной дух в виде доброй старушки с нежными ласковыми руками или как маленький человечек с тихим убаюкивающим голосом. Вечером Дрёма блуждает под окнами, а когда темнеет, проникает через щели или проскальзывает в дверь. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по голове.

    * * * Ай, лю-ли, ай, лю-ли, Угомон тебя возьми, Угомон тебя возьми, Наша детка сладко спит. Ходит Сон близ окон, Бродит Дрёма возле дома, И глядят, все ли спят. * * *

    В наши дни в колыбельных песнях часто упоминается мягкий, пушистый кот, который помогает укачивать младенца. В древности перед тем, как уложить малыша спать, в его кроватку непременно сажали кота, так как считалось, что коты могут отпугивать злых духов. Поверье гласило, что коты – друзья домового. Если кота не обижают, то он обязательно расскажет домовому о доброте хозяев.

    А домовой, в свою очередь, старается обеспечить уют и покой в доме. Русские колыбельные песни часто описывают разные образы кота.

    * * * Котенок, милый кот, Серенький хвостик у тебя! Приди, котенок, спать, Укачаем нашу деточку. За твою работу Я отблагодарю тебя: Дам кусочек пирога И кувшин молока. Я свяжу белый платок, Надену его на тебя; Куплю новую шубу И закажу сапожки. Баю-баю, баю-бай, Поскорее засыпай.

    Баю-баю, баю-бай, Поскорее засыпай.

    В колыбельных песнях часто встречаются истории про животных. Веселые зайцы, злой зубастый волчок – частые персонажи колыбельных.

    * * * Баю-баюшки-баю, Не ложись на край: Придет серенький волчок, И ухватит за бочок. Он ухватит за бочок И утащит в лесок.

    Основная идея колыбельных песен – это качающийся ритм. Многие особенности колыбельных связаны с их основной целью – успокоить ребенка. Младенец, не понимая слов, воспринимает, прежде всего, мелодию и ритм, похожий на биение сердца, которые успокаивают его и постепенно усыпляют.

    То же самое относится и к музыкальному сопровождению песен: повторение звуков похожего звучания, обилие мягких звуков в словах колыбельных. Мелодия колыбельной на долгие годы остается в подсознании. Колыбельные наполнены нотками чистой любви, объединенными в гармонию нежности. В некоторых культурах принято было, чтобы мать сочиняла уникальную "личную" песню для ребенка сразу после его рождения, которая сопровождала бы его всю жизнь.

    Колыбельные песни существуют не только в народной культуре. Стихи для колыбельных написали В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, М.И. Цветаева, В.Я.

    Брюсов и многие другие.

    Хороших колыбельных не перечесть и у известных детских поэтов: А. Барто, С.Я. Маршак, А. Майков и другие. Музыку к колыбельным сочиняли Шуберт и Мендельсон, Брамс и П.И. Чайковский, Д. Шостакович и И. Дунаевский. Современные композиторы — А. Пахмутова и Д. Крылатов.

    Следовательно, песни для сна существуют уже очень давно. Звуки колыбельной уносят малыша в мир сновидений, когда он засыпает. Через эти песни он узнает о мире вокруг себя. Колыбельные песни передают информацию о проблемах и радостях взрослого мира, позволяют познакомиться с родным языком и народной музыкой.

    Дети, которым мама пела спокойные песни с самого рождения, становятся более спокойными и здоровыми, словно колыбельная песня действительно защищает их. Всё дело в установившейся эмоциональной связи между матерью и ребёнком. Получается, что тесные отношения и материнская любовь – вот что действительно защищает ребенка от бед, а колыбельная песня становится незримым талисманом, изготавливаемым сердцем любящей матери.

    Тайная энергия колыбельных песен проявляется в уникальном общении между матерью и малышом, где слова и музыка идут от сердца. В них звучит песня материнской души, полная любви и нежности.

    Что такое колыбельная?

    Колыбельная — это один из старейших жанров народного творчества. Это медленная, размеренная песня, которую поют для укачивания младенца. Обычно ее исполняют во время качания люльки или колыбели. Главное при исполнении — сохранить ритм. Особенностью этой песенной формы является то, что для нее не требуется музыкальное сопровождение, достаточно только голоса матери.

    У славян в древности эта песня имела священное значение и содержала элементы обрядов. В древности мир, полный тайн и загадок, воспринимался враждебно, и поэтому каждая мать стремилась защитить своего ребенка от опасностей. Колыбельная служила своего рода оберегом и магическим заклинанием. Считалось, что если ребенок видит страшные сны, то это не повторится в реальной жизни.

    В этих произведениях можно найти "серого волчка", который "укусит за бочок". Изначально песни на ночь использовались как защита от порчи, но со временем этот жанр фольклора изменился и стал простым пожеланием на ночь.

    1. Простая структура
    2. Определенный ритм исполнения, разнообразие рифмы. Ритм соответствует покачиванию кроватки.
    3. Использование эмоционально-окрашенной лексики, отражающей доброту и сердечность матери.
    4. Напевность, лирическая нежность, создаваемая повторением слов и звуков.
    5. Частое использование уменьшительно-ласкательных слов (котенок, солнышко, глазки).
    6. Использование звукоподражания.
    7. Сюжет, обычно, не полностью развивается.
    8. Чаще всего в песнях используются простые повествовательные предложения.

    Сюжет в таких произведениях обычно максимально простой. Животные, птицы и другие явления окружающей природы приобретают человеческие черты. Основным персонажем обычно является дружелюбный кот. Будучи лучшим другом всех детей, именно этот кот оказывает успокаивающее воздействие на ребенка, благотворно влияет на сон. Такую же "роль" в произведениях выполняет образ зайца.

    Из-за того, что колыбельная песня включает элементы импровизации, существует огромное разнообразие этого вида фольклора. Русские народные колыбельные до сих пор пользуются популярностью. Среди наиболее известных из них можно назвать:

    1. «Свадьба у кота…»
    2. «Ай, люли-люли…»
    3. «Баю-баю-баюшки…»
    4. «Ай, качи, качи…»
    5. «Спи, дитя, усни…»
    6. «Уж как сон ходил по лавке…»
    7. «У котика…»
    8. «А баиньки-баиньки…»
    9. «Ай туту туту туту…»
    10. «Зыбаю, позыбаю…»

    В дополнение к русским народным песням существует огромное количество авторских произведений, написанных в этом жанре. Например:

    1. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»
    2. А. Блок «Спят луга, спят леса…»
    3. К. Бальмонт «Легкий присмирел…»
    4. Г. Галина «Котик песенку поет…»
    5. М. Пожаровой «Серый козленок…»
    6. В. Лебедева-Кумача «Сон приходит на порог…»

    Самой известной литературной колыбельной является «Спи, моя радость, усни» из немецкой пьесы "Эсфирь" (1795 г.) Вильгельма Готтера. Песня стала чрезвычайно популярной на протяжении веков и была переведена на многие языки мира.

    Влияние колыбельных песен: зачем они нужны

    Зачем нужны эти ночные серенады? Детям необходимы колыбельные песни, потому что через них они узнают окружающий мир и приближаются к своей матери. Ребенок начинает доверять миру благодаря доверию к своей маме. Малыш знает, что рядом есть человек, который всегда защитит его от любых проблем.

    Кроме того, колыбельные развивают мышление ребенка и помогают ему учиться. Колыбельная — это не только способ укачать ребенка, но и возможность передать ему знания о мире.

    Колыбельные положительно влияют на психическое и эмоциональное состояние ребенка. Эмоциональная устойчивость повышается, стрессы уходят, дети становятся добрее и чувствуют себя защищенными. Некоторые ученые сравнивают колыбельную с медитацией.

    Выполняя песню, мама показывает образ той жизни, которую она хочет для своего ребенка. Затем передает эту информацию своему малышу. В раннем возрасте формируется базовое доверие к миру, поэтому важно, чтобы ребенок учился видеть его добрым, а не злым и опасным.

    Проведённые исследования

    Группа психологов провела эксперимент с целью выяснить влияние колыбельных песен на детей. Для этого были подготовлены две контрольные группы. В первой группе мамы пели колыбельные своим детям перед сном, а во второй группе малышам вместо песен включали спокойные мелодии. В результате была выявлена значительная разница между детьми из двух групп.

    Дети, которым мамы пели колыбельные, оказались гораздо спокойнее, лучше слушались родителей и имели более развитые интеллектуальные способности. Это объясняется несколькими факторами.

    Во-первых, у детей из первой группы и их мам возникли более доверительные отношения. Для малышей очень важно ощущать материнскую заботу и ласку перед сном, когда они засыпают. При этом, важно не сколько хорошо мама поет, а то, что ребенка убаюкивает голос, который для него родной и любимый. Колыбельные песни могут петь и папы, бабушки, дедушки, помимо мамы.

    Важно, чтобы каждый из родных делал это с лаской и любовью вложил свою душу в песни. Колыбельные полезны не только для детей, но и для их матерей. Многие врачи отметили улучшение лактации у матерей, которые поют своим малышам колыбельные.

    Исследования показали, что наиболее благоприятное воздействие на детей оказывают фольклорные песни. Их лучше петь несколько раз в день в течение 10 минут. Для этого необязательно заучивать множество колыбельных песен, так как одну и ту же песню можно петь несколько раз подряд.

    Когда ребенок вырастет и начнет понимать содержание песни, он начнет узнавать об окружающем мире из колыбельных песен. Поэтому чем старше становится ребенок, тем более содержательные песни следует выбирать. Кроме того, дети постарше нуждаются в разнообразии, поэтому чем ярче образы и сюжеты будут присутствовать в колыбельных, тем лучше.

    Колыбельные песни — это свидетельство бесконечной материнской любви и заботы, они погружают в мир красоты и умиротворения, добра и искренности — все то, чего каждая мама желает для своего ребенка.

    Что такое колыбельная песня?

    Какова история возникновения колыбельных песен?

    Какие виды колыбельных песен существуют?

    Какие образы являются популярными в колыбельных песнях?

    Какое психологическое и физиологическое влияние оказывают колыбельные песни?

    Что такое колыбельная песня?

    Колыбельные песни — это выдающийся пример детского фольклора. Это особый способ передачи ребенку информации о мире, словах и матери, о ее чувствах по отношению к нему.

    Фольклор детей выделяется своими уникальными особенностями, которые делают его отдельным видом искусства. Стихи, искренность, стремительность и простота, легкость в использовании звуков и слов придают песням неповторимый колорит и даже некоторую мистичность.

    История появления колыбельных песен

    Появление колыбельных песен связано с окончанием матриархата и переходом к патриархату. Они возникли в древние времена в связи с языческими верованиями и обрядами, когда песни для младенца служили защитными заклинаниями.

    У некоторых народов было обычаем, чтобы мать сочиняла для ребенка его собственную песню, которая сопровождала и охраняла его на протяжении всей жизни.

    Колыбельные песни передавались из уст в уста и бережно хранились в памяти

    Виды колыбельных

    Колыбельные песни варьируются по сюжетам и тематикам, но можно выделить несколько типов.

    • Первый тип — колыбельные, где рассказывается о самом ребенке, его характере и мечтах.
    • Второй тип — колыбельные-истории, похожие на сказки в песнях. Они призваны знакомить маленького человека с миром вокруг него, от птиц и животных до людей и их взаимоотношений.
    • Третий тип колыбельных песен связан с эмоциональным миром матери. Здесь выражены мысли и чувства мамы по отношению к ребенку, её надежды и мечты о его будущем. Этот сюжет создает атмосферу любви и защиты для ребенка.

    Популярные изображения

    В прошлом колыбельные песни были исполнены не только для усыпления ребенка, но также как защитные заклинания, чтобы отвратить от него зло и призвать положительные духи-хранители, что отразилось на сюжете песен и главных персонажах.

    1. Один из обычных образов колыбельных песен — это мотив кота или кошки. Кот в славянской культуре занимает важное место среди хранителей дома, поскольку он всегда возвращается домой, сидит на печи и часто спит, создавая у ребенка ассоциацию с убаюкивающим кошачьим мурлыканьем. В древности было даже обычаем положить в колыбель кота перед ребенком.
    2. Еще одним популярным образом в колыбельных является образ самого Сна, или Дремоты . Это антропоморфные существа призванные нагонять сон на ребенка, охранять его, пока он спит.
    3. Реже встречаются в колыбельных песнях образы птиц . Петь о птицах было принято, когда ребенка укачивали во дворе. Полеты птиц высоко в небе, их плавные движения также создавали успокаивающий эффект.
    4. Травы, растения в колыбельных песнях преподносятся как часть снадобий, которые имеют магическую силу усыплять ребенка. Чаще всего — это образы мяты, руты, барвинок и другие. Обычно ребенка купали перед сном в отварах из этих трав, чтобы сон был крепким и здоровым.

    Психологическое и физиологическое влияние

    Научное сообщество выяснило, что пение колыбельных песен способствует улучшению лактации у матерей. Физиологические ритмы колыбельных песен резонируют как с матерью, так и с ребенком, улучшая сердцебиение и снижая артериальное давление. Если беременные женщины поют колыбельные песни, то ребенок получает больше кислорода, а околоплодные воды нежно массируют его тело, способствуя более полноценному развитию и росту.

    Кроме того, колыбельные песни являются первым опытом ребенка с языком, способствуя развитию навыков речи, знакомству с названиями предметов и правильному построению предложений. Благодаря влиянию на речь, развивается и мышление ребенка, переходя от образного мышления к формальному, основанному на понятиях.

    Нет ничего важнее колыбельных песен, ведь они несут особое значение для человека. Они учат нас любви, спокойствию и защите с самого начала жизни.

    Оцените статью
    SPBINFO24.RU
    Добавить комментарий