Социальный тип личности представляет собой совокупность особенностей, которые определяют поведение и взаимодействие человека в социальной среде. Эти характеристики формируются под влиянием культурных, экономических и социальных условий, а также через взаимодействие с окружающими. Например, такие черты, как альтруизм, конформизм или стремление к лидерству, могут определять, как индивид будет вести себя в определенных ситуациях и как он будет восприниматься другими.
Социальные типы личности также могут отражать роль, которую человек занимает в обществе, будь то семья, работа или общественные организации. Понимание этих типов помогает не только в изучении межличностных отношений, но и в разработке эффективных стратегий коммуникации и взаимодействия, что делает этот аспект важным для психологии и социологии.
Социальная типология личности
Понятие личности в социологии играет ключевую роль, поскольку на микроуровне познания человек является основным субъектом анализа. Именно здесь используются ряд терминов, которые помогают понять человеческую природу и общество. Среди этих понятий: человек, индивид, личность.
Понятие "человек" объединяет биологические и социальные аспекты, подчеркивая, что человек является частью живой природы и некоторые аспекты его природы общи с другими животными. В течение веков философы спорят о том, что преобладает в человеке — биологическое или социальное. Проблема соотношения биологических и социальных аспектов в человеке сложна, но очевидно, что на его формирование влияют и биологические, и социальные факторы.
Понятие "человек" относится к общим качествам и способностям, присущим всем людям. Это выделяет особую исторически развивающуюся общность — человеческий род (homo sapiens).
Индивидуум — это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Термин "индивид" обычно используется для обозначения усредненной единицы, не обладающей индивидуальными качествами и чаще всего употребляется в контексте "один из". Социальная группа состоит из индивидуумов, каждый из которых обладает качествами группы, но не собственными свойствами.
Не учитываются ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие характеристики. Однако, между старым человеком и ребенком, человеком из первобытного общества и современным человеком существуют значительные различия.
Для отражения конкретно-исторических особенностей развития человека на разных уровнях его индивидуального и исторического развития, в дополнение к понятию индивида используется понятие личности. Индивид в данном случае рассматривается как отправная точка для формирования личности, а личность представляет собой результат развития индивида. Личность — это совокупность социальных качеств в определенном человеке. Личность обладает индивидуальностью. Индивидуальность предполагает качества, присущие только данному индивиду.
Персона является объектом изучения многих гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия анализирует индивидуум с точки зрения его положения в мире как субъекта активности, познания и творчества.
Психология изучает персона в качестве стабильной целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же выделяет в личности социологическое.
Основная проблематика социологической теории персоны связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности в социологии анализируется в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности.
Все учения признают, что личность человека зависит от социальных факторов. Одни утверждают, что самореализация возможно только через государство, подобно учению Демокрита, который считал, что государство есть высшее благо. Также такие взгляды разделяли Г.В.Ф. Гегель и Н. Макиавелли.
В марксистской социологии существует теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения. Важное место занимает ролевая теория личности (разработанная Ч.Х. Кули, Р. Дарендорф, Р. Мертон и другими).
Индивидуальность, как участник общественных отношений, прежде всего отличается самостоятельностью, определенной степенью независимости от общества и способностью противостоять ему. Личная независимость связана с умением управлять собой, что предполагает наличие самосознания, то есть не только сознания, мышления и воли, но и возможность проводить самоанализ, самооценку и самоконтроль. Самосознание индивидуальности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.
СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
Существует несколько подходов к проблеме выделения типов личности. Один из наиболее распространенных подходов заключается в том, что каждая эпоха порождает определенные типы личности, которые можно назвать нормативными или модальными. Это абстрактные образы, отражающие типичные черты данной эпохи, такие как интеллигент, революционер, белогвардеец, новый русский. Немецкий социолог Р. Даренфорд Внес свой вклад в типологию социологии личности, опираясь на понятие Аристотеля — "гомополитикус" или человек политический. Он выделил еще 4 типа:
1. Гомофабер — человек, связанный с трудом, отражающий свою социальную принадлежность (политик, интеллигент).
2. Гомоконсумер — человек-потребитель продукции массовой культуры, представляющий среднемассовый тип в культурном и нравственном аспекте.
3. Хомосапиенс универсалис – это человек, который изменяет свои занятия. Если крестьянин 19 века был привязан к определенному виду деятельности, современный человек в течение одного дня меняет множество ролей – на работе он профессионал, в транспорте он пассажир, в магазине – покупатель, а вечером – участник какого-либо события (например, зритель в театре).
4. Хомосоветикус – советский человек, зависимый от государства, закрытый или выразительно патриотичный, коллективист. Другой синоним – человек с одним измерением: на работе он винтик, вне работы эти люди выглядят как копии друг друга.
Типология личности имеет различные подходы и сама типология многогранна. Э. Фромм предлагал различать 2 социальных типа – некрофилов и биофилов. И те, и другие встречаются редко. К.Г. Юнг делал различия в человечестве между экстравертами и интровертами.
Следовательно, можно утверждать, что для социологии термины "человек", "индивид", "личность" имеют важное значение для многих исследователей общества, при этом личность является обобщенным понятием, так как в ней отражаются определенные социально-психологические и социально-исторические типы. Личность выступает как объект воздействия социальной среды и общества. Это подтверждал сам К. Маркс в рамках социального детерминизма.
Интеллектуалы
Интеллектуалы — это люди, которые анализируют мир и процессы в нем с помощью свободного научного творчества. Они всегда имели большой авторитет в разные периоды истории как символы мыслительной человеческой природы, отражающие ментальные особенности нации. К этой категории можно отнести множество известных ученых, мыслителей и изобретателей, таких как Гегель, Декарт, Ницше, Маркс, Ломоносов, Розанов, Бердяев, Волкогонов, Вольтер, Солженицын и многих других.
Эстеты
Искусство привлекает эстетов как еще один тип личности, таких как поэты, архитекторы, писатели, музыканты и художники. Они остро ощущают реальность и потенциал существования.
Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что поэт не должен создавать великолепные оды и искажать реальность в угоду произвольным и приторным афоризмам.
Различные художественные и музыкальные произведения содержат истину жизни, которая передается нескольким поколениям людей. Их гениальные предсказания иногда превосходят самые смелые прогнозы.
Примерами могут служить некоторые работы итальянского художника, ученого, изобретателя, писателя и музыканта Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.), который разработал проект воздухоплавающего аппарата. Также писатель-фантаст Г. Уэллс (1856—1946 гг.) в своих произведениях предсказал практически все современные космические события, описав, кроме прочего, урановую бомбу.
Писатель Б. Бугаев, известный под псевдонимом А. Белый, написал стихи, в которых предвидел ужасное разрушительное воздействие атомного взрыва на окружающий мир.
А.Н. Толстой (1882—1945 гг.) в романе "Гиперболоид инженера Гарина" художественно изобразил свойства будущего лазерного устройства.
Определение социальных типов личности
В социологии используются категории, называемые социальными типами личности, которые классифицируют людей на основе их поведения, характеристик и отношений с другими людьми. Это помогает понять, как люди взаимодействуют в обществе и какую роль они играют в социальных группах.
Социальные типы личности основаны на идее, что у людей существуют определенные характеристики и поведенческие особенности, которые могут быть общими для группы людей. Они могут быть определены на основе таких факторов, как социальный статус, профессия, образование, культурные ценности и другие.
Разгадывая социальные типы личности, мы приходим к пониманию, какие ожидания и роли приписываются различным социальным группам, и как это влияет на поведение и отношения людей в обществе. Это позволяет нам более глубоко проанализировать и понять социальные явления и динамику в обществе.
Свойства социальных типов личности
Несомненно, каждая личность обладает своими уникальными чертами, которые позволяют нам получить более глубокое понимание их индивидуальности. Ниже приведены некоторые из них:
Различные социальные роли личности связаны с определенным статусом в обществе. Этот статус определяет место человека в социальной иерархии, а роль накладывает на него определенные обязанности и ожидания. Например, личность, занимающая руководящую должность, обладает высоким социальным статусом и ролью, связанной с принятием решений и управлением другими людьми.
Ценности и убеждения
У каждого социального типа личности есть свои уникальные ценности и убеждения. Ценности представляют собой то, что для человека является важным и ценным, а убеждения отражают его мнения и установки относительно различных аспектов общества. Например, представитель типа личности "активист" может придавать большое значение свободе, равенству и справедливости, и исповедовать убеждения в необходимости борьбы за эти ценности.
Поведение и коммуникация
Различные индивидуальности показывают разные стили общения и поведения. Одни люди могут быть открытыми и общительными, в то время как другие предпочитают более индивидуальные формы общения. Например, люди с характером "лидера" обычно более энергичны и уверены в себе, и предпочитают прямое и активное общение.
Потребности и мотивация
Разнообразные потребности и мотивации могут присущи социальным типам личности. Одни из них стремятся к достижению успеха и признания, в то время как другие ориентированы на сотрудничество и удовлетворение потребностей других людей. Например, "помощник" может быть мотивирован помогать и поддерживать окружающих.
Эти особенности социальных типов личности способствуют лучшему пониманию поведения, отношений и предпочтений людей в обществе. Они также могут быть полезны для анализа и прогнозирования социальных явлений и динамики в обществе.
Социальный тип личности является результатом сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизни людей.
В области социологии существуют различные критерии и уровни обобщения социальной типологии личности. Например, модальный, идеальный и базисный типы личности. Модельный тип личности — это тот, который доминирует в данном обществе. Базисный тип — тот, который лучше всего соответствует потребностям современного общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как образец личности будущего.
Американский ученый Э. Фромм (1900-1980) внес значительный вклад в разработку типологии социальной личности, создав концепцию социального характера. По его теории, социальные характеры являются связующим звеном между психикой людей и социальной структурой, формируясь под влиянием социальной среды. Он определил социальный характер как "ядро структуры характера, присущее большинству членов определенной культуры". Э. Фромм считал, что значение социального характера заключается в его способности наилучшим образом приспосабливаться к требованиям общества и обеспечивать чувство безопасности и защищенности. Он выделил четыре типа социального характера в человеческой истории: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.
В современной социологии наиболее распространенной считается типология личности, основанная на их ценностных ориентациях:
- Личности типа традиционалистов ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины и законопослушания, но слабо проявляют такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации;
- Идеалисты, напротив, сильно выражают независимость и критическое отношение к традиционным нормам, преувеличивают саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
- Фрустрированный тип личности характеризуется низкой самооценкой, угнетенным, подавленным самочувствием, ощущением выброшенности из жизни;
- Реалисты сочетают в себе желание самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровым скептицизмом, самодисциплиной и самоконтролем;
- Люди, исповедующие гедонистическую материалистическую философию, сконцентрированы на получении удовольствия в настоящем моменте, стремятся насладиться жизнью и удовлетворить свои потребительские желания.
Индивидуалисты и коллективисты
Особа, которая придерживается индивидуализма, ставит свою личность выше интересов группы, в то время как коллективист ориентирован на общие цели и ценности.
Демонстрируя свою индивидуальность, Диоген жил в бочке, отвергая общественные нормы.
Представители коллективистской культуры отличаются солидарностью и готовностью оказать взаимопомощь в рамках сообщества.
Прагматики и романтики
Любители результатов прецизируют свои цели, следуя рациональному уму. Поклонники процесса и впечатлений предпочитают спонтанные действия.
- Прагматик: расчетливость
- Романтик: возвышенность
Шерлок Холмс, как прагматик, разгадывает преступления логическим мышлением. Граф Монте-Кристо, как романтик, мстит своим обидчикам в изысканных формах.
Социальный тип личности является результатом сложного взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизни людей. В области социологии существуют различные критерии и уровни обобщения социальной типологии личности. Например, выделяют модельный, идеальный и базисный типы личности.
Модельным типом называется личность, которая преобладает в данном обществе. Базисный тип – это тот, который наилучшим образом соответствует потребностям современного общества. Идеальный тип личности не зависит от конкретных условий и рассматривается как образец личности будущего.
Прикрепленные файлы: 1 файл
— 158.08 Кб (Скачать документ)
Социальный тип личности является результатом сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизни людей.
Социология предлагает различные критерии и уровни обобщения социальной типологии личности. Так, выделяют модальный, идеальный и базисный типы личности. Модельным называют тип личности, который преобладает в данном обществе. Базисный тип наилучшим образом соответствует потребностям современного общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, он рассматривается как образец личности будущего.
Важный вклад в разработку социальной типологии личности был сделан американским социологом и психологом Э. Фромм (1900-1980), который предложил концепцию социального характера. В соответствии с его теорией, связи между психикой людей и социальной структурой осуществляются через социальные характеры, формируемые психикой человека под влиянием социальной среды. Согласно его определению, социальный характер представляет собой "ядро структуры характера, присущее большинству представителей определенной культуры". Э. Фромм считал, что значение социального характера заключается в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. В своих изысканиях по человеческой истории он выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.
Современная социология акцентирует внимание на типологии личности в зависимости от их ценностных ориентаций, где каждый тип имеет свои особенности:
Традиционалисты ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины и законопослушания. Они слабо проявляют самостоятельность и стремление к самореализации.
Идеалисты, напротив, характеризуются сильной независимостью и критическим отношением к традиционным нормам, а также установкой на саморазвитие и пренебрежением к авторитетам.
Фрустрированный тип личности характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием и ощущением выброшенности из потока жизни.
Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровым скептицизмом и самодисциплиной.
Другими словами, социальный тип личности отражает влияние общественной системы на ценностные установки человека и, в конечном итоге, на его действия.
Коллективистская индивидуальность возникает в глубинах первобытного общества и проходит следующие этапы: 1) патриархальный; 2) пролетарский; 3) советский. Она характеризуется определенным стилем, менталитетом и мировоззрением.
Патриархальная личность является религиозной, недостаточно образованной, занятой сельским трудом, выросшей в патриархальной семье, с ограниченной социальной мобильностью, ценящей религиозность и традиционные роли, отдающей предпочтение интересам общины перед своими, где коллективизм естественен. Основной ценностью патриархальной личности является родственные (и личные) связи людей, принадлежащих к большой (патриархальной) семье. Такая личность формируется в доиндустриальном (аграрном) обществе, которое широко распространено было до XIII века. Этот тип общества и личности сохраняется в настоящее время на обширных территориях Земли, включая Россию, в несколько измененном виде.
Пролетарии промышленности стали новыми коллективистами после патриархата, их объединили тяжелый физический труд, нищета, отчаяние (как недавних пришельцев из сельской местности), лишение прав, ненависть к буржуазии, стремление изменить свое социальное положение, революционность. Масса рабочих, сформировавшихся в России в результате капиталистического роста, на фоне мировой войны стала социальной основой для революций 1917 года, гражданской войны, советского социализма и коллективизма. А на Западе рабочие стали основой для формирования мелкой буржуазной среды, буржуазного социализма и солидаризма.
Член общества Советского союза был связан с различными коллективами: школьными, студенческими, производственными, армейскими и другими. Он был типичным представителем административно-командной системы, которая пронизывала все сферы трудовой деятельности. Советский человек в основном занимался промышленным трудом и часто оказывался исполнителем без собственной инициативы.
Люди с коллективистским мировоззрением считают, что именно власть обеспечивает богатство: землю, связи, подданных. Они более ориентированы на понятия власти, господства, управления, судейства, исполнительности, покорности, терпения и безынициативности, чем на понятия прибыли, цены, эффективности и экономности. Инновации для таких людей представляют сложности, поскольку они придерживаются традиций. Любые изменения в производстве, военном деле и управлении происходят медленно и, главным образом, под воздействием внешних контактов.
Коллективистская личность имеет функциональную природу, то есть она предназначена для выполнения определенных общественных функций: отца или матери, пахаря или скотника, земледельца или ткача, воина-защитника и так далее. Такая личность воспринимает свою социальную роль как данную ей от Бога, и ей остается лишь выучиться и всю жизнь соответствовать этой роли.
В коллективистской личности происходит разделение моральных ориентаций: у одних (подчиненных) преобладают чувство обязанности и совесть, а у других (управленцев) — чувство чести и долга. Справедливостью для коллективистской личности является строгое следование своему статусу и традиции, которые закреплены от века. Несправедливым считается поведение, противоречащее этому статусу и традиции. В советском обществе справедливостью считали социальное равенство.
Советские коммунисты поставили перед собой задачу создать искусственного сверхколлективиста вместо естественного человека. Для этого они (1) уничтожали целые социальные слои из досоветского общества, (2) запугивали остальных и (3) пытались формировать у молодежи коммунистического человека со следующими чертами: «преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, странам социализма (и ненависть ко всем остальным); добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не есть; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния (но не своего); высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат (если это советский человек); непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; непримиримость к врагам коммунизма, делу мира и свободы народов».
Сущность общества проходит через различные исторические этапы: от античного до буржуазного, индустриального и постиндустриального общества. Для индивидуалиста одной из основных потребностей становится необходимость проявления своей свободы при выполнении своих обязанностей, и это происходит на фоне религиозности. Смерть рассматривается как точка, в которой личность оценивает свой жизненный путь, и это происходит не только с точки зрения религиозной.
Индивидуальные интересы должны соответствовать общественным интересам. Общество служит средой для самореализации личности. Приверженность свободе позволяет индивидуалисту, с одной стороны, отказаться от узурпированных патриархальных и религиозных установов, а с другой стороны, оставляет его наедине перед выбором, на который индивидуалист может рассчитывать только на свое сознание, волю и высшую силу.
Горожанин стал основным индивидуалистом в индустриальном обществе, одновременно являясь создателем капиталистической системы. Его сущность проявляется в (1) частной собственности, стремлении к прибыли, рыночных отношениях, конкуренции; (2) политической демократии; (3) либеральном мировоззрении, ментальности, мотивации. Для горожанина становится главной потребность в получении прибыли, эффективности производства, рыночной конкуренции и политической демократии.
Александр Зиновьев описывает постиндустриального индивидуалиста как личность, внутренне упрощенную и рациональную, обладающую средними интеллектуальными способностями и контролируемой эмоциональностью. Он ведет упорядоченный образ жизни, заботится о своем здоровье и комфорте, трудится добросовестно и хорошо, практичен, расчетлив и думает о обеспеченной старости. При этом он идеологически стандартизирован, но считает себя существом высшего порядка по отношению к другим. Формула Гоббса "человек человеку — волк" у постиндустриальных индивидуалистов превращается в формулу "человек человеку — киборг".
В начале XX века индивидуалистическая цивилизация и ее представители переживали период спада, что было замечено такими мыслителями, как Кьеркегор, Маркс, Ницше, Шпенглер. Питирим Сорокин выделил кризис как в общественных сферах, так и в экономике, а В европейской цивилизации. В результате этого кризиса православный (восточный) мир христианства (Россия) вошел в советскую (индустриально-коллективистскую) систему с соответствующей цивилизацией и типом личности, в то время как западная христианская культура, учитывая советский эксперимент, создала солидаристскую систему (цивилизацию и тип личности).
Личность типа солидариста представляет собой результат слияния коллективистических и индивидуалистических черт личности. Она возникает уже в древности, развивается в период индустриализации (капиталистической и социалистической), совершенствуется в постиндустриальной эпохе (информационной). На протяжении всего своего существования она сохраняет, развивает и дополняет собственные характерные черты, оказывая стимулирующее воздействие на типы общества. Солидарист видит смысл своей жизни в самореализации, принесении пользы своему народу и всему человечеству, ставит на первое место индивидуализм в своей личной жизни и отдыхе, а в профессиональной и общественной сферах придерживается коллективизма, разбирается в мировых проблемах (глобализация, экологический кризис, постиндустриализм)
Солидариста, также известного как мещанин (или обыватель), как описал его Герман Гессе в романе "Степной волк": "Мещанство" — это всегда присутствующее состояние человека, которое представляет собой попытку найти равновесие и стремление к уравновешенной середине между бесчисленными крайностями и полюсами человеческого поведения <. > У человека есть возможность полностью посвятить себя духовной жизни, стремиться к божественному (или коммунистическому. — С.С.) началу, к идеалу святого."
Но у него также есть возможность полностью посвятить себя своим инстинктам, чувственным желаниям и направлять все усилия на получение мгновенного удовольствия. Один путь ведет к святому, к мученику духа, к самопожертвованию во имя Бога (или коммунистической идеи. — С.С.). Другой путь ведет к развратнику, к мученику инстинктов, к самопожертвованию во имя тлена."
Вот именно, мещанин стремится сохранить равновесие между двумя крайностями, находясь в умеренной середине. Он никогда не отрицает самого себя, не углубляется ни в опьянение, ни в аскетизм, никогда не становится жертвой, никогда не соглашается на свою гибель, — наоборот, его целью является сохранение самого себя, он не стремится к святости или ее противоположности, он не терпит абсолютности, ему необходимо служить Богу, но при этом он желает служить и своим удовольствиям на земле.
Таким образом, он пытается найти баланс между крайностями, в здоровой и умеренной зоне, без яростных бурь и ужасов, и он добивается этого, хотя это стоит ему полноты жизни и чувств, которые приносит стремление к абсолютности, крайностям. Ведь жить полной жизнью можно только за счет своего "я". А мещанин ничего не ставит выше своего "я" (крайне правильно, но недоразвито).
Социальные типы личности
Одна из основных проблем, занимающих умы ученых различных дисциплин, — это проблема человека и его личности. Несмотря на огромное количество теорий и эмпирических данных, эта проблема остается сложной и загадочной. Ведь говорят, что в каждом человеке содержится целый мир. Личность каждого человека представляет собой сложную сеть связей с окружающим миром и обществом, влияющими на ее формирование. Это взаимодействие индивида и общества изучает социология, а отношение "общество-личность" является основным социологическим понятием.
1. Вступление.2. Социологическое понятие личности и ее структура.3. Различные типы личностей.4. Процесс социализации личности.5. Вывод.
6. Список рекомендуемой литературы.
Размер файла — 104.50 Кб (Скачать файл)
Частное учреждение высшего профессионального образования
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА"
Специальность 030501 "Юриспруденция"
дисциплина "Социология".
Тема: Социальные типы личности.
Студент 1 курса заочного отделения
ФИО: Цветков Д. А.
«_____» ___________________2013 г.
ФИО: Георгиев Александр Алексеевич
2. Социологическое понятие личности, ее структура.
3. Типы личности.
4. Социализация личности.
6. Список литературы.
Проблема человека, личности является одной из основополагающих проблем, пересекающих разные дисциплины. Со времен давних она привлекала внимание ученых различных областей. Накоплен обширный теоретический и практический материал, но и по сей день эта проблема остается самой сложной, самой загадочной. Ведь не зря говорят, что в человеке скрыт целый мир.
Каждый человек тесно связан с окружающей средой тысячами видимых и невидимых нитей, и без этой взаимосвязи он не может сформироваться как личность. Именно это взаимодействие личности и общества исследует социология, а отношение между "обществом-личностью" составляет основу социологических исследований.
Социальный тип личности можно определить как результат взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов личности является научной проблемой, находящейся на стадии разработки.
В современной социологии все больше внимания уделяется типологии личности и её социальному статусу, а также ролям, которые она играет в системе социальных отношений. Выделение таких типов личностей, как юрист, менеджер, студент, преподаватель и др., позволяет сформировать представление о их социальных характеристиках.
Одной из основных задач социологии личности является разработка типологии личности. Для социологии важно не только детальное изучение конкретного поведения отдельного человека и его индивидуальных качеств, но и выявление обобщенных, типичных черт, которые проявляются в определенных признаках, характерных для определенной группы людей.
Общество заинтересовано в формировании определенного типа личности, который наилучшим образом соответствует его потребностям, поэтому оно предъявляет определенные требования к формированию социального характера.
2. Понятие личности в социологии и её структура.
Идентичность — это комплексная характеристика личности, выступающая как совокупность её социально значимых свойств и качеств, благодаря которым она интегрируется в общественные отношения и различные формы активности и общения 1 .
В отличие от литературы и искусства, отражающих общественные процессы через призму индивидуального восприятия, социология изучает общество, опираясь на знание объективных социальных закономерностей и связей.
Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального "Я", а для социологии — проблемы межличностного взаимодействия "Мы".
Исследуемый предмет для социолога представляет собой субъект и объект социальных взаимодействий, отношений и связей. Личностные ценностные ориентации анализируются с точки зрения социальных позиций, ролевых ожиданий и других факторов. Социология черпает из психологии теорию мотивов поведения, как личного, так и массового, что является неотъемлемой частью изучения поведения личности в обществе и коллективе.
Таким образом, как было уже подчеркнуто, личность представляет собой универсальный, базовый элемент социальной системы. Человек действует в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные группы, а не в изоляции. Это взаимодействие индивидов превращает их совокупность в социальную систему. При этом происходит взаимное воздействие социальной среды на данного индивида и обратное воздействие индивида на социальную среду и других индивидов.
Индивид – это отдельный представитель биологического рода или социальной группы.
Индивидуальность – это понятие, которое включает в себя специфические природные и социальные качества, сформировавшиеся у человека на основе биологических предпосылок, социального статуса и воспитания.
При рождении ребенок еще не является личностью, он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, результат филогенетического и онтогенетического развития. Для того чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Необходимыми условиями этого развития являются: биологические предпосылки, заданные генетически; присутствие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств и свойств, составляющих ее структуру.
Рассмотрение характеристик личности можно провести двумя способами: с точки зрения ее структуры; с точки зрения взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.
В таблице номер 1 особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.
Многогранный, сложный характер человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого явления, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
Краткое наименование подструктуры
К данной структуре относятся
Соотношение биологического и социального
Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы
Социальный уровень (биологического почти нет)
Знания, умения, навыки, привычки
Социально-биологический аспект (больше социального, чем биологического)
Подструктура форм проявления
Особенности процессов познания (мышление, память, восприятие, ощущения, внимание); особенности процессов эмоций (эмоции, чувства)
Биосоциальная составляющая (больше биологической, чем социальной)
Подструктура биологических и конституциональных характеристик
Скорость проведения нервных процессов, баланс возбуждения и торможения и др.; половые, возрастные характеристики
Биологический аспект (практически отсутствует социальный)
Таблица 1. Иерархия личности (по К.К. Платонову) 2 :
Социальная среда, не в биологическом смысле, представляет собой совокупность индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личность взаимодействует в течение своей жизни и которые влияют на ее поведение.
Важно отметить, что понятие среды всегда относительно, поскольку одни и те же окружающие системы могут воздействовать на разные организмы по-разному. В конечном итоге это влияние приводит к формированию системной целостности, обладающей качествами, отличными от свойств отдельных входящих в нее элементов.
Под понятием социальной структуры понимается строение общества в целом, совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами, которые представляют собой формы социальной организации и деятельности. В этом случае ее элементами являются отдельные сферы общественной жизни и социальные институты.
Более узкое значение социальной структуры связано с делением общества на различные социальные группы, системы устойчивых связей между ними и внутреннюю структуру различных социальных общностей.
В зависимости от типа социальной общности ученые выделяют два основных уровня структурной организации: макроструктуру и микроструктуру.
В микроструктуре проявляются прочные связи в небольших группах. Отдельные индивиды в данном случае являются элементами структурного анализа, занимающими определенные позиции (статус) и выполняющими определенные социальные функции (роли). Изучение микроструктуры имеет огромное значение, поскольку она существенно влияет на различные процессы общественной жизни (социализацию, формирование общественного мнения и т. д.).
Социальный уровень личности можно разделить на три подуровня:
1. социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
2. культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);
При изучении личности как участника общественных отношений социологи обращают особое внимание на внутренние факторы, определяющие ее социальное поведение. Среди таких факторов, прежде всего, выделяют потребности и интересы.
Потребности представляют собой способы взаимодействия с миром (как материальными, так и духовными), необходимость которых определяется особенностями биологического, психологического и социального развития, осознаваемыми и ощущаемыми человеком в различных формах.
Интересы — это осознанные потребности личности.
Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к миру, формируя систему ценностей и ценностных ориентаций.
Некоторые писатели включают в структуру личности и другие компоненты: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, которые составляют основу личности, являясь регулятором поведения, направляя его в нормативные рамки, устанавливаемые обществом.
3. Разновидности личностей.
Социальный тип личности — это обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим людям, принадлежащим к определенному социальному сообществу. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и другие.
Существует несколько критериев для типологии личностей. Можно классифицировать их в зависимости от профессиональной принадлежности или сферы деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по местоположению или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по возрасту и полу: юноши, девушки, пенсионеры; по уровню социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.
В 1914 году Э. Шпрангер описал шесть "идеальных типов" личности, отметив, что они представляют собой скорее тенденции, чем чистые формы. Эти типы включают в себя:
— Теоретический — стремление к знанию;
— Экономический — поиск практичности и желание ее достичь;
— Эстетический — стремление к впечатлению, эмоциональному переживанию и самовыражению;
— Социальный — стремление к общению, включая любовь;
— Политический — желание властвовать и быть подчиненным.
— вера — поиски истины в жизни.
Каждая из направлений, согласно Шпрангеру, обладает множеством уровней и проявлений.
Так, М. Вебер исследует специфику социального взаимодействия, более точно — уровень его разумности; К. Маркс — социальную и классовую принадлежность. Значение социальной природы, по мнению Э. Фромма, заключается в том, что она позволяет наилучшим образом адаптироваться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности. Фромм выделяет несколько типов социальной природы: податливую (пассивную), эксплуатационную, накапливающую и рыночную.
Из опыта поведения видно, что у каждого человека своя способность воспринимать биохимическую энергию от живых веществ. Удобнее всего разделить людей на группы с учетом этого признака. Первая группа имеет достаточно энергии для удовлетворения собственных потребностей, которые определяются инстинктом самосохранения.
Вторая группа обладает большим запасом энергии и работает для достижения высоких, часто идеальных, целей. Таких людей Лев Гумилев называет "пассионариями". Третья группа, или "супассионарии", не стремится к активной трудовой деятельности и предпочитает жить за счет других.
Социальный тип личности
Характеристика личности представляет собой результат сложного соединения исторических, культурных и социально-экономических условий жизни людей.
В области социологии существует различные подходы и уровни обобщения социальной типологии личности. Так, выделяют модальный, идеальный и базисный типы личности. Модельный тип — это тип личности, который преобладает в данном обществе. Базисный тип — тот, который лучше всего соответствует потребностям современного общества. Идеальный тип личности не связан с конкретными условиями, он рассматривается как образец личности будущего.
Значительный вклад в разработку типологии социальной личности внес американский социолог и психолог Э. Фромм, создавший концепцию социального характера. Согласно его теории, социальные характеры, формируемые психикой человека под воздействием социальной среды, играют важную роль в связи между психикой людей и социальной структурой. По его определению, социальный характер представляет собой "ядро структуры характера, общее для большинства членов определенной культуры". Э. Фромм считал, что социальный характер имеет важное значение, поскольку позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. В своей работе он выделил четыре типа социального характера в человеческой истории: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.
В современной социологии наиболее популярной считается типология личности в зависимости от их ценностных ориентаций:
Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;
У идеалистов, напротив, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;
Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
Гедонистические материалисты в первую очередь стремятся к получению удовольствия здесь и сейчас, они хотят насладиться жизнью и удовлетворить свои потребительские желания.
Другими словами, социальный тип личности отражает влияние общественной системы на ценностные ориентации человека и, следовательно, на его реальное поведение.
Личность — это фиксированный набор социальных свойств, которые проявляются в ее сознании и поведении. Однако индивидуальность человека делает его уникальным, несмотря на социальное влияние. Сочетание социальных и индивидуальных свойств личности в определенных условиях позволяет провести типологизацию личностей.
Изучение личности в социологии включает в себя концепции идеального, базового и реального (модального) типов личности.
В то время как первые два типа личности описываются теоретически и весьма условно, реальный тип формируется на основе результатов конкретных социологических исследований.
Ведущий украинский социолог Есть Головатая, учитывая особенности развития общества от 70-х годов XX века после большевистской революции 1917 года и до конца XX века, предложила социально-историческую типологию личности, включающую три основных типа:
Первый тип характеризуется духовной ограниченностью и инстинктивным влечением к достатку.
Характеристики личности | • Идеальный — это комбинация личностных качеств, которая считается желательной среди современников, играет роль образца или эталона; • Основной — совокупность качеств, которая позволяет лучше всего приспособиться к текущим условиям жизни в современном обществе; • Реальный — это общие для членов данного общества типичные черты личности, которые преобладают на данном этапе развития общества |
Социальный тип личности представляет собой результат сложного влияния историко-культурных и социально-экономических условий жизни людей, отражающий их постоянные черты характера, выработанные под воздействием общественной системы.
Исследования в области социологии демонстрируют, что особенности взаимоотношений в различных областях общественной жизни влияют на проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Например, экономические отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости и умения продвигать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и принудительную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни – эмоциональность, сердечность, привязанность и стремление к гармонии.
В то же время ученые в области социологии замечают, что устойчивые личностные качества и поведенческие стереотипы могут оказывать обратное воздействие на формирование и развитие различных общественных отношений. В качестве примера можно привести вывод М. Вебера о том, что изменения ценностных ориентаций под влиянием протестантизма способствовали появлению "духа" капитализма и развитию предпринимательской деятельности. Таким образом, определенные личностные качества, проявляющиеся в общественном поведении, могут либо ускорять общественное развитие, либо замедлять его, либо вообще препятствовать ему.
Сайт mydocx.ru существует с 2015 по 2024 год. (0.008 сек.) Весь контент на сайте предназначен исключительно для ознакомления читателей и не имеет коммерческих целей или нарушения авторских прав — Вы можете пожаловаться на публикацию