Инвалиды часто сталкиваются с социальными психологическими проблемами, такими как стигматизация, изоляция и трудности в социализации. Эти переживания могут углублять чувство неполноценности и снижать качество жизни, поскольку общественные стереотипы и предвзятое отношение влияют на их самооценку и возможность интеграции в сообщество.
Социально психологическая реабилитация инвалидов играет ключевую роль в восстановлении их эмоционального и психологического благополучия. Она включает в себя поддержку в разработке социальных навыков, преодолении негативных установок и укреплении уверенности в себе, что способствует более эффективной адаптации в обществе и улучшению межличностных отношений.
Социально-психологическая реабилитация и абилитация
Раздел 1.5. Восстановление и реабилитация людей в обществе
План: 1. Ограниченные возможности и общество 2. Психологическая помощь инвалидам 3. Определение реабилитации 4. Интеграция в общество и образование
История человечества выделяет четыре главных позиции в отношении людей с физическими и психическими недостатками: • изоляция, • слишком заботливый подход,
Курсовая работа — Как уровень критического мышления влияет на успех учащихся начальной школы
Психология 1800 руб. БЕСПЛАТНО основные правила анализа и интерпретации опросника MMPI
Психология БЕСПЛАТНО
Марианна Франке-Грикш — "ТЫ С НАМИ!" — Системный подход и решения для учителей, учеников и родителей
Психология БЕСПЛАТНО
Уникальный вариант:
Усобия личности детей из семей с полным и неполным составом
Изучение психологии
Влияние личности
Изучение психологии
В.М. Кроль — Учебное пособие по психологии и педагогике
Психология и педагогика
Поделитесь ссылкой:
Характеристика инвалидности как социального явления
Общество сегодня рассматривает инвалидность как одну из важных проблем развития. Эта проблема возникает из-за существования людей с ограниченными возможностями здоровья, то есть инвалидов. Их ограниченность проявляется в том, что они не могут жить полноценной жизнью из-за утраты определенных способностей.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки. ИИ ответит за 2 минуты.
Инвалиды, как и все остальные люди, имеют свои потребности, но из-за своего статуса они также имеют специфические потребности, связанные с их болезнями.
К таким специфическим потребностям инвалидов, обусловленным их ограничениями, можно отнести:
- необходимость в прохождении социальной реабилитации, которая требует восстановления или компенсации потерянных или нарушенных навыков в выполнении определенных видов деятельности;
- потребность в обеспечении возможности передвижения;
- желание общения с другими людьми;
- необходимость в свободном доступе к объектам культуры, социального быта и другим объектам назначения;
- потребность в образовании и получении знаний;
- необходимость в трудоустройстве;
- потребность в комфортабельных бытовых условиях;
- необходимость в социально-психологической адаптации;
- желание получить материальную поддержку.
Как следствие невозможности удовлетворения этих потребностей у инвалидов возникают различные проблемы.
«Проблемы инвалидов в современном обществе»
Получите помощь от эксперта по работе
Получите решение задачи от искусственного интеллекта за 2 минуты
Найдите ответ на свою проблему среди миллиона возможных вариантов
В наше время люди с ограниченными возможностями сталкиваются с целым рядом проблем, среди которых особенно острыми являются:
- проблемы социальной адаптации;
- психологические трудности;
- проблемы получения образования;
- проблемы трудоустройства.
К проблемам социальной адаптации у людей с ограниченными возможностями относятся сложности, связанные с приспособлением их к условиям общества. Среди этих проблем можно выделить:
- Во-первых, у многих инвалидов есть проблемы с самообслуживанием, такими как одевание, прием пищи, передвижение, вставание и сидение. Им требуется постоянная помощь, которую не всегда могут оказать близкие родственники. Иногда им приходится обращаться за помощью к социальным работникам или же пребывать в стационарных учреждениях для социальной реабилитации;
- Во-вторых, после инвалидизации у многих возникают проблемы с выполнением социальных ролей, таких как создание семьи, нахождение работы и установление социальных контактов.
Постоянная инвалидность может вызвать психологические проблемы, так как человек переживает психологическую травму после получения повреждения. Инвалидность всегда оказывает влияние на психику, приводя к замкнутости, злобе по отношению к окружающим, недовольству собой. Решение психологических проблем у инвалидов требует развития механизма психологической защиты, выражающегося в адекватной самооценке, умении правильно определять свою и чужую ответственность, реалистичности ожиданий и т. д.
Сегодня государство активно работает над возможностями решения проблем получения образования, в том числе за счет развития системы дополнительного образования. Дополнительное образование направлено на развитие личности вне основных образовательных программ. Образование для людей с ограниченными возможностями является эффективным инструментом социализации, обеспечения экономической и социокультурной мобильности.
Сложности с трудоустройством у людей с ограниченными возможностями связаны как с физическими препятствиями, так и с проблемами получения образования. В условиях рыночной экономики у людей с ограниченными возможностями ограничены возможности трудоустройства по сравнению со здоровыми людьми. Это негативно сказывается на их конкурентоспособности на рынке труда. Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями также указывает на проблему их реабилитации и возможности полноценной интеграции в современное общество. Сегодняшнее решение этой проблемы заключается в установлении определенных квот для работодателей.
Важно отметить, что попытки различных органов власти и других лиц решить проблемы людей с ограниченными возможностями не всегда находят адекватное понимание. Некоторые инвалиды не заинтересованы в получении образования и поиске работы. Для таких инвалидов необходима психологическая поддержка и работа.
Адаптация пациентов с тяжёлой патологией, серьёзными стрессами или травмами играет важную роль в их успешной реабилитации и нормальном взаимодействии с обществом.
Одним из ключевых аспектов современной интеграционной проблемы является процесс адаптации лиц с ограниченными возможностями к жизни в современном обществе. Эффективность всех мероприятий, проводимых для этой категории населения, во многом зависит от этого процесса.
Инвалидность не следует воспринимать как проблему определённого круга людей — это вопрос общества в целом. Её сущность определяется правовыми, производственными, экономическими, коммуникативными и психологическими особенностями взаимодействия лиц с ограниченными возможностями и окружающей их действительностью.
Потребности людей с ограниченными возможностями могут быть разделены на две основные категории. Первая — это всеобщие потребности, соответствующие нуждам всех остальных граждан, а вторая — специфические, то есть прямо связанные с определенным заболеванием. Наиболее распространенными из второй категории являются восстановление и адаптация нарушенных способностей к передвижению, общению, различным видам деятельности. Сюда также относятся обеспечение возможности получать необходимые знания, работу, иметь комфортные бытовые условия, иметь свободный доступ к объектам культурной, общественной и другим социально значимым сферам.
Люди с ограниченными возможностями получают необходимую психологическую помощь в специализированных медицинских и образовательных учреждениях, где работают опытные специалисты. Благодаря занятиям эти люди улучшают свои навыки, учатся правильно воспринимать окружающий мир, общество, бороться с депрессией, учатся жить полноценной жизнью, а не фокусироваться на своих ограничениях, и принимать активное участие в общественной жизни.
Социально-психологическая адаптация должна быть обязательной частью комплексной реабилитационной программы для людей, переживших серьезные травмы, инфаркт миокарда, инсульт, страдающих болезнью Паркинсона, Альцгеймера, детским церебральным параличом и другими заболеваниями.
(495) 51-722-51 — информация о клиниках и реабилитационных центрах
Реабилитационный центр Левинштейн — Израиль
Медицинский центр Левинштейна в Раанане — это уникальное учреждение, известное во всем мире, специализирующееся на восстановительной медицине. Эта больница, не имеющая аналогов на Западе, занимается реабилитацией пациентов после травм головы, спинного мозга, конечностей и др. Основной категорией пациентов являются пострадавшие в ДТП (взрослые и дети) и в результате террористических атак. Одним из ключевых факторов полного выздоровления является уникальная концепция комплексной реабилитации, разработанная ведущими специалистами медицинского центра Левинштейна.
«Психологическая реабилитация граждан с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в контексте социальной адаптации и самореализации личности»
В данной статье представлен опыт оказания психологической помощи гражданину с ограниченными возможностями здоровья, начиная с 16 лет, в процессе реабилитации на отделении психологической реабилитации Санкт-Петербургского бюджетного государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов».
Ключевые слова: инвалид, реабилитационный процесс, реабилитационный потенциал, психологическое обследование, психологическая реабилитация, технология психологической помощи, социальная адаптация, самореализация, групповые формы работы.
Наталия Валерьевна Сапожкова,
ГБОУ школа-интернат №8, Санкт-Петербург, Пушкин
Опыт психологической поддержки граждан с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в процессе социальной адаптации и самореализации личности.
В статье представлен опыт оказания психологической помощи гражданину с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 16 лет и старше в условиях реабилитационного процесса на отделении психологической реабилитации в Санкт-Петербургском бюджетном учреждении "Центр социальной реабилитации инвалидов".
Важные слова: инвалид, процесс реабилитации, потенциал реабилитации, психологическое обследование, психологическая реабилитация, технология психологической помощи, социальная адаптация, самореализация, групповые формы работы.
Проблема реабилитации инвалидов в Российской Федерации в последние годы постепенно перешла из категории «социальной» в категорию «национальной безопасности» из-за устойчивого снижения численности населения и быстрого увеличения количества инвалидов в стране [1].
Учреждения социальной реабилитации инвалидов играют все более важную роль. Актуальность данной темы объясняется необходимостью разработки общего подхода к пониманию и применению методов и технологий реабилитационной работы учреждениями социальной защиты.
Согласно Всемирной организации здравоохранения, социальная адаптация и социальная интеграция инвалидов являются конечной целью в реабилитационной практике.
Экономические, правовые, производственные, психологические и коммуникативные особенности взаимодействия с окружающей средой определяют сущность проблемы социальной адаптации инвалидов. Наиболее серьезные аспекты этой проблемы связаны с появлением различных барьеров, которые мешают активному участию в общественной жизни. Потребности инвалидов могут быть условно разделены на общие — характерные для всех граждан и особые — связанные с восстановлением нарушенных способностей, общением, передвижением, восстановлением доступа к культурным объектам, обучением, трудоустройством, социально-психологической адаптацией и другими. [4].
Социально-психологическая адаптация, как правило, достигается при помощи психологической реабилитации. Она направлена на изменение и улучшение социально-психологического состояния личности, а также на приведение потребностей и ценностей человека в соответствие с его возможностями.
Основным исполнителем процесса реабилитации и абилитации инвалидов являются реабилитационные учреждения, которые проводят индивидуальные программы реабилитации для инвалидов [3].
Реабилитационный процесс предусматривает разрешение проблем восстановления индивида, учитывая потенциальные компенсаторные возможности организма [6].
Реабилитационный потенциал — это динамичная система, которая изменяется в соответствии с законами жизнедеятельности организма и под воздействием окружающей среды. Своевременная и правильная оценка реабилитационного потенциала, его особенностей и компонентов являются неотъемлемой частью определения целей и конкретных задач реабилитации, их иерархии и приоритетов, а Выбора реабилитационных мер для каждого человека и в каждый определенный момент времени [6].
Постепенное и неизбежное развитие реабилитационного потенциала, его позитивная динамика — это образ реабилитационного процесса.
Программа реабилитации
При поступлении в центр, осуществляется первичная диагностика на каждом отделении, где определяется реабилитационный потенциал и уровень потребностей инвалида в реабилитационных мероприятиях. Важной составляющей реабилитационного потенциала является его психологическая часть, которая помогает определить возможности и ограничения, ресурсы личности для осуществления психологической и комплексной реабилитации [2].
При поступлении на отделение психологической реабилитации, проводится психологическое обследование, которое включает в себя 4 основных блока:
1. Определение психологического статуса:
— направления социальной деятельности;
— уровень и структура кругозора;
— структура потребностей, круг интересов;
3. Оценка эмоционально-вольной сферы
4. Оценка индивидуальных особенностей.
Для обеспечения успешной организации мероприятий социально-психологической реабилитации, разработки индивидуальной программы реабилитации на отделении, составления прогнозов и рекомендаций, необходима диагностическая информация. Набор необходимых диагностических методик определяется в каждом конкретном случае в зависимости от характера поставленной задачи (запроса), однако обязательно должен позволять системно оценить психическую деятельность.
Основные психологические проблемы у инвалидов:
- потеря контроля над эмоциями и, как следствие, над собственным поведением;
- появление чувства собственной «ненужности»;
- снижение удовлетворенности жизнью в различных сферах: общение с друзьями и близкими, уменьшение удовлетворенности личными достижениями, пессимизм;
- утрата прежних планов на будущее;
- неспределенные перспективы в жизни;
- трудности с памятью, отвлекаемость.
Как правило, обнаруживается несколько проблем. Поэтому мероприятия по психологической реабилитации проводятся по нескольким направлениям.
По результатам психодиагностического обследования, на основании выявленных проблем, составляется заключение, в котором описывается характер нарушений, степень их излечимости, мотивация к реабилитации, а также формулируются конкретные задачи психологической помощи.
Для проведения диагностического обследования на отделении разработана программа: "Социально-психологическая диагностика и обследование личности", собран пакет диагностических методик.
Психологическую реабилитацию можно описать как систему мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Основная цель психологической реабилитации — предоставить помощь инвалидам и членам их семей в создании психологических условий для успешной социальной адаптации и самореализации личности инвалида, а также преодоление негативных психологических последствий инвалидности.
К реабилитационной работе относятся следующие мероприятия: психологическая диагностика, консультирование, психологическая коррекция, тренинги, психологический патронаж, психопрофилактика.
Цели психологического воздействия:
— познавательные процессы (память, внимание, мышление и др.);
— дисгармоничные семейные отношения;
— адаптационные способности личности.
Мы создали технологию помощи на отделении, учитывая основные рекомендации по использованию методов и методик, а также опираясь на наш многолетний опыт работы. Мы разработали и применяем собственные программы реабилитации инвалидов, такие как:
- «Социально-психологический тренинг». Наша программа направлена на развитие навыков конструктивного общения, формирование успешного поведения, раскрытие потенциала личности и достижение поставленных целей;
- «Психологическая коррекция когнитивных функций» (индивидуальная форма). В нашей программе мы применяем индивидуальный подход, учитывая объем поражения центральной нервной системы и реабилитационный потенциал инвалида. Программа включает в себя дидактические игры и задания, вспомогательный материал к тестам и бланки для ответов, а также тематические таблицы и рисунки;
- «Процесс арт-терапии как метод снижения эмоционального напряжения». Программа направлена на: обучение новым моделям поведения; способствование развитию личности; развитие креативности; обнаружение смыслов жизни через творчество; ускорение и облегчение выражения переживаний;
- «Обучающее мероприятие по психологической поддержке». Мероприятие направлено на оснащение инвалидов необходимыми знаниями и навыками для успешной адаптации в обществе: умению приспосабливаться к социальной среде, улучшению самосознания через правильное отношение к своему состоянию, развитию умений решать психологические проблемы, установлению связей с окружающими и в семейной среде;
- «Руководство по социально-психологической помощи людям, страдающим алкогольной зависимостью». Это руководство включает подробный план проведения консультаций для людей, страдающих алкогольной зависимостью, с описанием методов и техник, применяемых в рамках когнитивно-поведенческой терапии;
«Тренинг по просмотру кинофильмов как метод работы с группой людей, находящихся в процессе реабилитации». Программа направлена на: развитие способности к сопереживанию и положительным эмоциям; изменение устаревших моделей поведения; разрешение семейных проблем; снятие излишнего психологического напряжения. Включает в себя список фильмов с их кратким описанием по тематике и набор упражнений;
- «Программа тренировки для сохранения когнитивных и социальных навыков у молодых людей с интеллектуальными нарушениями». Цели программы включают помощь в повышении социальной значимости, формирование позитивного отношения к себе и окружающим, создание благоприятной атмосферы в группе и расширение круга общения.
На отделении проводятся:
Индивидуальные занятия: консультации, психологическая коррекция, занятия по методу БОС, арт-терапевтические занятия, релаксационные занятия.
Индивидуальная форма работы позволяет уделить внимание изучению внутреннего мира инвалида, его отношению к реабилитации, выявить зоны конфликтных переживаний, способы их разрешения и механизмы психологической компенсации. Абсолютными показаниями к предпочтению индивидуальной формы работы можно назвать: выраженную тревожность, эмоциональное дисбаланс, сложный характер, необоснованные страхи, личностные проблемы.
Групповые занятия включают тренинги, мини-лекции и психопрофилактические беседы.
Преимущества групповой формы работы:
— предоставление инвалиду опыта осознания "естественности" и "нормальности" своих личных проблем, возникших из-за инвалидности, удовлетворение потребности быть "как все";
Благодаря вкладу каждого участника в достижение положительных результатов группой, формируется установка на значимость личных усилий каждого участника группы, тем самым повышается его самооценка.
С групповыми занятиями связано множество положительных результатов:
— улучшение памяти и внимания, повышение работоспособности, освоение навыков самостоятельного использования основных техник по развитию когнитивных функций, увеличение активного словаря, развитие логического мышления и креативных способностей, расширение кругозора, стимуляция и удовлетворение потребности в познавательной активности;
Увеличение уверенности в себе, расширение представлений о своих способностях; повышение уровня толерантности, расширение круга интересов и общения, достижение нового социального статуса, разработка планов на будущее, усвоение навыков общения и умение применять их на практике; формирование представлений о основных психологических процессах и возможность соединить теорию с практикой через практический опыт;
Развитие способности к эмпатии и позитивным эмоциям; улучшение внимания к чувствам; повышение способности к самоанализу; изменение стереотипов поведения; решение личных и семейных проблем; снижение избыточного психологического напряжения.
Мы разработали уникальный подход в течение многих лет работы, который положительно себя зарекомендовал в работе с инвалидами трудоспособного возраста. Этот подход включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу, основанную на индивидуальной программе реабилитации.
Получение положительных результатов заключается в ускорении процесса психологической адаптации и снижении риска возникновения негативных психологических последствий инвалидности. Это, в свою очередь, способствует формированию мотивации инвалида к преодолению трудностей.
- Воловец С.А., Сергеенко Е.Ю. Современные подходы к медико-социальной реабилитации молодых инвалидов. – ДВГМУ, электронная библиотека eport.fesmu.ru: Вестник восстановительной медицины, 2014. – 5 с.
- Гусак Ю.Л., Байбародина И.Б., Барышникова Н.А., Корзунина Т.В., Олым А.П., Лошак С.И., Андрюнина И.Л., Лаптева И.А., Лямин В.И., Ганьшин А.Н. Опыт работы по организации деятельности Центра социальной реабилитации инвалидов. СПб.: Нестор, 2009. – 202 с.;
- Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты: учебно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 208 с.;
- Матвеев Л.А. Социальная реабилитация – М.: ВОС — 1999. — 67 с.;
- Старобина Е.М., Стеценко С.А., Свистунова Е.Г. и др. Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалида: Методические рекомендации. – М., 2002.;
- Старовойтова И.М., Саркисов К.А., Потехин Н.П. Медицинская экспертиза: экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная. 2-е изд., 2010 – 688 с.
Реабилитация в социально-психологическом аспекте
Инвалидность влечет за собой множество социально-психологических проблем, так как она приводит к изменению личности и образа жизни. Чаще всего инвалид становится иждивенцем семьи, нуждающимся в специальном уходе. В профессиональной сфере ограничения возможностей приводят к уменьшению производительности труда по сравнению со здоровыми людьми, что может вызвать у инвалида чувство неполноценности. Кроме того, инвалид теряет свои прежние социальные связи из-за невозможности соответствовать ожиданиям окружающих.
В современном обществе важным условием успешной социальной реабилитации является проникновение идеи равенства прав и возможностей для инвалидов в общественное сознание.
Одной из проблем интеграции инвалидов в общество является отношение здоровых к ним. Несмотря на потенциальные возможности у людей с ограничениями, здоровые люди не хотят, не умеют или боятся общаться с ними, а работодатели опасаются принимать их на работу, несмотря на квоты и льготы при налогообложении.
Организационные меры со стороны государства, призывы создать условия для включения инвалидов в общество, не будут эффективны, если люди не будут психологически подготовлены.
Отношение общества к инвалидам является двойственным: с одной стороны, их часто воспринимают как более несчастных, грустных и враждебных, а также переоценивают их "несчастливость". С другой стороны, здоровые люди испытывают по отношению к инвалидам симпатию и сочувствие. Наличие такого двойственного отношения в обществе способствует ломке негативных стереотипов и улучшению взаимоотношений между здоровыми и инвалидами.
Инвалиды стремятся к активной жизни и интеграции в общество, опираясь не на социально-экономические и материальные критерии, а на социально-психологические основы взаимоотношений со здоровыми людьми.
При организации процесса социально-психологической реабилитации необходимо учитывать, что участие инвалидов в этом процессе должно быть добровольным. Важными факторами участия являются возраст, место проживания, доход, жилищные условия и отношение к своему физическому состоянию.
Участие в трудовой деятельности играет важную роль в социально-психологической реабилитации и адаптации к общественной жизни. Работа не только способствует улучшению материального положения, но и позволяет инвалидам почувствовать себя полноценными членами общества.
В каждой семье, где есть инвалид, возникают как общие, так и частные социально-психологические проблемы. Эти проблемы зависят от того, насколько хорошо здоровые члены семьи приспособились к появлению инвалида и его самому инвалиду, а также от отношения самого инвалида к семье и своему положению.
Если в семье появляется инвалид работоспособного возраста, это приводит к изменению социальных ролей и обязанностей, вызывая у человека с ограничениями чувства вины, ненужности и бремени, а у членов семьи — скрытую или открытую агрессию, раздражение, недовольство. Такой неблагоприятный климат может привести к разрушению семьи.
Существует четыре основных типа адаптации человека с ограниченными возможностями к ситуации инвалидности:
Позиция, которая характеризуется отрицательным отношением к собственному положению, сопровождается низкой самооценкой, подавленностью, настороженностью по отношению к окружающим, тревожностью, ожиданием катастрофических последствий даже от мелких проблем и другими отрицательными социально-психологическими особенностями;
Позиция, которая характеризуется относительной удовлетворенностью существующей ситуацией при объективно неудовлетворительном социально-экономическом положении и низкой самооценке, в результате чего отсутствует желание активно менять ее в лучшую сторону;
Это позиция, которая не отрицает желания изменить свое положение, но не может этого сделать из-за субъективных и объективных обстоятельств, вызывающих психологический дискомфорт и неудовлетворенность жизнью.
С помощью шкалы объективной оценки можно выявить типы акцентуаций характера (дополнительную информацию можно найти у Андрея Евгеньевича Личко, Николая Яковлевича Иванова), которые являются экстремальным вариантом нормы. Наличие акцентуаций характера свидетельствует о трудной ситуации фрустрации и депривации основных потребностей.
А. Е. Личко описывает циклоидный, астеноневротический, сенситивный, психастенический типы акцентуации.
У циклоидного типа (ТЦ) чередуются фазы гипертимности и субдепрессии, и они длительностью 1-2 недели. Во время субдепрессивной фазы падает работоспособность, теряется интерес, люди становятся вялыми, избегают компаний. Неудачи вызывают тяжелые переживания.
Серьезные нарекания, унижающие самолюбие, могут привести к мыслям о собственной неполноценности и ненужности, а также к суицидным мыслям и попыткам. Субдепрессивную фазу также тяжело переживать из-за крутой смены образа жизни. Самооценка у инвалидов-циклоидов формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта самооценка бывает еще неточной.
Тип Астеноневротический (А) характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью и склонностью к ипохондрии. Особенно утомляемость проявляется во время умственных занятий и в конкурентной обстановке. При утомлении возникают эмоциональные всплески по мелочным поводам. Раздражение легко сменяется раскаянием и слезами. Обычно самооценка отражает ипохондрические установки.
Тип Сенситивный (С) характеризуется большой впечатлительностью и чувством собственной неполноценности. Люди этого типа видят в себе множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. Замкнутость обычно проявляется во внешнем облике. Робость и застенчивость проявляются в общении с посторонними и в необычной обстановке. С незнакомыми людьми устанавливать даже формальные контакты трудно.
С людьми, к которым они привыкли, они бывают очень общительны. Они не проявляют склонности к делинквентности или алкоголизации. Однако им тяжело бывает, когда инвалиды становятся объектом враждебного внимания окружающих, когда их репутация подвергается нарушению или когда их обвиняют в чем-то несправедливо. У них очень объективная самооценка, и они предпочитают отказываться отвечать, чем лгать.
Психастенический тип (П) характеризуется нерешительностью, склонностью к анализу, тревожной беспокойством о будущем себя и своих близких, склонностью к самоанализу и легкостью возникновения навязчивых идей. Для них самым трудным заданием является нести ответственность за себя и особенно за других.
Трудности самореализации и физическая слабость способствуют усугублению акцентуаций характера, что ведет к формированию комплекса неполноценности. Согласно Альфреду Адлеру, комплекс неполноценности является источником развития личности, который происходит в процессе преодоления собственных «дефектов». Юрий Власов, тяжелоатлет, утверждал, что жизнь — это акт воли.
Основными показателями социально-психологического комфорта для инвалидов является уровень удовлетворенности жизнью, который связан с социально-экономическими реформами в стране, изменениями взаимоотношений с обществом, эмоциональным состоянием, самооценкой, а также соответствием и адекватностью мер по социальной защите.
Таким образом, важной частью социальной реабилитации является социально-психологическая реабилитация. Существующие и вновь формирующиеся социально-реабилитационные службы должны учитывать этот аспект при разработке эффективных и адекватных мер, привлекая для их осуществления высококвалифицированных специалистов, включая социальных работников.
Из какого-то заболевания и его состояния человек с ограниченными возможностями сначала зависит, насколько он адекватно их понимает. Каждый инвалид в своем роде оценивает болезненные ощущения и само заболевание. Однако это не означает, что не существует общих закономерностей психологических изменений при соматических заболеваниях, которые характерны для различных форм болезни и возрастных групп. Формирование отношения к болезни является объективным познавательным процессом, несмотря на его субъективность. Личная реакция людей с ограничениями на соматическое заболевание описывается врачами А. В. Квасенко и Ю. Г. Зубаревым термином "соматонозогнозия" (СОГ).
Формирование СОГ проходит через несколько этапов: сенсологический («чувствительный»), оценочный и этап отношения к болезни. Каждый из них имеет свои компоненты. Если отбросить медицинские аспекты, то мы можем рассмотреть реакции пациента на личностном уровне. В начале заболевания, особенно если оно начинается в сознательном возрасте ребенка, происходит психогенно-стрессовое состояние, в разгар болезни происходит адаптация, а в большинстве случаев исходом является реабилитация. Однако для детских и общих инвалидов это правило может не выполняться полностью по понятным причинам.
В общем, отношение к заболеванию может быть различным: рациональным, оптимистичным, пессимистичным. При оценке влияют факторы излечимости заболевания с медицинской точки зрения, возможности улучшить качество жизни при помощи ортопедических средств, знание человеком жизни и умение принимать жизненные ситуации, уровень образования, черты характера и темперамента, социальная обстановка вокруг больного, материальное положение и другие. Все эти факторы влияют на формирование отношения к заболеванию. Наиболее благоприятным для реабилитации считается реалистичный подход к болезни с оптимистическим настроем (вера в успех). Научно доказано, что эмоциональное состояние больного напрямую влияет на скорость выздоровления тканей и функционирование организма.
º Лица с временной инвалидностью, у которых есть хорошие шансы на полное выздоровление,
º Лица с длительной или пожизненной инвалидностью. К первой категории относятся люди, получившие травмы и заболевания, поддающиеся лечению. Ко второй — те, у кого нет шансов на выздоровление, такие как детский церебральный паралич, полиомиелит, ампутации. Особое внимание следует уделить травмам, родовой травме, инфекции и наследственным заболеваниям, вызывающим потерю опорно-двигательной функции.
Одной из основных психологических особенностей травмы является внезапное, "взрывное" переживание, вызванное шоком и острым страхом за собственную жизнь и здоровье. Это может привести к появлению фобических состояний, которые в дальнейшем могут привести к нервным и психическим расстройствам.
Хотя этот этап проходит быстро, он имеет большое значение для последующего лечения. Важна правильная психологическая поддержка со стороны медицинского персонала и близких людей, создание условий, направленных на уменьшение страха, а также оказание грамотной медицинской помощи.
Почти у всех людей с нарушением опорно-двигательного аппарата из-за травмы требуется операция. Это вызывает проблемы с психологической подготовкой. Обычно инвалид не может нормально отнестись к этой ситуации, у него возникают чувства беспокойства и страха. Члены семьи также часто неадекватно ведут себя в таких случаях. Помощь им в правильном понимании цели и возможностей операции, их отношения с инвалидом — это задача для специалистов.
Самым длительным и сложным этапом является период адаптации. Например, для подростка-инвалида одной из форм адаптации может быть групповая психотерапия. Особенно важно это в условиях специальных учреждений, где постоянно занимаются педагоги и где он окружен такими же людьми, как он. Психокоррекционные группы представляют собой перспективную форму психокоррекции для подростка-инвалида, который может посещать их в течение всей своей жизни, обучаясь в школе или после ее окончания.
Преимущества групповой адаптации включают в себя возможность получения обратной связи и поддержки от людей, сталкивающихся с аналогичными проблемами и переживаниями.
Участие в группе помогает человеку не только освоить правила общения, но и почувствовать себя более комфортно, так как он видит себя на равных с другими. Наблюдая за взаимодействием в группе, участники могут узнать о себе больше, а обратная связь влияет на то, как они оценивают свои убеждения и поведение, формируя свою личность. Кроме того, групповая психотерапия экономически более выгодна, чем индивидуальная, и подходит почти для всех людей с различными проблемами.
Контрольные вопросы и задания
1. Как одиночество влияет на социально-психологическое состояние инвалида?
2. Существует ли взаимосвязь между одиночеством и изоляцией людей с ограниченными возможностями?
3. Что такое фрустрация как социально-психологическая проблема инвалида?
5. Обозначите основные психологические проблемы, с учетом которых проводятся мероприятия социально-психологической реабилитации для инвалидов.
6. Почему семья играет ключевую роль в эффективности социально-психологической реабилитации?
7. В чем заключаются социально-психологические особенности адаптации инвалидов к ограниченной жизнедеятельности?
Глава 11
Понравилась статья? Сохраните ее в закладки (CTRL+D) и не забудьте поделиться с друзьями:
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
Инвалидность как социальное явление представляет собой актуальную проблему нашего времени. Она приводит к формированию определенной категории населения — людей с ограниченными возможностями здоровья. Ограничение жизнедеятельности проявляется в полной или частичной утрате способностей и возможностей для нормального функционирования.
Инвалиды, как и все остальные люди, имеют потребности. Однако, у инвалидов, помимо общих потребностей, есть особые нужды, связанные с их заболеванием.
Самыми распространенными из "особых" потребностей инвалидов являются следующие:
— восстановление (компенсация) нарушенных способностей для различных видов деятельности (социальная реабилитация);
— взаимодействие с другими людьми;
— свободный доступ к объектам социально-бытовой, культурной и других сфер жизни;
— получение образования и усвоение знаний;
— обеспечение комфортных бытовых условий;
Невозможность удовлетворения потребностей у людей с ограниченными возможностями вызывает целый комплекс проблем в различных областях.
В современном мире можно выделить несколько основных проблем: 1) социально-бытовые проблемы, 2) психологические проблемы, 3) проблемы в получении образования и 4) проблемы трудоустройства. Давайте рассмотрим эти проблемы, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями в наше время.
1) Социально-бытовые проблемы связаны с адаптацией людей с ограниченными возможностями к жизни в обществе. В этой категории можно выделить следующее:
1. Ограничение возможностей для самообслуживания. Эта ситуация проявляется в невозможности самостоятельно одеваться, питаться, поддерживать личную гигиену, передвигаться, садиться или вставать. Все эти задачи требуют внешней помощи. Родственники не всегда могут оказать помощь, поэтому здесь вступает в дело социальный работник. Часто люди, столкнувшиеся с такими проблемами, находятся в стационарных учреждениях и центрах социальной реабилитации.
2. После наступления инвалидности, ограничения возникают не только в осуществлении социальной роли человека в семье, но и в социальных контактах, а В возможности заняться трудовой деятельностью. Сегодня важно, чтобы каждый человек мог реализовать свой потенциал во всех сферах жизни. Он стремится создать семью, достичь высокого социального статуса и удовлетворить свои потребности [4, c. 87].
Проблемой, с которой сталкиваются многие инвалиды, является их негативное самовосприятие. Из-за этого они испытывают замкнутость и неудовлетворенность своей жизнью. По результатам исследований лишь 3,8% инвалидов оценили качество своей жизни как хорошее [7].
Для решения психологических проблем инвалидов важна процедура психологической реабилитации и адаптации. Она включает в себя различные арт-терапевтические методы, такие как изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия и другие. В настоящее время арт-терапия становится все более актуальной.
В настоящее время процесс психологической реабилитации и адаптации инвалидов осложнен по нескольким причинам:
— уровень удовлетворенности жизнью у инвалидов низкий и сохраняет тенденцию к снижению;
— их самооценка также имеет негативную динамику;
— У людей с ограниченными возможностями возникают серьезные проблемы в общении с окружающими;
— Эмоциональное состояние людей с ограниченными возможностями характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.
3) Получение образования и трудоустройство становятся острыми проблемами, поскольку они порождают еще больше трудностей.
В современном мире образование играет важную роль в сохранении и изменении социальной структуры общества, а В социальной и профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности значительно увеличивает возможности продвижения по социальной лестнице и во многих случаях является ее предпосылкой. Проблема получения образования обусловлена ограниченностью инвалида в передвижении, доступностью информации, несовершенством инфраструктуры и другими причинами. [6, с. 170].
Согласно Закону от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», люди с инвалидностью 1 и 2 группы, а также инвалиды с детства имеют право на прием в государственные высшие учебные заведения без конкурса, если они сдают вступительные экзамены на хорошие оценки. Однако многие из них, поступив в университеты, не могут воспользоваться своим правом на образование и последующую трудоустройство из-за отсутствия специальных технологий и обучающих условий [2].
В данный момент государство предпринимает активные шаги по решению проблемы доступа к образованию, в том числе разработана система дополнительного образования. Под дополнительным образованием подразумевается процесс реализации дополнительных образовательных программ и услуг за пределами основной образовательной программы в интересах личности, общества и государства. Рассмотрим дополнительное образование, ориентированное на определенную социальную группу — инвалидов. В России количество инвалидов превышает 13 миллионов человек, что свидетельствует о масштабности данной проблемы. Из них более 5 миллионов находятся в возрасте от 20 до 50 лет, и 80% из них хотели бы работать, но не могут этого сделать из-за ограниченного доступа к образовательным услугам
Система внеучебной деятельности выполняет два важных задания: во-первых, она предлагает различные виды художественного, музыкального, спортивного и других видов досуга, а во-вторых, она предоставляет профессиональное образование, которое помогает людям получить новую специальность, повысить профессиональную квалификацию или переобучиться. Первое задание также может рассматриваться как образование "для себя", поскольку это помогает развивать творческий потенциал человека и раскрывать его личные ресурсы и способности. Второе задание — это профессиональное образование, которое помогает людям совершенствоваться в своей профессии, достигать карьерных целей и менять свое положение на рынке труда.
Для инвалидов образование и профессиональное развитие играют важную роль в процессе социализации, культурной адаптации и экономической мобильности.
4) Проблемы доступа к образованию часто ведут к проблемам трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Экономические, социальные и политические изменения в России должны содействовать балансу прав, обязанностей и интересов граждан, что способствует стабильности общества и снижению социальной напряженности. Одним из основных условий является обеспечение права на труд для каждого человека.
Трудовая деятельность определяет взаимоотношения в обществе, и для инвалидов доступ к труду ограничен по сравнению со здоровыми людьми. Согласно статистике, только 20,5% инвалидов имеют работу [8].
Существующая система поддержки инвалидов в России никогда не была направлена на их социальную интеграцию. В течение многих лет государственная политика в отношении инвалидов была основана на компенсации и изоляции. Основной задачей реформирования государственной политики должна стать их реабилитация [5, с. 167].
Для проведения реформы необходимы новые специалисты, которые имеют новый взгляд на инвалидов. Эти специалисты должны обладать способностью к сочувствию и быть профессионалами высшего класса, а также обладать подходящей материально-технической базой для осуществления своей деятельности.
Труд инвалидов играет важную роль в их социальной адаптации, помогая им преодолеть психологические преграды, улучшить свое материальное положение и восстановить свою личность. Он также имеет терапевтический эффект. Однако рынок труда для инвалидов отличается высокой деформированностью: несмотря на высокий спрос на рабочие места для них, предложение практически отсутствует. Для его развития необходимы внешние коррективы. Анализ государственных мер, таких как квотирование рабочих мест и штрафные санкции, показал их неэффективность.
Инвалиды в современном обществе сталкиваются с широким спектром проблем, взаимосвязанных между собой. Решение этих проблем возможно при межведомственном сотрудничестве компетентных органов и комплексной работе с этой социальной группой.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов ориентирована на обеспечение равенства возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личностных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также на преодоление ограничений их активности, с целью восстановления социального статуса и достижения материальной независимости.
Социальная политика государства в отношении инвалидов включает несколько аспектов:
1. Государственная политика в сфере охраны здоровья нацелена на оказание доступной и качественной медицинской помощи гражданам с ограниченными возможностями, а также на создание условий, способствующих улучшению их здоровья.
2. Законодательство обеспечивает жильем граждан с ограниченными возможностями, предоставляя органам государственной власти и местному самоуправлению необходимые условия для реализации их прав на жилище, обеспечивая его безопасность, неприкосновенность и невозможность произвольного лишения.
3. Государство гарантирует непрерывное воспитание, образование и социальную адаптацию детей-инвалидов.
4. Содействие беспрепятственному доступу инвалидов к информации и социальной инфраструктуре.
5. Помощь в трудоустройстве для людей с ограниченными возможностями. Для улучшения их конкурентоспособности на рынке труда проводятся специальные мероприятия, направленные на помощь в поиске работы.
6. Организация досуга для инвалидов. Для успешной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество необходимо обеспечить их участие в различных досуговых мероприятиях (занятия спортом, посещение музеев, библиотек, театров и других развлечений).
7. Материальная поддержка для инвалидов. В эту сферу входят различные денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации) [9].
Основные цели программы "Доступная среда":
— создание общественных зданий с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями;
— установка специальных знаков и карт для улучшения информированности людей с ограниченными возможностями;
— организация культурных мероприятий, в которых могут участвовать инвалиды;
— адаптация жилых домов для нужд инвалидов;
— помощь в трудоустройстве для граждан с ограниченными возможностями и др.
Реализация программы "Доступная среда" привела к следующим результатам: увеличение количества реабилитационных центров и улучшение их обслуживания; улучшение медицинской экспертизы для определения степени ограниченности. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации также сообщает о сокращении количества инвалидов на 200 тысяч человек за период 2015-2016 годов [7].
Одно из приоритетных направлений социальной политики государства — социальная защита инвалидов. Следует отметить, что в нашей стране данное направление активно развивается.
Библиографический список:
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 №1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011 — 2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/44926.html (дата обращения: 15.01.2016).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.01.2016).
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс].
Ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 15.01.2016)
- Морозов, А. И. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов/А.И.Морозов. – М.: 2008. — 179 с.
- Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок.- М.: 2008. — 179 с.
- Фирсов М.В., Е.Г.Студенова. Теория социальной работы. — М.: Академический Проект, 2009. — 512 с.
- В России сократилось число инвалидов / Российская газета — Столичный выпуск №6913 (45) [Электронный ресурс]. Ссылка: https://rg.ru/2016/03/02/v-rossii-sokratilos-chislo-invalidov.html (дата обращения: 24.01.2016)
- Информация о трудоустройстве инвалидов, зарегистрированных в Пенсионном Фонде Российской Федерации [онлайн]. Доступно по: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/# (дата обращения: 24.01.2016)
- Стратегия государства по социальной поддержке инвалидов [онлайн]. Доступно по: http://life-prog.ru/1_23893_sotsialnaya-politika-v-otnoshenii-invalidov.html (дата обращения: 24.01.2016)
Понятие «Социально-средовая реабилитация инвалидов»
Реабилитация этого вида представляет собой план действий, направленный на адаптивное восстановление личности в обществе. Этот вид реабилитации включает в себя следующие аспекты:
- Помощь людям в приспособлении к окружающему миру, развитие необходимых навыков для самообслуживания, обеспечивающих независимость в бытовых вопросах;
- Предоставление специальных технических средств для адаптации к различным ситуациям и приспособление окружающей среды к повседневным потребностям больных.
Важным фактором, оказывающим положительное влияние на способность инвалидов к самостоятельной жизни, является создание условий для нового образа жизни, быта и самообслуживания.
Для успешного решения этой проблемы крайне важно на этапе строительных работ учитывать и использовать специальные технологии, которые не станут препятствием для людей с ограниченными возможностями передвижения. Эффективность социальной и средовой реабилитации напрямую связана с созданием информационного моста между организациями инвалидов и строительными экспертами. Мы рекомендуем привлекать к решению этой проблемы городские власти с целью принятия соответствующих законодательных инициатив.
Мероприятия
Социально-средовая реабилитация включает в себя меры, направленные на обеспечение полной занятости, что увеличивает спрос на инвалидов на рынке труда. К таким мероприятиям относятся:
- внедрение льготной политики для предприятий, использующих рабочую силу инвалидов;
- помощь в объединении людей для защиты их интересов;
- создание отдельных списков вакансий для инвалидов;
- привлечение большего числа предприятий, заинтересованных в работе с такими сотрудниками;
- применение технологий адаптации рабочих мест.
Вы получали разъяснения от учреждений системы социальной защиты населения о реализации положений Конвенции о правах инвалидов?
Тема № 3 Социальные проблемы инвалидов
Обеспечение достойного качества жизни для инвалидов включает в себя удовлетворение их потребностей, которые охватывают различные социальные и личные аспекты жизни и, в значительной степени, совпадают с потребностями всех граждан.
Когда человек становится инвалидом, он сталкивается с реальными трудностями, как субъективного, так и объективного характера, в приспособлении к жизненным условиям. Инвалидам значительно затруднен доступ к образованию, трудоустройству, досугу, бытовым услугам, информации и коммуникационным каналам; общественный транспорт практически не приспособлен для использования лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалиды живут в более закрытом и оторванном от общества пространстве.
Недостаток общения и социальной активности становится причиной психологических, экономических и других проблем как для самих инвалидов, так и для их близких. Люди с инвалидностью сталкиваются социальными и экономическими препятствиями в отношениях и в поиске партнера для брака.
Большинство инвалидов испытывают тревогу, неуверенность в будущем, неуравновешенность. Многие из них считают себя изгоями, лишенными прав и несчастными. Одной из ключевых проблем для инвалидов является состояние их здоровья. Часто помимо основного заболевания у них есть и другие хронические недуги. У пожилых инвалидов нередко встречаются хронические заболевания, которые постепенно приводят к ухудшению их состояния и инвалидизации.
У граждан данной категории заболеваемость характеризуется множественной патологией, нетипичными проявлениями и высокой частотой осложнений. Сегодня инвалиды остро нуждаются в качественной и бесплатной медицинской помощи.
У них возникают реальные трудности с приобретением протезно-ортопедических изделий, кресел-колясок, тифлосредств, сурдосредств и других средств. Отсутствие специально приспособленных мест в больницах усугубляет положение инвалидов. Недостаток бесплатных медицинских препаратов остро ощущается инвалидами в различных видах медицинской помощи — амбулаторном лечении, стационарном, санаторно-курортном, диспансерном наблюдении.
Однако далеко не все лица с ограниченными возможностями получают необходимую помощь. Физическая зависимость инвалидов принимает острые формы из-за чувства одиночества. Одиночество и психологические проблемы характерны для большинства инвалидов, которые чувствуют себя ненужными и забытыми, что еще больше усложняет их жизнь. Материальное положение. Инвалиды гораздо более чувствительны к последствиям политических и экономических реформ, чем другие члены общества: большинство из них вынуждены изменить свой образ жизни, снизить уровень потребления, отказаться от своих социальных ожиданий и планов, вести пассивный образ жизни.
Следующие потребности считаются наиболее распространенными среди инвалидов:
- Помощь в восстановлении нарушенных навыков и способностей к различным видам деятельности (социальная реабилитация);
- Возможность свободного передвижения;
- Общение с окружающими людьми;
- Свободный доступ к объектам социально-бытовой, культурной и другим сферам;
- Возможность получения знаний и образования;
- Трудоустройство и профессиональная адаптация;
- Создание комфортных жизненных условий;
- Психологическая адаптация в обществе;
- Материальная поддержка. Неспособность удовлетворить свои потребности порождает у людей с ограниченными возможностями большое количество разнообразных проблем в различных областях.
На сегодняшний день можно выделить несколько наиболее острых проблем: 1) бытовые и социальные проблемы, 2) психологические трудности, 3) проблемы в получении образования и 4) трудоустройства.
Подходим к анализу проблем, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью в настоящее время. 1) Возникают социально-бытовые трудности у инвалидов, связанные с необходимостью приспособления к жизни в обществе. К социально-бытовым проблемам относятся следующие:
- Недостаток самообслуживания. Эта проблема заключается в неспособности одеваться, есть, поддерживать личную гигиену, передвигаться, садиться и вставать без посторонней помощи. Часто близкие родственники не могут оказать помощь, поэтому здесь необходима помощь социального работника. Часто люди с подобными проблемами находятся в стационарных учреждениях и центрах социальной реабилитации.
- Ограничение социальной роли, которая существовала перед инвалидностью, включает ограничение семейной роли, ограничение социальных контактов, ограничение или невозможность работы. В современном мире каждому человеку важно реализовать себя во всех сферах жизни. Инвалидность ставит перед человеком множество психологических проблем, так как связана с получением психологической травмы в результате увечья. Инвалидность всегда оказывает влияние на психику человека, их замыкание в себе, обиды на себя и окружающих, недовольство жизнью. Одной из основных психологических проблем является негативное самовосприятие. Изучение показало, что только 3,8% инвалидов считают свою жизнь хорошей. Для решения психологических проблем они нуждаются в процессе психологической реабилитации и адаптации, включающем использование различных арт-терапевтических методов: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия и другие. В настоящее время этот процесс затруднен из-за различных причин.
- У инвалидов низкая удовлетворённость жизнью, которая имеет тенденцию к росту;
- Их самооценка также негативно развивается;
- Инвалиды сталкиваются с серьезными проблемами во взаимоотношениях с окружающими;
- Эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью, неуверенностью в будущем и пессимизмом;
- Проблемы получения образования и трудоустройства порождают дополнительные трудности. Обучение и работа представляют собой средства социализации, социокультурной и экономической мобильности для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- Инвалиды имеют право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения и должны получить дополнительную поддержку в обучении;
- Разработана система дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- Проблемы получения образования влекут за собой проблемы трудоустройства. Важно обеспечить баланс прав и интересов всех граждан, включая инвалидов;
- Инвалиды, как и любые другие люди, нуждаются в общении, понимании и эмоциональной поддержке.
- Важно признавать его равным. Для человека с ограниченными возможностями самое тяжелое — это постоянное напоминание о его физических недостатках. Это только подчеркивает разницу между ним и здоровым человеком. Близкие должны стараться делать вид, что все в порядке, перестать склоняться к жалости к инвалиду и вести себя естественно.
- Не отгораживайте инвалида невидимой стеной от своей семьи и окружающего мира. Это только усиливает его чувство одиночества. Родственники должны стараться не замыкаться в себе, приглашать гостей в дом и принимать помощь от других людей.
- Не вините его в том, что случилось, даже если он сам виноват в своей инвалидности. Это только лишает его желания жить и лишает будущего. Кроме того, в такие моменты инвалид чувствует себя бесполезным и помехой для окружающих.
- Предоставьте возможность выбора. У больного человека гораздо меньше свободы, чем у здоровых. То же самое относится и к свободе выбора. Он следует определенному распорядку и со временем к нему привыкает. Люди, окружающие инвалида, должны давать ему право выбора, например, оттенок обоев, фасон рубашки или модель обуви.
- Освоите все тонкости реабилитации. Часто близкие люди не совсем понимают, какая реабилитация нужна человеку с тем или иным недугом, и начинают процесс, опираясь на собственные представления о болезни. Но вместо пользы такая реабилитация может только ухудшить состояние больного. Поэтому очень важно, чтобы все, кто ухаживает за инвалидом, разбирались во всех тонкостях реабилитации и посещали специальные лекции.
- Используйте возможности, которые у вас есть. Не упускайте шанс помочь человеку с ограниченными возможностями, так как это даст ему понять, что он также ценный член общества. Если он способен справиться с задачей самостоятельно, не отказывайте ему в этом, а поддержите его уверенность в собственных силах. Это не только поспособствует его развитию, но и даст ему уверенность в своих способностях.
- Не жалейте. Человек с ограниченными возможностями никогда не сможет жить полноценной жизнью, если его близкие не примут это спокойно и не будут поддерживать. Ваши слезы и печали только усугубляют его состояние. Чтобы приспособиться к своей болезни, инвалиду нужно мужество. И лучшая помощь от близких — не жалость, а искреннее вера в его силы. Так что скройте свою жалостливую мимику и постарайтесь поднять ему настроение. Жизнь инвалида — огромное испытание, как для него самого, так и для его близких. Только забота, поддержка и внимание могут вернуть ему желание жить, несмотря на все трудности.