Словообразовательный словарь русского языка представляет собой обширный ресурс, который помогает разобраться в процессах образования слов и их значениях. Он содержит информацию о корнях, приставках и суффиксах, а также о том, как они взаимодействуют друг с другом для создания новых слов.
Использование словаря способствует углублению понимания языка и расширению словарного запаса. Он полезен как для изучающих русский как иностранный, так и для носителей языка, стремящихся к улучшению своих навыков и точности в речи.
Словообразовательные словари
Лексикографические словари (деривационные словари) — это глоссарии, которые демонстрируют структуру слов, состоящую из морфем, словообразовательную основу слова и также набор слов (словообразовательное гнездо), содержащих данную морфему — корневую или аффиксальную. Слова в лексикографических словарях представлены с разделением на морфемы и с указанием ударения.
Морфема (от греческого morphe — форма) — это минимальная значимая часть слова.
Существует четыре основных типа морфемных словообразовательных словарей: словари-корнесловы (единицами таких словарей являются корневые морфемы, в алфавитном порядке приводятся слова без указания на словообразовательные отношения однокоренных слов); словари морфемной членимости слов (задача таких словарей — показать не только морфемный состав каждого слова, но и раскрыть его словообразовательную структуру); толковые словари аффиксальных морфем (такие словари раскрывают значение аффиксов и особенности их функционирования); частотные словообразовательные словари (морфемы расположены по их убывающей частотности).
* Калайдович И.Ф. Опыт правил для составления русского производного словаря. «Сочинения в прозе и стихах» // Труды Общества любителей российской словесности при имп. Московском университете. М., 1824. Кн.
15.
Ч. 5. С. 330-390.
* Федор Шимкевич. Сравнительный словарь русского языка с главными славянскими и двадцатью четырьмя иностранными языками. В 2 томах. Санкт-Петербург, 1842 год.
* Зинаида Потиха. Словарь словообразования для школьников. Москва, 1961; 2-е издание, Москва, 1964 год.
* Стивен Уортп, Эндрю Козак, Дональд Джонсон. Словарь словообразования русского языка. Нью-Йорк, 1970 год. (Слова в словаре расположены в алфавитном порядке, но по корням. Это означает, что слова с суффиксами, префиксами и корневыми изменениями объединены в одном словарном ряду. Словарь основан на "Орфографическом словаре русского языка" под редакцией С.И.
Ожегова и А.Б. Шапиро. 4-е издание, Москва, 1959 год.)
* Владимир Шкляров, Хайнц Кюнерт. Краткий словарь словообразования русского языка. Потсдам, 1973 год.
* Анатолий Тихонов. Словарь словообразования для школьников. Москва, 1978 год.
Издание З. Потиха "Строение русского слова: Учебный словарь для иностранных школ" было опубликовано в Москве в 1981 году.
Онлайн-библиотека Ирины Эланс является общедоступной библиотекой, предоставляющей доступ к академическим ресурсам. Студенты со всей России доверяют ресурсам, доступным в библиотеке Ирины Эланс.
Библиотека Ирины Эланс
Материалы могут быть использованы частично или полностью только при наличии активной ссылки на сайт:
Ирина Эланс открыла свою библиотеку в 2007 году.
Тихонов А. Н. представляет структуру словообразовательного словаря русского языка. В словаре содержится описание более 145000 слов, представленное только в печатном виде и состоящее из двух частей. Первая часть включает словообразовательные гнезда, объединяющие однокоренные слова, расположенные по алфавиту и нумерованные. Вторая часть содержит алфавитный список всех слов, размещенных в гнездах, с указанием буквы и номера гнезда, чтобы читатель мог быстро найти интересующее его слово.
Кроме этого, Алексей Николаевич Тихонов создал Словообразовательный словарь русского языка, который содержит дополнительные разделы: список слов, не производных, с указанием количества производных слов, список отдельных слов новых образований, возникших на основе некоторых отдельных слов. Этот словарь предназначен для профессионалов — филологов, преподавателей русского языка в России и за ее пределами, студентов гуманитарных университетов и техникумов. Он также может служить в качестве справочного пособия по трудным вопросам орфографии и представляет интерес для всех, кто интересуется русским словообразованием.
Тихонов А. Словарь словообразования русского языка. Вода в ложе и ть. Влиять.
Примеры от В.В. Лопатина и И.С. Улуханова из словаря словообразовательных аффиксов современного русского языка. Издательский центр "Азбуковник", 2016 год. 812 страниц.
ИСТОРИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЛОВАРЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
В данной статье проведен анализ гнездовых словообразовательных словарей русского языка с XVIII по ХХI век. Внимание к ним вызвано тем, что данные словари редко используются в современной практике, однако они представляют интерес с точки зрения лингвистики. Автор подчеркивает необходимость использования гнездовых словообразовательных словарей в филологической практике и их преимущества по сравнению с более привычными алфавитными словарями.
- Гелтергоф Ф. Российский целляриус, или этимологический российский лексикон, включая иностранные слова, принятые в русский язык, также сокращенную русскую этимологию, изданный М. Франциском Гелтергофом. М.: Печатан при Императорском Московском Университете, 1771. 656 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. С.-Петербург: Гостиный двор, № 17 и 18; Москва: Кузнецкий мост, д. Третьякова, 1863-1866. Т. I. LXXXVIII+699 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. С.-Петербург: Гостиный двор, № 17 и 18; Москва: Кузнецкий мост, д. Третьякова, 1863-1866. Т. IV. 683 с.
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2-х т. М.: Рус. яз., 2000. Т. 1. X+1209 с.
- З. А. Потиха. Школьный словарь словообразования русского языка. М.: Просвещение, 1964 год. Объем — 390 страниц.
- А. Преображенскiй. Этимологический словарь русского языка. М.: типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1916 год. Выпуск №14. Страницы: 320-416.
- Ф. И. Рейф. Русско-французский словарь, в котором русские слова упорядочены по происхождению, или Этимологический лексикон русского языка. В 2-х томах. СПб.: типография Н. Греча, 1835-1836 годы. Том 1. Страницы: XV+1-648.
- Ф. И. Рейф. Русско-французский словарь, в котором русские слова упорядочены по происхождению, или Этимологический лексикон русского языка. В 2-х томах. СПб.: типография Н. Греча, 1835-1836 годы. Том 2. Страницы: 649-1112.
- Словарь Российской Академии: в 6 томах. СПб.: Императорская Академия Наукъ, 1789-1794 годы. Том 1. XVIII век. Страницы: 1-1139, 1150 [=1140] столбцов. Объем — 48 страниц.
- Словарь Академии Российской: в 6 томах. Санкт-Петербург: Императорская Академия Наук, 1789-1794 гг. Том 6. [5] С. 1064, [4] стлб. [62] с.
- Словарь современного русского литературного языка: в 17 томах. Москва — Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1948-1965 гг. Том 1. XLII+767 с.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 томах. Москва: Русский язык, 1985 г. Том 2. 280 с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 томах. Санкт-Петербург: АЗБУКА; издательский центр «Терра», 1996 г. Том IV. 864 с.
- Шимкевич Ф. С. Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главными славянскими языками и с двадцатью четырьмя иностранными языками, составленный Фёдором Шимкевичем. Санкт-Петербург: типография Академии Наук, 1842 г. Часть 1-2. XXVI+327 с.
- Ширшов И. А. Толковый словарь русского языка: около 37 000 слов, объединенных в 2000 словообразовательных гнезд: исчерпывающее описание русской лексики и словообразования. М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство "Астрель": ООО "Издательство "Русские словари": ЗАО НПП "Ермак", 2004. 1022 с.
- Эккерт Р. Русская словообразовательная книга. Нимейер, 1966. 140 с.
Информация об авторах
Ирина Александровна Горбушина
Обучается в Московском педагогическом государственном университете
История публикации
- Дата публикации: 19 мая 2014 года.
Ключевые слова
- лексические словари
- словари словообразования
- словообразовательная семья
- этимологическая семья слов
- порядок слов в словаре
- словари со структурой записей без переносов
- словари словообразования
- семантическая группа слов
- этимологическая семантическая группа
- порядок следования слов
Copyright
Полезные словообразовательные словари для младших школьников
Специальные словари помогут разобраться в том, какие слова являются производными, а какие производящими. Они покажут, от каких родственных слов и с помощью каких средств образуется производное слово. Именно поэтому их и называют словообразовательными.
Рассмотрим несколько словообразовательных словарей для младших школьников. Например: Е.Г. Мережко предлагает «Словарик близкородственных слов», а А.П. Сдобнова и И.В. Курочкина создали словарь под названием «Учусь правильно образовывать слова».
Они помогут понять, какие слова являются производными, а какие производящими.
Если слово является производным, то словарь подскажет, какое родственное слово и какие средства словообразования были использованы для его образования. Поэтому этот словарь называется словообразовательным.
Давайте изучим словообразовательный словарик А.П. Сдобновой, И.В. Курочкиной "Учусь правильно образовывать слова". Он состоит из трех частей. В первой части содержатся близкородственные слова, образованные с помощью приставок, то есть приставочным способом.
Во второй части словарика содержатся близкородственные слова, образованные с помощью суффиксов, то есть суффиксальным способом.
В третьей части содержатся словообразовательные гнёзда.
Особое внимание следует уделить вопросам, заданиям и пояснениям, которые находятся рядом со словарными статьями в первых двух частях, а в третьей части – после словообразовательного гнезда.
Заключительная часть словаря представляет собой список всех слов, включенных в словарь (они упорядочены в алфавитном порядке). В этом списке указано, в каком словообразовательном гнезде, под каким исходным ведущим словом и на какой странице можно найти нужное слово.
После вводной статьи в словаре размещен русский алфавит.
Кроме того, словарь содержит приложение "Подумай и ответь!". Уже сам заголовок указывает, что нужно выполнить какие-то задания, решить задачу. Действительно, это задачи на образование слов, рассказывающие и показывающие, как построены словообразовательные статьи в словаре, как образуются словообразовательные гнёзда. Выполнять задания следует под руководством учителя или взрослых.
В словаре используются специальные значки для обозначения корней слов, приставок, суффиксов и окончаний.
Этот словарь поможет ученикам понять значения слов, находить их синонимы, правильно писать и произносить (с ударением в каждом слове), использовать в речи и анализировать по составу.
Кроме этого, в словаре есть учебные материалы и приложения с заданиями, которые помогут усвоить и закрепить информацию из словарных статей.
Задания в приложениях не предполагают простое выполнение по образцу, а требуют понимать словообразовательные связи между словами, умение самостоятельно анализировать и определять значение слова через значение его производного (Сдобнова 2005).
Задание 6. У слова может быть несколько значений. Например, у слова "земля" есть такие значения: 1) планета; 2) почва; 3) местность, территория, страна.
Но ни одна из этих планет
Эта планета не ждёт нас так, как никакая другая,
Земля — дорогая нам, любимая планета.
Под слоем снега мы видим обнажённую, тёплую и мокрую землю.
Это — мой родной край, моя отечественная земля. В жизни нет чувства более глубокого и священного, чем любовь к тебе
3. Местность, территория, страна
- Определите, к какому значению относится каждое из производных слов.
земной 1 землянка
земельный, безземельный 3 земляника
земляной 2 приземлиться
Задание 8. Рассмотрим синонимы — слова одной части речи, которые называют одно и то же явление или близкие, сходные явления по-разному. У слова "бесстрашный" есть синонимы, образованные одинаковым (префиксно-суффиксальным) способом:
Бес страш н ый, без боязн енн ый, бес трепет н ый
- Подберите к предложенным синонимам соответствующие антонимы (слова одной части речи, обладающие противоположным значением), образованные путем добавления суффикса – лив -:
- Приведите примеры использования этих слов. Есть ли у них другие синонимы? (Сдобнова 2005).
Этот набор словообразовательных заданий поможет детям осознавать значения слов, находить родственные слова, правильно их писать, произносить (во всех словах указано ударение), использовать в разговоре, а также анализировать их состав.
В книге «Словарик синонимов и антонимов» автора Е.Г. Мережко раскрывается как слова связаны связами из слов, не касаясь непосредственно значения слов. Это помогает детям понять процесс формирования слова и его значение. При этом значение вторичного слова описывается по отношению к первичному.
В этом словарике вы найдете пары близкородственных слов, которые расположены по словообразовательным гнёздам. Такое расположение обусловлено тем, что определение мотивационных отношений между словами внутри словообразовательного гнезда помогает учащимся понять его структуру и смысл. Каждое словообразовательное гнездо содержит вершину — основное слово, за которым следуют производные слова по алфавитному порядку. При этом приставочные производные слова выстраиваются лесенкой относительно бесприставочных образований. После производного слова идет пара близкородственных слов (от первичного к вторичному), а затем дается описание значения производного слова через первичное (если это возможно).
Например, зимний – это прилагательное к слову зима.
Зимушка зима – [ зим-ушк(а) ]. Ласк. к зима .
Предзимний зима – [ пред-зим-н(ий) ]. Перед зимой .
Основную часть доступного материала в словаре составляют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Мы выбрали эту модель, потому что она не имеет исключений, то есть связь между производным и производящим словом не имеет отклонений. Таким образом, такой языковой материал удобен для выявления смысловых связей в словообразовательных парах на уроках русского языка в начальных классах.
В словаре родственных слов мы можем найти суффиксальные и префиксально-суффиксальные образования для существительных и прилагательных. Глагольные образования рассматриваются реже. Это происходит потому, что в современном русском языке суффиксальные образования для существительных и прилагательных имеют большее количество словообразовательных моделей. В названиях (существительных, прилагательных) можно найти связи, отражающие процессы и явления в реальном мире. Глагольные образования, в свою очередь, чаще всего используют приставочный способ для дифференциации способов и видов действия (Мережко 1998).
Этот словарь предназначен для обучения младших школьников анализу словообразования на уроках русского языка. Он поможет выявить связи между словами в парах их словообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Каждый раз, когда начинается новый учебный год, студентам приходится приложить значительные усилия как физически, так и морально. Иногда мы так увлекаемся поиском знаний, что забываем о том, что их можно усвоить только при определенных условиях.
Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"
Мой опыт отслеживания успеваемости учеников начальной школы в условиях безотметочной системы обучения представлен в данной статье.
Статья по теме "Использование ЭОР в начальной школе для повышения эффективности обучения школьников"
Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе способствует повышению эффективности обучения школьников. С течением времени меняются подходы к образованию детей, ведь мы живем в XXI веке, который известен как век высоких технологий.
Статья на тему: «Исследовательская деятельность в начальной школе»
В настоящее время готовятся условия для усовершенствования образовательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в общество.
Статья на тему:"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В современных условиях природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает всемирное значение. Состояние здоровья детей стабильно ухудшается, и мы должны задать себе вопрос: "Что делать?".
Статья на тему "Учебный диалог в начальной школе как одна из интерактивных форм обучения в начальной школе"
Информация из моего практического опыта.
Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе" статья (3 класс)
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов создало новые возможности для использования различных методик и технологий. Одной из наиболее важных педагогических технологий стала проектная деятельность.
Словообразовательные словари
Лексикографические издания, такие как словообразовательные словари, активно развиваются и играют важную роль в изучении внутренней структуры языка, а В решении различных методических задач, связанных с изучением словообразования, грамматики и орфографии.
Существуют различные типы словообразовательных словарей: словари-корнесловы, которые используют корневые морфемы или группы однокоренных слов (например, Словарь Даля, построенный по принципу гнездового словообразования) и словари морфемной членимости, представляющие слова разделенные на морфемы, а также гнездовые словообразовательные словари.
Один из самых важных словообразовательных словарей — это двухтомный "Словообразовательный словарь" А.Н. Тихонова. Этот словарь представляет собой фундаментальное издание по словообразованию и содержит более 145 тысяч слов. В нем исследована структура производных слов и показано, какие слова и средства использовались для их образования.
Основной единицей этого словаря является словообразовательное гнездо — "совокупность слов, имеющих в современном русском языке живые смысловые связи". Этот словарь содержит 12 621 гнездо. Обращение к этому словарю помогает выявить словообразовательный потенциал практически каждого слова в современном русском языке.
Помимо основной части словаря, в нем содержится алфавитная часть, где представлены производные слова, распределенные по гнездам и с указанием номера гнезда. Также прилагается список слов, не входящих в гнезда (их количество в словаре составляет 5497). Этот список позволяет оценить, какие слова в настоящее время не обладают словообразовательным потенциалом.
По схожим принципам построен "Школьный словообразовательный словарь русского языка" Н.А. Тихонова. Слова в нем также распределены по гнездам, которые представляют собой группы однокоренных слов. Слова в гнездах расположены в строгом порядке, определяемом степенью словообразования, исходные слова приведены в алфавитном порядке.
Книга "Русское слово в составе словообразовательного гнезда" от В.Ф. Мейерова и В.Т. Шклярова представляет собой один из первых опытов создания гнездового словаря, который разработан с учетом учебных целей. В этом словаре содержится 280 словообразовательных гнезд, каждое из которых имеет существительную вершину. В гнезде подробно описываются различные словообразовательные связи однокоренных слов, и каждое слово членится на морфемы.
В случае необходимости, в книге приводятся толкования значений членов словообразовательного гнезда, а также краткие этимологические справки, которые помогают понять причину отсутствия того или иного слова в составе гнезда.
Книга "Словарь морфем русского языка" от А.Н. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой предлагает другой подход к описанию словообразовательных отношений – от морфем к словам, которые образованы с их помощью. В этом словаре содержатся корни, префиксы и суффиксы современного русского языка, и отражается их сочетаемость.
Словарь Т.Ф. Ефремовой "Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка" — это справочник аффиксальных единиц русского языка, содержащий 1892 морфемы, которые используются для образования слов и формирования лексем четырех частей речи: существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Он содержит информацию о значении этих единиц, их классификацию и систематизацию на основе семантических связей.
Справочник Г.П. Цыганенко под названием "Словарь служебных морфем русского языка" представляет собой детальное описание и сравнение. В данном издании содержится информация об истоке, значениях, словообразовательных особенностях и использовании служебных морфем основных частей речи русского и украинского языков. В книге выделяются общие и специфические особенности служебных морфем, подчеркивается особое внимание к случаям, когда смысл слов с данными морфемами усложняется явлениями полисемии, омонимии, синонимии, антонимии и паронимии.
Учебные словари по словообразованию призваны предоставить информацию о структуре наиболее используемых слов и на этой основе сформировать представление у учеников о основных закономерностях русского словообразования. Это касается таких учебных словарей, как «Как сделаны слова в русском языке» и «Школьный словообразовательный словарь» З.А. Потихи. Они показывают, как разделены по составу производные слова, используемые в литературном языке.
Научные статьи на тему «Словообразовательный словарь»
Словари антонимов, омонимов, синонимов, паронимов, словообразовательные, этимологические и прочие. Словарь М.С. Поэтому важно помочь им обратиться за помощью к "Школьному словообразовательному словарю". Обучение использованию словаря структуры слов или словообразовательного словаря также имеет свои особенности. Кроме того, ученик не всегда ориентируется в группах родственных слов и не может объединить их в одно словообразовательное
Источник Справочник
Категория Русский язык
Статья от экспертов
Теоретические основы «Словаря словообразовательных метафор»
В данной статье представлены основные принципы разработки «Словаря словообразовательных метафор». Этот словарь отражает особенности лексики русского языка — слова, производные от других слов и имеющие метафорическую основу.
Ссылка на источник: Журнал "Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики"
Научный журнал
Сообщение о словообразовательном словаре тихонова
Лексика словообразования — это справочник, который отражает структуру словообразования и определяет связь между словами. Словарь словообразования может представлять слова в алфавитном порядке или объединять их по общей морфеме: корневой или аффиксальной. Статья в словообразовательном словаре имеет свое структурирование, которое определяется структурой и целями словаря.
Школьный словообразовательный словарь русского языка А. Н. Тихонова адресован учащимся и описывает производные отношения наиболее употребительных русских слов. Принцип представления материала в словаре — гнездовой, и словарная статья представляет собой словообразовательное гнездо с исходным заголовочным словом.
Количество слов в словарной статье зависит от количества производных слов. Статья может содержать всего лишь два слова – производящее и производное, а может включать множество слов с одним корнем: от числительного два образовано 265 слов, от существительного рука -153.
Наиболее известным словарем является двухтомный Словообразовательный словарь русского языка от А. Н. Тихонова, который описывает морфемное строение и словообразовательную структуру множества русских слов.
Презентация на тему: " «Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её." — Транскрипт:
3 Тихонов А.Н. Школьный словарь словообразования русского языка: учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1991.
4 Александр Николаевич Тихонов — советский и российский лингвист, специализирующийся в области русской дериватологии. Его вклад в разработку принципов составления гнездовых словообразовательных словарей и теоретических проблем словообразовательного гнезда значителен.
5 Словарь призван облегчить анализ и разбор слов по составу, помочь изучать русский язык, а также повысить грамотность и культуру речи.
6 Как можно найти в словаре нужное слово?
7 Способ расположения толкуемых слов в словообразовании: дом-ик дом-ок дом-ишк-о дом-ин-а дом-ищ-е дом-овин-а дом-ов Ι ник домов-ниц-а домовнич-а-т ( черед. к-ч) по- домовничать дом-ов-ой дом-ов-ый Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, дом
8 Построение словарной статьи в словообразовательном словаре: 1. Гнезда слов. череп-ок череп череп-н-ой череп-ов-ой
9 2. Исходные слова Исходное слово – имя существительное. голос-ок голос-ишк-о голос-ищ-е голос голос-ин-а голос-ист-ый без-голос-ый от-голос-ок под-голос-ок голос-ова-ть голос-и-ть Исходное слово – местоимение кто-либо кто-нибудь кто-то кто кое-кто не-кто ни-кто
10 Оригинальное слово – прилагательное. бел-еньк-ий бел-ёс-ый бел-оват-ый бел-ов-ой бел-о бел(ый) бел-изн-а бел-ок до-бел-а на-бел-о бел-е-ть бел-и-ть бел-о-голов-ый бел-о-снеж-н-ый (от снег; черед. г-ж)
11 Оригинальное слово – междометие и звукоподражание ах-ну-ть ах, междом. ах-а-ть за-ахать по-ахать раз-ахать-ся
12 Дополнительные данные о словах: все слова имеют ударение; во всех производных словах выделены чередующие звуки; отдельные категории слов помечены, указывая на их часть речи; для обозначения мягкости используется знак мягкости; все исходные неизменяемые существительные имеют помету нескл. и указание на род; скрытый в написании звук йот передается при помощи знака j, а не буквой й.
Пожалуйста, опишите его. Опишите его функции, структуру. Это действительно очень важно.
Начинается с разделов "Применение словаря. Что можно извлечь из этого справочника", "Структура словарной статьи". Затем идут: принятые сокращения, алфавит; использованная литература. И, конечно, основной контент, представленный в виде так называемых гнезд.
То есть предоставляется слово (в основном существительное, глагол или прилагательное) и отображаются все словоформы, происходящие от него. Этот словарь может помочь в выполнении школьных заданий по соответствующей теме.
Учебное пособие "Словарь русского языка" предназначено для обучающихся и издано во 2-й раз, дополненное издание. Издательство: Москва, "Просвещение", 1991 год.
Александр Николаевич Тихонов, родившийся в 1931 году и умерший в 2003 году, был известным советским и российским учёным-лингвистом, специализировавшимся в области русской дериватологии и лексикографии. Его вклад в разработку принципов составления гнездовых словообразовательных словарей и теоретические проблемы словообразовательного гнезда были значительными.
Цель использования данного словаря:
- упростить анализ словообразования и разбор слов по составу;
- способствовать усвоению богатств русского языка;
- повысить уровень грамотности и культуры речи.
Способы нахождения нужного слова в словаре
Метод расположения слов по суффиксам и приставкам:
дом -ов Ι ник домов -ниц-а
( черед . к-ч) по- домовничать
Учебник по словообразованию
русского языка. М.: Просвещение, 1991 .
Создание словообразовательной статьи в словаре:
Примеры словообразовательных словарей
- Справочник морфем русского языка: поможет понять морфологическую структуру слова и определить значение каждой отдельной части. Например, вы узнаете, что приставка "при-" означает "близость" или "приближение", как в слове "приходить".
- Словарь суффиксов: фокусируется на суффиксах, то есть окончаниях, присоединяемых к словам для изменения их значения и грамматической формы. Например, вы узнаете, что суффикс "-ик" в слове "водолаз" обозначает "профессию" или "специалиста".
- Словарь префиксов: сосредоточен на приставках, которые добавляются в начало слова, чтобы изменить его значение или грамматическую роль. Например, вы узнаете, что приставка "не-" в слове "неправильный" выражает отрицание.
Лексикографические ресурсы также способны вмещать в себя образцы словообразования и данные о частоте употребления слов. Воспользуйтесь ими для расширения своего словарного запаса и улучшения своего владения русским языком.
Как выбрать подходящий словообразовательный словарь?
В данной публикации мы обсудили основные факторы, которые следует учитывать при выборе словообразовательного словаря. Придерживаясь этих критериев, вы сможете подобрать подходящий словарь, который поможет вам глубже понять процесс словообразования и расширит ваш словарный запас.
Важно помнить, что такой словарь должен быть удобным, информативным и содержать понятные объяснения. Он должен включать множество слов и предоставлять разнообразные варианты их производных форм. Важно обратить внимание на примеры использования слова в контексте.
Основные критерии выбора словообразовательного словаря:
При учёте этих условий, вы сможете отобрать соответствующий словарь словообразования, который станет наиболее полезным и информативным ресурсом для изучения и понимания процесса формирования слов. Помните, что подобный словарь будет полезен не только учащимся и преподавателям, но и всем, кто интересуется русским языком и его развитием.