Символизм в русской литературе, возникший в конце XIX — начале XX века, стал важным движением, стремившимся преодолеть реалистическую традицию и выразить чувства через архетипические образы и символы. Поэты-символисты, такие как Андрей Белый и Александр Блок, использовали сложные метафоры и аллюзии, чтобы отразить индивидуальные переживания и внутренние состояния человека, а также исследовать философские и метафизические вопросы.
Эти авторы стремились создать новый язык, который мог бы передать недосягаемое и трансцендентное. Символизм открыл новые горизонты для восприятия искусства, широко использовал музыкальность и ритмичность, подчеркивая связь между различными искусствами. Таким образом, символисты заложили основу для будущих течений в русской литературе и продолжили исследовать глубину человеческой души через богатство символов.
Таинственный язык символов: что такое символизм в русской литературе?
В данной статье мы рассмотрим символизм в русской литературе: его определение, исторический контекст, представителей, особенности, символические образы и влияние на развитие литературы.
Тайны символов: что означает символизм в русской литературе? последнее обновление: 21 сентября, 2023 автор: Научные Статьи.Ру
Нужна помощь в написании работы?
В данном занятии мы собираемся изучить символизм – одно из наиболее увлекательных и влиятельных литературных направлений. Символизм появился в конце XIX – начале XX века и отличается особым способом выражения мыслей и чувств. В символизме особое внимание уделяется символам и образам, которые несут глубокий смысл и позволяют авторам передавать свои идеи и эмоции. Давайте разберемся, что такое символизм и какие его особенности и влияние на русскую литературу.
Требуется помощь с написанием работы?
Мы — платформа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы в срок без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Сообщение на тему символизм в русской литературе
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОЕ СЛОВО |
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА |
Символи́зм – это художественное направление в литературе и искусстве, которое характеризуется использованием символов для передачи скрытых смыслов и идей. Основной задачей символистов было создание произведений, которые могли бы вызывать у зрителя или читателя глубокие эмоции и размышления.
Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и других видах искусства. Произведения символизма отличаются формированием более глубокого и вдумчивого взгляда на обыденные слова и предметы, а также использованием приемов недосказанности и загадочности.
Термин "символизм" происходит от греческого слова symbolon, означающего "знак, символ". Французский поэт Жан Мореас впервые использовал этот термин в своем манифесте "Le Symbolisme", где сформулировал основные принципы этого направления и определил значение ключевых понятий символизма — образа и идеи: "Все явления нашей жизни имеют значение для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указывающие на их тайное сродство".
Исследователи связывают формирование символизма с созданием в 1848 году "Братства прерафаэлитов" в Англии, основанного поэтом Данте Габриэлем Россетти и художником Джоном Милле.
В конце XIX — начале XX века символизм достиг наивысшей точки развития во Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, Америке и России. Произведения символистов предлагали более глубокий и вдумчивый взгляд на привычные слова и предметы. Каждое слово в их текстах хранило множество образов, которые читатель должен был самостоятельно увидеть и разгадать.
Основными чертами символизма являются идея о двух мирах (реальном и потустороннем) и воплощение тайных смыслов при помощи разнообразных символов.
В начале XX века в России символизм стал особенно популярным. Дмитрий Мережковский считается основателем русского символизма. Он одним из первых высказал идею о художественности литературы и о красоте как основном принципе искусства. Его взгляды разделяли Валерий Брюсов, Александр Блок и Вячеслав Иванов. По словам Андрея Белого, вокруг Мережковского в начале столетия "образовался целый экспорт новых течений, из которых все черпали", на его вечерах "воистину творилась культура".
В 1910-х годах символизм уступил место новым литературным течениям, таким как акмеизм, футуризм и другие, и перестал существовать как самостоятельное направление.
Символизм в русской литературе
Символизм, как явление, возник в конце XIX века во Франции, однако наибольшее распространение получил в начале XX века. Его представителями за рубежом были Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамон.
Замечание 1
В начале XX века символизм возник в русской литературе. Его представителями в России являлись Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и другие.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Символисты признавали, что целью искусства является интуитивное постижение всемирной единства через символы. В России символисты разделились на две "фракции": старшие (З. Гиппиус, Д. Мережковский) – использовали символы религиозно-философского значения. Они считали, что человек должен отойти от земной суеты и уйти в мир фантазий, иллюзий. Младшие символисты (А.
Белый, А. Блок, Ф. Сологуб) ориентировали свое творчество на "особых" читателей, которые становились соавторами произведений в процессе их прочтения. Каждый читатель должен был по-своему понять и прочувствовать символистическое произведение. После прочтения стихов читатель должен был разбудить в себе собственные мысли и восприятие данного произведения.
- Развитие символизма в России привело к появлению двух дополнительных направлений, которые определили развитие этого явления в стране.
- В символизме активно использовались не только литературные средства выразительности, но и элементы просторечия. Это включало как высокий, так и "низкий" словарный запас.
- Одной из черт символизма было наличие неопределенного смысла, оставляющего пространство для толкования читателя. Как уже упоминалось, в этом случае читатель выступал как "соавтор" произведения.
- Помимо этого, символизм использовал весьма конкретные и понятные символы, которые воспринимались одинаково всеми.
"Символизм в русской литературе"
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Помощь с рефератом от нейросети
Все указанные особенности сделали русский символизм уникальным среди символизма других стран и способствовали развитию литературы в целом.
Каждый толковал явление символизма по-своему. Наиболее признанной считается точка зрения известного политического деятеля Льва Троцкого, который утверждал, что символизм в России был попыткой уйти от жестокой и холодной реальности в мир фантазий и иллюзий.
Использование символов, конечно, имело свои цели и задачи. Возможно, символизм в России того времени был попыткой сбежать от реальности. Тем не менее, неоспорим тот факт, что символизм внес огромный вклад в дальнейшее развитие русской литературы.
Задачи и цели символизма в русской литературе
Как было упомянуто ранее, символизм в русской литературе имел свои цели и задачи. Среди них:
- Отражение реальной картины мира или политической ситуации в стране с помощью символов. Например, в поэме А. Блока "Двенадцать" через символы вьюги и метели показан хаос послереволюционной обстановки в стране, а через символ бродячего пса – старый, не нужный мир, уже отживший своё. Помимо этих символов, в поэме есть и другие, не менее значимые и выполняющие информативную функцию.
- Передача чувств и мыслей через символы, скрытые намёки и сравнения, что делает лирический и иногда прозаический текст более полным и ярким.
- Использование символов позволяет передать эмоциональное содержание произведения. В этом случае символ становится своеобразным переходом из чувственной сферы в материальную.
- Через символы можно описать характер лирического персонажа или объекта, который является ключевым элементом в символистическом произведении. Символ в данном контексте становится неотъемлемой частью сюжета лирического произведения.
Таким образом, символизм играет важную роль в русской литературе, поскольку является одним из основных явлений и направлений в литературе. Он стремится передать реалистичное представление о мире, окружающей среде и эмоциональное описание происходящего. Таким образом, символизм имеет большое значение. Какие изменения он внес в русскую литературу и какое влияние оказал на ее развитие?
- Вопервых, символизм привнес в мир бесчисленное количество новых средств самовыражения и придал значимость уже существующим: метафоре, метонимии, синекдохе, олицетворению, перифразе, аллегории, инверсии — все эти и многие другие средства стали широко распространенными и получили свое устойчивое использование.
- Вовторых, через призму символизма стала видна и понятна современная Россия предыдущего века. Многие символистические авторы выразили свое отношение к революции в своих произведениях. Таким образом, символизм приобрел историческую ценность.
- Втретьих, символизм имеет духовно-религиозное значение, поскольку творчество символистов часто находилось в области религиозного и философского поиска. Все это придавало символизму в России особое, поднимающееся духовное значение.
- В-пятых, символизм стал отправной точкой для Серебряного века русской литературы — века поэзии. Именно символизм дал начало футуризму, который впоследствии сменял его.
Таким образом, символизм сыграл огромную роль в русской литературе. Он включал в себя два направления, каждое из которых было характеризовано определенным набором свойств и задач, определяющих важность данного направления в русской литературе. Символизм остается одним из наиболее значимых направлений в лирике двадцатого века. Именно он положил начало развитию лирики в русской литературе. Таким образом, символизм сыграл огромную роль в русской литературе и внес вклад в развитие мировой литературы в целом.
Русский символизм как литературное течение
Кучеренко, М. В. Роль русского символизма в развитии литературного процесса / М. В. Кучеренко. — Источник : оригинал // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46062/ (дата обращения: 04.03.2024).
В конце XIX — начале XX века в русской литературе наступил "Серебряный век", который стал временем ее бурного процветания. Как и для всей русской культуры того времени, в это время в литературе проявились глубокие противоречия. В этот период появилось множество течений, среди которых первым и самым значительным стал символизм.
Символизм возник в начале 20-го столетия как течение в русском и европейском искусстве, ориентированное на выражение абстрактных идей через символы, выходящие за рамки чувственного восприятия. Художников-символистов привлекала тема духовной свободы, они стремились раскрывать скрытые реальности и постигать идеальную красоту мира и его вечную сущность [1, c. 26].
Возникновение русского символизма в литературе произошло под влиянием западной поэзии, включая французскую (Верлена, Рембо, Малларме), а также английскую и немецкую, где символизм проявил себя десятилетием раньше. В произведениях русских символистов также прослеживаются отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Тем не менее, стоит отметить, что представители русской символистской школы настойчиво отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы и стремились найти свои корни в русской поэзии, в творчестве Фета, Тютчева и Фофанова [4, с. 43].
Философия и творчество Владимира Соловьева оказали значительное воздействие на русских символистов. Его учение, основанное на идеях Платона, предполагало существование двух миров: земного и высшего, вечного. Концепция "двоемирия" поэта-философа была глубоко воспринята символистами, которые видели поэта как мага, способного погружаться в потусторонний мир, обладающего прозорливостью и стремящегося выразить полученные знания в своем искусстве [2, c. 38].
Символисты разработали собственную философию искусства, основанную на эклектической смеси различных дуалистических и субъективно-идеалистических концепций, не являющихся едиными.
- Художественное направление символизма
- Символизм как философия жизни и миропонимание
Следует отметить, что оба этих направления часто переплетались и сочетались друг с другом в поэзии многих выдающихся символистов. Особенно сложным было переплетение этих линий у Вячеслава Иванова и Андрея Белого, при явном преобладании второго направления [2, с. 39].
Исходя из мировоззренческих особенностей и времени формирования, в русском символизме выделяют два основных этапа:
- Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют "старшими символистами". К ним относятся В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.
- В начале 1900-х годов в символизм вступили новые силы, которые радикально изменили направление движения. Эту новую волну символизма назвали "младосимволизмом". В числе представителей "младшего символизма" были поэты А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие. Различия между "старыми" и "молодыми" символистами проявлялись не только в возрасте, но и в различиях мировоззрения и направленности творчества. Философия и эстетика символизма формировались под влиянием различных учений, от взглядов античного философа Платона до современных символистических философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона [3, c. 15].
Характерной чертой русского символизма было наличие обширной периферийной зоны, поскольку многие известные поэты, не считая себя приверженцами символистской программы, тем не менее, были связаны с символистской школой. Среди таких поэтов были Максимилиан Волошин и Михаил Кузмин, которые несмотря на свою независимость, все же подвергались влиянию символистов. Этот конфликт привел к теоретическому разделению символистов на два лагеря – «эстетов» и «философов» («теургов»), разделив символизм на две основные идеологические группы.
В 1910 году между мастерами символизма начался спор, который привел к формулировке новых теоретических положений и в конечном итоге к распаду данного течения. Появились две основные идеологические причины, которые привели к раздвоению символизма и его последующему упадку.
- Необходимость обязательного создания иллюзии, "раскрытия тайны", стремление к пониманию бесконечного, в результате чего подлинность поэзии была утрачена, а стих стал своего рода мистическим шаблоном.
- Чрезмерное внимание к "музыкальной основе" стиха привело к созданию лишенной логического смысла поэзии, где слово потеряло свою глубину и стало похожим на звенящую жестяную игрушку [4, с. 44].
Дискуссия, произошедшая среди символистов в 1910 году, была воспринята не только как кризис, но и как распад символистской школы, в которой произошло перераспределение сил и ее раскол. В 1910-х годах молодое поколение покинуло символистов, создав объединение акмеистов, которые противопоставили себя символистской школе.
Несмотря на противоречивые мнения критиков, важно отметить, что символизм оказал значительное влияние на русскую поэтическую культуру, внес в нее множество новшеств. Благодаря символистской школе, русская поэзия получила возможность открывать в слове новые оттенки и смыслы, поэтическое слово приобрело большую подвижность и многозначность, а также ритмические возможности русского стиха стали более разнообразными. Особенно успешными были поиски символистов в области поэтической фонетики: К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый стали мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации.
Таким образом, символизм в своем направлении породил множество великолепных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и обретут своих поклонников среди будущих поколений.
- Источник 1
- Источник 2
- Источник 3
- Источник 4
Основные понятия (автоматические): символистская школа, символизм, символист, русская поэзия, поэт, русская литература.
Основные черты символизма
Русские символисты переосмыслили значение личности не только в своем творчестве, но и в реальной жизни, в общем-то.
Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Все русские символисты стремились к такому пониманию человеческой индивидуальности. Однако они выражали это по-разному — в своих статьях, манифестах, в своей поэтической практике.
Д.Мережковский погружался в бездну «темного и бессознательного» психики человека через свою поэзию.
В.Брюсов вглядывался в свою собственную суть
К. Бальмонт стремился отразить в своих стихах желание перемен, чувственные колебания, выразить свое, чувственное понимание мира, личность в его проявлениях становилась поистине выше и разнообразней понимания добра и зла
Федор Сологуб афишировал гармонию и равенство человеческих настроений, говорил о нравственной нейтральности художника.
У всех этих поэтов в большей или меньшей степени как в жизни, так и в творчестве присутствовало чувство художественной игры, мистификации, смены масок и образов (можно привести примером мистификацию Вячеслава Иванова и Зинаиды Гиппиус под псевдонимами Черубина де Габриак).
Такой подход к личности художника в общем смысле требовал развития индивидуальности, ее уникальности, «единичности».
Об этом писал Константин Бальмонт в предисловии к сборнику «Горные вершины» (1904 год).
«Горные вершины уникальны Вершины сознания и творчества следуют тому же великому принципу личности, изоляции, уединения, отделения от общего».
Символисты в своем мировоззрении отвергали превозношение обычного человека, типичное для реализма, и не признавали социально-исторического, конкретно-временного.
Бальмонт высокоодушевлял личность
в «беззаветности» всех ее желаний и в «безвременности». Человек существует вне истории, для поэта «нет ни вчера, ни завтра».
То же самое утверждает и В. Брюсов:
«…если бы тот же художник появился через два века, он бы сказал то же самое, хотя и в другой внешности».
Эллис описал этот подход как "художественный индивидуализм". Это вид на личность, который присущ как старшим поэтам данного направления, так и молодым символистам.
Отсюда их отрицание общеизвестного, доступного в искусстве, и стремление к необычному, изысканному, «художественному».
Однако подобный подход к личности, которая в зелом сталкивалась с реальной жизнью, не мог не вызывать трагического мировоззрения, особого творческого пессимизма.
А.Волынский увидел трагедию
«в самом основании существования – в индивидуализме», и считал, что «трагическое восприятии мира – единственно верное, единственно возможное, так как отношение между индивидуальным началом личности и безымянным началом божества разрешается трагически».
Тем не менее, возвеличение личности было связано с гуманистическим представлением о человеке, хотя и трагическим.
- «аристократический индивидуализм»
- трагический гуманизм
- идея преображения «свободной личности».
По словам Мережковского, истинная личность — это мистик, творец, способный непосредственно воспринимать символическую сущность жизни и мира.
Мережковский был заинтересован двумя концепциями на стыке эпох:
- «идеей нового человека»
- «идеей жизнетворчества» — создания альтернативной реальности.
Обе эти концепции неразрывно связывают символистов с духовными исканиями и философскими системами конца XIX – начала XX века.
Тема несоразмерности Вечной Вселенной и мгновенности бытия человека, характерная для представителей творческой интеллигенции Серебряного века, присутствует у многих символистских поэтов, включая А.Блока.
Летят миры, летят года. Пустота/ Вселенная смотрит на нас черными глазами.// И, зацепившись за острый, скользящий край,/ И всегда слушая жужжание звона, — / Неужели мы теряем разум в смене ярких/ выдуманных причин, пространств, времен..// Когда же конец? Сила упадет/ слушать этот назойливый звук без передышки/ Ужасно все! Дико! — Дай мне руку,/ Товарищ, друг!
Снова забудемся./.
Характерные черты символистского направления
- индивидуализм
- идеализм
- осознание трагичности мира, кризиса русской реальности
- романтические поиски смыслов
- содержательное и структурное единство поэзии
- преобладание общего над частным
- тематическая цикличность творчества каждого автора
- поэтические и философские образы мифологии (например, образы Софии и Вечной Женственности у В. Соловьева)
- доминирующие образы (например, образ метели и вьюги у А.Блока)
- игровой характер творчества и жизни
Таким образом, символизм видит реальность в бесконечном многообразии символов по содержанию и форме.
Наша презентация по теме
Понимание символа
У русских поэтов, представителей этого направления, оно имеет значительные различия.
- Философский символизм видит в символе соединение чувственного и духовного (Д.Мережковский, Вл.Соловьев).
- Мистический символизм склоняется к преобладанию духовного, к достижению царства духа, неистового стремления к иным мирам, отрицая чувственность как нечто ущербное, то, от чего должно освободиться (таков, поэтический мир А.Белого).
Бесценный вклад символистов в развитие русской литературы и культуры заключается в создании новых поэтических форм, веяний, идей, тем и нового осмысления жизни в целом.
Акмеизм в литературе
Это литературное движение возникло в ответ на символизм. В поэзии Серебряного века оно придало определённость, краткость и уравновешенность, затмив таинственность и мистику, присущие символизму.
- Анна Ахматова;
- Валентин Нарбут;
- Николай Гумилёв;
- Осип Мандельштам;
- Сергей Городецкий;
- Михаил Зенкевич.
Дата обновления 23/06/2020.
В большинстве государств символизм так и не овладел мыслями нового поколения. Некоторых выдающихся писателей, таких как Райнер Мария Рильке или Морис Метерлинк, иногда относят к этому течению, но это скорее ошибочное утверждение. В западной литературе символизм не смог стать значительным объединяющим движением. Вместо этого в России всё было совершенно по-другому.
В конце 1800-х годов русские поэты начали искать новый язык и продолжили традицию своих «проклятых» французских коллег. Этих писателей считают старшими символистами, которые открыли новое направление для русских читателей. К этому поколению относятся Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб и другие. Старшие поэты-символисты искали тайны в своей душе. В их творчестве человек приравнивался к целой вселенной и почти к богу, способному создать свой мир мечтой или словом.
Замечательная книга под названием "Мистичное чувство" от Фёдора Сологуба не только погружает читателя в мистический мир, где каждый предмет становится символом ужасной загадки. Она также позволяет нам заглянуть в разум человека, который стремительно погружается в мир паранойи и безумия. И, кроме всего прочего, появляется загадочная загадка!
Символизм в литературе
В России возникло значительное самостоятельное движение благодаря волне символизма. Каким образом оно отличается от европейского и стало самостоятельным, мы узнаем.
Этот материал является частью интерактивных уроков, разработанных образовательной платформой Level One при участии ведущих российских экспертов.
На levelvan.ru/plus доступно еще 500 уроков по 15 различным направлениям, включая историю, архитектуру, здоровье и кулинарию.
Автор материала — кандидат филологических наук и руководитель образовательного проекта «Открытая кафедра» в Новосибирске.
Время чтения: 5 минут
Давайте обсудим символизм в России. Начнем с выдающихся символистов.
❗️ Основное различие русского символизма от французского заключается в его идеологическом масштабе. В России к поэтам присоединились философы, мистики, искусствоведы, а сами поэты также имели философские амбиции.
Во Франции термин "символизм" был использован для объединения новых поэтов, не подходивших под традицию. В России символисты надеялись на осознанное, программное преобразование искусства.
На них сильное влияние оказало не только чтение Верлена и Малларме, но и произведения новых, неоклассических философов — в первую очередь, Ницше. Важную роль для них сыграла философия Владимира Соловьева (который отказался принимать первых символистов категорически) и различные мистические учения.
Чем все эти идеи объединены?
Русский символизм не ограничивался только западной литературой и активно искал своих предшественников в русской традиции. Его ближайшие предтечи — это русские поэты второй половины XIX века: Фет, Полонский, Фофанов, Случевский. Некоторые символисты (Фёдор Сологуб, Андрей Белый) можно рассматривать как наследников Гоголя и Достоевского.
Русские символисты были разделены на "старший" и "младший" символизм — это скорее две группы, чем два поколения, и в 1900-е годы оба течения оставались актуальными. Они сильно отличаются — это хорошо видно на схеме, которую предложил А. Ханзен-Леве в книге "Русский символизм" (стр. 13).
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
Схема, которую предложил А. Ханзен-Леве в книге "Русский символизм"
Приглашаем вас прочитать Телеграм-канал Level One и получить уникальные преимущества:
Здесь вы найдете вдохновляющие публикации, свежие релизы и эксклюзивные подарки, доступные только подписчикам канала. Присоединяйтесь к нашему сообществу прямо сейчас!
История русского символизма (и вообще Серебряного века) представляет собой историю издательских проектов. Давайте узнаем, какие журналы издавались в те времена.
Всё началось с выхода в 1894 году сборника под названием "Русские символисты". В то время русских символистов как группы ещё не существовало: сборник придумал, составил и написал под разными псевдонимами большую часть стихотворений двадцатилетний Валерий Брюсов.
Первые реакции были резко негативными и язвительными, но риск оправдал себя. За два года вышло три таких сборника, и к полувымышленному движению стали присоединяться реальные молодые авторы.
Основной площадкой для манифестов, программ, споров о новом искусстве и публикации новаторских произведений стали литературные журналы.
В конце 19 века в Петербурге молодые представители декадентского движения захватили управление журналом "Северный вестник", а главным органом символизма в литературе и других искусствах стал журнал "Мир искусства" (1898-1904).
Однако истинный прорыв символизм обязан благодеятелям — Сергею Полякову и Николаю Рябушинскому. В 1899 году Поляков основал издательство "Скорпион", которое просуществовало до 1916 года, объединив москвичей и петербуржцев. "Скорпион" выпускал книги символистов и переводы западных авторов, близких им по духу.
В 1904 году "Скорпион" начал выпускать журнал "Весы", который руководил Брюсов. При поддержке Рябушинского появился журнал "Золотое руно", который в 1907 году стал причиной раздора между старшими и младшими символистами и перешел под влияние нового поколения.
Модернистская литература никогда не добилась коммерческого успеха, её существование зависело от личного вдохновения спонсоров. Тем не менее, почти всё новаторское и оригинальное литературное произведение в России в конечном итоге проникло через декадентские журналы.
Читать Закрыть
Иллюстрации, изображающие обложки журнала "Мир искусства" за период с 1898 по 1904 год
Изучим особенности поэзии старших символистов, и какие темы она затрагивает и раскрывает.
У старшего поколения нет однозначного лидера-гения. Брюсов был лидером литературного процесса, но в истории литературы старшие символисты остались скорее как ряд равноправных авторов, из которых читатели выбирают близких себе.
Что у них общего?
В предисловии к «Русским символистам» Брюсов писал:
«Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».
Это настроение, как правило, — уже знакомая нам меланхолия, тоска или смятение героя, который остро чувствует невозможность самореализации.
У Брюсова, однако, можно заметить, что влияние действительно меланхоличных Малларме или Метерлинка входит в противоречие с его собственным бурным характером. Все воспоминания о Брюсове как о человеке — властном, контролирующем, упорном "труженике" — указывают на то, что декадентские оттенки у него будут звучать по-другому, нежели у его коллег.
Как переводчик, Брюсов склонен приукрашивать оригинал, разъяснять, делать более однозначным. Например, вот стихотворение о муках нереализованности, в тематике близкое к Малларме:
Мучительный дар
И лечу, крылатый вздох, Между землей и небесами. Е.Баратынский
Мучительный дар мне подарили боги, Поставив меня на таинственной грани. И вот я блуждаю в безумной тревоге, И вот я томлюсь от больных ожиданий.
Я воспринимаю звуки неземного мира, звуки шагов Эвменид и пророческие слова ламий. Однако мои мольбы оставляются без ответа, потому что невидимые стены стоят между мной и этим миром.
Земля для меня чужда, небеса недостижимы, и мои мечты остаются навсегда невозможными. Мои надежды на небеса выглядят как преступление, и мои вдохновения кажутся ничтожными перед небом! Блуждающий и страдающий герой Брюсова все равно упорно повторяет "я", "мои", "мне". Он, конечно, ближе к романтическому герою, хотя и находится в символистском сюжете.
Только в начале второй строфы появляются типично символистские странности: неземной мир, мифические существа — и многоточие, которое разбавляет ритм всего текста.
Читатели сразу замечают "эгоцентричность" старших символистов. Одиночество, изоляция, фиксация на потоке собственных ощущений создают ощущение замкнутого внутреннего пространства.
❤️ Однако в символистском произведении всегда будет ясно, что речь идет не о горе конкретной удивительной личности, а о всеобщем человеческом состоянии: не "я одинокий исключительный среди обычных людей", а скорее "я, как и каждый человек, обречен на одиночество и потерянность".
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
Валерий Брюсов (1873 — 1924)