Символизм в русской литературе: глубина смыслов и их влияние на культуру

Символизм в русской литературе: глубина смыслов и их влияние на культуру

Символизм в русской литературе, возникший в конце XIX — начале XX века, стал важным движением, стремившимся преодолеть реалистическую традицию и выразить чувства через архетипические образы и символы. Поэты-символисты, такие как Андрей Белый и Александр Блок, использовали сложные метафоры и аллюзии, чтобы отразить индивидуальные переживания и внутренние состояния человека, а также исследовать философские и метафизические вопросы.

Эти авторы стремились создать новый язык, который мог бы передать недосягаемое и трансцендентное. Символизм открыл новые горизонты для восприятия искусства, широко использовал музыкальность и ритмичность, подчеркивая связь между различными искусствами. Таким образом, символисты заложили основу для будущих течений в русской литературе и продолжили исследовать глубину человеческой души через богатство символов.

Таинственный язык символов: что такое символизм в русской литературе?

В данной статье мы рассмотрим символизм в русской литературе: его определение, исторический контекст, представителей, особенности, символические образы и влияние на развитие литературы.

Тайны символов: что означает символизм в русской литературе? последнее обновление: 21 сентября, 2023 автор: Научные Статьи.Ру

Нужна помощь в написании работы?

В данном занятии мы собираемся изучить символизм – одно из наиболее увлекательных и влиятельных литературных направлений. Символизм появился в конце XIX – начале XX века и отличается особым способом выражения мыслей и чувств. В символизме особое внимание уделяется символам и образам, которые несут глубокий смысл и позволяют авторам передавать свои идеи и эмоции. Давайте разберемся, что такое символизм и какие его особенности и влияние на русскую литературу.

Требуется помощь с написанием работы?

Мы — платформа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы в срок без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сообщение на тему символизм в русской литературе

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОЕ СЛОВО
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Символизм в русской литературе: глубина смыслов и их влияние на культуру

Символи́зм – это художественное направление в литературе и искусстве, которое характеризуется использованием символов для передачи скрытых смыслов и идей. Основной задачей символистов было создание произведений, которые могли бы вызывать у зрителя или читателя глубокие эмоции и размышления.

Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и других видах искусства. Произведения символизма отличаются формированием более глубокого и вдумчивого взгляда на обыденные слова и предметы, а также использованием приемов недосказанности и загадочности.

Термин "символизм" происходит от греческого слова symbolon, означающего "знак, символ". Французский поэт Жан Мореас впервые использовал этот термин в своем манифесте "Le Symbolisme", где сформулировал основные принципы этого направления и определил значение ключевых понятий символизма — образа и идеи: "Все явления нашей жизни имеют значение для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указывающие на их тайное сродство".

Исследователи связывают формирование символизма с созданием в 1848 году "Братства прерафаэлитов" в Англии, основанного поэтом Данте Габриэлем Россетти и художником Джоном Милле.

В конце XIX — начале XX века символизм достиг наивысшей точки развития во Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, Америке и России. Произведения символистов предлагали более глубокий и вдумчивый взгляд на привычные слова и предметы. Каждое слово в их текстах хранило множество образов, которые читатель должен был самостоятельно увидеть и разгадать.

Основными чертами символизма являются идея о двух мирах (реальном и потустороннем) и воплощение тайных смыслов при помощи разнообразных символов.

В начале XX века в России символизм стал особенно популярным. Дмитрий Мережковский считается основателем русского символизма. Он одним из первых высказал идею о художественности литературы и о красоте как основном принципе искусства. Его взгляды разделяли Валерий Брюсов, Александр Блок и Вячеслав Иванов. По словам Андрея Белого, вокруг Мережковского в начале столетия "образовался целый экспорт новых течений, из которых все черпали", на его вечерах "воистину творилась культура".

В 1910-х годах символизм уступил место новым литературным течениям, таким как акмеизм, футуризм и другие, и перестал существовать как самостоятельное направление.

Символизм в русской литературе


Символизм, как явление, возник в конце XIX века во Франции, однако наибольшее распространение получил в начале XX века. Его представителями за рубежом были Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамон.

Замечание 1

В начале XX века символизм возник в русской литературе. Его представителями в России являлись Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и другие.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Символисты признавали, что целью искусства является интуитивное постижение всемирной единства через символы. В России символисты разделились на две "фракции": старшие (З. Гиппиус, Д. Мережковский) – использовали символы религиозно-философского значения. Они считали, что человек должен отойти от земной суеты и уйти в мир фантазий, иллюзий. Младшие символисты (А.

Белый, А. Блок, Ф. Сологуб) ориентировали свое творчество на "особых" читателей, которые становились соавторами произведений в процессе их прочтения. Каждый читатель должен был по-своему понять и прочувствовать символистическое произведение. После прочтения стихов читатель должен был разбудить в себе собственные мысли и восприятие данного произведения.

  1. Развитие символизма в России привело к появлению двух дополнительных направлений, которые определили развитие этого явления в стране.
  2. В символизме активно использовались не только литературные средства выразительности, но и элементы просторечия. Это включало как высокий, так и "низкий" словарный запас.
  3. Одной из черт символизма было наличие неопределенного смысла, оставляющего пространство для толкования читателя. Как уже упоминалось, в этом случае читатель выступал как "соавтор" произведения.
  4. Помимо этого, символизм использовал весьма конкретные и понятные символы, которые воспринимались одинаково всеми.

"Символизм в русской литературе"

Помощь эксперта по теме работы

Решение задач от ИИ за 2 минуты

Помощь с рефератом от нейросети

Все указанные особенности сделали русский символизм уникальным среди символизма других стран и способствовали развитию литературы в целом.

Каждый толковал явление символизма по-своему. Наиболее признанной считается точка зрения известного политического деятеля Льва Троцкого, который утверждал, что символизм в России был попыткой уйти от жестокой и холодной реальности в мир фантазий и иллюзий.

Использование символов, конечно, имело свои цели и задачи. Возможно, символизм в России того времени был попыткой сбежать от реальности. Тем не менее, неоспорим тот факт, что символизм внес огромный вклад в дальнейшее развитие русской литературы.

Задачи и цели символизма в русской литературе

Как было упомянуто ранее, символизм в русской литературе имел свои цели и задачи. Среди них:

  1. Отражение реальной картины мира или политической ситуации в стране с помощью символов. Например, в поэме А. Блока "Двенадцать" через символы вьюги и метели показан хаос послереволюционной обстановки в стране, а через символ бродячего пса – старый, не нужный мир, уже отживший своё. Помимо этих символов, в поэме есть и другие, не менее значимые и выполняющие информативную функцию.
  2. Передача чувств и мыслей через символы, скрытые намёки и сравнения, что делает лирический и иногда прозаический текст более полным и ярким.
  3. Использование символов позволяет передать эмоциональное содержание произведения. В этом случае символ становится своеобразным переходом из чувственной сферы в материальную.
  4. Через символы можно описать характер лирического персонажа или объекта, который является ключевым элементом в символистическом произведении. Символ в данном контексте становится неотъемлемой частью сюжета лирического произведения.

Таким образом, символизм играет важную роль в русской литературе, поскольку является одним из основных явлений и направлений в литературе. Он стремится передать реалистичное представление о мире, окружающей среде и эмоциональное описание происходящего. Таким образом, символизм имеет большое значение. Какие изменения он внес в русскую литературу и какое влияние оказал на ее развитие?

  • Вопервых, символизм привнес в мир бесчисленное количество новых средств самовыражения и придал значимость уже существующим: метафоре, метонимии, синекдохе, олицетворению, перифразе, аллегории, инверсии — все эти и многие другие средства стали широко распространенными и получили свое устойчивое использование.
  • Вовторых, через призму символизма стала видна и понятна современная Россия предыдущего века. Многие символистические авторы выразили свое отношение к революции в своих произведениях. Таким образом, символизм приобрел историческую ценность.
  • Втретьих, символизм имеет духовно-религиозное значение, поскольку творчество символистов часто находилось в области религиозного и философского поиска. Все это придавало символизму в России особое, поднимающееся духовное значение.
  • В-пятых, символизм стал отправной точкой для Серебряного века русской литературы — века поэзии. Именно символизм дал начало футуризму, который впоследствии сменял его.

Таким образом, символизм сыграл огромную роль в русской литературе. Он включал в себя два направления, каждое из которых было характеризовано определенным набором свойств и задач, определяющих важность данного направления в русской литературе. Символизм остается одним из наиболее значимых направлений в лирике двадцатого века. Именно он положил начало развитию лирики в русской литературе. Таким образом, символизм сыграл огромную роль в русской литературе и внес вклад в развитие мировой литературы в целом.

Русский символизм как литературное течение

Кучеренко, М. В. Роль русского символизма в развитии литературного процесса / М. В. Кучеренко. — Источник : оригинал // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46062/ (дата обращения: 04.03.2024).

В конце XIX — начале XX века в русской литературе наступил "Серебряный век", который стал временем ее бурного процветания. Как и для всей русской культуры того времени, в это время в литературе проявились глубокие противоречия. В этот период появилось множество течений, среди которых первым и самым значительным стал символизм.

Символизм возник в начале 20-го столетия как течение в русском и европейском искусстве, ориентированное на выражение абстрактных идей через символы, выходящие за рамки чувственного восприятия. Художников-символистов привлекала тема духовной свободы, они стремились раскрывать скрытые реальности и постигать идеальную красоту мира и его вечную сущность [1, c. 26].

Возникновение русского символизма в литературе произошло под влиянием западной поэзии, включая французскую (Верлена, Рембо, Малларме), а также английскую и немецкую, где символизм проявил себя десятилетием раньше. В произведениях русских символистов также прослеживаются отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Тем не менее, стоит отметить, что представители русской символистской школы настойчиво отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы и стремились найти свои корни в русской поэзии, в творчестве Фета, Тютчева и Фофанова [4, с. 43].

Философия и творчество Владимира Соловьева оказали значительное воздействие на русских символистов. Его учение, основанное на идеях Платона, предполагало существование двух миров: земного и высшего, вечного. Концепция "двоемирия" поэта-философа была глубоко воспринята символистами, которые видели поэта как мага, способного погружаться в потусторонний мир, обладающего прозорливостью и стремящегося выразить полученные знания в своем искусстве [2, c. 38].

Символисты разработали собственную философию искусства, основанную на эклектической смеси различных дуалистических и субъективно-идеалистических концепций, не являющихся едиными.

  1. Художественное направление символизма
  2. Символизм как философия жизни и миропонимание

Следует отметить, что оба этих направления часто переплетались и сочетались друг с другом в поэзии многих выдающихся символистов. Особенно сложным было переплетение этих линий у Вячеслава Иванова и Андрея Белого, при явном преобладании второго направления [2, с. 39].

Исходя из мировоззренческих особенностей и времени формирования, в русском символизме выделяют два основных этапа:

  1. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют "старшими символистами". К ним относятся В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.
  2. В начале 1900-х годов в символизм вступили новые силы, которые радикально изменили направление движения. Эту новую волну символизма назвали "младосимволизмом". В числе представителей "младшего символизма" были поэты А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие. Различия между "старыми" и "молодыми" символистами проявлялись не только в возрасте, но и в различиях мировоззрения и направленности творчества. Философия и эстетика символизма формировались под влиянием различных учений, от взглядов античного философа Платона до современных символистических философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона [3, c. 15].

Характерной чертой русского символизма было наличие обширной периферийной зоны, поскольку многие известные поэты, не считая себя приверженцами символистской программы, тем не менее, были связаны с символистской школой. Среди таких поэтов были Максимилиан Волошин и Михаил Кузмин, которые несмотря на свою независимость, все же подвергались влиянию символистов. Этот конфликт привел к теоретическому разделению символистов на два лагеря – «эстетов» и «философов» («теургов»), разделив символизм на две основные идеологические группы.

В 1910 году между мастерами символизма начался спор, который привел к формулировке новых теоретических положений и в конечном итоге к распаду данного течения. Появились две основные идеологические причины, которые привели к раздвоению символизма и его последующему упадку.

  1. Необходимость обязательного создания иллюзии, "раскрытия тайны", стремление к пониманию бесконечного, в результате чего подлинность поэзии была утрачена, а стих стал своего рода мистическим шаблоном.
  2. Чрезмерное внимание к "музыкальной основе" стиха привело к созданию лишенной логического смысла поэзии, где слово потеряло свою глубину и стало похожим на звенящую жестяную игрушку [4, с. 44].

Дискуссия, произошедшая среди символистов в 1910 году, была воспринята не только как кризис, но и как распад символистской школы, в которой произошло перераспределение сил и ее раскол. В 1910-х годах молодое поколение покинуло символистов, создав объединение акмеистов, которые противопоставили себя символистской школе.

Несмотря на противоречивые мнения критиков, важно отметить, что символизм оказал значительное влияние на русскую поэтическую культуру, внес в нее множество новшеств. Благодаря символистской школе, русская поэзия получила возможность открывать в слове новые оттенки и смыслы, поэтическое слово приобрело большую подвижность и многозначность, а также ритмические возможности русского стиха стали более разнообразными. Особенно успешными были поиски символистов в области поэтической фонетики: К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый стали мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации.

Таким образом, символизм в своем направлении породил множество великолепных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и обретут своих поклонников среди будущих поколений.

  1. Источник 1
  2. Источник 2
  3. Источник 3
  4. Источник 4

Основные понятия (автоматические): символистская школа, символизм, символист, русская поэзия, поэт, русская литература.

Основные черты символизма

Русские символисты переосмыслили значение личности не только в своем творчестве, но и в реальной жизни, в общем-то.

Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Все русские символисты стремились к такому пониманию человеческой индивидуальности. Однако они выражали это по-разному — в своих статьях, манифестах, в своей поэтической практике.

Д.Мережковский погружался в бездну «темного и бессознательного» психики человека через свою поэзию.

В.Брюсов вглядывался в свою собственную суть

К. Бальмонт стремился отразить в своих стихах желание перемен, чувственные колебания, выразить свое, чувственное понимание мира, личность в его проявлениях становилась поистине выше и разнообразней понимания добра и зла

Федор Сологуб афишировал гармонию и равенство человеческих настроений, говорил о нравственной нейтральности художника.

У всех этих поэтов в большей или меньшей степени как в жизни, так и в творчестве присутствовало чувство художественной игры, мистификации, смены масок и образов (можно привести примером мистификацию Вячеслава Иванова и Зинаиды Гиппиус под псевдонимами Черубина де Габриак).

Такой подход к личности художника в общем смысле требовал развития индивидуальности, ее уникальности, «единичности».

Об этом писал Константин Бальмонт в предисловии к сборнику «Горные вершины» (1904 год).

«Горные вершины уникальны Вершины сознания и творчества следуют тому же великому принципу личности, изоляции, уединения, отделения от общего».

Символисты в своем мировоззрении отвергали превозношение обычного человека, типичное для реализма, и не признавали социально-исторического, конкретно-временного.

Бальмонт высокоодушевлял личность

в «беззаветности» всех ее желаний и в «безвременности». Человек существует вне истории, для поэта «нет ни вчера, ни завтра».

То же самое утверждает и В. Брюсов:

«…если бы тот же художник появился через два века, он бы сказал то же самое, хотя и в другой внешности».

Эллис описал этот подход как "художественный индивидуализм". Это вид на личность, который присущ как старшим поэтам данного направления, так и молодым символистам.

Отсюда их отрицание общеизвестного, доступного в искусстве, и стремление к необычному, изысканному, «художественному».

Однако подобный подход к личности, которая в зелом сталкивалась с реальной жизнью, не мог не вызывать трагического мировоззрения, особого творческого пессимизма.

А.Волынский увидел трагедию

«в самом основании существования – в индивидуализме», и считал, что «трагическое восприятии мира – единственно верное, единственно возможное, так как отношение между индивидуальным началом личности и безымянным началом божества разрешается трагически».

Тем не менее, возвеличение личности было связано с гуманистическим представлением о человеке, хотя и трагическим.

  • «аристократический индивидуализм»
  • трагический гуманизм
  • идея преображения «свободной личности».

По словам Мережковского, истинная личность — это мистик, творец, способный непосредственно воспринимать символическую сущность жизни и мира.

Мережковский был заинтересован двумя концепциями на стыке эпох:

  • «идеей нового человека»
  • «идеей жизнетворчества» — создания альтернативной реальности.

Обе эти концепции неразрывно связывают символистов с духовными исканиями и философскими системами конца XIX – начала XX века.

Тема несоразмерности Вечной Вселенной и мгновенности бытия человека, характерная для представителей творческой интеллигенции Серебряного века, присутствует у многих символистских поэтов, включая А.Блока.

Летят миры, летят года. Пустота/ Вселенная смотрит на нас черными глазами.// И, зацепившись за острый, скользящий край,/ И всегда слушая жужжание звона, — / Неужели мы теряем разум в смене ярких/ выдуманных причин, пространств, времен..// Когда же конец? Сила упадет/ слушать этот назойливый звук без передышки/ Ужасно все! Дико! — Дай мне руку,/ Товарищ, друг!

Снова забудемся./.

Характерные черты символистского направления

  • индивидуализм
  • идеализм
  • осознание трагичности мира, кризиса русской реальности
  • романтические поиски смыслов
  • содержательное и структурное единство поэзии
  • преобладание общего над частным
  • тематическая цикличность творчества каждого автора
  • поэтические и философские образы мифологии (например, образы Софии и Вечной Женственности у В. Соловьева)
  • доминирующие образы (например, образ метели и вьюги у А.Блока)
  • игровой характер творчества и жизни

Таким образом, символизм видит реальность в бесконечном многообразии символов по содержанию и форме.

Наша презентация по теме

Понимание символа

У русских поэтов, представителей этого направления, оно имеет значительные различия.

  • Философский символизм видит в символе соединение чувственного и духовного (Д.Мережковский, Вл.Соловьев).
  • Мистический символизм склоняется к преобладанию духовного, к достижению царства духа, неистового стремления к иным мирам, отрицая чувственность как нечто ущербное, то, от чего должно освободиться (таков, поэтический мир А.Белого).

Бесценный вклад символистов в развитие русской литературы и культуры заключается в создании новых поэтических форм, веяний, идей, тем и нового осмысления жизни в целом.

Акмеизм в литературе

Это литературное движение возникло в ответ на символизм. В поэзии Серебряного века оно придало определённость, краткость и уравновешенность, затмив таинственность и мистику, присущие символизму.

  • Анна Ахматова;
  • Валентин Нарбут;
  • Николай Гумилёв;
  • Осип Мандельштам;
  • Сергей Городецкий;
  • Михаил Зенкевич.

Дата обновления 23/06/2020.

В большинстве государств символизм так и не овладел мыслями нового поколения. Некоторых выдающихся писателей, таких как Райнер Мария Рильке или Морис Метерлинк, иногда относят к этому течению, но это скорее ошибочное утверждение. В западной литературе символизм не смог стать значительным объединяющим движением. Вместо этого в России всё было совершенно по-другому.

В конце 1800-х годов русские поэты начали искать новый язык и продолжили традицию своих «проклятых» французских коллег. Этих писателей считают старшими символистами, которые открыли новое направление для русских читателей. К этому поколению относятся Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб и другие. Старшие поэты-символисты искали тайны в своей душе. В их творчестве человек приравнивался к целой вселенной и почти к богу, способному создать свой мир мечтой или словом.

Замечательная книга под названием "Мистичное чувство" от Фёдора Сологуба не только погружает читателя в мистический мир, где каждый предмет становится символом ужасной загадки. Она также позволяет нам заглянуть в разум человека, который стремительно погружается в мир паранойи и безумия. И, кроме всего прочего, появляется загадочная загадка!

Символизм в литературе

В России возникло значительное самостоятельное движение благодаря волне символизма. Каким образом оно отличается от европейского и стало самостоятельным, мы узнаем.

Этот материал является частью интерактивных уроков, разработанных образовательной платформой Level One при участии ведущих российских экспертов.

На levelvan.ru/plus доступно еще 500 уроков по 15 различным направлениям, включая историю, архитектуру, здоровье и кулинарию.

Автор материала — кандидат филологических наук и руководитель образовательного проекта «Открытая кафедра» в Новосибирске.

Время чтения: 5 минут

Давайте обсудим символизм в России. Начнем с выдающихся символистов.

❗️ Основное различие русского символизма от французского заключается в его идеологическом масштабе. В России к поэтам присоединились философы, мистики, искусствоведы, а сами поэты также имели философские амбиции.

Во Франции термин "символизм" был использован для объединения новых поэтов, не подходивших под традицию. В России символисты надеялись на осознанное, программное преобразование искусства.

На них сильное влияние оказало не только чтение Верлена и Малларме, но и произведения новых, неоклассических философов — в первую очередь, Ницше. Важную роль для них сыграла философия Владимира Соловьева (который отказался принимать первых символистов категорически) и различные мистические учения.

Чем все эти идеи объединены?

Русский символизм не ограничивался только западной литературой и активно искал своих предшественников в русской традиции. Его ближайшие предтечи — это русские поэты второй половины XIX века: Фет, Полонский, Фофанов, Случевский. Некоторые символисты (Фёдор Сологуб, Андрей Белый) можно рассматривать как наследников Гоголя и Достоевского.

Русские символисты были разделены на "старший" и "младший" символизм — это скорее две группы, чем два поколения, и в 1900-е годы оба течения оставались актуальными. Они сильно отличаются — это хорошо видно на схеме, которую предложил А. Ханзен-Леве в книге "Русский символизм" (стр. 13).

Читать Закрыть —>

текст • 5 мин —>

Схема, которую предложил А. Ханзен-Леве в книге "Русский символизм"

Приглашаем вас прочитать Телеграм-канал Level One и получить уникальные преимущества:

Здесь вы найдете вдохновляющие публикации, свежие релизы и эксклюзивные подарки, доступные только подписчикам канала. Присоединяйтесь к нашему сообществу прямо сейчас!

История русского символизма (и вообще Серебряного века) представляет собой историю издательских проектов. Давайте узнаем, какие журналы издавались в те времена.

Всё началось с выхода в 1894 году сборника под названием "Русские символисты". В то время русских символистов как группы ещё не существовало: сборник придумал, составил и написал под разными псевдонимами большую часть стихотворений двадцатилетний Валерий Брюсов.

Первые реакции были резко негативными и язвительными, но риск оправдал себя. За два года вышло три таких сборника, и к полувымышленному движению стали присоединяться реальные молодые авторы.

Основной площадкой для манифестов, программ, споров о новом искусстве и публикации новаторских произведений стали литературные журналы.

В конце 19 века в Петербурге молодые представители декадентского движения захватили управление журналом "Северный вестник", а главным органом символизма в литературе и других искусствах стал журнал "Мир искусства" (1898-1904).

Однако истинный прорыв символизм обязан благодеятелям — Сергею Полякову и Николаю Рябушинскому. В 1899 году Поляков основал издательство "Скорпион", которое просуществовало до 1916 года, объединив москвичей и петербуржцев. "Скорпион" выпускал книги символистов и переводы западных авторов, близких им по духу.

В 1904 году "Скорпион" начал выпускать журнал "Весы", который руководил Брюсов. При поддержке Рябушинского появился журнал "Золотое руно", который в 1907 году стал причиной раздора между старшими и младшими символистами и перешел под влияние нового поколения.

Модернистская литература никогда не добилась коммерческого успеха, её существование зависело от личного вдохновения спонсоров. Тем не менее, почти всё новаторское и оригинальное литературное произведение в России в конечном итоге проникло через декадентские журналы.

Читать Закрыть





Иллюстрации, изображающие обложки журнала "Мир искусства" за период с 1898 по 1904 год




Изучим особенности поэзии старших символистов, и какие темы она затрагивает и раскрывает.

У старшего поколения нет однозначного лидера-гения. Брюсов был лидером литературного процесса, но в истории литературы старшие символисты остались скорее как ряд равноправных авторов, из которых читатели выбирают близких себе.

Что у них общего?

В предисловии к «Русским символистам» Брюсов писал:

«Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».

Это настроение, как правило, — уже знакомая нам меланхолия, тоска или смятение героя, который остро чувствует невозможность самореализации.

У Брюсова, однако, можно заметить, что влияние действительно меланхоличных Малларме или Метерлинка входит в противоречие с его собственным бурным характером. Все воспоминания о Брюсове как о человеке — властном, контролирующем, упорном "труженике" — указывают на то, что декадентские оттенки у него будут звучать по-другому, нежели у его коллег.

Как переводчик, Брюсов склонен приукрашивать оригинал, разъяснять, делать более однозначным. Например, вот стихотворение о муках нереализованности, в тематике близкое к Малларме:

Мучительный дар

И лечу, крылатый вздох, Между землей и небесами. Е.Баратынский

Мучительный дар мне подарили боги, Поставив меня на таинственной грани. И вот я блуждаю в безумной тревоге, И вот я томлюсь от больных ожиданий.

Я воспринимаю звуки неземного мира, звуки шагов Эвменид и пророческие слова ламий. Однако мои мольбы оставляются без ответа, потому что невидимые стены стоят между мной и этим миром.

Земля для меня чужда, небеса недостижимы, и мои мечты остаются навсегда невозможными. Мои надежды на небеса выглядят как преступление, и мои вдохновения кажутся ничтожными перед небом! Блуждающий и страдающий герой Брюсова все равно упорно повторяет "я", "мои", "мне". Он, конечно, ближе к романтическому герою, хотя и находится в символистском сюжете.

Только в начале второй строфы появляются типично символистские странности: неземной мир, мифические существа — и многоточие, которое разбавляет ритм всего текста.

Читатели сразу замечают "эгоцентричность" старших символистов. Одиночество, изоляция, фиксация на потоке собственных ощущений создают ощущение замкнутого внутреннего пространства.

❤️ Однако в символистском произведении всегда будет ясно, что речь идет не о горе конкретной удивительной личности, а о всеобщем человеческом состоянии: не "я одинокий исключительный среди обычных людей", а скорее "я, как и каждый человек, обречен на одиночество и потерянность".

Читать Закрыть —>

текст • 5 мин —>

Валерий Брюсов (1873 — 1924)

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий