Памятник «Медный всадник» символизирует силу и величие России, а также ее культурное и историческое наследие. Конная статуя Петра I олицетворяет реформы и амбиции царя, который стремился вывести страну на международную арènes и модернизировать ее.
Кроме того, памятник является символом Петербурга, города, основанного Петром I. Камень, на котором стоит всадник, изображает устойчивость и непреклонность, подчеркивая не только мощь правителя, но и дух народа, способного преодолевать трудности и движущегося вперед к новому будущему.
Русский Цезарь, Каприз с Бриллиантом и императорская медаль
Установленный в 1782 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге по указу Екатерины II, Медный всадник является самым известным памятником Петру I. Давайте вспомним историю одного из самых величественных памятников северной столицы вместе с Натальей Летниковой.
1. Этот памятник не был первым, созданным в честь великого самодержца. Ещё при жизни царя-реформатора Бартоломео Растрелли создал свой вариант памятника Петру. Однако этот монумент занял своё место рядом с Михайловским замком только в 1800 году.
2. Изначально Сенатская площадь была предназначена для другого памятника. Парламент хотел увековечить в бронзе действующую императрицу. Екатерина II пошла на встречу — сначала великому реформатору! Конный памятник Петру I должен был быть установлен к 100-летию его вступления на престол.
3. В поисках скульптора к Дидро и Вольтеру присоединился француз Этьен Морис Фалькон. Он был выбран как главный художник Севрской фарфоровой мануфактуры, создатель рококо и автор знаменитого "Грозящего Амура". Его мечта о масштабном искусстве сбылась в России.
4. Варианты образа Петра I — Цезарь на коне с жезлом и скипетром или фонтан с аллегорическими фигурами? Фалькон решил спорить с Дидро. В результате контракта было указано лишь, что памятник должен состоять в основном из конной статуи колоссального размера.
5. Фалькону не удавалось сразу создать портрет Петра. Он лепил трижды. Его помощница Мари-Анн Колло справилась за одну ночь, используя живую гипсовую маску, снятую еще за жизни Петра I. Екатерина II одобрила работу Колло, и Фалькон признал ее соавторство этой работы.
6. В поисках лошади для самодержца облазили конюшни графа Орлова. Выбрали Каприза и Бриллианта, персидских кровей, как и Лизетта — любимая лошадь Петра I. Поочередно модели с гвардейским офицером в седле взмывали на дыбы, позируя скульптору.
7. С постаментом было сложнее. Пришлось разместить объявление в газете о гигантском валуне в окрестностях Лахты, о чем сообщил крестьянин Семен Вишняков. "Гром-камень" весом около 2 тысяч тонн доставили до столицы за десять месяцев, обтесывая по дороге до нужных размеров.
8. Операция привлекла внимание всей Европы, и была награждена императорской медалью "Дерзновению подобно". Валун перемещали на бревенчатой платформе по желобам с бронзовыми шарами до Финского залива. Дальнейший путь лежал через залив на специальном судне.
9. Конь с поднятым копытом и у подножия змеи. Змея, побежденная Петром, символизирует его победу над противниками его реформ и врагами на поле боя. Этот памятник является работой русского скульптора Федора Гордеева, сына простого скотника. Змея, как символ, становится третьей точкой опоры для этой 10-метровой статуи.
Могущественный властелин судьбы!Ты, как превозносимый над бездной,Уздой железной Россию на дыбы поднимаешь!
Александр Пушкин
— всего лишь лирическое описание. Таким образом памятник видел и описал А.С. Пушкин в своей поэме. На самом деле в монументе использовано 176 тонн бронзы и 4 тонны железа, вместо красного пластичного металла. Главное, однако, это величественный вид Петра, который захватывает дух.
Кому посвящен памятник
Вероятно, каждый знает, кто изображен на памятнике Медный всадник. Это скульптура Петра I, который вошел в историю как великий реформатор и государственный деятель, игравший ключевую роль в жизни России.
Он открыл Европе окно, освоил морские пути и основал несколько крупных городов. Кроме того, он остановил шведские войска, завоевавшие большую часть Европы, и укрепился на берегу Финского залива.
История и год создания монумента Медный всадник
Приказ о создании конного памятника, посвященного первому императору, было дано императрицей Екатериной II. Сам памятник, известный как Медный всадник, был создан французским скульптором Этьеном Фальконе в период с 1768 по 1778 год.
Фальконе решил изобразить императора как творца, а не воина или просто властную особу. Поэтому на скульптуре Петра Великого он не удерживает скипетр, а его правая рука протянута над обозначенной на карте Россией. Скала-пьедестал, по которой поднимается скульптура, символизирует преодоление врагов и трудностей, с которыми он столкнулся во время своего правления.
У скульптора не удавалось сделать голову Петра Первого. Императрица признавала результат неудовлетворительным трижды. Мари-Анн Колло, ученица Фальконе, создала эскиз. Это позволило ей стать членом Российской Академии художеств и получить ежегодную императорскую пенсию.
Змея, под которой топчет конь Петра, символизирует победу над врагами перемен, происходивших в стране. Эту часть монумента создал скульптор Ф. Гордеев. Кроме того, эта деталь является третьей опорной точкой, необходимой для стабильности.
Откуда пошло название
«Медный всадник» — это первый памятник в России. Его установка не соответствовала православным канонам, но при жизни Петр I не возражал против этого. Сразу после установки монумента среди старообрядцев появилось множество легенд. Одна из них связывает «Медного всадника» с апокалипсисом: он едет на коне, несущем смерть. Современники писали, что сооружение действительно вселяло страх.
Казалось, что Петр на коне выехал на постамент прямо на глазах у жителей. Император Александр Павлович хотел переместить памятник в Вологодскую губернию, но капитану Батурину приснился странный сон: Петр на скакуне появился перед государем и выразил недовольство ситуацией в империи. Однако он заверил, что пока статуя останется на своем месте, жителям города нечего опасаться. И Александр отменил свое решение.
Не только Пушкин описал «Медный всадник» в литературе. Его образ использовали и другие писатели. Среди них – Достоевский со своим романом «Подросток», Белый и его произведение «Петербург», а также Андреев с «Розой Мира». Были выпущены памятные монеты с изображением «Медного всадника». Его изображение также можно увидеть на марке России.
Санкт-Петербург. Медный всадник
Статуя «Медного всадника» посвящена Петру Великому и стала первым памятником в истории Российской империи.
На монументе изображен Пётр I, сидящий верхом на вздыбленном коне, с лавровым венком на голове, что символизирует его славу и победы. Рука царя указывает на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, являясь символом просвещения, торговли и военной мощи. Под копытами коня извивается змея, символизирующая победу над шведской армией в Северной войне (1700-1721 гг.).
Построенный по указу Екатерины II, этот монумент возвеличивает российскую столицу. Французский скульптор Этьен Фальконе был приглашен в Россию по рекомендации Дени Дидро, с которым императрица общалась письменно
В память о том, что Петр Великий открыл для России путь к морю, решили установить памятник на цельном камне в форме волны. В 1768 году в поселке Лахта на берегу Финского залива был найден камень весом 1600 тонн, который прозвали "гром-камнем".
Для доставки этого огромного монолита к месту установки памятника понадобилось 9 месяцев. 400 человек, используя специальные медные сани, тащили камень по земле, а затем переправляли его на барже. В течение этого времени десятки каменотесов придавали камню форму, задуманную Фальконе. Сама императрица Екатерина II лично несколько раз осматривала камень и устройства для его транспортировки. 11 октября 1770 года скала была поставлена на свое место.
В течение трех лет Фальконе трудился над проектом памятника. Началась первая отливка бронзовой статуи в 1774 году, но она закончилась неудачей. Вторая отливка заняла еще четыре года, и когда она была завершена, Фальконе выгравировал на одежде Петра I латинскую надпись: "Этьен Фальконе из Парижа лепил и отливал в 1778 году".
Торжественное открытие монумента произошло 2 августа 1782 года. На Сенатской площади собралось огромное количество людей. По указанию императрицы Екатерины II покрывала, скрывавшие памятник, были сняты, и монумент, на постаменте которого было написано "Петру I – Екатерина II", предстал во всей своей величественной красе.
По легенде, в это время мужчина Иван Голиков из Кургана, опустившись на колени перед памятником, дал обещание посвятить свою жизнь написанию истории Петра I. Он скончался в 1801 году, оставив за собой тридцать томов «Деяний Петра Великого». Собранный материал Ивана Голикова использовал Пушкин в своей работе над биографией великого русского императора. Осенью 1833 года Александр Пушкин создал поэму "Медный всадник", и с тех пор этот заголовок навсегда ассоциируется с памятником Петру I.
Во время Великой Отечественной войны памятник, закрытый в специальный футляр высотой 14 метров, не пострадал.
Что скрывает один из самых знаменитых памятников Санкт-Петербурга: Секрет Медного всадника
На территории Сенатской площади в Санкт-Петербурге находится одна из самых известных достопримечательностей города — скульптура Петра Великого верхом на коне. Установленный императрицей Екатериной Великой, этот памятник был создан в знак уважения к её знаменитой предшественнице и желания принадлежать к великой династии.
Специально привлеченный французский скульптор Этьен Морис Фальконе создал изображение основателя города на Неве. Результат его работы поражает великолепием и по сей день. Мало кто знает, какой интересный секрет скрывает под собой статуя Медного всадника.
Историческая фигура великого Петра I, главного владыки Российского государства, является результатом работы известного скульптора Этьена Фалькона, привлеченного извне, из знаменитой Франции. Начальный проект памятника был совсем иным, однако местонахождение скульптуры было выбрано лично Екатериной II.
Императрица решила, что Пётр должен возвеличиваться в центре столицы, основанной им самим, и быть изображенным верхом. Художник Николай Бельский, работавший над проектом, предпочитал другой подход, а Экатерина даже обсуждала идею со знаменитым философом Дени Дидро, который предложил вариант с фонтаном. В конечном итоге, Дидро порекомендовал Фальконе императрице.
В России скульптор приступил к работе, создавая эскиз для Медного всадника. Пётр Великий возвышается на высоком пьедестале из гранита, сидя на коне и гордо взирая на основанный им город. Шкура медведя вместо седла символизирует близость государя к народу, а лошадь, стоящая на дыбы, затоптала змею, символизируя поверженных врагов. Голову Петра Великого венчает лавровый венок, дополняя образ великого полководца.
Фальконе воплотил образ Петра Великого.
Имя величественной скульптуре дал великий Александр Сергеевич Пушкин в своей знаменитой поэме. На основе этого произведения был создан балет, а также было снято несколько фильмов.
Балет "Медный всадник"
До своего брака с наследником династии Романовых, Екатерина II была немецкой принцессой и очень хотела связать себя с наследием Петра Великого. Поэтому она решила создать грандиозный проект, который стал балетом "Медный всадник".
Громовой камень
Статуя Медного всадника установлена на огромном валуне, и история этого постамента является одной из самых удивительных частей создания памятника. Для основания было решено использовать естественный камень, который был найден крестьянином по имени Семён Вишняков. Гранитная глыба оказалась необычайно сложной и имела свою историю.
Легенда гласит, что в этот камень ударила молния, образовав трещину. С тех пор его в народе стали называть "Гром-камень".
Валун находился далеко за пределами Санкт-Петербурга, по дороге в деревню Конная Лахта. Он был чрезвычайно огромным, и казалось практически невозможным его перевезти. Архитектор стал размышлять, как же доставить этот камень в город. Он сидел наполовину в земле, и местность вокруг была болотистой.
Для снижения трения в конструкции Карбурис применялись бронзовые шары. Однако шарикоподшипник был придуман только двадцать лет спустя Филипом Воаном. В реальности эта простая вещь часто встречается во многих машинах, разработанных в разные исторические периоды, даже ещё со времен Римской империи.
Перевозка громового камня в присутствии императрицы Екатерины II. Гравюра от И.Ф.Шли.
Во время транспортировки камня Екатерина время от времени посещала место работ, чтобы наблюдать за процессом. Более тридцати человек вращали шпиль, чтобы переместить валун. Камень двигался очень медленно, всего 150 метров в день на ровном участке.
Когда дорога становилась неровной, конструкцию приходилось собирать заново. После того как камень доставили к морю, специально для него построили причал и баржу. При загрузке валуна на судно, его поддерживали с обеих сторон по два полноценных боевых корабля.
К счастью, путешествие было недолгим, и, наконец, мы прибыли в Санкт-Петербург. На причале собралась огромная толпа, чтобы увидеть разгрузку. Доставка груза такого объема и веса стала настоящим подвигом.
Доставка такого огромного пьедестала оказалась настоящим подвигом для своего времени.
Для этого великого дела потребовались усилия четырехсот человек, включая каменщиков, работавших над созданием постамента. Весь этот эпопей длился девять месяцев. После обработки валун весом в полтора тонны уменьшился до 1,25 тонн. Наконец, работа по установке памятника была завершена.
К сожалению, создатель Медного всадника не смог присутствовать на церемонии открытия. К тому времени он уже поссорился с императрицей и уехал из России.
Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге
Произведение Александра Константиновича Мельникова
После себя удар грома оставил в земле огромную яму, в несколько раз превосходящую размеры валуна. До сих пор на этом месте находится озеро, занимающее площадь в полгектара. Окружает его вал из земляных камней, и это место известно под названием Петровский пруд.
Он отнесен к заповедной зоне.
Петровский пруд — это место, связанное с множеством городских легенд, особенно в связи с памятником Медному всаднику. Одну из таких легенд можно узнать из другой нашей статьи, посвященной шуткам российских правителей и их последствиям.
Если вам понравилась статья, поддержите нас, нажав:
Медный всадник история создания памятника
Императрица Екатерина II придумала идею воздвигнуть памятник великому монарху, чтобы сохранить его память на века. Она считала, что только истинному мастеру можно поручить такое важное дело. Князь Голицын, представляющий императрицу, обратился за помощью к известным французским философам Дидро и Вольтеру, чтобы найти такого мастера. Великие умы посоветовали императрице обратиться к скульптору Этьену-Морису Фальконе, который на тот момент еще не был известен своими работами.
Фальконе был занят на фарфоровом заводе, но всегда мечтал попробовать свои силы в монументальном искусстве. В 1766 году он заключил контракт с представителями Екатерины II на создание бронзового памятника, за что получил всего 200 000 ливров.
Интересно, что в Россию Этьен-Морис приехал вместе с талантливой 17-летней ученицей Мари-Анной Колло, которая в дальнейшем вышла замуж за его сына. Отношения скульптора и его молодой помощницы были предметом различных сплетен, не всегда приличных.
Взгляды на то, каким должен быть символ российского самодержавия, были очень разнообразны:
- Директор Императорской академии искусств Бельский считал, что Петра I следует изобразить величественно стоящим в полный рост и с скипетром в руке.
- Императрица Екатерина II желала видеть своего предшественника на коне, но обязательно с символами царской власти в руках.
- Просветитель Дидро планировал создать большой фонтан с аллегорическими фигурами вместо статуи.
- Скромный чиновник Штелин направил в Академию художеств письмо, в котором предложил окружить статую императора изображениями добродетелей типа Честности и Правосудия, попирающими ногами пороки (Хвастовство, Обман, Лень и т. д.).
Тем не менее, автор будущего памятника Медный всадник имел свою собственную концепцию о том, как должно выглядеть его произведение. Фальконе отказался от символической интерпретации образа императора и планировал показать его как великого законодателя и защитника благополучия своей страны. Согласно задумке скульптурной композиции, она должна была демонстрировать торжество человеческой воли и разума над природными стихиями.
Скульптор Медного всадника Этьен Морис Фальконе
Создание Медного всадника в Санкт-Петербурге было взято на себя Фальконе очень серьезно. Создание модели статуи происходило с 1768 по 1770 годы на территории бывшей летней резиденции императрицы Елизаветы.
Для создания монумента были использованы два орловских рысака Бриллиант и Каприз, которые являлись гордостью царских конюшен. По запросу скульптора был построен подставка, чья высота практически совпадала с будущим пьедесталом. Один из офицеров верхом взбирался на край подставки и заставлял коня встать на дыбы, чтобы Фальконе мог нарисовать все детали строения тела и мускулатуры лошади.
Мария-Анна Колло создала изваяние головы императора, так как варианты других скульпторов не удовлетворили Екатерину II. В чертах лица Петра I с широко открытыми глазами просматривались его основные качества: мужество, сильная воля, высокий ум, справедливость. За эту работу императрица приняла Марию-Анну Колло в члены Императорской академии художеств и назначила ей пожизненную пенсию.
Государь на коне растоптывает змею, сделанную русским мастером Гордеевым.
После создания гипсовой модели Фальконе приступил к отливке статуи, однако возникли определенные трудности:
- Из-за гигантских размеров памятника даже опытные литейщики отказывались браться за эту работу из-за невозможности гарантировать качество.
- Когда наконец скульптор нашел помощника — мастера по изготовлению пушек Хайлова, оказалось очень сложно подобрать правильный состав сплава. Поскольку у памятника было всего 3 опорные точки, то стенки его передней части должны были быть тоньше 1 см.
Происхождение постамента Медного всадника окутано множеством легенд. В народе его называют Гром-камень. В альтернативных исторических теориях, связанных со строительством Санкт-Петербурга, этот камень играет важную роль. Некоторые исследователи считают, что официальная версия о перевозке Гром-камня из Конной Лахты могла быть поддельной.
Однако исторические свидетельства и документы, включая иностранные источники, опровергают предположение о том, что огромный гранитный блок, из которого был создан памятник Медный всадник, находился в Петербурге до обработки. Любые попытки связать его с мифической цивилизацией атлантов, которые, по преданию, являлись основателями города на этом месте, не имеют подтверждения. Технологии того времени позволяли перевозить даже такой огромный камень на место для возведения памятника.
Гром-камень весил более 1600 тонн и был выше 11 метров, поэтому он был доставлен до берегов Финского залива на специальной платформе. Она двигалась по двум параллельным желобам, по которым перемещались тридцать больших шаров, сделанных из медного сплава.
Перемещение платформы было возможно только зимой, когда грунт замерзал и лучше выдерживал тяжелые нагрузки. Перевозка этого естественного пьедестала до берега заняла около полугода, после чего он был доставлен в Санкт-Петербург и установлен на площади в 1770 году. В результате обработки Гром-камня его размеры значительно уменьшились.
После 12 лет пребывания Фальконе в Северной столице его отношения с государыней сильно ухудшились, и он был вынужден покинуть страну. Работами по завершению статуи руководил Фельтен, а в 1782 году произошло ее торжественное открытие.
Идея и традиция памятника
Фигура Петра I изображена Фальконе в простом и скромном наряде, без излишнего богатства, которое соответствовало бы его статусу императора. Этим он пытался показать качества монарха как личности, а не как великого полководца и победителя. Вместо седла, лошадь покрыта звериной шкурой, символизирующей проникновение в страну благодаря Петру I просвещения и благ цивилизации.
История Медного всадника связана с множеством легенд, одна из которых была использована Пушкиным в его поэме "Медный всадник". В соответствии с некоторыми из них:
- По легенде, до установки скульптуры будущий император Павел I встретил призрака Петра I на месте, где сейчас находится памятник. Умерший монарх предупредил своего наследника о предстоящей опасности.
- В 1812 году планировалось эвакуировать Медный всадник, так как город был под угрозой французов. Однако император появился во сне у майора Батурина и сообщил, что пока они остаются на месте, Петербургу ничего не угрожает.
- Некоторые люди верили, что памятник – это сам Петр I, решивший перепрыгнуть на своем любимом коне Неву со словами "Все Бога и мое". Но он перепутал и сказал "Все мое и Бога", за что был наказан высшими силами и мгновенно окаменел прямо на площади.
Мало кто осведомлён о том, что один из наиболее романтичных символов города — Медный всадник, смотрит на город влюблёнными, в буквальном смысле, взглядом: каждый из его зрачков имеет форму сердечка.
Известно, что французский скульптор Этьен Фалькон создал конный памятник основателю Петербурга по приказу императрицы Екатерины Великой в 1768—1770 годах. Однако, голову для этого памятника вылепила другая скульпторша по имени Мари-Анна Колло, ученица Фальконе. Этот факт объясняется тем, что Фальконе множество раз переделывал голову, но ни ему, ни императрице результат не нравился.
В итоге Мари-Анне Колло удалось создать голову, которая была признана лучшей. Особенностью ее работы стало то, что зрачки Петра были выполнены в форме сердец. Неизвестно, что послужило причиной для такого решения, однако существует легенда, будто скульпторша хотела признаться в любви к своему учителю, который уже не был молод.
Существует также другая легенда, связанная с этим памятником, которая послужила основой для поэмы Александра Пушкина "Медный всадник". В 1812 году, когда опасность вторжения французов в Москву еще даже не представлялась возможной, появился слух, что Наполеон собирается напасть на Петербург — столицу Российской Империи.
- Местоположение: Медный всадник, Сенатская площадь
Фотографии доступны на следующих сайтах: mypiter.your-comp.ru, piter-my-sity.livejournal.com
Легенда четвертая, шутливая
Много споров вызывает и значение вытянутой руки императора. Согласно одной версии, она указывает на место, где будет создан город. Другие считают, что этот жест направлен в сторону Швеции, давней враждебной императорской России.
Однако в XIX веке шутники придумали альтернативное толкование. По их словам, правая рука указывает в сторону Невы. А локоть левой направлен пренебрежительно в сторону Сената (Верховного Суда в то время). Следовательно, жест императора означал, что лучше утонуть в волнах Невы, чем судиться в коррумпированном Сенате.
Легенда пятая, серьезная
Уникальный здание Медного всадника удивительно выдержал несколько военных кампаний, несмотря на то, что он установлен на открытом месте в центре города.
- Во время войны 1812 года Медный всадник был предложен временно перевезти в Вологодскую губернию, но эту идею отвергли из-за сновидения одного из командиров, в котором Петр I обещал, что город будет под его защитой, пока памятник стоит на своем месте.
- Во время Великой Отечественной войны решили не рисковать и защитили памятник мешками с песком, обшитыми сверху бревнами и досками.
Интересно, что даже во время сильных ливней в Петербурге на памятнике и на постаменте не образуется луж. Водяные струи стекают с него, словно почтительно обходя императора.
Любите загадки, легенды и тайны? Приглашаем на увлекательные экскурсии по Петербургу!