Серебряный век: Ключевая ценность для развития русской литературы и её наследия

Серебряный век: Ключевая ценность для развития русской литературы и её наследия

Серебряный век русской литературы представляет собой период глубоких культурных и философских преобразований, которые стали основой для дальнейшего развития российской литературы. Темы поиска смысла жизни, свободы творчества и самовыражения, актуальные в этом времени, вдохновили множество авторов и сформировали новые литературные течения, такие как акмеизм и футуризм. Это создало богатый культурный контекст, в который вписались имена таких великих писателей и поэтов, как Ахматова, Маяковский и Цветаева.

Кроме того, эксперименты с формой и стилем, проводимые в этот период, привели к расширению границ литературного языка и жанров. Это наследие оказало значительное влияние на последующие поколения писателей, вдохновив их на поиски новых выразительных средств и тем. В результате Серебряный век стал не только важной вехой в истории русской литературы, но и заложил основы для ее современного состояния, пробуждая интерес к внутреннему миру человека и социальным преобразованиям.

Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России

В конце XIX — начале XX века произошли значительные изменения не только в социально-политической, но и в духовной жизни России. Великие потрясения, пережитые страной за небольшой период времени, не могли не повлиять на ее культурное развитие. Особенностью этого времени стало усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Работа содержит 1 файл

— 51.39 Кб (Скачать)

  1. Основные черты и значение “Серебряного века”

для культуры России………………………………………. 3

  1. Просвещение…………………………………………….. .4
  2. Наука……………………………………………. ……….. ..6
  3. Литература……………………………………………….. .7
  4. Театр и музыка …………………………………..….……8
  5. Архитектура и скульптура …………….………. …….9
  6. Живопись …………………………………………….…. 10

Список использованной литературы……………………………13

Переломный период для России произошел в конце XIX — начале XX века, затронув не только социально-политическую, но и духовную жизнь страны. Великие потрясения, пережитые за короткий исторический период, не могли не повлиять на культурное развитие страны. Важной особенностью этого времени стало усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Первым, кто профессионально использовал термин "Серебряный век", был П.Н. Милюков в своей "пушкинской" речи в Сорбонне в 1924 году по случаю 125-летия со дня рождения поэта. Критик "аполлоновец" С. К. Маковский высказывал интересные мнения в своих воспоминаниях "На Парнасе Серебряного века", определяя культуру этого времени как "стремление к запредельному", "поиск высшей правды", как "мятежное, богоищущее, бредившее красотой" искусство, противопоставляющееся "марксистской, бездуховно-рабской России".

Эпоха серебряного века включает в себя модерн, символизм, религиозную философию, авангард. Их появление в конце XIX века стало переломным моментом для национальной культуры, обозначив границу между "старым" и "новым" состоянием национального духа. Классическая литература и живопись передвижников постепенно теряли свою популярность, и последние столпы классической культуры — Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие — казались утесами во внезапно обмелевшем море в начале XX века.

  • Основные черты и значение "Серебряного века" для культуры России

Культурное наследие России на рубеже веков — это значимый период в истории российской культуры. Противоречивые идеи, двусмысленность присущи не только различным художественным направлениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, музыкантов. Это время характеризовалось обновлением различных видов и жанров искусства, переосмыслением и "пересмотром ценностей", как выразился М. В. Нестеров. Отношение к наследию революционных демократов становилось двусмысленным даже у прогрессивно настроенных представителей культуры.

Многие художники-реалисты серьезно критиковали примат социальности в передвижничестве. В русской художественной культуре конца XIX – начала XX века декадентство стало широко распространенным. Это явление в искусстве означало отказ от гражданских идеалов, веру в разум и погружение в мир индивидуалистических переживаний. Эти идеи отражали социальную позицию части художественной интеллигенции, пытавшейся уйти от жизненных трудностей в мир грез, ирреальности и иногда мистики. Однако таким образом они также отражали кризисные явления общественной жизни того времени.

Декадентские настроения захватили представителей различных художественных направлений, включая реалистическое. Однако чаще всего эти идеи были характерны модернистским течениям.

Понятие "модернизм" (фр. тое1егпе — современный) объединяло множество проявлений литературы и искусства ХХ века, возникших в его начале и отличавшихся от реализма предыдущего столетия. Однако и в реализме того времени проявляются новые художественно-эстетические черты: расширяются "границы" реалистического восприятия жизни, идет поиск способов выражения личности в литературе и искусстве.

Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни, в отличие от критического реализма Х1Х века с его конкретным отображением реальности. Именно этой особенностью искусства связано широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, а также появление нового сценического реализма.

Культурная жизнь России продолжала зависеть от русской литературы, которая играла значительную роль. В 90-е годы в художественной культуре появились направления, противостоящие реализму. Самым значительным из них был модернизм, который оказал большое влияние на общественно-культурную жизнь.

В литературе возникли новые группы и направления, объединившие писателей и поэтов с разными идеями и художественным стилем. Укрепление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к возрождению антиреалистических течений в художественной культуре. В период реакции развивались различные модернистские искания, распространялся натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. “Властители душ” значительной части буржуазной интеллигенции и мещанства были не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, такие как М. П. Арцыбашев, А. А. Каменский и другие.

Эти литераторы пропагандировали свободу слова и считали себя священнослужителями культа "сверхчеловека", освобожденного от моральных и общественных устоев. Они открыто выражали презрение к революционным, демократическим и гуманистическим идеям, иногда даже доходя до цинизма.

Примером этому послужил роман "Санин" (1907) Арцыбашева, который пользовался огромной популярностью как самый "трендовый" произведение. Его главный герой насмехался над теми, кто был готов пожертвовать своей жизнью ради идеи конституции. Такое мнение разделял и писатель А. Каменский, заявивший, что "общественные подвиги потеряли свою привлекательность и красоту". Арцыбашев и Каменский явно декларировали свою оторванность от идеалов революционных демократов, представляясь в оппозиции к гуманистическим устремлениям прогрессивного русского интеллигенции.

Возрастающая потребность в профессионалах способствовала росту высшего образования, особенно в области технических наук. К 1912 году в России было открыто 16 высших технических учебных заведений. Появились и частные учебные заведения (например, свободная высшая школа П.Ф. Лесгафта и Психоневрологический институт В.М. Бехтерева).

Университет имени Шанявского, действовавший с 1908 по 1918 год на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского и предоставлявший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались студенты обоего пола, независимо от национальности и политических взглядов.

В начале XX века высшее образование для женщин также развивалось. К тому времени в России уже функционировало около 30 высших женских учебных заведений. В 1911 году юридически было признано право женщин на получение высшего образования.

Новые культурно-просветительские учреждения для взрослых, такие как рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома, начали действовать одновременно с воскресными школами. Примером таких учреждений являются Пречистенские курсы в Москве, где преподавали выдающиеся ученые, такие как физиолог И.М. Сеченов и историк В.И.

Пичета, а также Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге, который представлял собой клуб с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

Развитие периодической печати и книгоиздательства оказало значительное влияние на просвещение. В начале XX века выходило 125 легальных газет, а к 1913 году их количество увеличилось до более 1000.

Также к 1913 году издавалось 1263 журнала. Тираж журнала "Нива" (1894-1916) к 1900 году возрос с 9 до 235 тысяч экземпляров, что свидетельствует о росте массового литературно-художественного и научно-популярного чтения.

Россия занимала третье место в мире по количеству выпущенных книг (после Германии и Японии). Только на русском языке в 1913 году было выпущено 106,8 миллионов экземпляров книг.

Крупнейшие издатели А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали распространению литературы, публикуя книги по доступным ценам. В период с 1899 по 1913 годы в Петербурге действовало издательское товарищество "Знание", которым руководил М. Горький с 1902 года.

С 1904 года было выпущено 40 сборников от товарищества "Знание", содержащих произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И.А. Бунина.

Крупные издательства ставили перед собой демократические цели. Например, И.Д. Сытин публиковал книги серии "Библиотека для самообразования", а А.С. Суворин — серию "Дешевая библиотека". Цены на такую литературу были действительно очень низкими.

В начале XX века начались процессы интеграции и демократизации науки. Научные общества появлялись как в столице, так и в провинциальных городах, проводились научные съезды и конференции по различным проблемам — от воздухоплавания и минералогии до астрономии, геологии, электромеханики и сельского хозяйства.

Индустриализация России способствовала активному развитию естественных и технических наук. Многие открытия русских ученых играли важную роль в развитии мировой науки. Например, великий русский исследователь Н.Е. Жуковский заложил основы современной аэродинамики и основал Аэродинамический институт под Москвой в 1904 году.

В конце XIX — начале XX века новые области научных знаний получили быстрое развитие, включая воздухоплавание. Николай Жуковский считается основоположником современной гидро- и аэродинамики. Он разработал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, и разработал вихревую теорию воздушного винта. Великий русский ученый преподавал в Московском университете и Высшем техническом училище.

Константин Циолковский занимался разработкой теоретических основ воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 году, совместно с Жуковским, он провел исследования моделей дирижаблей и самолетов в простейшей аэродинамической трубе. В 1898 году Циолковский изобрел автопилот.

В конце концов, ученый предложил использовать жидкостно-реактивный двигатель — ракету для осуществления межпланетных перелетов.

Работы выдающегося физика П.Н. Лебедева сыграли огромную роль в развитии теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Одним из главных достижений ученого стало открытие и измерение давления света на твердые тела и газы. Лебедев также оказал значительное влияние на исследования в области ультразвука.

Огромное научное значение имеют работы выдающегося русского ученого физиолога И.П. Павлова. Ученый разработал и внедрил новые методы исследования в научную практику. Наиболее значительные его исследования были связаны с физиологией кровообращения. В 1904 году он был удостоен Нобелевской премии.

Длительные годы изучения в этих направлениях привели к появлению новой науки — учения о высшей нервной деятельности. Иван Иванович Мечников, также российский ученый, был удостоен Нобелевской премии в 1908 году за свои исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы таких новых научных дисциплин, как биохимия, биогеохимия и радиогеология, были заложены Владимиром Ивановичем Вернадским.

Гуманитарные науки подверглись значительному влиянию процессов, происходящих в области естественных наук. В философии стал широко распространен идеализм. Русская религиозная философия, искавшая способы объединения материального и духовного, а также признававшая "новое" религиозное сознание, стала одной из самых важных областей не только научной идеологической борьбы, но и всей области культуры.

Основы религиозно-философского Ренессанса, характеризующего "Серебряный век" русской культуры, были заложены Владимиром Сергеевичем Соловьевым.

Изучение учения Соловьева источалось из разных источников: поиск социальной справедливости, богословский рационализм и стремление к новому виду христианского сознания, острое ощущение истории — не космоцентризм и не антропоцентризм, а историкоцентризм; идея Софии, а также идея Богочеловечества являются центральной точкой его учений. Его система — это попытка синтеза религии, философии и науки. "Важно отметить, что у него не христианская доктрина обогащается философией, а наоборот, он вносит христианские идеи в философию и обогащает ее" (В.В. Зеньковский). Вклад Соловьева в историю русской философии огромен. Обладая великим литературным талантом, он сделал философские проблемы понятными для широкой аудитории в российском обществе и расширил русскую мысль на всеобщий уровень.

В период русского религиозно-философского Ренессанса, который характеризовался активной деятельностью выдающихся мыслителей, таких как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, С.Л.

Франк, было намечено новое направление в развитии культуры, философии и этики как в России, так и на Западе.

В частности, они предвосхитили развитие экзистенциализма.

  1. Во второй половине XIX – начале ХХ века произошел глубокий процесс дифференциации наук, что привело к разделению их на фундаментальные и прикладные. Новые потребности в промышленном развитии России и актуальные попытки философского осмысления взаимодействия природы и общества оказали значительное влияние на естественные и гуманитарные науки.
  2. Естественные науки нашли важное значение в открытии Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов, создании классической теории химического строения органических веществ А.М. Бутлеровым, а В исследованиях математиков П.Л. Чебышева и А.М. Ляпунова в области теории чисел, вероятности и математической физики. Великие открытия были сделаны в физике и механике. Важные вклады внесли ученые в области электроники, электрического освещения, радиосвязи. Также были сделаны значительные открытия в области электромагнетизма, аэродинамики, гидравлики, космических полетов, геохимии, биохимии, радиологии, биологии и медицины. Таким образом, научные открытия существенно изменили восприятие материального мира и оказали значительное влияние на общественные науки.

Значимость эпохи Серебряного века для российской культуры

Художники, которых ныне относят к "Серебряному веку", были непосредственно связаны с новым взглядом на мир, в котором поощрялась свобода творчества. Развитие общественных конфликтов на рубеже веков требовало пересмотра ценностей, изменения подходов к творчеству и художественной выразительности.

На этом фоне возникали новые художественные направления, в которых менялся привычный смысл понятий и идеалов. "Солнце наивного реализма закатилось", — так выразил это А.А. Блок. Отходили в прошлое исторический роман, реалистическая опера, жанровая живопись. В новом искусстве мир художественной вымыслы словно отделился от мира повседневной жизни.

Иногда вдохновение переплеталось с религиозным самосознанием, открывая бесконечные возможности для фантазии и мистики. Новое искусство, экстравагантное, загадочное и противоречивое, стремилось к философской глубине, мистическим откровениям, познанию бесконечной Вселенной и тайнам творчества. Возникла символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, метафизическая и декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный модерн.

При первом взгляде на художественную культуру "серебряного века" возникает ощущение загадок и противоречий, которые трудно объяснить логически. Кажется, что на огромной художественной карте переплелись различные художественные течения, школы и нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм, "мирискусничество" и "Новая школа церковного пения". В те годы было еще больше контрастных и порой противоречивых художественных направлений, чем за все предыдущие столетия развития отечественной культуры. Однако эта разнообразность искусства "серебряного века" не закрывает его целостности, так как, как отметил еще Гераклит, из контрастов рождается прекрасная гармония.

Слияние искусства "серебряного века" заключается в сочетании старого и нового, уходящего и зарождающегося, во взаимодействии различных видов искусства, взаимном влиянии друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского. Другими словами, в художественной культуре "русского Ренессанса" произошло уникальное соединение реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений.

Центральной точкой новых художественных течений "серебряного века" можно считать сверхпроблемы, выдвинутые одновременно в разных сферах искусства. Глобальность и сложность этих проблем и по сегодняшний день впечатляют воображение.

Один из главных мотивов, определяющих поэзию, музыку и живопись, — это свобода человеческого духа перед лицом Вечности. Русское искусство включило в себя образ Вселенной — бесконечной, зовущей и пугающей. Многие художники касались тайн космоса, жизни и смерти. Для некоторых мастеров эта тема была отражением их религиозных чувств, а для других — воплощением восторга и трепета перед вечной красотой Творения.

В период "серебряного века" художественные эксперименты открыли путь к новым направлениям искусства XX века. Великую роль в интеграции русской культуры в мировую сыграли представители художественной интеллигенции Русского Зарубежья.

После революции за пределами России оказались многие представители "русского культурного Возрождения". Уехали ученые и математики, поэты и музыканты, виртуозы и режиссеры. В августе 1922 года по инициативе В.И. Ленина был изгнан целый ряд выдающихся представителей российской учености, включая оппозиционно настроенных философов с мировым именем: Н.А. Бердяев, С.Н.

Булгаков, Н.О.

Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин (всего 160 человек). Уехали и разъехались по миру И.Ф.

Стравинский и А.Н. Бенуа, М.В.

Шагал и В.В. Кандинский, Н.А. Метнер и С.П.етров.

Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, С.В. Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн, И.А. Бунин и Ф.И.

Шаляпин.

Многие из них были вынуждены покинуть Россию из-за эмиграции, столкнувшись с трагическим выбором "между Соловками и Парижем". Однако были и те, кто остался и пережил судьбу со своим народом. Сегодня "забытые россияне" возвращаются из "зоны забвения".

Этот процесс затруднен из-за того, что за десятилетия было забыто множество имён, мемуары и ценные рукописи исчезли, архивы и личные библиотеки были распроданы.

Таким образом, прославленный "серебряный век" закончился массовым уходом его творцов из России. Но это не уничтожило великую русскую культуру, которая продолжала развиваться и отражать противоречивые тенденции XX века.

С уходом футуризма и приближающимся угасанием имажизма, эпоха серебряного века подошла к концу. Она вырисовалась яркой, сложной, противоречивой, но бессмертной и неповторимой. В ней отразилась не только поэзия поколения, но и реальность жизни.

Любое изменение социальных отношений в стране неизбежно сопровождается изменениями в искусстве. Литературное направление, не отражающее социальных изменений, становится всего лишь группировкой.

Если направление предшествует социальным катастрофам, предвещает их, способствует их появлению, то оно становится социально значимым и входит в историю литературы.

Если направление следует за социальными изменениями и просто отражает их, фотографически отображает, подтверждает, но при этом не организует читателя, то такое направление входит в историю под названием эпигонство.

Ошибаются те, кто считает искусство лишь записями в исторических документах. Художник не только исторический писец. Искусство – это трубачи, возвещающие о новых социальных переменностях. Искусство не только прибор для измерения землетрясений. Искусство само должно вызывать потрясение и вызывает его.

Серебряный век стал именно тем временем, которое предвосхитило будущие изменения в государстве и отошло в прошлое с приходом 1917 года, кардинально меняющегося жизнь людей, перевернувшего песочные часы времени, как тогда предсказывалось, навсегда.

Несмотря на то, что сегодня пытаются доказать обратное, все изменилось после 1917 года, когда началась гражданская война. После этого не было никакого "серебряного века". В 20-е годы все еще сохранялась инерция (расцвет имажинизма), потому что такая мощная волна, как русский "серебряный век", не могла просто остановиться сразу после этого, она продолжала двигаться еще некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться.

Если большая часть поэтов, писателей, критиков, философов, художников, режиссеров, композиторов, благодаря своему индивидуальному творчеству и общему труду создала золотой век, то сама эпоха закончилась. Каждый участник этой эпохи понимал, что, несмотря на то, что люди остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты цвели, как грибы после дождя, исчезла. Остался лишь холодный лунный пейзаж без атмосферы, и творческие индивидуальности оказались в отдельных кельях своего творчества. Еще какое-то время продолжали существовать некоторые объединения (Дом искусств, Дом литераторов, "Всемирная литература"), но этот постскриптум золотого века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, убивший Гумилева.

Серебряный век нашел свое убежище в Берлине, Константинополе, Праге, Софии, Белграде, Риме, Париже. Однако в чужой земле ему не суждено было возродиться. Эмигранты унесли с собой и бережно сохранят в памяти для потомков воспоминания о Серебряном веке, погребенном в крови невинных жертв революции, который стал лишь бледной тенью навсегда ушедшего "старого" века. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории.

Серебряный век

Серебряный век: Ключевая ценность для развития русской литературы и её наследия

Эпоха Серебряного века, которая связана с появлением символизма, является периодом расцвета русской литературы и изобразительного искусства от конца 19 до начала 20 века.

Хотя термин "Серебряный век" долгое время используется в научной среде, он не имеет четкого нормативного написания — с кавычками или без, с прописной или строчной буквой. Этот период не имеет определенных хронологических рамок и конкретных участников.

Первым, кто говорил о наступлении Серебряного века русской поэзии, был Вл. С. Соловьёв; он предполагал назвать свой сборник статей о творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Я. П. Полонского, А. К. Толстого и К. К. Случевского "Серебряным веком русской лирики" (Соловьев С. М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. Москва, 1997).

Взгляд (С. 327) на них как на наследников великих поэтов "золотого века" – А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, позволяет считать началом Серебряного века русской лирики 1870-е гг. В то время лицо русской литературы определяла не поэзия, а роман, расцвет которого был связан с именами И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других выдающихся писателей. Тютчев, Фет, Полонский и другие поэты, о которых писал Соловьёв, не были известны современникам, они пришли к широкому читателю уже в 1900-е гг. благодаря поколению символистов, видевших в них своих учителей.

Впервые слово "серебряный век" как особое понятие употребил Н. Ав. Оцуп в названии статьи ( Оцуп Н. А. Серебряный век // Числа. 1933. № 7/8).

На страницах от 174 до 178 Оцуп рассматривает переход от "золотого" века к "серебряному" на примере всей истории русской поэзии, начиная с А. С. Пушкина и заканчивая А. А. Блоком. Позднее он отметил свою авторскую принадлежность: "пишущий эти строки предложил это название для характеристики модернистической русской литературы" ( Оцуп Н. А. Современники. Париж, 1961. С. 127).

С. К. Маковский считал, что Серебряный век охватывает не только поэзию, но также любые явления изобразительного искусства и театра, которым был посвящён его журнал "Аполлон". Издатель признавал Серебряный век не только как культуру России до 1917 года, но и как культуру русской эмиграции первой волны. Он не включал в этот период поэтов и прозаиков, связанных с реализмом: А. П. Чехов, М. Горький, В. Г. Короленко и другие.

В заголовках своих монографий в 1970-х годах зарубежные слависты часто использовали понятие "серебряный век" для описания истории русской культуры XX века в целом (The Silver age of Russian culture. Ann Arbor, 1975), а также отдельных группировок этого периода, например "Мир искусства" (Boult. 1982), что привело к размытию представлений о Серебряном веке.

В начале 1990-х годов понятие "серебряный век" стало ещё более неопределённым из-за процесса "возвращения забытых имён" в России, который начался на волне перестройки. Прежде запрещённые произведения писателей и поэтов 20 века стали массово издаваться, что привело к употреблению словосочетания "серебряный век" в заглавиях книг с конца 1980-х и до начала 21 века. Наблюдения Н. А. Богомолова показали, что позднее это словосочетание стало встречаться реже, чем ранее. В примечаниях к статье "Серебряный век: опыт рационализации понятия" из сборника "Вокруг "Серебряного века"" он привел "далеко не полный" список из 26 книг, где было использовано словосочетание "серебряный век" (Богомолов, 2010).

В соответствии с источником (Богомолов, 2010, с. 7, 564–565), Богомолов признает, что данное выражение имеет "мифологическую природу", но всё же не исключает возможность его использования как "устоявшегося понятия при обсуждении той эпохи русской культуры" (Богомолов, 2010, с. 15).

В своем труде «Обманчивость Серебряного века в русской литературе XX века» (1997 год; русские переводы 2000 , 2002) американский славист Омри Ронен выразил сомнения относительно использования термина "серебряный век"; в его работе ключевое слово "the fallacy" переводится как "обманчивость, ненадежность". Он Выступал против использования "металлургической метафоры" в этом понятии, считая, что здесь больше умысла и вымысла, чем реальной оценки литературных достижений. Ронен предлагал назвать этот век платиновым, но никак не серебряным. Он не считал Маковского создателем этого термина, а упоминал критика Р. В. Иванова-Разумника, историка литературы Д. П. Святополк-Мирского и А. А. Ахматову (автора "Поэмы без героя") в качестве его предшественников.

Тем не менее, возражения Рона были скорее эстетическими, чем существенными: они не препятствовали дальнейшему распространению понятия. Как отмечала культуролог из России Л. Г. Березовая, к началу 21 века "Серебряный век" преодолел границы метафоры и стал рассматриваться как термин, обозначающий конкретно-исторический феномен в культуре России конца 19 – начала 20 века" [ Березовая Л. Г. Серебряный век в России: от мифологии к научности (к вопросу о содержании понятия) // Новый исторический вестник. 2001. № 3 (5). С. 4].

Существует различные мнения относительно Хронологии Серебряного века. Например, Н. А. Богомолов считает, что это началось в 1896 году, когда символизм стал самостоятельным течением, а закончилось в 1925 году с выходом резолюции ЦК ВКП (б) "О политике партии в области художественной литературы" (Богомолов. 2010. С. 12–14).

В. Крейд же настаивает на том, что "всё кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны" (Крейд В. Встречи с серебряным веком // Воспоминания о серебряном веке. Москва, 1993. С. 6–7).

Многие исследователи, описывавшие Серебряный век, в разной степени соглашались с тем, что его центром был русский символизм. В. Крейд составил сборник воспоминаний о Серебряном веке, посвященный символистам; Маковский вспоминал о поэтах-символистах и их наследниках — акмеистах в "На Парнасе "Серебряного века"" (1962). Безусловно, символизм был началом росцвета русской поэзии — в журналах, созданных символистами, таких как "Новый путь", "Весы", "Золотое руно", "Перевал" и "Труды и дни", отражалась его история, они формировали новую прикладную и полиграфическую культуру 20 века: здесь печатались репродукции картин, публиковались отчеты о художественных выставках, о новых постановках драматического и музыкального театра.

Отметим, что начало Серебряного века связано с появлением символизма в начале 20 века. Октябрьская революция 1917 года кардинально изменила культурную и художественную среду в России, фактически положив конец эпохе Серебряного века, хотя некоторые представители продолжили его традиции в эмиграции.

Почти все писатели начала 20 века, за исключением тех, кто принадлежал к реалистическим течениям русской литературы, можно отнести к деятелям Серебряного века. Крестьянские поэты, не связанные с символистскими изданиями, а также русский авангард, стремившийся создавать искусство на новых, экспериментальных основах, не относятся к этому периоду.

Для эпохи Серебряного века, влиянием которой стали идеи европейского модернизма, мысли Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, а также Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьёва, было характерно отрицание материализма и позитивизма, распространившихся во второй половине 19 века, и обращение к традициям романтизма, наследию античности и христианства, к восточным религиям, экзистенциальной и эстетической проблематике. Серебряный век прославился расцветом символистской и акмеистской поэзии, которые характеризовались поиском новых способов и формы художественного выражения, выделявших творческую свободу художника и трансформационную ценность искусства; проявился в неореалистических тенденциях прозы.

Влияние и вклад писателей серебряного века в развитие русской литературы

Великие писатели серебряного века оказали огромное воздействие на развитие русской литературы. Их творчество было новаторским и расширило горизонты литературного искусства. Вот некоторые основные вклады и воздействия писателей серебряного века:

Развитие новых литературных жанров

Литераторы эпохи серебряного века неустанно творили и экспериментировали с литературными жанрами, придумывая новые формы и стили. Они отвергали традиционные правила и стремились найти новые способы для выражения своих мыслей и чувств. К примеру, Антон Чехов в своих произведениях, будь то рассказы или пьесы, разрабатывал жанр "маленькой прозы", отличавшийся своей краткостью и глубиной.

Расширение тематического круга

Литературные мастера серебряного века затрагивали различные темы и проблемы, охватывая социальные, философские, этические и психологические аспекты. Их произведения стали отражением общественной жизни и вызывали оживленные дискуссии. Например, Федор Достоевский в своих романах и рассказах исследовал вопросы морали, свободы и справедливости.

Инновационный стиль и язык

Авторы серебряного века известны своими новаторскими методами и языком. Они экспериментировали с литературными техниками, такими как монолог внутреннего мира персонажа, поток сознания и структурные инновации. Кроме того, они расширяли русский язык новыми словами и выражениями. Например, Владимир Маяковский в своей поэзии использовал необычные ритмы и языковые трюки.

Общественная активность и политическое влияние

Многие авторы эпохи серебряного века активно участвовали в общественной жизни и принимали участие в политических баталиях. Их основные ценности были связаны со свободой слова, правами человека и социальной справедливостью, которые они отстаивали через свои произведения, ставшие голосом народа и мощным инструментом в борьбе за свободу и справедливость.

Этот вклад и влияние писателей серебряного века сделали их неотъемлемой частью русской литературы и оказали значительное воздействие на развитие литературного искусства в целом.

Известные представители серебряного века

Антон Чехов

Антон Павлович Чехов – выдающийся литератор серебряного века, чье влияние на русскую литературу трудно переоценить. Его талант в области короткой прозы проявился в создании множества бессмертных произведений, включая "Даму с собачкой" и "Вишневый сад". Чехов был знаменит своим проницательным взглядом на жизнь, а его творчество отражало разнообразные аспекты русской реальности.

Иван Бунин

Иван Бунин — первый русский автор, удостоившийся Нобелевской премии по литературе. Его талант проявился в глубоких повестях и стихах, оправдывая славу мудреца. Бунин вдохновлялся любовью, природой, родиной и человеческой долей. Его творения поражали красотой языка и силой чувств.

Александр Блок

Александр Блок считается одним из самых выдающихся русских поэтов двадцатого века. Его имя осталось в истории благодаря стихам, которые отражали глубокие духовные и политические проблемы того времени. В своих произведениях Блок касался тем любви, революции и судьбы России, наполняя их эмоциями и символикой.

Максим Горький

Максим Горький – литератор, который открыто выступал против общественных неравенств и боролся за права трудящегося класса. Его творения, такие как “Мать” и “На дне”, отражали жизнь простых людей и вызывали сочувствие и понимание. Горький был известен своим реализмом и социальной остротой.

Федор Сологуб

Федор Сологуб – литератор, законспирированный своими символистическими трудами. Его тематика включала в себя любовь, смерть и загадочные вопросы. Сологуб обращался к символам и метафорам для того, чтобы передать свои идеи и чувства. Его произведения, такие как "Мелкий бес" и "Сказка о царе Салтане", обладали глубоким смыслом и тайной.

Это только некоторые известные представители серебряного века, которые оставили свой отпечаток в русской литературе. Их произведения до сих пор пользуются популярностью и изучаются, и продолжают вдохновлять новое поколение писателей и читателей.

Исследование на тему: « Значение серебряного века в русской поэзии»

• Тень несозданных созданий • Плывет во сне, • Как перья на ручной стене… • В полусне возникают звуки • В звонкой тишине • В. Брюсов, выдающийся символист, описывал процесс зарождения творческой идеи и формулировал идеи этого литературного течения.

• В поэзии "Юный поэт" мы встречаем следующие строки: • Юноша бледный, с огненным взором, • Сегодня я даю тебе три заповеди. • Прими первую: не живи настоящим, • Только будущее — область поэта. • Помни вторую: никому не жалей, • Люби себя безмерно. • Храни третью: поклоняйся искусству, • Только ему, безраздумно, бесцельно. • Но эти заповеди не означают, что поэт должен игнорировать жизнь, творить искусство ради искусства. Это доказывает многослойная поэзия самого Брюсова, отражающая жизнь во всем ее разнообразии. Поэт находит удачное сочетание формы и содержания.

Исследование на тему: « Значение серебряного века в русской поэзии»

АКМЕИЗМ — Новое литературное направление "Серебряного века", которое возникло в противостоянии символизму, — акмеизм. Поэты этого течения — Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам — отвергали символистское стремление к неизведанному и излишнюю концентрацию поэта на внутреннем мире. Они призывали к отражению реальной жизни, к обращению поэта к тому, что можно познать. И через отображение реальности художник-акмеист становится частью этой жизни.

• Судя по творчеству Николая Гумилева, в первую очередь, мы можем видеть отражение разнообразия окружающего мира. Его поэзия наполнена экзотическими пейзажами и традициями Африки. Поэт углубляется в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Об этом свидетельствуют следующие строки: • Я знаю веселые сказки таинственных стран • Про черную деву, про страсть молодого вождя, • Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, • Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. • И как я тебе расскажу про тропический сад, • Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. • Ты плачешь? Послушай. далеко, на озере • Чад Изысканный бродит жираф.

Имаджинизм

Поэты-имаджинисты утверждали, что основная цель художественного творчества заключается в формировании образа. Эпатажность и бунтарство были характерны для имаджинистов, как и для большинства поэтов Серебряного века.

Футуризм оказал значительное влияние на развитие имаджинизма. Основанием имаджинизма считается 1918 год, когда была учреждена организация "Орден имаджинистов".

Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич считаются основателями имаджинизма.

Феномен «Серебряного века» в русской поэзии на рубеже ХIХ–ХХ веков

В данной публикации представлены разделы, посвященные феномену "Серебряного века" в русской поэзии на переломе XIX-XX веков. Рассматривается сущность и особенности данного течения, а также круг тем и образов, раскрываемых поэтами в своих произведениях. Также проводится классификация различных направлений и их сущности, исследуется значение этого течения в искусстве и его влияние на дальнейшее развитие в поэзии.

В период между XIX и XX веками русская культура переживала насыщенный яркими художественными явлениями этап, который получил название «Серебряный век», ассоциирующийся с «Золотым веком» русской поэзии и время, когда творили А. Кольцов, М. Лермонтов, А. Пушкин.

«Серебряный век» был веком контрастов, который стал лабораторией для экспериментов, вдохновленных экспрессионизмом западной Европы. Для поэтов начала ХХ века политические противоречия стали плодотворной почвой для развития многообразных модернистских течений. Они переносили читателя из реального мира с его противоречиями и антагонизмами в мир фантастических, нереальных образов.

Всякое искусство требует классификации средств художественного выражения. В этом свете следует отметить характерные особенности поэзии серебряного века: во-первых, поиск новых оригинальных форм поэтического выражения и новых средств выразительности. Особое значение имеет метафора – это необычное сравнение, которое не основано на явных сходствах между объектами, а скрытыми психологическими ассоциациями:

Я хочу порвать лазурь

Я хочу горящих зданий,

Я хочу кричащих бурь!

Во-вторых, творческие изобретения новых поэтических ритмов и рифм. У некоторых поэтов логические связи между словами ослаблялись в пользу фонетических звуков и ритмических эффектов:

Поются губы Бобэоми,

Звенят взоры Вээоми,

Поется образ Лиэээй,

И цепь гзи-гзи-гзэо звучит.

Красавица летит вдоль аллеи

На своей золотой карете.

Лакеи стоят на запятках

В зеленой ливрее и чулках.

Также, звук стал важным художественным элементом поэтической речи (музыкальное звучание стиха). "Поэты серебряного века заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию".

В-четвертых, символы являются неотъемлемой частью поэтической речи. Используется ассоциативный ряд словесных понятий — символов (белый голубь — чистота, алая роза — любовь). Углубленный подход к образам-символам не обязательно, с точки зрения поэтов, должен был находить отклик у слушателей; тем самым поэты подчеркивали свою элитарность:

Солнце я в этот мир пришел смотреть

Синий горизонт.

Я пришел в этот мир, чтобы встретить Солнце

Во-вторых, нужно придерживаться традиций русской поэзии и возрождать такие жанры, как сонет, мадригал, баллада и другие:

В ароматном белорозовом горошке

Играют две крошки в батистовых платьях.

Их ножки стучат по дорожке.

Наконец, поэзия должна затрагивать разнообразные и глубокие темы. Пейзажи и урбанистические мотивы не так важны, как философские размышления о жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти:

Это – царство красоты:

Есть лишь одна вечная заповедь – жить.

В красоте, в красоте, несмотря ни на что.

Большинство великих поэтов серебряного века стремились к освобождению от эстетических стандартов, к преодолению не только литературных штампов предыдущей эпохи, но и новых художественных канонов, формировавшихся в литературной среде.

Это время отличалась активной литературной жизнью: издания книг и журналов, поэтические вечера и соревнования, литературные салоны и кафе; множество и разнообразие поэтических талантов; большой интерес к поэзии, в основном к модернистским направлениям, среди которых символизм, акмеизм и футуризм были наиболее влиятельными.

В России символизм, одно из важнейших модернистских течений, имеет глубокие корни в значении символа как знака. Символ содержит в себе потенциал бесконечного раскрытия смысла. Как сказала М. Цветаева: "Для символиста вся жизнь – символ. Без символов нет ничего".

Кроме того, символ также представляет собой полноценный образ, который можно воспринимать даже без осознания его скрытого смысла. Сам символ в сжатой форме отражает постижение единства жизни и ее истинной, скрытой сущности.

В русском символизме выделяют два основных этапа – "старших" и "младших" символистов, которые разделяла не только возрастная группа, но и различия в мировоззрении и направленности творчества.

Поэты, дебютировавшие в 1890-х годах, считаются "старшими символистами" — это Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб, Михаил Кузьмин, Юрис Балтрушайтис. Они резко отвергали окружающую действительность, отказывались признавать реальный мир и считали его противоположностью своим субъективным переживаниям:

Желаю, но не в состоянии любить людей:

Я чужой среди них; моему сердцу ближе друзья —

Звезды, небо, холодная, синяя даль

И молчаливая печаль лесов и пустынь…

Их творчеству свойственны экзистенциальные темы — Жизнь, Смерть, Бог:

Я — бог загадочного мира,

Весь мир в моих мечтах одних.

Не сотворю себе кумира

Ни на земле, ни в небесах.

Сложные времена в истории первой русской революции привели к появлению нового поколения символистов: А. Белый, А. Блок, В. Иванов и другие. Для них символизм стал не просто школой, а целостной философией жизни.

Символисты стремились использовать символ для отражения сверхреальности, постижения невообразимого и выражения неописуемого. Они сделали значительные открытия в области поэтики, ритмики и музыкальности поэтической речи, зачастую пренебрегая логическими связями между словами. Некоторые поэты применяли приемы прерывистой речи, например, И. Анненский часто использовал многоточия, а Цветаева — тире:

Ты – вот, ты – юн, ты – молод,

Ты – муж… Тебя уж нет:

Ты – был: и канул в холод,

В немую бездну лет.

Помимо широко принятого поэтического стиля того времени, следует обратить внимание на акмеизм (от греческого слова "расцвет", "вершина", "высшая степень чего-либо"). Основная идея этого течения заключается в ясности формы и артистического замысла. Среди множества поэтов, принадлежащих к этому направлению, можно выделить Николая Гумилева, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама.

Именно на раннем этапе своего творчества они обратились к акмеизму. Акмеисты считали себя наследниками "заслуженного отца" – символизма, который, по словам Николая Гумилева, "дошел до конца своего развития и теперь уходит в прошлое". Наиболее выдающимися представителями акмеизма являются Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут и другие.

Существенные черты этого направления выражаются в отказе от символики как значимого элемента серебряного века, возвращении слову его первоначального, не символического значения и придании определенности, точности, отказе от мистики и потустороннего мира в поэзии, обращении к глубоким чувствам человека. Ярким примером акмеистского течения является поэзия А. Ахматовой: < / p>

Молюсь оконному лучу — < / p>

Он бледный, тонкий, прямой.

< / p>

Сегодня я с утра молчу, < / p>

А сердце — пополам. < / p>

На рукомойнике моем < / p>

Но так луч играет на нем, < / p>

Что весело смотреть. < / p>

Не удается акмеизму закрепиться в качестве ведущего поэтического направления. Причиной столь быстрого его исчезновения называют, в том числе, "идеологическую непригодность направления к условиям резко изменившейся действительности". < / p>

И, в заключение, следует упомянуть о футуризме (из латинского — "будущее") — самом передовом и скандальном направлении в "серебряном веке" русской литературы, яркими представителями которого были В. Каменский, В. Маяковский, В. Хлебников. Основные черты футуризма включают: отказ от поэтических традиций, анархичность в мировоззрении, бунтарский дух в поэзии, эксперименты в создании уникального языка поэзии, желание шокировать публику.

Русская поэзия футуризма была связана с передовым направлением в изобразительном искусстве, именно поэтому многие поэты-футуристы были художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Е. Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. Именно поэтому было проведено множество фонетических и синтаксических экспериментов с использованием разноцветных и разномасштабных шрифтов. Они активно использовали элементы лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклорных заговоров и давали большое значение визуальному воздействию текста на слушателя.

Рисунок 1 — произведения В. Каменского

Футуристы не придерживались формальных правил в использовании слов, они опредмечивали их, разбивали, меняли, создавали новые сочетания из этих разрозненных, разрушенных слов:

Усмей, осмей, смешики, смешики!

Футуристы в России придерживались девиза "поэзия должна выйти из темницы книги и раздаться на площади". Одним из самых выдающихся представителей этого направления был В. Маяковский, который ворвался в "Серебряный век" с революционным пафосом.

Поэтику "Серебряного века" нельзя свести к творчеству нескольких выдающихся мастеров слова. Это период, когда зарождались новые направления и открывались таланты великих художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов.

Несмотря на то, что "серебряный век" занимает небольшой временной отрезок – конец XIX-начало XX веков, это был "благоприятный" период для интенсивного расцвета поэзии.

Литературные течения символизм, акмеизм и футуризм представлены в творчестве поэтов. Они отвергали старые нормы, каноны и традиции, стремясь показать новое и важное в сфере поэзии "серебряного века".

Эти работы отражают характерные черты русского интеллигента — его утонченность, импульсивность, противоречивость. Это период социальных противоречий и революционных взрывов, характерных для всей русской жизни того времени. Особенность этого времени заключается в том, что самые поэты вкладывали в понятие "серебряного века" фантастические, непостижимые образы, которые проявлялись в различных течениях творчества того времени, но каждый из них оставался верен своей индивидуальной музыке стиха, оригинальному выражению чувств и переживаний лирического персонажа.

Любые новаторские проявления в искусстве вызывали живой интерес к разнообразному творчеству современников. С момента появления этого яркого явления прошло более ста лет, но интерес к произведениям мастеров того времени не угасает! Серебряный век справедливо можно считать национальным достоянием русской поэзии.

  • Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, 1 полугодие. / Н.В. Егорова. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: ВАКО, 2005.
  • Поэзия серебряного века. В 2 т. Том 1/ А.В. Леденева, Л.Г. Кихней [Текст]: — М.: Дрофа, 2002.

Течения

Период, известный как Серебряный век, тесно связан с развитием литературных течений, которые возникли в это время. В конце века появилось огромное количество талантливых поэтов.

К числу литературных течений Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм.

Символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм – это направления модернизма.

А. А. Блок, В. Я. Брюсов соответствуют традициям символизма; раннее творчество С. А. Есенина, А. Б. Мариенгоф — имажинизма; А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам — акмеизма; В. В. Маяковский, В. В. Хлебников — футуризма.

В эпоху Серебряного века, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький являлись представителями реализма, который постепенно уступал место модернизму.

Модернизм отличался от реализма своим стремлением к отходу от стандартов реалистического направления и обращением к вечным проблемам, библейским и фольклорным мотивам.

У каждого модернистского течения были свои уникальные особенности.

Декаданс

Творения Серебряного века часто отражали проблемы обреченности и неизбежности конца века. Это говорит о таком понятии, как декаданс. Авторы в своих работах демонстрировали настроение беспокойства и одиночества, ощущалась надвигающаяся катастрофа.

Серебряный век – временной промежуток в истории русской литературы, охватывающий окончание XIX и начало XX века. Этот термин связан с модернистскими литературными направлениями, выходившими за пределы реализма: символизм (А. А. Блок, В. Я. Брюсов), имажинизм (ранний С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф), акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам), футуризм (В.

Литературные течения Серебряного века, такие как символизм (А. Блок, Ф. Сологуб), футуризм (В. Маяковский, В. В. Хлебников) и акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова), отличались своими уникальными особенностями. Вместе с этими направлениями существовал реализм (Л.

Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький). Также следует отметить, что Серебряный век был связан с декадансом, который выражал проблемы обреченности и неизбежности конца века, атмосферу тревоги и одиночества, предвкушение надвигающейся катастрофы.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий