Не секрет, что одни и те же вещи люди часто воспринимают по-разному. «Вокруг света» предлагает обратиться к не самым известным литературным произведениям, в которых встречается описание Санкт-Петербурга, и посмотреть, какой их авторы увидели Северную столицу.
Британский писатель и критик Малколм Брэдбери закончил свой литературный путь в 2000 году романом-завещанием «В Эрмитаж!». Действие разворачивается попеременно то в 1773 году, когда французский философ-просветитель Дени Дидро прибывает ко двору Екатерины II, то в 1993-м, когда английский писатель и профессор в составе группы ученых приезжает в Санкт-Петербург для работы над «Проектом Дидро». При этом название романа обозначает не только конечную цель обоих путешествий, но и символизирует «Путь Просвещения», показывающий движение западной философской мысли в Россию.
В двух «измерениях» романа автор по-разному изображает и Петербург. Город-новострой на Неве, в который попадает Дидро, со своей «европейскостью» кажется чем-то чужеродным в России. За его внешним блеском скрываются нищета и неблагополучие населения.
В этом городе соседствуют аккуратные и широкие площади и проспекты и сияющий огнями Зимний дворец с грязью, лошадиным пометом и человеческой мочой. Дидро видит, как возводится Исаакиевский собор, стройка которого кажется ему воплощением хаоса.
В 1990-е Санкт-Петербург предстает иным. Писатель-рассказчик смотрит на знаковые достопримечательности города — Зимний дворец, Кунсткамеру, Медный всадник, Летний сад и Невский проспект. Но, несмотря на то что перед ним «туристический» город, в нем угадывается прошлая история Петербурга.
Петербург. Андрей Белый
Главный роман о Северной столице, вершина прозы русского символизма и модернизма, шедевр, которому нет равных. Петербург в этой книге — это не просто место действия, а главный герой, град Петра, в описаниях которого угадываются произведения Пушкина, Гоголя и Достоевского. Желтый особняк, «большой, электричеством блещущий мост», фосфорический свет луны, Медный всадник. Андрей Белый предвосхитил и одновременно опередил Джеймса Джойса (Владимир Набоков ставил «Петербург» рядом с «Улиссом»). Здесь и поток сознания, и переосмысление античной мифологии, и кинематографичность (принцип монтажа).
Примечательно то, что Андрей Белый был москвичом и не жил подолгу в городе на Неве, но при этом ему удалось точно передать все оттенки и грани Северной столицы.
Мы живые. Айн Рэнд
Это первый роман Айн Рэнд, опубликован он был в 1936 году в США. В нем она впервые выступила против коммунизма (книгу даже экранизировали в 1942 году в Италии при Муссолини, вот только фашистские власти усмотрели в картине критику не только левых идей, но и своей собственной идеологии, так что фильм быстро изъяли из проката).
Действие романа происходит в Петрограде в начале 20-х годов, вскоре после окончания Гражданской войны. Айн Рэнд точно передала крайне непростые бытовые реалии тех лет. НЭП только-только начался, и не все смогли извлечь из него выгоду для себя. Герои вынуждены терпеть длинные унылые очереди и общую разруху. Не хватает элементарных товаров и продуктов, тех же дров и угля.
Главная героиня — дочь классового врага, Кира Аргунова. Из-за «неправильного» происхождения она и ее семья попадают в категорию лишенцев. «Мы живые» — это судьба личности на фоне судьбы родного города, который становится для нее чужим.
Книги, действие которых происходит в Санкт-Петербурге
Если вы когда-то бывали в Петербурге или только мечтаете туда поехать, то наверняка знаете о его особой атмосфере — вечном сплине, которому посвящали стихи поэты разных эпох. Чтобы погрузиться в эту атмосферу, необязательно бросаться покупать билет — достаточно выбрать одну из книг нашей подборки.
Авторам этих произведений удается тонко и чутко передать настроение Северной столицы, город сам оказывается действующим лицом. Читатель сможет пройти по улочкам и переулкам, заглянуть в знаменитые дворы-колодцы, почувствовать на себе дыхание Невы.
Книги о Санкт-Петербурге
21 книг
Книги, действие которых происходит в Нью-Йорке
28 книг
Книги, действие которых происходит в Париже
Место действия: Санкт-Петербург. — 104 книги
Кто не знает этот славный город? С его замечательными набережными, сфинксами, соборами, крышами, музеями. Перечислять можно бесконечно. Сколько известнейших писателей и авторов ходило по Невскому, а сколько героев романов и книг жило в Северной столице! Сколько воин пережил город, царей и переименований!
Давайте же соберем вместе художественные произведения, от "для самых маленьких" до серьезных романов, действие которых происходило в вольном городе на Неве. Жду ваших отзывов и предложений!
На заглавной картинке подборке фотография знаменитого Дома Книги на Невском проспекте.
Категория: подборки по темам Теги: Санкт-петербург, Ленинград, Питер, Петербург, Петроград
Издательство: | Русский вестник |
Язык: | Русский |
"Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой."
Ctixia 11 марта 2011 г., 19:45
Петербург в русской литературе
Ни для кого ни секрет, что Петербург всегда был городом-загадкой, мрачным, сырым, однако с потрясающе-красивой архитектурой. Славу печального, вечно дождливого города Петербург обрел благодаря своему географическому расположению и климатическим факторам. Действительно, здесь, неподалеку от Балтийского моря, практически всегда идет дождь, в Петербурге всегда пасмурно и тоскливо. Именно поэтому город был просто обречен прослыть мистическим, тоскливым или же «поэтическим», поскольку считается, что именно дождь вдохновляет на творчество.
Замечание 1
На самом деле, Санкт-Петербург назван «городом поэтов» не просто так. В разное время здесь жили и творили многие известные литераторы. Именно в Петербурге были созданы шедевры русской и мировой классики.
Так какую же роль играет Петербург в этих самых произведениях? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, следует проанализировать прозаические и лирические произведения русской литературы. Сравнивая их, можно составить портрет Петербурга в разные его времена и эпохи. Так, Санкт-Петербург в русской литературе бывает:
- Мрачный, ветреный, «простуженный» город, в котором никто не находит приюта, город, который пропитан дождями и грустью (Такое описание Петербурга встречается в произведения Ф. М. Достоевского, А. А. Ахматовой, Н. Гумилева, А. Блока).
- Грязный, больной, лишенный здравого смысла город опустившихся людей, полный унижений и беспредела (Такой Петербург встречается в произведениях Ф. М. Достоевского, А. Блока, Н. В. Гоголя).
- Величавый, гордый, празднично одетый город, «творение Петра» (Такой Петербург встречается в произведениях А. А. Ахматовой).
- Яркий, пестрый город, тонущий в вечной спешке, однако смогший сохранить свое величие (Такое описание встречается в литературе реже всего, например, в некоторых произведениях А. А. Ахматовой).
- Величавый, роскошный, дорогой город богачей, вечных праздников и балов (Такое описание встречается, в основном, в литературе восемнадцатого-девятнадцатого века в произведениях русских прозаиков того времени, в частности, Льва Толстого).
- Революционный Петербург. Здесь описана сумятица и неясность происходящего, той ситуации, что творилась после победы большевиков и в разгар гражданской войны. Такой Петербург встречается в произведениях А. Блока и С. А. Есенина.
«Петербург в русской литературе»
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Помощь с рефератом от нейросети
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, Петербург в произведениях русской литературы бывает совершенно разным, однако, большинство писателей, живших и творивших в этом городе, сходятся в одном: Петербург – это город дождей и печали, предоставленный сам себе. В русской литературе Петербург представлен как город, в котором постоянно сыро, который нравится только странным и неуравновешенным людям, который вдохновляет на творчество и одновременно убивает все живительные силы.
Значение Петербурга в русской литературе
Как известно, образы Петербурга присутствуют практически в каждом втором произведении русской литературы. Для чего они использованы и какое место занимает Петербург в русской литературе?
С момента своего основания, Петербург восхищал писателей и поэтов, манил их своей холодной и величавой красотой, строгостью архитектуры и прекрасными красотами искусства и природы. Все это во все времена влекло мечтателей, искателей чуда или же личностей ярких, непохожих на других своим внутренним миром.
Так, образ Петербурга имеет для русской литературы следующее значение:
- В образе Петербурга отражается образ России того времени таким, какая она была: величавая, неприступная снаружи, но грязная и беспомощная внутри. Образ города неразрывно связан с образом народа, проживающего в нем. Кого мы можем встретить на улицах Петербурга? Несчастных, замученных людей, самоубийц, клятвопреступников, проституток, продажных полицейских и всяческий нищий сброд, пьющий в кабаках и жалующийся на свою горькую и неудавшуюся жизнь. Все это показывает то, какой жалкой бывает Россия, какой беспомощной и упадочнической она была.
- Образ Петербурга играет важную эмоциональную роль в тексте произведения. Он может быть мрачным и темным, больным, роскошным, солнечным, дождливым – в общем, разным, благодаря чему картина произведения становится более глубокой и яркой.
- Зачастую Петербург имеет довольно значительную связь с эмоциональным состоянием героя произведения, отражать его мысли, чувства и символизировать душевный покой или же, наоборот, дисгармонию и диссонанс.
- Петербург может быть отдельным персонажем наряду с главными героями. Так, Петербург играет роль персонажа в зависимости от сюжета произведения или действий, разворачивающихся в нем.
- Петербург может быть так же и главным фоном событий. В таком случае он является одним из ключевых образов и символов произведения.
- Петербург может быть представлен в произведении главным творением искусства, величавым и гордым. Петербург, как часть искусства и достояние России, встречается в русской литературе довольно часто, особенно в лирических произведениях.
- Петербург несет в себе также и историческое значение – история Петербурга неразрывна связана с важнейшими событиями в истории России, что не могло не отразиться в литературных произведениях.
- Петербург может быть представлен в произведении как революционный центр. Революционный Петербург – отдельная тема образа этого города, имеющая большое значение для русской литературы в целом.
Таким образом, Петербург в русской литературе играет очень большую роль. Образ этого города в прозаических и лирических произведениях бывает различен: от яркой и величавой столицы, до темного и грязного, нищего и несчастного города, построенного на костях крепостных. Все это находило отклик в сердцах и умах писателей, живших и творивших в Петербурге в разные годы его существования.
Так, значение Петербурга для русской литературы просто огромно. Петербург – это не только мрачный и холодный город, это – историческая ценность и достояние России!