Русский архитектурный стиль: ключевые особенности и уникальные черты

Русский архитектурный стиль: ключевые особенности и уникальные черты

Русский архитектурный стиль отличается богатым разнообразием и глубокой историей, формировавшейся под влиянием различных культур и религий. Одной из его ключевых особенностей является использование традиционных элементов, таких как купола, арки и символизм, что отражает духовные и культурные ценности народа. Ярким примером служат храмовые комплексы, где сочетание деревянных и каменных конструкций создает уникальные решения, придающие зданиям характерный Russian look.

Кроме того, в русском архитектурном стиле заметно влияние природных материалов, что обуславливает тесную связь архитектуры с окружающим ландшафтом. Разнообразие форм и стилей, от древнерусского зодчества до модерна, также говорит о поиске новых решений и адаптации к меняющимся условиям. Это многообразие создает живописный и аутентичный облик русских городов, отражая их культурное наследие и художественную самобытность.

Русское зодчество: история и особенности русской архитектуры

В данной статье будет рассказано о русском зодчестве, его истории, особенностях и влиянии на современную архитектуру. Также будут приведены примеры знаменитых сооружений этого стиля.

Русское зодчество: история и особенности русской архитектуры обновлено: 18 сентября, 2023 автором: Научные Статьи.Ру

Помощь в написании работы

Добро пожаловать на лекцию по русскому зодчеству! Сегодня мы поговорим о важном аспекте русской культуры – архитектуре. Русское зодчество имеет свои особенности и уникальный стиль, который сформировался на протяжении многих веков.

Мы рассмотрим определение характеристик русского зодчества, его развитие на протяжении истории, особенности архитектурного стиля и рассмотрим примеры известных построек. В заключение, мы обсудим влияние русского зодчества на современную архитектуру. Готовьтесь к захватывающему путешествию в мир русской архитектуры!

Требуется помощь с написанием работы?

Напишем учебную работу за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Петр I уничтожил (ну, почти) русский стиль

После обучения за рубежом и установления дипломатических отношений, Петр I решил провести реформы на родине, устраняя все признаки древнерусского образа жизни. Он фактически объявил войну старым обычаям и усиленно привносил европейские элементы в российскую культуру. Царь пригласил итальянских архитекторов для строительства дворцов вместо традиционных деревянных теремов, а также заставил бояр облачиться в европейские наряды, отказавшись от традиционных кафтанов, брить длинные бороды и носить парики с порошком.

Русский архитектурный стиль: ключевые особенности и уникальные черты

Портрет Петра I, созданный Полем Деларошем

Продолжатели его идеи «прогрессивной России» в течение двух следующих столетий. Даже европейское барокко вытеснило традиционную церковную архитектуру в 17-18 веках.

Но в то время как столичные знания и официальную архитектуру Петр мог держать под контролем, крестьянство и народные промыслы продолжали жить своей жизнью. Власть не вмешивалась в стили росписи прялок, не регламентировала узоры и мотивы народных мастерских, разбросанных по всей стране. Хотя царь-реформатор внес какие-то изменения в «русский стиль», привезя из Голландии делфтский фарфор, чья бело-голубая расцветка впоследствии была скопирована мастерами из Гжели.

Возвращение к корням

Возможно, если бы дворянство не обратилось бы к «корням» к 19-й половине века, «русский стиль» не дошел бы до нас. Они начали поиски национальной идеи и идентичности, включая в моду элементы примитивного народного стиля, и высшее общество заинтересовалось жизнью простых людей. Художники-передвижники также сыграли немаловажную роль, изображая суровый крестьянский быт.

В конце 19-го — начале 20-го веков появилось художественное объединение «Мир искусства», которое искало и воплощало в произведениях визуального искусства исконно русские мотивы. В живописи часто появлялись сюжеты русских сказок — прекрасный пример творчества Виктора Васнецова.

Искусство Виктора Васнецова. Богатыри

Сказочные гравюры Ивана Билибина остались наиболее известными в мире книжной иллюстрации.

Иллюстрация Ивана Билибина к сказке "Василиса Прекрасная"

Изображения русских красавиц в кокошниках и сильных богатырей стали очень популярными даже в сфере торговли — их изображали, например, на упаковках товаров.

Фабрика шоколада и конфет И.П. Романенковой в Харькове
Большое влияние на театральное искусство произвел крутой поворот. В начале 20-го века антрепренер Сергей Дягилев организовал в Европе «Русские сезоны», в рамках которых он привозил на гастроли выставки, балетные и оперные постановки.

Самым известным балетом в русском стиле стал «Жар-птица» Игоря Стравинского, костюмы и сценографию к которому создал Леон Бакст, также участник движения «Мир искусства».

Русские мотивы проникли и в интерьеры — стали модны изразцовые печи, народные вышивки. Ювелирное искусство не осталось в стороне — Фаберже и другие мастера начали выпускать столовые предметы и драгоценные украшения в стиле средневековой Руси.

Солонка. Коллекция украшений от П.А. Овчинникова, созданная в 1894 году

Экспозиция Государственного Исторического Музея

Однако абсолютным воплощением возвращения стиля стало торжество 300-летия Дома Романовых в 1913 году. На легендарном костюмированном балу, организованном последним русским императором Николаем II, все пришедшие были обязаны появиться в костюмах времен до Петра I.

Участники тематического мероприятия в костюмах

Русский стиль

Области изучения: Искусство периода с середины до второй половины 19 века в России, художественное творчество эпохи модерна в России, различные стили, направления в изобразительном искусстве и архитектуре. Также известно как: псевдорусский стиль. Существовало с середины 19 века до начала 20 века в Российской империи. В настоящее время изучается в Российской Федерации как вид искусства — архитектура.

Существующие направления, стили и жанры в изобразительном искусстве и архитектуре

Русский стиль (ранее называемый "псевдорусский стиль") — это один из исторических стилей в архитектуре и искусстве, преимущественно во второй половине 19 века.

Он возник на окраине архитектурного процесса в 1820-1830-х годах в основном как стиль для дворцовых садово-парковых павильонов; с 1850-х годов он стал использоваться в церковном зодчестве; с 1870-х годов — в архитектуре выставочных сооружений, в том числе за границей. В России этот стиль получил наибольшее развитие в период "контрреформ" 1880-1890-х годов правления императора Александра III как стиль официального строительства (начиная с конкурса на проект памятника храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге в 1881-1882 годах), сменив в этом качестве русско-византийский стиль.

На изображении изображен Александр Померанцев. Это здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) на Красной площади в Москве, созданное в 1930 году.

Вдохновлением для этого стиля послужило стремление к восстановлению национальной традиции, нарушенной процессом европеизации во времена Петра I. Архитекторы, такие как А. М. Горностаев, Г. И. Котов, Н. В. Никитин, А. А. Парланд, А. Н. Померанцев, М. Т. Преображенский, И. П. Ропет, Н. В. Султанов, Д. Н. Чичагов, А. И. фон Гоген, В. О. Шервуд и другие, обратились к русской архитектуре 16-17 веков, чтобы вернуть зодчество к идее "самобытности" в соответствии с консервативной политикой императора. Русский стиль архитектуры рассматривался как один из инструментов для русификации периферийных областей империи.

Проведение проектно-строительной практики было прямо связано с работой по изучению и описанию памятников древнерусской архитектуры и задачами восстановления архитектурных сооружений. Недостаточное изучение средневековой русской архитектуры регулярно упоминалось самими архитекторами как основное препятствие на пути развития этого стиля. Позднейшие критики указывали на фантастичность и надуманность композиционных и декоративных приемов как недостатки его сторонников-архитекторов.

Антоний Томишко. Храм-памятник Рождества Христова близ города Шипка, Болгария. 1885–1902. Антоний Томишко. Храм-памятник Рождества Христова близ города Шипка, Болгария.

1885–1902.

С точки зрения метода проектирования, русский стиль был видом эклектики, основанным на использовании и практическом применении закономерностей древнего стиля, на точном цитировании его деталей и т.д. В этом отношении его можно сравнить с неоготикой и неовизантийским стилем в Западной и Центральной Европе, однако его уникальность заключается, во-первых, в фантастичности решений, вызванной недостатком знаний о древнерусском зодчестве, и во-вторых, в его ограниченности национальными рамками (постройки за пределами Российской империи — в основном выставочные павильоны, храмы-памятники воинской славы и православные храмы в местах компактного проживания российских подданных).

Среди основных сооружений в русском стиле можно выделить Успенский собор в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки; 1862–1868, создан по проекту А. М. Горностаева и реализован И. А. Варнеком), Исторический музей в Москве (1875–1883, архитекторы — В. О. Шервуд, А. А. Семёнов), Церковь Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (1883–1907, инициирован А. А. Парландом, архимандритом Игнатием (Малышевым), доработан Д. И. Гриммом), здание Городской думы в Москве (1890–1892, архитектор Д. Н. Чичагов), Драматический театр в Самаре (1886–1888, архитектор М. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды в Москве (1889–1893, архитектор А. Н. Померанцев), Церковь святителя Николая в Вене (1893–1899, архитектор Г. И. Котов), Собор святых Петра и Павла в Петергофе (1895–1904, построен В. А. Косяковым по проекту Н. В. Султанова) и другие.

об исследованиях, проведенных в конце 19-го и начале 20-го веков, указывает на то, что архитекторы продолжали искать национальную идентичность в неорусском стиле, несмотря на его популярность. Важно отметить, что русский стиль все еще присутствовал в работах архитекторов данного периода. Примерами таких работ являются церковь Успения на территории Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге (1895-1900), Свято-Никольский морской собор в Либаве (ныне Лиепая; 1900-1903) и другие.

Сферы знаний: Творчество во второй половине 19 века в России, Искусство модерна в России, Стили и направления в искусстве, Архитектура Другие названия: Псевдорусский стиль Период: середина 19 — начало 20 века Историческое государство: Российская империя Современное государство: Российская Федерация Вид искусства: Архитектура

Интерьер

Устройство внутренних помещений в древних деревянных зданиях имеет свои особенности. Они предполагали наличие большой залы с центральной опорой, которая поддерживала своды, а сама зала была открытым пространством. В современных интерьерах в неорусском стиле преобладают низкие потолки, "лабиринт" комнат, узкие двери и небольшие окна для улучшения теплоизоляции.

Дерево играет главную роль в ориентировании. В открытом доступе находятся балки потолка, бревенчатые стены и массивные полы. Тёплый светлый оттенок натурального дерева создаёт атмосферу уюта, в таких помещениях всегда чувствуется комфорт. Исследования показывают, что в домах из дерева дышится легче.

Цвет

Часто проводится окрашивание фасадов и интерьеров. Приветствуются яркие оттенки, такие как красный, голубой, жёлтый.

Однако есть некоторые неудобства, так как краски со временем выцветают, и необходимо постоянно обновлять цвет. Фасад может быть частично раскрашен или украшен цветной вставкой.

Обычно в интерьере используют роспись для украшения потолка, Возможны отдельные декоративные элементы на стенах.

История возникновения архитектурных стилей в России

1. Древнерусская архитектура.10-12 век

Неустанно я готов говорить,

О своем, о кровном словно,

О родном городе Суздале,

Будто в нем прожил всю жизнь…

Так мне близки белые стены

Всех его монастырей,

И цельные пластины металлических дверей.

Эти узорчатые печи,

Изморозь резьбы,

Тесные ворота

У приземистой избы…

Архитектура древнерусских времен пройдет века! Её основы были сложены на основе традиций и обычаев восточных славян и передавались из поколение в поколение. К сожалению, сооружения того времени были построены из дерева и не сохранились до наших дней. Несмотря на близость к Западной Европе, основным путем обмена товарами и людьми был так называемый "путь из варяг в греки" — морской и речной маршрут от Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Этот маршрут вдоль Днепра лег в основу формирования русских городов, таких как Киев, Чернигов и другие, культура которых была непременно под влиянием Византии — самого развитого и влиятельного государства того времени

Ученые отмечают, что влияние иностранных культур на Русь было очень ограниченным, поскольку принималось только то, что соответствовало русской эстетике. В развитии русской культуры процесс был гораздо сложнее и уникальнее, чем просто "византинизация Руси", и он опирался на народные истоки и восприятие

В каждом русском городе формировались свои особенности, особенно выделялась Владимиро-Суздальская архитектура. Впоследствии, в 15-16 веках, после объединения княжеств вокруг Москвы, сформировались общие для Руси архитектурные традиции.

(Суздальский Кремль. 12 век.)

Исключительные музыкальные произведения, изумительная красота, уникальные и разнообразные элементы архитектуры, прочные и тщательно продуманные конструкции, часть из которых до сих пор существует… И ни одного повторения, заимствованного у других культур!

2.”Нарышкинское” Барокко. 1680-1700 годы

Это своеобразное звено между старинной русской архитектурой и новым стилем Барокко. Оно отличается традиционным роскошным декором и изысканными узорами.

(1694 год. Церковь Покрова в Филях. Москва.)

3. Барокко. Первая половина 18 века

Появление Барокко в России было обусловлено основанием Санкт-Петербурга. Петропавловский собор является примером "Петровского" Барокко, ориентированного на западноевропейский стиль. Вместе с приходом иностранных архитекторов, в стране возникла собственная архитектурная школа, сочетающая в себе уникальные русские традиции. Это выражается в плоских фасадах, простоте объемов, ясном разделении форм и сдержанности интерьеров.

Впоследствии возникает "Елизаветинское" Барокко, которое ассоциируется с известным архитектором Растрелли. Оно характеризуется более тесной связью с московским стилем. Растрелли разработал в Санкт-Петербурге архитектурные ансамбли Зимнего и Екатерининского дворцов, а также Петергоф. Этим сооружениям присущи громадный масштаб, театральность, преувеличенный пафос, роскошь внутреннего интерьера, и позолоченные фасады.

4. Классицизм. Вторая половина 18 века – начало 19 века

Классицизм – это возвращение к древнегреческим канонам искусства архитектуры, основанным на ордере (что означает "структура", "порядок"). Его особенности включают в себя симметричные композиции, строгие, логические и простые формы. Русский классицизм развивался при Екатерине II, отличаясь монументальностью, гармонией, простотой и сдержанностью убранства помещений.

(Москва, 1784 год. Дом Пашкова.)

5. Национальный романтизм. 1780-1800 годы.

Этот период также известен как "готический стиль". Он существовал параллельно с классицизмом. Примером является ансамбль Царицыно (проектировали Баженов и Казаков). По указанию Екатерины в его основе должна была быть готика, но мастера взяли за основу древнерусские традиции. Белокаменные детали (в стиле 12 века) удивительно сочетаются с красными кирпичными стенами

6. Ампир. 1800-1840 годы

Архитектурный стиль, созданный императором Наполеоном, известен своими массивными монументальными сооружениями, пышными декоративными элементами и символикой в виде лавровых венков, пальмовых ветвей и другой военной атрибутики. (1819 год. Главный штаб в Петербурге. Архитектор Росси.)

7. Эклектика. 1830-1890 годы

Это не просто стиль, это целое движение в мире искусства, где различные стили смешиваются в одном произведении в самых неожиданных сочетаниях и формах. Оно возникло как форма протеста против традиционных классических норм. (Это произошло в 1896 году в Успенской церкви в Санкт-Петербурге).

8. Модерн. Конец 19 века-1917 год.

Стиль, который использует самые новые технические достижения своего времени. Его особенности включают в себя несимметричность, мягкие линии и плавные формы. Здания проектируются с учетом принципа "изнутри — наружу", что означает, что форма фасада вытекает из особенностей внутреннего обустройства. (1900 год. Особняк Рябушинского. Москва.

Архитектор Шехтель).

9. Ретроспективизм. 1905-1917 годы

Это одно из самых сложных направлений в архитектуре. Оно напоминает поздний модерн, и для неспециалиста очень сложно отличить их друг от друга. Оно основано на сочетании традиций и архитектурных приемов прошлых лет, включая древнерусскую архитектуру.

Существует три основные группы ретроспективизма:

Неоклассицизм

Отличный пример подобной архитектурной конструкции — здание Московского Казанского вокзала (1914 год. Проектировали Рерберг, Олтаржевский, Шухов). Здание сочетает в себе элементы классицизма и ампира, а также имеет квадратную часовую башню и добавление античных скульптур.

Неорусский стиль. (Псевдорусский, А-ля-рюс)

Это было первым проявлением стиля Модерн, который синтезировал древнерусское и русское зодчество, элементы византийской культуры, и представлял собой искусную стилизацию и интерпретацию русской архитектуры, европейского романтизма и домонгольских построек. Обсуждение этого стиля вызывает много споров.

Некоторые архитекторы считают Неорусский стиль преемником Псевдорусского, в то время как другие утверждают его уникальность. Основное различие между этими стилями заключается в том, что Неорусский стиль свободно и креативно передает дух Древней Руси, в то время как Псевдорусский натурально копирует все архитектурные детали строений.

Уникальные произведения современных российских мастеров часто выходят за пределы традиций и получают признание по всему миру. Неорусский стиль возник в художественном кружке в Абрамцеве и его основоположником считается художник Виктор Васнецов, изображавший прекрасное древней Руси. Фасад Третьяковской галереи был выполнен по его проекту. Значительный вклад в развитие этого стиля внес архитектор Алексей Шусев, вдохновленный зодчеством Новгорода и Пскова. Его значимые творения включают Казанский вокзал в Москве и Марфо-Мариинскую обитель.

Иван Ропет (1870 год) является выдающимся примером Псевдорусского стиля. Он известен своим творением "Терем" в Абрамцево под Москвой.

(Терем в Абрамцево.)

Собор Василия Блаженного построен в стиле Псевдорусского, исследователи считают, что его основу составляет китчевая эклектика с восточными элементами.

(Собор Василия Блаженного.)

Неоготика

Истоком архитектуры этого стиля послужили готические соборы Европы. Прекрасным примером является Католический собор, расположенный на Малой Грузинской улице в Москве (1901-1911 годы). В нем установлен самый крупный орган в России.

Конструктивизм. 1917-1930 годы

В период советского времени ведущее положение занял стиль конструктивизма, который характеризовался четкими, строгими линиями и монолитными формами зданий, основанными на железобетонном каркасе. Особое внимание уделялось функциональности сооружений, таких как дворцы спорта и труда, кинотеатры, дома культуры. Примером конструктивизма (с элементами Ар-деко) можно назвать мавзолей Ленина.

Сталинский стиль. 1930-1950 годы

Монументальность, гигантство, строгое соблюдение установленных стандартов материалов и технологий. В архитектуре присутствуют элементы Неоклассицизма, Ар-деко и Ампира Здания были украшены барельефами, символикой Советского Союза, использовались мрамор, лепнина, бронза, драгоценные породы дерева.

Времена, которые мы живем.

Важно отметить, что все описанные исторические стили возникали как реакция на социально-экономическое, политическое и военное положение в стране и в мире в целом. Каждая эпоха имеет свою архитектуру. Как и любое другое искусство, современные русские архитекторы и дизайнеры интерьеров должны отражать особенности нашего времени, реагировать на происходящие события и применять новые технологии.

Существует постоянный спор о современном состоянии архитектуры. Он проявляется, в том числе, через интернет-дискуссии. Общее мнение заключается в том, что в настоящее время происходит переосмысление и трансляция мировых тенденций, что в большей степени зависит от экономических возможностей и менталитета.

По мнению архитекторов, потребности в изменениях приведут к изменениям в ситуации. Для достижения лучшей жизни людей необходимо быть готовыми и иметь возможность изменить свой культурный код.

Историзм

Большой Храм Христа Спасителя в столице России, Москве. Изображение предоставлено сайтом strinplus.ru

Фотография усадьбы Царицыно в Москве, сделанная Юрием Губиным для фотобанка "Лори".

Здания, возведенные в этом архитектурном стиле, который появился в середине XIX века, представляют собой наиболее разнообразные сооружения. Основная черта историзма заключается в том, что архитекторы обращаются к наследию прошлого. Это наследие может быть разнообразным: византийским, например, что приводит к возникновению сооружений в неорусском стиле, подобных храму Христа Спасителя. Или же оно может быть готическим, как усадьба Царицыно в Москве.

Также оно может быть осмыслением наследия эпохи Возрождения, как, например, Московский и Ленинградский вокзалы. Внешние черты историзма сложно сформулировать: сооружения этого стиля разнообразны и непохожи друг на друга. Если вам попадается здание, которое "пытается выглядеть старше, чем на самом деле" — скорее всего, это памятник историзма.

Модерн

Фото дома "Зингер" в Санкт-Петербурге, сделано специально для сайта spb-guide.ru

Гостиница «Метрополь», Москва. Фотография: liveinmsk.ru
Архитектурный стиль модерн появился в конце XIX — начале XX века. Он характеризуется изобилием стекла и железа, использованием мозаики и росписей на фасадах, необычными изогнутыми линиями и асимметрией.

Дом компании «Зингер» в Петербурге и гостиница «Метрополь» в Москве являются наиболее характерными примерами этого стиля.

Особенности создания проекта

При возведении традиционного дома, как правило, необходимо создавать уникальный проект. Важно учитывать несколько ключевых параметров во время проектирования:

  • Для строительства необходимо использовать древесину или камень в качестве основных материалов.
  • Оконные проемы должны быть узкими и небольшими, также требуется использовать деревянные стеклопакеты для их заполнения.
  • Кровля здания должна иметь два ската (иногда допустимо использование трех- или четырехскатной крыши).
  • Дом может состоять из одного или двух этажей, Возможно наличие мансарды.

Это позволит заказчику получить полностью готовый к проживанию дом, который соответствует всем современным требованиям безопасности и надежности. Такое строение также будет иметь запоминающийся внешний вид и выделяться среди других зданий.

Иногда можно внести изменения в типовой проект для сокращения затрат и времени подготовки. В этом случае можно использовать проект дома из бруса в качестве основы, так как он наилучшим образом соответствует стилю.

Подведем итоги

Русский стиль загородного дома представляет собой оптимальное решение для любителей уюта и комфорта. Хотя строительство такого дома обходится недешево, зато здание служит долгие годы. Обычно такие проекты выбирают те, кто мечтает о теплом и надежном жилье за городом. При возведении таких домов можно использовать элементы старинной русской архитектуры, при этом не забывая о применении современных технологий, которые упрощают процесс строительства.

Присоединяйтесь к нам в Телеграме!

Там мы публикуем подборки проектов, красивые варианты интерьеров загородных домов, строительные советы от главного архитектора Domamo и много другой полезной информации.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий