Русская православная культура, пронизанная духовными и моральными ценностями, играет ключевую роль в формировании общественного сознания и государственной жизни. Основные принципы, такие как милосердие, семья, честность и справедливость, служат основой для взаимодействия между людьми и обществом, укрепляя связи внутри общин и способствуя социальному единству.
Духовность и традиции православия воздействуют на политические и культурные процессы, вдохновляя на заботу о ближнем и ответственность перед обществом. Важность духовной жизни в российской культуре связывает граждан с историей и наследием, формируя уважение к традициям и поддерживая устойчивость государственности в условиях современных вызовов.
Роль православных ценностей в формировании семейных традиций
Необходимость восстановления традиций семейного воспитания связана с необходимостью преодоления духовного кризиса в современной России. Этот кризис проявляется в ужасных явлениях, таких как детская преступность, социальное сиротство, насилие над детьми в семье и т. д. Поэтому важно проанализировать традиционные семейные ценности и использовать их позитивные аспекты в современном семейном воспитании.
Разрушение традиций семьи является одной из причин духовно-нравственного кризиса в современном обществе. С 1917 года многие традиции были утрачены, как народные, так и семейные. Некоторые из них сохранились в трансформированной форме, некоторые исчезли, и, конечно, возникли новые.
Изменение взглядов на понятие "семьи", верность в семье, воспитание детей привело к потере многих традиций, которые делали семью — семьёй.
- Существует множество кризисных явлений в жизни семьи:
- Нравственные представления о браке и семье разрушены.
- Устои семьи нарушены.
- Традиционное представление о родительстве и детстве утрачено.
При взгляде на историю семейных традиций русского народа становится ясно, что возрождение семейных традиций является одним из спасительных методов. В этих семьях не садились за стол без молитвы, каждый вечер и утро сопровождались уроками Божьими, маленькие и старшие верили в добро и знали, что такое зло, высоко ценили отца и мать, верили в справедливость и Божию кару за грехи.
Важно, чтобы традиции были приняты всеми членами семьи, так как они способны укрепить семейные узы, внести любовь, взаимоуважение и понимание в сердца, чего так не хватает современным семьям.
Проблемы семьи в современном обществе стали очевидными. Они уже не ограничиваются семейными, но имеют социально-психологический, экономический, демографический, педагогический и юридический характер, затрагивающий масштабы государства.
Проблемы пьянства, наркомании, агрессивности и жестокости все сильнее проникают в семейное пространство, разрушая его изнутри и оказывая воздействие на общество через социальные болезни. Изучение демографической ситуации в учебных заведениях показывает, что среди благополучных семей присутствуют семьи из "группы риска" — 472 семьи. Из них 67 малообеспеченных, 69 многодетных, 298 неполных, 3 злоупотребляющих алкоголем, 20 опекаемых, 15 состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Одним из направлений педагогической работы является работа с проблемными семьями, включая алкоголизирующие, малообеспеченные, многодетные семьи.
Семья — это одно из самых сложных явлений общественной жизни, сопровождающее человечество с древних времен и до наших дней.
В российской народной культуре семейного воспитания основной акцент делался на послушании как на ключевом элементе почитания Бога. Логика аргументов обосновывала это утверждение следующим образом: муж, будучи главой семьи, должен почитать Бога, а жена должна быть покорной перед мужем, а дети должны уважать своих родителей. Было распространено мнение, что отступление людей от веры приводит к тому, что муж перестает почитать Бога, живя по Его воле, и в результате жена начинает непокорствовать мужу. И как следствие из этого двух непокорных людей вырастает непослушный ребенок.
Инструментальной базой решения этих важных проблем является комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности страны. Основой этой стратегии является формирование у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей.
Мораль. Сексуальность. Сдержанность. Чувствительность. Душевность.
Свобода.
Подавление греховной натуры на основе осознания того, что ребенок должен быть свободен в пределах своих возможностей. Гражданственность.
Единственный выход из сложившейся кризисной ситуации — содействовать укреплению семьи через восстановление традиционных ценностей брака, семьи, уважения к материнству и отцовству, возрождение родной культурно-исторической и религиозной традиций, творческое воссоздание традиционного образа жизни общества и семьи в современных условиях, а также создание в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.
В школе, где я учусь, есть 47 классов. Для того чтобы укрепить семейные ценности и традиции, в каждом классе классный руководитель совместно с родителями организуют семейные праздники, такие как "Папа, мама, я спортивная семья", "День Матери", "Моей семье посвящается", "Когда я был молодым". Также проводятся "традиции моей семьи", "праздники в моем доме", "Ты, помни сын" и другие.
Одно из наиболее популярных занятий на уроках обществознания в 6 классе — "Генеалогическое древо". Дети с интересом изучали историю своего рода и активно привлекали к этому родителей. Завершением мероприятия стала детско-родительская конференция.
Истоки жизни человека лежат в семье, которую он не выбирал — в семье своих родителей. Родственники играют важную роль в формировании личности, учат навыкам общения, внушают ценности и определяют взгляды на мир.
Семья может стать естественной школой самопожертвования, уважительного отношения к другим, поддержания нравственных и духовных ценностей. Здесь человек впервые познает любовь, заботу и нежность. Это место, где он учится быть добрым и бескорыстным, учиться любить и сопереживать.
Воспитание в семье — это повседневная педагогика, обыденная педагогика, это труд и творчество. Дети получают первый опыт в морали в семье, учатся уважать старших, делать добро и приносить радость другим людям. Основным средством воспитания здоровых отношений является пример, который показывают родители — их взаимоуважение, любовь, поддержка и забота.
Если дети видят хорошие отношения в семье, то, вырастая, они будут стремиться к таким же отношениям. Большую роль в воспитании играет семья в сфере труда. Дети учатся заботиться о себе, помогать родителям с посильными трудовыми обязанностями. Трудолюбие — это хороший показатель нравственного воспитания.
Бытовая эстетика играет большую роль в воспитании. Дети не только наслаждаются уютом дома, но и учатся создавать его вместе с родителями.
На практике готовность к семейной жизни отражается через различные аспекты, такие как освоение домашних обязанностей для девочек и мальчиков, изучение традиционной жизни нашего народа. Особую значимость имеет знакомство с жизнью святых, выдающихся личностей и героев нашего Отечества, с их детством и особенностями воспитания в семье.
Системный подход к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовного и нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Сегодня мы можем выделить основные направления работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовного и нравственного воспитания детей (названия направлений условны):
Значение семьи в жизни человека и общества. Определение семьи. Миссия семьи. Функции семьи. Дом отца.
Передача культурного наследия и традиций — это важная часть родословной.
Семья играет значительную роль в русской истории и культуре, а В формировании личности.
Психология личности и ее компоненты — дух, душа, и тело — играют ключевую роль в формировании личности. Уклад семейной жизни также оказывает влияние на выработку ценностей и семейные добродетели.
Юношество характеризуется особыми межличностными отношениями. Современный юноша и девушка имеют свои собственные представления о мужественности и женственности.
Девичья честь и достоинство представляют собой важный аспект понимания женственности.
Коллектив и личность, товарищество и дружба, ответственность за поступки и влюбленность — все они играют важную роль в жизни человека.
Целомудрие и молодежная субкультура
Молодежная субкультура представляет собой способ ухода от проблем и отрицание красоты и гармонии мироздания. Это ложно понимаемая свобода и протест личности против норм нравственности и морали, а Вредные привычки, их истоки и последствия.
Кроме того, важны нравственные основы и этика семейной жизни, вступление в брак, готовность создать семью, понимание ответственности, любовь и забота. Также рассматриваются русские обычаи и традиции, связанные с браком, а также особенности молодой семьи, включая вопросы о детях, конфликты в семье и внутренний уклад семьи.
Распределение обязанностей внутри семьи и важность взаимной поддержки. Семейное воспитание и передача ценностей от одного поколения к другому. Причины и последствия конфликтов внутри семьи, а Возможные способы их разрешения. Проблемы, связанные с воспитанием детей, такие как эгоизм, лень, неуважение к старшим. Влияние семейной культуры, эстетики быта, духовно-нравственной жизни, досуга, общения, чтения, творчества, путешествий, гостеприимства, концертов, праздников, телевидения, компьютера и музыки.
В рамках занятий можно ознакомиться с такими фильмами, как "Внутренний уклад семьи" и "Романтика любви: желанная и опасная". Также можно использовать фильмы-беседы с психологом Ириной Ботневой на тему "Как ребенка вырастить счастливым?", а также беседы с педагогом, переводчиком и драматургом Татьяной Шишовой о "Истинных причинах разводов". В дополнение к этому можно просмотреть короткометражные фильмы-призеров всероссийских кинофестивалей "Семья России" за 2004-2007 годы. Также на занятиях можно использовать диски с беседами протоиерея Владимира Янгичера под названием "Духовные основы русской культуры" (Сергиев Посад, НИЭЦ "Наука и Слово" 2010), которые могут быть полезны в работе с детьми и молодежью для духовно-нравственного воспитания.
Однако, ничто так не впечатляет, как живое общение со священнослужителями. Такие события в нашем учебном заведении происходят достаточно часто. Уже стало традицией ежегодно приглашать на встречу с учениками, учителями, родителями священнослужителей и студентов Тобольской духовной семинарии, а также проводить совместные празднования Рождества Христова и Святой Пасхи.
Изучение сущности воспитания в мирской и религиозной (православной) педагогике привело к осознанию важности духовно-нравственного воспитания, которое давно и прочно укрепилось в педагогической литературе и нашло отражение в ряде современных официальных государственных, правительственных и нормативных документах. В «Конституции Российской Федерации» (1993 г.) ст.
Закреплено, что государство защищает материнство, детство и семью. Родители имеют равное право и обязанность заботиться о детях и их воспитании. В концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркивается, что семья играет ключевую роль в воспитании детей. Также утверждается, что многодетная семья является гарантом стабильности развития общества, государства и нации в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Решение текущей ситуации заключается в том, чтобы современное отечественное образование строило свои позиции в первую очередь на ценностях русской культуры и православия. Педагоги, занимающиеся духовным и нравственным развитием учащихся, должны опираться на культурное наследие России, ее традиционные ценности, включая религиозные. Необходимо возродить семейное воспитание, основываясь не только на секулярной, но и на православной педагогике.
Рекомендуемая литература о семье:
- Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. Изд.4. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. (Часть третья «Православная семья»).
- Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия», 2008
- Материалы А.В. Кураева "Основы религиозных культур и светской этики" предназначены для учебных заведений и охватывают 4-5 классы. Издано издательством "Просвещение" в 2010 году (урок 27. Христианская семья)
- А.И. Половинкин написал "Православная духовная культура". Издано в Москве издательством "ВЛАДОС – ПРЕСС" в 2003 году
- Пособие О.В. Розиной "Духовные основы русской культуры" состоит из 3 книг, словаря и DVD диска. Издатель: "Наука и Слово", 2009 г.
- Сборник статей Л.В. Суровой "Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию" издан в Клине издательством "Христианская жизнь" в 2006 году
- Книга Т.Л. Шишовой "Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет" издана в Клине издательством "Христианская жизнь" в 2007 году
- Книга священника Ильи Шугаева "Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях" выпущена издательством "Совет Русской Православной Церкви" в 2007 году
- Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: прошлое и настоящее. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2008.
- Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы морали. Учебное пособие для учащихся и студентов.– М., 2000.
Православная церковь и нравственные ценности в современном мире
В современном обществе В. Ю. Сапожников обсуждает влияние православной церкви и нравственных ценностей на молодое поколение. В его статье "Православная церковь и нравственные ценности в современном мире" автор выражает свое мнение о значимости религиозных убеждений в формировании мировоззрения. Данная статья была опубликована в журнале "Молодой ученый" в 2017 году, № 51 (185), на страницах 210-211. Доступ по ссылке: https://moluch.ru/archive/185/47442/ (дата обращения: 04.03.2024).
Сегодняшний мир переживает быстрый прогресс в области технологий и социальных изменений, что приводит к глобальным изменениям. Вместо традиционных ценностей люди все больше уделяют внимание материальным благам и потребностям. В этом контексте сохранение национального духовного наследия, культурно-исторических традиций и ценностей становится особенно важным, так как именно духовность помогает людям понимать и осмысливать события в своей жизни и в обществе, принимать верные решения.
В 20-м веке человечество пережило значительные трансформации, или скорее — потрясения, вызванные различными войнами, экономическими, социальными, политическими, культурными и идеологическими кризисами и дестабилизирующими процессами. Все это привело к деформации духовной культуры общества. Одной из важнейших проблем стало смещение религиозных, морально-нравственных и ценностных ориентиров, разрушение и забвение вековых традиций, национальных особенностей, историко-культурных норм и обычаев.
Именно православная церковь несет человеку божественную истину о спасении души. Если обратиться к наставлениям святых, просиявших в вере православной, то именно ценности и нормы определялись ими как основополагающие в процессе воспитания и обучения. Святитель Иоанн Златоуст учил размышлять о духовных вопросах, изучать слово Божие, стремиться к добрым делам; богослов, церковный деятель, проповедник и просветитель Кирилл Туровский призывал содержать ум в чистоте, связывая духовный рост человека с познанием высших ценностей, следуя принципу — ―познавай, веруя. Преподобная Евфросиния Полоцкая наставляла соблюдать душевную чистоту и своей жизнью способствовала духовному просвещению своего народа.
Приоритетным является управление собой, своими мыслями, поступками и желаниями, работа над устранением собственных недостатков, нравственным возрождением и очищением от греховности, осознание истинных ценностей — любви, добра, красоты. Это должно стать смыслом жизни каждого человека.
Важно подчеркнуть значимость правильной организации направленности развития личности и всего нравственного воспитания, которое базируется на семейных отношениях. Известно, что именно в семье сосредоточен значительный воспитательный потенциал, поэтому особенно важно, каким образом строятся взаимоотношения внутри неё.
Коренные нравственные традиции восточнославянских народов базируются на христианских ценностях, которым следует уделить особое внимание в процессе образования. Важно не только изучать православные традиции, но и сохранять культурное наследие русского народа на современном этапе развития общества. Формирование личности на основе православных ценностей и культурных особенностей должно стать основой для национальной педагогической научной среды, что в долгосрочной перспективе приведет к благополучию и национальной безопасности страны.
Современные власти признали значение Церкви как ключевого социального института, оказавшего влияние на формирование культурных, духовных и национальных традиций народа. Сегодня моральное влияние Церкви активно используется для воспитания подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного развития является одной из наиболее актуальных в современном обществе.
В условиях изменения ценностей молодежи важно найти новые ориентиры в гуманитарной области. Поэтому изучение истории Церкви с позиции социокультурного явления, неотъемлемого элемента культурно-исторического процесса с одной стороны и гуманистического образования с другой, становится важным.
Современное поколение молодых людей живет в обществе, где пронизаны различные культурные идеи, включая православную этику. Однако, религиозные убеждения большинства молодежи играют небольшую роль в их мировоззрении, и духовно-нравственные принципы не имеют ведущего значения. В то же время, Православная Церковь является хранителем духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, поэтому современная молодежь высоко ценит ее роль.
В связи с этим, сила духовной этики все активнее используется для формирования духовной и нравственной жизни человека. Как сказал Ушинский К. Д. о воспитании, "православное учение должно проникать во все сферы жизни человека".
С 2000 года в университетах городов Курска и Воронежа проводятся научно-просветительские мероприятия и конференции, такие как Покровские педагогические, Знаменские, Кирилло-Мефодиевские, Татьянинские и другие. Для поддержки социальных и просветительских инициатив в студенческой общине было создано объединение "Покров", которое объединило 10 университетов из Санкт-Петербурга, Курска, Белгорода, Воронежа, Тамбова, Совет ректоров и Духовную академию. В некоторых учебных заведениях были установлены часовни, способствующие воспитанию студентов на основе традиционных ценностей и формированию нравственной атмосферы среди педагогов и обучающихся. Потребность в углубленном и долгосрочном сотрудничестве между церковью и наукой привела к созданию Объединенного научно-религиозного учреждения в Москве в 1999 году, и в будущем планируется создание подобной организации в регионах России.
Таким образом, признание образования как важной составляющей духовного миросозерцания позволит создать эффективную систему образования, где каждому человеку будет предоставлен путь к развитию своих духовных способностей через саморазвитие, самоопределение и самореализацию. Именно такое признание поможет людям понять себя в мире социальной, предметной и духовной культуры, определяя модель образования с учетом трех факторов — организационного, методического и социального. Мы считаем, что ведущую роль в этом процессе должна играть Православная Церковь, как хранительница культурных и духовных традиций российского народа.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — М.: АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — 655 с.
- Б. А. Ершов и его исследование о влиянии Православной Церкви на духовно-нравственное развитие молодежи в России // Журнал "Современные проблемы гуманитарных и общественных наук". — 2014. — № 4. С. 62–66
- В. А. Кузнецов и его исследование о взгляде Православной Церкви на модернизацию России // Журнал "Человеческий капитал". — 2014. — № 2(62). С.64–67
Основные ключевые слова (генерируются автоматически): духовное развитие, Православная Церковь, духовные ценности, Воронеж, цель воспитания, истина.
Тема: Православные ценности и идеалы
Ценности представляют собой общепринятые убеждения о добре, справедливости, патриотизме, любви, дружбе и других аспектах жизни, которые разделяют большинство людей. Ценности не подлежат сомнению и являются образцом и идеалом для всех людей.
Все сферы традиционной русской культуры пронизаны православными ценностями — правовой системой, политикой, нравственностью, философией. Как отмечал писатель П. Астафьев, «религиозная идея горячо обсуждается в частных разговорах, в светской литературе, в учебных заведениях. С ней связаны самые важные вопросы мировоззрения и взглядов на нравственную жизнь. Различные теории морали и общественной жизни основываются на ней, даже те, которые кажутся оторванными от религиозной сферы, например, научные знания». Подобная атмосфера царила в России в конце 19-го века, о чем писал П.Астафьев.
Основой нашего общества являются духовно-нравственные принципы формирования личности. Целостная личность — это не только примерный и законопослушный гражданин, компетентный специалист в своей профессиональной сфере, но и образцовый семьянин, который призван поддерживать традиционные национальные семейные ценности.
Желание человека стать идеальной личностью заложено и формируется в семье, которая имеет особое значение в православном мировоззрении. Для каждого человека семья — это начало. Почти каждый связывает понятие счастья прежде всего со своей семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
По классическому определению семьи, она представляет собой объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Через семью происходит смена поколений людей, обеспечивается продолжение рода» (Энциклопедический словарь. — М, 1994).
Зарождение традиционной русской семьи происходит в рамках Православия и осуществляется через тайное бракосочетание. В здоровой христианской семье есть один отец и одна мать, которые вместе представляют единый — властвующий и организующий — авторитет в семейной жизни.
В этой естественной форме ребенок впервые осознает, что власть, пропитанная любовью, является благотворной и что порядок в обществе предполагает наличие такой власти. Он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека не призван угнетать или порабощать подчиненного, игнорировать его внутреннюю свободу и ломать его личность, а, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Идеальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья — это семья, где достигнуто гармоничное взаимопонимание с детьми, где общение с детьми приносит огромное удовольствие, где преобладает позитивный, доброжелательный эмоциональный настрой.
Для обнаружения корней русской правовой культуры необходимо объединение общественного мировоззрения и согласование идеалов в широком сознании. Такое единство возможно только в рамках четкой и понятной национально-государственной концепции, которая должна включать в себя основные нравственные ценности и моральные ориентиры — идеалы национального существования. Эти идеалы укоренены в религиозной традиции народа, поэтому возрождение православного нравственно-религиозного идеала является предпосылкой совершенствования правового сознания в России.
В средневековой Руси воспитательные идеалы базировались на религии. Идеал святости стал высшим моральным идеалом для русского человека, а Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве. Православная вера играла важную роль в обеспечении духовного единства народа.
Для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, так как в этом случае защищаются святыни. Не просто достойно нести и воплощать эти высочайшие идеалы в человеческом мире, где реализуется множество других личных, национальных, политических и социально-культурных идей. Ф. М. Достоевский писал: "русский народ в своем подавляющем большинстве исповедует православие и живет идеей Православия полностью, хотя не всегда осознает эту идею четко и научно. В конечном счете, помимо этой "идеи", в нашем народе нет ничего, и все исходит из нее, по крайней мере, наш народ так хочет, со всем своим сердцем и глубоким убеждением.
Вопросы и задания:
1. Какие основные ценности существуют в русской православной традиции? Раскройте их значение.
2. О каких идеалах было сказано в лекции?
Лекция
Посты и праздники в православных традициях русской культуры
В православной культуре России особенное значение имеют религиозные посты. Строгость соблюдения поста на Руси отличалась от других православных стран. Русский народ умел веселиться, но также умел принести покаяние Богу. Питание в России всегда было строго регламентировано: уставы и правила определяли, что можно есть в определенные дни, и народ следовал этим правилам.
Современные гастрономические традиции православной культуры соблюдаются только верующими. Только они помнят, как питаться в различные периоды поста, какие продукты можно употреблять по средам и пятницам, и какие недели считаются сплошными.
Спустя пять-десять лет, возможно, православные обычаи питания станут популярнее, чем сейчас, и пост перестанет быть нам чем-то непонятным и далеким, характерным лишь для монахов.
Деятели искусства против нового проекта
Инициатива вызвала активные протесты со стороны представителей искусства, поскольку она предоставляет возможность толковать понятия нравственности, духовности и художественный язык весьма узко и однобоко. В результате под запрет могут попасть произведения, рассказывающие о сложностях человеческой жизни, социальных и общественных проблемах, а также о взаимоотношениях полов. Даже классические произведения, такие как "Анна Каренина" Л. Толстого, "Яма" А. Куприна и многие другие произведения И. Бунина, могут оказаться под запретом. Даже М. Зощенко и его произведения могут быть запрещены по тем же мотивам, за что он преследовался во времена СССР.
Сведения о том, что Зощенко уже давно занимался созданием бессодержательных, бесполезных и пошлых произведений, направленных на пропаганду бесполезности, пошлости и отсутствия политической направленности, с целью запутать наших молодых людей и отравить их сознание, широко известны (Постановление ЦК «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» 1946 г.).
Проект, который вызвал противоречия, был отвергнут художественными руководителями ведущих театров. Среди них были Владимир Урин (Большой театр), Константин Хабенский (МХТ), Константин Райкин («Сатирикон»), Константин Богомолов (Театр на Малой Бронной), Виктор Рыжаков («Современник») и другие.
Эти лидеры театров высказали свою поддержку письму от главы Союза театральных деятелей Александра Калягина, которое содержало заявление о неприятии нового проекта.
Российские кинематографисты Высказались против данного законопроекта.
Они направили письмо министру культуры России Ольге Любимовой, выразив свое мнение о том, что данный проект может нанести ущерб отрасли. Об этом информирует РИА Новости.
Более 30 российских кинематографистов, включая режиссеров Федора Бондарчука, Кантемира Балагова, Александра Сокурова, продюсера Александра Роднянского и заслуженного артиста России Данилу Козловского, подписали обращение к Любимовой.
Перевидимые в текущей форме, мы не считаем, что этот документ будет полезным инструментом для защиты упомянутых ценностей, культуры и исторической памяти. Мы считаем, что он может причинить только вред», — сообщили представители кинематографии.
«Дополнительный контроль, основанный на формальных признаках, приведет к российскому кино и сериалам к максимальной упрощенности, что в свою очередь оттолкнет от них современного зрителя, который, как и 10-15 лет назад, вернется к зарубежной кинопродукции. Все усилия отрасли и государства по возвращению российского зрителя к отечественному контенту, предпринятые за последние годы, будут аннулированы», — подчеркивают подписанты.
В документе проекта "Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" перечислено большое количество так называемых "ценностей".
Однако в этом документе практически не уделено внимание основной традиционной ценности — человеческой жизни, правам и свободам человека. Они будто бы относятся к "нетрадиционным" ценностям, в отличие от тех, что указаны в документе как "традиционные".
Самой важной традиционной ценностью является право на жизнь в самом широком смысле этого слова. Если в России разрешены аборты, есть ли смысл говорить о каких-то других ценностях? Ведь все остальные, следующие за этой, являются производными от защиты жизни.
Например, в России часто высказывается критика пропаганды гомосексуализма, в том числе и из-за того, что такие отношения не способствуют увеличению численности населения. Но насколько обоснована эта критика, если в нашей стране ежегодно производится около миллиона абортов? И несмотря на значительные финансовые вливания, за последние годы рождаемость в России сокращается. Естественное убыль населения (когда число умерших превышает число родившихся) в Российской Федерации в 2020 году выросла более чем в два раза — до 688,7 тысячи человек с 316,2 тысячи человек в 2019 году, а количество новорожденных в России в 2020 году стало минимальным с 2002 года (данные Росстата).
Помимо прерывания беременности, вопрос о праве на жизнь касается также здоровья всего населения. В Российской Федерации уровень смертности от новой коронавирусной инфекции один из самых высоких среди развитых стран. С начала декабря 2020 года по ноябрь 2021 года число умерших превысило 2,4 миллиона человек, а сокращение численности населения приблизилось к 1 миллиону жителей. В то же время право на жизнь упоминается в "Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" всего лишь один раз.
Еще одной важной ценностью, не упомянутой в "Основах традиционных ценностей", является свобода вероисповедания и совести. В Российской империи население не обладало таким правом, и только 117 лет назад, в 1905 году, благодаря усилиям старообрядцев, свобода совести была предоставлена русским и другим народам.
Указ об укреплении начал веротерпимости был подписан императором Николаем II в апреле 1905 года после многочисленных обращений и депутаций старообрядцев. Однако право на свободу совести было отобрано вновь в 1917 году и восстановлено лишь в 1990 году, когда Верховный Совет СССР принял закон "О свободе совести и религиозных организациях". В последние годы основы свободы вероисповедания подвергаются испытаниям из-за появления ограничений и запретов на деятельность религиозных организаций. В определенной степени возникает ситуация, когда человек может быть преследован исключительно за свои личные религиозные убеждения, а не за совершение преступлений, причиняющих вред другим. К сожалению, это основное право каждого человека — исповедовать ту религию, которую он желает — не включено в проект "Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
Необходимо отметить, что свобода вероисповедания представляет собой универсальную ценность, которая необходима каждому человеку в любом месте, и она определяется по библейскому золотому правилу морали: "Итак, во всем, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними, потому что в этом закон и пророки" (Евангелие от Матфея 7.12). В исламе это правило присутствует в "Сунне" как одно из изречений Мухаммеда. Оно также упоминается в индуизме: в "Махабхарате".
Недостаточного понимания этого явления испытывают некоторые современные старообрядцы. Так, нынешний предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов) отказывается признавать понятие свободы совести универсальным.
10 февраля 2022 года прошло расширенное заседание совета РАРС (Российская ассоциация защиты религиозной свободы). Из докладов, прочитанных на конференции, стало очевидно, что гонения на христианство имеют место и в современном мире. Случаи насилия и дискриминации из-за различий в вероучении распространены в странах Африки, Ближнего Востока, а В меньшей степени в странах Европы и Америки.
В отношении свободы вероисповедания митрополит отметил следующее:
Существует относительность свободы. В западных странах это понятие трактуется по-своему, и они могут упрекать нас в ограничении этой свободы в России. Иногда нас даже наказывают санкциями за то, что мы не хотим принимать стандарты нравственности, а точнее, безнравственности, устанавливаемые другими. Я уверен, что наша страна, с Божьей помощью, не отстанет от традиционных нравственных ценностей, которые хранит русский народ.
Если мы признаем, что свобода вероисповедания — это относительное понятие, связанное с представлениями властей конкретной страны, то не следует удивляться и возмущаться, что в некоторых местах продолжаются гонения на христиан. Власти этих стран также пытаются подавлять другие верования и пропагандировать свои традиционные ценности и свою традиционную духовность, будь она мусульманская, индуистская или какая-то еще.
До тех пор, пока свобода вероисповедания не станет основной универсальной ценностью в каждой стране мира, нельзя ожидать прекращения притеснений и гонений на религиозной почве. Пока право на жизнь не будет признано базовой традиционной ценностью, любое обсуждение традиционности будет лишь пустой болтовней.
Понравился материал?
Если вам нравится наша работа, вы можете выразить благодарность, подписавшись на наши страницы в социальных сетях и рассказав о нас своим друзьям!
В лекциях по истории права для студентов и широкой публики я всегда использовал историю битвы при Калке и Куликовской битвы в качестве примеров.
Битва при Калке произошла 7 июня 1223 года. Это было сражение между объединённым русско-половецким войском и монгольским корпусом. В каждой армии участвовало примерно одинаковое количество воинов. Несмотря на превосходящую военную подготовку, основные русские силы были разбиты. Все знают, что до нашествия Русь в среднем превосходила европейские страны по интеллектуальному уровню, но, тем не менее, проиграла эту битву.
Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Это было решающее сражение между объединённым русским войском под командованием московского великого князя Дмитрия Донского и войском хана Золотой Орды Мамая. Этот день стал днем победы русских полков над монголо-татарскими войсками.
Историки-ученые заявляют, что русская государственность возникла после сражения на Куликовом поле. На чем основана эта точка зрения? Известно, что на Куликовом поле защитников Русского государства было в 4 раза меньше, чем нападавших. И все же, русское войско одержало победу. Именно простые люди — ремесленники и крестьяне — пришли защищать свою государственность, и они составляли основную часть армии.
Что произошло между сражением при Калке и Куликовым полем? В этот период происходило активное строительство православных храмов и монастырей, а также распространение православных ценностей среди народа. Страна была приведена к общему Образу, единственным ценностям — православным, без которых воспитание русского человека было бы неполноценным.
В настоящее время базовые концепции, такие как Добро, Зло, Любовь, Долг, Семья, Отечество, остаются постоянными и не теряют своего значения. Вклад в победу игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского трудно переоценить. Сергий Радонежский, духовный лидер русского народа, сыграл важную роль в победе московского князя Дмитрия Донского на Куликовом поле, став его вдохновителем. Русская армия одержала победу благодаря ему. Поэтому говорят, что русская Держава, идея русского государства, зародилась на Куликовом поле.
Безусловно, основная роль в этом отводилась воспитанию. Что такое воспитание? Это присвоение ценностей. В то время Церковь была проводником государственных ценностей: население получало информацию, обучалось и воспитывалось в храмах и монастырях. Церковь проводит праздники.
Основная идеология Церкви — люби своего ближнего, как самого себя, и солидарность.
Солидарность — это совместное решение всем миром своих проблем. Вот это самые главные ценности.
Они воплощались через множество святых, которых почитали, вспоминали в церковных праздниках. Мы становимся тем, что мы отмечаем. Вот у нас самый великий праздник достижения русского духа, советского духа — 12 апреля. Это не просто человек полетел в космос, с этого времени начался новый этап развития человечества. СССР вышел в космос.
Совершенно другой уровень, что касается духовной ценности. Но мы, к сожалению, не отмечаем этот праздник должным образом.
Что представляет собой автономия согласно законодательству о национально-культурных автономиях и закону о культуре? Автономия представляет собой форму организации народа, который изучает, распространяет свои культурные ценности. Это не просто организация, как считают некоторые, а форма распространения, изучения, празднования, осознания культурных ценностей.
Когда сохраняются и поддерживаются религиозные и культурные ценности, это помогает народу сохранить свою идентичность. Если забываются традиционные праздники и обычаи, то народ начинает распадаться и терять свою идентичность. Это приводит к утрате целостности общества и увеличению зависимости людей от крупных транснациональных компаний. Технологии, которые создаются для удобства людей, в конечном итоге позволяют контролировать их, не принося при этом пользы тем, кто их создает.
Таким образом, когда мы отмечаем праздники, мы объединяем людей не по единому мнению, как это было раньше, а по образу и подобию Бога. Россия пришла к единому образу еще до Куликовской битвы, и это помогло выстоять во Великой Отечественной войне.
В 1942 году был проведен опрос: "Верите ли вы в Бога?". 70% бойцов Красной Армии, зная, что их за это могут преследовать, заявили, что они православные.
Стремление к самосохранению, особенно в трудные времена для страны, вызывает интерес общества к своей истории, национальным традициям и творчеству. Например, праздник День Державы имеет патриотическую направленность. Цель мероприятия — воспитание у граждан преданности и любви к Отчизне, ее историческому и культурному наследию.
Инициирован общественниками и поддерживается властными структурами. Для нас это праздник пока новый, хотя отмечается с 1998 года. Посвящён двум важным событиям — рождению Русского государства (8 сентября 862 г.) и победе русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (8 сентября 1380 г.).
Интересно, что День Державы празднуется в День Рождества Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября. Этим организаторы подчеркнули свою мировоззренческую позицию. Согласно православным убеждениям, Пресвятая Дева Мария является заступницей православных христиан, покровительницей России. Именно в день её Рождества произошли значимые события в истории нашей страны.
У обывателей последние полтора десятка лет (т.е. с 1998 г.) не только не угасает, а в последнее время даже возрастает интерес к истории своей страны, к истокам творчества. Кроме того, количество общественных организаций в различных населенных пунктах, желающих отмечать День Державы, увеличивается. В чем же причина?
Думаю, что люди ищут в историческом прошлом своей Родины ответы на вызовы, брошенные современным миром. Почему Русское воинство одержало победу в битве на Куликовском поле, хотя было значительно меньше численно? Повторюсь. Именно потому, что страна к моменту сражения была приведена к единому Образу, единым ценностям — православным ценностям. Вот почему она устояла.
31 декабря 2015 года Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию национальной безопасности (которая заменила документ, принятый в мае 2009 года). Одной из важных стратегических задач в области культуры является сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества.
В этой стратегии к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, права и свободы человека, семья, труд во имя развития страны, служение Родине, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, сохранение исторического наследия нашей Родины.
Важно помнить, что основой этих ценностей, несмотря на светский характер государства, является Православие. Без христианской морали они теряют свой смысл и становятся обыденными. Именно православные ценности должны быть жизненными нормами и правилами для наших соотечественников, чтобы поддерживать государственную самостоятельность и отражать любые угрозы.
Александр Иванович Усольцев, правовед, независимый эксперт Министерства юстиции РФ
Если у Вас возникли какие-либо вопросы, отправьте их по адресу электронной почты:
Мы с удовольствием предоставим Вам ответ!
УДК: 37
ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
ВАК РФ: 13.00.00 — Педагогические науки
Автор(ы): Чиркова Н. В.
Название: РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В данной статье обсуждается важность обращения к традиционным ценностям православия в условиях изменений в современной системе российского образования. Особое внимание уделяется необходимости сохранения культурных и национальных традиций православия в процессе воспитания. Подчеркивается важность разработки единой концепции православной педагогики, которая будет способствовать сохранению духовно-нравственных, культурных, исторических и национальных традиций общества.
В статье рассматривается необходимость обращения к традиционным ценностям православия в условиях трансформации современной системы российского образования. Отмечается важность ориентации образования на развитие и сохранение культурных и национальных традиций православия. Выдвигается необходимость разработки целостной концепции православной педагогики, в которой будут сохранены духовно-нравственные, культурные, исторические и национальные традиции каждого общества.
Ключевые слова: традиции, ценности, православная педагогика, педагогический процесс, воспитание, образование, обучение, жизнь.
Современный мир неуклонно меняется. Изменяются политические, социальные и культурные основы общества. Возникают новые интеллектуальные и духовные ориентиры. В сознании людей происходит изменение ценностей. Помимо положительных тенденций происходящих процессов, можно заметить и негативные явления современной реальности.
Отсутствие духовно-нравственного воспитания – одна из самых серьезных проблем современности. Один из способов ее решения заключается в осуществлении образовательных стандартов, основанных на духовных и нравственных принципах. В контексте российского общества таким опорным пунктом, безусловно, является Русская православная церковь.
Многие родные историки тщательно изучали историю церкви на протяжении многих столетий. Взаимоотношения между властью и религией, церковью и обществом, особенно в ХХ веке, стали предметом изучения множества ученых. Они обсуждали проблемы патриотической деятельности во время Великой Отечественной войны [1; 2; 3; 4], сохранение культурного и духовного наследия [5; 6], преодоление искусственного отчуждения от общества [7; 8]. Сегодня церковь занимает важное место среди социальных институтов, и возникло много обсуждений о ее роли в процессе воспитания и образования молодежи.
В настоящее время возникла необходимость разработки интегрированной концепции православной педагогики, которая сохраняла бы древние духовно-нравственные, культурные, исторические и национальные традиции, соответствуя при этом современным требованиям образования. Это сложная задача, поскольку современная педагогика не всегда соответствует традиционным ценностям. В некоторых случаях педагогические принципы противоречат традициям и способствуют отчуждению человека от семьи (в традиционном понимании), от других людей, от Родины. На глазах видно, насколько современная жизнь отличается от предыдущей, которую вели наши предки. Так, известный православный деятель XX века, иеромонах Серафим (Роуз), называл современную жизнь "испорченной" и "избалованной", отмечая "избалованность" как ключевую особенность современной жизни [9].
С самого начала своего существования ребенок становится своего рода "божеством", на которое жертвуются время, материальные средства и прочее, лишь для того, чтобы удовлетворить его потребности в развлечениях, игрушках, комфорте и безопасности. Постепенно уходит понятие "долга" в воспитании, заменяясь соответствием капризам ребенка.
Этот подход, встречающийся далеко не везде, становится достаточно распространенным, чтобы стать правилом и общим методом воспитания современных детей. Неудивительно, что взрослея, этот избалованный ребенок окружает себя теми же развлечениями, которые были ему доступны в детстве. Такая жизнь наполнена весельем и праздностью. Из-за этого понятны непрочные браки, долгий поиск себя и непригодность к реальной жизни, оторванность от насущных проблем, увлеченность виртуальными мирами и физическая слабость. Именно поэтому педагоги и воспитатели должны обратить внимание на православную педагогику, опыт которой учитывает проблемы современности.
В наше время обращение к православной традиции в поиске духовного возрождения России становится особенно актуальным. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях, которые включают духовно-нравственные компоненты. Процесс образования непрерывен от начала до конца человеческой жизни и происходит в определенной культурно-исторической среде.
Поэтому важно говорить об образовании и воспитании применительно к конкретной культурно-исторической традиции. Такой подход предполагает сочетание государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России. История педагогики показывает, что система православного образования в России постоянно искала компромисс со светской властью, стремясь сохранить свою уникальность и высокую духовность, несущую миссию сохранения веры как смыслоопределения не только жизни государства, но и каждого человека [10].
Основными сферами формирования духовно-нравственного развития ребенка являются семья, школа и церковь. В этих областях соединяются государственные, народные, семейные и религиозные традиции.
Архимандрит отец Георгий (Шестун) отмечает, что при переходе между этими сферами часто возникают противоречия. Это может привести к конфликтам из-за различий в постановке целей и задач образовательного процесса, его содержания и т.д. Он выделяет несколько таких противоречий, связанных с воспитанием в семье, основанным на определенных традициях, и проектированием образовательной среды без учета семейных традиций; между гуманистической основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, и традиционной основой образования и воспитания в России; между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающим при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного развития личности. Православная педагогика считает, что причиной этих противоречий, характерных для современной образовательной системы, является отсутствие теоретического обоснования роли православной традиции в духовно-нравственном становлении личности.
Основная цель современного воспитания и образования — развитие творческих и умственных способностей детей, в то время как духовное и нравственное воспитание отходит на второй план. Тем не менее, внедрение духовных ценностей в развитие личности ребенка играет важную роль. Современные дети подвергаются негативному воздействию со всех сторон.
Компьютерные игры, телевизор и интернет создают препятствия для духовно-нравственного воспитания детей. Они оказывают влияние на внутренний мир ребенка и формируют его представления о том, как нужно действовать в различных ситуациях.
Новое поколение утрачивает осознание таких ценностей, как совесть, честь, достоинство и милосердие. Увеличивается число социальных пороков и негативных зависимостей среди подростков, и существующая образовательная система неспособна полностью противостоять этой тенденции.
Один из основных долгов перед своими детьми и учениками заключается в том, чтобы помочь им в формировании сильных моральных устоев. Правильное мировоззрение сделает их уверенными в своих поступках и поможет принимать верные решения. В этом отношении применение православных методик воспитания представляет собой важную задачу для всех взрослых, которые заботятся о моральном развитии детей. Они способны помочь детям правильно воспринимать окружающий мир, анализировать события и ситуации, опираясь на духовные традиции.
Взглянем на основную миссию православных педагогов — привести молодое поколение ближе к православным ценностям, научить истинным богоугодной жизни и помочь им приблизиться к образу и подобию Божию. Основой православной педагогики, как результат, служит Божественное откровение, заключенное в Священном Писании и священных традициях Православной Церкви. Православная педагогика руководствуется несколькими фундаментальными принципами:
1. Принцип христоцентричности. Центром педагогического процесса является христианство, что означает, что воспитание учащихся строится на его ценностях, символизме и образах. Христос является основой, идеалом и целью православной педагогики.
В Священном Писании отражается важность центрального положения: "Иисус сказал: Я — путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме через Меня" (Ин. 14:6). Из этого следует, что в православной педагогике христианские ценности играют ключевую роль в воспитании детей. Без учета христоцентричности невозможно правильно осуществлять православную педагогику.
2. Принцип экклезиоцентричности. Согласно христианским убеждениям, приближение к Богу и единение с Ним возможны только через принятие жизни внутри церкви. Святой Киприан Карфагенский выразил это так: "Тот, кто не считает Церковь своей Матерью, не имеет Бога в качестве своего Отца". Следовательно, единение с Богом возможно только через единение с церковью.
Каждый верующий в Христа должен стремиться к участию в церковной жизни, признавая и принимая духовные дары, которые она дарует. Кроме того, принцип централизации в Церкви подразумевает, что принадлежность к Церкви становится важным критерием истинности веры; активное участие в жизни Церкви позволяет верующему отличить истинное знание от вредного.
3. Принцип централизации воспитания. Он гласит, что в центре педагогического процесса должен находиться ребенок. Православная педагогика утверждает, что ребенок — дар Божий родителям и, следовательно, должен воспитываться в соответствии с христианскими заповедями.
Христос говорил о том, что нужно привлекать детей к вере: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Этот отрывок показывает, что взрослые могут стать препятствием для привлечения детей к вере.
Также, несмотря на иерархию в системе образования, важно избегать утверждения учителя за счет учеников в педагогическом процессе. Еще один отрывок из Священного Писания подтверждает эту мысль: «…кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18:4). Отношение Христа к детям, описанное в этих фрагментах, должно быть образцом для учителей и родителей в их отношении к детям.
Соблюдая эти три принципа, педагог преследует основную цель – воспитание детей и молодежи в духе христианских ценностей. Пренебрежение этими принципами, наоборот, приводит к неблагоприятным последствиям и может вызвать проблемы в будущей взрослой жизни учащихся.
Итак, традиции православия имеют огромное значение для системы современного отечественного воспитания и образования. Они способствуют ближе подойти к своим православным традициям и историческим корням, помогая формированию гармонично развитой личности.
Православная культура как определяющая русской культуры
Культура – это фундаментальный элемент жизни человека. Внутри культуры он обитает, развивается, совершенствуется, творит. Ценности, созданные человеком в процессе его творческого пути, могут сохраниться в культуре и после его ухода. У каждого народа существует своя национальная культура, лучшее из которой становится частью сокровищницы мировой культуры. Именно люди являются хранителями своей культуры.
Они передают её своим потомкам, то есть следующим поколениям. Знать, любить, ценить и понимать свою культуру – значит быть достойным своих предков, и понимать свою историю в прошлом, настоящем и будущем. Это означает быть образованным.
Содержание современной системы образования в России должно отражать культурные традиции страны и способствовать их сохранению. Каждый ребенок, независимо от своего происхождения, имеет право на участие в культурной жизни России и своего региона. Российская культура отражает многонациональность и многоконфессиональность, а Россия, как исторически православная страна, должна учитывать этот факт в образовательной системе.
Нельзя отрицать, что православная культура имела огромное влияние на формирование русской культуры, национальной идентичности России, а также на ее специфику в мировом культурно-историческом контексте за все тысячелетие существования. После принятия христианства Русь избавилась от языческих храмов и кардинально изменила семейные обычаи. Для наших предков православие стало душой, семьей, общиной и домом.
Новый архитектурный стиль высоко возвысился, его образы поразили славян своими удивительными глазами. Особенно русским был близок образ Богоматери, считавшейся защитницей Руси; ее глаза полны любви и нежности к своему младенцу, но и боли, она знает его судьбу, но ни минуты не сомневается в божественной воле, смиренно идет с ним по земле. Так и русская женщина знала судьбу своих сыновей, которые часто отдавали свои жизни за свою Родину.
Православная культура включает в себя и богатый церковно-славянский язык. Это единственный в мире язык, на котором с древних времен и до сегодняшнего дня написаны исключительно душевно-полезные книги. Каждое его слово несет в себе глубокий смысл. Мысль, выраженная с помощью этого языка, коротка, но очень насыщенна по содержанию. Этот язык никогда не допускал лишней болтовни.
Вместе с азбукой-кириллицей пришло также обучение грамоте, которому способствовали церковные школы.
Духовное хоровое пение отличается уникальным звучанием, которое предполагает строгую манеру звукоизвлечения и прикрытое исполнение в стиле "в купол". Вначале этот вид исполнения принадлежал исключительно мужчинам и мальчикам (36).
Традиции православной культуры глубоко укоренены в истории русского народа и помогают подрастающему поколению выработать духовно-нравственный идеал. Этот идеал в течение многих веков являлся основным критерием морально-этических норм поведения человека на нашей земле и теперь может стать отправной точкой в воспитании молодежи.
Изучение основ православной культуры является расширением общего историко-обществоведческого образования, а также филологического и искусствоведческого образования в части знаний о традиционной религии своей земли как сфере общественной жизни. Однако это изучение не должно заменять другие образовательные области. С другой стороны, исторические, обществоведческие, филологические, искусствоведческие и другие образовательные аспекты знания не могут заменить православное культурологическое образование.