Романтизм в литературе: Исследование ключевых идей и авторов для 9 класса

Романтизм в литературе: Исследование ключевых идей и авторов для 9 класса

Романтизм — это художественное направление, возникшее в конце XVIII — начале XIX века, характеризующееся акцентом на индивидуальные чувства, свободу творчества и идеализацию природы. Романтики стремились к выражению личных эмоций, противостояли правилам классической эстетики и искали вдохновение в фольклоре, мифах и национальных культурах. В литературе это проявляется в создании ярких образов, эмоциональных и лирических произведений, где человек изображается противостоящим обществу и природе.

Одним из ключевых аспектов романтизма является его обращение к внутреннему миру человека и поиску смысла жизни. Произведения романтиков часто наполнены страстью, меланхолией и стремлением к идеалу, что находит отражение в работах таких авторов, как Пушкин, Лермонтов и Гоголь. В рамках данного направления ценится не только художественная форма, но и глубокая философская значимость текстов, что делает романтизм важным этапом в развитии мировой литературы.

Романтизм (литературное направление)

В процессе школьного обучения европейскую литературу принято изучать через призму различных литературных направлений, таких как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

Романтизм возник как литературное течение в европейской литературе в XIX веке.

Почему же в значительной степени изменились взгляды на мир и ценности в культуре к концу XVIII — началу XIX века? Давайте об этом задумаемся.

Исследуйте основные исторические события, произошедшие во Франции в конце XVIII — начале XIX века, оказавшие влияние не только на всю Европу:

Дата

Событие

Европа стала местом значительных перемещений. Возникновение революции, объявление республики, затем возвращение к монархии с Наполеоном, захват Европы, провал Наполеоновской кампании в России, падение Наполеона, его изгнание и последующая смерть. Все эти события, происходившие за четверть века, изменили мир в сторону демократии и показали сильную личность Наполеона, которую ещё долго будут помнить. Все эти события не могли не повлиять на восприятие мира человеком.

Идея о романтизме получила широкое распространение во Франции благодаря книге Жермены де Сталь (1766—1816) «О Германии» (1810). В своем произведении она противопоставляла романтиков писателям классицизма и говорила о том, что новое искусство должно отличаться глубиной, честностью, демократизмом, а также многогранностью изображения человеческой личности.

Новое искусство отразило изменения, произошедшие в обществе: в литературе, живописи и других формах искусства возник образ свободной, одинокой и независимой личности. Что привело к тому, что человек встал на один уровень с основаниями бытия? Почему тот, кто ранее жил в рамках строгих религиозных установ, теперь поднял свой голос против самого Бога? Теперь новая сильная личность должна была восстановить справедливость, чтобы защитить свою независимость.

Изменение ориентации на личность, выделение образа бунтаря как центрального элемента, было вызвано кризисом прежних ценностей. Они подверглись сомнению из-за буржуазных отношений, утверждавшихся в Европе, и не позволявших сохранить прежние основы бытия. Расширение новых воззрений фиксировалось культурой, отражая изменения в жизни и мировоззрении человека.

Новая система ценностей выдвигала веру в самого человека и отделяла его автономию от Бога. Произошло формирование мировоззрения, которое нашло свое отражение в лирическом искусстве, известном как романтизм.

Романтизм выразил новое восприятие мира и человека, размывая четкое разделение на добро и зло, хорошее и плохое, "черное и белое". Романтики почувствовали внутреннее противоречие мира, в котором человек живет, идея двойственности стала доминирующей.

Романтики подчеркивали концепцию недостатков реального мира, полагаясь на лучшее будущее и идеализируя свои мечты. Противопоставление между мечтой и реальностью было основой мировоззрения романтиков. В то же время они не верили в победу добра и достижение мечты. Они связывали окружающий мир с пошлостью и не надеялись на его изменение, что вызывало у романтической личности энергичный протест, ненависть к окружающему и желание изменить мир через искусство, так как они считали искусство своим призванием.

Романтическое видение мира включает в себя борьбу необычных страстей, экзотические обстоятельства и «крайние» ситуации. В романтизме стало важным историческое прошлое, романтики предпочитали обращаться к культуре народов, черпали вдохновение в фольклоре и возрождали традиции фольклорного средневекового искусства с его освещением двух сил: Бога и дьявола. Таким образом, в культуре появилось сложное, двойственное и неоднозначное отображение реальности. Искусство романтизма раскрывает многое о природе человека.

Романтизм провозгласил независимость человеческой личности от положения в обществе. Теперь изгои общества получили право на открытый протест. Романтики не только обнаружили, но и показали дисгармонию между законами общества и законами природы и бытия человека.

Романтики исследовали реальный мир с точки зрения идеального и гармоничного мира, который был создан в воображении художника. Они отразили эту идею в искусстве романтизма, идеализируя образ писателя-художника. Романтики считали, что искусство способно исправить этот недостаточно совершенный мир. Примером этого может служить повесть Н. В. Гоголя «Портрет».

Сам Гоголь был очарован этой идеей, считая, что искусство способно преобразить человека. Романтики противопоставляли реальному миру идеал, который был выведен из этого мира и создан в воображении художника.

Один из главных приемов романтизма — использование романтической иронии. Таким образом, романтики косвенно выражали свое неприятие пошлого мира, свое сопротивление злу, даже если оно побеждает.

Свободную фантазию, игру воображения и причудливые, экзотические образы романтики противопоставили традиционным правилам искусства, которые существовали в то время. В результате они разрушили традиционную систему жанров и создали новые, смешанные жанры, такие как готические романы — сочетание романов ужасов и тайн (авторы Уолпол, Льюис, Радклиф, Скотт), а также страшную и историческую балладу. "Байронический герой", как литературный тип, был создан в готическом романе, а баллада стала синтетическим жанром, объединяющим эпические, лирические и драматические элементы.

Романтики стремились передать разнообразие жизни, звук и цвет. Идея развития и постоянного изменения присутствует во всех романтических произведениях. Именно романтики открыли многообразие мира, находящегося в постоянном движении.

Характерные черты романтизма проявились в появлении "байронического героя", выражающего культ индивидуальности. Он отличается гордым одиночеством, разочарованностью, трагическим мировоззрением, бунтарством и мятежностью духа.

Сравнение мира и человека в романтизме и классицизме:

Романтизм

Классицизм

Новый взгляд на мир и человека в романтизме:

  • Размытое разделение хорошего и плохого, добра и зла.
  • Человеческий мир внутренне противоречив.
  • Идея двойственности: противопоставление героя и его идеала окружающей реальности.
  • Противопоставление реального и фантастического мира, созданного художественной фантазией. Мысль о несовершенстве реального мира.
  • Акцент на мечту и веру в лучшее будущее.
  • Борьба с обыденным представлением о мире и природе.
  • Невозможно одному изменить мир, и как результат — мировое горе.
  • Желание преобразить мир через искусство.
  • Необычный герой в необычной ситуации. Стремление к экзотике.
  • Возрождение фольклорных традиций, средневекового искусства с его исходным дуализмом: Бог — дьявол.

Характеристики романтических произведений:

  • Борьба добра и зла как основа развития всего живого.
  • Добро не может существовать без зла. Идеализация зла в западноевропейской литературе.
  • Попытки романтиков изучить взаимоотношения между человеком и обществом, человеком и природой.
  • Попытка разорвать исторические и социальные связи, вопреки историческим законам оказать решающее влияние на жизнь общества.
  • Открывается разнообразный мир, находящийся в постоянном движении.

Роль искусства в жизни человека, согласно романтическим представлениям:

  • «Почти каждый человек хотя бы в малой степени является художником» (Новалис).
  • Целью искусства является вызвать лучшее в человеке, победить обывателя в нем.
  • Противопоставление реального и фантастического мира, созданного фантазией художника.
  • Реальный мир вторичен по сравнению с идеальным миром, созданным фантазией художника.
  • Искусство возложено задача преобразования мира. Утверждаются преобразовательные функции искусства. Художник обладает свойствами мессии (спасителя).
  • Провозглашается свобода творчества.

У писателей-романтиков существовало разное восприятие мира, которое характеризовалось как разочарованием в просветительских идеалах, так и жаждой совершенства и стремлением к идеалам. Одни стремились к изменению общественной жизни (Байрон), другие искали спасение в религии (В. Жуковский).

Знакомы ли вам с «Романтизм»

Подписи к слайдам:

Литературное течение, известное как романтизм

Глобальный литературный процесс представляет собой изменение творческих методов, метод (художественный) – это набор основных принципов создания художественной реальности. Назвать: эстетические принципы изученных литературных направлений; выдающиеся представители и их произведения

Как вы понимаете слова «романтик», «романтизм»? Проблемный вопрос

Романтизм возник в период, когда Европа столкнулась с серьезными потрясениями и глубоким разочарованием.

РОМАНТИЗМ — это течение в европейской и американской литературе и искусстве в конце 18-го и первой половине 19-го века. В 18-м веке под романтическим подразумевали всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в реальной жизни.

Центральной идеей романтизма является борьба между добром и злом, которая определяет развитие всего живого, поскольку добро не может существовать без зла. Романтики интересуются отношениями между людьми, человеком и обществом, а также между человеком и искусством, а Внутренним миром человека.

Основная задача писателя заключается в открытии сложного и внутренне противоречивого мира, в котором живет человек, и в демонстрации диалектики его души. Понятие "диалектика души" в литературе означает процессы возникновения и формирования чувств, мыслей, настроений и ощущений человека, а также отображение психического процесса (например, из симпатии возникает любовь). Диалектика означает движение.

"Романтизм — это не стиль, не живописная манера, а определенное эмоциональное настроение" — Шарль Бодлер.

Проявление романтизма в различных видах искусства.

Эжен Делакруа, известный французский художник и график, является одним из величайших представителей французского романтизма в изобразительном искусстве. Его картина "Свобода на баррикадах" из 1830 года хранится в Лувре в Париже.

Одной из важных черт романтизма, особенно его раннего героического периода, является обращение к современности. Композиция становится более свободной, ритм более динамичным, а цвет начинает играть важнейшую роль в произведениях Делакруа. Его картина "Резня на острове Хиос" вызвала острую критику со стороны сторонников классицизма, но была воспринята молодежью с восторгом, поскольку они увидели в Делакруа новатора в искусстве. На картинах художника изображена Греция, умирающая на развалинах Миссолунги в 1827 году и "Резня на Хиосе" в 1824 году.

Иван Константинович Айвазовский, великий художник-маринист, создал такие шедевры, как "Девятый вал", "Море" и "Радуга". Море всегда было любимым источником вдохновения для романтиков.

Романтизм в музыке возник в 1820-е годы под влиянием литературного романтизма и развивался параллельно с ним. Он проявился в обращении к опере, песне, инструментальным миниатюрам и музыкальной программности. Одной из характерных черт романтизма стало внимание к внутреннему миру человека, стремление к эмоциональной напряженности, что сделало музыку и лирику основополагающими в романтизме.

Среди выдающихся представителей романтизма были художник Эжен Делакруа, композитор Фредерик Шопен, а также русские композиторы, принесшие славу отечественной культуре. К ним относится композитор Михаил Иванович Глинка, автор оперы "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила".

Представители романтизма в Англии включают в себя «бурных» романтиков, таких как Байрон и Шелли, а также созерцательных поэтов «озерной школы» – Вордсворта, Колриджа и Саути. Вальтер Скотт стал родоначальником исторического жанра. Во Франции романтизм представлен творчеством Констана, Шатобриана, Ламартина, Гюго, Мюссе и Жоржа Санда. В России романтизм проявился в творчестве поэтов Жуковского, Веневитинова, Баратынского, Дельвига и Тютчева; а В произведениях Рылеева, Кюхельбекера и Одоевского. В определенную эпоху своего творчества романтизм охватил также А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, а в прозе он проявился через творчество Бестужева-Марлинского и Одоевского.

Искусство и творчество итальянского художника Леонардо да Винчи считается одним из вершин творчества эпохи Возрождения в Италии. Его работы отличаются уникальным стилем, техникой и великолепием. Леонардо был универсальным гением: художником, скульптором, архитектором, музыкантом, изобретателем и анатомом. Его творчество оказало огромное влияние на развитие искусства и науки и является примером идеального сочетания таланта, творческой интуиции и глубоких знаний.

Как грешник, изгнанный из рая, Я взглянул на свой темный путь, Опасение охватило меня, И желание вернуть прошлое овладело мной. Затем, путешествуя по многим странам, Я учился скрывать боль и страх, Стремясь забыть прошлое, о котором мечтал, Задумавшись над заботами и делами, — Вот почему я, отвергнутый судьбой, Убегаю от твоей обольстительной привлекательности, Чтобы не огорчать тебя, Не вспоминать о невозвратных днях, И чтобы, бродя от края до края, Покончить со змеей в своей груди. Могу ли я медлить у ворот рая, Не желая быть в раю! ДАМЕ, КОТОРАЯ СПРОСИЛА, ПОЧЕМУ Я ВЕСНОЙ УЕЗЖАЮ ИЗ АНГЛИИ

Уоргинал Скотт – английски жертвенный Романы Скотта, обычно посвящены поворотным или, в худшем случае, существенным историческим взбучкам, а их герой случайно оказывается между противоборствующими сторонами перед решающим схваткой ( как это встречается в романе «Айвенго»). В литературе романтизма вместе с устремлением к философской всеобъемлющестью возникло чувство историчности . Оно проявилось не только в том, что изменилось понимание индивидуума, но и в том, что история общества стала одной из постоянных тем этапа. В романах У. Скотта жизнь государства в первый раз соединилась с жизнью персонажа.

Индивидуализация романтизма в сфере эстетики проявляется через особенности сюжета и характера героя. Основной персонаж романтиков всегда является титанической личностью.

Титанизм романтического героя может выражаться разнообразными способами: он может быть одарен мощными страстями, сильной волей и смелым умом, как, например, Манфред Байрон, неукротимым стремлением к свободе, как Прометей Шелли, по-настоящему непостижимым наблюдательным умом, как Эдгар Аллан По, или бесконечной глубиной души, как Генрих фон Офтердинген Новалиса. Он также может отличаться безграничной самоотдачей в любви, как, например, Квазимодо у Гюго. Все эти проявления принадлежат к одному порядку, поскольку романтизм признает осознанное усиление при отражении реальности. Вспомните произведения авторов, таких как, например, Виктор Гюго, Эдгар Аллан По, Фенимор Купер.

Перси Шелли I — Великолепный июньский день. Вода несмутимо трепетала под ветром. На горизонте скапливались облака, Похожие на плавающие горы — серебряные тучи. Небо сверкало над головой, Бесконечная, как вечность, синева. Все было полно радости: лес, река и поля.

В роще сверкали листья ивы. И шуршали в тишине едва ли Плотные листья столетних дубов. II Была зима — такая, что с ветвей Падал комочками белый воробей. Закованные в ледяные глыбы, В реках задыхались рыбы. И до сих пор не замерзший ил В теплых озерах застыл, сморщившись.

В такую ночь пылало пламя в печах, Хозяин со своими домочадцами и друзьями Сидели и слушали, как трещит мороз. Но горе было тем, кто был голым и босым!

В русском романтизме представляли В.А.Жуковский (баллады) М.Ю.Лермонтов («Мцыри», «Герой нашего времени») Н.В.Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Основной акцент в художественной системе сделан на личности. Основной конфликт состоит в противоречии между личностью и обществом. Романтическая личность характеризуется страстным нравом. Страсти романтики делятся на высокие (всеобъемлющая любовь) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).

Романтический герой представляет собой сильный характер, который выделяется на фоне окружающих. Часто в романтических произведениях герой выступает в роли художника. Романтический герой не совместим с обыденным миром. Любимой средой для романтических произведений являются история и экзотика.

Развитие романтического персонажа отображает диалектику его души и отпечаток времени. Он способен разрушать исторические и социальные устои, выступать против общества и оказывать влияние на его жизнь. Романтический индивидуализм заключается в противопоставлении себя обществу. Чаще всего он одинок, часто находится в пути, обладает сильным характером и страстями, выражается в экстремальных ситуациях и может быть как положительным, так и отрицательным.

Классический романтический пейзаж включает море, горы, небо. Взаимоотношения человека с природой сложны: с одной стороны, она соответствует его страстной натуре, с другой – заставляет его бороться. Романтический символ – переход от конкретного к абстрактному.

Основные черты романтизма заключаются в идее двуединства, где реальный мир неполон идеального мира фантазии героя, его духовного мира; в недостижимости идеального мира; в идеализации мира природы (романтический пейзаж) и искусства; в теме борьбы, бунта (часто против обывательства, против законов общества); (основной враг романтиков — обыватель, считающий материальное благополучие смыслом существования) в отражении действительности в её типичных проявлениях (т.е. в единичных фактах отражается общее, характерное); в ценности человеческой личности, которая заключается в способности разглядеть ДУШУ человека, вещи, понять, что именно душа является главным; в частом несоответствии внешней формы внутренней сущности героя; в принципе исторического романтизма: обращение к прошлому с целью понять настоящее.

Изменение в художественной тематике: Новые направления; Звуковое и цветовое изображение; Символические образы (море, буря, стихия и т.д.) Основные жанры — роман (эпический жанр), поэма (лиро-эпический жанр), драма (драматический жанр)

Характерные черты русского романтизма: особое внимание к понятию чести; уважение к предкам; ответственность человека перед государством, страной; проблема влияния денег на жизнь человека.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) «Литературный Колумб Руси» (В.Г. Белинский)

В. А. Жуковский начал свою литературную деятельность с «Сельского кладбища» (1802), перевода элегии английского поэта Т. Грея в 1801 году. Эта элегия принесла В. А. Жуковскому успех у читателей и общественное признание. Участие поэта в журнале «Вестник Европы», основанном Карамзиным, способствовало утверждению романтической эстетики в русской литературе.

В августе 1912 года поэт вступил в ряды Московского народного ополчения. В его поэзии был яркий отклик на Отечественную войну 1812 года — "Певец во стане русских воинов". Тема Наполеоновских войн, связанная с этими событиями, также получила глубокое отражение в его произведениях — "Ночной смотр" (1836), "Четыре сына Франции" (1849). В мае 1817 года Жуковский переехал в Петербург, где активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы. В те годы Жуковский был одним из ведущих литераторов России и другом А. С. Пушкина.

После трагической гибели А. С. Пушкина, которую он старался предотвратить, Жуковский встал в противоречие со своим придворным окружением. Он ушел в почетный отставку в 1841 году, переехал жить в Германию, где женился на дочери своего друга художника Е. Рейтерна, Елизавете. В 1852 году Жуковский умер в Баден-Бадене и был похоронен в Петербурге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Романтизм в литературе: Исследование ключевых идей и авторов для 9 класса

конспект урока по теме "Внешность, черты характера", 6 класс

Данный материал описывает процесс подготовки и проведения последнего урока в 6 классе с использованием элементов проектной технологии и активного вовлечения учащихся в учебный процесс.

Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Герасим из рассказа И.С.Тургенева "Муму" олицетворяет самые прекрасные качества русского народа.

Технологическая карта по теме "Черты характера" 7 класс

Для учащихся седьмого класса по УМК «Forward» М.В. Вербицкой, М. Гаярделли, П. Редли и других составлена технологическая карта на тему "Черты характера".

Черты характера 5 класс

Особенности личности в пятом классе.

Урок литературы в 9 классе.Черты русского сентиментализма в литературе и изобразительном искусстве.

Сентиментализм — это одно из художественных направлений в искусстве, которое сочетает в себе литературу и изобразительное искусство. Одним из представителей этого направления является Н.М.Карамзин, автор знаменитой повести "Бедная Лиза". В своих произведениях он передает глубокие чувства и эмоции, которые вдохновляют художников на создание художественных полотен.

Конспект урока "Черты характера",10 класс.

Схема — выжимка для занятия по английскому языку в 10-м классе.

Технологическая карта урока по литературе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»

Урок литературы в 9 классе посвящен теме: В. А. Жуковский – основатель русского романтизма. Мотивы счастья и судьбы в балладе «Светлана».

Романтизм в России

В России в начале 19 века начал развиваться романтизм. В это время появился ранний русский романтизм в творчестве В.Жуковского, К. Батюшкова. Литературное направление романтизма сменило сентиментализм, который устарел к началу нового века.

Писатели-сентименталисты заслугой является открытие того, что у простых людей тоже есть чувства, они также способны любить и страдать. Однако сентиментализм, основанный на чувствительности, не шел дальше описания и констатации чувства, тогда как человек устроен гораздо сложнее.

Человеческий характер неоднозначен и противоречив до такой степени, что иногда сама личность не в состоянии понять и объяснить свои поступки. Сентименталисты же показывали человека в черно-белом свете, полностью отдающегося одному чувству – хорошему или плохому.

Открытие романтиками начала XIX века заключается в том, что они обнаружили и продемонстрировали: человек является многогранным существом, способным совершать как плохие, так и хорошие поступки. Невозможно однозначно определить: этот герой хороший или плохой. Поэтому возникает столько споров вокруг романтических героев: Печорин — плохой или хороший, как понять поведение Онегина и так далее. Романтики открыли и продемонстрировали противоречивость человеческой природы. С появлением романтизма в литературе впервые исчезает понятие положительного и отрицательного героя.

В русской литературе романтизм представлен двумя основными направлениями: революционно-дворянским течением (творчество декабристов и Пушкина) и пассивно-элегическим (Жуковский, Батюшков). Жуковский считается основоположником романтизма в России.

Основные черты романтизма

Характеристики романтизма включают в себя следующее:

  • В фокусе романтического произведения находится человек, который сталкивается с враждебным миром и борется с ним.
  • Мир романтического произведения всегда стремится быть особым, поэтому он всегда предстает каким-то особенным и необычным. Это может проявляться в отъезде героя в экзотические страны, его действиях в этих странах или в создании героем собственного фантастического мира. Поэтому важным аспектом романтизма является двойственность. Первый мир – реальный, с которым нельзя не считаться, второй – нереальный мир, существующий лишь в воображении героя.
  • Романтический герой всегда испытывает разочарование и страдает от трагической раздвоенности, ощущая невозможность осуществления своих намерений. Его поведение характеризуется замкнутостью, постоянным печальным состоянием и тревожностью, что является классическими чертами романтического героя.
  • Специфика романтизма заключается в конфликте идеала с действительностью и его воплощении в одиноком герое.

Основные жанровые стили в романтизме включают в себя балладу, лиро-эпическую поэму, психологическую повесть и элегию.

Исторический контекст романтизма в русской литературе

В конце XVIII — начале XIX века в русской литературе возник романтизм, когда в России происходили важные общественные, политические и культурные изменения. Это время было отмечено началом освоения западных идей и влияния, и романтизм стал одним из основных движений, внесших новые идеи и эстетические принципы в русскую литературу.

Одним из важных факторов, способствовавших развитию романтизма в России, было влияние европейской литературы и философии. Русские писатели и поэты начали изучать и переводить произведения западных авторов, вроде Гете, Шиллера, Байрона и Верна. Их творчество послужило вдохновением для создания собственных романтических произведений.

Связь романтизма с национальным самосознанием и поиском национальной идентичности также присутствует в русской литературе. Писатели стремились отразить русскую душу и национальные традиции в своих произведениях, прибегая к романтизму как к средству достижения этой цели.

Таким образом, исторический контекст романтизма в русской литературе включает влияние западной литературы и философии, социальные и политические изменения в России, а также поиск национальной идентичности. Эти факторы сильно повлияли на развитие романтизма и его особенностей в русской литературе.

Основные черты романтизма в русской литературе

Романтизм – это направление в литературе, которое возникло в конце 18-го века и продолжало развиваться в течение 19-го века. В русской литературе романтизм стал одним из наиболее значимых и влиятельных течений. Вот основные особенности романтизма в русской литературе:

Эмоциональность и субъективизм

Русская литература полна высокой степени эмоциональности и субъективизма, присущих романтизму. Писатели этого направления стремились выразить свои чувства и эмоции через свои произведения, отражая свои внутренние переживания, страсти, мечты и фантазии. В романтических произведениях зачастую присутствуют яркие и сильные эмоциональные переживания героев.

Возвышенность и идеализация

Эпоха романтизма в русской литературе отличается поисковой активностью и стремлением к идеализации. Писатели этого направления стремились создать идеальные образы и идеалы, искать красоту и гармонию в мире, выражать свои мечты о лучшей жизни и идеалах справедливости. В романтических произведениях часто встречаются образы героев, которые символизируют идеалы и стремления.

Фантастичность и мистика

Романтизм в русской литературе часто ассоциируется с фантастикой и таинственностью. Писатели данного направления создавали в своих произведениях волшебные и неповторимые миры, где реальность сливалась с фантазией. Они прибегали к мистическим элементам, загадочным событиям и символам, чтобы выразить свои идеи и чувства.

Русская литература романтизма сосредотачивается на том, как важна природа и ее влияние. Писатели этого направления описывают природу как живой и духовный организм, воздействующий на человека и его чувства. Природа становится символом свободы, красоты и гармонии, помогая героям романтических произведений понять самих себя, находить вдохновение и искать ответы на вопросы о смысле жизни.

Таким образом, основные черты русской литературы романтизма включают эмоциональность и субъективизм, возвышенность и идеализацию, фантастичность и мистику, а Важность природы и ее значения.

Основной конфликт романтизма – конфликт между личностью и обществом

Основной противоречие романтизма –

противоречие между индивидуальностью и обществом

Романтическая личность – страстная индивидуальность

любовь во всех её проявлениях

зависть, жадность, честолюбие

Романтический герой Романтический герой

Полон неведомых тайн и загадок

Яркий и независимый индивидуум

Индивидуалист, противостоящий другим персонажам

Живущий не разумом, а эмоциями

Сложная натура, неизведанная, его жизнь полна риска и опасности

Романтики открыли перед литературой:

диалектику психологических состояний;

характеры, основанные на глубоких внутренних противоречиях;

тему «униженных и оскорбленных»;

Основные жанры романтизма

романтические поэмы И.И.Козлова, К.Ф.Рылеева, М.Ю.Лермонтова

исторические романы М.Н.Загоскина, И.И.Лажечникова

Периодизация русского романтизма:

начальный период (1801 – 1815 гг.);

период зрелости (1816 – 1825 гг.);

последний период (1820-1840 гг.).

Михаил Лермонтов — русский поэт-романтик, которого обычно называют "русским Байроном". Сам поэт, однако, описывал себя так:

Я не Байрон, я другой, еще неизвестный избранник, Как он, изгнанный из мира странник, Но только с русской душой.

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Романтизм в России"

На уроке литературы в 9 классе представлена презентация на тему "Романтизм в России".

•После войны 1812 года в России романтизм стал особенно сильно развиваться. Творчество романтиков было проникнуто патосом гражданской службы, любви к свободе и борьбы.

•Кризис романтизма начался в 40-е годы XIX века.

Вы уже ознакомились со сверхспособностями современного учителя?

Экономьте свои усилия на подготовку и проведение уроков.

Скоро и объективно оценивать знания студентов.

Сделать усвоение новой информации максимально доступным.

Избавьтесь от необходимости подбирать задания и проверять их после уроков.

Установить порядок и дисциплину во время уроков.

Получить возможность творческой работы

Просмотр информации в файле «Подготовка к уроку литературы для 9 класса "Эпоха Романтизма в России". »

Романтизм в России

История русской литературы

Преподаватель — Субботина Ирина Константиновна, учитель русского языка и литературы в государственной общеобразовательной школе № 448 города Санкт-Петербурга

Романтизм – это литературное течение, которое процветало в конце XVIII и начале XIX века.

В XVIII веке романтизмом считалось все необычное, фантастическое и странное, которое можно встретить в книгах, но не в реальной жизни.

С приходом конца XVIII века романтизм стал противоположностью классицизму и стал популярным литературным направлением.

Эпоха романтизма в истории России

В России романтизм стал особенно сильно проявляться после Наполеоновских войн 1812 года. Творчество романтиков было проникнуто идеалами гражданского служения, свободы и борьбы.

Однако уже в 1840-х годах начался кризис этого направления в искусстве.

В центре искусства романтизма лежит личность

Основной конфликт заключается в противостоянии личности и общества

Романтическая личность — это страстная личность

Романтический герой — это сильный характер, несовместимый с обыденным миром

Исторические детали, фон и колорит внимательно воссозданы, но характеры выходят за пределы исторического контекста

Это идеальная обстановка для любителей романтики

Сюжет развернулся в уникальной атмосфере

Англия и её представители в романтизме





ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОМАНТИЗМА

Преобладание личного видения перед объективностью

Желание не копировать, а творить новую реальность

Стремление выдвигать на первый план уникальные черты (в характерах и обстоятельствах)

Особенности художественного течения романтизма

Подчеркивание уникальности человеческой личности, утверждение бесконечности внутреннего мира каждого человека

Взгляд на мир через призму чувств и эмоций

Интерес к экзотическому, сильному, яркому, возвышенному

Стремление к фантазии, использование нестандартных форм, сочетание высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного

Характеристики романтизма

Болезненное переживание различия между реальностью

Отказ от повседневности

Желание личности достичь абсолютной свободы, духовного совершенства, недостижимого идеала, признание несовершенства мира

Пожалуйста, предоставьте ответы на следующие вопросы

  • В какое время романтизм стал литературным направлением?
  • Укажите страны, где романтизм получил широкое признание, и основных его представителей.
  • Когда и в связи с какими событиями романтизм начал развиваться в России?
  • В чем основная идея романтизма?
  • Каковы взгляды романтизма на человека и мир?
  • Когда начался кризис романтизма? Какое направление пришло на смену?

Список использованной литературы

  • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2014.
  • Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2013.
  • Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Интернет-ресурсы

В. Скотт: www.calend.ru

Жорж Санд: ru.wikipedia

Жуковский В.А.: www.artsait.ru

Тютчев Ф.И.: www.calend.ru

Одоевский А.И.: tata-cheshuina.livejournal.com

Лермонтов М.Ю.: www.mk-penza.ru

Бестужев-Марлинский А.А.: anapa.ru

Источник шаблона

Определение и значение термина

Романтизм — это художественное течение в искусстве, которое характеризуется изображением сильных эмоций, идеального мира и борьбы личности с обществом.

Изначально слово "романтизм" означало "мистический", "необычный", но позднее приобрело другое значение: "иной", "новый", "прогрессивный".

История возникновения

Закончившийся в XVIII веке и начавшийся в XIX веке период романтизма вызван кризисом классицизма и излишней публицистичностью Просвещения, что привело к отказу от культа разума в пользу культа чувства. Сентиментализм стал связующим звеном между классицизмом и романтизмом, в нем чувство приобрело рациональную и естественную форму, являясь источником нового направления. Романтики шли дальше, погружаясь полностью в иррациональные размышления.

Зарождение романтизма началось в Германии, где в то время пользовалось популярностью литературное движение "Буря и натиск". Его сторонники высказывали достаточно радикальные идеи, что способствовало формированию романтического бунтарского настроения. Развитие романтизма продолжилось уже во Франции, России, Англии, США и других странах. Основоположником романтизма в живописи считается Каспар Давид Фридрих. Родоначальником в русской литературе является Василий Андреевич Жуковский.

Основными направлениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

Романтизм в музыке

Романтики возвели музыку на пьедестал, считая ее высшим видом искусства, так как именно она наиболее полно выражает чувства и движения души.

И если в литературе и живописи романтизм утесняется реализмом к середине XIX века, то в музыке он утвердился до самого конца столетия.

Музыка романтизма — это:

  1. тема одиночества;
  2. конфликт личности с окружающим миром;
  3. двойная реальность;
  4. автобиографические мотивы;
  5. образы лирической любви;
  6. новый подход к фантастическим и сказочным сюжетам.

Композиторы-романтики также обращаются к фольклору — народные песни, баллады, эпос обогатили авторские музыкальные произведения.

*Франц Шуберт (1797–1828), знаменитый представитель романтизма в музыке

Имена величайших композиторов связаны с эпохой романтизма.

Творчество Шуберта, Листа, Грига, Вагнера, Брамса, Мендельсона, Штрауса, Паганини, Верди, Бизе, Берлиоза, Шопена, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова все еще пользуется огромной популярностью и собирает полные залы.

Новый романтизм

В 2011 году австралийский художник Люк Тернер объявил о возникновении новой эпохи метамодернизма, которая пришла на смену устаревшему постмодернизму. Художник представил новый термин, который объясняет идею и настроение этой эпохи — "новый романтизм".

Суть этой концепции заключается в обращении к одной из ключевых черт романтизма XIX века — уходе от реального мира в мир фантазий и прошлых времен.

Эстетика неоромантизма проникает в кинематограф, музыку и жанр музыкального клипа, живопись, моду и литературу.

*Петр Дойг, «Ланкер» (Большая рыба)

К романтикам относятся режиссер Уэс Андерсон (фильм «Королевство полной луны», 2012 г.), писательница Диана Сеттерфилд (роман «Тринадцатая сказка», 2006 г.), художник Петр Дойг. В наше время романтизм получает новое воплощение.

Автор: Елена Румянцева

Желаем удачи! До скорой встречи на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

  • Binance — лучшая криптобиржа в мире
  • Эксмо — лучшая криптобиржа в рунете
  • ⛏ ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • Etxt — платят за написание текстов
  • ✍ Кьюкоммент — биржа комментариев
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • Вктаргет — заработок в соцсетях
  • ️ Смотреть все.

Элиза

Как искусство, так и романтизм в отношениях должны быть умеренными во всех своих проявлениях. Иначе они начинают утомлять вместо приносить приятные впечатления. Нельзя сказать, что у этой тенденции нет будущего. Просто, как и все в этом мире, романтизм должен эволюционировать и соответствовать духу времени.

Анна

Далеко не всем интересно читать о суровом реализме, который уже присутствует в повседневной жизни. Иногда хочется отвлечься от серых будней и насладиться романтическими историями или романами. Не думаю, что это когда-то изменится.

Читатели хотят погрузиться в другую реальность, возвышенную любовь, которую они никогда не испытывали в жизни. По моему мнению, у романтизма определенно есть будущее.

Павел

Не приемлю романтизм во всех его формах, и особенно литературу такого рода, не в состоянии прочесть ни одной страницы.

Пожалуйста, оставьте свой комментарий или отзыв.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий