Романтизм в литературе 19 века стал ответом на кризис буржуазного общества и промышленной революции, ставя во главу угла чувства, индивидуальность и природу. В это время писатели стремились выразить свои эмоции и внутренний мир, часто обращаясь к историческим, мифологическим и фантастическим темам, что отражала такая литература, как произведения Пушкина, Байрона и Гете.
Романтики отвергали строгость рационализма прошлого и искали вдохновение в народных традициях, что сделало их работы более доступными для широкой публики. Важной характеристикой романтизма стало воспевание свободы, любви и героизма, что позволяло читателям находить утешение и надежду в нестабильные времена.
Романтизм в европейской культуре 19 века: определение, суть, представители
Явление романтизма играет значительную роль в развитии мировоззрения общества и духовной культуры.
Если проникнуть в суть, то романтизм представляет собой новый тип исторического мышления, определенную культурную эпоху, всеобщее культурное движение, повлиявшее на все аспекты жизни общества.
Романтическое восприятие мира нашло свое отражение в художественной практике и эстетических теориях. Несмотря на универсальность эстетических идей и философское обоснование, для каждой страны была характерна своя национальная специфика воплощения этих принципов.
Для периода романтизма характерна особая интерпретация сущности личности, а также её возможностей и роли в истории. Романтизм в культурологии акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека. Романисты углубляются в традиции индивидуализма, формируется романтическое поклонение личности.
Субъективизм в роли доминирующего признака романтического восприятия
Характерной чертой художественного восприятия эпохи романтизма в XIX веке является высокий уровень субъективизма. Каждый художник сосредотачивал свое внимание на личности, ее внутреннем мире и внутренней жизни. Центром внимания романтиков становится "Я" художника и "Я" творца. Важность и ценность непосредственно субъекта, человека и индивидуальной психологии личности становятся главными. Произведения искусства отражают сильные лирические переживания, страсти, в которых находит отражение универсальный человеческий опыт.
Характерной чертой романтического мировосприятия было трагическое осознание противоречий между идеалом и реальностью, а также их несовместимостью. Романтики в большинстве своем были неудовлетворены положением вещей и отсутствием возможности воплотить свои мечты в реальность. Они мучились из-за идеала — его поиск составлял суть их жизни и творчества. В то же время происходило углубление противоположности бытия и внутренней природы личности.
Для романтического героя всегда характерно ощущение неудовлетворенности и раздвоенности. Конфликт происходит во внутреннем мире личности и мировосприятия.
В данном занятии мы рассмотрим тему романтизма в русской литературе. Романтизм — это одно из ключевых литературных направлений, которое возникло в XIX веке. Оно отличается особым взглядом на мир, эмоциональностью, а также стремлением к свободе и самовыражению. В русской литературе романтизм оказал значительное влияние на развитие и формирование новых литературных течений. Давайте подробнее разберем основные черты и примеры романтизма в русской литературе.
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Определение романтизма
Романтизм – это творческое направление, которое зародилось в конце 18-го и расцветало в 19-м веке. Оно отличается от классицизма и рационализма своим фантастическим подходом и эмоциональностью.
Романтизм стремится к самовыражению, свободе и внутреннему миру человека. Он отвергает строгое следование правилам, предпочитая экспериментировать и выражать свои эмоции. Романтические произведения часто наполнены эмоциями и обращены к темам любви, природы, смерти, свободы и мистики.
Романтизм также связан с идеей национального самосознания и истории. Многие романтические произведения посвящены историческим героям и событиям, а также отражают национальные традиции и обычаи.
Основные характеристики романтизма включают:
- Эмоциональность и субъективность
- Фантазия и мистика
- Индивидуализм и свобода
- Вдохновение природой и ее символикой
- Идеализация прошлого и национальной истории
Романтизм оказал огромное влияние на развитие русской литературы. Он вносил новые темы, стили и подходы к искусству, открывая новые перспективы для писателей и поэтов. Многие известные русские писатели, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Федор Достоевский, были представителями романтизма и оставили незабываемый след в литературе.
Примеры романтических произведений в русской литературе включают “Евгений Онегин” Александра Пушкина, “Герой нашего времени” Михаила Лермонтова и “Преступление и наказание” Федора Достоевского.
Романтический герой
Жизнь европейцев радикально изменилась в результате революций XVIII века. В этом новом мире они чувствовали себя одинокими и испытывали страх. Романтизм отразил исторический контекст на страницах произведений писателей-романистов, показав жизнь как игру, где всегда есть победители и побежденные.
Романтики ощущали свою беззащитность в мире, управляемом деньгами и случаем. Они создавали героев, чей основной трагизм заключался в потерянности и стремлении к лучшему миру, в противостоянии обществу.
Романтический герой – это неординарная личность в исключительных обстоятельствах.
Романтический герой часто далек от реальности и не интересуется обыденной, земной жизнью. Он всегда обладает глубокими и возвышенными чувствами, которые приводят к его личной трагедии.
Романтический персонаж стремится к определенному идеалу в поведении, но часто оказывается разочарованным.
В центре романтического произведения всегда возникает конфликт между личностью (главным героем) и обществом. Эта личность настолько уникальна и индивидуальна, и так сильно отличается от своего окружения, что конфликт становится неизбежным. Герой не может жить в настоящем, предпочитая либо вспоминать о прошлом, либо мечтать о счастливом будущем.
Образ "лишнего человека" возник на основе романтических идей.
Определение 3
«Лишний человек» — герой, который не подходит для общества. Человек, который не вписывается в своё окружение, не принимается им, находится в идеологическом конфликте с обществом.
Примеры русских романтических героев:
- Мцыри («Мцыри», М.Ю. Лермонтов). Сильно тяготеет к идеальному миру утраченной родины, переживает глубокие чувства. Изображен с сильным лирическим пафосом;
- Владимир Ленский («Евгений Онегин», А.С. Пушкин). Естественный, изящный и страстно влюбленный, Ленский погибает в поединке, предвидя трагический исход;
- Евгений Онегин («Евгений Онегин», А.С. Пушкин). Противостоит обществу, не может найти свое место.
- Григорий Печорин («Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов). Многие исследователи отмечают сходство образов Онегина и Печорина. Герой-эгоист, противостоящий обществу;
- Александр Чацкий («Горе от ума», А.С. Грибоедов). Как и Онегин и Печорин, Чацкий является лишним человеком, переживающим конфликт с окружающим его обществом, а Внутренний конфликт.
Основные черты романтизма
Романтизм как литературное направление выделялся следующими особенностями:
- Основой романтического произведения была тема встречи человека с враждебным миром и его противостояния этому миру.
- Мир романтического произведения всегда хотел быть особенным, поэтому он воспринимался как нечто необычное. Это могло проявляться в уходе героя в экзотические страны, его действиях там, или в создании им своего фантастического мира. Поэтому двойственность мира была важным аспектом романтизма. Первый мир — реальный, от которого нельзя уйти, второй — нереальный мир, который существует только в воображении героя.
- Романтический герой всегда сопровождается разочарованием, страдая от трагической раздвоенности и невозможности осуществления своих намерений. Поэтому он всегда неудовлетворен своим положением, что проявляется в его замкнутости, печальном состоянии и тревожности — классические черты романтического героя.
- Особенность романтизма заключается в конфликте идеала с реальностью, выраженном в одиноком герое.
Основные стили романтизма включают балладу, лиро-эпическую поэму, психологическую повесть и элегию.
Основные черты и принципы романтизма
Отличительной чертой романтизма является преобладание эмоций над разумом. С точки зрения писателя, читатель погружается из мира реальности либо в идеальный мир, либо в вымышленный мир, созданный автором. Еще одним признаком является двойственность мира, созданная с помощью принципа "романтической антитезы".
Романтизм можно справедливо назвать экспериментом, в котором фантастические образы умело переплетаются в литературных произведениях. Эскапизм, как способ ухода от реальности, достигается с помощью мотивов прошлого и мистики. По мнению автора, для ухода от реальности он выбирает фантастику, прошлое, фольклор или экзотический материал.
Поэтому, отражение человеческих эмоций в природе – еще одна характерная черта романтизма. Однако, если рассматривать особенности изображений людей, то чаще всего он предстаёт перед читателем одиноким, необычным. В таких случаях возникает тема “изгоя”, бунтаря, разочаровавшегося в цивилизации и борющегося со стихией.
Где сформировался романтизм?
В Германии начал развиваться романтизм. Предшественником романтизма в литературе является сентиментализм.
Если просветители отличаются культом разума и цивилизации, созданной на его основе, то романтизм выделяет культ природных качеств и культ природы. Эпоха романтизма привнесла понятия пикника, туризма и альпийского альпинизма, которые направлены на восстановление гармонии между природой и человеком. Идея "мудрого дикаря", обладающего "народной мудростью" и не порочими благами цивилизации, стала очень популярной.
Как известно, зарождение романтизма как литературного направления произошло в конце XVIII века, но наибольший пик его популярности пришелся на 1830-е годы. С середины XIX века романтизм начинает постепенно угасать, но его черты сохраняются до конца XIX века. Романтизм стал основой для направлений символизма, декаданса и нон-романтизма.
Основная черта романтизма как литературного направления – конфликт и идеи, которые оно затрагивает. Основной идеей практически каждого произведения является постоянное передвижение литературного героя в физическом пространстве. В этом проявляется внутреннее беспокойство героя, его непрерывные размышления и одновременные изменения в окружающей реальности.
Однако, как и для любого другого вида искусства, у романтизма есть свои собственные внутренние противоречия.
Этот литературный жанр строится на сложных взаимоотношениях между главным героем и его окружением. Главный герой проявляет эгоцентризм, однако он восстает против материальных и социальных аспектов жизни. Его поступки, мнения и идеи отражают эту бунтарскую натуру.
Примеры таких главных героев можно увидеть в произведениях английского поэта Байрона и русского писателя Лермонтова.
Романтический жанр часто подчеркивает разрыв между реальностью и идеализированным миром, создавая острые контрасты.
↑ Основные жанры романтизма
- стихотворение с лирическим оттенком,
- эпическое произведение,
- трагическое литературное произведение,
- произведение в прозе или стихах, описывающее важные события или судьбы героев
- произведение с возвышенным и печальным настроением,
- литературное произведение, написанное в форме обращенного к какому-либо лицу изложения мыслей и чувств,
- музыкальное произведение, содержащее стихи,
- поэтическая повествовательная песнь,
- эпическое произведение,
В Европе — значимые поэты Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия). В России — известен поэт Жуковский, и позднее — Ф. И. Тютчев
↑ Особенности романтизма
В поэзии античных авторов В.Г.Белинский обнаружил элементы романтизма, так как считал, что романтизм является духовным стремлением человека в периоды, когда он не удовлетворен действительностью.
«Сфера романтизма — это внутренняя жизнь человека, та загадочная почва души и сердца, откуда возникают все неутолимые стремления к лучшему и возвышенному, стремящиеся найти удовлетворение в идеалах, создаваемых воображением». В.Г. Белинский
Романтическая эстетика формировалась в конце XVIII — начале XIX веков, преимущественно в Германии, но во многом была определена событиями Великой французской революции 1789-1794 гг. Поражение революции, которую ожидали как средство улучшения мира, вызвало разочарование, охватившее всю эпоху и всю Европу. Романтизм стал идеологическим выражением этого разочарования, краха иллюзий.
Эпоха романтизма охватила не только все сферы искусства, но Все области культуры и науки, особенно гуманитарные науки, философию, историю, религию и литературу.
Романтическая эстетика сложилась в различных странах, таких как Германия, Франция, Россия, и в ней существовало множество разнообразных направлений и школ. Основным направлением в эстетике романтизма была критика классицизма, поэтому сентиментализм, который Выступал против классицизма, иногда называли предромантизмом. Романтиков особенно восмущали "три единства" и деление поэзии на "высокую" и "низкую", потому что они считали, что такое регламентирование искусства препятствует его свободному развитию.
Романтики также были восхищены древностью, но они не копировали её, поскольку это нарушало принцип историзма, который был введен романтиками. Они уделяли внимание устному народному творчеству, национальным особенностям истории и культуры, а также религии. Герой исторического романа обладает теми же чертами характера, что и романтический герой, и фольклор является одним из принципов жанра исторического романа. Заслуга романтиков заключается в том, что они ввели принцип историзма в литературу, хотя их концепция историзма находилась еще на ранней стадии.
В своих исследованиях они искали и часто находили героические образы великих людей в истории, противопоставляя это современности, где не находили ничего светлого. Это внимание к прошлому часто приводило к его идеализации и было своего рода бегством от реальности. Размышления о прошлом приводили к мечтам о том, как все могло бы быть прекрасно, если бы только возродилось.
Фантазия является основой романтизма. Преклонение перед природой, стремление к идеальному образу личности, яркому и прекрасному, придают романтизму возвышенность, необычность, загадочность и заставляют его казаться привлекательным. Романтиков привлекает мир детства, приключения, суеверия, которые возникают из внимания к таинственной, подсознательной стороне человеческой жизни, борьба добра и зла, темные, злые силы против наивных и добрых людей.
Такие конфликты порождают создание сказок, фантастических повестей. Они вдохновляют создание исторических, "готических" (ужасных) романов, воспитательных романов, поэм, баллад. Для их творчества характерно взаимодействие с музыкой, живописью, архитектурой.
Русские писатели-романтики
Некоторые творения русских поэтов, выпущенные в последнем десятилетии XVIII века, можно отнести к начальному этапу романтизма. Авторы отвергли устоявшиеся в обществе установки и внесли новые черты и элементы в свои произведения. Основным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причем эти направления не противоречили друг другу так резко, как в других странах. Романтики создали множество баллад и романтических драм, что способствовало появлению драматического стиля в литературе.
В эпоху русского романтизма поэты привнесли новое значение поэзии, которая стала отдельной и важной сферой искусства. В их творчестве отражались самые высокие стремления и идеалы индивидуальности. Поэзия перестала быть простым и развлекательным занятием, став восприниматься серьезно, когда русские поэты начали изображать одиночество и страдания своих главных героев.
Все начало романтизма в России связано с В. А. Жуковским. В этом направлении также творили К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Оттенки романтизма можно увидеть в ранней поэзии А. С. Пушкина и в работах Н. В. Гоголя. Завершением этого направления в России считались произведения М. Ю. Лермонтова, которого часто называли "русский Байрон". Философские лирические работы Ф. И. Тютчева закрасили романтическую эпоху в русской литературе.
Романтизм охватил почти все области искусства, включая архитектуру. Увлечение писателей природой, историей своей страны и национальными традициями разнообразило мировую литературу новыми жанрами и увлекательными произведениями. Творчество романтических писателей помогло обществу признать чувства и мысли отдельной личности самой высокой ценностью в жизни.
В середине XIX века романтизм уступил место реализму, но многие писатели продолжали творить в этом направлении до конца столетия. К началу XX века возник неоромантизм как реакция на реализм и натуралистические тенденции. Это течение продолжило традиции романтизма, отклоняясь от обыденности и обращаясь к иррациональному, но на новых, личных основаниях.
Популярные представители
Первыми создателями жанра стали писатели Йенской школы в Германии: Фридрих фон Харденберг, братья Шлегели, Вильям Ваккенродер. Ту же философию отражали произведения Фридриха Шлегеля и Фридриха Шеллинга. Позже немецкие писатели больше внимания уделяли сказкам и легендам, что отразилось в работах Эрнеста Гофмана. Хотя Генрих Гейне начинал свой творческий путь в жанре романтизма, он впоследствии критиковал этот стиль.
Развитие немецкой литературы оказало влияние на творчество английских писателей Сэмюэля Кольриджа и Уильяма Вордсворта, принадлежавших к Озерной школе. Европейские авторы в своих произведениях восхваляли пейзажи и человеческие чувства, а также осуждали сложившуюся буржуазию. Яркими представителями того времени были:
- Пирс Шелли;
- Джордж Байрон;
- Джон Китс;
- Уильям Блейк.
Это направление также нашло отклик в Италии, где творили Никколо Фосколо, Александро Мандзони, Джакомо Леопарди. В Польше популярностью пользовались Зигмунд Красинский, Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Циприан Норвид.
Французские поэты также стали знамениты. Среди них — Проспьер Мериме, Виктор Гюго, Александр Дюма, Жорж Санда, Альфонс Ламартин. Особо стоит выделить Мари-Анри Бейль, известного под псевдонимом Стендаль. Он тоже относится к романтикам, но его взгляды отличались. Писатель предпочитал изучать реальный характер человека, отвергая чрезмерные эмоции.
В Америке также было много достойных поэтов. Среди наиболее известных можно назвать Натаниэля Готорна, Уильяма Браянта, Вашингтона Ирвинга, Генри Лонгфелло, Германа Мелвилла и Фенимора Купера.
Русские поэты
Многие произведения русских писателей, выпущенные в конце XVIII века, относятся к раннему периоду романтизма. Поэты отвергли устаревшие общественные стереотипы и применили новый жанр в своих творениях. Основное различие романтизма в России заключается в том, что этот стиль развивался параллельно с классицизмом. При этом данные жанры не противоречили друг другу так сильно, как в других странах. Романтики написали множество драм и баллад, способствовавших развитию литературного драматического стиля.
В романтизме авторы установили новое значение и суть поэзии, сделав ее отдельной областью в литературе. Писатели выражали самые высокие идеалы и стремления человека. Этот жанр уже не был просто обычным и забавным развлечением. Это литературное искусство стали воспринимать всерьез, когда русские писатели начали описывать страдания и одиночество своих персонажей.
Василий Жуковский считается основателем этого стиля. В этом направлении творили Евгений Баратынский, Николай Языков и Константин Батюшков. Оттенки романтизма можно увидеть в ранних работах Николая Гоголя и Александра Пушкина. Вершиной романтизма считаются произведения Михаила Лермонтова, который часто называли "русским Байроном". Драматические труды Федора Тютчева завершили эпоху романтизма в русской литературе.
Этот стиль охватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес поэтов к пейзажам, истории России и культурным традициям позволил обогатить мировую литературу уникальными произведениями и новыми стилями написания. Творчество поэтов-романтиков заставило людей признать высокие чувства и мысли конкретной личности основной ценностью жизни.
В конце XIX века романтизм уступил место реализму, однако большинство писателей продолжали творить в этом жанре до конца века. В XX веке появился новый стиль — неоромантизм, который стал реакцией на естественные тенденции и реализм. Новое направление сохраняло традиции романтизма, отвергая повседневность и обращаясь к иррациональному пониманию жизни на личном уровне.