Романтизм — это направление, возникшее в конце XVIII — начале XIX века, которое акцентирует внимание на индивидуальных чувствах, эмоциях и природе. Он противопоставляет себя рационализму, подчеркивая важность личного переживания и духовности, что проявляется в героях, стремящихся к идеалам, свободе и самовыражению. Темы природы, фантазии и бунта против социального порядка делают романтизм выдающимся явлением в мировой литературе.
Критический реализм и натурализм возникли в XIX веке как ответ на идеалистические тенденции романтизма. Критический реализм сосредоточен на объективном изображении действительности с акцентом на социальные проблемы и моральные дилеммы общества, чаще всего через призму повседневной жизни. Натурализм же, в свою очередь, стремится представить человечество как продукт социальных условий и наследственности, исследуя диктат природы и среды на индивидуумов. Оба направления интересуются реальной действительностью, но предпринимают различные подходы к её пониманию и изображению.
используя знания по истории и литературы охарактеризуйте романтизм, критические реализм, натурализм
Найдите верный ответ на вопрос ✅ «используя свои знания по истории и литературе, охарактеризуйте романтизм, критический реализм, натурализм» по предмету История. Если у вас есть сомнения в правильности ответов или ответ отсутствует, воспользуйтесь умным поиском на сайте и найдите ответы на похожие вопросы.
Вопросы по истории
Используя знания по истории и литературе, охарактеризуйте романтизм, критический реализм, натурализм.
Литература: романтизм: натурализм: реализм:
К какому литературному стилю Вы бы отнесли творчество Киплинга? Почему? Варианты ответа: романтизм, критический реализм, натурализм. История, 8 класс
Какую главную тему представляет картина Поля Сезанна "Ваза с фруктами, бокал и яблоки"? а) Импрессионизм б) Натурализм в) Реализм г) Романтизм
Какую главную тему представляет картина Поля Сезанна "Персики и груши"? а) Романтизм б) Реализм в) Импрессионизм г) Пост-импрессионизм д) Натурализм
Помогите с ответом
НСД (63,42) НСД (39,26) НСД (60,24)
Нет ответа
При десятичной записи числа 1 14 зачеркнули 2013-ю цифру после запятой. Что больше: полученное число или 1 14?
Нет ответа
Решить уравнение по математике, уменьшаемое 7938, вычитаемое 14*a, разность 35280, разделить на 360
Нет ответа
Бесконечная десятичная дробь представлена в следующем виде. Перед запятой расположен ноль. После запятой идут все возможные неотрицательные степени определенного естественного числа p. В итоге получается число, которое является рациональным.
Нет ответа
помогите решить комплексные числа z1=1-3i, z2=2+i
Нет ответа
Главная » История » используя знания по истории и литературе охарактеризуйте романтизм, критический реализм, натурализм
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ консультация по литературе
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ (МЕТОДИКА) — это совокупность ключевых особенностей творчества, которые сформировались и повторялись в определенный исторический период развития искусства.
При этом характеристики данного течения могут наблюдаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого течения (например, романтические черты у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а В последующие эпохи (как романтические черты у Горького).
Известны четыре основных литературных течения: КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ, МОДЕРНИЗМ.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ — это более детальное деление, чем литературные направления; течения представляют собой либо разветвления одного направления (немецкий романтизм, французский романтизм, байронизм в Англии, карамзинизм в России), либо возникают при переходе от одного направления к другому (сентиментализм).
ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ
Главное литературное направление в России в XVIII веке.
- Моделирование античной культуры.
- Строгие правила для создания художественных произведений. Глава ІІ. Литературные направления (методы) и течения 9
- Четкая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия); средние (сатира, любовное послание); низкие (басня, комедия).
- Четкие границы между родами и жанрами.
- Создание идеальной модели социальной жизни и идеальных типов членов общества (просвещенный монарх, государственный деятель, военный, женщина).
Основные жанры в поэзии
Ода, сатира, историческая поэма .
Основные правила построения драматических произведений
- Принцип "трех единств": места, времени, действия.
- Разделение на положительных и отрицательных персонажей.
- Присутствие героя, выражающего авторскую позицию (герой-резонер).
- Типичные образы: резонер (герой-резонер), первый любовник (герой-любовник), второй любовник, инженю, субретка, обманутый отец и другие.
- Стандартный финал: победа добродетели и наказание порока.
- Пять актов.
- Говорящие фамилии.
- Длинные нравоучительные монологи.
В Европе были выдающиеся писатели и мыслители, такие как Вольтер, драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, а также поэт Парни из Франции.
В России нам известны поэты Ломоносов, Державин, и драматург Фонвизин, автор комедий "Бригадир" (1769) и "Недоросль" (1782).
Традиции классицизма остались в литературе XIX века.
Крылов продолжил жанровые традиции классицизма в своих баснях.
Грибоедов также использовал черты классицизма в своей комедии "Горе от ума".
Пушкин унаследовал жанровые традиции классицизма в своей оде "Вольность", выразил рассуждения о классицизме в лирических отступлениях романа в стихах "Евгений Онегин", и создал ироничный образ поэта-классициста Д.И. Хвостова в своей поэме "Медный всадник", вдохновляясь эпиграфами из произведений драматургов (Я.Б. Княжнина, Д.И. Фонвизина) и поэтов (А.П. Сумарокова, М.М.
Классицизм в русской литературе проявился в упоминаниях Гриневым и Швабриным поэтов-классицистов Сумарокова и В.К. Тредиаковского в повести "Капитанская дочка" Хераскова.
Мандельштам обращался к античным тематике и образам, например, в стихотворении "Бессонница. Гомер. Тугие паруса".
Переходное литературное течение двух половин ХVIII и начала ХІХ века было характеризовано культом естественного чувства, идеалом "естественного человека", близкого к природе и противопоставленного цивилизованному миру (руссоизм), и культом природы.
- Традиции сентиментализма в литературе ХІХ-ХХ веков.
Развитие темы "естественного человека" представлено в южных поэмах Пушкина (1820-1824) и стихотворении "К морю".
Литературные произведения, написанные различными российскими писателями, отражают основное литературное направление в России І-й трети ХІХ века:
- Лермонтов создал стихотворение "Дума", поэму "Мцыри", роман "Герой нашего времени", в которых изображен идеальный мир мечты, противопоставленный реальной жизни.
- Лев Толстой в своем творчестве воплотил традиции русского реализма, фокусируясь на внутреннем мире человеческой личности и ее отношении к окружающей действительности.
- Бунин в рассказе "Господин из Сан-Франциско", Солженицын в рассказе "Матренин двор", а также Астафьев в повести "Пастух и пастушка" также описывают исключительных героев, находящихся в исключительных обстоятельствах.
- Распутин в повести "Прощание с Матерой" отрицает все правила классицизма и представляет реалистичные образы.
- Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок.
Творчество, проза, драма, повесть.
Основные жанры в русской литературе
Элегия, послание, песня, баллада, повесть.
Европа — Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).
Влияние романтизма в литературе ХІХ-ХХ веков
Грибоедов . Романтические черты в образах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии "Горе от ума".
Пушкин . Романтический период творчества (1813—1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах "Евгений Онегин"; неоконченный роман "Дубровский".
Лермонтов . Поэт романтизма (1828-І836); романтические элементы в поэзии зрелого периода (1837-1841); романтические мотивы в поэмах "Песня про. купца Калашникова", "Мцыри", "Демон", в романе "Герой нашего времени"; образ поэта романтика Ленского в стихотворении "Смерть Поэта".
Тютчев , Фет , Блок . Романтические черты в лирике.
Горький . Елементы романтизма в раннем творчестве (1892-І905): рассказ "Старуха Изергиль".
Бунин . Романтические черты в рассказах о любви: "Солнечный удар", "Темные аллеи", "Чистый понедельник".
Преобладающее литературное направление 2-й половины ХІХ-ХХ века.
- Создание типичных (закономерных) персонажей.
- Эти персонажи действуют в типичных бытовых и исторических обстоятельствах.
- Художественная правдоподобность, детальная точность (сочетание условных форм художественной фантазии: символа, гротеска, фантастики, мифа).
В России реализм начинается в 1820-х годах:
Грибоедов . Комедия "Горе от ума" (1822 -1824).
Пушкин . Михайловский (1824-1826) и поздний (1826—1836) периоды творчества: роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831), трагедия "Борис Годунов" (1825), "Повести Белкина" (1830), поэма "Медный всадник" (1833), повесть "Капитанская дочка" (1833-1836); поздняя лирика.
Лермонтов . Период зрелого творчества (1837-1841): роман "Герой нашего времени" (1839-1841), поздняя лирика.
Николай Гоголь написал "Петербургские повести" (1835-1842; "Шинель", 1842), "Ревизор" (1835), и первый том поэмы "Мертвые души" (1835-1842).
Тютчев и Фет Внесли свой вклад в развитие реализма в лирике.
С 1839 по 1847 годы русский реализм стал особой литературной тенденцией, известной как "натуральная школа" или "гоголевское направление". Это стало первым этапом развития нового течения в реализме — русского критического реализма.
Программные произведения писателей критического реализма:
Иван Гончаров написал роман "Обломов" (1848-1858).
Иван Тургенев написал повесть "Ася" (1858) и роман "Отцы и дети" (1861).
Федор Достоевский написал роман "Преступление и наказание" (1866).
Лев Толстой создал роман-эпопею "Война и мир" (1863-1869).
Салтыков-Щедрин . "История одного города" (1869—1870), "Сказки" (1869-1886).
Лев Толстой . Роман "Война и мир" (1865-1869), "Анна Каренина" (1873-1877).
Достоевский . Романы "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1869), "Братья Карамазовы" (1880).
Тургенев . Роман "Отцы и дети" (1862), "Накануне" (1860), "Дворянское гнездо" (1859).
Развитие литературы в XIX веке способствовало возникновению новых литературных течений и направлений, таких как реализм, натурализм, символизм и модернизм.
Гоголь . Повести "Нос" (1836), "Мертвые души" (1842).
Максим Горький . Очерк "Бывшие люди" (1897), рассказ "Ледоход" (1912), пьеса "На дне" (1902).
Иван Бунин . Рассказы "Антоновские яблоки" (1900), "Господин из Сан-Франциско" (1915).
Александр Куприн . Повести "Олеся" (1898), "Гранатовый браслет" (1910).
После Октябрьской революции возникает термин "социалистический реализм". Однако творчество великих писателей послереволюционного периода не умещается в узкие рамки этого направления и сохраняет традиционные черты русского реализма:
Михаил Шолохов . Роман "Тихий Дон" (1925-1940), рассказ "Судьба человека" (1956).
Михаил Булгаков . Повесть "Собачье сердце" (1925), романы "Белая гвардия" (1922-1924), "Мастер и Маргарита" (1929-1940), пьеса "Дни Турбиных" (1925-1926).
- Замятин — автор романа-антиутопии "Мы" (1929).
- Платонов написал повесть "Котлован" (1930).
- Твардовский известен своими стихотворениями и поэмой "Василий Теркин" (1941-1945).
- Пастернак — автор поздней лирики и романа "Доктор Живаго" (1945-1955).
- Солженицын написал повесть "Один день Ивана Денисовича" и рассказ "Матренин двор" (1959).
- Шаламов известен циклом "Колымские рассказы" (1954-1973).
- Астафьев написал повесть "Пастух и пастушка" (1967-1989).
- Трифонов автор повести "Старик" (1978).
- Распутин — автор повести "Прощание с Матерой" (1976).
Модернизм — это литературное направление, объединяющее различные течения в искусстве периода с конца ХІХ по ХХ век, которые занимались экспериментами с формой художественных произведений (такие как символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и другие).
ИМАЖИНИЗМ (imago — образ) — это литературное течение в русской поэзии с 1919 по 1925 год, представители которого утверждали, что основная цель творчества заключается в создании образа. Основным выразительным средством имажинистов была метафора, часто использующаяся в метафорических цепях, которые сопоставляли различные элементы двух образов — прямого и переносного. Анатолий Борисович Мариенгоф стал создателем этого течения. Группе имажинистов принес известность входивший в нее Сергей Есенин.
ЭПОХА ПОСТМОДЕРНИЗМА — это множество течений в искусстве с конца 20-го до начала 21-го века (такие как концептуализм, поп-арт, соц-арт, боди-арт, граффити и т. д.), которые выдвинули отрицание цельности жизни и искусства на всех уровнях. В русской литературе эпоху постмодернизма можно увидеть в альманахе "Метрополь", созданном в 1979 году. Среди известных авторов этого альманаха: В.П.
Аксенов, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Ф.А.
Искандёр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Классицизм как литературное направление
Здесь представлена презентация, в которой детально описаны уникальные особенности литературного направления — классицизма, а также особенности русского классицизма.
Презентация Реализм как литературное направление
Здесь находится презентация, которая подробно описывает особенности и основные отличительные черты литературного направления — реализма. В этой презентации использована а.
Презентация Романтизм как литературное направление
Здесь вы сможете ознакомиться с презентацией, содержащей подробное описание особенностей и основных черт литературного направления — романтизма, а также особенностей русского романтизма.
Презентация Сентиментализм как литературное направление
Здесь вы отыщете выдающуюся презентацию, которая подробно расскажет о характерных особенностях и отличительных чертах литературного направления — сентиментализма, особенностях русского с.
"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Задачи занятия: -воспитание уважения и привязанности к поэзии серебряного века через ознакомление с творчеством В.Брюсова и К.Бальмонта;-развитие навыков сравнительного анализа стихотворений.
Древнерусская литература. Литературные направления. 9-й кл
Проведение проверочного теста для учащихся девятого класса общеобразовательной школы.
Тема урока: Сентиментализм как литературное направление (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). 8 класс
Занятие с акцентом на проблемно-диалогический метод обучения.
ГДЗ по истории нового времени 9 класс Юдовская | Страница 57
Романтизм – это идеологическое и художественное течение в культуре Европы и Америки в конце XVIII — первой половине XIX века, отличающееся уникальностью героев, страстей и обстоятельств; это мировоззрение, которому свойственно идеализация реальности и мечтательность.
Критический реализм – это разновидность реалистического искусства XIX-XX веков, в которой преобладает критическое отношение к изображаемой реальности.
Натурализм – это направление в европейском и американском искусстве в последней трети XIX века; стремление к объективному, безразличному воспроизведению реальности; копирование отталкивающих (часто низменных) сторон жизни.
2. Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах на жизнь и роль искусства у романтиков и реалистов и в чем заключаются различия?
Романтики не стремились изменить общество. Они презирали богатых торговцев и предпочитали мир воображаемых идеалов, где царствовали добро и искренность. Романтики убегали от реальности в мир старых легенд и народных сказок. В их представлении, романтический герой не имеет места в реальном мире, ведь по их мнению, человек должен жить сердцем.
Задача настоящего художника — проникнуть в сложный и противоречивый духовный мир человека.
Реалисты же стараются понять современное общество, обнаружить причины уродливых явлений жизни и показать окружающее во всей своей неприглядности и остроте конфликтов. В отличие от романтиков, реалисты рассматривают своих героев как продукт общества. Человек существует только в социальной среде. Они видят в искусстве роль критика скрытых и явных пороков.
3. Какие исторические события оказали влияние на творчество романтиков и как это отразилось в их работах?
Творчество романтиков было затронуто Наполеоновскими войнами. Например, вторжение французской армии в Испанию и борьба местного населения нашли отражение в серии офортов Франсиско Гойи "Ужасы войны" и картины "Расстрел повстанцев ночью 3 мая 1808 года". Эжен Делакруа был вдохновлен борьбой греческого народа против турецкого ига, что отразилось в его работе "Резня на Хиосе". Революционные настроения нашли свое отражение в картине "Свобода, ведущая народ".
4. Что можно сказать о высказывании К. Маркса относительно произведений Бальзака, что они "раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты, вместе взятые"?
Шедевром Оноре де Бальзака стала "Человеческая комедия", в которой он описывает около двух тысяч персонажей, представляющих все социальные классы — от аристократов и биржевых магнатов до куртизанок и нищих. В своих произведениях он раскрывает все страдания людей, их взаимоотношения и интересы. Таким образом, он демонстрирует особенности всех слоев общества во всей красе.
5. Объясните, почему произведения импрессионистов и постимпрессионистов долго не находили отклика у публики.
Импрессионисты были талантливыми художниками, объединенными желанием запечатлеть изменчивую красоту окружающего мира. Их работы отличались новым подходом к формам, цветам и другим художественным методам. Кроме того, тематика их работ отличалась от привычной для общества, что привело к отторжению их творений публикой.
Ваш браузер не поддерживается
Студворк — это интернет-сервис, использующий передовые технологии, не всегда имеющий возможность полноценной работы в текущем браузере.
Установить свежий веб-обозреватель
Mozilla Firefox
Получить доступ к
Opera Браузер
Получить
Opera
Загрузить
последнюю версию браузера
Получить
новый браузер Microsoft Edge
Нажимая на эту кнопку, вы принимаете условия использования, и гарантируете, что сайт может быть отображен некорректно. В случае проблем обращайтесь в техподдержку
Мы доступны по будням с 8.00 до 18.00 по МСК
2 Основные литературные направления их взаимодействие и борьба по идейным литературно этическим вопросам
Классицизм в литературе возник в XVII веке во Франции. Писатели этого направления выбрали древнее искусство в качестве образца, но толковали его по-своему. Основой классицизма стал принцип рационализма, согласно которому всё должно подчиняться разуму как в государственной, так и в личной жизни. Теоретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, сформулировавший программу этого направления в своей книге "Поэтическое искусство".
В эпохе классицизма были установлены определенные творческие нормы: Основной конфликт в произведениях состоял в борьбе между эгоистическим чувством и гражданским долгом или между страстью и разумом. При этом всегда побеждали долг и разум. В зависимости от своего отношения к общественному долгу персонажи делились на положительные и отрицательные.
Персонажи обладали только одним качеством, одной доминирующей чертой (трусость или храбрость, коварство или благородство и т.д.), то есть их характеры были одномерными. В литературе существовала строгая иерархия жанров.
Все литературные произведения делятся на две категории: высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). Драматические произведения эпохи классицизма подчинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места предполагало, что действие в пьесе должно разворачиваться не более чем за сутки и происходить в одном месте.
Единство действия требовало линию сюжета, не усложненную побочными эпизодами. В России классицизм развивался в XVIII веке, проявляя национальную специфику в литературе. Русские писатели использовали материалы из национальной истории. Русский классицизм был более критичным, острее осуждал пороки, проявлял больший интерес к народному языку и в целом к народному творчеству. Представители классицизма в русской литературе — Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин.
Романтизм представляет собой явление с разными перспективами. В Европейских и Российских литературах он развивается в конце XVIII и в начале XIX века. В каждой стране у романтизма были свои особенности.
В романтизме ключевое значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к реальности. Писатели романтизма объединены некоторыми общими чертами: неудовлетворенность реальностью, разочарованность, что привело к созданию образа мира, соответствующего идеалам писателя. Все писатели-романтики отходят от реальности.
Герои романтической поэзии представляют собой неординарные личности. Это либо разочарованные бунтари-одиночки, уходящие из общества, либо совершающие героические поступки сильные и смелые натуры, готовые на самопожертвование ради счастья других.
Исключительные личности проявляют свои уникальные качества в особых ситуациях, вне зависимости от социальных условий. Романтические произведения отличаются лирическим тоном, эмоциональностью и пафосом. В России религиозный и моралистический романтизм представлен творчеством Жуковского, гражданский — Рылеева и Кюхельбекера. Пушкин, Лермонтов и ранний Горький также отразили романтизм в своих произведениях.
Реализм представляет собой литературное течение, которое отображает окружающую реальность конкретно исторически, в ее многообразии противоречий, при этом «типичные персонажи действуют в типичных обстоятельствах». Основные черты реализма: историзм мышления. В центре внимания находятся закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями. Верность реальности становится важнейшим критерием художественности в реализме. Человек изображается взаимодействующим с окружающей средой в достоверных жизненных обстоятельствах. Реализм показывает влияние социальной среды на духовный мир человека и формирование его характера. (Толстой, Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов)
В XIX веке в литературе преобладали три основных направления: романтизм, критический реализм и натурализм.
Однако стоит заметить, что история литературы не развивалась линейно: сначала был классицизм, затем сентиментализм, романтизм и так далее. На самом деле, эволюция стилей и направлений была более сложной. В каждый период литературного развития существовало несколько направлений, взаимодействующих между собой. Появление и укрепление одного направления не обязательно отменяли предыдущее.
Например, некоторые особенности классицизма были видны в творчестве декабристов и Пушкина, соответствуя их творческим задачам. Что касается сентиментализма, он представлял собой шаг вперед в истории литературы в условиях русской действительности начала XIX века.
В отличие от классицистов, писатели-сентименталисты в первую очередь обращали внимание на личность человека и его внутренний мир. Из этого вытекало появление нового героя в сентиментализме — обыкновенного человека, изображенного в обстановке более простой, повседневной жизни.
Это было связано с осознанием собственного достоинства личности и стремлением к духовному раскрепощению, к личной свободе. Идея свободы проявлялась В самых принципах художественного творчества. Вместо классицистических догм, обязательных правил, порожденных рационализмом и рассудочностью просветительской эстетики, сентиментализм провозглашает свободу от любой сковывающей фантазию художника нормативности, утверждая право писателя на выражение в искусстве своей авторской индивидуальности.
Сентиментализм породил новые жанры, такие как дневник, письма, путешествия, которые способствовали выражению индивидуальности автора. Проза развивалась для передачи сложного мира человеческих переживаний. Сентиментализм подготовил почву для наступления романтизма в литературе, что привело к тому, что некоторые исследователи назвали его предромантизмом. Литературные направления отражают общие черты художественного творчества в определенный исторический период общества.
Каждое направление литературы характеризуется различными течениями, отличающимися как идеологическими и художественными взглядами, так и моральными и эстетическими принципами. Например, романтизм включал религиозно-мистическое, религиозно-моралистическое и гражданское течения.
Авторы, занимающиеся реализмом, также были сторонниками различных направлений. В отечественной литературе принято выделять философское и социологическое течение. Литературные направления и течения — это классификация, созданная в рамках литературоведческих теорий. Она базируется на философских, политических и эстетических взглядах эпох и поколений людей на определенном историческом этапе развития общества. Однако литературные направления могут выходить за рамки одной исторической эпохи, поэтому часто их связывают с художественным методом, общим для группы писателей, живших в разные времена, но выражающих похожие духовно-этические принципы.
Основные направления в литературе
Сегодня мы расскажем вам о чем-то, что, наверное, никто не помнит из школы (ведь об этом всегда рассказывали очень скучно).
Поэтому мы постараемся "сжать" всю эту информацию и расскажем только самое важное о каждом литературном направлении.
Таким образом, оно более вероятно запомнится.
Это направление было популярно в европейской культуре в XVI-XVII веках (в России оно не было популярным). Оно возникло как противоположность возрожденческой традиции и связано с отвержением идеи о человеке-полубоге с одной стороны, а с другой стороны барокко характеризовалось позиционированием человека как творца, противопоставленного безличной природе.
Характеристика стилистики Барокко включает в себя использование словесной игры, увлечение парадоксами и обильное использование метафор, но при этом она имеет очень трагический характер.
Яркими представителями данного стиля являются: Кальдерон, Грифиус, Гриммельсгаузен, Вуатюр, Марино и другие.
Эпоха классицизма была продолжительной, охватывая период с середины XVII до начала XIX века. Основной акцент классицизма — это рациональность человека и его включение в рациональную систему мира. Внутренний мир героя практически не имел значения, важными были его действия. Человек воспринимался как часть "разумной пирамиды мироздания".
Классицизм предполагал строгую иерархию жанров, которые делились на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня).
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
В середине XVIII века в европейской культуре возник новый течение, которое долгое время существовало параллельно с классицизмом. Сентименталисты обращали свое внимание к внутреннему миру человека, интересуясь его чувствами и переживаниями, в отличие от классицизма, который сконцентрировался на жизни элиты. С течением времени именно в рамках сентиментализма произошло формирование оппозиции "естественный человек" — "цивилизация", при этом цивилизация выступала в роли злого начала.
Яркими представителями сентиментализма можно назвать: Ричардсона, Томсон, Грей, Прево, Руссо, Карамзин.
Появление романтизма связывают с окончанием XVIII века. Как господствующее литературное направление он просуществовал недолго (всего около 30 лет), но в значительной степени изменил подход к восприятию человеческой личности, впервые заявив о её самоценности и самодостаточности. Отсюда культ свободы, которым славились все романтики: мир мыслей и чувств отдельного человека ставился намного выше всего общественного. Также романтизм ещё острее противопоставил цивилизацию и природу, и разделил действительность на два мира, предположив, что известная нам социальная реальность — не единственное, что доступно человеку.
Яркие представители: Байрон, Шелли, По, Лермонтов, Гюго.
В 1830-х годах XIX века появилось новое явление. Основная идея заключалась в том, чтобы изображать героя «здесь и сейчас», что привело к тому, что реализм сблизил изображение и изображаемое. Изначально его целью было дать максимально объективное представление о реальности. Впоследствии именно реализм совершил настоящий прорыв в восприятии героя — ни в одном другом литературном направлении не было такой психологизации личности. Именно в реализме "родились" такие писатели, как Достоевский и Толстой.
Тем не менее, реализм — это очень широкое понятие. Например, в период советской эпохи появился так называемый "социалистический реализм", сильно идеологизированная форма реализма, ориентированная на обличение буржуазной системы, которая в сущности имеет мало общего с литературой.
В контексте модернизма существует множество направлений, объединенных общей идеей: отказ от классического реалистического искусства и поиск альтернативного способа отображения реальности. Невозможно однозначно определить структуру модернизма, поэтому часто используется формулировка: «модернизм» — это всё, что не «реализм» и не «постмодернизм». Очевидно, что такие критерии достаточно условны.
Основные направления модернизма:
ИМПРЕССИОНИЗМ
Это направление, активно развивавшееся в конце XIX и начале XX века. Его целью было запечатлеть мир в его переменчивости и акцентировать внимание на передаче мимолетных впечатлений. Хотя импрессионизм как отдельное литературное направление так и не сложился, его эстетика позднее была заимствована символистами и неореалистами.
К импрессионистам условно можно отнести Бальмонта и Анненского.
Символизм — это очень широкое направление, которое начало формироваться во Франции в 70-х годах XIX века и быстро распространилось по всей Европе (кроме Италии по непонятным причинам).
В русской литературе символисты делятся на "старших символистов" и "младосимволистов". У старших символистов было предпочтение к идее одиночества, избранности поэта и раскрытию несовершенства мира. Младосимволисты изменили эту концепцию, утверждая, что поэт может быть пророком, и через пророческое слово (=слово поэта) можно изменить мир в соответствии с эстетическим каноном. Естественно, идеи символизма в какой-то момент потерпели неудачу, но эпоха символизма в литературе принесла очень много значимого.
Акмеизм возник в России в 1910-х годах. Это была реакция на кризис символизма. Если символизм подчеркивал важность слова, акмеизм настаивал на точности и материальности, ценя отдельные вещи и явления жизни. Образы акмеистов стали очень конкретными, их искусство было описано как "искусство точных и взвешенных слов".
Футуризм зародился в Италии и связывается с итальянским поэтом и теоретиком искусства Ф. Маринетти. Он выдвинул революционный подход к искусству, отказываясь от духовности и словесных изысков. Футуризм привлекал внимание эпатажем, и его представители запомнились своими яркими и провокационными работами.
Футуризм стремился установить новые эстетические ценности, но его попытки были обречены на провал.
Экзистенциализм – это не только литературное направление, но и философская концепция, которая рассматривает человека совместно как объект и субъект повествования. Отец экзистенциализма – датский философ и писатель Сёрен Кьеркегор. Важным аспектом для экзистенциалистов является акцент на психологической жизни человека и подчеркивание иррационального. Они считают, что свобода человека заключается в личном выборе из множества вариантов.
В 1920-е годы возникло леворадикальное движение, известное как сюрреализм. Авторы этого направления поставили перед собой задачу освободить искусство от всех устаревших норм. Основное внимание уделялось внезапным вдохновениям и случайным образам, которые затем проходили тщательную художественную обработку. Фрейдизм оказал значительное влияние на формирование сюрреализма.
В литературе сюрреализм не стал настолько популярным, как в живописи.
Постмодернизм
Современная литература представлена мощным и разнообразным постмодернистским направлением, открытым для инноваций и трудно поддающимся классификации. Важной чертой всех постмодернистских произведений является отказ от иерархии искусства: здесь нет разделения на "высокое" и "низкое" искусство, все жанры и подходы признаются равными. Постмодернизм не стремится к тому, чтобы принести что-то новое в мир литературы — в этом он отличается от других литературных направлений. Кроме того, постмодернисты подчеркивают равенство всех культур мира и акцентируют внимание на бесконечном многообразии эстетического восприятия (то есть, все, что угодно, может быть признано искусством).
Классицизм
Классическая литература стремится к разделению на высокие и низкие жанры, а также на положительных и отрицательных героев. Она обращается к нравственным проблемам, высмеивает пороки и наказывает их.
Одной из особенностей классицизма является соблюдение принципа трех единств: времени (одни сутки), места (одно место) и действия (одна сюжетная линия).
Яркими представителями классицизма в русской литературе считаются А. П. Сумароков и Г. Р. Державин.
Сентиментализм
Этому литературному течению свойственно обращение к человеческим эмоциям, внутренним качествам личности. Особое внимание уделяется природе, которая становится отражением чувств героев.
Среди отечественных писателей особое место занимает Н. М. Карамзин.