Религиозная культура: основные проявления и их значение в современном обществе

Религиозная культура: основные проявления и их значение в современном обществе

Религиозная культура может выражаться в традициях и ритуалах, которые сопровождают жизнь общества, на пример, в обрядах, праздниках и церемониях. Эти практики становятся важными элементами идентичности и способствуют сплочению общины, передавая моральные и этические нормы от поколения к поколению.

Кроме того, религиозная культура проявляется в искусстве — литературе, живописи, музыке и архитектуре. Эти произведения часто исследуют темы веры, святости и человеческих стремлений, предоставляя глубокие символические значения и создавая пространство для духовных размышлений и переживаний.

Религиозная Культура

Культурная система в своем развитии зависит от определенного влияния религии или конфессии, которую она служит. Идеальный тип культурной системы характеризуется строгой иерархической структурой и сложным двухуровневым содержанием, объединяющим "сверхчувственное" и "чувственное" социально-познавательное содержание.

Культура — это процесс развития и воспитания, как умственного, так и морального, который также известен под термином "культивирование".

Культура представляет собой набор человеческих достижений в подчинении природы, в области техники, образования и общественного строя. Это история развития общества и его ценностей.

Гражданская культура является важным показателем активного гражданства, инициативного поведения и участия в общественных делах. С ее возникновением в 60-х годах в западной политологии, гражданская культура стала одним из ключевых аспектов развития общества.

Идеология религиозная представляет собой относительно законченную систему идейных представлений, использующую религиозные догматики для обоснования своих убеждений.

Культура включает в себя как материальные, так и духовные ценности, созданные человечеством в процессе его исторической практики. В узком смысле — это формы духовной культуры, которая является неотъемлемой частью общественной жизни.

Активистская политическая культура отличается активным участием индивидов в политической жизни, а именно артикуляцией своих интересов через выборы и группы интересов.

Культура власти представляет собой стиль гражданского поведения, основанный на ценностно-смысловых представлениях человека о сущности власти как публичного господства и принуждения.

Гражданская политическая культура характерна для демократических индустриальных политических систем, согласно К.г. Г. Алмонд. Она опирается на определенные ценности и нормы.

Культура мира представляет собой набор ценностей, отношений, норм и практических навыков, которые поддерживают мирную жизнь, усиливают социальную справедливость и права человека, а также борются за межкультурное взаимопонимание.

Патриархальная культура — это тип политической культуры, выделенный в работе "Гражданская культура" (1963) Г.Алмондом и С.Вербой. Он характеризуется ориентацией граждан на местное управление. Политический словарь.

Патриархальная (приходская) культура — это тип политической культуры, где отсутствует интерес населения к политике, их полное подчинение власти, а также слияние политических ориентаций. Политический словарь.

Подданническая культура — это тип политической культуры, где характеризуется слабым участием в политической жизни, признанием особого авторитета власти и почтительным или отрицательным отношением к ней. Политический словарь.

Политическая культура представляет собой особую составляющую общественной культуры, охватывающую убеждения, ценности и нормы людей, их групп и объединений в сфере политической жизни общества. Политический словарь

Культура участия (активная) — это тип политической культуры, характеризующийся активным участием граждан в политике независимо от их отношения к политической системе. Политический словарь

Фрагментарная политическая культура — это тип политической культуры, отличающийся наличием у населения различных политических ориентаций, а также отсутствием процедур урегулирования конфликтов и доверия. Политический словарь

Массовая культура — это термин, получивший широкое распространение во второй половине XX века, и обозначающий определённый вид культуры, отличающийся производством культурных. Политический словарь

Политическая культура — это совокупность образцов поведения, которые усваиваются через обучение и социально передаются, характеризующая управление и политику в определенном обществе. Политический словарь

Русская культура — это совокупность духовных и материальных ценностей, принятых мировым сообществом как национальные русские достижения в рамках мировой цивилизации. Политический словарь

Русская культура в Эстонии — это часть мировой русской культуры, обладающая специфическими — "эстонскими" — особенностями. Политический словарь

Культура — это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. Достижения культуры. Толковый словарь Кузнецова

Массовая культура — это культура, ориентированная на широкую аудиторию. Она включает в себя театр, кино, музыку, литературу и другие формы искусства. Толковый словарь Кузнецова

Гуманитарная Культура Педагога — это совокупность человеческих и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности. Экономический словарь

Духовная Культура — это комплексное понятие, включающее в себя развитие интеллекта, эмоциональных отношений, мышления и экологической грамотности. Экономический словарь

Информационная Культура — это знания и навыки эффективного использования информации. Это включает умение искать и использовать необходимую информацию, работу с библиотечными ресурсами и т.д. Экономический словарь

Многие люди с легкостью могут дать определение слову "искусство", нежели слову "культура". Термин "искусство" включает в себя различные виды художественной деятельности. Экономический словарь

Панк-культура — это музыка, танцы и другие характерные черты для панков. Разнообразная панк-культура. Жить в рамках панк-культуры. Толковый словарь Кузнецова

Корпоративная культура — это комплекс общепринятых убеждений и ценностей, прецедентов, ожиданий, обычаев и процедур данной фирмы и поведения ее работников. Экономический словарь

Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Экономический словарь

Понятие "высокого Контекста" в маркетинговой классификации культур указывает на то, что взаимоотношения в деловой сфере на севере страны определяются в первую очередь интуицией и традициями. Экономический термин

«Религиозная культура» — это просто?

Есть мнение, что предыдущие мои статьи были написаны слишком сложно и непонятно. Ну что же, попробуем объяснить просто и понятно.

Что такое "религиозная культура" в общем и простом понимании? Ведь именно об этом нужно говорить просто — ведь именно этому учат теперь в школах, в том числе и младших классах.

Рафаэль Санти. Афинская школа (фрагмент фрески)

Мы не будем обсуждать множество определений культуры, чтобы не усложнять. Давайте посмотрим на само понятие "религиозная культура" формально.

Первое утверждение: «культура» никак не связана с религией. Если существует религиозная культура, то существует и нерелигиозная (как культура диких аборигенов и продвинутых европейцев).

Но по этой же логике можно сказать и обратное: религия не связана с культурой. Чтобы культура стала религиозной, ее нужно насытить религиозными акцентами, «свойствами».

Потому что сама культура — это просто структура без свойств, без запаха и вкуса. И, следовательно, без смысла.

Это как аналогия теологического понятия транссубстанции, но наоборот: здесь меняется сущность, а свойства-акциденции остаются прежними. Таким образом, "религиозная культура" может быть охарактеризована как неосхоластический и псевдотеологический термин. Не редко то, что стремится отдаляться от религии, на самом деле оказывается псевдорелигиозным.

Итак, следует ли мыслить иначе, не исходя из "структуралистского" представления о культуре, а из другой позиции, согласно которой каждая культура имеет религиозные корни и поэтому обладает религиозным смыслом – прямым или косвенным, квазирелигиозным? (Потому что субстанция и акциденции – неразделимы.)

Потому что понятие "религия" включает в себя не только вероисповедание, набор обрядов и представлений. "Религия" представляет собой форму или идею культуры. В этом глубоком смысле каждая культура относится к "религиозной", так как она опирается на фундаментальные истины, управляющие обществом.

Следовательно, в обществах с однородной "религиозной" культурой преобладает единое вероисповедание. Но совсем другая ситуация в обществах, где преобладают разные мировоззрения и соответствующие ценности. Таким образом, у нас есть плюралистическая "религиозная культура", где существуют различные вероисповедания в одном обществе.

И вот здесь возникают сложности. Хотя суть этих сложностей в принципе довольно проста.

Управление плюралистическим обществом возможно только при помощи инструментальных (то есть прагматических и организационных) истин и ценностей, а не содержательных (=«религиозных»). Такой подход присущ современным "западным" обществам, которые считают себя принципиально светскими и отличными от "религиозных" культур.

Однако проблема заключается в том, что то, что понимается как светское, на самом деле не совсем лишено религиозного подтекста. Светское-инструментальное имеет свои предельные основания, мировоззрение и верования, касающиеся мира, человека и общества. Проще говоря, здесь речь идет о религии светскости.

Эта "религия светскости", даже когда она пытается выглядеть как организационная прагматика, которая стремится к социальной гармонии, сегодня сталкивается с культурами, которые по своей сути религиозны — ведь сама она является "религиозной культурой" в формальном понимании.

Общий вывод: "религиозная культура" просто является культурой, потому что в фундаментальном смысле не существует ни одной культуры, которая не имела бы религиозных аспектов.

А "религиозная культура" в узком смысле просто является одной из культур, наряду со "светской религиозной культурой".

Именно о различных "религиозных культурах" и нужно рассказывать учащимся в школах.

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Религиозная культура в светском обществе

Современное общество продемонстрировало постоянный рост религиозности среди людей. Религия, как одно из проявлений мировоззрения, не только продолжает занимать важное место в жизни членов общества, но и ее функции становятся все более насыщенными новыми значениями.

Особое внимание стоит уделить прогнозам о расширении религиозного горизонта общества в ближайшем будущем. Так, в соответствии с исследованиями, проводимыми экспертами из центра Pew Research Center (США), к 2010 году христианство с большим отрывом оставалось крупнейшей религией мира, с числом приверженцев в 2,2 миллиарда человек, что составляло почти треть (31 %) от общего населения Земли в 6,9 миллиарда человек. Ислам занимал второе место с 1,6 миллиарда приверженцев, что составляло 23 % от общего населения.

Однако, если текущая демографическая тенденция сохранится, то ислам может почти догнать лидера к середине XXI века. Ожидается, что общее население Земли вырастет до 9,3 миллиардов человек в период с 2010 по 2050 годы, что составляет прирост на 35%. За этот же период число мусульман, среди которых много молодых людей, обеспечивающих высокую рождаемость, по прогнозам увеличится на 73%. Число христиан также будет расти, но медленнее, примерно на той же скорости (35%), что и общее увеличение населения Земли.

По оценкам Pew Research Center, к 2050 году число мусульман (2,8 миллиарда или 30% населения) почти равняется числу христиан (2,9 миллиарда или 31%), возможно, впервые за всю историю» [1].

Несомненно, это выводы прогностических исследований определенного центра. Однако сегодня подобные анализы проводятся во многих научных сферах общественных наук, и отметим, что их результаты по данной проблеме также схожи. Такие данные подтверждают актуальность проблем, связанных с религиозной культурой человека и общества в целом, которые требуют основательных научных исследований.

Известно, что религиозная культура представляет собой определенную религиозную деятельность и возникающие в результате духовно-культурные явления. Религиозная культура включает в себя следующие элементы: вера в бога; обряды и ритуалы, формы молитв; предметы, используемые в религиозных действиях; религиозные догмы; социальные институты, возникающие в ходе религиозной деятельности.

Вера не только система определенных убеждений, взглядов и традиций, но также она следует рассматривать как концепцию и форму культуры. В этом смысле каждая культура пронизана религиозным духом и воздействует в разной степени на основе установленных в рамках религиозного мировоззрения догм, ценностных ориентаций и моральных норм. Важное место в структуре религиозной культуры занимают упорядоченные действия, являющиеся набором четко регламентированных действий, направленных на установление связи с сверхъестественными силами. Они, в свою очередь, отражаются в разнообразных религиозных обрядах и ритуалах, так как обряды молитв присущи всем верованиям.

В обществе, где большинство людей исповедует одну веру, существует общая религиозная культура. В мультикультурном пространстве, где преобладает множество религий, действует разнообразная религиозная культура. Как и любая другая культура, религиозная культура проявляется на уровне личности, социальной группы, этнической группы и нации, и эти уровни взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга.

Важно отметить, что сегодня религиозная культура развивается в условиях секуляризации, поэтому важно учитывать этот факт при изучении религиозной культуры. Основные аспекты секулярного общества — правовое государство и гражданское общество — способствуют сбалансированному сочетанию религиозности и светскости. С точки зрения современности, религиозная культура как система должна включать в себя следующие элементы: соблюдение действующего законодательства о свободе совести, стремление к здоровому религиозному просвещению и культуру толерантности.

Указанные факторы имеют важное значение для развития системы религиозной культуры в условиях правового государства, где религия отделена от политики. Строгое соблюдение этого принципа несомненно способствует сбалансированному сочетанию религиозности и светскости.

Религиозное мировоззрение не может существовать без веры в существование высших сил. В качестве одной из форм общественного мировоззрения религиозное мировоззрение основано на убеждении в существовании сверхъестественных, божественных сил. Оно является основой для формирования религиозной культуры. В религиозном мировоззрении вера играет ключевую роль, представляя собой стойкие духовные состояния людей в любых жизненных ситуациях. Кроме того, вера является одной из основных причин социальной активности и фактором, определяющим смысл жизни.

В религиозном мировоззрении особое значение имеют чувства и представления, через которые происходит общение верующих с высшими силами. Еще одним важным элементом религиозного мировоззрения является религиозный язык. Это язык народа, через который отражаются религиозные ценности и смыслы.

Имеется в виду два взаимосвязанных уровня религиозного сознания: повседневный и теоретический. Повседневный связан с ежедневной деятельностью, выражающейся в обрядах, молитвах, традициях и ритуалах. Теоретическое религиозное сознание создается богословами, теологами и представляет собой сложную систему понятий, концепций и идей.

В данной системе концепции моральных норм, правил поведения верующих в различных сферах деятельности — экономике, праве, политике, искусстве и прочее — подчиняются требованиям пространства и времени. Теоретический уровень данных концепций отражается в теологии каждой религии: в христианстве — догматика, апологетика, экзегетика, патрология и т.д., в исламе — калям, фикх и другие. Формирование и совершенствование религиозного сознания зависит от взаимодействия с другими формами общественного сознания — морального, политического, экономического, правового и так далее — а также от особенностей интерпретации основных положений религии, которые отражаются в рамках теологических учений.

В современном обществе религиозная культура тесно связана с принципом свободы совести, который отражает право каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакую. Этот принцип также регулирует отношения между людьми в отношении религиозных убеждений [2, c. 354].

Свобода совести защищена Всемирной декларацией прав человека: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как в одиночку, так и сообща с другими, как публичным, так и частным образом, в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов". Также этот демократический принцип отражен в конституциях государств в качестве правовой основы отделения политики, системы образования, науки и т.д. от религии. В соответствии со свободой совести государство обязано защищать своих граждан от деструктивной деятельности религиозных групп, оказывающих негативное влияние на психологическое и моральное состояние людей, а иногда и угрожающих их жизни и здоровью. В то же время, этот принцип гарантирует традиционным религиозным объединениям право на регистрацию, открытие своих организаций и законную деятельность, таким образом способствуя развитию истинного религиозного просвещения.

Другими словами, свобода совести является неотъемлемой частью прав и свобод человека. Она представляет собой совокупность способов, механизмов и мер, направленных на укрепление религиозной сферы общества, и является важным фактором развития религиозной терпимости.

Одним из важных направлений развития современного общества является процесс секуляризации (от позднелат. saecularis — мирской, светский), который представляет собой тенденцию освобождения всех сфер жизни общества и личности от контроля религии. В общем смысле это означает события и явления, связанные с отдалением религиозной жизни от государственной политики и отражает явление светскости. Процесс секуляризации преимущественно начался в эпоху Просвещения, когда развивались идеи гражданского общества и национальной государственности. Противодействие церковной власти, стремление к разделению государственных и церковных дел и сокращение сфер деятельности религиозных организаций были основными чертами этого процесса. Уменьшение роли религиозных обрядов и молитв в обществе, а также передача многих гражданских функций в ведение государства, усиление роли светскости в литературе, искусстве и морали – основные характеристики секуляризации.

Отметим, что секуляризация возникла благодаря прогрессу общественных отношений и была результатом новшеств, появившихся в связи с развитием науки и техники. Революции в Европе привели к конфискации церковной собственности в пользу государства, отделению школы и образования от церкви, а также к декларированию прав, направленных на обеспечение свободы совести.

Считается, что формирование конституционного строя стало результатом секуляризации. В настоящее время человечество живет в условиях секулярного общества. Но это не означает уменьшения роли и значения религии как социального института. Она до сих пор сохраняет свои основные духовные и моральные функции. Ключевое значение для будущего процесса секуляризации имеет достижение баланса между секулярностью и религиозностью [2, c. 357].

Поликонфессиональное общество требует высокого уровня религиозной толерантности, которая является важной формой толерантности и проявляется в уважительном, терпимом и доброжелательном отношении к представителям других религий. Значимость религиозной толерантности заключается в ее воздействии на другие виды толерантных взаимоотношений. Например, отсутствие религиозной толерантности между представителями разных конфессий с разными национальностями препятствует формированию межнационального согласия и уважения. И наоборот, отсутствие хороших межнациональных отношений при наличии у наций разных религий затрудняет взаимопонимание в религиозном плане. Таким образом, религиозная толерантность оказывает большое влияние на стабильность социальных взаимоотношений в целом.

Следует отметить, что религиозная толерантность, будучи сложным процессом, всегда остается актуальной на протяжении всех исторических периодов. Важно подчеркнуть, что толерантность между религиями основана на религиозной терпимости, которая, ihrerseits, является ключевым звеном открытых и искренних отношений между различными верованиями. Несмотря на недопонимание, нежелание, отсутствие уважения и даже некую антипатию и неприязнь со стороны представителей различных верований, религиозная терпимость подразумевает терпимое отношение к представителям других религий, их ценностям, традициям и образу жизни в целом.

1. Будущее мировых религий: прогнозы демографического роста, 2010-2050 [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/religion/20170208/238688310.html (дата обращения: 17.01.2019).

2. Кушаев У. Р., Дорошина И. Г. Толерантность : информационный справочник. – Пенза : Издательство "Социосфера", 2014. – 484 страницы.

Социально-религиозная культура

Религиозная культура: основные проявления и их значение в современном обществе

С развитием научных представлений о мире религия заняла особое место в культуре, став социокультурным феноменом, характерным для всех народов. Религиозные проявления оказывают влияние на становление культуры и формирование социальных норм. Религия представляет собой систему жизненных принципов и абсолютных ценностей, определяющих жизнь людей и общества. Учитывая влияние религиозного фактора на государства и сообщества, необходимо учитывать ее социокультурное значение. В соответствии с К. Доусоном, развитие культурного процесса может происходить в направлении культуры и в направлении религии: любые изменения в материальном мире влияют на культурный образ жизни и предопределяют новое религиозное отношение.

  • любое изменение в материальном мире ведет к изменениям культурного образа жизни, предопределяя новое религиозное отношение;
  • Когда происходят изменения в духовной сфере, это влияет на взгляды на реальность, образ жизни и формирование новых культурных проявлений.

Тема: Роль социально-религиозной культуры в современном обществе

Вам доступно 1 000 ов для решения вашей задачи

Взаимодействие между культурными явлениями и религией проявляется в единой культурной системе. Именно с этой точки зрения можно понять, как религия

  • влияет на социокультурные процессы;
  • проявляется в культурной деятельности;
  • вносит свой вклад в формирование культуры.

Роль религии в системе культуры:

  1. Мировоззренческо-регулятивная. Религия обуславливает мироустройство, на основе которого формируются культурные ценности и нормы.
  2. Коммуникативно-интегративная. Религия способствует объединению и общению людей.
  3. Спасительно-компенсаторная. Вера дает надежду на спасение каждому человеку.
  4. Латентная. Религия предоставляет возможность существования в мире.

Примечание 1

Идентичность и образование сообществ с национально-религиозной и культурно-религиозной направленностью продолжают быть важными аспектами, влияющими на жизнь людей. Современные люди, которые отдалились от традиций, ищут новые ценности и смыслы, в то время как многие страны стремятся возродить свои культурно-религиозные традиции и ссылаться на них.

«Социально-религиозная культура»

Получите экспертную помощь по работе

Решение задач от ИИ за 2 минуты

Найдите решение своей проблемы среди 1 000 ов

Современные процессы в сфере социально-религиозной культуры

В настоящее время происходят значительные изменения в сфере религии:

  • Религиозные явления становятся более разнообразными и сложными;
  • Социальная роль религии становится более неоднозначной;
  • Увеличивается общественная значимость религиозных институтов и религии;
  • Религия становится более индивидуализированной.

Социально-религиозная культура оказывает двойное воздействие:

  • Интегрирует людей в сообщества, объединяет их;
  • Генерирует конфликты и разъединяет людей.

Формируются, развиваются и усиливаются социальные явления, связанные с религией:

  • Национализм,
  • Фундаментализм,
  • Новые социальные движения.

Коллективные и индивидуальные участники религиозной жизни, активно взаимодействующие в мировой сети коммуникаций, широко используют новейшие ресурсы для создания, развития и формирования разнообразных форм религиозности. Этот процесс отражается в двух явлениях:

  • расширение разнообразия религиозных проявлений;
  • скрытое распространение негативных эффектов от либеральных течений в религии, которые пытаются свести религию к товару и ставят ее под влияние процесса "коммодификации".

В сфере теории социальной и религиозной культуры наблюдается тенденция к выходу за рамки парадигмы модернизации/секуляризации, с учетом влияния глобализации на гибридизацию религиозных практик, увеличение социальных форм религии и разнообразие религиозных установок в условиях сложившейся социальной реальности.

Необходимо установить систему информирования о религиозном мире в государстве, чтобы граждане могли выбирать психологически и социально безопасные способы осуществления своих религиозных поисков.

Внутренняя и внешняя политика государства должна быть нацелена на укрепление общественной жизни, включая религиозные мотивы.

В чем может выражаться религиозная культура

Изучение религиозности в научных исследованиях имеет большое значение, так как до сих пор малоизучена специфика этой проблемы. Анализ религиозной культуры, самоопределение нравственных традиций и национальности – это особенности национальной идентичности, а также ценностные нормы и перспективы их интерпретации представляют текущую значимость.

В период с 1980 по 2000 год происходит повышение общественно-политической активности и пробуждение этнокультурного самосознания народов России и Кавказа. Проблемы религиозности изучаются на основе исследований отечественных авторов. В данной статье раскрываются особенности конфессиональной ситуации в России и Кавказе. Религиозная активность российских этносов имеет большое значение как субъект духовной культуры, что исследуется автором статьи.

302 КБ

традиционная практика

вероучение

культурные особенности

современные изменения

специфика национальной идентичности

1. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

2. Кон И.С. Сексуальность. Нравственность. Культура // Сб. науч. трудов: этическая мысль. – М.: Республика, 1990.

3. Религия и гражданское общество: проблема толерантности // Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

4. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

5. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1994.

Сегодня в российском обществе религиозная жизнь играет одну из главных ролей. Ни одна политическая партия или общественное движение не вызывает такого общественного внимания, как религия. Многочисленные исследования, проведенные в различных регионах, подчеркивают значение религиозного фактора во всех аспектах современной социальной жизни россиян.

Религию можно определить как сложное социальное образование различных уровней, цель которого заключается в удовлетворении потребности общества в священном и моральном идеале. Учитывая, что религиозные организации выполняют разнообразные и иногда противоречивые функции в обществе, исследователи религии стремились создать типологию религиозных организаций и их отношения к государству и обществу [1].

В современной общественной жизни российских регионов присутствие православия или ислама заметно наиболее. При этом исследователи подчеркивают ряд важных аспектов.

Во-первых, большинство населения позитивно относится к религии, признает значительный вклад традиционных религиозных институтов в сохранение нравственных ценностей человечества, а также считает её одним из важных оснований семейных устоев этнической культуры. Исследователь И.С. Кон отмечал: "Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом" [2]. Однако существуют обоснованные данные о том, что дети, растущие в семьях родителей-одиночек, не становятся ущемленными, это не влияет на их половое самосознание, здоровье, социальные достижения.

Во-первых, исследования в социальной и религиозной сфере указывают на значительные изменения в характере религиозности — количество убежденных верующих постепенно возрастает, и в настоящее время эта группа составляет около трети всех религиозно настроенных граждан России. Наконец, за последнее десятилетие отмечается постоянный рост доли верующих мусульман в России.

Для мусульманских народов России религия всегда выполняла роль средства идентификации (выдача паспортов без указания принадлежности к тому или иному народу, заявления представителей Государственной Думы Российской Федерации о превращении национальных республик в губернии и т. д. вызывают опасения у национальных меньшинств потерять свое уникальное этническое наследие). Влияние вахабизма, по мере углубления процесса национального самосознания народов и практической суверенизации республик, может усилиться.

Для Северного Кавказа, включая Чеченскую Республику, вопрос межконфессиональных отношений имеет большое значение. Этот регион исторически является многоконфессиональным при преобладании исламской суннитской традиции, и наличие толерантности между представителями различных религий является обязательным условием для мирного соседства. Ваххабизм возник в период социально-политического кризиса и трансформации общества России.

В случае разочарования коммунистической идеологией, которая ослабила патриархальные и этнические традиции и законы адата, существует вероятность возникновения новых религиозно-идеологических ценностей. В условиях духовного «пустого места» ваххабизм призывает мусульман вернуться к истокам и начать новое движение вперед. Ваххабизм объявил джихад не только представителям других религий, но и традиционному исламу — суфизму. Ваххабизм ханбалитского толка суннизма не имеет традиций в истории российских мусульман [3]. Как и почему на Северном Кавказе возникла благоприятная почва для распространения нетрадиционного суннитского направления ислама?

В первую очередь, Северный Кавказ является одним из наименее развитых экономически и социально обособленных регионов. Говорят, что "там, где слабо, там и рвется". В более процветающих мусульманских регионах (Татарстан, Башкортостан), этот направление ислама не получило широкого распространения.

Во-вторых, Северный Кавказ стал объектом геополитического интереса для США, Турции, Ирана, стран Закавказья и Центральной Азии. Системный кризис постсоветского общества усилил интерес представителей этих государств к этому региону и их заинтересованности в радикализации религиозного сознания (Кроме того, следует учитывать, что с конца 1994 г. началась эксплуатация нефтяных запасов региона Каспийского бассейна).

Третьим важным аспектом при обсуждении субъективных причин распространения ваххабизма является недостаток религиозного образования, особенно в арабских странах, где преобладает ханбалитский мазхаб (например, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие). Этот фактор в суннитском исламе заполняет пустоту в духовной сфере, помогая преодолевать физическую и моральную усталость общества и способствуя поиску независимости, предлагая своего рода реванш и возможность подстроить мир под себя, а не наоборот.

Для борьбы с экстремизмом необходимо разработать правовые механизмы для противодействия этому явлению. Генеральная прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законодательства, направленного на предотвращение экстремистской деятельности, часто сотрудничая с судебными и властными структурами в различных регионах.

Следует отметить, что каждый год появляются и попадают в поле зрения правоохранительных органов новые организации экстремистской направленности. Одни преступные группировки прекращают свое существование, в то время как другие появляются. Особую озабоченность у правоохранительных органов вызывают действия радикально-исламских организаций – ваххабитов. В некоторых регионах СКФО, таких как Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия, была замечена активность партии исламского сопротивления.

Необходимо обратить внимание на еще один аспект борьбы с фундаментализмом и экстремизмом. Все радикальные группировки получают стабильное финансирование, используя для этого различные источники: добровольные взносы, гранты на псевдокультурные программы и прочее. По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу Министерства финансов РФ, на сегодняшний день существует значительное количество организаций, вызывающих подозрения финансовых инспекторов и подозреваемых в нарушении законов страны.

Социальные причины экстремизма также известны: общество переживает период, когда отсутствует моральное регулирование поведения и потеряны нравственные ориентиры. Это приводит к непредсказуемому поведению молодежных группировок и склонности к агрессивным действиям. В нашей стране хулиганство становится частью гражданского права, и его проявления становятся все более очевидными.

Частично, причиной описанных отрицательных явлений является дезорганизация российских семей, каждая третья из которых является неполной, где ребенок не получает должного воспитания. Это приводит к увеличению преступности среди молодежи и росту числа детских самоубийств. Молодые люди подсознательно понимают, что что-то в жизни не так, но не могут найти причину этого. В такой ситуации зарубежные идеологии проникают в Россию, подменяя местные ценности, как будто у нас их вообще нет. Незрелые по характеру молодые люди иногда слепо принимают позиции чужих убеждений и становятся их пленниками.

Например, следует учитывать, что формирование личности молодого человека зависит от воспитания, которое он получает в различных общественных организациях: клубах по интересам, спортивных секциях и творческих союзах, культурных и религиозных сообществах. До сих пор педагоги недооценивали влияние молодежных неформальных организаций, что привело к возникновению самоорганизованных молодежных групп в некоторых городах Северного Кавказа, не признающих государственные законы.

В поиске молодежью высоких идеалов и стремлений ловкие политические дельцы и религиозные лидеры экстремистского толка смогли привлечь новых последователей и привлечь их в нетрадиционные религиозные организации. Что можно противопоставить этому? Традиционные религиозные организации, представляющие как православие, так и ислам, должны высказаться по этому поводу.

Однако, необходимо тщательно обдумывать их взаимодействие с молодежными организациями. Использование религиозных убеждений или догм в политической риторике или идеологической рекламе недопустимо. Главная цель традиционных религий — это духовное преображение мира и проповедь вечных ценностей, таких как мир, согласие, добро и верность.

Религиозные деятели являются носителями духовной культуры, которую необходимо передать каждому молодому человеку, и этому придается особая важность. Это связано с тем, что в мире все чаще проявляются антиисламские настроения. Радикальные проповедники, используя ислам в своих целях, вербуют молодежь в экстремистские организации, что вызывает обеспокоенность. Представители традиционного ислама должны активно противостоять этому явлению, чтобы защитить молодежь.

Нельзя забывать, что экстремизм и терроризм – это негативные явления международного и межрелигиозного масштаба. Для их преодоления необходимо устранить экономические, социальные и политические причины, которые их порождают. Следует признать, что с каждым годом все больше молодежи присоединяется к экстремистским движениям. Особенно активны здесь скинхеды.

Каковы корни и причины данного явления? К сожалению, следует признать, что в России почти утрачена идеология воспитания молодежи, существуют серьезные проблемы в образовании. В течение последних 10–15 лет в стране произошло социальное расслоение общества, увеличилось число маргиналов – людей, которые не смогли найти себе применение ни в трудовой деятельности, ни в учебе.

Однако у них все еще остаются амбиции, энергия и желание показать себя. Они часто выбирают экстремистские способы самовыражения. И уже можно увидеть, что в стране, которая потеряла миллионы жизней, чтобы победить фашизм, возникают профашистские движения.

Важно помнить бесценный опыт России – ведь именно она в течение многих веков была уникальным местом, где разнообразные народы мирно сосуществовали, где формировались традиции толерантного сосуществования, возникали образцы совместной жизни, сотрудничества в экономике, культуре, быту.

Также традиционные религиозные организации должны показать жесткое и отрицательное отношение к неправильному и внерелигиозному использованию духовных символов на практике. Это очень опасная тенденция, так как священное не должно терять своей ценности в глазах молодежи. Как правильно отмечает Н. Смелзер: "все члены общества проявляют религиозную преданность" [4].

В истории Российской культуры и религиозных традиций, которая оценивает общественное положение человека через призму личной ответственности перед Вышним, имели особую важность ценности ответственности. Как известно, традиция представляет собой один из методов передачи обширного процесса социального наследия опыта предыдущих поколений, который проявляется в различных формах деятельности, ценностях культуры и цивилизации и т.д. Исходя из вышесказанного, важно учитывать, что ценность исламской традиции заключается не только в передаче опыта новым поколениям, но и в предупреждении об ошибках.

Необходимо учитывать, что исламская этика относится к вопросу семьи с охранительным и консервативным подходом. Мы убеждены, что в условиях современного морального кризиса идея уважения традиции становится особенно актуальной. В своей работе М.С. Каган справедливо отмечает, что «…на духовном уровне общества, человек, культура могут существовать только благодаря закономерной связи своих компонентов, хотя эта связь не является механической или биоорганической, а сверхорганической. Но несмотря на все свои особенности, она остается системной связью, то есть определенной структурой, и ее изучение – неотъемлемая задача культурологии, человековедения, духовной науки…» [5].

Сегодня мы должны понять, что развитие межнациональных отношений необходимо проводить параллельно с оздоровлением не только экономики, но и духовно-нравственных традиций общества. Важно учитывать духовный опыт прошлого.

Цель традиционных религий заключается не в политическом, а в духовном преображении мира, в вечных ценностях традиционных религий России, которые проповедуют мир, согласие, добро и верность. Подведем итоги.

Таким образом, культура Северного Кавказа имела духовный и во многом священный характер. Возможно, разнообразие элементов духовности в чеченских народных традициях является результатом осмысления и освоения окружающего человека природного и социального (антропогенного) космоса.

В настоящее время в мире происходят различные катастрофы, которые имеют разрушительный характер. К сожалению, одной из тенденций стала жёсткая привязка этих катастроф к исламу, что в корне неверно. Очень важно понимать историю формирования культур и религий, чтобы еще раз убедиться: религия не может быть причиной кровопролития и войн.

Религиозная культура всегда несет в себе созидательный начало. Главная цель заключается в том, чтобы не допустить того, чтобы она стала идеологическим прикрытием чьих-то эгоистичных интересов. В современном мире россияне проявляют эффективность мусульманской культуры в явлении сильного сопротивления вестернизации исламского мира, идущей из западных культур.

Рецензенты:

Ярычев Н.У., д.п.н., к.ф.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Профессор кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет» Курбанова Л.У., доктор социальных наук, проживает в городе Грозном.

Статья была представлена в редакцию 10 октября 2014 года.

Что такое религиозная культура методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Предлагаю подготовить конспект для первого урока по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" в 8 или 9 классе (в разных школах начинают изучать этот предмет по-разному). Презентацию необходимо дополнить фотографиями храмов и монастырей, которые находятся в вашем районе (области). Также обязательно использовать музыку (включая колокольный звон, духовные песнопения, исполненные С. Копыловой).

Предмет: Духовное краеведение Подмосковья

Тема: Часть 1.О предмете «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура религии (Православие).

Урок 1. «Что такое «религиозная культура»?

(Первый ознакомительный урок по предмету)

Подготовила Киселева Н.И. , МОУ Дубровицкой СОШ Подольского района, Московской области

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями предмета.

  1. Содействие формированию у учащихся правильных и высоконравственных взглядов на вечные ценности;
  2. Представление учащимся о духовной сущности человека, достойной восхищения;
  3. Расширение знаний о духовном наследии Подольского района;
  4. Знакомство с литературными и музыкальными произведениями, пропитанными духом Православия;
  5. Воспитание духовности у ребенка через святыни Родины.

Основные понятия: Краеведение. Подмосковье. Духовность. Культура. Добро и зло.

Вера в Бога.

Любовь к ближним. Любовь к Отечеству. Этические нормы. Ценности жизни.

Культурный человек. Историческая память. Православное христианство. Религия. Богословие.

Религиозная культура.

Духовная культура. Духовное краеведение Подмосковья.

  1. Использование мультимедийного проектора для показа презентации на данную тему.
  2. Материалы курса "Духовное краеведение Подмосковья" Л.Л. Шевченко, включая иллюстрации учебника №№ 1-9.
  3. Подбор музыкального сопровождения: звуки колоколов, песни Л.Копыловой, Ж.Бичевской.

Подготовительная работа включает в себя:

— разработку мультимедийной презентации;

— выбор музыкального сопровождения;

— составление раздаточного материала "Цитаты из Библии".

План проведения урока:

1. Вступительное слово учителя, обращение к ученикам, приглашение на захватывающее путешествие по земле Подмосковья.

2. Объяснение нового материала и работа с ключевыми понятиями.

3. Повторение и закрепление изученного материала.

4. Подведение итогов и объявление домашнего задания.

1. Вступительное слово учителя, обращение к ученикам, приглашение на захватывающее путешествие по священной земле Подмосковья.

От "Духовного краеведения" — к гармонии в душе.

Друзья, в этом году вы начнете изучение нового предмета "Духовное краеведение Подмосковья". Я очень надеюсь, что вы, как и ваши старшие товарищи, скоро поймете, что это не только увлекательный предмет, который сочетает в себе историю, литературу, музыку, живопись, богословие, но и очень важный. Это один из немногих учебных предметов, целью которого является не просто усвоение определенных знаний о истории православной христианской культуры, но и развитие души, формирование человеческих и патриотических чувств на основе великого духовного наследия наших предков.

Вот что говорят ученики:

Занятия по "Духовному краеведению" помогли мне обрести веру в бога, я стал лучше понимать внутреннее состояние людей, и после каждого урока я чувствую внутренний покой и благополучие.

Уроки "Духовного краеведения" принесли мне глубокие знания о боге, храмах Подмосковья, святых и их поступках, притчах, церковном служении и моем внутреннем мире;

Я смог узнать много нового, что раньше не представлял, что изучение этого предмета поможет мне в жизни. Я избежал совершения множества ошибок благодаря беседам и просмотру фильмов на уроках.

Моя духовность обогатилась, я стал добрее ко всему, изучив историю русской православной культуры.

Благодаря этому предмету я узнал многое о нашем родном крае, полюбил его: мы смотрели фильмы, учили стихи, читали притчи и даже успели посетить Троице-Сергиеву Лавру. Я бы хотел, чтобы и в следующем году был такой замечательный предмет, чтобы мы могли изучить другие храмы.

Я обогатил свою душу духовными знаниями, изменил свой образ жизни, посмотрел на мир по-другому и очень сильно изменился, пересмотрел свои взгляды на мир, религию и другие вещи.

Эти уроки учат добру и милосердию. Хотелось бы, чтобы в следующем году эти уроки продолжались.

Эти занятия помогли мне лучше понять основы христианской религии и различать добро и зло. Это скорее не просто уроки, а настоящий диалог с наставником.

Для меня, взрослого человека, этот предмет также сделал мою духовную жизнь богаче и чище. Я очень люблю то, что преподаю вам. Я надеюсь, что моя страсть к предмету и к вам, моя вера в Бога и вас, надежда на взаимопонимание и сотрудничество помогут нам стать еще лучше. Приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в прошлое, чтобы наше настоящее и будущее было счастливым.

2. Разъяснение нового материала.

Сегодня мы погрузимся во множество новых терминов и понятий, открывая первую главу нашего пути к знаниям и саморазвитию.

Краеведение — это знание о местности (стране, городе, поселке).

Духовное краеведение изучает историю православной христианской культуры.

Историческая память — это передача будущим поколениям знаний о истории Родины, культуре, вере, семейной истории, отраженной в традициях и правилах жизни.

Религиозная культура — это обычаи и почитание Бога, формировавшиеся под влиянием религии и отраженные в материальных объектах и религиозных произведениях искусства.

Религия — это вера в Бога и поклонение ему.

Богословие — это учение о Боге.

О каком человеке идет речь, если описать его такими качествами: патриот, почитатель предков, заботливый и добрый к людям, желающий сохранить мир? Конечно, это культурный человек.

Сколько таких людей вокруг нас? Но я уверена, что уроки "Духовного краеведения" помогут их увеличить.

Сегодня мы попытаемся это продемонстрировать.

Человек и страна живут в трех измерениях: прошлое, настоящее и будущее. Поэтому сегодня мы поговорим о уроках прошлого, фактах настоящего и загадках будущего. Хватит ли у нас мудрости, чтобы извлечь уроки из прошлого?

В истории христианства были разные периоды. О каком времени вы думаете?

А) Начались преследования православия. Храмы разграбляли и разрушали, а церкви превращались в клубы и склады. Духовенство направляли на каторгу, ссылки и даже расстреливали. Произошла замена духовных ценностей на материальное благополучие. (1917 год).

Б) На рубеже 20-21 веков человечество снова обращается к вере. Однако страшно то, что люди перестают узнавать своих близких: соседей, братьев, а иногда даже своих детей и родителей.

(на рубеже 20 и 21 веков)

И какие факты настоящего нам приходится сожалеть? Низкий уровень культуры.

Сложный вопрос: Чему мы можем противопоставить это? — Только возвращение к корням как источнику святого излечения. Как научить вас, наших детей, выжить в таких трудных условиях? Как научить отыскать источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, различить добро и зло? Христианин находит все это в духовном религиозном мировоззрении, в божественных нормах и правилах, их которых называются заповедями. И для него главная книга — "Библия".

Мы с вами счастливые люди, потому что на уроках "Духовного краеведения" мы познакомимся с высоким духовным началом православия, как одного из великих религиозных учений.

Удивительные уроки "Духовного краеведения" могут помочь разгадать тайны будущего. Ведь мы узнаем, что человек приходит на этот мир для исполнения добрых дел и для постижения самого высокого смысла христианской веры: возможно воскрешение из мертвых после божественного суда за наши земные дела.

Великие русские поэты помогут нам найти ответ на вопрос, который волнует всех:

Чем же является смысл человеческой жизни?

Выслушайте стихотворение А.С. Пушкина "Дар напрасный…" и ответ на него митрополита Филарета.

Дар напрасный, случайный дар,

Жизнь, зачем ты дана мне?

Или судьбой таинственной

Ты обречена на казнь?

Кто враждебной властью

Из ничтожества призвал меня,

Душу мою заполнил страстью,

Разомнул ум сомнениями.

Передо мной нет целей:

Сердце пусто, ум пуст;

И мучает меня тревога

Однообразный шум жизни.

Ничто не случайно

Жизнь в мою судьбу вложена;

Ее справедливость неявно

К тоске обречена.

Сам я вызвал зло

Из темных глубин,

Сам наполнил душу страстью,

Изменил ум сомнениями.

Вспомни обо мне, забытый мной,

Проникни сквозь мрак мыслей,

И Ты построишь

Чистое сердце, ясный ум.

Вопрос: Что помогает человеку найти смысл жизни, чтобы поднять свои добродетельные качества? – Вера в Бога, жизнь с Богом, служение Богу, Отечеству, людям, своей семье.

Разговор о семье. О Дне семьи, любви и верности, о Благоверных князьях Петре и Февронии Муромских .

Семья для христианина также является святилищем, хотя и меньшим.

Уроки "Неразлучных" учат нас сохранять нашу любовь, а святой Иосиф Волоцкий учит нас жить так, чтобы нам было хорошо там, где мы находимся, и, самое главное, чтобы другим было с нами хорошо.

Мы живем, работаем, учимся и творим в Подольском районе. Давайте отправимся в виртуальное путешествие по православным святым местам Подолья.

Давайте поговорим о храмах, о иконах и о святых, в честь которых названы эти храмы.

И теперь я хочу поговорить с вами о самой главной книге для христиан.

Вопрос такой: Какие христианские достоинства проповедует Библия? Давайте вместе откроем эту великую книгу.

Цитаты из Ветхого Завета.

Д оброе имя лучше большого богатства, а добрая слава лучше серебра и золота.

Г лупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

Н ачало всякого дела — размышление, а прежде всего действия – совет.

Пусть тебя восхвалят не уста твои, а другой, и не твой язык, а чужой.

Не откажи в помощи нуждающемуся, когда у тебя есть возможность это сделать.

Не будь медлительным в речах; будь прилежным и решительным в своих делах… Пусть твоя рука будет открытой для помощи и сильной при отдаче.

Не завидуй достатку ближнего твоего. Почитай своего отца и свою мать.

Не говори лжи о своем ближнем.

Не ускоряйся осуждать плохие поступки: именно это делает сердце людей склонным к злу.

Слушай своего отца: он дал тебе жизнь; и не оставляй свою матерь, когда она состарится.

3. Повторение изученного материала

Дети, откройте учебник на странице 10. Давайте выполним задание №4.

Как замечательно было бы, если бы жили по христианским заповедям все люди, окружающие нас! Какое замечательное было бы наше существование!

Буква "Л" в славянском алфавите символизирует слово "люди", а "М" — "мыслете". Давайте будем размышлять и принимать в свои сердца эту древнюю мудрость.

Жизнь монахов, посвятивших себя христианской религии, учит нас жить ради других людей.

Святой Сергий Радонежский напомнил своим ученикам о необходимости сохранять духовную и чистую любовь, поддерживая взаимопонимание и единство.

Просим вас послушать песню "Родник" в исполнении Жанны Бичевской. Подумайте над ее словами, восхититесь великолепием священных источников и храмов. Это — наша культурная и духовная ценность, которую мы обязаны сохранить.

Слайд 29. Желаю вам всем найти свой путь к своему храму и обязательно зажечь в сердце кого-то маленький свет. Возможность зажечь свечу дана каждому. Учитель живет в душе ученика, врач – в душе пациента, строитель – в душе благодарного жильца построенного им дома, художник и музыкант – в душах своих поклонников. Представьте себе, сколько света и тепла будет.

4. Подведение итогов урока: Вы услышали много нового сегодня, но еще больше придется узнать в этом году. Мыслите, думайте, рассуждайте! И тогда у вас будет интересно на уроках.

Задание на дом: Работа над увеличивающим информационным блоком «Наше наследие» на странице 10; задание 5 на странице 11

В чем может выражаться религиозная культура

Сфера религиозной культуры — это сложное и многогранные явление, которое охватывает все аспекты религии как части общественной системы в социокультурной области. Религиозная культура представляет собой набор методов и способов обеспечения и реализации человеческого бытия, которые проявляются в религиозной деятельности и передаются новым поколениям через несущие религиозные ценности и смыслы продукты. Центром этой культуры является обряд.

Религиозное мировоззрение определяет содержание культурных ценностей. Они наполняются религиозными образами, представлениями, понятиями, повествованиями, притчами и ориентируют людей на гипостазированные существа и атрибутизированные свойства. Материальными носителями верований служат устная речь, священная литература, ритуальные тексты, средства культа и произведения искусства, удовлетворяющие разнообразные потребности человека.

Религиозные системы аккумулируют опыт развития отношений, организации структуры, управления поведением людей. Организационная сторона религиозной культуры реализуется через различные уровни управления культовой деятельностью, проведение теолого-теоретических исследований и образования, а также экономической, коммерческой и благотворительной деятельности.

Религиозную культуру можно разделить на две части. В первую входят компоненты, где вероучение выражается напрямую — священные тексты, теология, элементы культа и др. Во вторую часть входят явления из области философии, морали, искусства, которые исторически связаны с религиозной и культовой деятельностью, церковной жизнью.

Культура, связанная с религией, различна в различных верованиях и исповеданиях, поэтому она представляет собой культуру племенных религий, индуизма, конфуцианства, синтоизма, буддизма, христианства, ислама и т.д. (в их многочисленных конфессиональных разновидностях).

Известно, что в истории выделилась светская (от лат. "secularis" — светский) культура. Однако предполагаю, что и светская культура несет в себе отпечатки, отражающие те или иные религиозные системы. Например, в европейской и североамериканской светские культурах отчетливо присутствуют христианские принципы. Следовательно, можно выделить различные типы культур на основе религиозного признака. Религиозная культура в большей или меньшей степени оказывает влияние на светскую культуру в целом, а также на ее отдельные аспекты.

См. также:

Философское изучение религии как будто уводит внимание от этого. В данном контексте философское изучение религии выступает как защита философии.

Структура, задачи и ключевые понятия религии

Многоаспектную структуру определяет религия, где общим для всех верований является следующее:

Первоочередное — это необходимое наличие духовного ядра. В него входят принадлежащие истинные верования. Все остальное — это обрамление, предназначенное для воплощения самой идеи в жизнь. Бог — творец и верховный исполнитель судеб. (Для некоторых религий характерно многобожие — это отсылка к языческим традициям (пантеизм). Однако религии, претендующие на роль мировых, как правило, основаны на идее верховенства одного бога (монотеизм).)

Религиями сформированы человеческие взгляды на окружающий мир, основанные на реальных событиях и фактах. Исторические события в них объясняются причинно-следственными связями, хотя с примесью мистицизма. Они не только дают понимание, но и вызывают переосмысление и сопереживание событиям, о которых они рассказывают.

Второй принцип заключается в влиянии на все сферы поведения последователей. Чем менее сильное влияние религии на предмет, тем больше возможности воздействия мира на него. И наоборот.

Тем не менее, поведение верующего в обществе всегда соотносится с выбранной конфессией. Другими словами, человек ведет себя в соответствии с предписаниями своей религии в той или иной степени.

Третий закон — отражение верований в религиозной практике. Культ — это набор установленных образцов почитания Бога, а также различных святынь (предметов, мест и прочего). Это могут быть процессии, молитвы и другие богослужебные обряды и ритуалы. Они проводятся как в храме, так и в повседневной жизни.

Ключевые аспекты религиозного мировоззрения

< ul >

  • Проблема смерти и смысла жизни < / li >
  • Феномен смерти < / li >
  • Вопросы греха и его возмездия < / li >
  • Проблема искупления и нравственности < / li >
    < / ul >

    По мнению российского ученого А.Я.Флиера, этот духовный феномен можно рассматривать как наиболее полную систему учения о смерти и ее нравственно-философских основах, в которой "изложены":

    < ul >

  • Теория неполноты мира и его несовершенное соответствие задумке Творца < / li >
    >
  • Проблема противостояния "темных сил" Творцу
  • Вопрос о греховности человека
  • Cовременный мир и его отношение к религии

    У всех мировых религий есть свои функции, которые они выполняют в обществе:

    • компенсаторная (возмещение ограниченности человеческих возможностей),
    • мировоззренческая (формирование представлений об устройстве мира),
    • коммуникативная (средство общения),
    • интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение и разъединение групп людей и индивидуумов),
    • и регулятивная (управление сознанием и поведением верующих с помощью догматов, традиций, ритуалов).

    По-видимому, даже в самых развитых обществах, основанных на научной парадигме и секулярном мировоззрении, религия по-прежнему играет важную роль в регулировании жизни общества, когда религиозность служит одним из способов коллективной психологической и моральной организации людей.

    Вера религиозная и вера светская — понятия и различия

    Основополагающим принципом любой религии является уверенность. Отсюда и название последователей той или иной религии – верующие.

    Уверенность основана на догматах — своего рода аксиомах, т.е. на том, что должно быть принято без каких-либо доказательств и попыток проверить.

    Любые события, как бы они ни казались нереальными, вымышленными, сверхъестественными, следует принять как неотъемлемый факт. Сомнение – тяжкий грех, ересь. Религиозная уверенность – не что иное, как безоговорочное принятие любой представленной информации на слово, как такой, что не нуждается в подтверждении или проверке.

    Помимо религиозной существует еще мирская уверенность, четко различающая: это существует на самом деле, а то находится за пределами человеческого разума.

    Светская вера в большей степени зависит от мнений и оценок ученых и специалистов, при этом не отрицая возможность проверки знаний через эксперименты, логику и научные исследования. Светская вера не является неизменной и появляется в зависимости от конкретных условий.

    Из этого следует, что не каждая вера и не каждое поклонение могут породить религию.

    Истоки светской веры можно отследить уже в позднем Средневековье и в начале Нового времени, когда формируется научно-рациональная система мировоззрения. Следует отметить, что отдельные элементы такого мировоззрения возникли еще в Античности, а рациональный подход к толкованию и систематизации мировоззрения присутствовал В религиозных учениях.

    Наша презентация

    Кроме того, современные религии обладают достаточной гибкостью верований, что позволяет им сосуществовать с научным мировоззрением и взаимодействовать с искусством, средствами массовой информации и другими аспектами современного мира.

    Таким образом, современный мир характеризуется практически полным отсутствием конфликта между мирским и религиозным мировоззрением.

    Оцените статью
    SPBINFO24.RU
    Добавить комментарий