Рекреация физкультура — это форма активности, направленная на восстановление и поддержание физического и психического здоровья через занятия спортом и физическими упражнениями. Она включает в себя разнообразные виды деятельности, позволяющие улучшить физическую подготовку, а также способствует релаксации и социализации индивида.
Этот процесс помогает людям отвлечься от повседневной рутины, повысить уровень энергии и улучшить общее качество жизни. Рекреация физкультура может принимать такие формы, как активные игры, прогулки на свежем воздухе или занятия в клубах, что делает её доступной и привлекательной для всех возрастных групп.
Понятие о физической рекреации. Значение занятий на свежем воздухе для оздоровления организма
Физическая рекреация в настоящее время — это занятие, которое удовлетворяет потребности людей в разнообразии деятельности, в активном отдыхе, в неофициальном общении в процессе занятий физическими упражнениями. Основным аспектом являются удовольствие и радость от движения, причем это может быть не только физические упражнения, игры, развлечения, но и легкий, приятный труд (на даче, на природе, во дворе, в квартире и т.д.)
Рекреация выполняет три основные функции: медицинскую, воспитательную (социально-культурную), экономическую. Они взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга, поэтому трудно провести четкие границы между ними.
В медико-биологической сфере обычно выделяют два аспекта: санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в разнообразных условиях. Такие мероприятия помогают человеку восстановить работоспособность и снять нервно-психическое напряжение естественными факторами природы.
С учетом этой функции рекреации отдыхающий может длительное время находиться на свежем воздухе, широко использовать для оздоровления природные факторы — аэротерапию, воздушные и солнечные ванны, купания в водоеме, активные развлекательные мероприятия. Весь этот комплекс оздоровительных мероприятий в санаторных условиях будет способствовать закаливанию организма и благоприятно влиять на здоровье.
Физическую рекреацию можно осуществлять в любых условиях: в санаториях, в городских парках, садах, оздоровительных центрах, а В процессе работы.
В рамках физической рекреации можно использовать различные средства, формы и методы физической культуры в зависимости от условий.
17. Утренняя гигиеническая гимнастика
Утренняя гигиеническая гимнастика — это упражнения, которые делаются утром после сна и помогают организму быстрее перейти к состоянию бодрствования.
Во время сна центральная нервная система проходит через своеобразный процесс восстановления после дневной активности. В это время физиологические процессы в организме замедляются. После пробуждения возбуждение центральной нервной системы и активность органов начинают постепенно увеличиваться, но этот процесс может занимать много времени, что влияет на работоспособность, которая остается ниже обычной, и на общее самочувствие: человек ощущает сонливость, вялость, и иногда проявляет непричинную раздражительность.
Физические упражнения, с другой стороны, вызывают нервные импульсы от работающих мышц и суставов, приводя центральную нервную систему в активное состояние. В результате усиливается работа органов внутренней системы, обеспечивая человеку высокую работоспособность и ощущение бодрости.
Путать зарядку с физическими тренировками не следует. Цель тренировок — получение необходимой нагрузки и развитие физических качеств человека.
Утреннюю зарядку удобно делать с помощью комплексов упражнений, которые передают по радио и телевидению.
Некоторые упражнения помогают предотвращать и лечить хронические заболевания внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. При занятиях физической культурой необходимо учитывать особенности физического развития человека. Например, при плоскостопии важно заниматься спортом регулярно: рекомендуется плавание, а упражнения, связанные с усиленной нагрузкой на ноги (тяжелая атлетика, бег, конькобежный спорт и другие), исключаются.
Самые подходящие упражнения для утренней гимнастики:
• Упражнения на потягивание
• Различные виды ходьбы
• Разносторонние упражнения для развития всех групп мышц (наклоны, вращения, приседания, выпады и другие)
• Растяжка для улучшения гибкости
• Бег на короткие дистанции и небольшие прыжки
При создании комплекса утренней гимнастики важно учитывать следующие факторы:
• Общее состояние здоровья
• Физическая подготовленность
• Индивидуальные биоритмы
18. Описание дозированной ходьбы
Такой вид терапии, как ходьба, является самым естественным методом лечебной физкультуры. Он рекомендуется пациентам на этапе реабилитации с целью укрепления и улучшения функциональных возможностей организма, а также развития адаптационных механизмов сердечно-сосудистой системы. Во время прогулки стимулируются процессы обмена веществ, кровообращение и дыхание, что помогает улучшить нервно-психическое состояние больного.
Во время ходьбы происходит ритмическая смена напряжения и расслабления мышц нижних конечностей, что благоприятно влияет на кровообращение и лимфоток, предотвращая возникновение застойных явлений. Дозированная ходьба является наиболее естественной нагрузкой, поэтому ее рекомендуется использовать в реабилитационном лечении ослабленных пациентов. Физическую нагрузку необходимо увеличивать постепенно, увеличивая расстояние и скорость ходьбы, при этом обязательно учитывать рельеф местности.
Программа дозированных пешеходных прогулок разработана для плавного увеличения нагрузки. Пациентам предлагается начать с маршрута длиной 1000 м, затем увеличивать дистанцию до 2000 м, и только после этого до 3000 м. При хорошей переносимости увеличивайте дистанцию на 500—1000 м каждые 3—5 дней, ускоряя темп и сокращая время отдыха.
Для ходьбы рекомендуются следующие темпы:
— Очень медленная— 60—70 шагов в минуту, или 2.5—3 км/ч; (пульс 80-85уд/мин)
— Медленная— 70—90 шагов в минуту, или 3—3.5 км/ч; (пульс 85-95уд/мин)
— Средняя— 90—120 шагов в минуту, или 4—5.6 км/ч; (пульс 95-120уд/мин)
— Быстрая— 120—140 шагов в минуту, или 5.6—6.4 км/ч; (пульс 120-130уд/мин)
— Очень быстрая — это более 140 шагов в минуту, или скорость свыше 6.5 км/ч (пульс 130-150 уд/мин).
Важно помнить, что минимальная доза физической активности, необходимая для нормального функционирования организма человека, составляет примерно один час ходьбы в течение дня. Однако для некоторых людей, особенно страдающих избыточным весом, одного часа ходьбы в день может быть недостаточно. Людям с остеохондрозом следует делать перерывы во время физических упражнений 2-4 раза в течение часа.
Оптимальным отдыхом для позвоночника является лежание и положение на четвереньках. Поэтому людям с остеохондрозом во время физической активности следует иметь легкую подстилку, хотя бы для отдыха в сидячем положении. После обострения остеохондроза длительность ходьбы следует постепенно увеличивать, а темп ходьбы следует регулировать в зависимости от самочувствия и дыхания.
Как правильно дышать? Дыхание должно быть "полным" — не поверхностным, а использующим грудную клетку и диафрагму. Важно следить за своим дыханием, чтобы в состоянии покоя оно происходило через нос (рот закрыт при выдохе), основное усилие при этом должно приходиться на диафрагму.
Нравится статья? Сохраните ее в закладках (CTRL+D) и поделитесь с друзьями:
Консультация "Физическая рекреация" консультация
Физическая рекреация — это активный отдых, использующий физические упражнения, игры, спорт и силу природы. Модель формирования здоровьесберегающего поведения у дошкольников может быть разработана для организации процесса физической рекреации в детском саду.
Цели данной модели:
1) Внедрить у детей представления о здоровье, его укреплении и их превращение в здоровьесберегающее поведение;
2) Побудить интерес к физической активности и потребность в ней;
3) Оптимизировать физический режим в дошкольной образовательной организации через различные формы физической рекреации;
4) Поддерживать семью в воспитании здорового ребенка;
5) Развивать у родителей теоретические знания, укреплять навыки и формировать потребности в здоровом образе жизни, чтобы стать примером для своего ребенка;
6) Обучать родителей конкретным упражнениям и играм для использования в семейной физической активности.
В своей работе педагогический коллектив руководствуется пониманием того, что процесс обучения здоровому образу жизни тесно связан с физической активностью как важным фактором развития интеллекта и эмоциональной сферы ребенка. Именно благодаря интересу детей к физкультурным занятиям можно формировать умения и навыки для поддержания здорового образа жизни, здорового поведения и мотивацию к сохранению и укреплению здоровья.
Организация различных видов взаимодействия между детьми и педагогами позволяет превратить их в форму двигательно-рекреационной активности.
Основные характеристики двигательно-рекреационной деятельности:
— взаимосвязь с другими аспектами физической культуры;
— дополнение физического воспитания;
— решение педагогических задач;
— освоение элементов соревновательности и соперничества;
— усвоение основных знаний о физической культуре и спорте;
— акцент на процесс, а не на результат.
Однако основная цель рекреационной деятельности заключается в обеспечении:
— компенсации дефицита двигательной активности у детей как естественной потребности живого организма;
— загружение и восстановление сил, стимулирование работы физиологических систем организма и повышение его производительности у всех участников учебного процесса;
— удовлетворение от отношений и свободы выбора;
— выражение индивидуальности в физическом, психическом и социальном планах;
— изменения в биологической, психической и духовной сферах, связанные с гармонизацией и объединением физического, психического и психологического, социального здоровья дошкольников.
Чтобы реализовать эти функции, необходимы внутренние и внешние организационные условия:
— среди внутренних могут быть выделены: спортивные уголки в групповых помещениях, зоны движения на территории, спортивный зал, бассейн, спортивная площадка и т. д.;
Среди внешних объектов могут находиться: парк с участками для занятий спортом и специальным оборудованием, санаторно-профилактические учреждения, учреждения для дополнительного образования, общеобразовательные учреждения, а также спортивно-оздоровительные комплексы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Адаптивная двигательная рекреация средствами туризма».
Использование туризма для организации адаптивной физической реабилитации.
Влияние игровой деятельности на адаптивную двигательную рекреацию в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время изучение процесса социализации является предметом внимания ученых различных областей науки. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты изучают этот процесс и его особенности.
Использование развивающих центров рекреаций ДОУ
Создание условий для развития и свободной активности детей способствует их участию в процессе исследования, а не простому запоминанию информации, и обеспечивает разнообразие в дошкольном образовании.
Проект «Разработка центра детской рекреации, для воспитания ценностного отношения к собственному здоровью у дошкольников»
Позиционирование проекта (программы) в целом в системе работы ОО Основной образовательной программы ДО «От рождения до школы»:• развитие направленности и саморегуляции в двигательной сфере.
ОД в рекреации по пожарной безопасности в подготовительной группе Тема: «Один дома»
Заголовок: "Как обеспечить безопасность детей в доме"Цель: Установить основные правила безопасного поведения детей в домашних условиях.Задачи:Обучение детей основам работы с электроприборами, их важности для человека и правилам безопасного использования
Оформление РППС "Снегири" в рекреации детского сада"
Реконструкция детского сада "Снегири" с учетом требований РППС.
Новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в холлах и рекреациях ДОУ
В данной статье рассмотрим опыт создания уникальной атмосферы в холлах и зонах отдыха детского сада №1 "Жар-птица".
О соотношении физической рекреации, физической культуры и общей рекреации
Многие считают, что физическая рекреация — это часть общей рекреации и физической культуры. Основным признаком такого взгляда является наличие физической активности, целью которой является улучшение здоровья человека во всех его аспектах — физическом, психологическом, духовном и социальном. Теория физической культуры активно изучает физическую рекреацию. В этой статье мы попытались проанализировать различные точки зрения на взаимосвязь физической рекреации, физической культуры и общей рекреации, выявить их сходства и различия.
Источник: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта
Научный журнал
Физическая культура в рекреации и реабилитации человека
Зрение — это совокупность мер и мероприятий, направленных на сохранение, улучшение и поддержание физического здоровья. Из этого вытекает развитие нового направления — физической реабилитации. К конкретным задачам физического восстановления можно отнести следующее. В области физической культуры существует специальное направление для реабилитации индивидуумов. Это и активная физическая гимнастика, массаж, активность, соответствующая состоянию каждого индивидуума.
Источник Справочник
Категория Физическая культура
Статья от экспертов
Понятие феномена «физическая рекреация»
В последнее время были успешные усилия в изучении физической рекреации как сложного социального явления. Исследования естественно-научного и обществоведческого циклов в значительной степени раскрывают социальную суть физической рекреации и способствуют расширению знаний об этом явлении, что может послужить основой для создания теории данного феномена.
Развивается от активности движения; использует физические упражнения в основном; происходит в свободное время или специально отведенное для этого; включает аспекты культуры и ценностей; включает интеллектуальные, эмоциональные и физические аспекты; происходит на добровольной, основе самодеятельности; положительно влияет на организм человека; включает образовательные и воспитательные аспекты; в основном является развлекательным (гедонистическим); содержит определенные рекреационные услуги; чаще всего происходит в природных условиях; имеет научное и методическое обоснование.
В зависимости от разнообразия признаков физической рекреации выделяются различные формы, такие как рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и другие. Разные формы основаны на различных признаках, некоторые из которых просто обозначены, а другие являются синонимами.
Такой аналитический подход к созданию теории физической рекреации допустим, однако он не позволяет ответить на вопрос: все ли перечисленные признаки, виды и формы присутствуют в необходимом количестве, что затрудняет восприятие физической рекреации как системного явления.
Многие исследования утверждают, что теория физической реакреации наиболее полно разработана в рамках теории и методики физической культуры. Особенно интенсивно эту концепцию разрабатывает В.М. Выдрин.
Основная идея данной концепции заключается в том, что физическая рекреация является неотъемлемой частью физической культуры, определяющим фактором которой является достижение оптимального физического состояния для нормального функционирования организма. В данной концепции основной упор делается на биологическое воздействие физической рекреации на человеческий организм. Другие аспекты, такие как культурологический, познавательный, коммуникативный и развлекательный, рассматриваются как второстепенные по отношению к основной цели. Однако, такое утверждение справедливо лишь отчасти, так как оно ограничивает область применения физической рекреации и, по мнению авторов, требует дальнейшего обсуждения.
Исследование физической рекреации как части физической культуры имеет законное право на существование, поскольку они имеют много общих черт. Однако научные гипотезы о физической рекреации сами по себе не формируют теорию этого явления, так как они оказывают косвенное влияние, обосновывая и укрепляя методику ее изучения.
Существует своя теория физической культуры, включающая не только физическую рекреацию, но и физическое воспитание, спорт, двигательную реабилитацию, у каждой из которых есть своя теория. Наличие общих черт позволяет объединить их в главную метасистему — теорию физической культуры. Таким образом, теория физической рекреации оказывается без собственной теории, так как некоторые аспекты представлены как в общей теории физической культуры, так и в отдельных теориях ее видов, что не позволяет полностью и в нужном объеме объяснить такое сложное и многогранное явление, как физическая рекреация.
Кроме того, в самой теории физической культуры все разнообразные аспекты физической рекреации представлены несистематично, неполно и расплывчато, что делает сам объект изучения науки о физической рекреации неопределенным.
В то же время становится ясно, что из-за сложности и многоаспектности объекта, такого как физическая рекреация, невозможно описать его полностью только с позиций теории физической культуры, даже если она считается "интегративной". Более успешным может быть анализ, если рассматривать объект с точки зрения других наук, таких как философия, история, социология, культурология, педагогика, психология, биология, теория и методика физической культуры и другие.
Когда мы говорим о анализе определенного аспекта рекреации, в данном случае физической, термин "физическая рекреация" становится необходимым для обозначения этого элемента. Физическая рекреация является одним из видов и форм рекреации, которые включены в научную дисциплину рекреации.
В соответствии с этим, существуют различные виды рекреации, такие как социальная, биологическая, психологическая, климато-географическая и другие.
Существует несколько основных признаков, которые определяют рекреацию: она происходит в свободное время, активна и основана на добровольном участии. Эти три фактора являются основополагающими для рекреации, в их отсутствие она теряет свою ценность. Другие признаки, такие как культурно-аксиологические, познавательные и оздоровительные, рассматриваются как второстепенные характеристики.
Появилась новая научная область — рекреалогия, специальный междисциплинарный раздел науки об отдыхе, оздоровлении, восстановлении здоровья практически здоровых людей. Этот раздел охватывает процесс физического, социального, психического развития человека, при котором он приобретает все более универсальные способы приспособления к постоянно меняющимся условиям природной и социальной среды. Важным методологическим принципом рекреации является принцип единства телесного и духовного, биологического и социального, организма и личности.
Основной областью изучения теории рекреации служит особая сфера деятельности людей — сфера досуга. Существует различные виды и формы досуговой активности, имеющие рекреационный характер, однако пока что их объединение в одну систему представляется невозможным.
Вышесказанное позволяет вернуться к основным вопросам теории физической рекреации и проанализировать их с позиций общей теории рекреации.
Физическая рекреация представляет собой одну из форм рекреации, ее аспекты присутствуют во всех ее видах и осуществляются путем физической активности и использования физических упражнений в качестве основных средств. Именно поэтому данную форму рекреации можно отнести к физической.
Признание физических упражнений в качестве основных средств физической рекреации широко распространено в научных исследованиях. Это утверждение справедливо, но требует дальнейшего обсуждения.
Во-первых, большая часть физической рекреационной деятельности происходит в естественных условиях природной среды, где средовые факторы также могут служить ее средствами.
Во-вторых, существуют формы физической рекреации, которые могут быть относительно пассивными. Например, зрители на спортивных мероприятиях не участвуют в активной физической деятельности и упражнениях, а лишь наблюдают за ними. Однако само участие в спортивных соревнованиях может быть формой физической рекреации, так как оно содержит эмоциональные и оздоровительные компоненты, которые оказывают рекреационный эффект. С точки зрения В.М. Выдрина, главным признаком физической рекреации следует считать ее конечную цель, ради которой она и организована.
В научных исследованиях выделяют следующие аспекты физической рекреации:
1. Как воздействует физическая рекреация на улучшение состояния человеческого организма с точки зрения биологии. 2. Влияет ли она на социальную интеграцию людей и как происходит обмен социальным опытом в процессе участия в ней с точки зрения социальных аспектов.
3. Физические упражнения: какие психологические мотивы побуждают людей заниматься рекреационной деятельностью и какие изменения происходят в психической сфере в результате этой деятельности. 4. Учебно-воспитательный: как влияет физическая рекреация на формирование личности в ее физическом, интеллектуальном, нравственном и творческом развитии. 5. Культурный: какие ценности присваивает человек в процессе занятий физическими упражнениями и каким образом они способствуют формированию новых ценностей в обществе. 6. Экономический: как происходит организация занятий физическими упражнениями, какие ресурсы используются и кто этим занимается (кадры).
Таким образом, существует значительное разнообразие предметных областей физической рекреации, которые проникают в различные дисциплины и используют как традиционные, так и новые теории. Это усложняет разработку собственной теории физической рекреации и определения ее общих принципов.
Основная цель занятий физической рекреацией заключается в том, чтобы восстановить психофизиологическое состояние человека, чтобы сформировать стабильное состояние здоровья и общественно полезные качества, которые в конечном итоге способствуют улучшению качества физического и умственного труда.
Слайд 4
Физическая рекреация направлена на удовлетворение как личных, так и групповых потребностей участников отдыха. Это может включать в себя: 1. Активный отдых (физкультминутки, занятия в спортивных секциях). 2. Изменение характера и типа занятий (смена ментального и физического труда, занятия новым видом спорта или непривычной для рекреанта физической активностью). 3. Формирование идеальной фигуры или развитие отдельных её частей, контроль веса (поддержание стройности, спортивное телосложение, упругий живот, развитие рельефных мышц).
Слайд 5
Теория и методика физической рекреации
Конспект лекции: Теория и методика физической рекреации
Получите решение вашей задачи среди множества ответов
docx Конспект лекции по предмету "Теория и методика физической рекреации", в формате docx
Загрузка конспекта в формате docx
Это займет всего несколько минут! А пока, вы можете прочитать работу в формате Word
docx Конспект лекции по предмету "Теория и методика физической рекреации", скачать в формате docx
doc Конспект лекции по предмету "Теория и методика физической рекреации", в формате Word
Лекторы
Кылосов А.А.
Специалист по предмету "Физическая культура"
Разместил материал
vinogradova.zinaida.2018
Специалист по предмету "Физическая культура"
Поделитесь лекцией и получите скидку 30% на платформе Автор24
Заполните поля и прикрепите лекцию. Мы отправим промокод со скидкой вам на почту
Твоя презентация передана! Ожидай уведомление о скидке на электронной почте. Хочешь получить еще материалы? Скачай их прямо сейчас
Желаешь загрузить еще лекции?
Статья: Основы и практика оздоровительной физической активности
Найди решение вашей проблемы среди миллиона ответов
«Основы и практика оздоровительной физической активности»
Готовые курсовые проекты и эссе
Решение задач от искусственного интеллекта за 2 минуты
Использование средств физической культуры в целях рекреации
В данной статье обсуждается понятие физической рекреации и ее важность для человека. Физическая рекреация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей человека в активном отдыхе, неофициальном общении, восстановлении сил после профессиональной нагрузки, доставлении удовольствия, а также на укрепление и сохранение здоровья.
Aннотация статьи абзац несет в себе информацию о содержании текста
Отдых, профессиональная нагрузка, удовольствие, физическая рекреация, мероприятия, здоровье — данные ключевые слова связаны с тематикой статьи
Аннотация статьи содержит в себе информацию о содержании и ключевых моментах текста
Впервые в литературе было упомянуто понятие "рекреация" в 1890-х годах в США, где оно использовалось для обозначения выходных дней и отпусков в рамках регулируемого рабочего времени. В России рекреация стала изучаться как научная дисциплина в середине 1960-х годов в контексте физической культуры. Один из самых значительных вкладов в развитие теории и практики физической рекреации был сделан В.М. Выдриным в 1970-х годах.
Краткое описание Василия Меркурьевича Выдрина
Василий Меркурьевич Выдрин родился в 1921 году. Он успешно окончил Военный институт физической культуры имени В. И. Ленина в 1948 году. Его специализация — история и теория физической культуры. В 1983 году он защитил докторскую диссертацию в педагогических науках, а в 1984 году получил звание профессора. В 1994 году он был избран действительным членом Петровской академии наук и искусств.
Свыше 160 научных работ было опубликовано, включая монографию "Спорт в современном обществе" (1980, в соавторстве); учебники "Теория и организация физической подготовки" (1963, в соавторстве), "Теория и методика физического воспитания" (1974, в соавторстве), "Основы теории и методики физической культуры" (1986, в соавторстве); учебные пособия "Введение в специальность" (1974, 1980), "Теория физической культуры (культуроведческий аспект)" (1988), "Введение в профессиональную деятельность" (1995), методическое пособие "Деятельность специалистов в сфере физической культуры" (1998). Подготовлено 3 доктора наук и более 40 кандидатов наук.
Заслуженный деятель науки РФ (1996). Награжден двумя орденами Красной Звезды и 9 медалями. Профессор кафедры теории и методики физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.
Активный отдых — это комплекс развлечений и общения, который помогает восстановиться после работы или учебы, доставляет удовольствие и способствует укреплению здоровья. Согласно медицинской энциклопедии 1970 года, активный отдых включает в себя занятия на природе с целью восстановления и укрепления физических и духовных сил. Другими словами, активный отдых — это смена занятий для снятия нагрузки.
Ученые указывают на признаки физической рекреации:
- Основное средство – это физические упражнения.
- Осуществляется в свободное время или в специально выделенное время.
- Включает в себя аспекты: культурно-ценностные, образовательно-воспитательные, интеллектуальные, инициативно-творческие, эмоциональные и физические.
- Имеет самостоятельный и развлекательный характер, оказывает оптимизирующее влияние на организм.
- Имеет научно-методическую базу.
Поскольку рекреация охватывает широкий круг проблем, их необходимо решать с использованием комплексного, системного подхода. Изучение, систематизация, классификация, организация, планирование рекреационной деятельности являются отдельной частью теории и методики физической рекреации.
При изучении физиологических механизмов полезного воздействия физических упражнений, ученый А.А. Виру (1984) указывал на то, что активность движения вызывает изменения в организме, увеличивая его физическую способность к работе и укрепляя его защитные силы против негативных воздействий.
Заниматься здоровыми физическими упражнениями необходимо не только для достижения общего тренировочного эффекта, который характерен для регулярных занятий. Важно учитывать регуляторно-трофический эффект, компенсацию двигательной недостаточности и устранение избыточности «функционального и материального» порядка. Особое значение имеет уменьшение вегетативных реакций, проявляющееся в снижении напряжения важных систем организма.
Функции физической рекреации включают адаптационную, оздоровительно-восстановительную, валеологическую, профилактическую, компенсаторную, психолого-стабилизирующую, воспитательную, социальную, аксиологическую, коммуникативную, гедонистическую и экономическую.
Основная цель физической рекреации заключается в восстановлении психофизиологического состояния человека для укрепления его здоровья и развития общественно полезных качеств, что в конечном итоге способствует улучшению трудовой активности.
Существует различные точки зрения на оптимальный уровень оздоровительных физических нагрузок.
Соблюдение умеренности в тренировочных нагрузках играет важную роль в их оздоровительном воздействии. Рекомендуемым уровнем мышечной работы для оздоровительной тренировки считается интенсивность от 60 до 70 % от максимальной пульсовой частоты. Признаки нежелательной реакции организма наблюдались при нагрузках более 85 % от максимальной пульсовой частоты.
Из всего сказанного можно сделать заключение, что физическая активность играет важную роль в жизни каждого человека. Это может быть регулярные посещения спортзала, поездки на дачу или даже простые зарядки, все это помогает поддерживать здоровый образ жизни. Важно не переусердствовать и не навредить себе, перегружая свое тело. В современном мире существует множество способов отдыха, однако многие забывают о том, что физическая рекреация играет важную роль в жизни каждого человека.
Физическая рекреация как основа гармонизации и сохранение здоровья в студенческой среде
В настоящий период развития общества существует ряд проблем, которые можно разделить на общественный и индивидуальный уровень. На общественном уровне возникает проблема в необходимости развития здорового общества, но развитие общества и ухудшение экологии приводит к ухудшению здоровья граждан.
На индивидуальном уровне люди испытывают противоречия между желанием отдохнуть и восстановиться, и низкой мотивацией к физической активности, недостаточными знаниями о физической культуре, а также ограниченной доступностью и эффективностью занятий физическими упражнениями.
Значение физической культуры как важной части общественной культуры неоценимо для нравственного и культурного воспитания студенческой молодежи. В последнее время проводится ряд исследований, посвященных изучению физической рекреации как сложного социального явления в жизни общества [3].
Существуют проблемы методики и методологии, которые определяют место и значение физической рекреации в области физической культуры. Они связаны с недостаточной разработкой понятий, содержания, структуры, целей, задач, принципов и закономерностей. Вместе с этим недостаточно изучены механизмы взаимодействия физической рекреации с другими видами физической культуры.
Под физической рекреацией понимаются любые формы физической активности, направленные на восстановление сил, израсходованных в процессе профессиональной деятельности.
Интересно отметить, что слово "рекреация" происходит от латинского слова "rekreatio", которое означает "возвращать здоровье, силы". В настоящее время рекреация понимается как восстановление сил, освежение, развлечение, отдых, перемена [4].
Существует два типа рекреации: физическая (двигательная), связанная с физическими упражнениями, и интеллектуальная, предполагающая умственные развлечения.
Физическая рекреация является одним из видов рекреации, её аспекты присутствуют практически во всех её видах, и осуществляется она через физическую активность и использование физических упражнений в качестве основных средств.
Многообразие признаков физической рекреации определяет разнообразие её форм: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация в спорте, рекреация в туризме, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и т. д.
Различные аспекты физической рекреации обсуждаются в контексте физического воспитания или спорта. Научные исследования выделяют следующие аспекты физической рекреации:
1. Биологический аспект. Он способствует восстановлению организма человека после тяжелого труда и улучшению его здоровья; 2. Социологический аспект. Помогает людям интегрироваться в общество, усваивать социальный опыт и культурные ценности. Процесс социализации включает в себя адаптацию к обществу и самоопределение в нем; 3. Психологический аспект.
Формирует эмоциональное состояние, вызванное чувством свободы, радости и удовлетворения, а также освобождает от стресса. Свобода понимается как внешняя (от принуждения) и внутренняя (свобода воли, выбора и творчества); 4. Эстетический аспект. Позволяет наслаждаться красотой своего тела и окружающего мира.
Одной из основных задач физической культуры в настоящем обществе является формирование духовности личности и подготовка к жизни с морально-психологической точки зрения. Вопросы культурно-философского и социального аспекта занятий физическими упражнениями были изучены в работах Н.И. Пономарева (1974, 1982, 1985, 1987, 1996)
Организованная пропаганда и информационная поддержка играют важную роль в привлечении населения к занятиям физической культурой (П.А. Виноградов, А.А. Северьянов, В.М. Смоленский (1983); А.В. Седов (1983, 1985, 1987); С.С.
Филиппов (1984, 1985, 1986, 1991).
Согласно Н.И. Пономареву и В.М. Рейзину (1989), основным аспектом формирования привычки к регулярным занятиям физической культурой является получение удовольствия, которое проявляется в ощущении "мышечной радости". Это ощущение основано на процессе выработки адреналина, кортикостероидов и эндорфинов, которые стимулируют активность ретикулярного комплекса головного мозга.
Кроме того, каждый из компонентов, таких как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация, должен иметь разработанную теорию, методику, организацию, структуру, функции и задачи [1; 2].
Важно отметить, что занятия спортом позволяют студентам удовлетворять свои потребности, удовольствие и мотивацию в активном отдыхе, разумном использовании свободного времени. Это может быть достигнуто через коллективные и индивидуальные формы физической активности, соответствующие их возможностям, способствуя нормальному функционированию организма. Активный отдых благоприятно воздействует на умственные способности, улучшая работоспособность нервной системы и ее устойчивость к различным нагрузкам [6].
Важным элементом сохранения здоровья в образовательном процессе вуза является оздоровительно-рекреационное направление, которое предусматривает использование средств физической культуры для организации коллективного отдыха и культурного досуга в свободное время и в период каникул. Этот вид деятельности способствует восстановлению и укреплению здоровья студентов. В рамках данного направления осуществляются туристические походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут проводиться в студенческих общежитиях, домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и так далее.
Если заключить, то разработка новых методов управления физической активностью студентов во время отдыха является одной из главных задач в области физической культуры. Это внедрение в практику поможет снять напряжение у студентов в процессе обучения, улучшит их личностные качества и здоровье.