Реализм и романтизм в литературе 19 века представляют собой два разных подхода к изображению действительности. Романтизм акцентирует внимание на эмоциях, индивидуальности и идеализированных образах, часто включая фантастические элементы и глубокие переживания героя. Это направление стремилось выразить внутренний мир человека, его стремления и мечты, порой противостоящие социуму.
В отличие от романтизма, реализм ориентируется на точное и объективное воспроизведение жизни, акцентируя внимание на социальной среде, характере и судьбах людей. Реалисты стремились показать повседневные проблемы и обыденные обстоятельства, избегая идеализации и субъективных восприятий, что позволяло более честно отразить реальность и человеческие отношения.
Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века
Расстройство от результатов Великой революции во Франции, от буржуазного общества. Противопоставление идеям Просвещения. Поддержка культа эмоций, иррационализма. Принцип неопределенности, мерцания смысла. Идеализма, мистицизма.
Двойственность.
Почет необычного, исключительного. Романтический герой. Основные ценности романтиков: Любовь, Природа, Искусство.
Основные принципы реализма: всестороннее, объективное изображение человека, социальный и психологический детерминизм, историзм, типичность героев, аналитичность.
Художественные особенности романтизма и реализма.
Романтизм
Реализм
Отказ от принципа правдоподобия, гипербола, гротеск, фантастика
Принцип правдоподобия
Эмоциональность и украшенность стиля, многословие, неточность
Точность, краткость, простота, сдержанность стиля
Реализм и романтизм — два периода в литературе, которые расцвели в разное время. Реализм возник в русской литературе и стал ключевым направлением после эры романтизма.
Немецкий романтизм
Исследуем появление школы немецкого романтизма. Теоретические аспекты нового направления: братья Шлегели. Новалис, наиболее известный представитель иенской школы, с его трудами, включая роман "Генрих фон Офтердинген", стал классическим образцом романтизма.
Следует упомянуть менее известных писателей иенской школы: Л.Тик, создатель жанра сказочной новеллы («Белокурый Экберт»). Ф.Гёльдерлин представляет классическую романтическую биографию, характеризующуюся безответной любовью и сложной поэзией.
Гейдельбергская школа привлекает внимание к фольклору, а также поэзия К.Брентано и сказки братьев Гримм.
Наряду с школами, существуют также писатели, не связанные ни с какими школами. Например, сказка А.Шамиссо "Чудесная история Петера Шлемеля", рассказывающая о человеке, который продал свою тень. Или сказка В.Гауфа "Холодное сердце", в которой классически раскрывается корыстолюбие и бездушие.
Уникальный талант Г.Клейста: его жизнь закончилась самоубийством. Однако его величайшим произведением была трагедия "Пентесилея", которая обращается к вопросам власти над человеком, его животными инстинктами и проблемой войны полов.
Поэзия Л. Уланда также заслуживает внимания.
Генрих Гейне считается лучшим немецким поэтом XIX века. Он затрагивал тему любви в своих лучших стихотворениях, показывая свой талант через иронические и сатирические произведения.
Романтизм и реализм
Романтизм возник в XVIII—XIX веках как ответ на Просвещение и научно-технический прогресс, представляя собой новое идеологическое и художественное направление в европейской и американской культуре. Он выделял духовно-творческую жизнь личности, изображал сильные страсти и характеры, прославлял природу. Романтизм проник в различные сферы человеческой деятельности. В XVIII веке под романтизмом понимали странное, фантастическое, изображенное в книгах, а не реальное. В XIX веке романтизм стал противоположностью классицизму и Просвещению.
Исход и развитие в Германии.
Основные черты.
Эпоха Просвещения уступает место романтизму, который совпадает с периодом промышленной революции и появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабричных окраин. Просвещение отличается почитанием разума и основанной на нем цивилизацией, в то время как романтизм отмечает культуру природы, чувств и естественного в человеке.
Именно в период романтизма возникают туризм, альпинизм и пикник, направленные на восстановление гармонии между человеком и природой. Популярным становится образ "благородного дикаря", вооруженного "народной мудростью" и не испорченного цивилизацией. Таким образом, романтики старались показать необычного человека в необычных обстоятельствах. В общем, романтики противостояли прогрессивной цивилизации.
Философия романтизма.
Философия романтизма утверждает, что категория возвышенного играет важную роль и основана на работе Канта "Критика способности суждения". По мнению Канта, существует два вида наслаждения: позитивное наслаждение, которое проявляется в спокойном созерцании красоты, и негативное наслаждение возвышенным, которое вызывает не радость, а изумление и осмысление. Романтизм также проявляет интерес к злу, его прославлению и взаимодействию добра и зла («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).
В противоположность просветительской идее прогресса и стремлению отбросить все "устаревшее", романтизм выражает интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку и возвращению к природе.
Философия романтизма выдвигает идею, которую можно назвать нечто большим, чем интуицией и фантазией, в оппозиции к холодному разуму и абстрактному интеллекту.
Основатели философского романтизма включают в себя братьев Шлегели (Августа, Вильгельма и Фридриха), Новалиса, Гельдерлина и Шлейермахера.
Романтизм в русской литературе.
Обычно считается, что в русской литературе романтизм начал проявляться в поэзии В. А. Жуковского (хотя некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов относят к предромантическому движению, вышедшему из сентиментализма). Русский романтизм привнёс свободу от классических форм, появилась баллада, романтическая драма. Это движение заявило о новом понимании сущности и значения поэзии, признавая её самостоятельной сферой жизни, выражением высших, идеальных стремлений человека. Старое представление о поэзии как пустом развлечении, чем-то ничтожном, уже не соответствует действительности.
Кроме поэтов-романтиков, можно упомянуть имена К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. В начальном периоде своего творчества также романтизм исследовал А. С. Пушкин. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, который иногда называют "русским Байроном". Философская лирика Ф. И. Тютчева стала и завершением, и преодолением романтизма в России.
Реализм — это не только стиль и метод в искусстве и литературе, но и философская доктрина, утверждающая независимость предметов видимого мира от человеческого восприятия и познания.
По поводу возникновения реализма ученые имеют разные точки зрения: одни видят его корни в античной литературе, другие — в эпохах Возрождения и Просвещения. Согласно наиболее распространенной точке зрения, реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, отличительной особенностью которого было изображение исключительных характеров в особых обстоятельствах, с особым вниманием к сложной и противоречивой личности, непонятой окружающим обществом — так называемого романтического героя. Поэтому реализм развивался не в противостоянии романтизму, а в сотрудничестве с ним, борясь против идеализации общественных отношений и выступая за национально-историческую уникальность художественных образов. Между романтизмом и реализмом первой половины XIX века не всегда можно провести четкие границы, так как в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино.
Художественный стиль XIX века, известный как реализм, часто называется критическим. Его расцвет на Западе связан с творчеством Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса и Теккерея в Англии, а также Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского и Толстого в России. Основная задача критического реализма заключается в раскрытии социальных проблем.
Характеры в произведениях критического реализма подразделяются по социальным критериям, хотя и объединены общими чертами в определенные "типы". Тем не менее, типичные черты сочетаются с индивидуальными и глубоко проработанным психологическим изображением. Все это делает критический реализм более сложным явлением.
В 1932 году появляется новое понятие — "социалистический реализм". Произведения этого направления следуют принципу внушительности, принципу героического отношения и классовому сознанию. К таким произведениям можно отнести творчество А.Твардовского, В.Распутина, Н.Погодина.
Следующие черты реализма можно выделить как направления:
1. образы приравниваются к сущности самих изображаемых явлений
2. реалистическая литература — способ познания себя и мира
3. познание реальности происходит при помощи типизации образов
4. В произведениях особое внимание уделяется конкретным и правдивым деталям.
5. Характеры героев претерпевают эволюцию.
6. Особое внимание уделено глубокому психологизму персонажей.
Герои романтики и реалисты
В общем, характеры остались примерно такими же, но появилось множество новых аспектов, таких как более глубокая проработка психологии и внутреннего мира. Идеальная личность реализма во многом напоминает Чацкого — такого же выбившегося из общества героя, который, вступив в борьбу против всех, "организовал" новый тип человечества. Ведь в чем-то он похож и на Базарова, и на Штольца?
В основном, можно заключить, что характеристики персонажей в реализме и романтизме, хотя и отличаются во многом, в некоторых аспектах очень близки. Можно ли утверждать, что реализм — это более совершенный романтизм? В целом да, поскольку многие черты романтизма со временем устарели или были переосмыслены и в итоге превратились в то, что мы называем реализмом.
Но их сходства и различия в конечном счете не имеют значения, так как классическая литература навсегда актуальна — как "Горе от ума", так и "Война и мир" будут актуальны всегда, пока существует человечество.
Романтизм и реализм в европейской литературе 19 века
В тексте описывается два основных направления в литературе 19 века: романтизм и реализм. Рассматриваются различные подходы к этим движениям. Этот материал может быть использован для написания эссе или доклада.
Романтизм и реализм являются самыми известными течениями в литературе и искусстве 19 века. Обычно они рассматриваются как противоположности и отражают философский конфликт между идеализмом и реализмом, который пронизывает историю культуры Европы.
Изменчивый ход культурного развития в Европейской литературе 19 века представлен переходом от романтизма к реализму и модернизму. Флобер, Бальзак, Диккенс и Теккерей внесли значительный вклад в этот процесс. Важно отметить, что традиционная литературная историография рассматривала немецкий реализм как отклонение от европейской литературной траектории, исключая его из европейского литературного основного направления и сводя к провинциализму.
Когда литераторы и критики, такие как Густав Фрейтаг, Юлиан Шмидт и Бертольд Ауэрбах, основали новое литературное течение под названием "реализм" в ответ на революцию 1848 года и ее поражение, "романтизм" выступил в качестве критического фона для этого нового направления. Эта полемически обоснованная и исторически утвержденная терминология сохраняется в современных ортодоксальных взглядах, по которым "реализм" и "романтизм" обозначают не только два различных периода в истории литературы, но и две радикально противоположные концепции литературы.
Возникновение событий Французской революции и эпохи Наполеона сопровождалось появлением новых интеллектуальных течений. Философия Руссо оказала значительное влияние на романтизм, который был провозглашен в произведениях Франсуа Рене, Жермен де Сталь и виконта де Шатобриана. Основными фигурами романтического периода можно назвать Альфреда де Мюссе, Виктора Гюго, Проспера Мериме и Александра Дюма.
Историки пересматривают отношения между реализмом и романтизмом, подходя к этому вопросу через теоретические подходы, обзоры и многочисленные тематические, междисциплинарные и сравнительные исследования. Особое внимание уделяется более глубокому пониманию сложной динамики в области "реализма" девятнадцатого века и его значению в общих интеллектуальных траекториях от романтизма к модерну.
Содержание статьи предоставлено valr.
Основные характеристики романтизма
В конце 18 века в Германии возникло движение романтизма, которое стало вызовом для рационализма эпохи Просвещения и классицизма. Основными ценностями романтизма стали индивидуализм личности, её чувства и борьба за свободу, за которую герой готов пойти на жертву. Романтики также проявляли интерес к быту и фольклору своего народа, а также к особенностям других культур. В творчестве французского писателя Проспера Мериме, который впоследствии стал представителем критического реализма, эта особенность ярко проявляется. Немецкий писатель Эрнст Гофман, чей мир наполнен немецкими сказками, также отличается этой особенностью и стал своеобразным культурным брендом.
Романтизм также отличается отношением к религиозному культу, проповедуя истинность чувств и любви, а также открытость человека возвышенным идеалам.
Английский романтизм проявил себя как желание выразить чувства просто и ясно
- Выступление за признание личной свободы и чувств как самой важной ценности.
- Грустное расхождение между идеальным и реальным миром.
- Обращение к народной культуре и традициям.
- Индивидуальность четко выделяется на фоне окружающей реальности, противопоставляется другим персонажам, сливается с самим автором.
Тематика и герои реализма
В 1830-х годах XIX века романтизм постепенно уступал место реализму. В фокусе произведения находится личность, которая отражает свою эпоху и социальный класс.
В этом направлении нет похвалы писателю со стороны его героя, скорее автор изучает персонажа, не всегда разделяя его ценности и взгляды, не идеализируя его. В реализме не существует идеальной личности.
В литературных произведениях проявляется меньше явного противоборства, где персонаж не открыто сопротивляется окружающей его реальности, а она скорее служит контекстом, определяющим его поведение. Часто реалистическим персонажем становится обычный и неприметный человек, а среда действия оказывается обыкновенной. Однако это не мешает реализму раскрывать всю сложность человеческих переживаний, индивидуальность и ценность опыта каждого человека.
Родина реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, каковы они есть.
Необходимо подчеркнуть разнообразие, которое существовало внутри этого движения. Французские писатели Мериме, Стендаль и Бальзак стремились найти объективные ответы на главные вопросы своего времени, но каждый из них придерживался своего собственного подхода.
Мериме и Стендаль, с их остаточным романтизмом, размещают в центре сюжета личность, которая формируется в соответствии с типичными обстоятельствами времени, противостоящую нестандартному миру с его правилами. В то время как Бальзак часто делает своих героев типичными представителями буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.
Во второй половине 19 века в России наступил период расцвета реализма, и первым русским реалистическим романом был считается "Евгений Онегин" Пушкина. Это произведение в стихотворной форме является эталоном реализма, детально отражая эпоху, её нравы и типичные портреты. Главный герой романа представляет собой своеобразный образ молодого дворянина 18 века.
Особенности реализма:
- Персонаж отображает свою эпоху и социальный класс.
- Стремление к изображению объективной реальности.
- Характер персонажа проявляется в его развитии (не всегда положительном).
- Важность социального конфликта.
Модернизм
Стилистические течения периода Серебряного века включают в себя символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм, их можно отнести к модернизму.
Обсудим кратко различные литературные направления в рамках модернизма.
Один из ключевых признаков символизма — это использование символа, способного выразить основную идею произведения. А. А. Блок является выдающимся представителем этого направления.
Имажинизм подразумевает широкое использование метафор и метафорических выражений. А. Б. Мариенгоф и С. А. Есенин относятся к этому направлению своим творчеством.
Акмеизм характеризуется вниманием к деталям. Творчество Н. С. Гумилева и начальное творчество А. А. Ахматовой являются яркими примерами этого направления.
Футуризм включает в себя создание новых слов, оригинальное построение лирических произведений, отказ от литературной культуры прошлых лет. В. В. Маяковский является одним из самых ярких представителей этого направления.
Романтизм против реализма
Главное различие между романтизмом и реализмом заключается в том, что реализм описывает реальные сцены, часто из жизни низших классов, в то время как романтизм часто изображает сцены, которые были чистой фантазией.
Романтизм был первым из этих двух направлений в искусстве, появившимся в начале XIX века благодаря работам таких великих поэтов, как Уильям Вордсворт и Сэмюэл Тейлор Кольридж, написавших великолепные литературные произведения в последние десятилетия XVIII века.
Эти стихи получили широкое признание благодаря описанию в них того, как мир воспринимает бедных, а также красоты природы и изменений, происходящих с промышленным ростом в Европе.
Характерной чертой романтизма была возможность художника свободно выражать себя по своему усмотрению. Движение определялось спонтанными и исследовательскими действиями художников, работавших как пером, так и кистью.
Эпоха романтизма возникла в художественной форме в Англии и вскоре получила распространение в Германии и других странах.
Некоторые из первых картин романтической эпохи были сосредоточены на пейзажах или морских пейзажах, в которых художники изображали сцены с участием людей и животных.
Эти сцены часто вызывали образы, готические по своей природе и казалось, что они воскрешали различные темы и фигуры из греческой или римской мифологии.
Многие художники в своих произведениях изображали современные фигуры и пейзажи, но придали своим работам мифологический оттенок: женщины стали похожи на богинь в длинных платьях, а мужчины обрели мускулистые телосложение, как у древнегреческих богов.
Романтизм вернул в моду значение религиозных и националистических тем, используя украшенные методы изображения, которые напоминали о греческой и римской мифологии.
Результатом стали произведения, полные драматизма, рассказывающие о художниковых взглядах на определенную идею или событие.
Обзор реализма
На протяжении первой половины XIX века реализм как направление искусства не возник, пока промышленная революция не начала охватывать всю Европу.
Романтизм доминировал в европейском искусстве в течение нескольких поколений, и художники устали от излишне стилизованных изображений и классических образов, которые стали обыденным.
Реализм преодолел эту изощренную манеру изображения и показал мир таким, какой он есть.
Большинство художников поняли, что изображая мир вокруг себя в точных деталях, они создадут произведения, которых раньше не существовало, так как большая часть промышленно развитого мира не была изображена на картинах ранее.
Искусство фотографии еще не изобрели, и именно художники были первыми, кто стремился изобразить окружающий мир таким образом, чтобы запечатлеть людей, места, предметы и события, передавая через свои работы историю тем, кто их рассматривал.
Художников, трудившихся в период реализма, можно сравнить с журналистами, так как они испытывали глубокое чувство ответственности перед своими зрителями при воссоздании определенных сцен или сюжетов таким образом, чтобы зрители получали честное и точное представление о них — вне зависимости от того, каков был взгляд художника.
Этот абсолютно новый подход начал распространяться как лесной пожар в Европе и Соединенных Штатах.
С развитием реализма художники все больше отдалялись от изображения привлекательных сцен европейских и американских городов и пейзажей, приближаясь к отображению всего величия и убогости мира.
После нескольких десятилетий развития реализма художники все чаще изображали сцены лишений и отчаяния, преследующие бедный и бесправный класс людей, на которых так часто не обращал внимание общественности.
Реализм
В XIX веке, продолжая традиции романтизма, литература утвердила новую художественную систему, именуемую реализмом, хотя в определенных случаях с ней спорили. Термин "реализм" имеет несколько содержаний, что вызывает разногласия при его использовании в качестве научного термина. В литературе сущность и значение реализма воспринимались по-разному.
В эпоху популярности марксистской идеологии реализм был возвеличен за счет остальных литературных искусств. Его расценивали как художественное осмысление социально-исторической специфики, а также как воплощение идей социального детерминизма, строгой внешней определяемости поведения и сознания людей.
Важность реализма в литературе 19-20 веков часто сокращается, а иногда и вовсе отвергается. Само понятие порой объявляется «дурным», потому что его сущность предположительно сводится только к точности в описание жизни и социальному анализу.
Литературный период между романтизмом и символизмом, который традиционно называется эпохой расцвета реализма, часто считается «эпохой романа» или искусственно включается в романтизм. Нет оснований исключать слово «реализм» из литературоведения, подрывая и умаляя его значение. Важно произвести очистку данного термина от вульгаризированных и примитивных интерпретаций. Правильно учитывать традицию, согласно которой слово «реализм» или фраза «классический реализм» обозначает разносторонний, богатый и вечно живой художественный опыт 19 века.
Примечание 1
Основная идея классического реализма заключается не в обращении к общественной критике, хотя она играет большую роль, а в глубоком изучении связей человека с его ближайшим окружением – микросредой, национальными особенностями, сословными различиями, эпохальными особенностями, а также другими специфическими особенностями.
В отличие от романтизма, реализм не стремится к идеализации и высокомерию героя, оторванного от реальности, оторванного от мира и противостоящего ему, а стремится к критике, крайне суровой, к его изоляции от окружающего мира.
Литераторы, которые были реалистами, понимали действительность как нечто, требующее от человека активного участия в ней. При этом настоящий реализм не исключает, а, наоборот, подразумевает интерес писателей к современности, постановку и обсуждение религиозных и нравственно-философских вопросов, понимание связей между человеком и судьбами народов, культурной традицией человечества, миропорядком и вселенной. Об этом свидетельствует творчество великих русских писателей, таких как И. А. Бунин, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков, А. И. Солженицын, М. М. Пришвин, Э. Золя, Г. Флобер, Ч. Диккенс, О. де Бальзак, Т. Манн и других.
Литературные общности 20 века
В 20 веке литературные течения существуют параллельно и взаимодействуют между собой, включая социалистический реализм, который был пропагандирован политической властью в СССР и других социалистических странах. Хотя произведения писателей этого направления, как правило, оставались на уровне художественной литературы, такие выдающиеся литераторы, как М. А. Шолохов, М. Горький, В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский, работали в рамках этого метода. Литература соцреализма, хотя и использовала формы изображения жизни, которые были характерны для классического реализма, в своей сущности противодействовала взглядам на мир и творческим принципам большинства писателей 19 века.
В 20 веке литература столкнулась с модернизмом, который возник в ответ на культурные нужды времени. В отличие от классического реализма, модернизм наиболее ярко проявил себя в поэзии. Характеристиками модернизма являются свободное самовыражение авторов, их стремление к обновлению художественного языка и фокус на культурно-историческом прошлом, а не на ближайшей реальности. Эти черты приближают его к романтизму.
Модернизм разнообразен и включает в себя различные школы и направления, с символизмом на первом месте.
Модернизм включает в себя две разные, но взаимосвязанные тенденции:
- Авангардизм, включающий футуризм как свою высшую точку;
- Неотрадиционализм.
Особенно выдающимися представителями неотрадиционализма можно назвать Осипа Эмильевича Мандельштама, Иосифа Александровича Бродского, Анну Андреевну Ахматову и Бориса Леонидовича Пастернака.