Реализм и модернизм представляют собой две важные художественные тенденции, отличающиеся по подходам к изображению действительности. Реализм фокусируется на точном отображении жизни, событий и характеров, стремясь к объективности и правдивости в искусстве. Художники-реалисты изображали повседневные сцены, бытовые проблемы и социальные отношения, акцентируя внимание на страданиях и радостях обычных людей.
В отличие от этого, модернизм отходит от традиционных форм и стремится к экспериментам с художественными средствами и языком. Он часто отражает субъективный опыт, внутренний мир человека и абстрактные идеи, что приводит к размыванию границ между искусством и реальностью. Модернистские произведения могут быть не узнаны на первый взгляд как реалистичные и порой оставляют зрителя с открытыми вопросами о значении и восприятии.
Сформулируйте основные различия между художественными течен презентацияиями реализма и модернизма
Путь от реализма к модернизму: новая культура и художественные принципы
Искусство не только разнообразно в своих видах и жанрах, но и разнообразно в художественных стилях и направлениях. Одним из наиболее популярных направлений искусства, наряду с уже рассмотренными классицизмом и романтизмом, являлся реализм (от лат. realiz, что означает — реальный, истинный).
В общем смысле реализм означает направление в истории искусства, которое стремится с помощью художественных образов раскрыть правду жизни. При этом реализм исключает слепое копирование реальности.
Выражая основные тенденции исторического развития искусства, реализм принимал соответствующую форму для каждой исторической и художественной эпохи. Например, в античности он проявился в форме миметического подражания царящей в природе гармонии, связанной с мифологией и аллегорией. В средневековом искусстве реалистическая тенденция наиболее полно проявилась в фольклорном творчестве. В период ренессансного реализма проявилось в воссоздании природного света и цвета, в строгом следовании математическим правилам "золотого сечения", в пропорциях человеческого тела. "Просветительский" реализм ориентировался, прежде всего, на достоверность отражения духовно-нравственного облика человека. Начиная с XIX века архитектоника художественного образа конструировалась не только в соответствии с принципами объективного и правдивого отражения действительности, но и с активным включением авторской концепции описываемых ситуаций с позиции конкретного эстетического и нравственного идеала.
Именно с 30-40 годов XIX века начинается эра реализма, как определенного направления в искусстве, ориентированного на воспроизведение типичных образов, характеров, жизненных обстоятельств и драматизма конфликтов между личностью и обществом, индивидуальными надеждами и социальными формами жизни.
Особенностью реалистического искусства XIX-XX веков является достижение гармонического единства типизации и гармонизации создаваемых образов, которые яркие, отточенные, чувственно-зримые, несмотря на самую высокую степень их обобщения. В литературе крупнейшими представителями реализма являются французские писатели Стендаль, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, английские писатели Чарльз Диккенс и Джон Голсуорси, немецкие писатели Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй. Среди русских писателей-реалистов следует выделить Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна, А. И. Солженицына. Живопись представлена реалистическими полотнами О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Левитана. В музыке реалистические мотивы наиболее выразительны в творчестве П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.
В XIX веке возникло направление натурализма (от лат. nature — природа), основные идеи и искусственные принципы которого были наиболее популярны в западноевропейской и американской культуре. За этот период были выпущены две важные книги, ставшие основополагающими произведениями натуралистов, с разницей в 10 лет. Одна из них — "Экспериментальный роман" французского писателя Э. Золя, и вторая — "Европейский роман XIX столетия" русского писателя П. Д. Боборыкина. Некоторые ученые считают, что натурализм является логическим продолжением реализма, а именно одним из его видов.
Однако на самом деле реализм и натурализм отличаются не только в своих теоретических основах, но и в способе использования художественных средств. Реализм рассматривает духовный мир человека как уникальное и неповторимое явление, формирующееся под влиянием множества объективных и субъективных факторов — природных, социальных, рациональных и иррациональных.
Для представителей реалистического искусства душа человека является тайной и загадкой, а душа художника особенно таинственной и непостижимой. Сам процесс творчества также рассматривается как великое таинство, как отмечали те, кто создавал произведения в реалистической традиции.
Для адептов натурализма искусство и творчество раскрывают самые скрытые тайны, так как их основой считается биологический и физиологический аспект. Также следует обратить внимание на существенное различие между реализмом и натурализмом.
Реализм, стремящийся к отображению жизни, включает в себя такие выразительные средства, как миф, символ, притча, аллегория и другие. Искусство реализма, наоборот, подчеркивает условность образа.
Важнейшим аспектом для натурализма является бескомпромиссное следование фактам, даже если они неприятны, уродливы или отвратительны. Такие детали, как смерть, разложение, естественные физиологические потребности, сексуальные и другие извращения, привлекают внимание художников и писателей этого направления. Натурализм провозглашает принцип объективности искусства, ставя в приоритет отстраненность художника от изображаемого. Однако история натурализма показывает, что талантливые художники нарушают установленные каноны, внося в произведения личное видение и субъективную оценку описываемых событий.
Термин "критический реализм" был введен А. М. Горьким для описания произведений, в которых преобладает критический подход. Этот термин широко использовался для описания литературы, живописи, музыки, кино и театра. В 40-50 годах XX века возникла разновидность реализма под названием неореализм. Он представлял собой новый вид реализма, прежде всего в литературе и кино. Многие сюжеты фильмов, созданных в рамках неореализма, основаны на реальных исторических событиях и документальных фактах.
Основными персонажами являются обычные люди, их жизнь, отношения, чувства, мечты и повседневные заботы. Одним из первых фильмов этого типа является "Рим — открытый город" Р. Росселини, который многие искусствоведы и кинокритики считают своего рода манифестом неореализма. Идеи и художественные принципы, звучавшие в нем, были позже воспроизведены во многих других фильмах, среди которых самыми известными были "Рим, 11 часов", "Нет мира под оливами" Дж. Де Сантиса, "Рокко и его братья" Л. Висконти.
Символизм, возникший во Франции в 70-80 гг. XIX столетия, был своеобразной реакцией на реализм, особенно в его натуралистической интерпретации.
Символисты во Франции включали в себя таких поэтов, как Поль Валери, который был приверженцем философской лирики («Очарование», «Юная парка»), Поль Верлен, чьи стихи отличались не только ярко выраженной ассоциативностью, но и особой утонченностью и едва уловимой музыкальностью («Романсы без слов», «Мудрость», «Галантные празднества»), а также Шарль Бодлер с его культом черной Венеры («Цветы зла», «Искусственный рай», «Фанфар-ло»). В России символизм был представлен такими выдающимися именами, как В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Блок.
Теоретические основы символизма были раскрыты знаменитым поэтом и прозаиком А. Белым в таких произведениях, как «Символизм», «Арабески», «Луг зеленый». Интересные аспекты символизма можно также найти в статьях поэта и мыслителя Вячеслава Иванова («Заветы символизма», «О границах искусства», «Мысли о поэзии»).
А. Белый описывает символизм как метод выражения чувств в образах, отмечая, что все виды искусства символичны в своей сути, независимо от их заявленного направления — будь то реализм или романизм.
Произведения Н. Гоголя, Ф. Достоевского — это образцы реалистического искусства, но также символичны в своих образах! Глубоко реалистичные события описаны в пьесах В. Шекспира. Персонажи испытывают любовь, страдание, ненависть, ревность — все, как в реальной жизни.
Но дух символизма неизбежно присутствует в этой реальности. "Там, где символизм," пишет А. Белый, "не просто радуга над водопадом реальности. Символизм превращает радугу в солнечный луч. И этот солнечный луч ведет к солнцу — к той реальности, которая создала и землю, и водопад".
Андрей Белый убедительно показал, насколько разнообразны пути и исторические судьбы символизма. Например, если "Гоголь из глубины символизма вычертил формулу реализма", то "Сологуб, напротив, сложился как символист уже в недрах реализма"1 2. И если мы продолжим мысль А. Белого, то здесь также можно упомянуть основоположника русского символизма В. Брюсова.
У поэта необычайно сложен и противоречив творческий путь, символизм которого вырос из романтического восприятия действительности, но не устоял перед социальными потрясениями. В начале своего творческого пути поэт видел основную задачу искусства в том, чтобы исследовать человеческий дух, но в момент размежевания с символизмом Брюсов акцентировал внимание на необходимости выразить дух времени, дух исторической эпохи. "Поэзии предстоит воплотить переживания этого момента истории, уловить ставимые им вопросы и дать на них свой, художественный ответ"3. Также сложен и противоречив творческий путь К. Бальмонта. Первые стихи К. Бальмонта, включая его "Сборник стихотворений" и "Под северным небом", отличались изяществом формы и музыкальностью, но лишены были индивидуальности поэта. Многие из них были перепевами мотивов, уже прозвучавших в поэзии Надсона, и характерными для русской поэзии с ее щемящей жалки нотой и обращенностью к страданиям народа и его терпению.
Однако, последующие циклы стихов поэта, такие как "В безбрежности", "Горящие здания" и особенно "Будем как солнце", которые стали своеобразной книгой символов, принесли с собой новое понимание искусства, и, в частности, поэзии, согласно которому, как считал Бальмонт, смысл в них заключается не только в преклонении перед красотой, но В создании культа этой невероятной красоты. Фетиш красоты, ставший важной темой для поэта, проявляется как в поразительно строгих и страстных строках («я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь!»), так и в смелом желании сравнить себя с солнцем, «всегда молясь неземному в нашем земном желании!», а В нежности чувств, скользящих по причудливой ткани воображения словно тени. И над всем этим царит удивительная, сладкая и прекрасная рифма поэта, наполненная музыкой слов, сумевшая задеть самые тонкие струны человеческой души. Здесь, начиная от "Фейных сказок" и до "Литургии красоты", олицетворенная личностным смыслом, находится объемлющие философское и культурологическое значение. Проникаем в строки одного из наиболее известных стихотворений К. Бальмонта под названием "Завет бытия".
Я решил узнать у ветра,
Как мне сохранить молодость вечной?
И в ответ мне ветер сказал:
«Будь легким, словно ветер, словно дым!»
Я спросил у могучего океана,
Модернизм. Его характеристика
Модернизм представляет собой направление, которое возникло в искусстве в конце XIX — начале XX века. Он характеризуется новыми, нетрадиционными принципами, изменением художественных форм, схематичностью и абстракцией стиля. Это направление доминировало в первой половине XX века.
В различных областях искусства модернизм проявил себя по-разному. В изобразительном искусстве он напоминал ранний авангард. Художники-модернисты создавали уникальные произведения, отражающие особое видение, внутреннюю свободу авторов, вводили новые средства и даже шокировали публику.
Символизм, акмеизм и футуризм заменили классический роман в русской литературе. Каждое из этих течений имело свои уникальные особенности, отличавшие их друг от друга, что можно заметить, изучая поэзию первой половины XX века.
Реализм. Его характеристика
Отличительной чертой модернизма от реализма является его объективность. В модернизме отражается субъективная реальность, непривычные, второстепенные аспекты жизни, абстрагированные принципы и общности. Рассматриваются вопросы коллективной и индивидуальной природы. В литературе для этого могут использоваться аллегории, метафоры, неологизмы.
В веке Просвещения, в XVIII веке, появилось новое направление. Оно имеет несколько видов — просветительское, критическое и социалистическое.
В изобразительном искусстве картины, созданные в этом стиле, показывают обыденную жизнь людей. Среди русских художников -реалистов можно выделить таких мастеров как И. Репин, В. Суриков и В. Серов.
Модернизм — это философско-художественная система, которая возникла в культуре в конце XIX — начале XX века и проявилась в направлениях, таких как символизм, экспрессионизм, акмеизм. Некоторые исследователи относят к модернизму и авангардные направления. Философскими основами модернизма стали концепции Ф. Ницше, А. Бергсона, Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера и других.
Модернизм в своем развитии прошел ряд этапов: декадентство, сам модернизм, неомодернизм. Верхней хронологической границей модернизма считается 60-е годы XX века, когда его сменяет постмодернизм. Основными чертами философии и эстетики модернизма являются: 1) идеалистическое отношение к реальности — сознание признается первичным; 2) стремление к моделированию собственной реальности, а не к описанию существующей; 3) основной категорией модернизма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не путем отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления "окультуренных" объектов, локализованных в текстах-предшественниках; 4) для модернизма ценна идея построения текста как "путешествия" по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологическим характером; 5) технически усложненный стиль письма.
Литература конца 19-начала 20 века описывается как Литература Серебряного века. В литературе произошла смена эпох, что привело к изменению форм искусства. Люди прощались со старым, не жалея об этом, и радовались новой эпохе. Появление новых направлений и течений в искусстве всегда было связано с пониманием места и роли человека в мире и изменением самосознания.
Декаданс — это особый тип мировосприятия, сформировавшийся в период между 19 и 20 веками и нашедший отражение в различных аспектах культуры того времени. Он характеризуется чувством "переутомления", вызванным тяжелым опытом предыдущих поколений; иррациональным и мистическим оцениванием явлений и событий; пессимизмом по отношению к настоящему и будущему; апокалиптическими ожиданиями; восприятием собственной жизни как мучительного и бессмысленного существования, из которого может освободить только смерть; а также увлечением аномальными и патологическими состояниями, такими как безумие, суицид, садомазохистский комплекс и т.д.; аморализмом и демонстративным пренебрежением общепринятыми этическими нормами. Декаданс не является самостоятельным течением в искусстве, но он повлиял на творчество отдельных авторов и на практику целых художественных направлений. Одним из ранних проявлений декаданса был французский символизм. В русской литературе под влиянием декаданса развивались такие явления, как предсимволизм и старший символизм.
Акмеизм — это поэтическое течение в русской литературе начала XX века, которое возникло в 1910-х годах как реакция на символизм. Основным принципом акмеизма было признание ценности всех аспектов мира, от самых высоких до самых низших: "все явления — братья" (Н. Гумилев).
Главной целью акмеистов было возвращение современному человеку возможности воспринимать мир как праздник миросозерцания. Акмеизм призывал к конкретному и чувственному восприятию "вещного мира", где можно увидеть ту самую недостижимую истину, к постижению которой стремились символисты. Наиболее яркими представителями акмеизма были Гумилев, Городецкий, Ахматова и Мандельштам.
Футуризм – это направление в авангардном искусстве, которое появилось в начале XX века и получило самое широкое распространение в Италии и России. Теоретические основы этого направления в основном были разработаны в работах Ф.Т. Маринетти.
С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, которые они стремились передать в своих работах. Поэтому они считали старые формы неудачными. Они стремились реформировать поэтический язык путем введения "свободного" синтаксиса, звукоподражания, словотворчества и актуализации ассоциативной природы образа.
Футуристы часто обсуждали технократические, урбанистические и милитаристические темы. Они стремились äстетически осмыслить действительность как быстрое движение, которое хаотично воспринимает сознание "человека толпы". Авангардная прагматика футуризма делала его искусство вызывающим.
Русский футуризм был очень разнообразен и представлен различными группировками, которые конкурировали между собой. Это включало в себя: "Гилею" (кубофутуристы В.В. Маяковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых и другие), "Ассоциацию эгофутуризма" (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), "Центрифугу" (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), "Мезонин поэзии" (В.
Шершневич, Р. Ивнев и др.).
12. Развитие культуры в 1920 – 1930-е годы
Модернизм — творческое направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся отказом от предыдущего исторического опыта, стремлением к утверждению новых, нетрадиционных принципов в искусстве, постоянным обновлением художественных форм и условностью (схематизацией, абстракцией) стиля.
Реализм — направление в искусстве, целью которого является достоверное воспроизведение реальности в ее типичных проявлениях.
Основные различия между модернизмом и реализмом:
1. Модернизм — новое явление, а реализм был известен еще в древности.
2. Модернизм имеет множество направлений, а реализм — нет.
3. Модернизм приукрашивает мир, делая его метафоричным, а реализм рассказывает о реальности.
4. Каковы факторы, определившие появление модернизма?
Появление модернизма связано с ощущением кризиса и развала окружающего мира в среде европейской интеллигенции, предчувствием перемен и даже конца существующего порядка вещей. Работы некоторых европейских ученых развенчивали идею бесконечного прогресса и рационально-оптимистические представления о европейской истории. Вместо этого возникали идеи культурного круговорота, неизбежной смены культур. Эти идеи повлияли на художественную культуру, приведя к отходу от традиций и поиску новых художественных форм. Именно эти тенденции привели к появлению модернизма.
3. Опишите два-три направления в европейской литературе послевоенных годов. Как вы считаете, как жизненный опыт писателей влиял на их идеологические и художественные взгляды? Приведите примеры.
Литература потерянного поколения.
Послевоенная литература оказалась богата "потерянным поколением" писателей: Э. М. Ремарк из Германии, Э.Хемингуэй из Америки, Р. Олдингтон из Англии и другие. Они сами участвовали в войне и не могли забыть то, что им пришлось видеть и пережить. Они показывали жизнь своих персонажей на войне, протестуя против ужасов обыденной рутины уничтожения людей. Они также подвергали сомнению цели войны.
Литература о борьбе за социальное и национальное освобождение.
Многие выдающиеся представители европейской культуры увидели во взволнованных событиях первых десятилетий XX века реализацию важнейших социальных и политических идей. Они были привлечены активной борьбой людей за борьбу с неравенством и несправедливостью, за социальное и национальное освобождение. Среди них были французские писатели А. Барбюс и Р.Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и другие. Их герои отклоняли ценности буржуазного общества. Некоторые из них боролись против этого общества, как герои романа А. Барбюса "Огонь", а другие, как Клайд Гриффит из "Американской трагедии" Т. Драйзера, стремились любыми способами пробиться в нем и погибали, не достигнув своей цели.
4. *Раскройте смысл понятия «антиутопия» (вспомните, какие произведения считались утопиями). Каково, по вашему мнению, значение произведений, написанных в этом жанре в 20-30-е годы XX века?
Антиутопия — это особый жанр в литературе, который описывает государство, где преобладают негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а весь мир). Антиутопия является противоположностью утопии.
Утопия – это жанр литературы, близкий к научной фантастике, который описывает модель идеального общества. В отличие от антиутопии, утопия характеризуется верой автора в безупречность модели. Примеры утопий – «Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы и другие.
Произведения в жанре антиутопии, написанные в 20 – 30-е годы XX столетия («Мы» Е.Замятина, «1984» Дж.Оруэлла и другие), были важны, потому что через метафоры и образы они передавали критику действующей системы и отражали волнующие проблемы западного общества, а также предсказывали возможный ход истории.
Один из самых ярких примеров художественного пророчества — роман чешского писателя К. Чапека "Война с саламандрами". В этом романе рассказывается фантастическая история о земноводных существах, вступивших в контакт с людьми, и постепенном захвате ими всего большего "пространства жизни". Затем, используя полученное от людей оружие, они начинают войну против человечества.
Это увлекательное повествование с элементами блестящей пародии на общество того времени становится страшным из-за своего сходства с реальностью. Это впечатление близко к тому, что можно было прочесть в печати в то время. К. Чапек умер в 1938 году, незадолго до начала Второй мировой войны, в которой осуществилось многое из того, что он предрекал.
5. Новаторство мексиканской школы монументальной живописи заключалось в чем?
Мексиканская школа монументальной живописи, созданная Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими художниками, является выдающимся проявлением инноваций в реалистическом искусстве.
Их новаторство заключается в изображении героических событий прошлого на стенах и фасадах зданий. Монументальные росписи, или фрески, отражают историю и современность, а Высмеивают войну, антигуманные аспекты буржуазного общества и фашизм.
В творчестве этих художников сочетались эмоциональность, публицистичность и художественная выразительность. Темы, образы и символика их фресок были глубоко национальными, при этом мастера этой школы сохраняли традиции искусства индейцев Мексики. Одновременно они выражали общечеловеческие чувства сострадания, гнева, потрясения и стремление к свободе. Им была изобретена новая для того времени техника монументальной росписи.
6. Взгляните на иллюстрацию на странице 106 и объясните, как художник выразил свою позицию.
На странице представлен отрывок из картины Д.Сикейроса "Портрет буржуазии". В этой картине четко просматриваются политические взгляды художника, который поддерживал левые идеи. На полотне изображена буржуазия, разрушающая все на своем пути. Таким образом, Д.Сикейрос критиковал существующий порядок вещей.
7. *Сопоставьте творчество модерна и рационализма (конструктивизма). Укажите особенности каждого архитектурного стиля.
Модерн – это художественное направление, которое было наиболее популярным в последнем десятилетии XIX – начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительной особенностью является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, "природных" линий, а также интерес к новым технологиям (например, в архитектуре).
В рационализме и конструктивизме, наоборот, важность уделялась простоте, соответствию формы и внутреннего планирования здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш.Э. Ле Корбюзье (1887—1965). Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения: "Дом – это машина для жилья".
8. Объясните, почему культуру 20 – 30-х годов XX века называют массовой.
Так как культура стала ориентирована на широкого потребителя. Искусство стало доступным не только знати, но и обычным людям (особенно кино), что привело к его широкому распространению. Положительным аспектом массовой культуры было то, что произведения искусства стали более доступными для разных слоев населения, стали частью общественной жизни. Затраты, по мнению ценителей искусства, состояли в замене уникальных, высококачественных образцов серийной, обыденной художественной продукцией.
9. *Наше исследование. Прочтите отрывок из «Производственного кодекса» Голливуда. Выделите основные идеи. *Как вы бы сформулировали правила («рецепты»), по которым создаются современные фильмы в США и других странах? Обратите внимание на опыт российского кинематографа.
Основной задачей "Производственного кодекса" Голливуда является идея, что кино должно отражать только светлые стороны жизни людей и внушать уверенность в том, что образ жизни в США является единственным и лучшим для каждого человека.
На сегодняшний день Голливуд все еще придерживается этой идеи, ведь большинство голливудских фильмов заканчивается "счастливым концом". Даже если фильм о войне, то побеждает именно американская армия и так далее. Следует отметить, что российские режиссеры все чаще обращаются к голливудским рецептам в кинематографе, создавая фильмы для широкой аудитории и забывая свои особенности в создании кино.
Различие между модернизмом и реализмом заключается в том, что второй характеризуется объективностью. Он отражает реальность, типичные и важные аспекты жизни, а также конкретизирует особенности и признаки. В реализме затрагиваются вопросы личности и общества, а в литературе для этого используются различные мифы, символы и притчи.
Интерес к данному направлению в искусстве возник в период Просвещения, в XVIII веке. Это направление имеет несколько вариаций, включая просветительскую, критическую и социалистическую.
Живопись, созданная в рамках этого направления, отображает повседневную жизнь обычных людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить таких мастеров, как Илья Репин, Василий Суриков и Валентин Серов.
Что отличает модернизм от реализма?
Исследование каждого направления выявляет его особенности, а иногда обнаруживает сходства и общие черты. Однако, рассматриваемые нами течения абсолютно антагонистичны друг к другу.
Чем отличается модернизм от реализма? В первую очередь, это различные темы, которые они затрагивают. В модернизме авторы выражают свои чувства, личное видение жизни. В то время как реализм фокусируется на важных общечеловеческих темах, не ощущениях автора, а типичных жизненных ситуациях.
Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме, однако, художник в силах изменить мир по своему усмотрению, независимо от общественных явлений, происходящих вокруг.
При анализе изобразительного искусства можно заметить, что сопоставление реализма и модернизма показывает, насколько они различаются. В традиционном направлении художники передают реальную жизнь, в то время как в модернизме они выражают свое субъективное видение. Они не пытаются просто скопировать действительность, как фотография, а используют новые методы и символы для выражения своих идей.
Участвуйте, только СЕГОДНЯ!
III) Литературные направления и течения
Необходимо различать между собой литературные направления и течения — это два отдельных понятия.
Литературное направление — это совокупность основных духовно-эстетических принципов писателей, объединенных общими установками, схожими мировоззрениями и способами отражения реальности.
Характерные черты любого литературного направления:
- объединение писателей определенной исторической эпохи
- представление особого типа героя
- выражение определенного мировоззрения
- выбор характерных тем и сюжетов
- использование характерных художественных приемов
- работа в определенных жанрах
- выдвижение определенных жизненных и эстетических идеалов
Основные литературные направления:
- Классицизм
- Сентиментализм
- Романтизм
- Модернизм
- Реализм
Литературное течение представляет собой объединение творческих личностей, объединенных общностью и единством в искусстве. Оно является частью определенного литературного направления.
Некоторые литературные направления:
Классицизм (лат. Образцовый) — это направление в литературе XVIII — начала XIX веков, ориентированное на античное искусство. Основная концепция заключается в утверждении разума в человеческой жизни. Эстетика классицизма основана на принципе рациональности: произведение искусства должно быть логично построено и выверено, отражая непреходящие качества вещей. Кроме того, эстетика классицизма уделяет большое внимание общественно-воспитательной роли искусства.
Произведения классицизма отличаются высокой гражданской тематикой, строгим соблюдением творческих норм и правил, отражением жизни в идеальных образах, стремящихся к образцу.
Характеристики классицизма:
- серьезность тем и сюжетов
- нарушение реальности: утопия, идеализация, отвлеченность в описании событий и персонажей
- фантазийные образы, схематичные характеры
- наглядность произведения, четкое разделение героев на положительных и отрицательных
- использование языка, сложного для простых людей
- обращение к возвышенным героическим моральным идеалам
- общенациональное, гражданское направление
- Соблюдение законов "трех единств": времени, места и действия — все события происходят в течение 24 часов, на одном месте и в рамках одной сюжетной линии.
- Определение иерархии жанров: "высокие" (оды и трагедии), "средние" (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и "низкие" (комедии, сатиры, басни, эпиграммы)
Русские классицисты: А.Д.Кантемир, А.П.Сумароков («Хорев», «Синав и Трувор»), Д.И.Фонвизин («Бригадир», «Недоросль»), И.И.Хемницер, М.В.Ломоносов («Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 года»), В.Тредиаковский, Г.Р.Державин (ода "Фелица").
Западные классицисты: Пьер Корнель, Жан Батист Расин, Мольер, Вольтер, Жан де Лафонтен, Александр Поуп, И.В.Гёте, Ф.Шиллер.
Сентиментализм представляет собой литературное течение, которое стало доминирующим во второй половине XVIII века, уделяя большее внимание чувствам, а не разуму, как основе человеческой личности. Герой сентиментализма — "человек, испытывающий чувства", его внутренний мир эмоционален и разнообразен, и богатство чувств признается у каждого человека независимо от его социального статуса. В сентиментализме путь к идеалу характеризуется освобождением и развитием "естественных" чувств.
Характеристики сентиментализма:
- анализ человеческой психологии
- чувства человека как высшая ценность
- интерес к обычному человеку, его чувствам, природе и повседневной жизни
- идеализация реальности
- идеи морального равенства людей и органической связи человека с природой
- Часто произведение написано от первого лица (рассказчик — автор), что добавляет ему лиричности и поэтичности
Русские сентименталисты: В.А. Жуковский (ранние стихи), Н.М. Карамзин (автор "Писем русского путешественника" и "Острова Борнгольм". Повесть "Бедная Лиза" считается вершиной русского сентиментализма), И.Богданович (автор "Душенька"), А.Радищев (некоторые исследователи не относят его творчество к сентиментализму, оно лишь близко к нему по своему психологизму)
Западные сентименталисты: С.Ричардсон (автор "Клариссы Гарлоу"), Жан-Жак Руссо (автор "Юлии, или Новой Элоизы"), И.В.Гёте (автор романа "Страдания молодого Вертера").
Романтизм представляет собой литературное течение, которое сформировалось в начале XIX века. В основе романтизма лежит принцип двоемирия, который подразумевает резкое противопоставление героя и его идеалов окружающему миру. Несовместимость идеалов с реальностью проявляется в стремлении романтиков к миру истории, преданий и легенд, снам, мечтам, фантазиям, а также экзотическим странам. Характерными чертами романтического героя являются гордое одиночество, разочарованность, трагическое мировоззрение, а также бунтарство и мятежность духа.
- экзотичность в изображении событий, пейзажей и людей
- неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы
- стремление к идеалу
- сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя
- Обратите внимание! Одна из основных черт романтизма — появление необыкновенного героя в необычных ситуациях. Часто это становится трагическим противостоянием героя его собственной судьбе
- контраст в сочетании высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного
Русские романтики: В.А.Жуковский («Людмила», «Светлана», «Лесной царь», «Ивиковы журавли», сказка «Ундина»), К.Ф.Рылеев («Войнаровский», «Наливайко»), А.Пушкин («Кавкащский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан»), М.Лермонтов («Мцыри»), Н.Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), М.Горький («Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).
Реализм — это направление, которое закрепилось в русской литературе в начале XIX века и просуществовало на протяжении всего ХХ века. Реализм подчеркивает важность познавательных возможностей литературы и её способность исследовать реальность. Основным объектом художественного изучения становится взаимосвязь между характером персонажей и их окружением, то как их личности формируются под воздействием окружающей среды. По мнению писателей-реалистов, поведение человека определяется внешними обстоятельствами, но это не мешает человеку противостоять им своей волей.
- противостояние личности и обстоятельств, противостояние "герой-общество"
- характерные литературные персонажи
- типичные приёмы в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер)
- изображение событий и героев в процессе их развития
- Все герои показывают не просто себя, а во взаимодействии с окружающим миром
Представители реализма в русской литературе: А.Грибоедов («Горе от ума»), А.Пушкин (цикл «Маленькие трагедии» — «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери»; «Евгений Онегин» — первый русский реалистический роман), М.Лермонтов («Герой нашего времени»), Н.Гоголь («Мёртвые души»), И.Тургенев («Отцы и дети», «Рудин», «Накануне», «Дым», «Новь»), Л.Толстой («После бала», «Севастопольские рассказы», роман «Воскресение», роман-эпопея «Война и мир»), Ф.Достоевский («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»), М.Шолохов (роман-эпопея «Тихий Дон»).
Модернизм — культурное явление, которое возникло в первой половине ХХ века и выступило против реализма. Оно объединило в себе множество разнообразных течений с различными эстетическими ориентирами, отрицая жёсткую связь характеров и обстоятельств, а также провозглашая самоценность и самодостаточность человеческой личности.
Модернистские течения в литературе:
1. Футуризм (от лат. futurum — будущее) — это общее название художественных движений, возникших в 1910-х — начале 1920-х годов в Италии и России.
В отличие от акмеизма, футуризм в российской поэзии не возник на родине. Это культурное явление было импортировано из Западной Европы, где оно имело своё теоретическое обоснование. Итальянский литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) стал главным идеологом этого движения, выступив 20 февраля 1909 года с первым "Манифестом футуризма" в парижской газете "Фигаро", заявив о его "антикультурной, антиэстетической и антифилософской" направленности. В принципе, все модернистские течения в искусстве стремились отказаться от старых норм и традиций, но футуризм был особенно экстремистским в этом плане, нацеленным на создание "искусства будущего" путём отрицания всего предшествующего художественного опыта.
Футуризм в своей сущности был в основном поэтическим течением — это подчеркивали футуристы в своих манифестах, говоря о необходимости реформы слова, поэзии и культуры. Бунтарство футуристов, их желание вызвать шок у публики, скандальные выкрики — все это было наполнено скорее эстетическими эмоциями, чем революционными. Они были склонны как к разработке теорий, так и к рекламным и театральным жестам. Они считали, что футуризм — это направление в искусстве, формирующее будущего человека, и не обязательно ограничивались определенными стилями и жанрами. Идея единого стиля для них не существовала.
Русский футуризм не стал единым художественным направлением; этим термином обозначались различные тенденции русского авангарда. Самим направлением был авангард. И его назвали футуризмом в России, по аналогии с итальянским. И это течение оказалось гораздо разноплановым, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.
История русского футуризма представляла собой сложные отношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выражением "настоящего" футуризма и вела борьбу с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении. Соперничество между ними приводило к взаимной критике, что не способствовало объединению участников движения, а, наоборот, укрепляло их враждебность и изоляцию. Однако время от времени члены различных групп приближались или переходили из одной в другую.
Основные черты футуризма:
— дух бунта, анархия в мировоззрении, выражение коллективного настроения толпы;
— отказ от культурных традиций, стремление создать искусство, направленное в будущее;
— сопротивление привычным нормам поэтической речи, эксперименты с ритмом, рифмой, предпочтение устному стиху, лозунгу, плакату;
— поиск освобожденного "самобытного" слова, эксперименты с созданием "заумного" языка;
— культ техники, индустриальных городов;
Среди поэтов-футуристов: Александр Введенский, Сергей Бобров, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Сергей Третьяков, Велимир Хлебников.
Определение понятия постмодернизма довольно сложно из-за его обширности и многогранности. Это явление включает в себя противоположные черты и направления. Поэтому в конечном итоге мы приходим к простой идее: постмодернизм – это результат развития и переосмысления модернизма.
Постмодернизм – это культурное явление, возникшее во второй половине ХХ века, которое отвергает основы модернизма и использует элементы различных стилей прошлого, часто с ироническим оттенком.
В России наиболее известными представителями постмодернизма являются: У.С. Берроуз, Х.С. Томпсон, Ф. Дик, Г.Г. Маркес, В. Набоков, К. Воннегут, Х. Кортасар, Х. Мураками, В. Пелевин, В. Сорокин, Э. Лимонов.
Одно из ключевых отличий литературы постмодернизма заключается в том, что в то время как модернизм был склонен к элитарности, постмодернизм тесно связан с массовой культурой и оказывает на нее огромное влияние. Это стало возможным благодаря простоте изложения и широкой доступности книг, а также многочисленным экранизациям.
Связь с массовой культурой, которая на первый взгляд может показаться порочной, на самом деле имеет огромное значение: произведение не исчезает после первоначального написания, а продолжает жить и развиваться через фильмы, сериалы, компьютерные игры и многочисленные отсылки в других произведениях, фильмах, играх и даже интернет-мемах. Правила изменились, и, возможно, никогда они не были столь либеральными.
Давайте немного поговорим об особенностях постмодернизма:
Это ирония, игра, черный юмор.
Одной из характерных черт литературы постмодернизма является изменение отношения авторов к рассказываемым историям и смена тонового окраса повествования. Ранее писатели-реалисты затрагивали серьезные социальные темы, ставили героев в центр острых конфликтов (личных или социальных), которые часто заканчивались трагически. В настоящее время же писатели часто прибегают к иронии над проблемами современного общества.
Есть и те, кто идет еще дальше, превращая трагедии в почву для черного юмора. В целом, ирония является мощным инструментом в руках современного автора, и это вовсе не случайно. Ирония, по моему скромному мнению, представляет собой попытку мыслящего индивида уйти от громоздкого пафоса массовой культуры.
Хотя возможен и пафос, и ирония, они обе отражают разные стороны одной и той же медали, что многие читатели отказываются ассоциировать с собой и массовой культурой. И умелый писатель знает, как с этим играть.
Это понятие возникло еще в эпоху модернизма, но истинное расцветание интертекстуальности происходит только сейчас. В литературном контексте это означает, что заимствования теперь не являются признаком нехорошего тона, а скорее выражают начитанность и высокий уровень культуры. Чем более сомнительные объекты заимствований, тем более умелый автор.
Когда я говорил о Пелевине, упоминал, что заимствования напоминают мне игру с читателем, где автор ласкает его самолюбие, подсовывая элементы, которые умный читатель обязательно узнает, в то время как остальные могут и не понять.
В общем, мы достигли момента, когда в медийном пространстве повторяются образы, архетипы и ситуации, которые мы видели множество раз. Нет возможности представить старое за новое, и мы получаем одно и то же, уже лишенное всякого вкуса. Здесь и приходит время иронии — как хорошей мины при плохой игре.
Эксперименты с формой, смешение жанров.
В эпоху постмодернизма авторы продолжают экспериментировать с формой: нарезка Берроуза, нелинейные сюжеты, временные искажения. Все чаще мы видим смешение жанров, особенно в бытовые сюжеты проникают элементы фантастики. Порой это происходит настолько удачно, что порождает целые направления, например, магический реализм.
Я отметил его как уникальное и увлекательное направление, а также как пример того, как идеи постмодернизма влияют на знакомые нам мотивы.
Конечно, этим кратким списком невозможно охватить всё многообразие проявлений постмодернизма, это и не моя цель.
Прежде всего, нужно осознать, что живем мы не в XIX веке с его гениями слова и неграмотными крепостными, а в информационном пространстве, где сюжеты и мотивы постоянно эволюционируют. Поэтому молодому автору полагается использовать опыт предшественников и изучить литературу ХХ века. Важно самостоятельно заполнить пробел, оставшийся после школьного образования.
Однако для осознания этого богатства необходимо потратить много времени и обладать значительной мудростью. За скучными, непонятными и порой отвратительными страницами писатель должен видеть, как модернизм разрушал все устои и каноны классической литературы, пытаясь установить свои собственные, и как постмодернизм бесцеремонно бросал вызов этим правилам, продолжая это делать до сих пор. Да, эта литература отличается от тех легких и прекрасных книг, которыми мы любуемся перед сном. "Но кто сказал" и так далее.
Да, наше время — это эпоха постмодернизма, где литература тесно переплетается с массовой культурой, и требования к читателю не сильно отличаются от требований XIX века (уметь читать хотя бы по слогам). Но задумайтесь, стали ли требования к самому писателю более мягкими в эту "лайтовую" эпоху? Право ли имеет современный автор не знать ничего об экспериментах и достижениях литературы прошлого века? Или достаточно знать только "Гаррисона, Толкиена, Стругацких"?
И наконец, основной вопрос: если писатель ничем не отличается от обычного читателя, то что же такой писатель может предложить своей аудитории?