Пушкин в современности: как образы великого поэта трансформируются в массовой культуре

Пушкин в современности: как образы великого поэта трансформируются в массовой культуре

Образы Александра Пушкина в современной массовой культуре не теряют своей актуальности, проникая в различные сферы – от кино и музыки до рекламы и дизайна. Его творчество вдохновляет современных артистов, среди которых можно найти reinterpretations классических произведений, которые переосмысляют пушкинские темы в контексте современных реалий, и создают новые смыслы, отвечающие на вызовы времени.

Кроме того, Пушкин стал символом русской культуры, его фигура обрастает мифами и легендами, что также отражается в художественных шагах, комиксах и даже соцсетях. Такой феномен демонстрирует, как классическая литература может служить основой для создания новых значений и переживаний, актуализируя культурное наследие и делая его ближе к молодому поколению.

Как мы видим Пушкина, его образ в современном контексте

Выставка "Слово, линия, пятно" в галерейном пространстве культпроекта "Нигде Кроме" завершилась 4 августа.

Завершение выставки сопровождалось круглым столом, в котором мог участвовать любой желающий, помимо художников выставки.

Художники выразили свое разное видение фигуры Пушкина в своих картинах. Алла Бедина, Елена Сарни, Александр Драговой, Олег Арнаутов и Валерий Корчагин показали множество символов, которые за много лет приобрел образ русского поэта.

Вокруг круглого стола собрались не только художники, но и представители других сфер искусства. В этом небольшом, но дружелюбном кругу присутствовали поэт, философ, прозаик, винодел, историк, коллекционер галстуков и студент. Каждый имел возможность поделиться своими впечатлениями от выставки, своим восприятием Пушкина и своим внутренним состоянием во время обсуждения.

Обсуждение велось по методу ценностной модерации и свободного обмена мнениями. Это означает, что общение было освобождено от возможных споров и противостояний между участниками. В контексте таких дискуссий участники могли выражать не свое несогласие с чужим мнением, а лишь дополнять его и развивать тему.

Несомненно, все согласны в том, что Пушкин — великий русский поэт. Его произведения окружают нас с самого детства, хотя кто-то может и не возвращается к его стихотворениям после школы или университета. Его живой и многогранный талант многократно обсуждался учеными. Примечания были сделаны и о музыке, проведены параллели между музыкой Стравинского и произведениями художников. Организаторы выставки, импровизируя как в джазе, пытались изобразить связанное с Пушкиным в виде символов и собственных ощущений, используя слово, линию и пятно на холсте.

Любители поэзии исследуют маленькие рисунки в черновиках великого Пушкина. Этот союз слов и изобразительного искусства можно увидеть в работах талантливых художников.

Пушкин может быть простым и уметь ловить рыбу, бегать по кругу, говорить и писать о любви, радовать всех своим счастьем, а может раствориться в каплях дождя в каждом человеке, перетекать в тысячу символов, раскрываться внутри каждого или даже исчезнуть. Ведь нынешние живущие не имели возможности познакомиться с ним лично.

Конечно, привлекательно услышать мнение современных художников о великом поэте, обсудить, насколько сильно его образ проникает в современную культуру России, попытаться отойти от темы его образа и задеть вопрос о настоящем и будущем искусства. Для каждого важно строить свой мир, наполнять его чужими словами, видеть пятна и линии.

Образ А.С.

Пушкина в современной массовой культуре

Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый русский поэт и драматург, его творчество изучается с детства, а взрослые люди по-прежнему с уважением относятся к его произведениям. Что делает его работы такими уникальными кроме всего вышеперечисленного?

Подход современной массовой культуры

Сообщение пушкин и современность образы пушкина в массовой культуре

Юбилей Александра Сергеевича Пушкина, как и любое торжество, – повод задуматься над современностью. Вопрос о значении Пушкина для нас может быть поставлен не только в учебных классах. И ответ на него сегодня можно найти как среди страниц книг, так и в кафе "Пушкин" на Тверском бульваре или даже в кинофильме "Пушкин. Последняя дуэль".

Пушкин стал иконой поп-культуры, его имя фигурирует в речах о необходимости защиты культуры и укрепления государственной власти. Мы обратились к писателю и публицисту Дмитрию Быкову, чтобы узнать, какое значение Пушкин имеет в современном мире. В своих произведениях Быков исследует современное общество, государство и культурную среду России.

10 лет назад мы отмечали 200-летие Пушкина с большим размахом: его портреты повсюду, обратный отсчёт до юбилея, передача «Намедни» и многое другое. Конечно, 210-летие будет отмечаться скромнее, но это все равно значимо. Несмотря на нечеткую дату, I Всемирный съезд потомков Пушкина все же состоится, а пушкинский день будет отмечаться почти повсюду, не только в России, но и за рубежом. Возможно, вам кажется, что внимание к Пушкину излишне, но главная причина этому – это не народная любовь, а привычный бюрократический подход к юбилеям, укрепленный влиянием медиакультуры советских времен.

– Десять лет назад в «Собеседнике» уже были опубликованы мои стихи, написанные онегинской строфой, на эту тему.

Однако наш поэт, стремившийся к славе, не отказался бы от венка. Думаю, ему приятно, что лавры старика продолжают волновать, что деньги подписчиков собирают не на прозаические нужды жизни, а на издание его михайловских трудов. Юнец, который в двадцать лет знал только слово "Интернет", запомнит его новое слово; и, наконец, что страна так блистательно почитает не Лужкова, не Коха, не Бородина.

Прости, поэт. Но если после всех этих возгласов и пальбы душа, изуродованная вязью, коснется горячую удара твоей судьбы, и тот, кто был тупой скотиной, запомнит только этот звук, и слово сможет пронзить его жирную плоть, и тайным дуновением иного, таинственного бытия, твоя единственная строка или хотя бы единое слово возмутит царей, пронзит псарей — и тогда этот юбилей не будет напрасным.

– В сегодняшней культуре Пушкин может быть воспринят как набор стереотипов. От высоких оценок («русский европеец», «энциклопедия русской жизни») до карнавальных подходов («ай, да Пушкин, ай, да сукин сын…»). Возможно, это результат образовательной системы или есть другие причины? Нужно ли это изменить или такое восприятие является нормой? Вы видите здесь общественную проблему?

– Не могу сказать, насколько ваше мнение справедливо. Но думаю, что для размышляющего читателя – которых в России, как известно, много – Пушкин не сводится к набору клише. По крайней мере, так мне кажется по моему опыту работы с детьми.

Мне кажется, что ещё впереди ожидает нас адекватное прочтение многих текстов, в том числе и "Онегина", которое относится к светской молодёжи и герою более враждебно, чем обычно думают. В наше время массовая культура часто становится банальной и стандартизированной, и это нормально. Вопрос в том, на что делать упор — на "массовой" или на "культуре". Массовая культура может и не является бином Ньютона, но всё же лучше, чем массовое убийство или массовая наркомания.

– История отмечания юбилея Пушкина связана с 1937 годом, когда Царское Село было переименовано в Пушкин. Вопрос о том, стоит ли отмечать юбилеи Пушкина официально, или же оставить это на решение общества (через различные инициативы), и в какой степени государство должно участвовать в этом, остается открытым. Важна ли роль государства в этом процессе?

– Государство должно отстаивать все ценности, которые не могут защитить себя сами, как говорит Александр Мелихов, и не ориентированные на рыночные отношения. Общество редко заботится о сохранении национальных героев – я помню только сбор средств на памятник в 1880 году, когда Достоевский произнёс свою речь. Доверять заботу о культуре современному российскому обществу очень рискованно: я не против государства, мне просто не нравится, когда оно отдаёт предпочтение репрессивным функциям, игнорируя другие. Зачем нужно государство, если оно не будет заботиться о национальной культуре? Зато налоги на полицию собирать?

– Если бы Вас назвали "руководителем по Пушкину" с абсолютной властью (вы можете выпускать его в любых тиражах, устраивать всесоюзные и международные фестивали, или изменять школьную программу), что бы Вы предприняли?

– Назначение "главпопуши" на мой взгляд абсолютно бессмысленно. Если бы мне довелось изменить школьную программу, я бы уделил больше времени "Медному всаднику", "Борису Годунову" и "Маленьким трагедиям", которые, кстати, я бы включил в программу седьмого класса.

– Для определенной части нашей интеллигенции на протяжении многих поколений Пушкин был не просто поэтом. Не случайно говорят "мы верим в Пушкина". Для многих он был как бы эталоном для оценки современной культуры. Имеет ли этот образ какой-то смысл сейчас или он устарел?

– По поводу согласования музыкальных звуков – да. Что касается этического согласования – я не особо понимаю, что это такое, но считаю, что для Пушкина, без сомнения, был установлен образец этического кодекса для поэта: ставить честь выше жизни, иначе написание станет просто бесполезным. Я не могу сказать, что Пушкин был гением тактики, не могу утверждать, что его поведение было разумным.

Но он вел себя как поэт, в котором был оскорблен музыкальный порядок мира, и он стоял против гнусного мира лжецов, развратников, извращенцев и лицемеров. Пушкин был мастером в выборе врагов: его присутствие определяло все в обществе. Уважаемый человек превращался в завистливого неудачника, лицемер — порочного клеветника, цивилизованный правитель — сатрапа. Пушкин — безусловный эталон, заставляющий всех определить свое отношение к нему: сам он был чистым образцом поэта и вынуждал остальных к такой же чистоте.

– Где начались эти особые отношения к поэту? Начались ли они в XIX веке, когда гадали по Пушкину, или это интеллигентская установка советской эпохи, своеобразный заменитель религии?

– Не могу сказать, что это суррогат религии, потому что настоящей религиозности это никогда не препятствовало, но культура, безусловно, заменяет в России и философию, и социологию, и национальную идею. Я думаю, что это основной инструмент национального самосознания. Литература – лучшее, что есть в России (наряду, конечно, с женщинами), и единственное, что не подвержено девальвации (наряду, конечно, с понятием чести – очень строгим, не менее, чем у самураев, при всей внешней покорности нашего народа и упомянутых женщин).

– За всю историю нашей страны, пушкинцы пытались избавиться от влияния современности как минимум трижды, но безуспешно. В России отрицание ценности Пушкина — это тоже часть традиции, даже если она не основополагающая. В XIX веке были нигилисты, во время революции — футуристы, а теперь Эдуард Лимонов продолжает этот тренд. Можно ли считать здоровым ядром в такой ревизии и были ли правы в чем-то Базаров, Маяковский, Лимонов?

– Они никогда не отрицали самого Пушкина, а лишь его культ. В случае Писарева (Базаров — не в счет, его антагонизм чисто для шокирования, и он отрицал лишь воинственные стихи типа "Клеветникам России") это было нечто абсурдное, шизофреническое, ненавистное отщепенцу и дисгармоничному человеку, "преборженному" (Набоков) по отношению к светлому, ясному и гармоничному дару Пушкина.

Писарев — аристократ эпохи угасания и разложения, который завидовал всем, кто жил в другие времена. Маяковский помнил "Евгения Онегина" наизусть. В чем и как он продолжал традицию Пушкина — вопрос чрезвычайно интересный и заслуживающий отдельного изучения. "Юбилейное" — пожалуй, лучшее стихотворение о Пушкине во всей русской литературе. Лимонов — поэт в духе Пушкина, сторонник ясности, энергии, быстрого и захватывающего повествования, здоровый и отважный человек, который Выступает против культа библиотеки. У него полно заимствований из Пушкина, также как и у Блока.

Для русской культуры Пушкин играет ту же роль, что Гёте для немцев и Шекспир для англичан. Но стоит ли нам считать его поэзию настолько великой? Не переоцениваем ли мы его? Может ли нация быть без своего великого поэта? Может быть, переувеличивая одного, мы умаляем значимость других?

В конце концов, великий национальный поэт всегда является культурным мифом.

Нужны ли нам такие мифы и авторитеты сегодня?

Сегодня нам необходимы истинные мифы и авторитеты, а не поддельные или навязанные. Национальный поэт играет важную роль, формируя национальные архетипы. Пушкин этим занимался, заложив основы усадебного русского романа, русского триллера и философской драмы, а Внесший значительный вклад в наш этический кодекс. Кроме того, философия русской государственности уже представлена в "Медном всаднике": необходимо уважать стихию, иначе она освободится и накажет тех, кто не виноват. К сожалению, многие не поняли это, и нам нужно ещё много раз перечитать его произведения, вместо того чтобы считать его произведения обязательной литературой!

Пушкин и современность

Александр Сергеевич Пушкин всегда был для меня одним из самых любимых писателей. Я познакомилась с его творчеством ещё в детстве, когда взрослые не всегда могли пояснить мне содержание прочитанных книг, но я смогла научиться читать самостоятельно очень рано.

Каждый раз меня поражали "Сказки о золотой рыбке", я сопереживала старику и считала, что рыбка правильно научила жадную старуху уроку. А книга "Сказка о попе и работнике его Балде" всегда была самой узнаваемой на полке. Неудивительно! Как можно было не доставать из мягкого переплета эту тонкую книжицу и не листать её снова и снова? Как она выглядит?

В период моего обучения в школе, каждый год мы меняли преподавателя по литературе. Иногда это происходило даже дважды за год. Что было не так с нашим классом? Трудно сказать. Мы не были образцом дисциплины, однако другие преподаватели не бросали нас.

Единственное, нам не повезло с двумя предметами: литературой и историей.

Честно говоря, отсутствие учителей по литературе меня не расстраивало. В доме у нас была огромная библиотека, собранная еще моим прадедушкой, и я быстро осознала, что в таких случаях нужно заниматься самообразованием, то есть читать. "Капитанская дочка", "Дубровский", "Повести Белкина" — все эти произведения читались без устали. Особенно "Повести Белкина".

Мне очень нравилось читать и перечитывать произведения классической литературы. Я никогда не планировала поступать на филологический факультет, просто наслаждалась процессом чтения.

Когда я училась в педагогическом институте и проходила практику, мне часто приходилось слышать от учеников, что классическая литература считается устаревшей. Несмотря на то, что я уже третий десяток лет обучаю детей иностранному языку, я хотела бы высказать свое мнение по этому вопросу.

Я считаю, что Пушкин по-прежнему актуален сегодня. Его творчество открыло новую эпоху в русской литературе. Мы имеем все основания гордиться нашим литературным наследием.

Если сравнить литературу России с литературой других стран мира, то станет очевидно, что ни у одного народа не было столь великой группы талантливых писателей, таких великих мастеров слова, такого блестящего созвездия литературных гений, как в российской литературе XVIII – первой половины XIX века. Баратынский, Крылов, Дельвиг, Одоевский, Вяземский, Жуковский, Венивитинов… Но именно Пушкина до сих пор мы считаем величайшим поэтом русского народа, основоположником русской классической литературы, началом всего.

Не случайно можно услышать эту фразу: "Пушкин — наша главная ценность!" Однако стоит отметить важную роль няни Пушкина — Арины Родионовны, которая оказала значительное влияние на литературное развитие писателя. Её песни, которые были народными, отразились в легендах, стихах и сказках, которые Пушкин, будучи ребенком, слушал. Позднее эти слова няни навсегда запечатлелись в сознании будущего основоположника русской классической литературы. Многие исследователи языка Пушкина подчеркивают, что именно с няни Родионовны всё началось.

Кроме всего прочего, следует отметить, что творчество Пушкина развернулось в период одной из ключевых эпох мировой истории. Войны, политические перевороты, революционные движения — все это стало неотъемлемой частью его жизни и творчества. Было ему всего тринадцать лет, когда он стал свидетелем Отечественной войны 1812 года.

Когда поэту исполнилось двадцать шесть лет, в России произошло первое вооруженное восстание против царизма — декабристское восстание. Это был 1825 год. Мог ли Пушкин остаться равнодушным к событиям, разворачивавшимся в его родной стране? Конечно же, нет. Будучи образованным и интеллигентным, он принадлежал к лучшим представителям дворянства, которые поддерживали идеи декабризма.

У Пушкина совпали гениальные творческие способности и передовое мировоззрение. Движение декабристов, заря русской революции, повлекло за собой зарождение русской литературы. Только в тот момент поэт смог близко приблизиться к народному слову и духу, создавая произведения, которые оказались близкими народу. Они появились так вовремя, что казалось, будто ждали этого.

С точки зрения сегодняшнего дня, творчество Пушкина завершило процесс становления русской литературы. В его работах отчетливо проявились мощь и богатство русского языка, о которых так гордился Ломоносов.

Вместе с тем, Пушкин оказал непревзойденное воздействие на развитие русского языка, придав ему ранее невиданный порядок и гармонию. Представьте, какое впечатление производила художественная литература до появления произведений Пушкина? К сожалению, стоит отметить, что до Пушкина художественную литературу либо воспринимали как развлечение, либо, в лучшем случае, как удобное средство для выражения взглядов того или иного писателя.

Пушкин впервые открыл величайшее значение художественной литературы, которая была доступна практически всем слоям населения, независимо от возраста. Ведь Пушкин писал и сказки, и стихи, с легкостью описывал исторические события, затрагивал тему любви.

Поэт высоко ценил в литературе “идею” и “мысль”, которые, по его словам, составляли “настоящую жизнь”. Именно эти идеи и мысли легли в основу художественного слова. Он считал, что поэзия заслуживает не просто “гладких стишков”, а “глубоких чувств и поэтических мыслей”.

Столь же важно, что Пушкин настойчиво боролся за передовое, идеологическое наполнение литературы. “Не мешало бы нашим поэтам иметь гораздо более значительную сумму идей, чем у них обычно имеется”, — писал он в самом начале своего творчества. Как актуальны эти слова в наше время! Наверняка именно поэтому заявления молодого поколения о том, что Пушкин не так современен сегодня, вызывают резонанс в моей душе.

Задевая глубокие проблемы российской жизни, Пушкин обширно представил различные аспекты национальной жизни. В образах Онегина, Ленского, Троекурова, Германа он отразил наиболее важные явления своего времени.

Пушкин прекрасно художественно воплотил многие лучшие черты русского характера через героев, начиная от Татьяны Лариной и заканчивая Пугачёвым. Он смотрел на своих героев русским взглядом и чувствовал своим русским сердцем.

В его произведениях присутствует ясность ума, душевное здоровье, внутренняя честность и благородство, а Вера в будущее, в победу разума и света над силами тьмы. Пушкин старался сделать свои поэтические творения доступными для всего народа, а не только для узкого круга литературных знатоков и гурманов.

В 30-х годах XIX века Пушкин перешел к написанию художественной прозы, объясняя это тем, что «повести и романы читаются всеми и везде». Однако он также писал свои стихотворные произведения так, чтобы они могли читаться «всеми и везде», и, возможно, «всеми, везде и всегда», поскольку пушкинские произведения дошли до наших дней и не потеряли своей актуальности.

Принцип общенародной доступности и прекрасной красоты, оставленный Пушкиным, стал наследием для последующей русской литературы. Пушкин был не только беспримерно одаренным писателем, но и великим тружеником. Критерий труда, который он использовал для определения ценности человека, был ещё одним проявлением его глубокой народности.

Пётр I в глазах Пушкина был велик, потому что он был "вечным работником на троне". Пушкин обратился к декабристам, сосланным на каторгу, говоря: "Ваш скорбный труд не пропадёт". Поэт считал, что труд никогда не пропадает. Отсутствие работы делает жизнь не только бесплодной и безрадостной, но и лишает человека способности к чему-либо.

Неужели призывы Пушкина к труду не имеют значения в наше время? Отсутствие желания трудиться привело к тому, что главный герой "Евгения Онегина" оказался на мели. Когда ему надоела светская жизнь, он попытался заняться писательством, но "ничего не вышло из-под его пера". Именно упорный, постоянный труд, "без которого нет истинно великого", является абсолютно необходимым для писателя. В то же время творческая работа писателя должна быть "пламенной", "живой", "одушевленной", "вдохновенной".

Великий поэт писал о себе: «Я знал и труд, и вдохновенье». В наше время каждому необходимо понимать пушкинское наследие, как тем, кто читает его произведения, так и тем, кто сам занимается литературным творчеством. Ведь Пушкин живет в каждом из нас как основоположник русского языка и литературы.

Следует отметить, что творчество Пушкина было настолько ярким, что почти все его великие произведения – «Цыганы», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила» – были использованы в оперной и балетной музыке. В наше время почти все театры включают в свой репертуар постановки опер и балетов на произведения Пушкина. Это ещё одно величайшее доказательство бессмертного величия Пушкина и необходимости общения с ним и сегодня.

В избушке на берегу реки Пинеги тремя крестьянками зимним вечером была рассказана история о Пушкине и его жизненной судьбе, она основана на одноименном сказе Бориса Шергина и передана через мультфильм режиссера Леонида Носырева.

Леонид Филатов и Владимир Качан стали знакомы во время обучения в Щукинском училище в 1965 году. Они делили одну комнату, дружба укрепилась, и они начали сочинять песни вместе — Филатов писал стихи, а Качан создавал к ним музыку. Именно так появился цикл песен о Пушкине, который покорил сердца народа.

"Однажды молодой актер из фильма "Молодые" исполнил эту песню и утверждал, что он ее написал. Я сказал Филатову, и он ответил: "Ну и пусть, мы еще сочиним новую", — вспоминал актер. Через несколько лет после этого случая он услышал "Пушкина" в провинциальном ресторане. Спросив, кто написал эту песню, ему ответили, что это был неизвестный музыкант, судьба которого сложилась трагически.

…Друг мой, вот тебе древний плед! Друг мой, вот тебе чаша с пуншем! Пушкин, вам за тридцать лет, но вы по-прежнему парень, Пушкин!

Желтый воск свечи медленно сгорает, чай в стакане остывает, вдали, под покрывалом ночи, кочегары цыганские гудят

Булат Окуджава, «Счастливчик Пушкин» (1967)

Юрий Лотман, известный литературовед, однажды заявил, что именно Булат Окуджава лучше всех понял Пушкина. В его стихотворении "Счастливчик Пушкин", написанном в 1967 году, больше понимания личности великого поэта, чем в академических трудах.

"Я настояще по-настоящему открыл для себя Пушкина поздно, уже в 40 лет. Хотя читал его с детства и думал, что люблю. Но оказалось, что я его не знал настоящим образом, а просто участвовал в общем хоре. А в 40 лет я почувствовал Пушкина и начал читать его с новым взглядом.

Строки его стали как стихи моего близкого друга, стали стихами человека, которого я очень люблю, и чья трагедия сильно отозвалась в моей душе" — писал о поэте Булат Шалвович.

Александр Сергеевич, как хорошо вы были! Как вы были велики! Мельничное колесо гудит, боль угасла,

Женщина сжимает глаза, глядя из дома, в воздухе пели зарницы, всего десять минут езды до ближайшего базара…

ПУШКИН И МЫ (ВЗГЛЯД НА ПУШКИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОДРОСТКА XXI ВЕКА) проект по литературе (9 класс)

Этот проект был задуман для выяснения, насколько современным школьникам интересно творчество А.С. Пушкина. Для этого проводились опросы среди учеников школы и в социальных сетях.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа № 9 им. А. С. Пушкина

г. Волжска Республики Марий Эл

(Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)

учащаяся 9 А класса

МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина

Ф. И.О. руководителя :

Воркунова Ольга Михайловна ,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

1 глава. Что такое пушкинистика 5

2 глава. Пушкин и мы

(Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века) 8

Библиографический список 17

Исследователь пушкинского творчества, председатель Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН В.С. Непомнящий отмечает, что о Пушкине известно так много, как о ни о ком из великих людей вообще. Но почему мы даже спустя более двухсот лет постоянно обращаемся и к личности писателя, и к его литературному наследию? Великий Ф.М.

Достоевский объяснял неиссякаемый читательский интерес к Пушкину «некоторой великой тайной», которую мы пытаемся разгадать, а Н.В. Гоголь сказал, что «Пушкин … это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

В русской и мировой культуре всегда сохранялось особенно почтительное отношение к Александру Пушкину и его наследию. Во множестве городов России и за рубежом были установлены десятки памятников великому поэту, открыты многочисленные музеи, посвященные его жизни и творчеству. Например, город Царское Село был переименован в Пушкин в его честь (см. Приложение №1). Имя Пушкина носят многие общественные и культурные учреждения, включая такое значимое как Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).

Тем не менее, каково сегодняшнее отношение общественности, особенно молодежи, к великому писателю? Анализ фундаментальных исследований показывает, что большинство из них были проведены во второй половине XX века. Может ли быть, что интерес к личности и творчеству Пушкина сегодня ослаб? Мы считаем, что нахождение ответа на этот важный вопрос представляет собой ключевую задачу.

Нас заинтересовало узнать мнение о том, насколько важным считается наследие А.С. Пушкина для современных студентов XXI века. Мы предположили, что в век высоких технологий и Интернета произведения, написанные в XIX веке, уже не являются интересными для молодого поколения. Это была наша основная гипотеза.

Мы считаем наше исследование актуальным, так как нам кажется важным, чтобы учителя и общественность знали настоящее отношение учеников к произведениям Пушкина, которые они изучают. Это поможет нам определить правильное направление в образовательном процессе, поскольку влияние произведений Пушкина на формирование личности не вызывает сомнений.

Наше исследование посвящено изучению отношения подростков к личности Пушкина и его литературному наследию. Учащиеся 9 и 11 классов МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина г.Волжска РМЭ в возрасте от 15 до 18 лет стали объектом нашего внимания.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой несколько задач: изучить понятие "пушкинистика", провести анкетирование среди учащихся и в Интернете, собрать, обобщить и проанализировать полученный материал, а также подготовить проект и презентацию. Мы использовали различные методы: изучение литературы и интернет-источников, анкетирование и анализ полученной информации для создания проекта.

После завершения проекта наше умение в сборе, обобщении и систематизации культурологической информации улучшится, мы станем лучше проводить анкетирование и обрабатывать полученные данные, научимся создавать проектную работу и представлять её в рамках защиты проекта, а также приобретем коммуникативный опыт. Это ожидаемые результаты нашей работы.

Наш проект получил название «Пушкин и мы (Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)». Структура работы выглядит следующим образом:

Глава 1. Что такое пушкинистика?

Глава 2. Пушкин и мы (Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)

Что такое «пушкинистика»?

На 30 января 1837 года в "Литературных прибавлениях" к газете "Русский инвалид" был опубликован некролог, автором которого стал князь В. Одоевский, посвященный Александру Пушкину: "Солнце нашей поэзии зашло. Неужели в самом деле больше нет у нас Пушкина. К этой мысли невозможно привыкнуть!" 29 января (по ст. стилю) завершилась земная жизнь поэта, и началась его жизнь в вечности…

Как представляли себе современники Пушкина, что скажут потомки о его памяти? Насколько велика будет цена этого имени для всех тех, кто гордится своей принадлежностью к России? Ведь были и те, кто "предсказывал" скорое забвение строптивого поэта (например, министр просвещения С.Уваров, министр иностранных дел К.Нессельроде, журналист Ф. Булгарин)

В конце XIX века началось изучение творчества А. С. Пушкина, авторами основополагающих работ стали П.В. Анненков, написавший первую обширную биографию поэта, и П.И. Бартенев, составивший первое собрание сочинений Пушкина (Приложение №3).

Пушкинистика (пушкиноведение, пушкинизм, пушкинианство) – это отрасль литературоведения и истории литературы, посвященная изучению творчества и жизни А. С. Пушкина [3].

Среди известных пушкинистов можно назвать Ю. Н. Тынянова («Пушкин»), С. М. Бонди («Новые страницы Пушкина»), В. М. Жирмунского («Пушкин и западные литературы»), А.А. Ахматову («О Пушкине»), Ю.М. Лотмана («А.С. Пушкин: Биография писателя»), В.С. Непомнящего («Поэзия и судьба») и других ученых.

Исследования по жизни и творчеству поэта Александра Пушкина сегодня проводятся в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Академии Наук, где хранятся все автографы Пушкина, а пушкинский фонд постоянно пополняется новой литературой о его жизни и деятельности [ 9 ]. В период с 1937 по 1949 год было выпущено Полное собрание сочинений А.С.Пушкина в 16 томах. Также существуют академические издания, посвященные комментированию и текстологическому описанию пушкинских текстов («Пушкин. Исследования и материалы» в 19 томах), последний том которого был издан в 2004 году.

В разных уголках России и за её пределами Пушкину поставлены множество памятников, открыты музеи, посвящённые его жизни и творчеству. Например, бывший Царскосельский город назван в честь Пушкина. Его имя носят общественные и культурные учреждения. Одно из самых знаменитых – Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН), а один из самых крупных и важных российских музеев европейского и мирового искусства Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) именуется в честь А.С. Пушкина. (Приложение №2)

Поэтические произведения, посвященные Пушкину, были созданы крупнейшими мастерами слов. Напомним работы А.А. Ахматовой ("Пушкин", "Городу Пушкина"), А.А. Блока ("Пушкинскому дому"), М.И. Цветаевой ("Стихи к Пушкину"), Б.Ш. Окуджавы ("Александр Сергеевич", "Счастливчик Пушкин")

В 1980-х годах была издана книга "Венок Пушкину", включающая стихотворения советских поэтов, посвященных Александру Сергеевичу.

Как отмечал И.А. Фогельсон, "поэзия Пушкина проникла в каждый уголок России". [8]

Один из самых полезных ресурсов в Интернете — это сайт Фундаментальной электронной библиотеки (ФЭБ), где существует электронное научное издание (ЭНИ), посвященное творчеству и жизни А. С. Пушкина. Здесь можно найти самые авторитетные собрания произведений Пушкина, мемуарную литературу, критику его работ, пушкиноведческие исследования (монографии и сериальные издания), а также справочные и библиографические материалы, которые заслужили признание и благодаря этому широко используются в исследованиях. [ 3]

Можно утверждать, что информации о Пушкине существует гораздо больше, чем того, что написал сам поэт. Пушкинистка постоянно развивается; литература о Пушкине растет, обогащая наше представление о поэте новыми фактами и критическими толкованиями». В настоящее время существует большое количество интернет-ресурсов, посвященных жизни и творчеству Александра Сергеевича, и появляются новые, что свидетельствует о сохраняющемся интересе к классике. Однако анализ библиографии по Пушкину на популярных сайтах, таких как Википедия, Академик, ФЭБ, демонстрирует, что большие, серьезные работы о поэте появились лишь во второй половине XX века.

Пушкин и мы(Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)

Имеет ли сегодняшняя молодежь интерес к творчеству Пушкина? Мы задали этот вопрос и предположили, что большинство молодых людей считает произведения А.С. Пушкина устаревшими из XIX века. Чтобы проверить нашу гипотезу, мы провели быстрый опрос в Интернете.

На платформах социальных сетей "ВКонтакте" и "Твиттер" мы попросили участников высказаться на тему: "Актуально ли сегодня творчество А.С.Пушкина?". И вот что мы узнали. Из 71 участника опроса в "ВКонтакте" — 54 человека (76%) высказались положительно, в то время как 17 (24%) были скептически настроены. На "Твиттере" было опрошено 26 человек: 13 (50%) положительно (Сергей Бармаков: "Пушкин вечен"), и также 13 (50%) – отрицательно (KIK: "Пора узнать других поэтов"; Мельница: "Лично для меня Пушкин несколько скучен"). В общей сложности, 97 человек были опрошены в сети Интернет; 67 (69%) из них дали положительный ответ, в то время как 30 (31%) – отрицательный. Нам не известен возраст участников опроса. (Приложение №4)

Также мы попытались найти информацию на подобную тематику на других сайтах. На сайте «Фан-клуб поэзия — музыка слов» [ 7 ] мы нашли следующийопрос:«Твое отношение к Пушкину как к поэту». Отвечавших – 16 человек, из них 7 (44%) говорят «Обожаю его! Он гений!»; 6 (38%) считают, что у него «хорошие стихи, почитать можно»; 2 (13%) дают оценку «средненько как-то» и 1 (6 %) «не любят»

Никто не ответил «Его как поэта не воспринимаю, скорее как прозаика». Опрос проводился 25 июля 2011 года

Исследования в интернете свидетельствуют о том, что большинство опрошенных считают творчество А.С. Пушкина актуальным. Не совсем ясно, сколько им лет, но, вероятно, большинство из них — молодые люди, так как они уверенно общаются в интернете и интересуются происходящим в социальных сетях.

Для проведения опроса среди учащихся МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина г.Волжска РМЭ мы составили опросник:

  1. Кто помог вам познакомиться с творчеством Пушкина?
  2. Какую работу А.С. Пушкина вы считаете своей любимой?
  3. Оцените свои знания биографии А.С. Пушкина по 5-балльной шкале.
  4. Оцените, пожалуйста, на сколько хорошо вы знакомы с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина по пятибалльной шкале.
  5. Вы самостоятельно проявляли интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина, без влияния родителей и учителей?
  6. Были ли вы в местах, связанных с жизнью и творчеством Пушкина? Если да, то в каких?
  7. Считаете ли вы, что творчество А.С. Пушкина остаётся актуальным и важным для современности, в XXI веке?
  8. Какие уроки жизни можно извлечь из творчества Пушкина?
  9. Проблемы, мысли и чувства какого героя из произведений Пушкина вам близки и понятны?
  10. Сколько мест в нашей школе посвящены творчеству и личности А.С. Пушкина?

В марте 2016 года был проведен опрос среди учащихся 9 и 11 классов в возрасте от 15 до 18 лет. Выбор этой возрастной группы не случаен — одни из них уже выпускники основной школы, в то время как другие учатся в общеобразовательной школе. Всего было опрошено 48 человек (24 человека из 9 класса и 24 человека из 11 класса). Мы провели анкетирование и проанализировали полученную информацию.

Так как анкетирование проводилось анонимно, большинство ответов предполагаются достоверными. Результаты опроса следующие.

Вопрос 1. Кто стал вашим первым наставником в изучении творчества Пушкина?

Наша цель при задании этого вопроса — выяснить, насколько рано начинается знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Если это происходит благодаря родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам, то это означает, что это происходит достаточно рано.

Мы и Пушкин: 200 лет спустя

Пушкин в современности: как образы великого поэта трансформируются в массовой культуре

Гоголь начал свою знаменитую заметку о Пушкине так: "Пушкин — это уникальное явление, возможно, единственное в русском духе: это русский человек в его развитии, который, возможно, появится через двести лет". Недавно мы отметили день рождения классика; если бы он родился через два века, Пушкин был бы нашим современником и гулял бы здесь "красивым, двадцатидвухлетним", как выразил один из его поздних критиков. Возможно, он бы и поэзию писал. Если вспомнить шумный дебют нашего гения, у нас было бы ясное представление: мы бы переписывали, декламировали — не хочется говорить "лайкали" и "репостили" — в социальных сетях.

Долгое время теперь стало обыденностью поиски "нового Пушкина" в разнообразной и слишком быстро меняющейся группе молодых поэтов. Эти поиски каждый раз оказываются безуспешными, хотя многие ищут: редакторы литературных журналов, критики, читатели — опытные и не очень. Эй, Пушкин?

Поэзия — всегда взаимная проверка. Хочется уточнить: настоящему поэту (то есть поэту без прилагательных) исключительно важно сказать что-то другому поэту, а не читателю, и последний не обижается. Это странно: взаимная проверка — на универсальном наречии — редких одиноких голосов, почти всегда без ответа, говоря о давно умерших адресатах прошлого.

Важно поддерживать взаимоотношения, передавать друг другу эмоции или, наоборот, игнорировать. Пастернаку было важно посвятить книгу стихов Лермонтову, а Лермонтову — что-то сказать Пушкину. Отсюда и вся злая горечь «На смерть поэта», которая имеет второстепенное значение. Перед кем было важно сказаться Пушкину? Возможно, перед слишком многими, от Анакреона до Байрона, не говоря уже о его современниках, и здесь Пушкин был очень щедрым и бескорыстным.

Интересно обсудить современную русскую поэзию, молодую и перспективную. Слышен ли в ней голос Пушкина? К сожалению, очень тих. Можно с уверенностью отнести Давида Самойлова или Леонида Филатова к "поздней пушкинской плеяде".

Многие поэты того времени, включая Александра Кушнера и Евгения Рейна, согласны с этим утверждением. Однако, современная поэзия отошла от влияния Пушкина.

Почему? Для кого-то Пушкин слишком понятен, обманчиво прост и стал частью фольклора, памятником, который просто подавляет. Он тяжело воспринимается и затмевает остальных. Кроме того, его язык так сильно проник в наш быт, что нам трудно различить, где заканчивается Пушкин и начинается русский литературный язык.

А поэтическая индивидуальность требует отталкивания от языка и материала, что включает в себя и отторжение от Пушкина.

Он смысловой слишком сложен, но визуально он сбалансирован, и из-за этой гармонии ухо, испорченное настроением, не слышит мирового трагедии. Клиповому восприятию это скучно. Простите мой жаргон, Пушкин трудно воспринимается, но не захватывает — он делает все не так, как принято сейчас.

Мы все привыкли (и многих привыкли) к слишком сильным раздражителям. Крик, ночной кошмар, булыжник, бросаемый в окно, артобстрел, актуальный политический жест, окололитературный перформанс — все это популярно. Чтобы шокировало, но быстро забывалось. А Пушкин почему-то не хочет забываться, и это раздражает многих литературное самолюбие.

Я все это пишу с глубокой печалью, пытаясь объяснить, почему Пушкин — наше все, но в то же время не слишком популярен в современной поэзии. Это не в честь последней.

В настоящее время она резко разделилась на два основных и практически непересекающихся потока. Один из них не только прост, а элементарен. Провинциальная жизнь, детские воспоминания, раскрытие психологических травм, физиологические описания, открытое тело, и все это очень детское. Однако это вызывает сочувствие у недостаточно подготовленного читателя, в основном молодого.

Не важно, какими терминами пользуются критики: будь то новая искренность, продюсерская поэзия или что-то еще, детали не имеют значения. Выступление Веры Полозковой на сцене или тексты в литературных журналах не слишком отличаются друг от друга. Многие авторы этого направления ориентируются на Есенина, Маяковского, ранние (и не самые лучшие) работы Цветаевой, малопонятного Бродского, что-то из русского рока, Бориса Рыжего, но у них не очень хороший культурный багаж. Тем не менее, у этого направления есть преданные слушатели и поклонники.

Другой направление выдвигает на первый план филологическую сложность, герметичность высказывания на грани принципиальной бессмыслицы. В настоящее время это популярно, и современная поэзия ориентируется на другие авторы: поздний Мандельштам, Хлебников, Пауль Целан, Введенский, Заболоцкий периода "Столбцов". Среди недавних (и более сомнительных ориентиров) можно упомянуть Геннадия Айги или Аркадия Драгомощенко. Парадоксально, сюда же примыкают стихи с политическим подтекстом: расцветший феминизм, борьба за свободу и либеральные ценности, за всё хорошее против авторитарного — преимущественно, конечно, в верлибре. Интересно, что с точки зрения структуры текста эти авторы находятся наиболее ясных произведений, но здесь поэтика не согласуется с политикой.

Даже тусклые источники постмодернизма, сегодня практически высохшие, текли отчасти и с высот, которые приписываются Пушкину. Для Иртеньева или Кибирова Пушкин — всё равно остаётся незыблемым источником игривых аллюзий, не только как поэт, но и как общепринятое явление в массовом сознании. Эти и другие авторы издевались над культурой, отталкивались от неё, даже отвергали её — но всё же они владели этим явлением. Сейчас же, если мы взглянем на всё многообразие современных поэтов, придётся признать, что Пушкин — это то, что осталось позади всё уже пройденное.

Однако тщательное и последовательное изучение произведений Пушкина, а также изучение его удивительно насыщенной и искусно прожитой жизни выходит далеко за пределы учебной программы и даже за пределы его времени. Сложно найти такое явное и полное соотношение между искусством и жизнью, как в "Моцарте и Сальери". Трудно найти что-то такое актуальное, как "Пир во время чумы" или такое человечное, как "Евгений Онегин". Примеры можно легко умножить.

Прекращение популярности этого замечательного поэта среди писателей (я говорю о молодом поколении) — это не случайность. Пушкин разделяет судьбу всего искусства, которое сейчас проходит через большие перемены. В нем меньше ощущается дух высшего общества, благородных иерархий понятий и ценностей. Все громче звучат утверждения, что автор умер, что все тексты равнозначны, ссылки на продажи и тиражи, и другие проявления демократии в этой области человеческой деятельности, где талант нарушает равенство и раздражает демократическое большинство.

При этом важно помнить, как Александр Пушкин относился к демократии: «в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую — подавленное неумолимым эгоизмом и страстью к довольству; большинство, нагло притесняющее общество талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, чтобы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой». Таким образом, можно сказать, что современный демократический мир и Пушкин нашли общий язык.

Если Гоголь предполагал, что через двести лет мы будем лучше понимать Пушкина, то это был взгляд оптимиста. Невероятно, что до сих пор уважаемые люди спорят о первых строках "Евгения Онегина"! Автор имел в виду басню Крылова или нет? И "уважать себя заставил" — в прямом или переносном смысле? Вот как мы толкуем Пушкина!

Другие слова Гоголя о стихах великого поэта оправдались: "Чтобы понимать их, нужно иметь тонкое обоняние. Нужен вкус выше того, который может оценить только слишком резкие и крупные черты".

Существует ли в мире хотя бы один поэт, стихи которого будут живы вечно? Это ведь также о перекличке среди поэтов, а не среди тунгусов или калмыков. Вместо ироничных первых строк "Памятника" (которые до сих пор понимаются с серьезностью, украшают даже памятники) приходит горечь и мудрое осознание того, что земная слава и "воля Божия" — совершенно разные вещи. Это пушкинскую мудрость понимали и ценили и последующие поэты, как, например, Борис Чичибабин:

Какое счастье, что у нас был Пушкин!

Сколько бы раз ни повторял, но это правда.

Каждый год мастер страдает

и душа плачет над пеплищем, погасшим.

Топор татар, Иван и Петр,

смех белых вьюг и темный зов кукушки.

Но ума хитрость не блистает:

Какое счастье, что у нас был Пушкин.

Век молчит, народ покорен,

И Медный всадник скакал задом наперед,

Не останавливайся перед лицом зла,

Иди к добру по затихшей тропе.

Как здорово, что у нас есть Пушкин!

У всей страны. И у нас с тобой.

Насколько актуален Пушкин сегодня?

Один из моих самых любимых поэтов и писателей — Александр Сергеевич Пушкин. Я открыла его для себя в самом раннем детстве, когда мне было всего пять лет, и уже достаточно уверенно читала тексты из книжек издательства "Малыш".

Фрагмент произведения И. К. Айвазовского «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», созданного в 1880 году. Фотография из общественного достояния.

Когда моя бабушка ухаживала за мной, она оставляла мне красиво иллюстрированную книжку «Сказка о золотой рыбке», которую я могла читать несколько раз в день, и уходила на полдня дежурить в больнице. Книга с потрясающими иллюстрациями художника Билибина отлично выполняла свою задачу: меня было невозможно оторвать от нее.

В этой книжке также были и другие произведения, такие как «Сказка о Царе Салтане» и «Сказка о Золотом Петушке», чтение которых приносило мне столько удовольствия, что они не уступали даже современным компьютерным играм (если бы они, конечно, существовали тогда!).

В школе я очень любила стихи Пушкина, а когда я подросла, "Кавказский пленник", "Капитанская дочка", "Повести Белкина" не только читались, но и "проглатывались".

"Дубровский", напротив, был прочитан до дыр в прямом смысле этого слова. "Опять придется подклеивать страницы", — ворчала уже состарившаяся бабушка, но моему ворчанию не было предела. Сколько раз я читала "Дубровского" — точно не скажу, но не меньше сотни.

Источник видео: Роскомнадзор заявляет, что сайт нарушает законы РФ

Единственным литературным произведением, которое мне не удалось полностью усвоить (видимо, из-за моего возраста), был… (нет нужды сразу выносить отрицательный вердикт!) «Евгений Онегин»!

Я считаю, что в жизни важно делать все вовремя. И читать такие серьезные произведения, как «Евгений Онегин», тоже. В седьмом (или восьмом — уже не помню) классе дети просто еще не выросли до уровня, который позволил бы им понять такие сложные тексты. Для этого — хотим мы этого или нет — нужно "дозреть".

Поэтому, я считаю, что читать «Евгения Онегина» стоит не раньше, чем в десятом классе, когда детское восприятие постепенно уступает место взрослому. Читать его раньше — это просто пустая трата времени. Вот мое собственное мнение.

За время учебы в школе у нас сменилось несколько учителей по литературе. Уроки литературы часто менялись на другие предметы, такие как математика, физика, химия и т.д. Я не против того, что надо знать математику, но для понимания сложных произведений классиков нужна помощь, иначе они просто не будут поняты.

Иногда произведения остаются недопонятыми и забытыми, как будто их читали, но не до конца поняли. Может быть, знаешь о чем оно, но спросят что-то конкретное, и ты запутаешься. Единственное, на что способен, это привести пару цитат из известного произведения.

"Нас всех учили понемногу — чему-нибудь и как-нибудь", — где же более точная цитата?

Источник видео: Роскомнадзор заявляет, что сайт нарушает законодательство Российской Федерации

Когда я училась в педагогическом вузе, мне часто приходилось слышать от студентов, что такие писатели, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, уже устарели. И хотя я преподаю не литературу, а иностранный язык, и у меня нет филологического образования, я хочу выразить своё мнение по этому вопросу.

Актуален ли Пушкин сегодня? Я считаю, что да. Актуален потому, что именно с Пушкина началась эпоха особой классической литературы, которой не было раньше. У нас есть все основания гордиться нашей художественной литературой как национальным достоянием.

У ни у одного народа за такой короткий промежуток времени не появилась такая мощная семья гений, таких великих мастеров слова, такого яркого созвездия блестящих имен, как в литературе XVIII века и первой половине XIX века. Однако именно Пушкина мы до сих пор считаем величайшим поэтом русского народа, основоположником русской классической литературы, началом всех начал.

Здесь следует обратить внимание на роль няни Арины Родионовны в формировании литературной карьеры Пушкина. Народное слово, звучащее в преданиях, стихотворениях и сказках няни, глубоко запечатлелось в сознании будущего основоположника русской классической литературы.

Также стоит отметить, что литературная деятельность Пушкина развернулась в период одной из переломных эпох мировой истории — времени разрушения старых устоев, складывавшихся веками. В это время происходили войны, политические изменения, революционные события.

Пушкин был свидетелем Отечественной войны 1812 года в возрасте тринадцати лет. Когда ему исполнилось двадцать шесть, в России произошло первое вооруженное выступление против царизма — декабристское восстание 14 декабря 1825 года.

Пушкин объединил гениальную творческую одаренность с передовым мировоззрением. Движение декабристов, заря русской революции, привело к возникновению "Солнца русской литературы". Именно в это время поэт смог приблизиться к народному слову и духу, создавая произведения, которые сыграли определяющую роль в идейно-эстетическом воспитании народа. Его произведения стали близкими, нужными и понятными для широких масс.

  • Закрепление общенационального, всем понятного и доступного языка в своих великих произведениях является одной из ключевых сторон литературного дела Пушкина, имеющей величайшее культурно-историческое значение. Этого уже достаточно, чтобы правомерно считать Пушкина национальным поэтом, чьи произведения остаются актуальными и современными и по сей день.
  • Пушкин первоначально показал великое и уникальное значение художественной литературы как специального способа отражения и понимания реальности.

Поэт особенно высоко ценил в художественных произведениях "мысль", которая, по его мнению, является "истинной жизнью" литературных созданий. Он считал, что поэзия заслуживает не просто "плоских стихов", а "глубоких чувств и поэтических мыслей". Пушкин с самого начала боролся за передовое, содержательное значение литературы.

«Пусть наши поэты имеют более глубокие идеи, чем обычно у них получается», — написал он в начале своего творчества. И эти слова так актуальны в наше время!

  • Затрагивая основные вопросы русской действительности, Пушкин широко отражал различные аспекты национальной жизни.
  • Пушкин художественным образом воплотил идеал красоты, являющийся выражением демократического характера и глубокой реалистичности его творчества.

Обращаясь к своим поэтическим произведениям не только к узкому кругу "знатоков" и литературных гурманов, но и ко всему народу, Пушкин стремился сделать их максимально доступными и понятными.

В 1830-х годах XIX века Пушкин сделал свой поворот к художественной прозе, объясняя это тем, что "повести и романы читаются всеми и везде". Однако свои стихотворные произведения он писал так, чтобы они могли быть доступны "всеми и везде". Я бы даже добавила "всеми, везде и всегда", потому что пушкинские произведения дошли до наших дней и не потеряли своей актуальности. Принцип общенародной доступности и прекрасной красоты был передан Пушкиным последующей русской литературе.

Пушкин был не только писателем беспримерной и единственной гениальной одаренности, но и великим тружеником. Критерий труда — это ещё одно доказательство глубокой народности Пушкина — служил для него мерой, определяющей ценность человека.

Пётр I был по мнению Пушкина великим, потому что он был "на троне вечный работник". Пушкин обратился к декабристам, сосланным на каторгу, с чрезвычайно убедительными словами: "Не пропадёт ваш скорбный труд". Поэт считал, что труд никогда не пропадает. Отсутствие труда делает жизнь бесполезной, бесплодной и радостной, и лишает человека способностей. Не актуальны ли сегодня призывы Пушкина к труду?

Главного героя "Евгения Онегина" подвело отсутствие желания трудиться. Когда ему наскучила светская жизнь, он пытался заняться литературным творчеством, но "ничего не вышло из-под пера его". Постоянный труд, "без которого нет истинно великого", является абсолютно необходимым для писателя. Одновременно творческий труд писателя должен быть "пламенным", "живым", "одушевлённым" и "вдохновенным".

«Я знал и труд, и вдохновенье», — говорил великий русский поэт. В наше время его наследие важно для всех: как для тех, кто читает Пушкина, так и для тех, кто сам пишет и творит. Александр Сергеевич живёт в каждом из нас как основатель русского языка и литературы.

Источник видео: Роскомнадзор заявляет, что данный сайт нарушает законодательство Российской Федерации.

Хочется подчеркнуть, что творчество Пушкина было настолько ярким, что практически все его великие произведения («Алеко», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила») были переданы на музыку. В наше время почти все театры обязательно имеют в своем репертуаре оперы и балеты, основанные на произведениях Пушкина. Это еще раз подчеркивает величие гения Пушкина и необходимость общения с его творчеством и сегодня.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий