Психологический лабораторный эксперимент: ключевые аспекты, методологии и значимость в научных исследованиях

Психологический лабораторный эксперимент представляет собой исследовательский метод, позволяющий ученым контролировать и изменять переменные в строго определенных условиях. Это позволяет установить причинно-следственные связи между психологическими феноменами, наблюдая за поведением участников в заданных ситуациях. Например, эксперимент может включать манипуляцию с уровнем стресса и анализировать, как это влияет на когнитивные функции.

Лабораторные эксперименты обеспечивают высокий уровень внутренней валидности, так как внешние факторы минимизируются. Однако они могут сталкиваться с критикой из-за ограничения внешней валидности, поскольку результаты, полученные в лаборатории, не всегда могут быть обобщены на реальные условия. Тем не менее, правильно проведенные эксперименты играют ключевую роль в развитии психологической науки.

Достоинства лабораторного эксперимента

Среди методов исследования можно выделить количественные подходы, в основе которых лежат процедуры измерения, категоризации и кодирования.

Традиционная социальная психология отдает предпочтение методу эксперимента.

Эксперимент представляет собой специально организованное исследование, в процессе которого исследователь осуществляет систематическое изменение одной или нескольких переменных (факторов) и фиксирует эффекты, производимые этими изменениями на другие переменные.

Все эксперименты делятся на лабораторные и естественные, в зависимости от того, где проводится исследование. Однако у них есть общие черты –

· исследователь произвольно вносит изменения в независимые переменные и контролирует их, а также изменения зависимых переменных;

Для проведения экспериментов необходимо разделение на экспериментальную и контрольную группы, чтобы результаты измерений можно было сравнивать с эталоном.

Большинство экспериментов в области социальной психологии проводятся в лабораторных условиях, что позволяет строго контролировать все случайные воздействия.

Преимущества лабораторных экспериментов

1. При изучении процессов в мозге, когнитивных процессов и других явлений необходимо точное измерение, которое возможно только в лаборатории с использованием технических средств.

2. Эксперименты, проведенные в лаборатории, гораздо легче воспроизводить, что является важным условием для разработки научных теорий в социальной психологии.

3. В реальных условиях многие эффекты, изученные в лаборатории, могут проявляться намного сильнее, что свидетельствует о их дальнейших возможностях. Например, Милграм в своем известном исследовании обнаружил, что участники могли прекратить эксперимент в любое время, но в реальной жизни существует сильное социальное и психологическое давление, что приводит к подчинению в еще более сильной степени.

Недостатки лабораторных экспериментов:

1. Низкая экологическая валидность — результаты нельзя обобщить. Эффект, выявленный в лаборатории, может быть не применим к реальной жизни, также эксперименты, проведенные на животных, не могут дать нам полной информации о человеческом поведении.

2. Ограниченность лабораторного эксперимента связана с проблемой репрезентативности. Когда в эксперименте участвует только ограниченное число испытуемых, полученные выводы обычно распространяются на более широкую популяцию.

Для того чтобы эксперимент соответствовал условию экологической валидности (то есть, чтобы результаты можно было обобщать на другие условия и других испытуемых), выборка должна быть репрезентативной. Проблема нерепрезентативной выборки возникает в случаях, когда в эксперименте участвуют добровольцы. Розенталь предложил убедительные доказательства того, что добровольцы отличаются от других представителей популяции: они более интеллектуально одарены, более общительны и представляют более высокий социальный класс. Иными словами, это нерепрезентативная выборка.

Аналогичная ситуация возникает, когда основная группа предметов отбирается из ограниченной популяции, например, из студентов университетов. В Соединенных Штатах такая практика широко распространена, поэтому социальная психология часто называется "психологией студентов". Осведомленность студентов естественно влияет на выполнение заданий в ходе эксперимента.

3. Искусственность условий. Для многих людей лаборатория кажется неприятным или даже страшным местом, из-за чего они могут быть слишком податливыми или испытывать неприятное чувство "давления" окружающей обстановки.

4. Даже если исследование организовано правильно, всё равно остаются проблемы, связанные с влиянием личностных особенностей экспериментатора и испытуемого, а Взаимодействия между ними, которые проявляются только в ходе эксперимента.

В литературе описывается эффект Розенталя, когда исследователь своим поведениемоказывает влияние на результаты эксперимента. Например, если у исследователя высокая потребность в одобрении, то он может подстроить результаты под свою гипотезу, чтобы получить похвалу от коллег, или даже искажать данные из-за страха потерять работу или желания достичь успеха.

Личные характеристики исследователя — как биосоциальные (раса, пол, возраст, социальный статус и т.д.), так и психологические (интеллект, потребность в достижении, уровень тревожности и т.д.) — могут влиять на поведение участников эксперимента. Существуют данные, указывающие на то, что привлекательные женщины-исследователи могут достигать лучших результатов у испытуемых мужчин по сравнению с мужскими исследователями.

Результаты также зависят от индивидуальных особенностей испытуемого. Те участники, которым важно быть одобренными, поддаются влиянию экспериментатора и стараются дать "правильный" ответ, чтобы получить одобрение.

Опасения могут возникнуть, когда испытуемый считает, что исследователь обнаружит отклонения от нормы, и это беспокойство влияет на результат.

Многие хотят показаться лучше под воздействием фактора социальной желательности.

Для уменьшения влияния этих факторов существует два варианта: ужесточение контроля и разработка новых методик. Ужесточение контроля связано с выбором схемы эксперимента. Кроме того, применяются специальные процедуры, такие как слепой метод и двойной слепой метод. При использовании слепого метода испытуемый обманывается, то есть, ему предоставляется неверная информация о целях исследования. При двойном слепом методе сам исследователь, взаимодействующий с испытуемыми, не знает, какие воздействия оказываются на испытуемого и оказываются ли они вообще.

Естественный эксперимент проводится в естественной среде, в школе, больнице или на улице, во время профессиональной деятельности, общения и взаимодействия с другими людьми.

Проведение исследования в естественной среде помогает преодолеть главный недостаток лабораторного эксперимента — невозможность обобщения результатов на реальные ситуации. Кроме того, зачастую участники полевого исследования не осведомлены о своем участии в эксперименте. Даже в том случае, если они осведомлены о своем участии, это не сопоставимо с ощущением опасения и подозрения, возникающими в условиях лаборатории.

Основные недостатки естественного эксперимента включают:

— неспособность контролировать внешние переменные,

— сложность изменения независимой переменной и измерения зависимой.

Планирование эксперимента включает следующие этапы:

  • во-первых, сформулировать гипотезу, определить и операционализировать исследуемые переменные.
  • Третье, необходимо выбрать статистические методы анализа данных, учитывая выбранную схему эксперимента.
  • Однако не всегда возможно организовать эксперимент. Например, вы хотите проверить гипотезу о том, что правильные методы воспитания оказывают благотворное влияние на психику развивающегося человека, и люди, став взрослыми, имеют лучшую психическую адаптацию и легко встраиваются в социальную среду. Или, чем больше человек растет, тем успешнее он профессионально реализуется.

    Можно предположить, что те, кто обладает гуманитарными способностями, отстают в естественных науках. Однако для проверки этих гипотез невозможно провести активный эксперимент. В одних случаях это почти невозможно (невозможно изменять рост, способности, пол и т. д.), в других случаях это неэтично (нельзя заставить родителей использовать плохие методы воспитания).

    В данных ситуациях проводят исследования корреляции, где не воздействуют на ситуацию, а просто анализируют связь между уже существующими переменными, но в отличие от эксперимента нельзя утверждать о причинно-следственных отношениях.

    Понравилась статья? Добавьте ее в закладки (CTRL+D) и не забудьте поделиться с друзьями:

    Планирование психологического лабораторного эксперимента

    Этот тип эксперимента, как уже упоминалось выше, проводится в области психологии в специально созданных условиях – в научной лаборатории. В рамках эксперимента обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют исследователя. Исследуемые считаются объектами исследования, а факторы, которые интересуют исследователя, называются релевантными стимулами.

    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

    ИИ ответит за 2 минуты

    Психологический лабораторный эксперимент отличается от экспериментов в других областях наук. Эта специфика заключается в субъект-субъектных отношениях между экспериментатором и испытуемым, которые проявляются в их активном взаимодействии.

    Организация психологического исследования начинается с его планирования, что является крайне важным этапом. В процессе планирования экспериментатор стремится разработать оптимальную модель для её реализации. Грамотно составленный план или схема исследования обеспечивает получение оптимальных значений валидности, надежности и точности.

    Цель создания плана эксперимента заключается в ответе на основные вопросы:

    • Сколько независимых переменных можно использовать в эксперименте;
    • Будет ли независимая переменная изменяться или останется постоянной;
    • Какие методы контроля, дополнительные или возмущающие, целесообразнее применить;
    • Метод прямого контроля – прямое исключение известной дополнительной переменной;
    • Метод выравнивания условий, относящийся ко всем объектам.

    Перед проведением эксперимента необходимо выделить характеристики, которые могут влиять на ожидаемые результаты и являются независимыми переменными. В ходе эксперимента будет проверяться влияние одной из этих характеристик, в то время как остальные будут выравниваться. Если невозможно исключить какую-то дополнительную переменную, то она будет учтена.

    Экспериментальный план должен ответить на важный вопрос: в какой последовательности следует изменять независимые переменные для воздействия на зависимую переменную.

    Последовательность предъявления стимулов напрямую влияет на валидность исследования, например, постоянное предъявление одного и того же стимула может сделать человека менее восприимчивым к нему.

    Этапы планирования

    Подготовка к психологическому эксперименту включает в себя два основных этапа.

    1. Содержательное планирование эксперимента:
    2. Определение теоретических и экспериментальных положений, которые составляют теоретическую основу исследования;
    3. Формулирование теоретических и экспериментальных гипотез исследования;
    4. Выбор метода, необходимого для данного эксперимента;
    5. Решение вопроса выборки испытуемых;
    6. Определение состава выборки;
    7. Определение объема выборки;
    8. Определение способов формирования выборки.
    9. Достижение возможности сравнения результатов;
    10. Возможность обсуждения полученных данных;
    11. Обеспечение экономичного проведения эксперимента.

    «Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент». материал

    Тема разработки: "Эксперимент и его виды".

    Автор: студент 2 курса, группа 2

    Амирзадян Елизавета Н.

    Вопрос: Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент.

    [3] Проведение эксперимента в области психологии.

    [3.1] Отличительные особенности различных экспериментов.

    [3.2] Основные характеристики эксперимента.

    [4] Цель психологического эксперимента.

    [5] Разновидности психологического эксперимента.

    [6] Организация лабораторного эксперимента.

    [6.1] Руководство при проведении лабораторного эксперимента.

    [6.2] Результаты, полученные в ходе лабораторного эксперимента.

    [6.3] Недостатки лабораторного эксперимента.

    [7] Применение метода естественного эксперимента.

    [7.1] Недостатки использования естественного эксперимента.

    [9] Список использованной литературы.

    Любая научная дисциплина опирается на факты. Она собирает информацию, анализирует её и делает выводы, вырабатывая законы той области, которую изучает. Способы получения этих фактов известны как методы научного исследования.

    Методы научных исследований — это инструменты, с помощью которых ученые получают надежные данные, которые затем используются для формулирования научных теорий и разработки практических рекомендаций. Чтобы полученная информация была достоверной, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

    Валидность — это качество метода, которое показывает его соответствие изучаемому объекту.

    Надежность — это подтверждение того, что при повторном применении метода будут получены сопоставимые результаты.

    Существуют различные подходы к классификации методов психологии. Однако, одним из основных методов научного исследования в психологии является проведение экспериментов.

    3.Эксперимент в психологии.

    Эксперимент в (психологии)- (от лат. Experimentum – проба, опыт)- один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами)и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно организованный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь лишь установлением связи между переменными.

    3.1. Виды экспериментов:

    1) По характеру исследуемого объекта и его предмета.

    2) в зависимости от постановки задачи;

    3) в зависимости от характера экспериментальной ситуации;

    4) в зависимости от логической структуры доказательства гипотезы.

    3.2. Основные особенности эксперимента .

    Основные аспекты эксперимента, определяющие его эффективность, заключаются в следующем.

    1. В эксперименте исследователь самостоятельно вызывает изучаемое явление, вместо того чтобы надеяться на случайность при объективном наблюдении.
    2. Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может изменять условия, при которых происходит явление, вместо того чтобы принимать их такими, какие они есть при простом наблюдении.
    3. Проводя эксперимент, изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, ученый выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс.

    Таким образом, эксперимент является мощным методическим средством для выявления закономерностей.

    1. Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только саму условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения.

    4. Задача психологического эксперимента.

    Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению. При этом исследуемое должно адекватно и однозначно проявляться во внешнем поведении, что достигается за счет целенаправленного контроля его возникновения и протекания.

    5. Типы психологических экспериментов.

    Существуют два основных типа экспериментов по форме проведения — лабораторный и естественный.

    Лабораторный и естественный эксперимент отличаются степенью осознания испытуемым своей роли "подопытного". В естественном эксперименте испытуемый не осознает этот факт, в то время как в лабораторном осознание присутствует, что влияет на получаемые результаты.

    Первые экспериментальные исследования психических процессов (вначале — ощущений) были проведены в середине XIX века М. Вебером и Г. Фехнером. Первые психологические лаборатории были основаны В. Вундтом (в Германии), а затем — В. М. Бехтеревым и Али-Карским (в России), М.М. Ланге (в Украине).

    6. Лабораторный эксперимент.

    Лабораторный эксперимент — это разновидность эксперимента, проводимого в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает строгий контроль различных переменных.

    Часто случается, что попытки провести контролируемый эксперимент приводят к лабораторному эксперименту, когда создаются условия, максимально приближенные к задачам исследования и реальной ситуации. Одной из важнейших проблем такого эксперимента является правильный инструктаж для участников.

    6.1. Инструктаж при лабораторном эксперименте.

    1. объяснение целей эксперимента (для чего это предпринимается),
    2. объяснение задач испытуемых (что они должны делать),
    3. призыв к нормальному спокойному поведению «как всегда»

    Лабораторные исследования в психологии проводятся с использованием специального оборудования, что делает условия эксперимента более искусственными. Они позволяют изучать как элементарные психические функции (например, сенсорные и моторные реакции), так и более сложные явления (например, процессы мышления). В лабораторных экспериментах часто используются приборы, такие как «детектор лжи», который фиксирует психофизиологические реакции на предъявленные стимулы. Разработка полиграфа была связана с установлением значимости эмоциональных стимулов для индивида.

    • преимущества лабораторного эксперимента;
    • учет внутренних физиологических реакций испытуемых;
    • использование специальных помещений и измерительной аппаратуры;
    • смоделированные условия;
    • точность результатов.

    Все результаты лабораторного эксперимента подвергаются анализу с учетом искусственности ситуации эксперимента.

    1. Сходство и абстрактность проведения эксперимента;
    2. Усложняющее влияние экспериментатора на процесс и результаты эксперимента. Кроме того, эксперимент всегда дополняется различными методическими средствами, что позволяет расширить исследовательский аспект эксперимента и повысить общий эффект исследования.

    6.3. Недостатки лабораторного эксперимента.

    Однако у лабораторного эксперимента есть и свои недостатки. Самый существенный из них — его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может нарушить естественный ход психических процессов и, следовательно, привести к неправильным выводам. Этот недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при правильной организации.

    7. Метод естественного эксперимента.

    Метод естественного эксперимента является необычным способом проведения опыта, поскольку он является своего рода промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом.

    Организация естественного эксперимента позволяет в некоторой степени устранить недостатки, характерные для лабораторного эксперимента. Этот метод был впервые предложен А. Ф. Лазурским в 1910 году. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях, в рамках привычной для участников деятельности, например,

    Учебные занятия или игры могут стать объектом исследования. Часто созданная исследователем ситуация может остаться незамеченной участниками; в этом случае естественность поведения испытуемых будет положительным фактором для исследования. В других случаях (например, при изменении методики обучения, школьного оборудования, режима дня и т.д.) экспериментальная ситуация создается открыто, чтобы сами испытуемые стали участниками ее создания. Такой подход требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, если необходимо получить данные в кратчайшие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых.

    7.1. Недостаток естественного эксперимента.

    Один из существенных недостатков естественного эксперимента — это неизбежное наличие неконтролируемых помех, то есть факторов, влияние которых не установлено и не может быть измерено количественно.

    Как отмечал А. Ф. Лазурский, при естественно-экспериментальном изучении личности мы не используем искусственные методы, не проводим опыты в лабораторных условиях, не отделяем человека от его обычной среды жизни, а проводим эксперименты в естественных условиях. Мы изучаем личность через ее жизнь и поэтому можем исследовать все влияния как личности на среду, так и среды на личность. Эксперимент становится частью жизни. Мы изучаем не только отдельные психические процессы (например, память изучается через запоминание бессмысленных слогов, внимание — через вычеркивание символов в таблицах), но и психические функции и личность в целом".

    В области психологии применяется широкий спектр методов. Выбор конкретного метода зависит от поставленных задач и объекта исследования. Как правило, используется не один метод, а несколько, взаимодополняющих и контролирующих друг друга.

    Эксперимент — это метод исследования, при котором создаются определенные условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующих явлений.

    Организация, планирование и создание соответствующих условий для проведения эксперимента значительно влияют на его результаты.

    Экспериментальный метод играет ключевую роль в психологии. В отличие от других методов, его преимущество заключается в том, что исследователь вызывает интересующие его явления, а не ожидает их появления. Эксперимент считается наиболее

    Проведение исследований может быть полевым (проводится в естественных условиях, с учетом текущей ситуации и хода событий); и лабораторным (включает в себя изучение в искусственных условиях, с использованием измерительной аппаратуры, приборов и другого экспериментального материала).

    Для осуществления эксперимента необходимо выполнение определенных этапов: определение цели; разработка плана; формулирование гипотезы; выбор объектов исследования.

    «Эксперимент в психологии. Лабораторный эксперимент»

    Главным способом изучения психологии является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых проявляется психологический феномен. Существует также лабораторный эксперимент, который проводится в специальных условиях с использованием специального оборудования, причем действия испытуемого определяются инструкцией, и он осведомлен о проведении эксперимента, хотя может не знать истинный смысл. Эксперимент многократно проводится с большим числом испытуемых, что позволяет установить общие математически-статистические закономерности развития психических явлений.

    Особенность научной психологии заключается в использовании разнообразных научных методов для сбора данных. Каждая наука основана на фактах, и психология не исключение. Она анализирует и сравнивает факты, извлекает выводы и устанавливает законы, регулирующие область своего изучения.

    Эксперимент, как метод эмпирического исследования, стал широко использоваться с начала 20-го века. В настоящее время проведение экспериментов в психологии является достаточно сложной задачей из-за организационных проблем, а также из-за недостаточного изучения многих процессов для формулирования объяснительных гипотез. Для обеспечения научной обоснованности результатов необходимо проводить повторные эксперименты, используя различные подходы.

    В области психологии можно выделить три вида экспериментальных методов (в классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент"): естественный эксперимент; моделирующий эксперимент; лабораторный эксперимент.

    Цель данного исследования заключается в описании эксперимента и выявлении его специфических особенностей.

    Объектом нашего изучения является метод эксперимента в психологии.

    Предметом исследования выступает специфика лабораторного эксперимента как метода проверки теории на основе эмпирических данных.

    1. Проанализировать психологическую литературу по данной теме исследования.

    2. Описать эксперимент как метод психологических исследований.

    3. Охарактеризовать свойства эксперимента в качестве научного метода.

    4. Выявить специфические особенности эксперимента.

    5. Описать условия, необходимые для эффективного проведения эксперимента.

    Фрагмент исследования

    Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, которые учитывают ряд факторов. Он часто проводится в специально оборудованных помещениях с использованием различной аппаратуры. Неестественность ситуации эксперимента может вызвать напряжение и дискомфорт у испытуемого из-за непривычных условий. Лабораторный эксперимент, хотя и отражает реальные ситуации в определенной степени, часто далек от них. Поэтому он редко используется для решения проблем учебно-воспитательного процесса.

    В.Н. Дружинин выделяет следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, полевой, поисковый, пилотажный, подтверждающий, констатирующий эксперимент, формирующий [9].

    Существуют формирующие и констатирующие эксперименты, которые используются для проверки гипотез и объяснения психических явлений. В ходе констатирующего эксперимента испытуемый воспроизводит реальную или идеальную деятельность, такую как решение нравственных задач, эстетические переживания и запоминание информации, для достижения цели.

    Чаще всего констатирующий эксперимент применяется для изучения психологических особенностей испытуемых. Для успешного овладения профессией, такой как юрист (экономист, менеджер, лингвист), важно учитывать такие психологические качества, как восприятие, внимание, мышление, память, скорость реакции, тип высшей нервной деятельности и нервно-психическую устойчивость.

    Заключение

    После изучения литературы по психологии и педагогике, можно сделать следующие выводы:

    Эксперимент является одним из основных методов научного познания. Отличительной чертой эксперимента является активное вмешательство исследователя в ситуацию, проведение планомерных манипуляций с одной или несколькими переменными и регистрация соответствующих изменений в поведении объекта исследования. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, а не только устанавливать связи между переменными.

    Существуют две основные формы эксперимента: естественная и лабораторная. Естественный эксперимент проводится в реальных условиях, где исследователь почти не вмешивается в процесс, а только узнает и фиксирует происходящие события. Лабораторный эксперимент, напротив, предполагает создание искусственной ситуации для более детального изучения изучаемого явления.

    Данные, полученные в ходе естественного эксперимента, наилучшим образом соответствуют типичному поведению людей в реальной жизни, но не всегда точны из-за невозможности строгого контроля над влиянием различных факторов. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, более точные, но менее соответствующие реальной жизни.

    Эксперимент представляет собой специальный метод изучения в области психологии. Он является одним из основных методов научного познания в целом и психологических исследований в частности. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в активном вмешательстве со стороны исследователя, который осуществляет систематическое изменение одной или нескольких переменных (факторов) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта.

    Список литературы:

    1. Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент. Введение в научное исследование по педагогике. — М.: Просвещение, 1988.

    2. Барабанщиков В.А. Лабораторный эксперимент в психологии //

    3. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение. – 2003. С. 232

    4. Волков Б.С., Методы исследования в психологии. – М.: Пед. о-во России, 2003. – 208с.

    5. В работе "Собрание сочинений" (2002) Л.С. Выготский обсуждает темы на страницах 40, 56 и 59.

    6. "Введение в психологию" (2009) П.Я. Гальперин издано в Москве издательством "Книжный дом «Университет»" и содержит информацию на 336 страницах.

    8. Словарь практического психолога издан в Минске в 2014 году С.Ю. Головиным.

    9. В своей работе "Исследование в психологии: методы и планирование" (2004) Дж. Гудвин представляет 558 страниц.

    10. В книге "Экспериментальная психология" (2015) В.Н. Дружинин представил 320 страниц издания.

    11. Учебник "Экспериментальная психология" (2016) издан Т.В. Корниловой и содержит 639 страниц.

    12. Л.В. Куликов представил свою работу "Психологическое исследование" (2008) на 138 страницах.

    13. Д. Кэмпбелл в книге "Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях" (1996) издал 391 страницу.

    14. Книга "Экспериментальная психология" автора В. В. Константинов предназначена для студентов академического бакалавриата. Издание второе, исправленное и дополненное. Издательство Юрайт, 2018 год. Объем — 255 страниц.

    15. Монография "Проблемы и стратегия психологического исследования" написана Б.Ф. Ломовым. Издательство Наука, 1999 год. Объем — 204 страницы.

    16. Книга "Психологические эксперименты" от автора Д. Мартина издана в 2015 году. Издательство Прайм-Еврознак, Санкт-Петербург. Объем — 477 страниц.

    17. Р.С. Немов написал книгу "Общая психология" для издательства Питер в 2007 году. Объем — 304 страницы.

    18. Книга "Экспериментальная психология" автора В.В. Никандрова издана в 2003 году. Издательство Речь, Санкт-Петербург. Объем — 480 страниц.

    19. Т.А. Ратанова написала книгу "Психология общая: экспериментальная психология" для издательства Московского психолого-социального института Флинта в 2014 году. Объем — 464 страницы.

    20. С.Л. Рубинштейн написал книгу "Основы общей психологии", изданную Питером в 2017 году. Объем — 720 страниц.

    21. Павлов И.П. Письмо И.П. Павлова молодежи. 1934г // Молодежный интернет-журнал МГУ «Татьянин день» // Электронный ресурс. http://www.t**ay.ru/text/164449.html

    22. Титченер Э. Методы психологических исследований // Хрестоматия по вниманию. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 26-46 с

    23. Узнадзе Д.Н. Основы экспериментальной психологии. СПб.: Питер, 2014. – 480с.

    24. Фресс П., Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.

    25. Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. В.А. Барабанщикова. — М.: ИПРАН-МГПППУ, 2014.

    Экспериментальный процесс

    Как и многие другие ученые, психологи используют научный метод при проведении экспериментов. Научный метод представляет собой набор процедур и принципов, которые определяют, как ученые формулируют исследовательские вопросы, собирают данные и делают выводы.

    Экспериментальный процесс состоит из пяти основных этапов:

    1. Определение проблемы для изучения
    2. Разработка исследовательского протокола
    3. Проведение эксперимента
    4. Анализ данных
    5. Обмен результатами (чаще всего в письменной форме или через презентацию)

    Предполагается, что большинство студентов-психологов будут использовать экспериментальный метод в течение своей академической карьеры. Овладение навыками проведения эксперимента важно для понимания того, как психологи подтверждают или опровергают теории в этой области.

    Типы экспериментов

    Изучение психологии предполагает использование различных типов экспериментов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от изучаемых участников, гипотезы и доступных ресурсов для проведения исследования.

    Лабораторные эксперименты

    Исследования, проводимые в лаборатории, имеют широкое распространение в области психологии из-за возможности более точного контроля над переменными. Кроме того, такие эксперименты легче повторить другими исследователями. Однако недостатком данного подхода является то, что результаты, полученные в лабораторных условиях, не всегда могут быть полностью применимы к реальному миру.

    Иногда ученые предпочитают проводить исследования в полевых условиях. Например, социальный психолог, заинтересованный в изучении просоциального поведения, может попросить человека притвориться, что он потерял сознание, и наблюдать, сколько времени требуется зрителям, чтобы отреагировать.

    Этот вид эксперимента может стать отличным способом увидеть поведенческие реакции в реальных условиях. Однако исследователям сложнее контролировать множество переменных, существующих в этих условиях, которые могут потенциально повлиять на результаты эксперимента.

    Основы просоциального поведения

    Квази-эксперименты

    В дополнение к классическим лабораторным экспериментам, исследователи могут прибегать к использованию квази-экспериментов. Такие эксперименты часто называют естественными, поскольку исследователи не могут полностью контролировать независимую переменную.

    Например, в исследовании личностных различий и влияния порядка рождения исследователь не вправе манипулировать независимой переменной (личностными чертами). Участники также не могут быть случайным образом распределены, поскольку они естественным образом попадают в уже существующие группы в зависимости от порядка их рождения.

    Почему исследователю следует прибегать к использованию квазиэксперимента? Это отличный выбор в ситуациях, когда ученые заинтересованы в изучении явлений в реальных условиях окружающего мира. Также это полезно, если у исследования ограничены средства или время.

    Полевые эксперименты могут быть как квазиэкспериментами, так и настоящими экспериментами.

    Эксперимент как метод психологического исследования

    Существуют различные подходы к получению эмпирических данных, которые можно условно разделить на следующие категории:

    • активные методы (лабораторные эксперименты и их различные модификации, квазиэксперимент);
    • пассивные методы (наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (исследование исследований), "архивное исследование" и т.д.).

    При использовании методов первой группы исследователь активно вмешивается в процесс, воздействуя на объект. Методы второй группы позволяют ему лишь наблюдать и регистрировать естественные процессы.

    Особенности экспериментального исследования в психологии

    В психологии экспериментальное исследование отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной. В то время как другие методы лишь предлагают варианты отбора уровней независимых переменных.

    Обычным случаем экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых.

    Существует несколько типов экспериментального исследования:

    • Исследовательский (поисковый) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии зависимости между переменными А и В. Например, есть ли связь между чтением классики и коэффициентом интеллекта?

    В практике психологических исследований применяются термины, такие как "критический эксперимент", "пилотажное исследование" (или "пилотажный эксперимент"), "полевое исследование" (или "естественный эксперимент"), для описания различных видов экспериментальных исследований.

    Цель критического эксперимента заключается в одновременной проверке всех возможных гипотез. Если одна из гипотез подтверждается, то все остальные автоматически опровергаются. Проведение критического эксперимента в психологии требует не только тщательного планирования, но и высокого уровня разработки научной теории.

    Выражение "пилотажное исследование" используется для означения первого эксперимента или серии экспериментов, в которых проверяются основная гипотеза, методы исследования, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед "крупным", сложным экспериментом, чтобы не тратить зря деньги и время. Пилотажное исследование проводится на небольшой группе испытуемых, по упрощенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, полученных в результате пилотажа, невелика, однако его проведение помогает избежать грубых ошибок, связанных с формулированием гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Например, при разработке нового опросника проводится пилотажное исследование, чтобы узнать, как на него реагируют респонденты и так далее.

    • Проведение "полевого" исследования для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например, между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате.
    • Полевое исследование относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную.
    • В некоторых случаях "полевой" эксперимент может быть единственно возможным способом получения научной информации, например, в психологии развития, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда.

    Алгоритм экспериментального исследования в целом выглядит так:

    1. Предполагается, что А и В имеют причинно-следственную связь.
    2. Проводится поисковый эксперимент для подтверждения этой гипотезы.
    3. Если гипотеза опровергается, выдвигается новая и проводится новый эксперимент; если качественная гипотеза подтверждается, формулируется количественная функциональная гипотеза.
    4. Проводится эксперимент для подтверждения полученных результатов.
    5. Принимается или отвергается и уточняется гипотеза о связи между переменными.

    1. Определение темы исследования. 2. Анализ научной литературы. Исследователь должен изучить экспериментальные данные, полученные другими психологами, и попытки объяснения причин интересующего его явления. 3. Уточнение гипотезы и определение переменных. Экспериментальная гипотеза должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если то».

    В ходе эксперимента различают несколько категорий переменных, которые регистрируются в процессе проведения:

    • зависимая
    • независимая
    • побочные — те, чье влияние может изменить результаты эксперимента
    • внешние — пол, возраст и прочие характеристики испытуемых, которые необходимо учитывать при проведении эксперимента.

    4. Подбор экспериментального оборудования. Исследователь должен выбрать такое оборудование, которое бы позволяло ему:

    • управлять независимой переменной;
    • регистрировать зависимую переменную.

    Речь идет о определенной методике и технике психологического эксперимента.

    5. Организация экспериментального исследования — ключевой этап всей процедуры. Прежде всего, нужно учитывать внешние переменные, которые могут оказывать влияние на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней достоверности эксперимента. Специалисты рекомендуют использовать различные методы контроля внешних переменных.

    6. Выбор плана эксперимента. При ограниченных временных и ресурсных ресурсах, включая финансовые, выбираются наиболее простые экспериментальные планы. Исследователь может проводить эксперимент с участием только одного человека. В этом случае он использует один из планов исследования для одиночного испытуемого.

    При работе исследователя с группой у него есть возможность выбора различных планов, использующих экспериментальные и контрольные группы. Простейшими из них являются планы для двух групп — основной и контрольной. Также существуют более сложные экспериментальные планы.

    Отбор и распределение испытуемых по группам проводятся в соответствии с выбранным экспериментальным планом. Вся группа потенциальных испытуемых, которые могут стать объектами данного психологического исследования, обозначается как популяция или генеральная совокупность.

    Коллектив людей или животных, участвующих в исследовании, называется выборкой. Состав экспериментальной выборки должен адекватно представлять генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в ходе эксперимента, применимы ко всем членам популяции, а не только к участникам данной выборки.

    9. На этапе планирования эксперимента или даже ранее, при формулировании экспериментальной гипотезы, выбираются методы статистической обработки данных. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую, и проводится ее обработка.

    10. Интерпретация результатов и выводы завершают исследовательский цикл. Результатом эксперимента является подтверждение или опровержение гипотезы об причинной связи между переменными «Если А, то В».

    Основные характеристики эксперимента: переменные, выборка, валидность

    Экспериментальные факторы подразделяются на зависимые, независимые, второстепенные и внешние. Независимая переменная — это та, которую исследователь изменяет для выявления ее влияния на зависимую переменную. Основная проблема при проведении экспериментального исследования заключается в выделении независимой переменной и ее изоляции от других факторов.

    В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

    1. характеристики задач;
    2. особенности ситуации (внешние условия);
    3. управляемые характеристики (состояния) испытуемого.

    Характеристика задания — это то, чем экспериментатор может свободно управлять. Он может изменять стимулы или материалы задания, модифицировать тип ответа испытуемого (вербальный или невербальный), изменять шкалу оценивания и так далее.

    К особенностям ситуации относятся переменные, которые не входят непосредственно в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это, например, температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и так далее.

    Управляемые особенности испытуемых включают в себя:

    • физические параметры ситуации: расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, звуки и шумы, температура, размещение мебели, окраска стен,
    • Параметры проведения эксперимента, такие как время суток и продолжительность, при условии, что это не является частью экспериментального стимула.
    • Социально-психологические параметры, включая изоляцию, работу в присутствии экспериментатора, работу в одиночку или в группе и т.д.

    К "организменным переменным" относятся неуправляемые характеристики испытуемых, такие как физические, биологические, психологические, социально-психологические и социальные признаки.

    Зависимая переменная — та, которая изменяется под воздействием экспериментального воздействия.

    Решение задачи зафиксировать качественные особенности поведения может быть достигнуто через:

    • обучение наблюдателей и разработку наблюдательных карт;
    • измерение формально-динамических характеристик поведения с использованием тестов.

    Зависимая переменная должна быть надежной и валидной. Надежность переменной проявляется в ее стабильности при регистрации при изменении условий эксперимента со временем.

    Валидность зависимой переменной определяется только в конкретных условиях эксперимента и в отношении конкретной гипотезы.

    Можно выделить три типа зависимых переменных:

    1. одномерная, когда регистрируется только один параметр, и именно он считается проявлением зависимой переменной (между ними существует функциональная линейная связь), например, при изучении времени простой сенсомоторной реакции;
    2. Многомерная продуктивность интеллекта проявляется во времени решения задачи, качестве решения и сложности задачи.
    3. Фундаментальная. Когда известно соотношение между различными параметрами многомерной зависимой переменной, эти параметры рассматриваются как аргументы, а сама зависимая переменная — как функция. Например, фундаментальное измерение уровня агрессии F(a) рассматривается как функция отдельных ее проявлений: мимики, пантомимики, брани, рукоприкладства и т. д.

    Также существует еще одно важное свойство зависимой переменной — сенситивность (чувствительность) к изменениям независимой переменной.

    Влияние побочных переменных — это все, что может повлиять на результаты эксперимента (например, освещение в комнате, чувство голода испытуемого, уровень тревоги и так далее). Это включает в себя также неустранимое влияние времени, задачи и индивидуальных различий.

    Поскольку эксперимент значительно зависит от воздействия экспериментатора, важно контролировать переменные в ходе проведения.

    Контроль над независимой переменной заключается в активном изменении или в понимании закономерности ее изменения.

    Контроль зависимой переменной заключается в ее ясной фиксации.

    Одной из самых больших проблем является контроль побочных переменных, которые могут исказить результаты эксперимента. Существует несколько основных методов контроля за внешними («побочными») переменными:

    • удаление внешних переменных;
    • устойчивость условий;
    • равновесие;
    • контрравновесие;
    • случайность.

    Устранение. Самый простой, но не самый легкий способ контроля. Экспериментальную ситуацию конструируют так, чтобы исключить влияние внешних переменных.

    Создание постоянных условий. Если невозможно исключить внешние переменные из экспериментальной ситуации, исследователю приходится делать их неизменными.

    Сбалансировка контрольная. Данный метод управления внешней переменной чаще всего используется, когда эксперимент состоит из нескольких серий. Участник проходит последовательно различные условия, и предыдущие условия могут изменить воздействие последующих. Техника сбалансировки заключается в том, что каждый участник получает более одного варианта воздействия (АВ или ВА), и последовательный эффект целенаправленно распределяется на все условия эксперимента.

    Рандомизация — это процедура, обеспечивающая равные возможности для всех участников популяции вступить в эксперимент. Каждому участнику выборки присваивается номер, а выбор испытуемых в экспериментальные и контрольные группы осуществляется с помощью таблицы "случайных" чисел. Рандомизация — это способ исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результаты эксперимента.

    Эксперимент мИлгрэма

    Исследование Милграма было проведено с целью изучения реакции людей на авторитетную фигуру, когда им приказывается наносить боль другому человеку. В рамках эксперимента учитель должен был нажимать на кнопку, повышая напряжение на ученике при каждой ошибке, не зная, что ученик на самом деле не получает ударов тока, а просто играет эту роль. Результаты показали, что большинство испытуемых продолжали повышать напряжение даже до максимальных 450 В, игнорируя мольбы ученика остановиться. Только небольшая часть испытуемых выразила недовольство и прекратила увеличивать напряжение при появлении признаков дискомфорта у ученика.

    Естественный Эксперимент

    ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — это вид эксперимента в психологии, проводимый в условиях повседневной жизни испытуемого с минимальным вмешательством экспериментатора. Во время такого эксперимента испытуемый может оставаться в неведении относительно своего участия, что позволяет сохранить естественность его поведения. Однако у этого метода есть ограничения по контролю дополнительных переменных.

    ПРИРОДНЫЙ ОПЫТ

    Метод природного эксперимента имеет большое количество преимуществ: он объединяет психологические исследования с реальной жизнью, позволяет изучать психические процессы так, как они происходят в натуральных условиях работы, учебы или спорта. Например, в условиях лабораторного эксперимента очень сложно определить, какое влияние на выполнение физических упражнений оказывают дополнительные зрительные раздражения.

    Организация сложных движений, которые характерны для физических упражнений, затруднительна в лабораторном эксперименте. Однако в естественном эксперименте эта задача легко решается. Например, во время урока гимнастики преподаватель может использовать дополнительный визуальный стимул при выполнении сложного упражнения на параллельных брусьях, поставив на определенной высоте какой-то предмет, например флажок, который будет служить своеобразным "ориентиром" для учащихся, на которого им нужно натянуться носками ног. Это поможет учащимся выполнить требуемое движение с правильной техникой и быстро освоить его, так как дополнительный "ориентир" поможет им улучшить свои зрительные и мышечно-двигательные представления.

    Оцените статью
    SPBINFO24.RU
    Добавить комментарий