Основные психологические проблемы инвалидов, с которыми сталкиваются специалисты в ходе социально-психологической реабилитации, часто связаны с ощущением утраты, социальной изоляцией и низкой самооценкой. Эти факторы могут приводить к депрессивным состояниям и тревожности, что требует создания индивидуальных программ помощи, направленных на восстановление уверенности и развитие социальных навыков.
Кроме того, важным аспектом является адаптация инвалидов к новым условиям жизни, что включает в себя не только физическую, но и эмоциональную перестройку. Поддержка со стороны профессионалов и близких людей играет ключевую роль в преодолении этих трудностей, способствуя формированию позитивного восприятия себя и окружающего мира.
Психологические и социальные проблемы
Социально-психологические аспекты, связанные с заболеванием хроническими катастрофическими заболеваниями, в первую очередь связаны с процессом получения инвалидности, так как данное заболевание, угрожающее жизни, в большинстве случаев приводит к инвалидизации человека.
Инвалиды в России имеют все права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ и другими законодательными актами. Однако изменение статуса инвалида, связанное с ограничением или прекращением трудовой и общественной деятельности, изменение ценностных ориентиров, образа жизни и общения, вызывает серьезные социальные проблемы.
Существуют нерешенные проблемы, касающиеся больных с хроническими катастрофическими заболеваниями и их семей.
Среди них можно выделить:
1. Социально-медицинские:
- проведение лечения в амбулаторных условиях (использование внутривенного питания дома);
- проведение медицинских исследований и экспертиз;
- поступление в специализированные федеральные медицинские учреждения;
- предоставление бесплатного медикаментозного лечения;
- здоровье и реабилитация;
- недостаток специалистов определенных направлений (нехватка квалифицированных гастроэнтерологов, нутрициологов).
2. Социально-психологические:
- саморазвитие;
- психологические проблемы;
- комплекс неполноценности;
- страхи;
- приспособление к обществу;
- потребность в общении.
3. Социально-педагогические:
- образование;
- ограниченные контакты с окружающими;
- проблемы межличностных отношений;
- развитие самооценки;
- ощущение внутреннего беспокойства.
4. Социально-правовые:
- отсутствие знаний в области законов;
- трудности с получением льгот;
- невысокий размер пенсий;
- оформление и продление инвалидности;
- отсутствие прогрессивных законов в области охраны здоровья и социальной поддержки;
- незнание об организациях, предоставляющих юридическую помощь.
5. Социально-экономические:
- финансовое обеспечение;
- невысокий уровень жизни.
6. Социально-бытовые:
- удаленность местожительства от мест оказания экстренной медицинской помощи (особенно актуально для отдаленных регионов);
- дефицит реабилитационного оборудования.
Причины социальных проблем больных с СКК и их семей
В первую очередь, это касается социальных проблем: недостаточного обеспечения социальной поддержкой, необходимости расширения доступности медицинской помощи и часто отсутствия доступности образования.
В настоящее время социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, основывается на медицинской модели инвалидности. По этой модели инвалидность рассматривается как болезнь, что ослабляет социальное положение инвалида, уменьшая его социальное значение и отделяя от здорового общества, усугубляя его низкий социальный статус и лишая конкурентоспособности. (Коноплена Л.Л. “Жить инвалидом, но не быть им”. — Екатеринбург, УрГУ, 2000. С. 41.)
Концепция медицинской модели определяет подход к работе с инвалидами, включающий в себя лечение, реабилитацию, медицинское обслуживание и создание специализированных учреждений.
Из-за ориентации общества и государства на эту модель, люди с инвалидностью ощущают себя изолированными от общества.
Проблема инвалидности не сводится только к медицинским аспектам, она является в первую очередь социальной проблемой, связанной с неравенством возможностей.
Множество социально-медико-психолого-педагогических вопросов остаются нерешенными, включая недостаточное оборудование современными диагностическими приборами медицинских учреждений.
Проблемы, связанные с инвалидностью, требуют совместных усилий общества и государства для обеспечения равных возможностей. Государство постоянно вносит изменения в законодательство об охране здоровья и социальной поддержке населения, инициируемые обществом, и выделяет гранты для поддержки общественных инициатив в социальной сфере. Некоммерческие организации, созданные обществом, оказывают различные виды поддержки людям с ограниченными возможностями, включая консультации, правовую помощь, психологическую поддержку и разработку новых методов лечения. Наша организация "Ветер надежд" также относится к таким организациям и помогает больным с ограниченными физическими возможностями.
Подписка на новости
- Ветер Надежд
- О нас
- Миссия
- Наши малыши и родные
- Поздравляем с Днем защиты детей (2022)!
- Поздравляем с Днем защиты детей (2023)!
- Презентация наши малыши и семьи
- Медиа о нас
- Основные документы
- Отчеты
- Контакты
- Журнал
- Информация о заболевании
- Синдром хронической усталости у детей
- Синдром хронической усталости у взрослых
- Проблемы психологического и социального характера
- Статьи
- Вебинары и видео
- Вопросы и ответы о заболевании
- Юридические аспекты
- Руководство для пациентов СКУК по юридическим вопросам
- Обеспечение лекарствами: первые шаги
- Основные нормативно-правовые акты
- Социальные гарантии и поддержка
- Получение инвалидности
- Образцы и бланки документов
- Судебная практика
- Возможно ли использование парентерального питания в домашних условиях?
- Для пациентов
- Заявление на предоставление бесплатных услуг
- Полезная информация
- Можно ли жить с синдромом короткой кишки?
- Региональные специалисты и волонтеры
- Горячая линия
- Программа поддержки
- Маршрутизация
- Как оказать помощь
- Наши проекты
- На цели устава организации
Социально-психологическая реабилитация
Инвалидность в социально-психологическом аспекте создает целый комплекс проблем для человека. Это приводит к изменению его личности и образа жизни. В большинстве случаев инвалид становится зависимым от своей семьи, требующим постоянного ухода и поддержки, что приводит к изменению динамики отношений в семье. В сфере труда его производительность снижается из-за ограничений, что может приводить к появлению чувства собственной неполноценности. Кроме того, у инвалида разрушаются прежние социальные связи, так как его возможности не всегда соответствуют ожиданиям окружающих.
В современном российском обществе важным условием успешной социальной реабилитации является внедрение идеи равенства прав и возможностей для людей с ограниченными возможностями в общественное сознание.
Одной из проблем социальной интеграции людей с ограниченными возможностями является отношение общества к ним. Несмотря на то, что у таких людей есть потенциал, здоровые граждане не готовы, боятся или не умеют общаться с ними, а работодатели опасаются принимать их на работу, даже несмотря на квоты и льготы в налогообложении.
Реализация организационных мер со стороны государства, а также призывы к созданию условий для социальной интеграции инвалидов, не учитывающих психологическую подготовку общества, не будут эффективными.
Отношение к инвалидам, сложившееся в общественном сознании, можно охарактеризовать как двойственное: с одной стороны, они воспринимаются как отличающиеся в плохую сторону (здоровые часто считают инвалидов более несчастными, грустными, враждебными, подозрительными, замкнутыми, т.е. их "несчастливость" переоценивается), а с другой стороны, — здоровые испытывают по отношению к людям с ограничениями симпатию и сочувствие. Наличие такой двойственности в обществе способствует разрушению негативных стереотипов и улучшению взаимоотношений между здоровыми и инвалидами.
Инвалиды, принимая идею интеграции в общество и активного образа жизни, не опираются на социально-экономические и материальные критерии, а на социально-психологические основы отношений с здоровыми людьми.
Участие в трудовой деятельности играет важную роль в социально-психологической реабилитации и успешной адаптации к общественной жизни у людей с ограниченными возможностями. Работа не только способствует улучшению материального благосостояния, но и позволяет инвалидам почувствовать себя полноценными членами общества.
В семьях, где есть член с ограниченными возможностями, возникают общие и индивидуальные социально-психологические проблемы, которые зависят от уровня адаптации здоровых членов семьи к появлению инвалида и отношения самого инвалида к своей семье и своему положению.
Существует четыре главных типа адаптации человека с ограниченными возможностями к инвалидности:
1) активно-позитивная позиция, характеризующаяся стремлением к самостоятельному поиску выхода из сложившейся ситуации, с высокой самооценкой и удовлетворенностью жизнью;
2) пассивно-негативная позиция, где неудовлетворенность своим положением сочетается с низкой самооценкой, психологическим дискомфортом, подозрительным отношением к окружающим, тревожностью и ожиданием катастрофических последствий;
Пассивно-позитивная позиция — это отношение, которое возникает при объективно неудовлетворительном социально-экономическом положении и низкой самооценке. Оно приводит к относительной удовлетворенности существующей ситуацией в целом и к отсутствию желания активно изменить ее в лучшую сторону;
Активно-негативная позиция — это отношение, которое возникает при психологическом дискомфорте и неудовлетворенности жизнью. В таком случае человек не отрицает желания самостоятельно изменить свое положение, однако в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств, это не имеет практических последствий.
Путем использования шкалы объективной оценки можно выявить различные типы акцентуаций характера (подробное описание см. у Андрея Евгеньевича Личко, Николая Яковлевича Иванова), которые представляют собой экстремальные варианты нормы. Наличие акцентуаций характера свидетельствует о том, что человек находится в трудной ситуации фрустрации и депривации основных потребностей.
А. Е. Личко описывает различные типы акцентуации, такие как циклоидный, астеноневротический, сенситивный, психастенический типы.
Циклоидный тип (Ц): фазы гипертимности и субдепрессии чередуются друг с другом и интервалами — длительность каждой из них в подростковом возрасте обычно составляет 1-2 недели. В субдепрессивной фазе снижается производительность, утрачивается интерес ко всему, люди становятся вялыми домоседами и избегают компаний. Неудачи и даже мелкие неприятности переносятся с трудом.
Исключительно отрицательные комментарии, причем особенно унизительные для самолюбия, способны привести к мыслям о собственной неполноценности и бесполезности, а также могут побудить к суицидальным мыслям и попыткам. В субдепрессивной фазе также плохо переносится резкое изменение стандартного образа жизни. У инвалидов-циклоидов самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. В случае недостатка такого опыта самооценка может быть нестабильной.
Тип астеноневротический (А): главными особенностями являются: повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в ситуациях соревнований. При усталости аффективные всплески возникают без видимой причины. Раздражение легко сменяется раскаянием и слезами. Обычно самооценка отражает ипохондрические установки.
Сенситивный тип (С): основные черты — высокая чувствительность и ощущение своей неполноценности. Они видят в себе множество недостатков, особенно в области морально-этических качеств и воли. Их замкнутость обычно проявляется наружно. Стеснительность и застенчивость проявляются в присутствии посторонних или в необычной ситуации. Установить даже формальные контакты с незнакомыми для них очень трудно.
В общении с теми, к кому они привыкли, они бывают достаточно общительны. Не проявляют склонности к делинквентности или алкоголизации. Они терпеть не могут, когда инвалиды становятся объектом негативного внимания окружающих, когда на их репутацию падает тень или когда их несправедливо обвиняют. Их самооценка отличается высокой объективностью. Они предпочитают скрывать правду, чем отвечать на неприятные вопросы.
Для защиты от беспокойства из-за выдуманных проблем и несчастья, люди прибегают к вымышленным суевериям и ритуалам. Они особенно неуверенны, когда им приходится делать собственный выбор. Необходимо отметить, что они не склонны к преступности и алкоголизму. Самооценка у них далеко не всегда правильная и полная. Они часто обнаруживают черты самых разных типов, включая совершенно несвойственные.
Акцентуации характера усугубляют трудности в самореализации, которые вместе с физической слабостью приводят к формированию комплекса неполноценности. По Альфреду Адлеру, комплекс неполноценности — это источник развития личности, который происходит в процессе преодоления собственных "дефектов". Юрий Власов, тяжелоатлет, писал о том, что жизнь — это акт воли.
Самое важное для улучшения социально-психологического комфорта у людей с ограниченными возможностями — это их удовлетворенность жизнью. Она взаимосвязана с различными аспектами, такими как социально-экономические изменения, взаимоотношения в обществе, эмоциональное состояние, уровень самооценки и соответствие социальной защите.
Поэтому социально-психологическая реабилитация играет важную роль в процессе социальной адаптации. Существующие и новые службы по социальной реабилитации должны учитывать этот фактор при разработке эффективных мер, которые будут осуществлять высококвалифицированные специалисты, включая социальных работников.
Индивидуальное отношение к заболеванию и своему состоянию в первую очередь зависит от осознания человеком с ограниченными возможностями происходящих процессов. Каждый инвалид по-своему переживает боль и заболевание в целом. Однако это не исключает общих закономерностей психологических изменений при соматических заболеваниях, которые характерны для различных форм болезни и возрастных групп. Процесс формирования отношения к болезни, хотя и субъективен, является объективным познавательным процессом. Личная реакция людей с ограничениями на соматическое заболевание определена как соматонозогнозия (СОГ) врачами А. В. Квасенко и Ю. Г. Зубарева.
В общем, отношение к заболеванию может быть различным: рациональным, уверенным в успехе, и пессимистическим. Оценка заболевания определенно зависит от таких факторов, как возможность его излечения с точки зрения медицины, способы улучшить качество жизни с помощью ортопедических средств, знание человеком собственной жизни и умение справляться с жизненными ситуациями, уровень образования, индивидуальные черты и характер, социальная обстановка вокруг больного, его материальное положение и т.д. Все эти факторы влияют на формирование отношения к заболеванию. Считается, что наиболее эффективным подходом к реабилитации является реалистическое отношение с оптимистическими элементами (верой в успех). Научно доказано, что эмоциональное состояние больного прямо влияет на скорость выздоровления тканей и работу организма.
Имеется несколько типов психологических особенностей у больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существуют две основные категории инвалидов:
1. Инвалиды, у которых инвалидность временна и есть неплохие шансы на полное выздоровление.
2. Инвалиды, у которых инвалидность является длительной или пожизненной. В эту группу входят больные с тяжелыми формами болезней, такими как детский церебральный паралич, полиомиелит, ампутации. Среди основных причин потери опорно-двигательной функции стоит выделить травмы, родовую травму, инфекцию и наследственные патологические нарушения.
Одной из характерных психологических особенностей травмы является внезапный, "взрывной" этап переживания, вызванный шоком и острым страхом за жизнь и здоровье. Это может привести к развитию фобических состояний, которые в дальнейшем могут привести к нервно-психическим расстройствам.
Этот этап характеризуется короткой продолжительностью, но играет ключевую роль в последующем лечении. Важно, чтобы медицинский персонал и близкие оказывали правильную психологическую поддержку инвалиду, создавали условия для предотвращения страха и предоставляли квалифицированную медицинскую помощь.
Почти у всех лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата из-за травмы необходимо проведение операции. Из-за этого возникают сложности в правильной психологической подготовке к ней. Обычно инвалид не способен адекватно отнестись к этой проблеме, у него возникают чувства беспокойства и страха. Члены семьи также часто ведут себя неадекватно в этой ситуации. Помочь им, правильно разъяснить цель и возможности операции, их отношения к инвалиду — это задача также должна решаться специалистами.
Первым этапом адаптации, который является наиболее длительным и сложным, является период адаптации. Например, одной из форм адаптации для подростка — инвалида является групповая психотерапия, особенно когда он находится в специальном учреждении, где его окружают педагоги и постоянная группа людей, похожих на него. В этом случае психокоррекционные группы являются одной из перспективных форм психологической коррекции, которые он может посещать, как в школе, так и после окончания учебы.
Преимущества групповой формы адаптации включают в себя возможность получения обратной связи и поддержки от людей, сталкивающихся с теми же проблемами или переживаниями.
Контрольные вопросы и задания
1. Как одиночество влияет на социально-психологическое состояние инвалида?
2. Существует ли связь между одиночеством и изоляцией у людей с ограниченными возможностями?
3. Что представляет собой фрустрация как социально-психологическая проблема инвалида?
4. Каковы основные психологические особенности инвалидов, и как они учитываются при организации работы с ними?
5. Какие основные психологические проблемы инвалидов учитываются в программе социально-психологической реабилитации?
6. Почему семья играет важную роль в эффективности социально-психологической реабилитации?
7. В чем заключаются социально-психологические особенности адаптации инвалидов к ограниченной жизнедеятельности?
Глава 11
Социально-психологическая реабилитация
С психологической точки зрения, инвалидность создает для людей целый комплекс проблем. Она влечет за собой изменения в личности и образе жизни. Чаще всего инвалид становится полной или частичной обузой для своей семьи, нуждаясь в особом уходе и завися от своих близких. Из-за ограничений в производственной сфере, инвалиды имеют низкую производительность труда по сравнению со здоровыми людьми, что вызывает у них чувство неполноценности. Также происходит разрушение прежних социальных связей, так как возможности инвалида не всегда соответствуют ожиданиям окружающих.
На сегодняшнем этапе развития российского общества важным условием успешной социальной реабилитации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов.
Одной из сложностей, связанных с интеграцией инвалидов в общество, является негативное отношение здоровых людей к ним. Несмотря на наличие потенциальных возможностей у людей с ограничениями, здоровые люди не проявляют желания или боятся общаться с ними, а работодатели опасаются принимать их на работу, игнорируя квоты и льготы при налогообложении.
Эффективность организационных мер, предпринимаемых государством, а также призывы к созданию условий для вхождения инвалидов в общество, будут снижены, если психологическая подготовка не проводится.
Отношение общества к людям с ограниченными возможностями является двойственным: с одной стороны, их воспринимают как менее счастливых, грустных, враждебных, подозрительных и замкнутых, а с другой — испытывают сочувствие и симпатию. Это двойственное отношение способствует разрушению негативных стереотипов и улучшению взаимоотношений между здоровыми людьми и инвалидами.
Инвалиды стремятся к интеграции в общество и активной жизни, опираясь на социально-психологические аспекты взаимоотношений, а не на социально-экономические и материальные критерии.
Участвие в трудовой деятельности играет важную роль в процессе социально-психологической реабилитации и успешной адаптации к общественной жизни и собственному состоянию. Кроме того, работа помогает инвалидам почувствовать себя полноценными членами общества, а не изолированными от него.
В каждой семье, где есть инвалид, существуют как общие, так и индивидуальные социально-психологические проблемы. Они зависят от того, насколько успешно здоровые члены семьи адаптировались к появлению инвалида и к самому инвалиду, а также от того, как сам инвалид относится к своей семье и своему положению.
Когда в семье появляется член с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, это приводит к изменению социальных ролей и обязанностей. У самого человека с ограничениями возникают чувства вины, ненужности и обузы, а у членов семьи — агрессии, раздражения, брезгливости и недовольства. Такой неблагоприятный климат и конфликтные ситуации могут привести к распаду семьи.
Существует четыре основных типа приспособления человека с ограниченными возможностями к ситуации инвалидности:
1. Активно-позитивная позиция, при которой человек стремится найти самостоятельный выход из сложившейся ситуации, имеет высокую самооценку и удовлетворенность жизнью.
Позиция, в которой неудовлетворенность собственным положением сочетается с низкой самооценкой, тревожностью и другими негативными особенностями;
Позиция, при которой при неудовлетворенном положении и низкой самооценке человек относительно удовлетворен существующей ситуацией и не желает менять ее.
Негативная позиция, проявляющаяся в психологическом дискомфорте и неудовлетворенности жизнью, но при этом желание изменить свое положение остается. В реальности это изменение не происходит из-за различных субъективных и объективных обстоятельств.
С помощью объективной шкалы оценки можно выявить типы акцентуаций характера (подробное описание см. у Андрея Евгеньевича Личко, Николая Яковлевича Иванова), которые представляют собой экстремальные варианты нормы. Наличие акцентуаций характера указывает на то, что человек находится в сложной ситуации фрустрации и лишения основных потребностей.
А. Е. Личко описывает такие типы акцентуаций, как циклоидный, астеноневротический, сенситивный, психастенический типы.
Негативные замечания, особенно унизительные для самооценки, могут привести к мыслям о собственной неполноценности и ненужности, а также стимулировать суицидальные мысли и попытки. В период субдепрессии также сложно переживать разрушение стереотипов жизни. Собственное значение у инвалидов-циклоидов формируется постепенно, по мере аккумуляции опыта "хороших" и "плохих" периодов. При отсутствии такого опыта самооценка может быть еще менее точной.
Астенический тип (А): основными чертами являются: увеличенная усталость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Усталость особенно проявляется в умственных задачах и в условиях соревнований. При усталости аффективные вспышки возникают по пустяковому поводу. Раздражение легко сменяется раскаянием и слезами. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки.
Личность с чувствительным типом (С) характеризуется высокой впечатлительностью и ощущением своей неполноценности. Они видят в себе множество недостатков, особенно в области моральных и волевых качеств. Их замкнутость обычно проявляется наружно. Они могут быть робкими и застенчивыми в присутствии посторонних и в необычной обстановке. Установление даже формальных контактов с незнакомыми для них затруднительно.
С теми, к кому они привыкли, они могут быть достаточно общительными. У них нет склонности к делинквентности или алкоголизации. Они тяжело переносят ситуации, когда инвалиды становятся объектом негативного внимания окружающих, когда их репутация подвергается нападкам или они подвергаются несправедливым обвинениям. Они обладают высоким уровнем объективности в оценке себя. В ситуациях, где им нужно отвечать, они предпочитают скрывать правду.
Тип Психастении (П) характеризуется преимущественно нерешительностью, склонностью к анализу, беспокойной чувствительностью по поводу будущего себя и своих близких, склонностью к саморефлексии и легкостью возникновения навязчивых идей. Ответственность за себя и особенно за других может быть чрезвычайно трудной задачей.
Для защиты от постоянной тревоги по поводу вымышленных неприятностей и несчастья служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется в моменты принятия самостоятельного решения. Делинквентность и алкоголизация не характерны. Самооценка далеко не всегда бывает точной и полной. Часто встречается тенденция обнаруживать у себя черты самых различных типов, включая абсолютно нехарактерные.
Трудности самореализации, усугубляемые акцентуациями характера, приводят к формированию комплекса неполноценности, особенно в сочетании с физической слабостью. Согласно Альфреду Адлеру, комплекс неполноценности становится источником развития личности при преодолении собственных "дефектов". Юрий Власов, тяжелоатлет, отметил, что жизнь — это проявление воли.
Для инвалидов важными показателями социально-психологического комфорта являются уровень удовлетворенности жизнью, который связан с социально-экономическими реформами в стране, изменениями взаимоотношений с обществом, эмоциональным состоянием, уровнем самооценки, соответствием и адекватностью мер по социальной защите.
Таким образом, важнейшей частью социальной реабилитации является социально-психологическая реабилитация. Для разработки эффективных и адекватных мер социально-реабилитационные службы, как имеющиеся, так и только создаваемые, должны учитывать этот аспект и привлекать для их осуществления высококвалифицированных профессионалов, в том числе социальных работников.
Создание СОГ состоит из трех основных этапов: сенсологического (основанного на чувствах), оценочного и этапа отношения к болезни. Каждый из них включает в себя несколько компонентов. Если рассматривать личностные реакции больного, то можно отметить, что в начале болезни, особенно если она началась в детстве, характеризуются психогенно-стрессовым состоянием, в период болезни — адаптацией, а после нее — в большинстве случаев реабилитацией. Однако для детей-инвалидов и инвалидов в целом это правило может не срабатывать полностью по понятным причинам.
В общем, отношение к заболеванию можно описать как рациональное, оптимистичное или пессимистичное. Оценка обычно зависит от таких факторов, как возможность излечения медицинскими методами, возможность улучшить качество жизни с помощью ортопедических приспособлений, понимание жизни и умение справляться с жизненными ситуациями, уровень образования, личностные черты и темперамент, социальная обстановка вокруг больного, материальное положение и другие. Все это влияет на формирование отношения к болезни. Считается, что наиболее благоприятным для реабилитации является реалистичный подход с оптимистическим уклоном (верой в успех). Научно доказано, что эмоциональное состояние больного напрямую влияет на скорость выздоровления тканей и функционирование организма.
Существует несколько типов психологий у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует два основных типа инвалидов:
1. Инвалиды, у которых инвалидность временная и есть хорошие шансы на полное выздоровление,
2. Инвалиды, у которых инвалидность длительная или пожизненная. В эту группу входят инвалиды с тяжелыми формами болезней, например, детский церебральный паралич, полиомиелит, ампутации. А среди причин, приводящих к потере опорно-двигательной функции, особо следует выделить травмы, родовую травму, инфекцию и наследственные патологические нарушения.
Среди психологических особенностей травмы можно выделить резкий, "взрывной" период переживаний, вызванный шоком и острым страхом за свою жизнь и здоровье. В результате этого могут возникнуть фобические состояния, приводящие к невротическим расстройствам.
Этот этап характеризуется короткой длительностью, но играет важную роль в последующем лечении. Особенно важен правильный психологический подход со стороны медицинского персонала и близких людей к проблемам инвалида, а также создание условий для предотвращения страха и предоставление квалифицированной медицинской помощи.
Почти у всех инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата из-за травмы необходимо проведение операции. Из-за этого возникают трудности с правильной психологической подготовкой. Как правило, инвалид не в состоянии адекватно реагировать на эту проблему, у него возникают чувства тревоги и страха. Члены семьи также часто неуместно себя ведут в этой ситуации. Помощь им в правильном объяснении цели и возможностей операции, а также их отношение к инвалиду — эта задача также должна решаться специалистами.
Одним из плюсов групповой адаптации является возможность получения обратной связи и поддержки от людей, которые имеют схожие проблемы или переживания с участником группы.
В группе человек не только учится правильному поведению в обществе, но и чувствует себя комфортнее, ведь он считает себя равным остальным. Наблюдая за взаимодействиями в группе, участники могут отождествлять себя с другими, а обратная связь влияет на оценку их установок и поведения, помогает формировать их концепцию о себе. Кроме того, групповая психотренинговая форма экономически более выгодна, чем индивидуальная, и подходит практически для всех больных с различными нарушениями.
Контрольные вопросы и задания
1. Как одиночество влияет на социально-психологическое состояние инвалида?
2. Влияет ли одиночество на людей с инвалидностью?
3. Какая роль у фрустрации у инвалидов?
4. Какие особенности учитываются при работе с инвалидами?
5. Какие психологические проблемы учитываются при реабилитации инвалидов?
6. Почему семья играет важную роль в реабилитации инвалидов?
7. Как инвалиды адаптируются к ограниченной жизнедеятельности?
Глава 11
Если вам понравилась статья, добавьте ее в закладки (CTRL+D) и поделитесь с друзьями:
Характеристика инвалидности как социального явления
Современное общество все более осознает инвалидность как важную социальную проблему. Инвалидность связана с наличием людей, у которых ограничены возможности здоровья. Эти люди либо имеют частичную, либо полную утрату способностей для нормальной жизнедеятельности. Поэтому возникает необходимость в поддержке и помощи таким категориям граждан.
Тема: Проблемы инвалидов в современном обществе
Найдите решение вашей проблемы среди миллиона ответов
Инвалиды, так же как и остальные люди, имеют свои потребности. Однако из-за особенностей их статуса, они также испытывают специфические потребности, обусловленные наличием определенных заболеваний.
Среди особых потребностей инвалидов, связанных с ограничениями в образе жизни, можно выделить:
- необходимость в социальной реабилитации, направленной на восстановление или компенсацию потерянных способностей в определенных сферах деятельности;
- потребность в обеспечении доступности для передвижения;
- желание общаться с другими людьми;
- необходимость в свободном доступе к объектам культуры, быта и другим объектам общественного назначения;
- желание обретения знаний и образования;
- требование возможности трудоустройства;
- потребность в удобных бытовых условиях;
- необходимость социально-психологической адаптации;
- потребность в материальной поддержке.
Отсутствие возможности удовлетворения этих потребностей у инвалидов приводит к различным проблемам.
«Проблемы инвалидов в современном обществе» Получите помощь от эксперта по этой темеРешение задач от ИИ за 2 минутыНайдите решение вашей задачи среди 1 000 ов
В наше время люди с ограниченными возможностями сталкиваются с целым рядом трудностей, среди которых особенно острые выделяются несколько проблем. Среди них:
- во-первых, проблемы социально-бытового характера;
- во-вторых, проблемы психологического характера;
- в-третьих, проблемы получения образования;
- в-четвертых, проблемы трудоустройства.
Проблемы социально-бытового характера у людей с ограниченными возможностями связаны с трудностями адаптации к особенностям жизни в современном обществе. Основные из них включают:
- Во-первых, у многих инвалидов ограничены возможности самообслуживания. Не все из них способны одеваться, питаться, передвигаться и выполнять другие обычные действия без помощи. Иногда близкие не могут оказать необходимую помощь, поэтому приходится обращаться к социальным работникам либо помещать инвалидов в стационарные учреждения или центры социальной реабилитации;
- Во-вторых, ограничены возможности для инвалидов выполнять социальные роли, доступные до инвалидности. Образование семьи, поиск работы, социальные контакты — все это становится труднее для многих инвалидов.
Постоянная инвалидность может вызвать психологические проблемы, связанные с травмой, замыканием в себе, злостью и неудовлетворенностью. Решение этих проблем требует формирования механизма психологической защиты, включающего адекватную самооценку, правильное определение ответственности, реалистичные притязания и другие аспекты.
Возможность полноценного образования играет важную роль в интеграции инвалидов в общество. Однако многие из них сталкиваются с проблемами доступности образования из-за ограничений в передвижении, информационной доступности, а также недостаточной инфраструктуры. В России инвалиды имеют преимущественное право на поступление в государственные ВУЗы при успешной сдаче вступительных экзаменов. Но основные трудности заключаются не в поступлении, а в возможности полноценного обучения и последующего трудоустройства.
В настоящее время государство активно разрабатывает различные программы для решения проблем образования, включая развитие системы дополнительного образования. Целью дополнительного образования является развитие личности за пределами основных образовательных программ. Образование для людей с ограниченными возможностями является эффективным средством социализации, обеспечения экономической и социокультурной мобильности.
Важно отметить, что иногда усилия властей и других лиц по решению проблем инвалидов не находят должного понимания. Некоторые инвалиды не заинтересованы в получении образования или поиске работы, поэтому необходимо провести психологическую работу с ними.
Основные психологические проблемы инвалидов
Отношения между людьми с ограниченными возможностями и здоровыми людьми предполагают взаимную ответственность. Поэтому важно отметить, что люди с ограниченными возможностями занимают менее выгодное положение в этих отношениях. У многих из них отсутствуют социальные навыки, умение общаться с коллегами, знакомыми, администрацией и работодателями.
Весит 15,02 Кб (Скачать файл)
Основные проблемы, связанные с психологическими аспектами жизни инвалидов. Взаимоотношения между инвалидами и здоровыми предполагают совместную ответственность за состояние этих взаимоотношений. Поэтому можно отметить, что инвалиды занимают не всегда удобное положение в этих отношениях.
У многих из них отсутствуют социальные навыки, не хватает умения общаться с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями[7]. Инвалиды далеко не всегда могут понять тонкости человеческих отношений, относятся к другим людям весьма поверхностно, оценивая их лишь по нескольким моральным качествам — доброте, отзывчивости и т. д.
И взаимоотношения между инвалидами далеки от гармонии. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями совсем не означает, что остальные члены этой группы будут относиться к нему соответствующим образом.
Исследование опыта работы общественных организаций инвалидов показывает, что предпочтение инвалидов заключается в том, чтобы объединяться с людьми, у которых схожие заболевания, и они относятся отрицательно к другим. Одним из основных показателей адаптации людей с ограниченными возможностями является их отношение к своей жизни.
Почти половина инвалидов (по результатам специальных социологических исследований) характеризует качество своей жизни как недостаточное (в основном, это инвалиды 1 группы). Приблизительно треть инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) считает свою жизнь вполне приемлемой.
Одним из факторов, влияющих на отношение к жизни, является уровень доходов инвалида. Чем ниже доход, тем более пессимистично инвалид оценивает своё существование. Кроме того, самооценка состояния здоровья также играет важную роль.
По результатам исследований, только 3,8% людей, считающих качество своей жизни низким, оценили своё самочувствие как хорошее. Самовосприятие также играет немаловажную роль: лишь каждый десятый инвалид считает себя счастливым, треть — пассивным, каждый шестой — малообщительным, и четверть — грустным.
Психологические характеристики инвалидов значительно различаются в зависимости от доходов.
Среди людей с устойчивым бюджетом больше тех, кто считает себя "счастливыми", "добрыми", "активными" и "общительными", в то время как среди тех, кто постоянно нуждается, больше "несчастных", "злых", "пассивных" и "необщительных". Аналогичные психологические характеристики наблюдаются у различных групп инвалидов, причем наиболее благоприятная самооценка у инвалидов 1 группы.
Среди них больше "добрых", "общительных" и "веселых". У инвалидов 2 группы ситуация хуже. Заметно, что среди инвалидов 3 группы меньше "несчастных" и "грустных", но значительно больше "злых", что свидетельствует о социально-психологических проблемах.
Было замечено, что у работающих инвалидов и у безработных есть различия в самооценке: у безработных она значительно ниже. В частичной мере это связано с тем, что работающие имеют лучше материальное положение и более успешно социально адаптированы по сравнению с безработными. Безработные исключены из социальных отношений, что является одной из причин негативной личностной самооценки.
Самыми неадаптированными являются одинокие инвалиды. Несмотря на то, что их материальное положение не существенно хуже, они представляют собой группу риска в плане социальной адаптации. Например, они чаще других оценивают свое финансовое положение негативно (31,4% против среднего у инвалидов 26,4%).
Большинство из них считают себя более “несчастными” (62,5%, а в среднем у инвалидов 44,1%), “пассивными” (соответственно 57,2% и 28,5%), “грустными” (40,9% и 29%), и в их числе немного тех, кто испытывает удовлетворение жизнью. У одиноких инвалидов часто проявляются признаки социально-психологической дезадаптации, несмотря на то, что они имеют приоритетное положение в сфере социальной защиты.
Видимо, в первую очередь им нужна психолого-педагогическая помощь. Ухудшение морально-психологического состояния лиц с ограниченными возможностями также объясняется сложными экономическими и политическими условиями в стране.
Как и все люди, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, а также чувство напряжения и дискомфорта. Общая обеспокоенность принимает форму, характерную для текущих политико-экономических и социально-психологических условий.
Помимо материальной нужды, это вызывает у инвалидов панику и сильный стресс при малейших трудностях. Таким образом, в настоящее время процесс социально-психологической адаптации инвалидов затруднен, поскольку:
— Удовлетворенность жизнью у инвалидов низкая (в результате наблюдений московских и ярославских специалистов этот показатель имеет отрицательную динамику);
— Самооценка также имеет отрицательную динамику;
— Инвалиды сталкиваются с существенными проблемами в общении с окружающими;
— Эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.
Социально-психологически неблагополучной группой является та, где сочетаются различные неблагоприятные показатели (низкая самооценка, настороженность к окружающим, низкое удовлетворение жизнью и т. д.). К такой группе относятся люди с низким уровнем дохода и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3-й группы, особенно безработные, а также дети-инвалиды (например, больные ДЦП).
«Психологическая реабилитация граждан с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в контексте социальной адаптации и самореализации личности»
Опыт психологической поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном процессе в Санкт-Петербургском центре социальной реабилитации инвалидов представлен в данной статье. Рассматривается работа с инвалидами, начиная с 16 лет, и ключевые аспекты психологической реабилитации, включая технологии помощи, социальную адаптацию и групповые формы работы.
Ключевые слова: инвалид, реабилитационный процесс, реабилитационный потенциал, психологическое обследование, психологическая реабилитация, технология психологической помощи, социальная адаптация, самореализация, групповые формы работы.
Скачать:
Наталия Валерьевна Сапожкова,
школа-интернат №8 в Пушкине, Санкт-Петербурге
Тема: "Психологическая поддержка граждан
с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов)
при социальной адаптации и самореализации личности"
Статья описывает опыт психологической помощи гражданину с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 16 лет и старше, в условиях реабилитационного процесса на отделении психологической реабилитации в Санкт-Петербургском бюджетном государственном учреждении "Центр социальной реабилитации инвалидов".
Ключевые слова: инвалид, реабилитационный процесс, реабилитационный потенциал, психологическое обследование, психологическая реабилитация, технология психологической помощи, социальная адаптация, самореализация, групповые формы работы.
За последние годы в Российской Федерации вопрос реабилитации инвалидов постепенно перешел из категории "социальной" в категорию "национальной безопасности" из-за устойчивого и долговременного сокращения населения и быстрого увеличения численности инвалидов в стране [1].
Важность темы обусловлена возрастающей необходимостью единого подхода к пониманию и реализации методов и технологий реабилитационной работы учреждениями социальной защиты.
Согласно Всемирной организации здравоохранения, главной целью реабилитации инвалидов является их социальная адаптация и интеграция.
Проблема социальной адаптации инвалидов определяется их экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с обществом. Основные трудности связаны с наличием различных барьеров, препятствующих их полному участию в жизни общества. Потребности инвалидов можно разделить на общие — которые присущи всем гражданам, и особые — связанные с восстановлением нарушенных способностей, общением, передвижением, доступом к культуре, образованием, трудоустройством, социально-психологической адаптацией и т. д. [4].
Реабилитация и абилитация инвалидов осуществляются реабилитационными учреждениями, которые проводят процесс реабилитации в соответствии с индивидуальными программами [3].
Процесс реабилитации включает восстановление индивида с учетом его потенциальных возможностей и компенсации [6].
Реабилитационный потенциал рассматривается как динамическая система, изменяющаяся под воздействием законов жизнедеятельности и окружающей среды. Оценка реабилитационного потенциала, его особенностей и компонентов является необходимым условием определения цели и задач реабилитации, выбора реабилитационных мер для каждого лица и на каждом этапе [6].
Постепенное и непрерывное развитие реабилитационного потенциала и его позитивная динамика представляют собой образ реабилитационного процесса .
Прежде всего, необходимо определить потенциал инвалида для реабилитации. Путем проведения функциональной диагностики адаптационно-компенсаторных возможностей инвалида, определяющих его биологический, психологический и социальный уровни адаптации, а также тех факторов, которые способствуют или препятствуют процессу реабилитации [7].
Методы реабилитационной работы
Когда люди приходят в Центр, каждое отделение проводит первичную диагностику для определения потребностей инвалидов в реабилитации. Психологическая составляющая играет важную роль в определении реабилитационного потенциала, позволяя выявить возможности и ограничения личности для реабилитации [2].
На отделении психологической реабилитации все реабилитируемые проходят психологическое обследование, включающее 4 основных блока:
1. Определение психологического статуса:
— направления социальной деятельности;
— уровень и структура кругозора;
— структура потребностей, круг интересов;
2. Оценка состояния интеллектуально-мнестической сферы
3. Оценка текущего состояния эмоционально-волевой сферы
4. Оценка индивидуальных черт личности.
Полученная диагностическая информация необходима для организации социально-психологической реабилитации, создания индивидуальной программы восстановления на отделении, формирования прогноза и рекомендаций. Набор необходимых диагностических методик определяется в каждом конкретном случае в зависимости от поставленной задачи, но обязательно должен предоставить системную оценку психической деятельности.
Основные психологические проблемы у людей с ограниченными возможностями:
- потеря контроля над эмоциями и, как следствие, над своим поведением;
- появление чувства собственной ненужности;
- уменьшение удовлетворенности жизнью в различных аспектах: общение с друзьями и близкими, уровень удовлетворенности личными достижениями, пессимизм;
- утрата предыдущих планов на будущее;
- неясная перспектива в жизни;
- трудности с памятью, разбросанность внимания.
Как правило, выявляется не одна, а несколько проблем. Поэтому мероприятия по психологической реабилитации проводятся по нескольким направлениям.
На основе результатов психодиагностического обследования составляется заключение, в котором описывается характер нарушений, степень их излечимости, мотивация к реабилитации, а также формулируются конкретные задачи психологической помощи.
Для проведения диагностического обследования на отделении разработана программа: "Социально-психологическая диагностика и обследование личности", составлен пакет диагностических методик.
Рабочий процесс в рамках реабилитации включает в себя определенные мероприятия: проведение психологических тестов, консультации, коррекцию психологического состояния, тренинги, психологический патронаж и профилактику психических заболеваний.
Целями психологического воздействия являются:
— улучшение познавательных функций (память, внимание, мышление и прочее);
— разрешение проблем в семейных отношениях;
— повышение способностей к адаптации личности.
Методы помощи на отделении разработаны с учетом основных рекомендаций и накопленного опыта. Также используются собственные программы реабилитации инвалидов, включая:
- Программа "Социально-психологический тренинг", направленная на развитие навыков общения, формирование успешного поведения, раскрытие потенциала личности и достижение поставленных целей;
- «Коррекция когнитивных функций через психологический подход» (индивидуальное обучение). Программа разработана с учетом степени поражения центральной нервной системы и потенциала реабилитации инвалида. Она включает в себя набор обучающих игр и заданий, вспомогательный материал к различным тестам и бланки для ответов, а также тематические таблицы и рисунки;
- «Тренинг познавательной деятельности» (групповые занятия). Этот тренинг включает в себя игры и упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции и мышления;
- «Организация кинотерапии как инструмента для работы с группой людей, находящихся на реабилитации». Программа направлена на: поощрение эмпатии и позитивных эмоций; изменение стереотипов поведения; решение семейных проблем; снижение психологического напряжения. Включает в себя список фильмов с краткими описаниями по темам, а также набор упражнений;
- «Применение арт-терапии в качестве способа снижения эмоционального напряжения». Программа направлена на: обучение новым формам поведения; развитие личности; стимулирование креативности; раскрытие личностных смыслов через творчество; помощь в процессе выражения переживаний»;
- Тренинг "Психообразование" рассчитан на оснащение инвалидов необходимыми знаниями и навыками для успешной интеграции в общество. Это включает адаптацию к социальной среде, укрепление самосознания через адекватное отношение к своему состоянию, развитие способности к решению психологических проблем, улучшение отношений с окружающими и семейные отношения;
- Методические рекомендации по социально-психологическому консультированию людей с алкогольной зависимостью содержат подробный план проведения консультаций по методикам когнитивно-поведенческой терапии.
- Программа "Сохранение когнитивных и социальных навыков для молодежи с нарушением интеллекта" направлена на решение следующих задач: помощь в развитии социальной значимости, формирование позитивного отношения к себе и окружающим, создание благоприятной атмосферы в группе, расширение круга общения.
На отделении проводятся:
Индивидуальные занятия: консультирование, психологическая коррекция, занятия по методу БОС, арт-терапевтический метод, релаксационные занятия.
Преимущества участия в групповых занятиях:
— возможность приобретения опыта осознания естественности и обыденности личных проблем, вызванных инвалидностью, и удовлетворение желания быть обычным;
— идеальная среда для людей, нуждающихся в психологической поддержке, поддержания старых и создания новых социальных контактов и связей;
— благодаря участию каждого участника в достижении положительных результатов, в группе формируется убеждение в значимости личных усилий каждого, что способствует повышению самооценки.
Итоги участия в групповых занятиях:
— улучшение когнитивных функций, увеличение активного словаря и совершенствование логического мышления; расширение кругозора и стимуляция познавательной активности;
— укрепление самооценки, расширение представления о личных способностях и принятие нового социального статуса; формирование планов на будущее и приобретение навыков коммуникативной культуры; практическое соединение теории с опытом.
- Развитие способности к сопереживанию и позитивным эмоциям;
- Улучшение внимания к эмоциям и их укрепление;
- Увеличение способности к саморефлексии;
- Изменение стереотипов поведения;
- Решение личных и семейных проблем;
- Снижение излишнего психологического напряжения.
Мы выработали органический подход, который успешно применяется в работе с инвалидами трудоспособного возраста, включая как индивидуальную, так и групповую работу, основанную на индивидуальной программе реабилитации.
Достижение положительных результатов проявляется в ускорении процесса психологической адаптации и снижении риска возникновения негативных психологических последствий инвалидности. Это в свою очередь способствует развитию мотивации инвалида к преодолению трудностей.
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
Проблематика инвалидности является одной из ключевых в современном обществе. Она приводит к формированию отдельной категории граждан — людей с ограниченными возможностями здоровья. Эти ограничения проявляются в потере способностей и возможностей для нормального функционирования.
Инвалиды, как и все другие люди, имеют свои потребности. Однако у инвалидов есть специфические нужды, обусловленные их заболеванием или состоянием здоровья.
Среди наиболее распространенных "особых" потребностей инвалидов можно выделить следующие:
— Восстановление (компенсация) утраченных способностей к различным видам деятельности (социальная реабилитация);
— Общение с другими людьми;
— Свободный доступ к объектам социально-бытовой, культурной и других сфер.
— получение образования и приобретение знаний;
— улучшение жилищных условий;
У инвалидов возникает множество проблем в различных областях из-за невозможности удовлетворения их потребностей.
В настоящее время существует несколько основных проблем: 1) социальные и бытовые проблемы, 2) психологические трудности, 3) проблемы образования и 4) сложности с трудоустройством. Давайте рассмотрим эти проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в современном обществе.
1) Социальные и бытовые проблемы инвалидов связаны с их адаптацией к общественной жизни. Среди них выделяют:
1. Проблема ограничения самообслуживания проявляется в том, что человек не может самостоятельно ухаживать за собой, надеваться, есть, поддерживать гигиену, ходить, садиться и вставать. Такая ситуация требует помощи со стороны других людей. Иногда близкие не могут оказать необходимую помощь, тогда на помощь приходит социальный работник. Часто люди с подобными проблемами нуждаются в стационарном уходе и социальной реабилитации в специализированных центрах.
2. После наступления инвалидности возникают ограничения в осуществлении социальной роли, которая существовала до этого. Это ограничение в семейной жизни, ограничение в общении с людьми, а также ограничение или полное отсутствие возможности работать. В современном обществе для каждого человека важно раскрыть себя в различных аспектах жизни. Ведь каждый стремится создать семью, добиться высокого социального статуса и удовлетворить свои потребности [4, с. 87].
2) У людей с инвалидностью возникает множество психологических проблем, связанных с некой психологической травмой, вызванной увечьем. Инвалидность всегда оказывает влияние на психику человека, заставляя его замыкаться в себе, испытывать раздражение по отношению к себе и окружающим, а также ощущать неудовлетворенность жизнью. Решение психологических проблем требует развития психологической защищенности, правильной самооценки, умения определять ответственность, внутреннего контроля и реалистичных целей.
Проблемой в психологическом аспекте является искаженное представление инвалидов о самих себе. Из-за этого они ощущают себя "по-другому", что приводит к изоляции и недовольству своей жизнью. По данным исследований, лишь 3,8% инвалидов оценивают качество своей жизни как хорошее [7].
Решение психологических проблем требует проведения процесса психологической реабилитации и адаптации, который включает использование различных методов арт-терапии: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия и другие. В настоящее время методы арт-терапии становятся все более актуальными.
В настоящее время процесс психологической реабилитации и адаптации инвалидов усложнен по следующим причинам:
— низкий уровень удовлетворенности жизнью у инвалидов, наблюдается динамика роста;
— отрицательная динамика в самооценке.
— Для людей с ограниченными возможностями важны вопросы взаимодействия с окружающими;
— Эмоциональное состояние людей с ограниченными возможностями характеризуется тревожностью, неуверенностью в будущем и пессимизмом.
3) Получение образования и трудоустройство являются острыми проблемами, так как они вызывают дополнительные трудности.
В настоящем обществе образование играет ключевую роль в сохранении и изменении социальной структуры, а В социальной и профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности значительно расширяет возможности продвижения по социальной лестнице и во многих случаях является ее необходимым условием. Проблема получения образования связана с ограниченной доступностью для людей с ограниченными возможностями, недоступностью информации, неразвитой инфраструктурой и т. д. [6, с. 170].
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", инвалиды первой и второй группы, а также инвалиды с детства имеют право на прием в государственные высшие учебные заведения без конкурса при положительных результатов вступительных экзаменов. Однако, многие молодые люди с ограниченными возможностями после поступления в ВУЗ не могут воспользоваться этим правом из-за отсутствия необходимых технических средств и условий для обучения [2].
В настоящее время государство активно работает над решением проблемы получения образования. Одним из направлений является разработка системы дополнительного образования, которая включает в себя дополнительные программы обучения, образовательные услуги и информационно-образовательную деятельность. Важно, чтобы дополнительное образование было доступно для всех социальных групп, включая инвалидов. В России число инвалидов превышает 13 миллионов человек, что является серьезной проблемой. Более 5 миллионов из них находятся в возрасте от 20 до 50 лет, и 80% выразили желание работать, но столкнулись с проблемой доступности образовательных услуг.
Система внеучебной работы выполняет два важных назначения: первое — это организация свободного времени (музыкальное, художественное, спортивное и т. д.), второе — профессиональная подготовка, направленная на получение новой специальности, повышение квалификации, переквалификацию. Первую функцию также можно рассматривать как развитие личных навыков, творческого потенциала, так как основная цель ее программ состоит в развитии человеческих творческих способностей, раскрытии личных ресурсов. Вторая функция системы внеучебной работы — профессиональная подготовка, связана с самосовершенствованием личности в профессиональной сфере, желанием достичь карьерных целей, изменить свое положение на рынке труда.
Получение образования и освоение профессии имеют большое значение для людей с ограниченными возможностями здоровья, так как это способствует их социализации, социокультурной адаптации и экономической мобильности.
Проблемы доступа к образованию приводят к проблемам трудоустройства для инвалидов. Экономические, социальные и политические изменения, которые происходят в России, должны быть направлены на обеспечение равенства прав и интересов граждан, что является важным аспектом стабильности общества и снижения социальной напряженности. Одним из ключевых условий для этого является обеспечение права на труд для каждого человека.
Трудовая деятельность определяет взаимоотношения в обществе, и для инвалидов возможности для трудоустройства ограничены по сравнению со здоровыми людьми. Согласно статистике, только 20,5% инвалидов имеют работу [8].
В условиях рыночной экономики человек с ограниченными возможностями должен быть конкурентоспособным и иметь равные возможности на рынке труда. Проблема профессиональной реабилитации становится особенно актуальной в этом контексте. Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики нуждается в улучшении.
Традиционная система поддержки инвалидов в России не способствовала их социальной интеграции. В течение многих лет государственная политика в отношении инвалидов была ориентирована на компенсацию и изоляцию. Главным направлением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация [5, с. 167].
Для внедрения изменений необходимы новые эксперты, которые имеют совершенно новое видение людей с ограниченными возможностями. Эти профессионалы обязательно должны обладать способностью сочувствовать и быть высококлассными специалистами, а также иметь соответствующую материально-техническую базу для осуществления своей работы.
В современном обществе люди с ограниченными возможностями сталкиваются с различными трудностями, которые тесно взаимосвязаны. Решение их проблем возможно только при сотрудничестве компетентных органов и проведении комплексной работы с этой группой населения.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение равенства возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и на устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса и достижения материальной независимости.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов включает несколько направлений:
1. Политика в области здравоохранения направлена на предоставление доступной и качественной медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями, а также создание условий для улучшения их здоровья.
2. Законодательство основывается на необходимости обеспечения инвалидов жилым помещением и создания условий для осуществления их права на жилище, его безопасность и защиту от произвольного лишения.
3. Правительство гарантирует непрерывность воспитания, образования и социально-бытовой адаптации детей-инвалидов.
4. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации и социальной инфраструктуре — важная составляющая политики государства.
5. Помощь в трудоустройстве для людей с ограниченными возможностями. Мы оказываем помощь в поиске работы для людей с инвалидностью через ряд специальных мероприятий, которые помогают им стать более конкурентоспособными на рынке труда.
6. Организация свободного времени для людей с ограниченными возможностями. Для эффективной интеграции людей с инвалидностью в общество мы уделяем особое внимание их включению в досуговую деятельность (занятия спортом, посещение музеев, библиотек, театров и т. д.).
7. Финансовая поддержка для людей с ограниченными возможностями. Мы предоставляем различные финансовые пособия (пенсии, пособия, компенсации) для людей с инвалидностью [9].
В рамках федеральной социальной программы "Доступная среда" в России была разработана и действует программа, целью которой является создание равных возможностей для инвалидов в доступе к физическому окружению, транспорту, информации, связи, объектам и услугам, предоставляемым для населения [1].
Основные направления программы "Доступная среда":
— разработка архитектурных сооружений общего пользования с учетом потребностей инвалидов;
— установка баннеров и специальных карт для улучшения информированности людей с ограниченными возможностями;
— проведение культурных мероприятий, где инвалиды смогут участвовать вместе с другими гражданами;
— адаптация жилых домов под нужды инвалидов;
— решение вопросов трудоустройства для таких граждан и другие меры.
В результате реализации программы "Доступная среда" были добиты следующие результаты: увеличено количество реабилитационных центров и улучшено качество их обслуживания; улучшена медицинская экспертиза по определению уровня ограниченности. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации также сообщает о сокращении числа инвалидов на 200 тысяч за период 2015-2016 годов [7].
Опека над инвалидами — одно из важных направлений социальной политики государства. Следует отметить, что данная сфера активно развивается в России.
Список литературы:
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 №1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011 — 2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/44926.html (дата обращения: 15.01.2016).
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [Электронный ресурс].
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 15.01.2016)