Протестантская конфессия, основанная на вероучительных и организационных принципах, провозглашенных Жаном Кальвином в XVI веке, акцентирует внимание на предопределении, авторитете Писания и равенстве всех верующих перед Богом. Кальвинизм подчёркивает значимость личной веры и прямого общения с Богом, что способствовало развитию самостоятельных общин и децентрализации церкви.
Его идеи о церковном управлении, включая необходимость строгой морали и дисциплины, стали основой для формирования пресвитерианской системы. Таким образом, кальвинизм оказал значительное влияние на развитие протестантских общин и их подход к вероисповеданию и внутреннему устроению.
Общая характеристика протестантизма. Кальвинизм
Кальвинизм — направление христианства, основанное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. В рамках кальвинизма выделяются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм. Однако кальвинистские убеждения также находят отражение в других протестантских течениях, таких как баптисты, пуритане, пятидесятники, методисты, евангельские христиане, а В некоторых парахристианских учениях, включая мормонов.
В 1529 году во время Марбургского диспута произошло разделение между лютеранами (немецкими протестантами) и реформатами (швейцарскими протестантами), который был представлен Цвингли. Несмотря на их общую приверженность идеям Реформации, причиной разногласий стал вопрос о причастии.
Реформаторы настаивали на аллегорическом значении причастия, в то время как Лютер утверждал, что в евхаристии христиане принимают реальное тело и кровь Христа. Цвингли скончался в столкновениях с католиками (1531 год), но дело Реформации продолжил француз Жан Кальвин, основавшийся в Швейцарии. Между Цвингли и Кальвином связующим звеном был Гийом Фарель. В 1536 году швейцарские протестанты приняли Гельветское исповедание, а после завершения католического Тридентского собора (1563 год) был принят Гейдельбергский катехизис.
Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.
Суть кальвинизма, из которой рационально вытекают все остальные учения, заключается в суверенитете Бога, то есть верховной власти Бога во всём. Отсюда вытекают основные различия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и прочих):
Интерпретация Библии, основанная исключительно на самой Библии. Кальвинисты толкуют любые места Библии без привлечения человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, глава религиозной организации и т. д.), опираясь исключительно на авторитет Бога — другие места в Библии, так же, как это делал Иисус Христос по мнению кальвинистов, и как отражено в Вестминстерском исповедании веры 1648 года:
1.9. Непогрешимым правилом толкования Писания является само Писание. Поэтому, когда возникает вопрос о настоящем и полном смысле какого-либо участка Писания (который не может быть многозначным, а только однозначным), следует исследовать и познавать другие участки, говорящие об этом более ясно.
Среди прочих различий кальвинизма от других христианских течений, следует отметить следующее:
Признание исключительной святости Библии (см. sola scriptura) подразумевает, что любые церковные соборы могут быть признаны неправильными:
«31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им (Еф. 2:20; Деян. 17:11; 1Кор. 2:5; 2Кор.
1:24)» (Вестминстерском исповедании веры, Глава 31. О Синодах и Соборах, пункт 4)
Отказ от монашества. По убеждению кальвинистов, человек и женщина были созданы Богом для создания семьи и размножения:
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28)
Радуйся своей молодой женой, пусть ее обаяние увлечет тебя всегда, пусть ты постоянно наслаждаешься ее любовью» (Прит. 5:18-19)
Отклонение от необходимости помощи духовенства для спасения людей, отмена церковных обрядов (отсутствие духовной музыки во время богослужения, незажжение свечей, отсутствие икон в церквях).
Принятие учения предопределения (вытекающее из Божьей воли предопределение жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения) (главы 3, 5, 9—11, 17 Вестминстерского исповедания веры):
«Он выбрал нас в Нем до создания мира, чтобы мы были святы и непорочны в любви перед Ним, предназначив нас для усыновления к Себе через Иисуса Христа по благоволению воли Своей… воздействуя в силе Своего величия на верующих» (Еф. 1:4—5,19; —10)
«Веровали все, кто был предназначен к вечной жизни» (Деян. 13:48)
«Не выбрал Меня, а Я выбрал вас» (Ин. 15:16)
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл незрелым; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25—26)
Принимая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты все же утверждают, что спасение приходит только через веру во Христа и дела веры для спасения не обязательны, но через них определяется, истинна ли твоя вера. Если есть дела, значит есть вера. Это можно понять по простому уравнению: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.
Понравилась статья? Добавь ее в закладки (CTRL+D) и поделись с друзьями:
КАЛЬВИНИЗМ
Кальвинизм — это вид религиозного учения, принадлежащий к числу направлений протестантизма. В особенности, под этим термином подразумевается учение Жана Кальвина (1509-1564), изложенное им в работе "Наставление в христианской вере" и других произведениях, а также созданные им формы организации церковной жизни (дополнительную информацию смотрите в статье о Кальвине).
Термин «кальвинизм» первоначально был придуман религиозными противниками Кальвина (в основном католиками и лютеранами) для описания взглядов самого Кальвина, его ближайших союзников и последователей, таких как Теодор Беза (1519-1605), Джон Нокс († 1572), Антуан де ла Роша Шандье († 1591), Иероним Занкий (1516-1590) и других, а также для различения учения Кальвина от идей других реформаторов. Позже сами кальвинисты начали использовать этот термин для обозначения "истинного учения", в противовес богословским взглядам Якоба Арминия (см. ст.
Арминианская ересь (Арминианство) была осуждена на Дортском соборе (1618-1619 годы). Собор утвердил 5 канонов (пунктов), в которых кратко изложены основные богословские положения Кальвина: 1) полная и всеобщая греховность человека; 2) неусловность избрания Богом; 3) ограниченность искупления, которое распространяется только на избранных и предопределенных; 4) невозможность сопротивления избирающей и оправдывающей благодати; 5) невозможность отпадения святых (то есть избранных) от веры.
Протестантские церкви, принявшие эту богословскую систему или сформировавшие на ее основе собственные исповедания веры, стали известны как кальвинистские церкви; со временем они разделились на три основных направления — реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм. В настоящее время реформатские церкви в различных странах принимают в качестве основного вероучительного документа различные исповедания: в Швейцарии, Германии, Австрии, Словакии, Румынии, Венгрии, Польше — Гельветическое исповедание второе (1562-1566); во Франции — Галликанское исповедание (1559); в Нидерландах — Бельгийское исповедание (1561).
В то же время можно выделить понятие «трех форм единства», что представляет собой 3 ключевых вероисповедных документа К. Эти документы, такие как каноны Дортского синода, Гейдельбергский катехизис (1563) и Бельгийское исповедание, признаны всеми реформатскими церквами. Вестминстерское исповедание (1646) является основой для пресвитерианских церквей, а Савойская декларация (1658) — для конгрегационалистов. В современной религиозной науке термин "кальвинизм" также используется для обозначения всех исторических и современных протестантских церквей и общин, принимающих "пять пунктов кальвинизма" (например, "реформированные" баптисты в США). В начале XX века в англоязычной кальвинистской среде был введен акроним TULIP (англ.- тюльпан), чтобы обозначить эти основные тезисы К., который затем получил широкое распространение в протестантской религиозной литературе.
Если вы хотите узнать больше об истории и современном состоянии Кальвинизма в различных странах мира, обратитесь к статьям о Реформации, Протестантизме, а также к статьям, посвященных конкретным странам. Также обратите внимание на статьи о Гугенотах, Пуританизме, Гельветическом согласии и Всемирном альянсе реформатских церквей.
Рубрики:
Ключевые слова:
См. также:
Жан Кальвин (1509-1564) был богословом, проповедником и пастором, он является одним из основоположников кальвинизма в Европе.
Бельгийское исповедание 1561 года является одним из исповеданий кальвинизма.
Галликанское исповедание – официальное исповедание веры Реформатской церкви Франции, принятое на первом национальном синоде в Париже в 1559 году.
Гейдельбергский катехизис является одним из наиболее авторитетных документов вероучения реформатской церкви, разработанный в 1563 году по заказу курфюрста Пфальца Фридриха III Благочестивого Кальвином и Урсином.
Второй документ вероисповедания швейцарской реформатской церкви, известный как Гельветическое исповедание, был написан Г. Буллингером в 1562-1566 годах.
Гельветическое согласие — это вероисповедный документ, принятый швейцарскими реформатами в 1675 году.
Неофициальное название протестантов, в основном кальвинистов, во Франции в XVI-XVIII веках — гугеноты
Иоганн Альтузий (1557-1638) был немецким юристом и политическим мыслителем, создателем учения о государстве, обществе и народном суверенитете в кальвинистской традиции
Николаус фон Амсдорф (1483-1565) был профессором теологии в Виттенбергском университете и защитником лютеранства
Англокатолицизм — это термин, связанный с Оксфордским движением, Англиканской Церковью, Высокой Церковью, Ритуализмом и Трактарианизмом
Кальвинизм и реформатство
Кальвинизм – это течение в рамках протестантизма, получившее свое название от Жана Кальвина. В соответствии с кальвинизмом, исключительный авторитет в вопросах веры и христианской жизни принадлежит Священному Писанию. Многие последователи кальвинизма признают Никейско-Константинопольское, Апостольское и Афанасиевское символы веры. Учения кальвинизма кратко изложены в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветском (1566), Вестминстерском (1647) исповеданиях (незначительно отличающихся), а В Гейдельбергском катехизисе (1562).
Первым проявлением принципов кальвинизма стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином. Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, была не только главным религиозным органом города, но и своего рода судом в области общественных нравов. С самого начала своего существования кальвинизм тяготел к крайне строгому образу жизни, включающему скромность в одежде и запрет на проявления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви; город стал прибежищем для кальвинистов, изгнанных из других стран, и главным очагом распространения идей кальвинизма.
В XVI веке произошло постепенное слияние кальвинизма с цвинглианством, другим протестантским течением, близким к кальвинизму, но возникшим раньше. Этот процесс начался в 1549 году, когда Г. Буллингер, преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви, подписал с Кальвином Цюрихское соглашение по вопросам веры.
В результате кальвинизм распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи этого объединенного течения обычно не идентифицируют себя ни как кальвинисты, ни как цвинглиане, заявляя, что они стараются следовать не Кальвину и не Цвингли, а Священному Писанию. За их Церквями утвердилось наименование реформатских.
Кальвинизм по-прежнему является доминирующим направлением в богословии и церковной структуре реформатских церквей, хотя присутствуют и отдельные элементы цвинглианства. Например, многие реформаты рассматривают Евхаристию только как память о Христе, а не как духовное присутствие Христа.
В XVI веке кальвинизм распространился в отдельных районах Германии, включая вольные города, такие как Страсбург (ныне – во Франции) и Констанц, а В Пфальце при курфюрсте Фридрихе III. Вестфальский мир 1648 года официально признал существование кальвинистских территорий наряду с католическими и лютеранскими.
В Венгрии в конце XVI века 90% населения приняли реформацию. Однако религиозная политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвращению большей части венгров к католицизму. В XVI веке кальвинизм нашел отклик у многих представителей польской шляхты, но потерял влияние в Польше с началом Контрреформации в 1560-е годы.
Во Франции конфликт между католиками и кальвинистами (которых здесь называли гугенотами) привел к так называемым Религиозным войнам (1562-1598 годы). Нантский эдикт (1598) Генриха IV, предоставивший свободу вероисповедания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685 году. Кальвинизм во Франции был вновь легализован только в 1787 году Людовиком XVI.
Возникновение конфликта между нидерландскими кальвинистами и Испанией связано с требованием религиозных прав. Этот конфликт стал одной из причин войны за независимость Нидерландов в период с 1566 по 1609 год. После объявления независимости в 1581 году Реформатская Церковь стала государственной церковью в Нидерландах, но только в XIX веке была отделена от государства.
Нидерландский богослов Я. Арминий (1560-1609) учредил отдельное течение в учении кальвинизма, которое смягчило учение о двойном предопределении. Согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет совершать грехи по своей свободной воле, но не предопределил к этому отдельных людей, так как свобода человека, т.е. возможность выбора между добром и злом, не подчиняется никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618-1619 гг., в котором принимали участие представители не только нидерландских, но и швейцарских, немецких, шотландских и английских кальвинистов. Синод отклонил тезисы Арминия, признав их неортодоксальными, однако впоследствии арминианство получило значительное распространение внутри кальвинизма.
В европейских странах реформатские Церкви обычно имеют структуру, соответствующую пресвитерианской: несколько соседних сессий образуют общий правящий орган, называемый пресвитерией. Пресвитерия состоит из по одному пастырю и по одному старейшине от каждой конгрегации. Несколько пресвитерий могут объединяться в синод. Синоды или непосредственно пресвитерии в свою очередь объединяются в Генеральную ассамблею — высший церковный орган национального масштаба. В некоторых странах, например, в Венгрии, у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церковном руководстве.
В 1560 году другом Кальвина Дж. Ноксом в Шотландии было проведено реформирование Церкви на принципах кальвинизма. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус официальной Церкви страны, который сохраняется и по сей день.
В период с XVI по XVII век в Англии кальвинизм оказал значительное влияние на церковную реформу. Однако радикальные сторонники кальвинизма, известные как пуритане, критиковали Англиканскую Церковь за то, что она подчинялась государству, имела епископальное устройство, сохраняла элементы католической обрядности и придерживалась арминианского богословия. Некоторые пуритане выступали за пресвитерианскую структуру Церкви, в то время как другие (индепенденты или конгрегационалисты) стремились к независимости отдельных конгрегаций, не надеясь на реформу национального уровня, которая удовлетворила бы их требования.
Несоответствия между официальной Церковью и пуританами были одной из причин возникновения Английской революции (1641-1660 гг.). Результатом этой борьбы стало, с одной стороны, расширение вероучительных принципов Англиканской Церкви, что позволило многим пуританам вступить в нее, а с другой — признание государством неприсоединившихся кальвинистов (диссентеров), из которых одни образовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегациялисты, основываясь на кальвинизме, разрешают разнообразие мнений по вопросам веры. Некоторые общины конгрегационалистов дали начало движениям баптистов и квакеров. В XVII-XVIII веках среди определенной части конгрегационалистов стало популярным унитарианство (антитринитарианство).
Последователи унитарианства отрицают божественность Иисуса Христа и Отца. В девятнадцатом веке были основаны Конгрегациональные союзы в Англии, Уэльсе, Шотландии и Ирландии. Отдельные общины конгрегационалистов остаются независимыми. Их собрания — синоды, ассамблеи — призваны поддерживать дружественные отношения между конгрегациями.
Многие кальвинисты, страдавшие от гонений в некоторых европейских странах, нашли убежище в Северной Америке, где основали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские церкви в США.
В XVII-XVIII веках внутри кальвинизма появилась концепция теологии завета. Представители этой концепции развивали библейское учение о последовательных договорах между Богом и народом, их толкование смягчило первоначальную идею о Боге как абсолютном властителе: заключение договора с людьми ограничило Свою волю. Эта идея привела к политическим выводам: в отличие от первоначального кальвинизма, требовавшего подчинения Церкви государством, теология завета позволяла рассматривать их отношения как добровольное соглашение между Богом и человеком. Теология завета оказала влияние на развитие и распространение теории общественного договора.
Кальвинизм имел большое количество расколов в ходе своей истории из-за разногласий в вероисповедании и организационных вопросах. Однако в XIX-XX веках произошел процесс объединения на национальном и международном уровнях. В 1875 году был создан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства).
В 1948 году был образован Международный конгрегациональистский совет. В 1970 году объединение этих двух организаций привело к созданию Всемирного союза реформатских Церквей (пресвитерианских и конгрегационалистских), который объединяет большинство кальвинистов по всему миру. В некоторых странах реформатские Церкви объединились с другими протестантскими конфессиями, такими как лютеране, методисты и др. В настоящее время во всем мире насчитывается около 75 миллионов сторонников реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.
В 1968 году Папский Секретариат по содействию христианскому единству вместе с исполнительным комитетом Всемирного союза реформатских Церквей предложили начать экуменический диалог между католиками и реформатами. В 1969 году была создана совместная комиссия, которая подготовила документ "Присутствие Христа в Церкви и в мире" (1977).
Второй этап католическо-реформатского диалога, начавшийся в 1984 году, завершился выпуском документа "К общему пониманию Церкви" (1990). В 1998 году начался третий этап диалога, посвященный теме «Церковь как община общего свидетельства о Царстве Божьем». С 1969 года ведется трехсторонний диалог между католиками, лютеранами и реформатами, в рамках которого было подписано соглашение "Богословие брака и проблемы смешанных браков" (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отдельных стран.
Первые приверженцы реформации в России были торговцы из Англии и Голландии. Сначала они присоединялись к литеранским общинам. Первая община реформаторов возникла в Москве в 1629 году, затем в Архангельске в 1660 году, а в 1689 году в Вологде и Ярославле. В Санкт-Петербурге в XVIII веке образовались голландская, английская и немецко-французская реформатские общины.
Среди немецких колонистов, которые начиная с 1763 года начали поселяться на Поволжье, а с 1804 года — на берегах Черного моря, были и сторонники реформации. К 1917 году их общее число оценивалось примерно в 50 тысяч человек.
Административные реформы, так же как и реформация, в 1734 году были переданы в ведение светского органа — Юстиц-коллегии Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии, а в 1819 году — Главной Императорской евангелической консистории. В 1828 году было установлено, что во время заседаний этой консистории "для рассмотрения дел реформатов" к представителям лютеранского духовенства добавляются два реформатских пастора.
После 1917 года реформаты стали преследуемыми наравне с другими христианскими конфессиями. В условиях вынужденной миграции немецкого населения многие реформаты присоединились к лютеранам и часто стирались различия в обрядах между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других странах (1994) отмечается, что "Христиане-реформаты относятся к нашим общинам как полноправные члены". Реформатские и пресвитерианские церковные общины, существующие в нескольких городах России, в настоящее время не объединены в одну церковную структуру. На начало XXI века в России было официально зарегистрировано 5 реформатских и 140 пресвитерианских религиозных организаций.
Доктрина кальвинизма подчеркивает абсолютную суверенную власть Божью. Воля Божья определяет, что является благом, а что — злом, и человек не в состоянии постигнуть основания этого Божьего решения (это положение кальвинизма связано с позднесредневековым волюнтаризмом Д. Скота и У. Оккама).
Согласно учению кальвинизма, невозможно понять, почему одни люди будут спасены Богом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее. Спасение человека не зависит от его деяний: из-за первородного греха все люди являются грешниками и заслуживают только осуждения.
Не в силах человек совершать добрые поступки, без благодати. Она приходит к нему через веру в Иисуса Христа — посредника между Богом и человеком. Все дела верующего носят печать греховности, но благодаря Христу, его грехи прощаются.
Этот процесс оправдания также является освящением: благодаря благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может устоять перед благодатью, подобно тому, как грешник не может не грешить. Поэтому святость жизни, как личной, так и общественной, является признаком избранности к спасению. Кальвинизм также считает знаком избранности успех в делах, ссылаясь на некоторые ветхозаветные тексты.
Церковь, согласно установлению Богом, создана для того, чтобы взывать к вере у людей; вне Церкви нет спасения. Признаками истинной Церкви являются проповедь слова Божьего в его чистоте и проведение таинств в соответствии с волей Христа. Таинства считаются действительными только для верующих. Кальвинизм признает крещение и Евхаристию в качестве таинств. В отличие от католицизма, православия и лютеранства, в хлебе и вине кальвинизм видит только символы духовного присутствия Христа.
Кальвинизм утверждает всеобщее священство верующих. Однако, опираясь на новозаветные данные о раннем христианстве, кальвинизм также признает установленные Богом четыре служебных чина: пастыри, учителя, старейшины и диаконы.
В современном кальвинизме роль служителей различна — пастыри проповедуют и совершают таинства, учителя преподают в образовательных учреждениях, старейшины отвечают за дисциплину, диаконы занимаются благотворительностью. Иерархическое положение этих служителей в кальвинизме может иметь разные вариации. Обычно учителей и диаконов считают вспомогательными служителями, а пастырей и старейшин — основными, которых иногда называют "пресвитерами" (иногда этот термин относится только к пастырям). В каждой местной общине (конгрегации) есть один пастырь и несколько старейшин, которые составляют руководящий совет — сессию или консисторию (иногда в них Входят вспомогательные служители). Новые служители могут быть избраны всей конгрегацией — или только советом.
В кальвинизме богослужение отличается своей простотой. Отсутствие торжественных облачений подчеркивает идею всеобщего священства всех верующих. В храмах нет алтарей и не используются изображения, чтобы избежать идолопоклонства. Проповедь играет важную роль в литургии.
Формы богослужения могут отличаться в разных церквях и даже в отдельных конгрегациях.
Источник: Католическая энциклопедия. – Т.2. И-Л. – М.: Изд-во францисканцев, 2005. – С.698-703.
Редакция: проф. А.Г. Браницкий.
Структура Церкви
В кальвинизме отсутствует строгая иерархия в церкви. Основываясь на убеждении в общем священстве всех верующих, в кальвинизме признаются 4 чина церковных служителей, установленных Богом: пасторы (или священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы. Пасторы занимаются проповедованием и совершением обрядов, доктора учат богословию, старейшины ответственны за поддержание дисциплины, а диаконы занимаются благотворительностью.
Во многих кальвинистских церквях, включая Венгрию, есть епископы, но они занимают высокие позиции в церковной иерархии, а не особый священный статус. В каждой общине есть пастор и несколько старейшин, которые вместе образуют консисторию. Церкви управляются пресвитериями или собраниями конгрегаций. Как и другие протестантские конфессии, кальвинисты отвергают церковный целибат и монашество, а также разрешают женщинам занимать пасторские должности.
Современный кальвинизм представлен тремя формами: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые две формы имеют незначительные различия: реформатство возникло на континенте (Франция, Швейцария, Германия), пресвитерианство — на Британских островах. Отличие конгрегационализма от реформатства и пресвитерианства заключается в том, что в нем нет пресвитериев, и каждая конгрегация действует самостоятельно. Кальвинисты обычно не используют термин "кальвинизм", отказываясь относить себя к какому-либо другому имени, кроме Иисуса. Иногда термин "кальвинистский" используется более широко: его относят не только к протестантскому течению, но и ко всем церквям, принимающим доктрину абсолютного предопределения, например, к большинству баптистских церквей.
В общем, кальвинистские церкви отличаются гибкостью, постоянным обновлением и отсутствием привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Большинство кальвинистов объединено в Всемирном альянсе реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), образованном в 1970 году путем объединения Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианской ориентации) и Международного конгрегационалистского совета. В начале 21 века в альянс входило более 200 церквей. Руководство находится в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.
Богослужение
В различных кальвинистских церквях существуют различия в культовой практике, но в общем она характеризуется значительным упрощением богослужения по сравнению не только с православием, католицизмом и англиканством, но даже с лютеранством. Основное внимание в литургии уделяется проповеди, которая рассматривается как основное средство получения благодати.
Подобно лютеранам, кальвинисты отрицательно относятся к почитанию святых, реликвий и мощей; однако, в отличие от лютеран, они отвергают любые изображения, рассматривая их как идолопоклонство. Церковные здания скромны, нет специальной одежды для духовенства, не зажигаются свечи во время служб. В церквях нет алтаря, и крест не является обязательным символом. Церковные службы проводятся на языке верующих.
Форма молитв и церковных песнопений: с обрядом совершения таинств и венчания: по обычаю древней Церкви (Женевская Псалтирь). 1542. Титульный лист. Форма молитв и церковных песнопений: с обрядом совершения таинств и венчания: по обычаю древней Церкви (Женевская Псалтирь). 1542.
Титульный лист. Согласно учению Кальвина, культовая музыка может быть только вокальной и одноголосной. В 1539 г. в Страсбурге под наблюдением Кальвина были изданы «Некоторые псалмы и гимны для пения» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»).
В 1562 году в Женеве была издана полная Женевская Псалтирь, также известная как Гугенотская. В ней содержится 125 простых мелодий, созданных малоизвестными композиторами, многие из которых не имеют определенного авторства. Позднее она была переведена на различные европейские языки. После смерти Кальвина, в религиозных обрядах начало использоваться многоголосие.
Композиторы начали сочинять мотеты на тексты и мелодии Женевской Псалтири, а также на собственные мелодии, применяя как простой гомофонный, так и развитый полифонический стиль. Среди авторов таких произведений выделяются К. Гудимель, К. Ле Жён, Я. П. Свелинк. В современном кальвинизме исполняются как традиционные одноголосные, так и многоголосные песнопения, в основном композиторов 16-17 веков.
Возникновение и распространение
Мартин Лютер заложил начало религиозной реформации в Европе в 1517 году. В Швейцарии этим делом занялся богослов Ульрих Цвингли. В 1529 году его ученики отделились от немецких протестантов.
Цвингли умер в 1531 году, и его дело было продолжено французом по имени Жан Кальвин, который переехал в Швейцарию. Его взгляды сформировались во время обучения в университетах Парижа и Орлеана. В 1532 году он начал интересоваться реформацией католической церкви, однако в течение нескольких лет продолжал исповедовать католицизм и не выступал против папства.
В 1535 году Жан Кальвин окончательно отрёкся от католицизма. Свою главную работу, "Наставление в христианской вере", он написал в это время, но первое издание было анонимным. Бежав от преследований, он уехал в город Феррара, а затем отправился во Францию. Благодаря военным действиям, начатым королём Франции Франциском I, он был вынужден остаться на пути в Женеве, которая тогда находилась под властью епископа в герцогстве Савойском.
Помимо Швейцарии, кальвинизм распространился во Франции. Местных последователей кальвинизма называли гугенотами, и к 1560 году их количество достигло 2 миллионов человек, что составляло 10 % населения королевства. В 1685 году власти отменили эдикт о веротерпимости, и французские протестанты были вынуждены эмигрировать. В Речи Посполитой кальвинисты проиграли католикам в ходе контрреформации в конце XVI века. Также к кальвинистам относятся Венгерская реформаторская церковь и пресвитериане в Англии и Шотландии.
Основные положения
Основная идея Ж.Кальвина заключалась в том, чтобы «очистить церковь от всего, что не требуется в Библии». Поэтому в его учении преобладает рационализм и недоверие к мистике. Основной доктриной кальвинизма следует считать идею о суверенитете Бога. Она включает в себя:
- Интерпретацию Библии исключительно на основе её собственных текстов, без использования других мест священного Писания.
- Признание богооткровенности Библии, что влечет за собой отрицание правильности идей церковных соборов.
- Отсутствие монастырей и монашества.
- Отказ от церемоний в храмах. В них не должно быть икон, духовной музыки и свечей.
- Духовенство не может помогать людям в спасении.
- Учение о предопределении.
- В церкви признаются только два обряда: причастие и крещение.
Устройство церкви, основанной на кальвинистских принципах, характеризуется развитой системой самоуправления, отличающейся независимостью от светских властей. Община кальвинистов также имела возможность контролировать своих лидеров — проповедников и пасторов, выбирая их из числа образованных прихожан и имея право вмешиваться в их личную жизнь.
Учение Жана Кальвина способствовало развитию капитализма в Новое время и формированию некоторых современных протестантских церквей, включая баптистов, пуритан, пятидесятников, методистов, евангельских христиан и даже мормонов, которых можно отнести к парарелигиозным общинам.
Протестантская конфессия руководствуешься вероучительные организационных принципам провозглашенный кальвино в xvl в
- Описание
- Алфавитный указатель
- Арабская философия
- Индийская философия
- Китайская философия
- Русская философия
- Этика
- Авторы
- Приложения
Кальвинизм (реформатская церковь) – одно из основных направлений Реформации, основанное Ж.Кальвином. Учение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения; отрицается свобода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других – к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.
Кальвинистская церковь основана на автономных сообществах — конгрегациях, которыми управляют консистории, включающие в себя пастора, диакона и старейшин, избранных из числа мирян. Конгрегация имеет полную самостоятельность в решении духовных вопросов. Учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви сильно повлияло не только на протестантизм, но и на западное общество в целом. В отличие от лютеранства, которое четко разграничивало сферы Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал, что государство должно не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее указаниям, настойчиво добиваясь божественной справедливости. Кальвин воплотил эту концепцию на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной консистории.
Сближая церковь и мир, кальвинизм был не только религиозным учением, но и политическим движением, которое играло важную роль в социальных конфликтах своего времени. Согласно этому учению, Бог посылает на землю "небесных мстителей", чтобы покончить с "кровавыми тиранами" — врагами Реформации.
Кальвинисты верили в своё провиденциальное назначение, неистощимую энергию в борьбе против монархов и католической церкви. Примерами служат О. Кромвель и Дж. Нокс.
В формировании капитализма огромную роль сыграла идея последователей Кальвина о том, что профессиональная деятельность является формой служения Богу, а успехи в ней – свидетельством «избранности». Согласно кальвинистской доктрине, вне церкви нет спасения, и любое диссидентство считается преступлением, подлежащим устранению.
Однако развитие буржуазного строя, пропаганда индивидуализма и свободы совести все чаще противоречили религиозному деспотизму. Примерно в начале 17 века в Англии, противостояние кальвинизму, известному здесь как пресвитерианство, привело к появлению различных сект (баптисты, квакеры, методисты и другие), выступавших за веротерпимость и полное разделение светской и церковной власти.
Великое значение имела дискуссия о свободе воли человека. Этот конфликт повторился в истории Северной Америки: первые пресвитериане-колонизаторы стремились установить теократический порядок в Новой Англии, что вызвало активное противодействие других протестантских группировок. В 20-м веке влияние кальвинизма на протестантскую теологию значительно возросло (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиозные консерваторы). В настоящее время самые влиятельные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгрегационалистские) функционируют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР. См. литературу к статье "Кальвин".
Правда о Католической Церкви † Απολογία.ru
- Главная
- Религиозные учения и секты
- Христианство
- Протестантизм
- Кальвинизм
Раздел религиозных учений и сект — Кальвинизм
Течение в христианстве под названием протестантизм или реформатство, связано с именем Жана Кальвина (1509-1564), французского гуманиста, который впоследствии принял идеи Мартина Лютера. В отличие от Лютера, Кальвин отверг многие христианские традиции, такие как почитание святых и Богородицы, иерархическая структура Церкви, монашество, а также большинство таинств, считая их лишь символическими. Он также осудил использование свечей, икон и креста в убранстве церкви, утверждая, что единственным источником вероучения должно быть Святое Писание. Библия, по его мнению, содержит все необходимое для устройства и функционирования Церкви.
Особенно важное положение в учении Кальвина занимает доктрина предопределения к спасению. В соответствии с его учением, ни личная вера, ни добрые дела не могут изменить судьбу человека. Одни избраны к спасению, другие — к вечному погибели, и выбор незыблем. Избранные получают дар веры и рождаются свыше, их свободная воля не играет почти никакой роли.
По мнению Кальвина, каждый человек в любое время и в любом месте находится на задании от Бога и несет ответственность за дары, которые ему были даны: время, здоровье, собственность. Основным способом служения Богу является труд. Материальное благосостояние воспринимается как благословение Бога, указывающее на то, что человек входит в число предопределенных к спасению.
Этические убеждения кальвинизма сформировались под влиянием данного учения, которое основывается на принципах "мирского призвания" и "мирского аскетизма". Главной добродетелью для последователей кальвинизма считается труд, в то время как праздность считается грехом. В связи с этим к кальвинистам очень негативно относятся к любым видам развлечений.
Свои взгляды Жан Кальвин изложил в ряде своих работ, таких как "Наставления в христианской вере" (1536 – 1559), "Церковные установления" (1541), "Женевский катехизис" (1545), "Вестминстерское исповедание веры" (1547) и "Шотландское вероисповедание" (1560).
Кальвин переехал в Швейцарию из Франции, где завоевал много последователей, главным образом среди представителей третьего сословия. Он поселился в Женеве, что позднее принесло ему прозвище "Женевский Папа". Кальвин был крайне нетерпим к католикам, жестоко преследовал их и многих посылал на костер. Любое расхождение с его взглядами считалось ересью, за которую он старался бороться.
Города, где кальвинизм становился доминирующей религией, превращались в своего рода казармы: звон колоколов указывал общее время для пробуждения, молитвы, отдыха и т.п. Одежда была скромной, все праздники и развлечения отменялись, а смех считался грехом. Единственным днем отдыха было воскресенье, посвященное молитве и пению псалмов.
В XVI веке кальвинисты объединились с последователями другого известного деятеля Реформации — Ульриха Цвингли (1484 — 1531), создав Реформатскую Церковь Швейцарии. В настоящее время кальвинизм как отдельное направление не существует. Основные вероучения кальвинизма присутствуют в учении реформатов, пресвитериан, конгрегационалистов и ряда других протестантских деноминаций.
В России эти направления входят в Союз евангелическо-реформатских церквей (с 1991 года), возглавляемый Синодом и Епископальной консисторией.
Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях, не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.