Просвещение как отрасль хозяйства: Роль образования в современном экономическом развитии

Просвещение как отрасль хозяйства: Роль образования в современном экономическом развитии

Просвещение как отрасль хозяйства играет ключевую роль в развитии общества, поскольку оно способствует формированию грамотного и компетентного населения. Вложение средств в образование и просветительские инициативы не только улучшает качество жизни, но и обеспечивает экономический рост, так как обученные специалисты более эффективно используют ресурсы и вносят вклад в инновации.

Кроме того, просвещение способствует социальной мобильности и справедливости, уменьшая разрыв между различными слоями населения. Благодаря доступу к знаниям, люди могут улучшить свои жизненные условия и активно участвовать в общественной жизни, что, в свою очередь, укрепляет демократические процессы и устойчивое развитие страны.

Непроизводственная сфера

Современная сфера непроизводства влияет на мировое экономическое пространство и включает множество предприятий, в которых работает большинство населения. Они вносят заметный вклад в общий доход. Большинство отраслей этой сферы напрямую связаны с удовлетворением потребностей людей в нематериальных продуктах и услугах. Эта сфера включает образование, здравоохранение, культуру и искусство, науку и ее обслуживание, спорт, социальное обеспечение, различные социальные службы, управление и другие отрасли.

Введение Возрастающая сфера обслуживания: определение и роль в общественном развитии…………………………………4

Цели сектора услуг…………………………………………………………7

Особенности рынка услуг………………………………………………………10

Основные проблемы развития сферы обслуживания……………………………14

Направления и пути будущего развития сферы обслуживания……………………16

Заключение

Список использованной литературы

Уникальный Реферат о финансах

— 164.50 Кб (Скачать файл)

  1. Роль непроизводственной сферы в общественном воспроизводстве…………………………..……4
  2. Цели непроизводственной сферы……………………. …….7

Список использованной литературы

Непроизводственная сфера — это разнообразные отрасли народного хозяйства, удовлетворяющие потребности людей и общества, кроме производства материальных благ.

1. Понятие непроизводственной сферы и ее роль в общественном воспроизводстве

Развитие сферы непроизводства отражает изменение общественных потребностей при повышении уровня жизни населения. Во всех развитых странах с середины XX века начал развиваться блок отраслей нематериальной сферы, включающий в себя образование, здравоохранение, социальные услуги и другие виды деятельности, направленные на развитие человеческого потенциала.

Разнообразие условий и способов организации работы делает ее гарантом практически полной занятости всех людей. При этом они не просто находят работу, но, имея возможность выбора профессии и сферы деятельности в соответствии с личными предпочтениями (психологическими и социальными особенностями, структурой личной мотивации, культурными и этническими стереотипами), в идеале преодолевают чувство отчуждения от труда, превращая его из обязанности в условие самовыражения.

Важно отметить, что сфера, не связанная с производством, удовлетворяет лишь второстепенные потребности и имеет меньшее значение по сравнению с производственной сферой, которая удовлетворяет основные потребности человека. Однако с развитием общества их количество становится все больше, а необходимость их удовлетворения — все более насущной. Существование современного человека немыслимо без медицинских учреждений, образовательных учреждений и правоохранительных органов. Даже организация свободного времени и развлечений как условие для снятия стресса и перегрузок, характерных для современного производства, являются социально значимыми.

Сфера непроизводства тесно связана с материальным производством. Работники, занятые в производстве материальных благ, обменивают их на услуги, которые оказываются в непроизводственной сфере, чтобы обеспечить жизненные нужды работников данной сферы и создать материальные условия для их труда (основные непроизводственные фонды).

Услуги, предоставляемые работниками непроизводственной сферы, используются работниками материального производства для личного потребления. Однако, это не означает полного исчезновения услуг в процессе воспроизводства. В противном случае не смогло бы существовать экономических отношений в непроизводственной сфере.

Уникальность воспроизводимости услуг, связанных с личным потреблением, проявляется в том, что сфера, не связанная с производством, создает условия для обновления воспроизводственного процесса.

Во-первых, услуги некоторых отраслей непроизводственной сферы включаются в затраты на производство рабочей силы и воспроизводятся работниками в процессе труда. Во-вторых, сфера личного потребления, в целом, является общественным процессом в рамках общественного воспроизводства.

Потребление товаров и услуг непроизводственным сектором обусловлено общественной необходимостью труда работников этого сектора и порождает экономические отношения по распределению этих товаров между работниками непроизводственных отраслей. В свою очередь, это требует постоянных затрат труда на производство товаров и услуг для непроизводственного сектора.

Развитие непроизводственной сферы зависит от уровня производительности труда работников производственной сферы. Чем выше этот уровень, тем больше возможностей у общества в выделении ресурсов для непроизводственного сектора.

Таким образом, не производственная сфера отличается:

1) разнообразием производимой продукции;

2) индивидуальным методом производства;

3) особенностями коммуникации между производителем и потребителем, выраженной в обслуживании;

4) недостаточной организацией производства;

5) минимальной автоматизацией;

6) отсутствием дифференциации труда и сотрудничества сотрудников.

«Культура и искусство» как отрасль национального хозяйства

Отрасль "культура и искусство" – объединение организаций, занимающихся производством однородной продукции или предоставлением однородных непромышленных услуг из одинакового сырья, а также соответствующих управляющих органов.

Культурно-художественная отрасль – это совокупность организаций, занимающихся основным направлением деятельности, связанной с сохранением, созданием, распространением и представлением культурных ценностей и благ, а также управляющих органов культурной сферы.

Хотя отрасль "культура и искусство" имеет социокультурные цели, она Включает в себя экономические механизмы, которые необходимы для ее функционирования.

Ниже приведены основные особенности экономической деятельности субъектов в отрасли культура:

  • Продукция отрасли предназначена для удовлетворения культурных и художественных потребностей потребителя, способствует развитию его эстетического вкуса;
  • Основная производственная деятельность в данной отрасли характеризуется творческим подходом и интеллектуальной уникальностью;
  • Технология производства и потребления продукции основана на применении законов художественного творчества и восприятия;
  • Основная экономическая форма продукции в данной отрасли — предоставление услуг;
  • Основные факторы, влияющие на цену продукции, — ее уникальность и художественное качество. Большая часть продукции не подвержена моральному старению, а, наоборот, со временем ее цена увеличивается;
  • Производство продуктов ориентировано в первую очередь на их совместное потребление в группах или коллективах, и основано на прямой и обратной связи между производителем и потребителем, не требует систематического потребления и не зависит от административного воздействия;
  • Продукция производится либо в единичном экземпляре, либо в небольших партиях, поэтому производство имеет характер мелкосерийного или единичного;
  • Основным "материалом" производства является сам потребитель продукции, что требует значительных затрат на формирование трудового фактора — работников. Производство на таких условиях является трудоемким, а требования к работникам — высокими;
  • Ключевым фактором производства со стороны предложения являются творческие способности работников;
  • Основным фактором производства со стороны спроса является количество свободного времени у посетителей, от которого зависят технологический ритм и финансовые ресурсы производства;
  • Средства производства (техника, оборудование) играют вспомогательную роль и не влияют на производительность труда работников основного производства;
  • В организации производства имеет большое значение подготовительные процессы (репетиции, написание пьес, музыки, картин, организация экспозиции, комплектование и прочее), которые занимают большую часть времени и трудовых затрат.

Экономические границы отрасли определяются характером выполняемых функций. Совокупность видов деятельности, обладающих этими чертами, и образует отрасль культуры, состав которой можно представить в виде двух взаимосвязанных подотраслей:

Одна из подотраслей — "искусство" — объединяет различные виды деятельности, направленные на создание новых художественных форм. Сюда входит работа театров, концертных и эстрадных организаций, киностудий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллективов, а также деятельность литераторов, актеров, режиссеров, музыкантов, скульпторов и других представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе.

Вторая подотрасль — "культурное просвещение" — занимается сохранением, распространением и применением созданных в области "искусства" художественных форм. Сюда включается деятельность клубов, музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, библиотек, архивов, заповедников, планетариев, кинотеатров и других организаций, а также индивидуальная культурно-просветительская деятельность.

Сфера культуры стремительно развивается и включает в себя различные структуры, такие как издательства, мастерские по реставрации, звукозаписывающие студии, заводы по производству кинофильмов, предприятия по производству специального оборудования (освещение, кино- и фотоаппаратура, материалы и другие), рекламные и гастрольные агентства, компании по производству и распространению произведений, образовательные учреждения (музыкальные школы, художественные школы, консерватории, высшие учебные заведения в области культуры и искусства), научно-исследовательские институты и методические центры, органы управления культурой (Министерство и его агентства, региональные управления культурой).

Структуры, составляющие инфраструктуру культуры, могут быть классифицированы по выполняемым функциям: управленческие, производственные, образовательные, научно-методические, снабженческо-сбытовые.

Эти организации и отдельные производители обеспечивают отрасль культуры необходимыми факторами производства. Они включены в состав других отраслей, однако технологические связи объединяют их деятельность с организациями культуры. Например, киностудии сотрудничают с кастинговыми агентствами, кинокопировальными фабриками, продюсерскими компаниями и другими предприятиями, предоставляющими услуги в процессе производства и выпуска фильма. Библиотеки взаимодействуют с книжными коллекторами, магазинами, методическими центрами, институтами культуры, предприятиями по производству библиотечного оборудования и другими учреждениями.

Сфера культуры состоит из отраслей, занимающихся производством культурного продукта, его распространением и созданием необходимых условий. Все они объединены экономико-технологическими связями.

Главное звено в отрасли "культура и искусство" — организации, занимающиеся культурой и искусством.

Организации культуры занимаются сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей, а также предоставлением культурных благ населению.

Сюда относятся театры, кинотеатры, концертные организации, цирки, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха, зоопарки и другие

Библиотеки бывают публичные, учебные, научные, специальные и специализированные, предназначенные для обслуживания определенных групп населения.

Клубные учреждения подразделяются на Дворцы и Дома культуры, городские и сельские клубы, социокультурные комплексы, центры досуга и т.д.

Среди музеев можно выделить краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, естественно-научные, художественные и другие типы.

Театры бывают оперные, балетные, музыкальной комедии, драматические, для юного зрителя, кукольные и другие (пантомимы, теневые и т.д.)

Концертные организации включают в себя филармонии, самостоятельные концертные залы, концертные объединения, занимающиеся гастрольной и фестивальной деятельностью и прочее.

Независимые музыкальные группы делятся на филармонические и эстрадные. К филармоническим коллективам относятся симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, народные хоры и другие музыкальные коллективы.

Цирки бывают стационарные, передвижные (шапито) и зооцирки.

Большинство цирков в России входят в Российскую Государственную цирковую компанию "Росгосцирк", которая подчиняется Министерству культуры России.

Театры, музыкальные коллективы, цирки — все они относятся к группе организаций исполнительских искусств (в более ранней терминологии — театрально-зрелищные предприятия).

Каждая культурная организация играет свою уникальную роль и занимает определенное место в отрасли. Значение и функции культурных организаций изменяются под воздействием общественных отношений.

В 2004 году в Российской Федерации было зарегистрировано 112 тысяч организаций культуры и учебных заведений, занимающихся культурой и искусством.

Организации культуры могут быть частью Министерства культуры РФ или других ведомств. В то же время, помимо культурных организаций, в составе Министерства культуры могут находиться и организации других отраслей.

Общее количество организаций культуры приближается к 180 тысячам, а количество работников в этой сфере составляет 1,2 миллиона человек, что составляет 2% от общего числа работающих в экономике.

Представленные сведения свидетельствуют о значимости сети культурных организаций в РФ и положительной динамике различных видов деятельности. Это указывает на перспективы развития отрасли в целом. В то же время, необходимым является развитие сети культурных организаций с применением разнообразных методов, включая организационно-правовые, экономические, социально-политические.

Функции управления в данной отрасли осуществляются органами исполнительной власти:

  • на федеральном уровне – Министерство культуры Российской Федерации;
  • на региональном уровне – управления, комитеты, департаменты, министерства культуры субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне – отделы, управления, комитеты, департаменты культуры администраций муниципальных образований.

При децентрализации управления культурой органы управления на региональном и муниципальном уровне подчиняются соответствующим исполнительным органам власти, которые определяют культурную политику на своей территории. Это, однако, не исключает взаимодействия различных уровней управления культурой.

Текущие тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе:

  1. Разрушение отраслевой иерархии — формирование иерархии управления культурой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
  2. Структурные изменения в отрасли. Уменьшение количества массовых учреждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха. Увеличение количества театров, концертных организаций и коллективов, музеев.
  3. Развитие новых форм культурных учреждений, которые объединяют разнообразные виды деятельности, традиционно принадлежащие различным отраслям культуры и даже другим социальным сферам — центры досуга, эстетические центры, социально-культурные и культурно-спортивные комплексы и другие.
  4. Развитие частного сектора в культуре (в основном, в области концертов и выставок). Увеличение разнообразия общественных движений и объединений в сфере культуры.
  5. Разделение культурных организаций на коммерческие и некоммерческие. Расширение коммерческого сектора, рассматривающего культурную деятельность как вид бизнеса.
  6. Появление новых, нестандартных и внебюджетных источников финансирования государственных (муниципальных) некоммерческих организаций культуры: доходы от реализации авторских прав, доходы от предпринимательской деятельности, средства спонсоров, гранты благотворительных фондов и другие.
  7. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной деятельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярмарок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и других.
  8. Пересмотр роли организаций и управляющих органов в области культуры, внедрение современных информационных и управленческих технологий (социокультурное проектирование, фандрайзинг, PR и др.). Новые требования к кадрам в сфере культуры.

Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме

При определении границ образования как отрасли социально-культурной сферы используется следующая интерпретация: образование — это процесс и результат усвоения знаний и навыков, включенный в контекст социализации личности.

К образованию как отрасли относят: — детское дошкольное воспитание в дошкольных учреждениях, — общее среднее образование, — подготовку кадров.

Подготовка кадров включает в себя профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование.

Основной субъект образования как отрасли — образовательное учреждение. Оно самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

Экономика образования — специализированное направление в экономическом знании, изучающее сферу образования. Ее предметом изучения являются закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования. В более подробном плане предмет экономики образования включает следующие элементы:

— оценка эффективности вложения ресурсов в отрасль и ее подсистемы; — необходимый уровень государственного финансирования образования и финансирования на определенном этапе; — источники внебюджетного финансирования; — государственная политика стимулирования инвестиций в образование; — оптимальное сочетание децентрализации и централизации в обеспечении ресурсами образовательных учреждений; — методы и технологии прогнозирования потребностей в ресурсах образовательных учреждений при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.

Главная задача образования в экономике заключается в развитии "человеческого капитала". При выполнении этой задачи, образование косвенно выполняет производственные и доходные функции, так как улучшение общего и профессионального образования обеспечивает экономию материальных ресурсов, повышение качества продукции и увеличение производительности труда.

В 20-е годы в России академиком С.Г.Струмилиным были проведены первые исследования по расчету экономического влияния образования. Путем сравнения производительности труда рабочих с их уровнем образования было выявлено, что базовая грамотность, достигаемая за год обучения, увеличивает производительность труда на 30%. Также было установлено, что увеличение уровня образования на один класс средней школы в среднем увеличивает число рационализаторских предложений на 6% и сокращает сроки освоения новых операций рабочими на 50%.

— Соединенные Штаты — 17,6; — Германия — 15,5; — Франция — 15,3; — Япония — 14,6; — Великобритания — 13,9; — Италия — 11.

Рабочий в США в 1995 году провел в учебе 14,2 года 17 . В список стран с высоким уровнем высшего образования входят: США (35% трудоспособного населения имеет высшее образование), Канада (30%), Швейцария (24%), Швеция (21%), Япония (21%), Финляндия (18%), Германия (17%), Англия (15%), Франция (14%), Италия (6%) 18 .

16 Генкина Б.М. Экономика и социология труда. — М., 1988. — С.73. 17 Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история, современность. — М., 1996. — С.119, 184. 18 Поиск. — 1997. — №13. — С. 9.

Основы экономики образования

Просвещение как отрасль хозяйства: Роль образования в современном экономическом развитии

Сегодня, образование играет важную роль в жизни и работе человека. Без определенного уровня знаний трудно оценивать ситуации, принимать решения, а также раскрывать свои способности и применять их на практике.

Отсутствие образования мешает получить хорошо оплачиваемую работу и наслаждаться преимуществами жизни. Образование позволяет человеку изменять внешний мир и самого себя. Через образование человек узнает новые науки и навыки, что делает его способным к творческой деятельности. Хозяйственная деятельность становится более эффективной благодаря образованию, и хозяйственные процессы могут получать новые стимулы к развитию.

Образование — это сложное и многогранный явление, которое охватывает сферы экономики и социальных отношений. Изучение образования имеет множество аспектов и направлений.

Под образованием подразумевается набор знаний, информации и навыков, необходимых для человека. Человек приобретает этот объем знаний и практических навыков в различных образовательных учреждениях, а затем усовершенствует их в процессе трудовой деятельности.

Важно рассматривать образование как отдельную отрасль национальной экономики. В связи с ее особенностями, данная система экономических отношений является уникальной и заслуживает внимательного изучения. Образовательная сфера создает потенциал для экономики, устанавливает новые условия для ее развития, формирует необходимые квалифицированные кадры. Образование следует исследовать как интеллектуальный фундамент общественного развития, основу роста производственной силы и совершенствования производственных отношений, определяющих условий жизни людей.

Развитие сферы образования в качестве отрасли экономики требует изучения ее внутренних процессов, закономерностей и тенденций. Поэтому возникает экономика образования как отдельная научная дисциплина, аналогичная экономике строительства, сельского хозяйства, транспорта и другим отраслям. Она направлена на разработку основных принципов управления и хозяйствования.

Несмотря на широкий спектр научных исследований, для экономики образования ключевой остается проблема человека и его экономической деятельности в данной сфере. Поэтому важным аспектом становится изучение социальных аспектов. Экономическая наука связывает эту проблему с концепцией "человеческого капитала", который является определяющим фактором развития, и рассматривает его в контексте экономики образования как условия формирования и роста.

Исторически образование возникло как особый вид деятельности задолго до осознания необходимости человеком создания различных благ для обеспечения своей жизнедеятельности.

Эволюция образования в основном определяется постоянным стремлением человека к знаниям, способствующим изменению условий труда и улучшению его содержания и формы.

Исторические этапы развития образования связаны с основными цивилизационными сдвигами в мировой экономике. Переход от аграрного к индустриальному и затем к постиндустриальному обществу сопровождался появлением, развитием и совершенствованием системы образования.

В условиях преобладания сельского хозяйства и развития мелкого производства появилась необходимость в работниках, занятых неквалифицированным трудом: торговцах, лавочниках, гончарах, ткачах, сапожниках, фермерах, моряках, купцах. Основные профессии обучались в небольших ремесленных школах, где учебный процесс в основном сводился к обучению грамоте и письму.

Небольшие церковные школы наполняли духовные нужды и укрепляли религиозные убеждения. Приземленное образование считалось роскошью. Изучение философии и истории, литературы и искусства, иностранных языков и музыки было доступно только для богатых граждан и проводилось в домашних условиях специально обученными учителями. При этом религиозные знания по-прежнему оставались ведущими по сравнению с другими областями знаний.

В эпоху промышленности, охватившую XVIII-XIX века и начало XX века, расцвет отраслей промышленности во многих европейских странах и формирование мирового рынка вызвали необходимость в квалифицированных работниках с различными специальностями и образованием разного уровня, включая университетское. Исследования по истории образования этого периода отмечают распространение европейских университетов, возникших в крупных городах-центрах ремесла и торговли.

Итальянские, английские, французские и немецкие университеты обучали специалистов в области горнодобычи, литейного производства, судостроения, химической и текстильной промышленности. Ручной труд постепенно уступил место фабричному и заводскому производству, и наиболее передовые производители начали применять первые конвейерные технологии. Этот рост промышленности вызвал потребность в квалифицированных работниках, для которых нужны были специалисты управленческого уровня. Развитие материального производства привело к развитию сферы услуг, и университеты начали готовить менеджеров, банкиров, юристов и других представителей сферы обслуживания.

Бурный рост высшего образования требовал подготовки работников с "доуниверситетским" образованием, что привело к формированию структуры образования различного уровня.

В индустриальный период организация образования стала более сложной из-за увеличения числа участников образовательного процесса. В процесс включились обучающие учреждения, государство, предприятия, различные нормативные институты (нормативно-правовая база, контрактация), а также другие общественные институты, образовав систему образования. Это усложнение отношений в сфере образовательной деятельности было вызвано, с одной стороны, потребностью человека в умении взаимодействовать с техникой и организационной структурой, с другой стороны, более высокий уровень знания определил улучшение процесса труда.

В ХХ веке произошло значительное развитие образования в период постиндустриального развития. Это произошло в реакции на изменения в обществе и производстве, так как увеличение количество работников, занятых умственным трудом, и усложнение процесса труда требовали большего количества специалистов, что привело к выделению образования в самостоятельную отрасль.

Сформировавшаяся экономика образования характеризуется собственной системой отношений в отношении присвоения и использования ресурсов, а также особыми формами организации производства. Основными участниками этих отношений являются образовательные учреждения, связанные институциональными и финансовыми отношениями с государством, предприятиями и учащимися. Основой образования в этот период является получение основного и дополнительного образования при условии самостоятельности педагога (преподавателя), создающего уникальные знания.

Развитие образования соответствует этапам развития общества. На текущем постиндустриальном этапе образование становится все сложнее из-за увеличения числа участников образовательного процесса и усиления влияния знания на труд человека и его окружение. Интеллектуальная составляющая человеческого труда становится все более выраженной, и это является не только направлением трансформации системы образования, но и одной из ключевых характеристик инновационного общества.

Экономика образования изучает особенности экономических отношений в сфере образования и является важной частью экономической теории.

Одним из наиболее общих определений экономики образования как науки является следующее.

Исследование экономики образования направлено на анализ материальных отношений людей, занятых в сфере образования, учет экономических аспектов деятельности учебных заведений и взаимосвязи образования с другими отраслями экономики.

Таблица 1 – Историческое развитие образования

Материальное производство и непроизводственная сфера

Национальная экономика — это систематизированная экономическая деятельность, осуществляемая на отраслевом и региональном уровнях внутри страны и регулируемая институциональной системой. Государство как исторический и экономический субъект представляет собой часть мира с уникальными характеристиками в экономическом, геополитическом и духовном аспектах.

1. Понятие и компоненты национальной экономики 2. Сферы и разделы национальной экономики 3. Взаимосвязь материального производства и сферы непроизводственных услуг 4. Список использованной литературы

Содержимое работы — 1 файл

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Если мы рассматриваем создание услуг, духовно-интеллектуальных продуктов, информации как производство, то различие между производственной и социально-культурной сферами становится не таким уж значительным, так как все отрасли заняты производством ценностей и экономических благ.

Материальное производство — это производство, напрямую связанное с созданием материальных ценностей и предоставлением материальных услуг: строительство, монтаж, земельные работы, ремонт и т.д.

Основной целью материального производства является производство продукции, удовлетворяющей потребности людей или систем.

Производственные отрасли включают в себя промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, торговлю, общественное питание.

Также сюда относится полиграфия (книгопечатание), коммунально-бытовое обслуживание, охота, собирательство плодов, ягод, лекарственных растений и другие виды деятельности.

Наиболее значимой отраслью экономики является промышленность, которая обеспечивает около 50% производства в индустриально развитых странах, в то время как доля сельского хозяйства составляет около 10-20%, а строительство — от 10 до 15%. Остальные виды деятельности приходятся на долю других отраслей.

Промышленность включает в себя работу с природными ресурсами, их обработку, переработку и производство материальных благ.

Многообразие отраслей промышленности включает в себя добычу различных видов сырья (угля, нефти, газа, руды, торфа, сланцев и т. д.), а также его обработку и переработку (металлургию, химическую и нефтехимическую промышленность, пищевую, машиностроение, текстильную и другие). Эти отрасли дополнительно делятся на более узкие специализации (которые экономисты иногда называют подотраслями).

Например, в области машиностроения выделяются такие отрасли как авиастроение, станкостроение, ракетостроение, судостроение, приборостроение, электротехническая и радиотехническая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение и ряд других специализаций.

В машиностроении сосредоточены как гражданские, так и оборонные отрасли промышленности.

Понятие об отраслях не имеет четкого определения. Существуют чистые отрасли, производящие только один вид продукции (например, только добывающие уголь), хозяйственные отрасли, производящие в основном продукцию данной отрасли, и административные отрасли, находящиеся под управлением одного министерства или департамента.

Сфера материального производства охватывает все отрасли, где производятся материальные блага, удовлетворяющие потребности человека, как личные, так и общественные. Различия между сферой материального производства и непроизводственной сферой являются принципиальными. Четкое разграничение отраслей материального производства от других видов деятельности необходимо для правильного определения общественного продукта и национального дохода.

Затраты на обслуживание непроизводственной сферы возникают за счет добавленной стоимости, созданной трудом работников сферы материального производства.

Во-первых, через государственный бюджет (например, на образование, здравоохранение и управление); во-вторых, за счет личных доходов работающих, которые в обмен на часть своего дохода получают особую потребительскую стоимость — услугу.

Труд работников, занятых в сфере материального производства, считается производительным трудом.

Анализ включает в себя различные отрасли материального производства, такие как промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и другие виды производства (издательство, кино, звукозапись, проектирование, заготовка металлолома и утильсырья, заготовка дикорастущих растений, плодов, грибов, семян, трав и их первичная обработка, охотничье хозяйство).

В ряде других стран происходит классификация сфер материального производства со своими особенностями. Обычно это связано с включением в материальное производство таких видов деятельности, которые потребителям представляются как услуги, но имеют характерные черты производственного труда. Иногда сферу материального производства расширяют до не только грузового, но и пассажирского транспорта, а также обслуживание населения через связь.

Особое значение приобретает наука, которая становится ключевым производственным фактором, непосредственной силой производства. Научная деятельность является сферой духовной деятельности, но её основные достижения внедряются в производство, изменяя качественный и количественный состав производственных средств и обеспечивая тем самым рост производственных сил общества.

Лишь часть научной деятельности относится к сфере материального производства, где труд работников напрямую приводит к созданию материальных благ. Эти организации распределены по соответствующим отраслям: например, биостанции и биолаборатории обслуживают сельское хозяйство, лесные почвенные лаборатории поддерживают строительство, а организации по глубокому разведочному бурению занимаются нефтью и газом.

Экономическая наука для буржуазии не проводит различий между сферой материального и нематериального производства. Поэтому в капиталистических странах национальный доход рассчитывается как сумма доходов населения, полученных в обеих сферах деятельности, включая работу военнослужащих, полицейских, чиновников и религиозных организаций. Такая классификация помогает скрыть истинный эксплуатационный характер социальной структуры общества.

Структура отраслей в экономике постоянно меняется. Развитие производства, технический прогресс и разделение труда приводят к появлению новых сфер в экономике и изменению баланса между нематериальной и непроизводственной сферами.

Помимо областей материального производства, экономика охватывает отрасли, относящиеся к социально-культурной сфере, такие как образование, культура и искусство, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение. Вместе с коммунальным хозяйством и бытовым обслуживанием населения, эти отрасли обычно называют сферой услуг.

К социально-культурной сфере относятся также наука и управление, наряду с отраслями сферы услуг. Часть экономики, которая непосредственно связана с конечными потребностями человека, семьи, социальных групп, общества и их удовлетворением, принято называть социальной сферой. Строго границы этой сферы провести и отделить от остальной части экономики сложно, потому что все отрасли экономики в конечном итоге ориентированы на социальную сферу и на повышение благосостояния людей.

В то же время можно выделить отрасли, которые тесно связаны с людьми в плане производства и потребления товаров и услуг, а также получения доходов. Сюда относятся сфера производства потребительских товаров, сфера услуг и домашние хозяйства, так как они являются основными потребителями. Таким образом, социальная сфера включает в себя потребительский сектор и сферу услуг.

Социальная экономика включает не только социальную сферу, но и все, что связано с доходами и расходами населения, заработной платой, налогами, ценами на товары и услуги, платностью и бесплатностью услуг, уровнями потребления материальных и духовных благ.

Эти потребности охватывают организацию и осуществление обмена, распределение и потребление материальных благ, производство духовных благ и всестороннее развитие личности, в том числе охрану и укрепление здоровья людей. Кроме того, сфера непроизводства удовлетворяет социальные потребности человека и общества в целом как единого общественного организма.

К непроизводственной сфере относят: жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения); здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение; просвещение; культуру; искусство; науку и научное обслуживание; управление; общественные организации.

В нематериальной сфере экономики большую роль играют области, такие как образование, культура, здравоохранение и производство специализированных услуг, которые представляют собой специфические объекты потребления. Эти объекты потребления, лишенные материальной формы, используются в процессе своего производства. Поскольку они не имеют материальной формы, они не могут накапливаться и, следовательно, не влияют на образование национального дохода. Однако они входят в фонд личного потребления общества.

Труд служащих, предоставляющих услуги, напрямую влияет на человека. Он участвует в создании трудовых ресурсов, в котором непрерывно растут расходы на удовлетворение духовных потребностей. Однако труд рабочих, занятых в области образования, культуры, здравоохранения, не включается в издержки их воспроизводства. Здесь включены затраты труда рабочих материального производства на удовлетворение их потребностей в образовании, культуре, медицинской помощи. Взамен этой части необходимого продукта рабочие материального производства получают полезный эффект труда сферы услуг.

В отличие от материального производства, труд работников нематериальной сферы, таких как просвещение и культура, оказывает социальное влияние и имеет идеологическую направленность.

Если труд работников нематериальной сферы организован в господствующей форме производства и реализует цели способа производства, он считается производительным.

Развитие нематериальной сферы зависит от уровня производительности труда работников материального производства, так как это определяет возможности выделения ресурсов для нематериальной сферы.

В странах с разным уровнем развития производительных сил, но с одинаковой занятостью в нематериальной сфере, структура отраслей сильно отличается. Страны с высоким уровнем развития имеют более прогрессивную структуру в нематериальной сфере.

Характер и масштаб нематериальной сферы зависят от системы господствующих производственных отношений. В странах с развитой рыночной экономикой высокий уровень развития нематериальной сферы является следствием развития производительных сил. Это проявляется в чрезмерном развитии таких отраслей нематериальной сферы, как торговля (реклама), управление, кредит и финансы.

Значительные суммы направляются в отрасли нематериальной сферы, такие как здравоохранение, образование и т.д. Развитие нематериальной сферы подчинено основному экономическому закону — созданию добавленной стоимости.

Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой, развитие нематериальной сферы направлено на увеличение благосостояния работников и всестороннее развитие личности. С развитием общества в процессе взаимодействия с материальным производством, нематериальная сфера оказывает все большее влияние на развитие производственных сил и повышение производительности общественного труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бильчак, В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. — Москва: Академия, 2008. – 300 с.
  2. Градов, А. П., Национальная экономика: 2-е изд. — СПб.: ПИТЕР, 2009. — 240 с.
  3. Орешин, В.П., Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 112 с.: ил.
  4. Сафронов, Н.А., Экономика предприятия: Учебное пособие. – Москва: Изд-во Юристъ, 2008. – 320 с.

Морской и внутренний водный транспорт

Россия обладает самой крупной водным транспортом системой, которая используется для перевозок товаров как по морю, так и по рекам. Морской транспорт в основном используется для международных перевозок и предлагает целый ряд преимуществ:

  • низкая стоимость перевозок;
  • большая грузоподъемность;
  • низкий уровень энергопотребления;
  • высокая проходимость.

Общая протяженность морских судоходных линий составляет 1 миллион километров.

Внутренний водный транспорт активно используется в России из-за недостатка морских перевозок. Этот вид транспорта считается одним из старейших. Он осуществляет перевозку грузов и пассажиров через реки, озера, каналы, водохранилища и шлюзованные участки. Общая протяженность внутренних водных путей в стране составляет около 100 000 километров.

Однако существует сезонность в использовании речного транспорта из-за суровых климатических условий, в которых находятся многие судоходные реки, а также из-за недостатка современных каналов, способных соединить бассейны рек в единую систему.

Связь: состав, место и значение в хозяйстве

Важное значение в жизни каждого человека занимает коммуникация. С ее помощью мы можем обмениваться информацией с любой точки планеты. Вместе с традиционными видами связи, с развитием науки и новых технологий, появляются новые формы общения. К ним относятся:

  • почтовая;
  • электросвязь;
  • радиосвязь;
  • телефонная, мобильная;
  • спутниковая;
  • локальная связь.

Уровень развития связи напрямую влияет на экономическую стабильность страны, благосостояние населения, уровень доходов граждан и даже военную мощь государства.

Отрасль связи становится все более значимой и ключевой в экономике. Ее роль постоянно растет год от года во всех сферах деятельности. Особенностью этой области услуг является их эффективность и прибыльность, что привлекает инвесторов в современные виды связи, обещающие быструю отдачу. Российский рынок мобильной связи является одним из самых развитых.

Каждый год растет количество пользователей мобильных телефонов и Интернета, появляются новые компании, предоставляющие связанные услуги.

Отрасли экономики: наука и образование

Сфера науки и образования играет ключевую роль в развитии экономики, поскольку она занимается накоплением, систематизацией и сохранением знаний о мире и человеке, а также передачей этой информации будущим поколениям. Научные исследования позволяют расширить границы человеческого знания и помогают в поиске решений для глобальных проблем, таких как улучшение экологии, преодоление экономического кризиса и обеспечение устойчивого развития.

С увеличением численности населения планеты возникает вопрос о том, как обеспечить пищей все больше людей. Однако наука стремится найти ответы на эти и другие глобальные проблемы и предлагает стратегии развития человечества на будущее.

Наука и образование тесно взаимодействуют со всеми сферами экономики: успешное развитие экономики страны невозможно без внедрения научных принципов и достижений в производство, а также без подготовки квалифицированных кадров в учебных заведениях для всех отраслей экономики.

Включает в себя: различные области знаний, такие как общественно-гуманитарные, естественные и технические науки, а также ступени образования: начальное, среднее и высшее. Например, профессии в этой области могут быть разнообразными: воспитатель, учитель, бизнес-тренер, методист, а также ученые в области физики, кибернетики, химии, биологии, генетики, океанологии, экологии, метеорологии, социологии, психологии, филологии и многие другие.

Объем финансирования научной сферы в России вырос на 3,3 раза с 2000 года, однако за последние 4 года этот показатель постепенно сокращается. За последние 15 лет появилось несколько современных научно-образовательных центров – Сколково (Москва), Иннополис (Татарстан), Кольцово (Новосибирск). Наука сталкивается с множеством проблем, а золотая эра советской науки осталась в прошлом. Тем не менее, создание новой современной науки становится все более интересным и важным!

Каков ваш прогноз относительно будущего науки и образования? Доступность образования будет увеличиваться – любой желающий сможет поступить в учебное заведение в любой точке мира и обучаться на дистанционной основе. Уже сегодня в России есть возможность не только проходить онлайн-курсы по английскому языку, играть на гитаре или заниматься бисероплетением, но и получить полноценное среднее образование, проходя обучение онлайн и получая государственный диплом об окончании 11 классов.

В будущем в школах все больше будут использоваться современные технологии и устройства. Отметим, что в новых школах не будет использоваться бумажные учебники. Вместо этого ученики будут использовать электронные учебники на планшетах или смартфонах, где они смогут найти всю необходимую информацию, художественную литературу и образовательные фильмы. Таким образом, библиотека также изменится и станет необычным местом для посещения, где ученики смогут находить информацию, подобно архиву с рукописями.

Будущее изменение образа жизни человека можно описать пословицей "Учиться — значит жить". Из-за увеличившейся продолжительности жизни человек будет иметь возможность чаще менять свою деятельность, переучиваясь и получая новые навыки и компетенции. Из-за интереса к новым открытиям будет появляться все больше наук, сочетающих в себе элементы традиционных областей знания, таких как наноинженерия, космобиология и другие.

  • Игропедагог (использует игровые методики в образовательном процессе)
  • Координатор образовательной онлайн-платформы (отвечает за разработку курсов для онлайн-обучения)
  • Консультант по индивидуальному образованию (предоставляет услуги по планированию эффективных образовательных программ)
  • Наноинженер (занимается исследованием физики микромира для создания новых продуктов и материалов)
  • Биоинформатик (занимается исследованием информации, содержащейся в биологических клетках)
  • Космобиолог (изучает поведение биологических систем на других планетах и в условиях космоса)

Как стать ученым? Ученые — это любознательные люди. Поэтому, чтобы стать ученым, важно сохранить свою природную любознательность. Что еще необходимо будущему ученому?

• Найдите интересующий вас предмет для изучения, в который вы будете увлекаться. Возможно, именно он выберет вас, а не вы его. • Хорошо учиться в школе, по крайней мере по тем предметам, на которых вы собираетесь специализироваться. Обучение в школе — это путь к научному познанию.

Возможно, школьные знания будущему дизайнеру, спасателю или актеру будут не так полезны, как исследователю или педагогу. • Занимайтесь образованием и самообразованием. Школьного курса, конечно, недостаточно для погружения в биологию, физику или лингвистику. Поэтому ищите информацию в различных источниках: книги, онлайн-курсы, музеи, документальное кино.

Важно оценить каждый источник, ведь вы же будущий ученый, а ученые критически относятся к любой информации и проверяют ее. • Изучайте несколько иностранных языков. Они будут необходимы для общения в научном сообществе: участвовать в конференциях, читать литературу (а это также общение), слушать онлайн-лекции ученых со всего мира. • Участвуйте в олимпиадах, научных конференциях и форумах для школьников, конкурсах научных работ и других мероприятиях, которые проводятся в вашем регионе. Это возможность познакомиться с единомышленниками, найти наставника и расширить представления о мире. • Посещайте кружки в вузах и школах для будущих ученых. К таким проектам относится Зимняя Пущинская Школа, Летняя Лингвистическая Школа, Летняя Экологическая Школа, Международная Компьютерная Школа и профильные смены в нашем детском лагере "Профессионалы Будущего". Посещение научного лагеря вдохновляет на саморазвитие и помогает с профориентацией.

Если вы мечтаете стать ученым, вам необходимо поступить в университет, где преподают сильные теоретические дисциплины. В России лучшими научными вузами считаются МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. H.Э.

Баумана, МФТИ, СПбГУ, НИЯУ "МИФИ", ТГУ (Томский университет), НГУ (Новосибирский государственный университет).

Работа ученым или учителем (а возможно, и тем и другим) – это нелегкий труд. Но радость открытий, польза вашей работы, свобода выбора темы для исследования и возможность карьерного роста перекрывают все недостатки. Желаем вам успехов в научной карьере!

Хотите получать свежие статьи о профессиях? Подпишитесь на нашу рассылку!

Помимо тех отраслей, что описаны в учебнике, существуют и другие сферы экономики. Например, лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните (устно), чем занимается каждая из этих отраслей.

reshalka.com

ГДЗ рабочая тетрадь по окружающему миру 2 класс (часть 1) Плешаков. Что такое экономика. Номер №3

Сферы деятельности: • Лесное хозяйство − это отрасль, занимающаяся управлением лесными ресурсами: изучением лесов, их охраной и восстановлением, контролем за использованием лесов в хозяйственных целях, их защитой от пожаров и вредителей. • Связь − это отрасль, занимающаяся развитием и регулированием средств связи: радио, телевидение, Интернет, телефония и другие аналогичные средства. • Общественное питание − это отрасль, занимающаяся производством и продажей кулинарной продукции: рестораны, кафе, столовые, буфеты, кондитерские, булочные, кафетерии и другие предприятия. • Жилищно−коммунальное хозяйство − это отрасль, обеспечивающая работу инженерной инфраструктуры в населенных пунктах: системы водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, уборки мусора и благоустройства территорий. • Банковский сектор − это отрасль, обеспечивающая работу банков и финансовой системы страны, включая государственные и частные банки, Центральный банк Российской Федерации и другие финансовые учреждения. • Бытовое обслуживание населения − это отрасль, предоставляющая различные услуги населению: ремонт обуви, одежды, бытовой техники, транспортные услуги, услуги химчистки и прачечной, услуги по ремонту и отделке квартир, парикмахерские, маникюрные салоны, прокат велосипедов, мопедов и самокатов, а также другие услуги.

можно переписать следующим образом:

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий