Сизифов труд можно увидеть в повседневной жизни людей, когда они занимаются рутинной, кажущейся бессмысленной работой. Например, многие сотрудники офисов часами заполняют отчеты и ведут документацию, несмотря на то что это часто вызывает только усталость и не приносит удовлетворения. Даже при наличии успехов, их работа может восприниматься как бесконечная цепь однообразных задач, которые не приводят к заметным результатам.
Также подобный труд можно наблюдать в быту: например, когда родитель каждый день убирает дом или заботится о детях, но это не всегда воспринимается как значимое достижение, особенно если в результате появляются новые беспорядки и заботы. Такие случаи напоминают миф о Сизифе, где усилия человека кажутся напрасными, но именно в процессе труда могут скрываться важные уроки жизни и личностного роста.
Выражение "сизифов труд": происхождение, смысл
Что представляет собой "труд Сизифа" и что означает это словосочетание? Многие используют его, не задумываясь о его происхождении. Однако за этой фразой скрывается удивительная история древнегреческого мифа о хитроумном царе, смело пытавшемся перехитрить саму смерть. Узнайте подробности!
Легенда о Сизифе в древнегреческой мифологии
История происхождения сизифова труда уходит своими корнями в легенды о легендарном царе и основателе города Коринф — Сизифе. Его известность пришла не только благодаря мудрости и богатству, но также из-за хитрости, коварства и порой жестокости в отношении своих врагов.
Однажды Сизиф посмел грубо обвинить верховного бога Зевса в похищении прекрасной нимфы Эгины. Разгневанный Зевс послал к Сизифу бога смерти Танатоса, чтобы он немедленно забрал душу дерзкого царя в царство мертвых.
Однако хитрый Сизиф устроил пир для Танатоса, а после того как тот напился, сковал его узами и запер в подземелье.
По этой причине люди перестали умирать — даже те, кто был смертельно болен или тяжело ранен. Это вызвало недовольство среди других богов. Они послали Ареса освободить Танатоса из плена. Но за его коварство и "игры со смертью" после смерти Сизиф был приговорен богами к вечным мукам в царстве Аида.
Сизиф
Для начала давайте рассмотрим краткую информацию:
Сизиф, или правильнее Сисиф, — персонаж из греческой мифологии. Он был сыном Энареты и Эола, мужем дочери Атланта — Меропы, у него были сыновья: Альм, Ферсандр, Орнитион и Главк.
Сизиф был строителем и царем древнегреческого полиса (города) Коринфа (ныне Эфира), после смерти он был приговорен богами к "наказанию" — тяжелому труду в подземной бездне Тартар, где он должен был катить камень на вершину горы, откуда он постоянно скатывался вниз. Отсюда и пошло известное выражение.
Согласно древнегреческому поэту-сказителю Гомеру, Сизиф был хитроумным, жадным и безнравственным человеком, который первым среди греков (эллинов) использовал обман и коварство.
Существует несколько версий мифов, связанных с Сизифом, каждая из которых представляет особый интерес.
Все легенды о Сизифе помогают нам понять, почему он был так жестоко наказан богами.
Одна из версий гласит, что Сизиф был наказан за то, что пообещал помочь найти похищенную Зевсом дочь Асопа, но лишь при условии, что получит воду из акрополя Коринфа — Акрокоринфа.
Другая версия утверждает, что Сизиф был наказан за враждебные отношения с братом и за вмешательство в судьбу его дочери, которая впоследствии убила своих собственных сыновей.
Самой популярной версией является следующая: однажды Сизиф обманом похищает Танатоса (бога смерти), заковывает и оставляет его в плену (также есть версия, где Сизиф обманывает и заковывает в цепи не Танатоса, а Аида). После исчезновения Танатоса люди перестают умирать на планете. Боги начинают беспокоиться, но им ничего не удаётся предпринять. Несколько лет спустя богу войны Аресу удаётся спасти Танатоса. Чтобы отомстить Сизифу, Танатос извлекает его душу, а затем уводит в царство теней умерших людей.
Однако Сизиф вновь проявил себя: перед своей смертью он запретил своей жене устраивать его похороны. Аид и Персефона позволили Сизифу вернуться в мир живых на некоторое время, чтобы он наказал жену за нарушение обычаев и провел традиционные похороны с жертвоприношениями.
Затем Сизиф должен был вернуться в царство Аида, но он остался в своем дворце, радуясь тому, что стал единственным смертным, кто смог вернуться из царства теней. Спустя несколько лет его обман был раскрыт, и для возвращения его обратно был послан Гермес.
Сизиф был наказан за свои грехи и вынужден был вечно толкать огромный камень вверх по горе, чтобы тот снова скатился вниз, и так повторялось снова и снова.
Картина Сизифа укрепилась в искусстве различных художников со временем. К примеру, его персонаж появился в сатирических пьесах Эсхила под названиями "Сизиф-камнеброс", "Сизиф-беглец" и "Феоры, или Истмийские игры", В пьесе Софокла "Сизиф", сатирической драме Еврипида "Сизиф" и пьесе Крития "Сизиф". Однако образ Сизифа также нашел отражение в творчестве современных писателей (Робера Мерля и Альбера Камю) и художников (Тициан).
СИЗИФОВ ТРУД
Сизиф, строитель и правитель древнего города Коринфа, был известен своей хитростью, расчетливостью и коварством. Все в Греции знали этого корыстолюбивого человека, который сумел скопить огромное состояние благодаря своей изворотливости. Его дворец стал символом его богатства, а слухи о его сокровищах распространились далеко за пределы Коринфа.
Сизиф всю свою жизнь трудился и накопил немалый капитал. Когда наступила старость, он не знал, что делать со всем своим достатком, и не собирался делиться им ни с кем. Даже когда пришла его последняя минута и в его дом вошел бог смерти Танат, Сизиф думал о том, как смешить его.
Он допустил Таната в свой дом, представился гостеприимным хозяином и внимательно ожидал момента, чтобы оковать его. Внезапно Танат устал и решил отдохнуть, не подозревая ничего. Сизиф воспользовался этим и связал его, лишив движения. Он победил смерть и радовался этому, как ребенок.
Сизиф остановил не только свою смерть. Теперь Танат не мог больше посещать других умирающих, и на земле перестали умирать люди, они забыли о смерти. Никаких похорон, кладбища заросли, и жертвы больше не приносились подземным богам. Весь земной порядок, установленный Зевсом, был нарушен.
Великий олимпийский бог узнал об этом и очень разгневался. Он потребовал восстановления прежнего миропорядка и послал к Сизифу бога войны Ареса, такого же коварного и вероломного, как и сам Сизиф. Арес не стал разговаривать с Сизифом, а сразу же освободил Таната, восстановив тем самым прежний порядок.
Однажды возмущенный хитростью Сизиф, бросился на него, вырвал из него душу и послал ее в царство мертвых. И все на земле снова вернулось на прежние рельсы, все пошло своим обычным путем: люди приносили жертвы подземным богам, выкапывали могилы, организовывали похороны для умерших.
Но упорный старик Сизиф отказывался смириться со своей смертью. Он успел шепнуть жене, чтобы она не хоронила его тело, чтобы не приносила жертвы подземным богам. Он вернется. Жена послушала мужа и не похоронила Сизифа, она не совершила ритуал жертвоприношения. Аид и его жена Персефона напрасно ожидали похоронных жертв от Сизифа.
Их не было. В этот момент к трону подземного царя приблизился старик, который назвал себя Сизифом. Он упал на колени и возвысил руки к небу:
— О великий бог подземного царства, всемогущий владыка Аида,— плакал он,— твоя сила и мудрость равны самому Зевсу. Прими мудрое решение и освободи меня. Я хочу вернуться к своей жене и устроить богатый обряд жертвоприношения. Потом я вернусь в царство мертвых.
Аид поверил в слезливые убеждения старика и отпустил его. Но Сизиф не собирался приносить жертвы и возвращаться в ад. Он остался в своем роскошном дворце и, не делая вид, что что-то случилось, устроил пир, отмечая свое счастливое возвращение.
Аид ждал, ждал и вскоре понял, что старик обманул его. Он вспылил от ярости. Никто еще никогда так с ним не поступал. Он призвал мрачного Таната, рассказал ему о коварстве Сизифа, и Танат пообещал ему, что приведет старика обратно.
Танат застал Сизифа во время пиршества, где он с друзьями веселился и насмехался над богами. Танат незаметно подкрался к нему и схватил за горло. Сизиф перестал дышать и упал навсегда мертвым.
В загробной жизни Сизиф был наказан вечным вкатыванием огромного камня на вершину горы. Сизиф тратил все свои силы, чтобы довести камень до вершины, но там он терял силы, и камень скатывался. Так каждый раз Сизиф спускался и снова вкатывал его в гору, но так и не мог достичь вершины.
Таким образом, он вечно катит камень, но не может достичь своей цели — вершины горы.
Что такое "сизифов труд"
Иногда возникают подобные ситуации, когда ваш труд остается без должной оценки и кажется абсолютно бесполезным. Еще обиднее, когда осознаешь важность своих результатов, но общество или начальство не хотят видеть вещи с твоей точки зрения. Труд Сизифа не имеет конца и поэтому почти лишен смысла.
Вот что можно прочитать о
- Понятие "труд сизифа"
- Понимание выражения "Куй железо, пока горячо"
- Значение фразы "точить лясы"
Сизиф представляет собой персонаж из древнегреческой мифологии. По легендам, он обидел богов, и был приговорен к тому, чтобы катить огромный камень на вершину горы. Это потребовало от героя значительных усилий, но как только камень приближался к вершине, он снова скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать все заново.
Почему герой был так жестоко наказан? Наиболее популярной версией является та, в которой Сизиф обманул бога смерти Танатоса и удерживал его в плену. Люди перестали умирать, что привлекло внимание всего Подземного царства. Это продолжалось несколько лет, пока Аид не освободил бога смерти. Сразу после освобождения Танатос извлек душу Сизифа и отвел ее в Царство теней.
Однако умный герой предупредил свою жену Меропу, чтобы она не проводила никаких погребальных обрядов. Аид и Персефона позволили Сизифу вернуться на Землю и наказать жену за игнорирование священных традиций. Но счастливый Сизиф, первый вернувшийся из Царства теней живым, устроил пир в своем дворце. Когда его отсутствие было обнаружено, боги послали Гермеса за обманщиком и обрекли его на вечное качание камня на вершине горы.
Каждый человек несет ответственность за свою судьбу, потому что ни одно общество не поощряет бесполезные усилия. Когда человек понимает сложность ситуации, у него всегда есть два выбора: либо отказаться от проделанной работы, либо бороться до конца, несмотря ни на что.
Что такое сизифов труд?
У каждого индивида существуют обязательства перед собой и своими близкими. Через настойчивый труд люди добиваются улучшения своего положения — в их мечтах образ достижения цели при выполнении тяжелой работы служит вдохновением. Античное выражение "тяжкий труд Сизифа" описывает мучительный и бесполезный труд, лишенный смысла и перспективы. Тщетность и бесплодие усилий вызывают у человека отчаяние, подобно древнегреческому царю Сизифу, который бесконечно пытался высоко поднять камень на вершину горы Тартар.
Как возникло крылатое выражение "тяжелый труд, как у Сизифа" — миф древних греков рассказывает об этом. Царь Сизиф был первым из людей, кто воспользовался обманом и вероломством в отношениях с богами. Правитель Коринфа так увлекся своей властью, нажитым богатством и богохульством, что когда пришла его смерть, он решил обмануть богов и продолжать царствовать, за что он очень сильно заплатил и был вынужден тяжело трудиться в царстве Аида, катя тяжелый камень в гору, который каждый раз с грохотом падал вниз. Существует несколько вариантов мифа о Сизифе:
- Коринфский правитель обманом связал в цепи бога смерти Танатоса (Аида). Люди стали неуязвимыми, что не понравилось богам. В ответ Зевс послал своего сына Ареса (бога войны), который освободил бога смерти. Танатос, разгневанный, забрал душу у Сизифа. Царь предупредил жену не устраивать роскошные похороны, и Аид, не получив жертв, вынужден был отпустить хитрого царя, чтобы тот убедил жену принести дары богам. Сизиф не только не вернулся в царство мертвых, но и хвастался, как ему удалось обмануть Танатоса. Гермес вернул Сизифа, и боги наказали его тяжелым трудом.
- Сизиф, из-за раздора с братом Салмонеем, совершил изнасилование его дочери Тиро, от которой родились двое детей. По предсказанию Апполона, эти дети отомстят Салмонею. Узнав об этом, Тиро в ярости уничтожила своих детей. Это и другие греховные поступки привели к гневу богов, которые сочинили для него наказание, вошедшее в историю под именем "труды Сизифа".
Сизифов труд — легенда
Легенда о труде Сизифа основала тысячи аналогий, и каждый человек неизбежно находит сходство между собой и этим древнегреческим царем, когда сталкивается с тяжелым и изнурительным трудом. Усилия людей приближают их к достижению мечты, но всегда ли огромные затраты ресурсов приводят к ее осуществлению? Что объединяет двух царей — Сизифа и Тантала? Выражения "сизифов труд" и "танталовы муки" часто используются в ситуациях, когда бесполезный труд создает иллюзию приближения к желаемому, но не приводит к реальному результату.
Сизифов труд — психология
З. Фрейд основал свою психоаналитическую теорию на мифах Греции. Он соотносил каждого пациента с героями древнегреческих мифов. Что означает сизифов труд в психологии?
Это труд, который возникает изначально по инициативе самого человека, но который не может быть завершен из-за различных объективных и субъективных причин (несогласие общества, внутренние психологические препятствия), все усилия, направленные на достижение результата, оказываются тщетными. Психологи рекомендуют в таких случаях:
- осознать, что сизифов труд означает для конкретного человека;
- установить определенный срок для прекращения бесполезной деятельности;
- признать, что труд неэффективен — это необходимый шаг для того, чтобы найти новое направление в деятельности.
Значение выражения
«Бесплодная работа» — это мучительное трудное выполнение, не приносящее результатов. В этом случае затраты труда огромны, но удовлетворения и пользы от них нет. Это как бессмысленное занятие, например, загрузка рефератов с первой попавшейся ссылки, чтобы избежать работы над ним самостоятельно — вместо настоящего желания приобрести новые знания. То же самое относится к работе неэффективных чиновников, которым не интересно помогать людям. В общем, любая механическая деятельность лишает трудовую цель смысла.
Сизиф, правитель Коринфа, проявил заботу о своих подданных и стремился обеспечить наличие водного источника в засушливом районе рядом с городом. Он заключил сделку с божеством реки по имени Асоп, чтобы получить это благо. В обмен на воду Сизиф обязался раскрыть местонахождение дочери Асопа — наяды Эгины. Когда Асоп узнал, что Зевс похитил его дочь, он вспылил, но все же сдержал своё обещание, и жители Коринфа получили доступ к воде. Возмещение за свои действия Сизифу пришлось заплатить.
Зевс послал бога смерти, Танатоса, за Сизифом, но тот обманул его. Сизиф пообещал отдать Танатосу все свои драгоценности. Когда Танатос обрадовался и надел украшения Сизифа, оказалось, что это были оковы. Таким образом, коринфский царь временно смог остановить смерть. В конце концов, Арес возмутился тем, что жертвы на войне прекратились, и освободил Танатоса.
Сизифа забрали в царство мертвых. Однако он сумел ускользнуть оттуда, утверждая, что он должен наказать свою жену, которая не оправдала его ожиданий при похоронах. По легенде, Сизиф даже не намерен был возвращаться: вместо этого он бежал из Коринфа со своей возлюбленной и прожил с ней еще несколько счастливых лет. Только после всех его "веселых штук" боги наказали Сизифа невыносимым трудом.
Ему приходилось каждый день тащить огромный камень на гору, который сразу же скатывался вниз, после чего все начиналось сначала. Получается, что причиной наказания Сизифа стали его слишком земные, слишком человеческие желания, противоречащие воле высших сил.
А. Камю, философ экзистенциализма, в своем эссе "Миф о Сизифе" утверждает, что образ мученика, который бесконечно катит камень вверх по горе, является символом современной эпохи. Человек проводит свою жизнь в постоянной борьбе, становясь рабом своих собственных страстей, и в конце получает вот это вот за все свои усилия — безрезультатный труд. Наши цели кажутся недостижимыми и нереальными. Может быть, с этой точки зрения это и правда.
Синонимы
В нашей культуре труд считается благородным делом, достойным уважения. Но существует несколько идиом, связанных с негативным представлением о труде:
- работать как вол;
- в поте лица своего;
- каторжный труд.
Эти выражения показывают, что принужденный труд, лишенный радости и смысла, истощает человека. Сизиф был наказан олимпийскими богами. Но кто наказывает нас? Возможно, пришло время сбросить с себя неподъемный камень и посадить цветы у подножия скалы?
В древнегреческой истории и мифологии всегда было множество ярких личностей. При этом народ не идеализировал их. Рассказы о греческих героях совсем не похожи на чудесные сказки других народов. В них мало чудес, зато много жизненной правды.
Это может быть связано с тем, что многие легендарные греческие герои были реальными историческими личностями, чья жизнь была немного украшена фантазией народа. Например, известно, что Агамемнон убил мужа и сына своей жены Клитеместры (сестры Елены Прекрасной) и затем насильно взял её в жены. Нестор, царь Пилоса, занимался пиратством, его отец Нелей был грабителем, а про «подвиги» сыновей Пелопа Атрея с Фиестом даже вспоминать не хочется.
Все эти события произошли в конкретных местах и в определенную историческую эпоху, в основном в XIV-XIII веках до н.э. — в время расцвета Микен, которому положила конец Троянская война и вторжение дорийцев на Пелопоннес. Греческие герои были разными — некоторые справедливыми воинами, как Диомед или Пелей, другие — интриганами и негодяями, как микенский царь Атрей или Теламон, брат Пелея, похитивший жену троянского царя Приама Гесиону. Однако три проходимца экстра-класса, хитрецы из хитрецов, выделялись. Это Одиссей, сын Лаэрта, Автолик, сын Гермеса, и Сизиф, сын Эола, прародителя всех эолийцев. Одиссей был внуком Автолика, а Сизиф был родным сыном, но об этом чуть позже.
Хотя Одиссей был хитр, ему не хватало упорства Сизифа. Этот известный герой и заядлый мошенник вызывал у древних греков самые разнообразные чувства. Для жителей Коринфа он был самым мудрым и справедливым из всех героев, для афинян — великим вором, а для других — обманщиком, который обманул многих людей и богов. И в своем роде все были правы. В любом случае, его личность была необычной.
О детстве и молодости Сизифа почти ничего не известно. Он внезапно появляется на исторической сцене, когда Медея, поссорившись с Ясоном, по неизвестной причине подарила Сизифу прибрежный городок Эфир возле перешейка Истм, который отделял Пелопоннес от Аттики.
Впрочем, мы с легкостью можем определить, какие услуги Сизиф оказывал Медее. По его последующим "подвигам" становится ясно, что он был осведомлен о многих интригах и сплетнях. Если бы он жил в нашем времени, то, возможно, стал бы руководителем частного детективного агентства или информационного бюро. Сизиф успешно превратил свои знания в материальные блага, и, вероятно, получил денежное вознаграждение за доказательства измены Ясона.
Сизиф оказался успешным правителем. Он переименовал Эфир в Коринф, который благодаря торговле и туризму стал быстро развиваться. Сизиф понял, что для процветания города нужно поощрять приток приезжих.
Когда в море погиб его молодой племянник Меликерт, Сизиф организовал в его память Истмийские игры, которые были так же популярны, как Олимпийские игры. Это событие собирало множество людей со всей Греции, что значительно увеличивало доходы города. Вскоре Коринф стал крупным торговым центром, конкурирующим с Афинами, основанными примерно в то же время Тезеем на месте маленького прихода вокруг древнего алтаря Афине.
Другим источником дохода для Сизифа было животноводство. Он владел крупнейшим стадом коров на всем Пелопоннесе. Именно из-за его коров возник конфликт между ним и известным обманщиком Автоликом. Однажды Сизиф заметил, что его стадо быстро уменьшается, в то время как у Автолика количество коров значительно увеличилось.
По легенде, от своего отца Гермеса, Автолик получил способность изменять внешность живых существ, например, превращать коров в коз, делать себя невидимым и скрывать от глаз все, что пожелает. Разумеется, с такими способностями было трудно удержаться от кражи. Впрочем, Автолик не был обычным вором. Он был могучим воином, непобедимым в бою, и сам обучал борьбе Геракла, поэтому ссориться с ним было, по меньшей мере, неразумно.
Но Сизиф не страшился перед трудностями. На нижней стороне копыт каждой коровы он вырезал букву «С», что было знаком того, что корова принадлежит ему. Когда несколько коров исчезли, на дороге остались чёткие следы от копыт с буквой «С», которые привели прямо к владениям Автолика. Сизиф созвал толпу соседей на помощь и отправился к Автолику, чтобы устроить ему громкий скандал.
В это время, когда на скотном дворе разгорались страсти, сам Сизиф тихо проник в дом Автолика и ухитрился соблазнить его дочь Антиклею. Не прошло и много времени, как Антиклея вышла замуж за Лаэрта и родила ему сына Одиссея. Когда рассказывают, что Одиссей был недоношенным, это преувеличение, просто неверно считали дату беременности. Видно, что лучше было не злить Сизифа, так как его месть была очень хитрой.
С Салмонеем, братом Сизифа, он поступил ещё жестче: когда их отец Эол умер, Салмоней занял трон Фессалии. Это сильно разозлило Сизифа, ведь сам он мечтал стать царём Фессалии. Он решил отомстить, заманив свою красавицу племянницу Тиро, которая родила ему двоих сыновей.
Потом он предложил Тиро убить Салмонея, ссылаясь на предсказание оракула. Она, чтобы спасти отца, убила своих собственных детей. Таким образом Сизиф предстал перед фессалийцами в виде борца за нравственность и закон. Он обвинил племянницу в убийстве детей, затем изгнал её, Салмонея и захватил трон силой.
Как видим, этот герой никогда не был особо добродетельным. Однако Сизиф смог завоевать себе врагов не только среди людей, но и среди богов. Легенда рассказывает, что Зевсу очень понравилась привлекательная нимфа по имени Эгина, дочь бога реки Асопа. Громовержец, будучи ответственным семьянином, предпочел сделать это без лишнего шума. Зевс похитил Эгину и спрятал её на острове Энона (потом названном в её честь Эгина), где она затем родила Эака, знаменитого героя, деда Ахилла, отца Пелея и Теламона.
Долго Асоп искал свою пропавшую дочь, и наконец обратился за помощью к всезнающему Сизифу. Никто из здравомыслящих людей не вмешался бы в конфликт богов, но не Сизиф. Он занимался строительством крепостных стен вокруг Коринфа и беспокоился о отсутствии непересыхающего источника питьевой воды, без которого от крепости не было бы много пользы. Асоп пошел ему навстречу, создав источник вкуснейшей воды в центре города, который коринфяне и поныне гордо демонстрируют туристам. В ответ Сизиф рассказал речному богу, кто похитил его дочь и где она находится.
Буря вспыхнула и разгорелась яростно. Злобный Асоп набросился на Зевса и чуть ли не завершил его судьбу. В отчаянной борьбе Зевсу пришлось спасаться бегством, отпугивая молниями. Когда он наконец вернулся живым на Олимп, его ждала серьезная серия выговоров со стороны его раздраженной супруги Геры. Эту историю олимпийские боги потом молча пересказывали долгие годы.
После того, как Зевс выяснил источник утечки информации, его гневу было неистово. Он приказал Танатосу, богу смерти, низвергнуть Сизифа в царство мертвых и подвергнуть его самым жестоким пыткам. Но Танатос не смог выполнить данное задание.
Умелый Сизиф успел подготовиться к приходу властителя смерти. Встретив Танатоса, как самого почетного гостя, он устроил в его честь пир и рассказал ему множество самых свежих историй. Когда гость немного расслабился, Сизиф похвастался ловушками необычной конструкции и во время их демонстрации быстро поймал неудачливого бога.
На несколько дней все смерти на земле прекратились. Даже разрубленные пополам воины продолжали жить. Тогда не выдержал этого издевательства бог войны Арес. Он лично прибыл в Коринф, освободил Танатоса и без лишних церемоний отправил Сизифа прямиком в царство мертвых.
Однако история Сизифа не закончилась. После смерти его жена Меропа не погребла его тело, нарушив священный обычай. Сизиф обратился к Аиду и Персефоне с просьбой отпустить его в мир живых на три дня, чтобы он смог устроить себе похороны и наказать жену. Боги сжалились над его благородством и согласились. Однако когда он вернулся, не выполнил своего обещания.
После воскрешения Сизиф жил ещё много лет, но его убил Тезей. Некоторые говорят, что Гермес вернул его обратно в Аид. На этот раз боги оказались беспощадны.
Отныне и до конца времени Сизиф был обречен вкатывать огромный камень на высокую гору, который, достигнув вершины, снова сбрасывался вниз. Это наказание символично и актуально не только для древних греков, но и для нас с вами. Мы часто жалуемся на жизнь, но продолжаем свой бессмысленный труд из-за страха перед переменами и из-за привычки. И в итоге наша привычка оказывается не лучше, чем проклятие богов.
С течением времени образ Сизифа в сознании людей изменился — он вызывает сочувствие, а не презрение. Ведь он не просто злодей, он смог разоблачить Зевса, обмануть богов и построить великий город. Сколько из нас могут похвастаться чем-то подобным?
Бывшее наказание Сизифа перестало быть просто заслуженным наказанием, а стало символом мести и злобы богов. Согласно слухам, его мучения окончены, он прощён, и теперь он небесный покровитель журналистов, пиарщиков и политтехнологов.
А еще я могу рассказать вам историю о Винни-Пухе, а также о том, как бравый солдат Швейк был у Ярослава Гашека.