Реформация XVI века была вызвана множеством факторов, среди которых ключевыми были экономические и социальные изменения, рост грамотности и оспаривание авторитета католической церкви. Нарастающее недовольство коррупцией в церкви, продажей индульгенций и недостатком духовной строгости способствовало возникновению движения за реформы. Лидеры, такие как Мартин Лютер и Жан Кальвин, стали символами этой протестантской реакции против католического доминирования.
Периодизация реформации обычно делится на несколько этапов: начальным считается 1517 год, когда Лютер опубликовал свои 95 тезисов; затем произошли значительные события, такие как печатание Библии на разных языках и создание новых протестантских конфессий. Кульминацией стало Тридентское собор в середине XVI века, который стал ответом католической церкви на протестантские вызовы и положил начало контрреформации.
Реформация: предпосылки и причины
Переход от культуры Средневековья к культуре Нового времени включает в себя два великих движения: Возрождение, символизирующее светское направление в культуре и возникшее в Италии и некоторых странах севера Европы, и Реформация – религиозное движение, распространявшееся в других странах Европы и не затронувшее Италию.
ВВЕДЕНИЕ 3ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ 6ГЛАВА 2. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ РЕФОРМАЦИИ 11ГЛАВА 3. РОССИЯ И РЕФОРМАЦИЯ 13ГЛАВА 4. СУЩНОСТЬ РЕФОРМАЦИИ 15ГЛАВА 5. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ 23ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Прикрепленные файлы: 1 файл
— 104.00 Кб (Скачать файл)
РАЗДЕЛ 1. ПРИЧИНЫ И ПОДГОТОВКА К РЕФОРМАЦИИ 6
РАЗДЕЛ 2. ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ О РЕФОРМАЦИИ 11
РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМАЦИИ 13
РАЗДЕЛ 4. СУЩНОСТЬ РЕФОРМАЦИИ 15
РАЗДЕЛ 5. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ 23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 27
Реформация – ключевое событие нового времени.
Георг Вильгельм Гегель
Переход от средневековой культуры к культуре нового времени представляет собой движение в двух направлениях: Возрождение, которое продвигало мировую культуру и началось в Италии, а также Реформация – религиозное движение, которое распространилось в других европейских странах, за исключением Италии.
Эти два направления изменяют привычный образ мира и человека в средние века. Идеи Возрождения укрепились главным образом в высших слоях общества и не имели широкой поддержки среди народных масс. Реформация нашла отклик во всех социальных классах и в различных странах.
Отношения культур Возрождения и Реформации сложны и противоречивы, но обе они предвосхитили наступление Нового времени.
Реформация (лат. reformatio— исправление, преобразование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Начало Реформации связано с выступлением профессора богословия из университета Виттенберга Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прикрепил к дверям Замковой церкви виттенбергский свои "95 тезисов", где он выступал против злоупотреблений, совершаемых католической церковью, особенно против продажи индульгенций. Конец Реформации связан с подписанием Вестфальского мира в 1648 году, в результате которого религия перестала играть важную роль в европейской политике.
Основной причиной возникновения Реформации была борьба между развивающимися капиталистическими отношениями и доминирующим на тот момент феодальным строем, защищаемым католической церковью. Интересы и стремления возникающего класса капиталистов нашли свое выражение в создании протестантских церквей, проповедующих скромность, экономию и накопление капитала, а В формировании национальных государств, где церковь больше не играла главную роль.
Протестантизм распространился по всей Европе через учения последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «виккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а Возникшего особым путем англиканства.
Темой контрольной работы является Реформация в Европе.
Задачей данного исследования будет изучение явления, оставившего глубокий след в мировой истории.
1. Анализ научной литературы по данной теме.
2. Подбор необходимого материала.
Структура исследования: работа включает введение, пять разделов, выводы и список использованной литературы.
При написании работы на тему "Реформация в Европе — становление нового образа мира" были использованы основные учебники, фундаментальные теоретические работы ведущих мыслителей в этой области, результаты практических исследований известных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература и другие актуальные источники информации.
Несмотря на то, что Реформация оставила огромный след в истории и имела глобальный, европейский характер, многие современные люди не проявляют интерес к этому движению в Европе, даже не зная, что это такое. Конечно, огромная пропасть отделяет 16 век от современности, но Реформация все же имеет влияние на каждого из нас, поскольку она сформировала основы активной личности и наше современное отношение к религии и труду.
Кроме того, религия по-прежнему занимает важное место в нашей жизни, и в связи с развитием общества религиозные реформы становятся неизбежными. Поэтому важно не забывать опыт предков, приобретенный такой дорогой ценой.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
В период Средних веков церковная власть стала доминирующей силой в политике и духовной жизни. Она совершала жестокие пытки и казни во имя Христа, в то время как проповедовала смирение, бедность и воздержание. Вместе с тем церковь наживалась на барщине, десятинах и индульгенциях, вопреки своим учениям.
Индульгенция (от латинского слова "милость") в католической церкви представляла собой полное или частичное прощение грехов, предоставляемое церковью верующим, а также свидетельство о прощении грехов. Иерархи церкви жили в роскоши и роскошествовали. Эти явления вызывали осуждение и сопротивление как обычных верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII веках.
Катары и альбигойцы выступили против католической церкви, и их восстания были подавлены церковью. В конце XIV века монах-доминиканец Джироламо Савонарола стал активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы. Он призывал церковь к отказу от богатства, властолюбия и тщеславия, предан суду и казнен за свои убеждения.
Сложные причины, приведшие к реформации, могут быть сведены к трем категориям.
Во-первых, реформация была крупным событием в истории западного христианства с точки зрения вероучения и церковной организации. Она была движением чисто религиозным, основанным на верующей совести и направленным на вопросы веры, которые не сносили ига непомерной власти церкви. Результаты реформации включали в себя разрушение религиозного единства Западной Европы, образование новых исповеданий и церквей, развитие мистического и рационалистического сектантства, пересмотр догматов и обновление внутренней организации католицизма.
Католицизм в средние века был не только религией, а целой системой, ограничивавшей культуру и общество народов. Эта система подавляла национальность, давила государство, создавала привилегированное положение для духовенства и ставила жесткие рамки для общественной жизни. Поэтому против нее выступали не только во имя чистоты веры и Библии, а просто потому, что она мешала свободному развитию общества. Эта борьба объединяла элементы светской борьбы за права нации и государства. Реформация дала этой оппозиции религиозное обоснование и привела к попыткам изменить католическую систему в интересах человеческих прав и свобод.
В-третьих, развитие общественной жизни приводило к возникновению у различных народов различных политических, социальных и экономических проблем, которые никоим образом не имели отношения к "порче церкви" или к угнетению церкви и духовенства. В различных странах Западной Европы шла своя внутренняя борьба, готовились свои внутренние столкновения, которые могли (и часто случались, например, в Испании во времена Карла V) развиваться независимо от реформации церкви и оппозиции курии и духовенства, но также могли объединиться с религиозным, национальным, политическим, классовым и интеллектуально-нравственным протестом против папы и католического духовенства. Пример этого мы видим в Германии, где за реформацию боролись гуманисты, которые недавно одержали победу над "оставленными в прошлом" и имперскими рыцарями, которые были недовольны новыми порядками, установленными в конце 15 века, а также крестьяне, начавшие беспокоиться еще раньше, и меньший слой городского населения, среди которого развивалось общественное движение против богатых, а также князья, стремившиеся уничтожить последние признаки власти императора.
Таким образом, религиозные протесты против "порочения церкви", оппозиция курии и клира по мотивам светских проблем и местные политические и социальные вопросы — вот три категории элементов, принимавших участие в реформационном движении 16 века. В тех местах, где происходили религиозные протесты, проявлялась оппозиция против Рима и католического духовенства, и вопрос социально-политических реформ или революции решался под знаменем религии; однако местная политическая борьба сама по себе не вызывала религиозных изменений (как, например, в Испании).
С другой стороны, борьба против притязаний курии и привилегий клира могла вестись под знаменем секулярных идей и гуманизма в широком смысле этого слова, под влиянием античной философии и науки, античной политики и римского права. Эти основные причины реформационного движения 16 века были неравномерно распределены по разным странам. Кроме того, каждый народ имел свои собственные внутренние причины для борьбы, различные по количественным и качественным характеристикам, и по-разному относился к Далекой Курии и своему собственному клиру. Различные народы испытывали разные эмоции по отношению к Курии, а клир одной страны отличался от клира другой. Более того, в одной и той же нации реформация иногда имела совершенно разный успех среди различных социальных групп, и начинаться она могла как снизу, от народа, так и сверху, от власти; вопрос о том, пойдет ли правительство за народом или народ за правительством, решался по-разному в разных местах.
При изучении реформации в отдельной стране необходимо учитывать четыре общих вопроса, ответы на которые помогут понять причины и условия, ход и характер реформации, а также ее последствия и результаты.
Первый общий вопрос касается состояния страны в различных сферах: религиозной, умственной, национальной, политической и социальной.
Следующий важный вопрос: кто инициировал реформационное движение и кому это было выгодно? Реформа могла происходить от народа или от власти, быть общенародной или ограниченной определенными социальными классами, а также способствовать укреплению государственной власти или расширению прав народа.
Причины Реформации
Участники Крымской войны 1853-1856
Японское экономическое чудо
Суть Реформации
По своей сути, Реформация привела к расколу церкви, в результате которого протестанты отделились от Римско-Католической Церкви и затем разделились на различные направления. Это событие положило конец абсолютной власти католической Церкви в европейских государствах, так как многие из них стали полностью или почти полностью протестантскими за несколько десятилетий. Реформация изменила облик Европы и привела к появлению протестантизма, который стал одним из трех основных направлений христианства в мире вместе с католицизмом и православием. Это событие можно считать скорее революционным, чем эволюционным, так как оно происходило быстро и сопровождалось массовыми беспорядками, войнами и репрессиями.
31 октября 1517 года является официальным началом Реформации, когда Мартин Лютер опубликовал свои "95 тезисов", критиковавшие католическую Церковь. Некоторые историки сомневаются в реальности этого события, хотя выступления против папской власти происходили раньше. Однако Лютер начал критиковать церковные догмы, в отличие от предыдущих критиков, которые рассматривали проблемы Церкви через призму человечности. Именно публикация "95 тезисов" считается основным событием, начавшим Реформацию в Европе.
Мартин Лютер
Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили движение. Последствия Реформации привели к появлению протестантизма как одной из направлений христианства, оказав значительное влияние на политику, экономику и общество.
Молодые годы Мартин Лютер посвятил монашеству, присоединившись к августинскому монастырю в Эрфурте (Германия) в 1505 году. Этот шаг стал началом долгого пути, который в конечном итоге привёл к возникновению нового религиозного движения в христианстве. Благодаря отрицательной реакции на коррупцию в среде «старого» духовенства, возглавленное им движение протестантизма распространилось по всей Европе.
Лютер получил качественное образование, был рукоположен в священники и в 1508 году начал преподавательскую деятельность. В 1512 году он получил докторскую степень и был принят на богословский факультет Веттенбергского университета. Именно здесь он начал изучать проблемы, беспокоящие церковь, и подвергать сомнению её учения.
Девяносто пять тезисов
Для Мартина Лютера возрастающий спор о продаже индульгенций стал основой для духовной борьбы, а проблема с возведением базилики святого Петра в Риме привела к обострению ситуации. В 1517 году Ватиканом был назначен обозначенный миссией доминиканский монах Иоганн Тецель по всей Германии. Он собирал деньги на строительство через продажу индульгенций. Ревностный католик организовал оптовую торговлю, и вскоре его обвинили в простительстве грехов, которые ещё не были совершены.
Лютер публично выступил против деятельности Тецеля. Его "Диспут о силе и эффективности индульгенций" стал основой предстоящей протестантской Реформации. Текст получил известность как "Девяносто пять тезисов" и был включен в доклад, отправленный архиепископу Альбрехту в октябре 1517 года.
В своем послании Лютер оспорил дарование прощения через продажу индульгенций, что превратило этот акт в коммерческую сделку, а не истинное раскаяние. Он осудил покупку и продажу грехов в качестве товаров в пользу Церкви. В то время любой правитель или герцог мог разрешать или запрещать подобную торговлю на своей территории.
Для продолжения дискуссии идеолог реформации прикрепил копию своих тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге.
Так как церковные двери того времени использовались для размещения объявлений, это было довольно распространено. Позже произошло следующее:
- Лютер обратился к церковным властям с требованием рассмотреть вопросы, выдвинутые в его тезисах.
- Духовенство не отреагировало, и он начал распространять свои идеи в частном порядке.
Церковь молчала, но народ все более недовольствовался, и Папа Лев X призвал Лютера явиться к нему в Рим. Но попытка оказать давление потерпела неудачу, и спустя два года борьбы Мартин был отлучен от католической церкви. После этого его дело передали светской власти, последовали суды и расследования.
- Как результат, Лютера признали еретиком и преступником, а его произведения приговорили к уничтожению.
Философ смог сбежать и до 1522 года прожил в изгнании. В это время немецкие князья один за другим становились последователями новой веры. Сейм пришел к выводу, что каждая провинция имеет право жить и верить так, как посчитает нужным, а счет перед Богом будет вести. Постепенно протестантизм проник во многие европейские государства:
- Нидерланды.
- Швейцария.
- Дания.
- Швеция.
- Норвегия.
Выписать причины и периодизацию реформации
- Описание
- Алфавитный указатель
- Арабская философия
- Индийская философия
- Китайская философия
- Русская философия
- Этика
- Авторы
- Приложения
РЕФОРМАЦИЯ (лат. reformatio – преобразование) – в религиеведении означает приведение сложившихся форм той или иной религии в соответствие с изменившимися условиями; при этом легитимность изменения утвердившейся религиозной традиции обосновывается необходимостью восстановления ее в «истинном», т.е. первоначальном, виде. Так сознает свою задачу религиозный реформатор в отличие от пророка-основателя новой религии. Это не исключает того, что реальным результатом реформации может стать возникновение новой, отличной от традиционной религии. В европейской истории христианства определяющим было реформационное движение XVI века, возглавляемое М.Лютером и Ж.Кальвином (менее значительной оказалась деятельность третьего реформатора – У.Цвингли). Цель движения заключалась в реформировании Римско-католической церкви, очищении ее от искажений и возвращении христианству первоначальной чистоты, что привело к появлению протестантизма.
Средневековая мистика, номинализм и возрожденческий гуманизм создали почву для Реформации. Христианская мистика утверждала возможность непосредственного контакта с божественной реальностью, вопреки официальной точке зрения церкви. Мистика была реакцией на формализацию церковной жизни и стремилась усовершенствовать ее, но в то же время подрывала авторитет церкви. Именно в этой обстановке проповедь Лютера нашла понимание.
Представители номинализма утверждают, что реально существуют только отдельные объекты, при этом они обращают внимание на субъект: универсалии не имеют реального образа вне мышления, они представляют собой лишь субъективные формы мысли, простыми словами, являющимися знаками вещей. Эти взгляды, развитые в новой философии, привели к новому пониманию человека, общества и церкви.
Религиозные и умственные движения, подготавливавшие Реформацию, были связаны с кризисом феодализма и появлением "среднего класса", буржуазии, сфера деятельности которого образовала новый сегмент общества, ориентированный на предпринимательство и коммерцию. Это развитие привело к возникновению нового типа культуры.
Хотя носители нового класса обычно считали себя "добрыми сынами церкви", касательно своих реальных интересов, они считали себя свободными от церковных предписаний. Этот слой людей был новым слоем, независимым от церкви, связанным со своими интересами с национальным государством. Империя, контролируемая папами или императорами, уступила место развитию национальных и этнических сообществ. К моменту Реформации общество претерпело глубокие изменения: многие были выбиты из привычной колеи, чувствовали себя жертвами перемен, лишенными своего достоинства и прав. Это особенно сильно затронуло самый многочисленный слой — крестьянство; их недовольство привело к Крестьянской войне.
Вся европейская культура претерпела глубокие изменения. Во второй половине 15 века произошло возникновение книгопечатания, а также открытие Нового света Х. Колумбом в 1492 году. Выступления М. Лютера против Рима совпали по времени с первым кругосветным плаванием экспедиции Ф. Магеллана (1519–22), а в 1543 году Н. Коперник опубликовал свой труд "Об обращениях небесных сфер". Новые события в социальной и культурной жизни содействовали успеху реформаторов, чьи усилия были направлены на подрыв абсолютной власти Рима, которая существовала до этого момента.
Католическая церковь не смогла осуществить предстоящие реформы, которые могли бы укрепить ее ослабленное влияние, и требования они приходили в первую очередь изнутри самой церкви. В 14–15 веках слово "реформа" стало все более настойчивым в отношении всех сфер общественной жизни. Ранние реформационные движения (Дж.
Уиклиф, Я. Гус) продемонстрировали необходимость не только устранить злоупотребления духовенства, но и пересмотреть фундаментальные догматы католицизма. Католическая теология, основанный на томизме, не смогла противостоять номинализму, который выразил и углубил кризис средневекового мировоззрения, и гуманизму, который не только критиковал религиозный догматизм и фанатизм (Эразм, по словам В. Дильтея, – это "Вольтер 16-го века"), но и поставил под вопрос учение о спасении и таинствах, опираясь на неоплатонизм (Дж. Пико делла Мирандола).
Перемены в церковной жизни, в том числе в вероучении и организации, были инициированы Реформацией, которая развивалась в нескольких направлениях. Лютер был инициатором реформации в Германии. Он заявил, что "Бог не желает, чтобы душа кого-либо господствовала над собой, кроме как самой себя", и призвал к сопротивлению папству и духовенству.
Он выступал против принципов церковной иерархии, и предложил учение о "общем священстве", основанное на вере в единого спасителя (sola fide). Он провозгласил Библию единственным источником вероучения.
В своих антисхоластических тезисах о Гейдельбергском диспуте (1518) Лютер представил свою философскую точку зрения: он соглашается с тем, что существует естественное понимание о Боге и моральные принципы, основанные на разуме, но он утверждает, что разум может лишь подготовить веру, но не заменить её, и тем более не преодолеть. Поэтому Лютер признавал пользу формального обучения мышлению с использованием логики, предпочтительно на родном немецком языке, а не на латыни. Лютер не только был реформатором церкви, но также образования, языка, музыки и образа жизни, что подчёркивает недогматичное, светское, культурное значение Реформации.
Разные направления Реформации связаны с деятельностью на севере Швейцарии, в говорящих на немецком языке кантонах, У.Цвингли, которому в первую очередь были интересны не теологические, а этические аспекты христианства, а на юге Швейцарии, где говорили на французском, – Ж.Кальвин. Столицей кальвинизма стала Женева, где Кальвин воплотил в жизнь свое учение.
Ф.Энгельс отмечал, что кальвинизм выдвинул на передний план буржуазный характер Реформации и придал церкви республиканский и демократический облик. Это простая и доступная церковь, формирующаяся нижними слоями общества в виде союза независимых самоуправляющих общин, выбирающих своих духовных наставников и пресвитеров-мирян. Кальвин разработал программу воспитания на основе религиозных и моральных принципов, основанных на мирском аскетизме и учении о предопределении. Лютеранство получило преобладающее влияние в Германии, а затем в Скандинавии и Прибалтике, в то время как кальвинизм стал доминирующим в Шотландии и Голландии, а затем распространился во Франции и Англии (где возник пресвитерианство), а позднее — в США. Еще одним течением Реформации стало англиканство.
Реформация заявила о свободе совести и способствовала освобождению духовных сил и креативной активности не только в сфере религии, но В политике и экономике. Ее влияние на науку проявилось главным образом через образование, развитие педагогики и утверждение идеала всеобщего начального обучения.
1. Е. Лихачева. Европейские реформаторы (Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин). Издательство "Санкт-Петербург", 1872;
2. А. Лебедев. Очерки развития протестантской церковно-исторической науки в Германии (XIV–XIX вв.). Москва, 1881;
3. Ф. Бецольд. История Реформации в Германии, 2 тома. Издательство "Санкт-Петербург", 1900;
4. Ф. Паульсен. Философия протестантизма. Кант и протестантство. Издательство "Санкт-Петербург", 1907;
5. Е. Спекторский. Происхождение протестантского рационализма. Варшава, 1914;
6. Ф. Капелюш. Религия раннего капитализма. Москва, 1931;
7. В.И. Гараджа. Протестантизм. Москва, 1970;
8. М. Смирин. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации. – В книге: Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. Москва, 1978;
9. Э.Ю. Соловьев. Непобежденный еретик. Москва, 1984;
10. М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. – Избранные произведения. Москва, 1990;
11. Вступление к критике гегелевской философии права от К. Маркса. – Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, том 1, 2-е издание;
12. Крестьянская война в Германии от Ф. Энгельса. – Там же, том 7.
Итоги Реформации
Реформация вызвала бурю в Европе. Рим начал бороться с протестантами, запустив движение контрреформации. Целый комплекс мер был предпринят для того, чтобы вернуть утраченные земли и верующих под защиту католической церкви.
Протестантские войны, охватившие Европу, унесли множество человеческих жизней. Во время Тридцатилетней войны было уничтожено около 40% населения Германии. Во время Варфоломеевской ночи в Париже было убито около 2000 гугенотов и 30 тысяч в следующие несколько дней по всей Франции.
*Утро возле ворот Лувра, 1880 г., Эдуард Деба-Понсан.
Фактически Реформация завершилась после Тридцатилетней войны в 1648 году подписанием Вестфальского мира, что дало протестантам право на свободу вероисповедания.
Идеи Лютера развивались в различных направлениях, и в XVI веке к протестантским учениям относятся цвинглианство, кальвинизм, англиканство, анабаптизм, помимо классического лютеранства.
Все эти религиозные движения в разной степени следовали принципам Мартина Лютера — от компромиссного англиканства, установленного Генрихом VIII для укрепления своей власти, до строгого кальвинизма, основанного Жаном Кальвином, которого из-за его нетерпимости и жестокости называли "женевским папой".
Реформация привела к процветанию европейской культуры, развитию национальной письменности в многих странах и увеличению грамотности населения.
Автор: Иван Петров
Успехов вам! До скорой встречи на страницах блога Test.ru
Эта статья относится к категориям:
- Образование — ключ к будущему
- Технологии — двигатель прогресса
- Искусство — отражение души
- Путешествия — открой для себя мир
- Здоровье — важнее всего
- Бизнес — достигайте высот
- Развлечения — отдыхай и наслаждайся
- Смотреть все.
Александр
А как же, это также борьба за независимость, особенно учитывая, что в церкви всегда найдется, что делить. Могу только представить, сколько денег Римская католическая церковь заработала на приходах, находящихся под юрисдикцией папы Римского, и никто не хочет честно поделиться этим заработанным. Конечно, и тот факт, что Римская церковь утратила свою нравственность, стал причиной для реформации.
Поделитесь своим мнением
Страны и социальный состав реформаторских течений
Первоочередным объектом влияния реформации стали представители буржуазии и небольшие дворяне, которым требовалась доступная церковь, не требовавшая больших денежных затрат и не обманывающая своих прихожан. Однако реформационные течения также охватили и крестьянское население, которое было недовольно феодальной стороной церковного учения, налогами и оправданием крепостничества со стороны духовенства. Примером крестьянской реформации стало движение Томаса Мюнцера в Германии.
- В начале реформации в Германии настали 1520-е годы;
- В 1525 году она распространилась в Пруссии и Ливонии;
- В 1530-х годах — в Англии;
- С 1527 по 1544 год — в скандинавских странах (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия);
- С 1518 по 1520 год — в Швейцарии;
- С начала 1520-х годов лютеранство и анабаптизм пришли во Францию;
- В 1550-х годах появился кальвинизм во Франции;
- С 1540 по 1560 год — в Нидерландах.
Деятели Реформации
- Великобритания: Томас Кранмер, Джон Нокс, Мария Тюдор;
- Франция: Жан Кальвин, Анри Дюмулин, Гийом Фарель;
- Германия: Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Ульрих Цвингли;
- Швейцария: Иоганнес Околампадий, Гульермо Фарел, Гаспар Брунер;
- Нидерланды: Менно Симонс, Дирк Вильлемс;
Итоги Реформации и контрреформация
Реформация вызвала серьезную реакцию со стороны католической церкви и правительств. Духовенство начало контрреформацию – движение, направленное на борьбу с «еретиками» и их идеями. Например, в XII веке католическая церковь создала монашеские ордена, которые походили на альбигойцев и проявляли интерес к проблемам крестьянства, однако они исповедовали учение официальной церкви.
Жан Кальвин: божественное предопределение
Жан Кальвин (1509—1564) — еще один известный теолог Реформации, который выделился своим трудом, написанным в Швейцарии — "Наставление в христианской вере" (1536). Основная идея его учения заключается в учении о божественном предопределении. Бог заранее определил все — судьбы людей, включая загробные (кто спасется). Человек может догадаться о своем спасении на земле — если он успешен и покорен властям, то он будет спасен.
Из этой основной идеи вытекает стремление каждого последователя Кальвина отдавать себя своему профессиональному пути полностью, бережно хозяйничать и отказываться от наслаждений. Таким образом, сословные разделения и привилегии теряют свое значение.
Согласно протестантскому тезису, сформулированному позднее Максом Вебером в его работе "Протестантская этика и дух капитализма" (1905), именно он стал причиной экономического процветания протестантских стран и замедления их экономического роста.
Немаловажную роль сыграла также реформа церковной структуры, разработанная Жаном Кальвином. Церковное общество было возглавлено пресвитерами, избранными из самых успешных людей, и проповедниками без церковных званий, которые составляли консисторию.
Именно эта реформа была использована политическими деятелями для разработки республиканских программ. Однако, обсуждая власть, Жан Кальвин с одной стороны осуждал произвол аристократии и беззаконие, угрожая им наказанием с небес, а с другой стороны призывал каждого верующего к покорности.
Разумеется, у народа есть право на сопротивление, однако с двумя условиями.
Во-первых, произвол и насилие должны стать еще более невыносимыми. Во-вторых, необходимо полностью исчерпать мирные методы борьбы.
Несмотря на все вышеперечисленное, по мнению Кальвина, наихудшая форма правления — это демократия, а лучшая — олигархическая.
Кроме того, учение Кальвина отличается нетерпимостью к другим религиозным взглядам и крестьянским ересям. В своё время он, возглавляя консисторию в Женеве, подчинил магистрат города, установил контроль над обычными горожанами, строго регламентировал все сферы жизни. За нарушение установленных правил предусматривались строгие наказания, казни еретиков стали обыденностью.
Где узнать больше
Размышления Николая Кареева о реформации и политической жизни в Западной Европе
Эта книга является лучшим источником информации на русском языке о политической истории европейской Реформации. В ней отражены как исторические события той эпохи, так и религиозные предрассудки, которые, несмотря на географические препятствия, проникали в Россию, казалось бы далекую от религиозных конфликтов.
Хилари Мантел. «Вулфхолл» (2011), «Внесите тела» (2013)
Эти романы, посвященные жизни архитектора английской Реформации Томаса Кромвеля, принесли автору две Букеровские премии. В них прекрасно показано соединение политических, религиозных и личных мотивов, которые определили ход религиозной истории раннего Нового времени. Мантел раскрывает влияние изменений в религиозной жизни, налагаемых правительством Англии, на жизнь обычных англичан — как сторонников Реформации, так и тех, кто не стремился к переменам.
Жан Делюмо. «Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII–XVIII века)» (2003)
Исследование известного французского историка наглядно демонстрирует, как проходила кампания по нравственному воспитанию верующих католиков и протестантов. В его книге описывается, как проповедники всех вероисповеданий учили своих прихожан постоянному контролю за своими поступками и внутренними побуждениями, внушая им чувство собственной вины и греховности.
Живучесть конфессиональной мифологии прекрасно иллюстрируется в современной массовой культуре через представления о "прогрессивных" и "свободолюбивых" протестантах (англичанах) и "силах зла" (католической Испании).
Выставка к лекции
Сотрудники РГБ подготовили выставку из своих коллекций, посвященную Мартину Лютеру — инициатору Реформации. На выставке представлены автограф Лютера, его перевод Библии на немецкий язык, а также портреты Лютера и его соратника Филиппа Меланхтона.
Первый из пятнадцати портретов Мартина Лютера выполнен в технике гравюры офортом и резцом Себастьена Пинзио в середине XVIII века. Эта работа находится в отделе изоизданий РГБ.
Второй портрет из серии представляет собой гравюру резцом с монограммистом HG и изображает Филиппа Меланхтона. Этот портрет был создан в конце XVI века. Филипп Меланхтон славился как сподвижник Лютера, немецкий теолог, педагог и систематизатор лютеранской теологии. Он также изображен в отделе изоизданий РГБ.
Третий документ представляет собой письмо Мартина Лютера к маркграфу Бранденбургскому Иоахиму II, написанное в 1545 году в Виттенберге. Это письмо адресовано курфюрсту Бранденбурга Иоахиму II Гектору, который был сторонником идей Реформации. Этот документ находится в отделе рукописей РГБ.
Четвертый документ представляет собой полное издание Библии на немецком языке, перевод Мартина Лютера, напечатанное в 1541 году в Виттенберге Гансом Луффтом.
Уникальное полное издание Священного Писания Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, выпущенное Гансом Луффтом в 1541 году.
Эксклюзивное издание из коллекции редких книг РГБ.
6 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
7 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
8 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
9 / 15
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера было напечатано в Виттенберге в 1541 году Гансом Луффтом.
Это редкое издание хранится в отделе редких книг РГБ.
Еще одно полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера было напечатано в Виттенберге в 1589-1590 годах Иоганном Краффтом.
Эта копия также находится в отделе редких книг РГБ.
Отдел редких книг РГБ
13 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
14 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
15 / 15
Памятник Мартину Лютеру в Виттенберге. Гравюра на стали А. Шидтейса. Третья четверть XIX века РГБ
Подробнее об экспонатах, представленных на выставке, можно прочитать здесь.