Правовой статус края в Российской Федерации определяется его административно-территориальным устройством и спецификой законодательства, действующего на данном уровне. Края обладают статусом субъектов Федерации, что позволяет им иметь собственные конституции и законы, а также участвовать в формировании органов власти, как на местах, так и на федеральном уровне.
Кроме того, края могут иметь свои особенности в экономическом и культурном развитии, что сказывается на принятии законов и реализации политики. Однако, их правовой статус также ограничен федеральными законами, что обеспечивает единство правовой системы страны и позволяет поддерживать равенство между субъектами Федерации.
Особенности правового статуса краёв, областей, городов федерального значения
После 1992 года Российская Федерация прошла изменения, в результате которых области и края смогли стать равными по статусу с бывшими автономными образованиями. Сейчас в состав Российской Федерации входит 7 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский), 48 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они имеют статус субъектов РФ в соответствии с Конституцией (ст. 5, 65).
— 19.83 Кб (Скачать файл)
Особенности правового статуса краёв, областей, городов федерального значения. После 1992 года Российская Федерация претерпела изменения, в результате которых бывшие административно-территориальные единицы — области и края — смогли выровнять свой статус со статусом бывших автономных образований в составе РФ.
На сегодняшний день в состав Российской Федерации входят 7 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский), 48 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями, которым в соответствии с Конституцией (ст.
5, 65) субъекты РФ имеют особый статус. Он определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 года и другими федеральными актами. Этот статус относится к краям, областям и городам федерального значения.
Края, области и города федерального значения, будучи субъектами РФ, обладают собственной учредительной властью. Они имеют право принимать уставы, законы и другие нормативные правовые акты.
Устав закрепляет правовой статус края, области и города федерального значения, а также устанавливает порядок их административно-территориального деления и местного самоуправления. Территория каждого края, области и города федерального значения не может быть изменена без их согласия.
Органы представительной, исполнительной и судебной власти образуются в каждом крае, области и городе федерального значения и действуют в соответствии с Конституцией РФ и уставами соответствующих территорий. В настоящее время они являются органами государственной власти субъектов Федерации и не относятся к местным органам власти, как было прежде.
Территориальные единицы российской Федерации имеют право на собственную символику и эмблематику. Например, согласно уставу Иркутской области, в этой области существуют собственный герб и флаг, которые утверждаются областным собранием. Порядок использования официальных символов области регулируется специальным законом.
Края, области, города федерального значения, а также города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей. Они имеют право заключать соглашения с другими регионами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация международных и внешнеполитических связей указанных территориальных единиц осуществляется федеральными органами власти совместно с органами власти этих регионов.
Изменение статуса края, области или города федерального значения может произойти только при взаимном согласии Российской Федерации и соответствующего субъекта, согласно федеральному конституционному закону. В уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса.
Например, согласно Государственному Уставу Краснодарского края, лишение его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса другого субъекта возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного договора с одобрением решения на краевом референдуме. Конституция РФ предусматривает участие представителей краев, областей и городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации.
Депутаты в Государственную Думу выбираются из краев, областей и городов федерального значения, а также представители в Совет Федерации: председатель законодательного (представительного) и председатель исполнительного органов государственной власти. Административные центры имеются у каждого края и области.
Предметы ведения краев, областей и городов федерального значения определяются Конституцией РФ, Федеративным договором и уставами. Они могут быть совместными с Федерацией или находиться в исключительном ведении последних.
Согласно основному закону Российской Федерации — Конституции, а также Федеративному договору, вопросы государственного строительства в сфере совместного ведения Федерации, краев, областей и городов федерального значения включают в себя обеспечение соответствия уставов, законов и других нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон. В рамках совместного ведения РФ и краев, областей и городов федерального значения решаются широкий круг вопросов законодательного регулирования, включая административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и прочее.
Федеральные органы государственной власти РФ могут вводить чрезвычайное положение на территории края, области, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга с уведомлением органов власти этих регионов. В соответствии с Конституцией РФ, вопросы, относящиеся к совместному ведению Федерации и ее субъектов, регулируются федеральными законами, в соответствии с которыми органы власти краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга могут принимать свои собственные правовые акты в пределах своей компетенции.
Для обсуждения и представления своих предложений законопроекты по вопросам, относящимся к совместному ведению, направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Органы государственной власти краев, областей и городов федерального значения осуществляют все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти, самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно договоренности, федеральные органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, если это не противоречит законам РФ и Конституции. А в свою очередь, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать федеральным органам исполнительной власти часть своих полномочий.
Статус Москвы, как столицы России, имеет определенные особенности. Закон "О статусе столицы РФ" был принят 15 апреля 1993 года.
Органы государственной власти города Москвы обеспечивают различные услуги и условия для проведения мероприятий, участвуют в разработке и реализации федеральных программ развития города, содержании транспортных систем и других функций, связанных с его статусом столицы. Москва полностью компенсирует свои расходы, связанные с обеспечением статуса столицы, за счет субвенций из республиканского бюджета РФ и платежей за предоставляемые городом услуги. Земельные участки, принадлежащие Москве, предоставляются федеральным органам власти для размещения необходимых объектов в соответствии с установленным законодательством порядком.
- Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
- М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе “Конституционное право Российской Федерации”
На данной лекции мы изучим конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения. Эти термины относятся к административно-территориальным единицам Российской Федерации и имеют специфический правовой статус, определенный Конституцией РФ и другими нормативными актами. Мы проанализируем определения и характеристики каждого из этих понятий, чтобы глубже понять их роль и значение в системе государственного управления.
Требуется помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Ознакомьтесь с отзывами наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Конституционно-правовой статус краев
Краевой конституционно-правовой статус представляет собой специальный нормативный режим, установленный основным законом Российской Федерации для краев. Края являются одним из уровней административно-территориального деления страны и имеют определенную степень автономии и самоуправления.
Конституционно-правовой статус краев определяется целым рядом основополагающих принципов и положений:
Равенство и единство субъектов Российской Федерации
Основной закон Российской Федерации обеспечивает равенство всех субъектов перед законом и государством. Края имеют одинаковые права и обязанности с остальными субъектами Российской Федерации.
Автономия и самоуправление
Регионы обладают определенной степенью самостоятельности и управления. Они имеют возможность принимать решения по вопросам своего внутреннего устройства, развития экономики, социальной политики и других сфер жизни.
Законодательная власть
В каждом крае существует свой законодательный орган — краевое законодательное собрание. Этот орган принимает законы и другие нормативные акты, регулирующие вопросы, относящиеся к компетенции края.
Исполнительная власть
В каждом крае существуют свои органы исполнительной власти, которые называются краевыми администрациями. Они отвечают за выполнение законов и решений, принятых краевыми законодательными собраниями, и контролируют работу исполнительных органов власти на территории края.
Судебная власть
У каждого края есть свои судебные органы, которые занимаются делами, связанными с нарушением законов края в гражданском, уголовном и административном праве.
Таким образом, конституционный статус краев предоставляет им определенные полномочия и права для самоуправления и развития, сохраняя при этом их равенство и единство с другими субъектами Российской Федерации.
Современное федеративное устройство РФ
В соответствии с Конституцией РФ, каждый регион Российской Федерации имеет равные права. Чаще всего глава региона выступает в качестве руководителя исполнительной власти субъекта. У каждого региона есть свой устав, система исполнительных органов власти, парламент и региональное законодательство.
Кроме того, у субъектов Федерации по два представителя в Совете Федерации — верхней палате российского парламента. Взаимоотношения между регионами основаны на равноправии. Конституция РФ не предусматривает право субъектов на выход из состава страны.
Регионы имеют свои коды, которые используются для цифровых или буквенных обозначений в различных ситуациях. Например, цифровые обозначения используются на номерных знаках транспортных средств.
В текущий момент активно происходят изменения в составе субъектов РФ. Например, 1 июля 2012 года территория Москвы увеличилась в 2,4 раза за счет прилегающих районов Московской области. Кроме того, 18 марта 2014 года были созданы Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Существуют и другие примеры изменений в федеративном устройстве России.
В настоящее время ведется работа по объединению Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Также предлагается объединить Санкт-Петербург и Ленинградскую область в Петербургскую губернию, а Москву и Московскую область в Московский федеральный округ и так далее. Процесс обсуждения данных вопросов в настоящее время продолжается.
В случае желания принять в Российскую Федерацию новый субъект, необходимо выполнить несколько этапов. Сначала необходимо сообщить о желании президенту, после чего будет проведена консультация с парламентом и правительством. После этого составляется договор, в котором определяются права и статус нового субъекта, вопросы гражданства для жителей территории, а также действие законодательства и органов власти на новой территории. Подписанный договор направляется на рассмотрение в Конституционный Суд, а затем на утверждение в парламент.
Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации
В соответствии с Основным Законом Российской Федерации субъекты Федерации включают в себя республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа.
Конституционный статус субъекта РФ характеризуется следующими основными моментами для всех видов субъектов Федерации:
Согласно Конституции РФ, каждый регион имеет свои собственные законы и конституцию. Они определяют основы государственного устройства, правового статуса граждан, избирательной системы, системы органов власти и порядок изменения собственных конституций.
Каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах своих границ. Границы между регионами могут быть изменены только с их согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется исключительно на его территорию.
3) У каждого субъекта Российской Федерации есть своя система органов государственной власти. Согласно статье 77 Конституции РФ, система органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Поскольку такой федеральный закон еще не принят, в настоящее время субъекты Российской Федерации должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;
4) У каждого субъекта Российской Федерации есть право на собственные символы: флаг, герб, гимн и столицу (центр).
Согласно пункту 5 статьи 66 Конституции РФ, конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации может быть изменен только при взаимном согласии Российской Федерации и самого субъекта, исходя из федерального конституционного закона (который пока не принят).
В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по названию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) и их конституционно-правовому статусу. По этому критерию они делятся на три группы.
1) Согласно Конституции РФ, республики признаются государствами. Они имеют право на собственные конституции, гражданство и государственные языки. Республики формируются на основе национальной принадлежности и носят название, соответствующее титульной национальности, проживающей на их территории. В четырех республиках (Северная Осетия — Алания, Тыва, Чеченская, Чувашская) численность лиц титульной национальности превышает половину населения, в трех (Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Татарстан) — составляет относительное большинство, а в остальных республиках — они являются меньшинством по сравнению с лицами иной национальности.
2) Регионы, области и города федерального значения могут иметь свои уставы, которые определяют их правовой статус наряду с Конституцией РФ.
Особый статус имеет Москва, которая по ч. 2 ст. 70 Конституции РФ является столицей Российской Федерации. Законом РФ от 15 апреля 1993 года "О статусе столицы Российской Федерации" определен статус Москвы.
Статус Москвы как столицы подтверждается тем, что здесь находятся федеральные органы власти, представительства регионов России, а также дипломатические миссии и консульства других стран. Органы власти Москвы предоставляют земельные участки, здания, помещения, жилье, коммунальные услуги, транспортные и другие услуги этим структурам. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения мероприятий общегосударственного и международного значения. Расходы Москвы, связанные с ее статусом столицы России, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые услуги федеральным органам, представительствам регионов и иностранным государствам;
3) Автономные области и автономные округа являются автономными образованиями, которые основаны на принципе национальной принадлежности и имеют в своем названии наименование основной национальности. В отличие от республик, автономные образования не имеют своих конституций (имеют только уставы), гражданства и государственного языка. В соответствии с частью 3 статьи 66 Конституции РФ, по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области и автономного округа может быть принят федеральный закон об этих образованиях.
Автономные образования (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) имеют существенное отличие — вхождение их в состав края или области. В настоящее время Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа находятся в составе Тюменской области, Усть-Ордынский Бурятский округ — в составе Иркутской области.
Коми-Пермяцкий округ входит в состав Пермской области, Ненецкий округ — в состав Архангельской области, Таймырский и Эвенкийский округа — в состав Красноярского края. Агинский Бурятский округ находится в составе Читинской области, Корякский округ — в составе Камчатской области. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 года разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области представляет собой конституционно-правовое состояние, при котором округ, будучи самостоятельным субъектом федерации, одновременно является частью другого субъекта Федерации — края или области. Такое вхождение также предполагает наличие у края, области общей территории и населения, включающих в себя территорию и население автономного округа, а также органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на территорию автономных округов в соответствии с федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2024 год. Материалы, размещенные на сайте, не являются авторскими произведениями Студопедии, но она предоставляет возможность их бесплатного использования (0.006 с).
Конституционно-правовой статус субъектов РФ
Среди них:
- Ограниченность юридического положения субъектов России в ее государственном суверенитете;
- Гарантия равенства субъектов Российской Федерации;
- Установление границ ведения и компетенции между РФ и ее субъектами;
- Сохранение единства государства и единой системы государственной власти на территории Российской Федерации.
Федеральными и региональными учредительными актами устанавливается правовое положение Российской Федерации. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией самой республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта.
Элементы, позволяющие характеризовать субъект как составную часть Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации имеют право разрабатывать и принимать свои собственные уставы без необходимости получения утверждения или подписания со стороны государства.
Несмотря на то, что российские субъекты не обладают полной суверенностью, они имеют общие основы государственности, включая:
- Наличие определенной территории, которая является неотъемлемой частью России в соответствии с Конституцией. Территория субъекта Федерации обладает государственной независимостью и подчиняется Конституции и федеральному законодательству. Границы субъектов могут изменяться только по взаимному согласию и утверждаются Федеральным Собранием. Реформа федеративных отношений в начале 21 века привела к сокращению числа субъектов России с 89 до 83 и образованию новых субъектов, что сделало их более равноправными в рамках Федерации.
- Каждый субъект РФ имеет право на свою собственную законодательную базу, основанную на предметах ведения РФ и его субъектов. Они могут принимать собственные законы и нормативно-правовые акты. В случае выхода за пределы ведения РФ и совместного ведения, субъекты осуществляют собственное регулирование в отрасли права. Законы и акты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории субъекта. Конституцией России установлено верховенство федеральных законов. Законодательные акты не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречий, федеральное законодательство имеет преимущество. В случае противоречий между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта России, принятым за его пределами, преимущество имеет нормативно-правовой акт субъекта.
- Властные и полномочия. Каждый регион России имеет свои собственные властные и полномочия, а также полномочия по вопросам, относящимся к совместной власти РФ и ее регионов. Статья 73 Конституции устанавливает принцип полноты власти региона России в пределах предоставленных полномочий, что означает преобладание полноты власти регионов Российской Федерации вне предметов власти Российской Федерации и ее полномочий;
- Право на установление системы и структуры собственных государственных органов власти и определение их полномочий предоставлено субъектам РФ. Согласно статье 11 Конституции государственная власть на территории субъектов РФ осуществляется органами государственной власти, сформированными субъектами. Система этих органов устанавливается субъектами Российской Федерации в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации государственных органов представительной и исполнительной власти, установленными федеральным законодательством. На сегодняшний день принципы организации государственной власти закреплены в Федеральном законе от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
- Уникальные символы и административные центры каждого субъекта Российской Федерации. В соответствии с федеральными конституционными законами, каждый субъект РФ имеет право на собственные государственные символы — флаг, герб, гимн и столицу. Эти символы отражают исторические, национальные, культурные и другие особенности данного региона. Однако они не могут быть идентичными символам Российской Федерации. Например, герб и флаг субъекта не могут повторять элементы государственного герба и флага РФ.
- Каждый субъект имеет право самостоятельно решать вопрос о своем наименовании. При изменении наименования необходимо внести его в Конституцию РФ. Изменения вносятся на основании указа Президента Российской Федерации по решению субъекта, принятому в установленном законодательством порядке.
До установления порядка и процедуры внесения изменений, свое наименование изменили такие республики, как Республика Горный Алтай, переименованная в Алтай, Марийская Республика – Республика Марий Эл, Чувашская республика – в Чуваш Республику, Якутская Республика – в Республику Саха.
Замечание 1
С 28.11.1995 года вступили в силу изменения в статье 65 Конституции Российской Федерации, касающиеся изменения названий трех субъектов: Ингушская Республика была переименована в Республику Ингушетия, Республика Северная Осетия получила название Республика Северная Осетия-Алания, а Республика Калмыкия — Хальм Тангч изменила свое название на Республику Калмыкия. В 2001 году было изменено наименование Чувашской Республики на Чувашию; в 2003 году было изменено наименование Ханты-Мансийского автономного округа.
Государственно-правовой статус края и области
Край и область — это сложный экономический комплекс, включающий в себя промышленные центры и сельскохозяйственные районы. Многие края и области по своей территории, населению и развитию превосходят как многие республики в Российской Федерации, так и отдельные государства Европы и Азии.
Государственно-правовые характеристики края, области и города федерального значения в качестве субъекта Российской Федерации:
1. Края, области и города федерального значения обладают элементами учредительной власти, что проявляется в праве принимать свои уставы, законы и другие нормативные правовые акты. Эти акты, принятые в пределах компетенции края, области или города федерального значения, подлежат государственной защите.
2. Каждый субъект федерации, будь то край, область или город федерального значения, обладает своей уникальной территорией, которая не может быть изменена без их согласия.
3. В каждом крае, области и городе федерального значения функционируют собственные представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы, основанные на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", других федеральных законах и уставах соответствующих субъектов. Государственные органы указанных субъектов являются органами государственной власти и больше не считаются местными, как было ранее в Конституции РСФСР.
4. Жизнедеятельность края, области, города федерального значения зависит от собственности, если она не является федеральной.
5. В краях, областях используется государственный язык — русский, так как основной процент населения этих субъектов русские. Но на территории краев и областей также проживают представители других наций и народностей. В таких случаях может использоваться язык соответствующей нации или народности.
6. Территориальные образования — край, область, город федерального значения имеют право на участие в международных и внешнеэкономических связях, а также на заключение соглашений с другими субъектами Российской Федерации, при условии их соответствия федеральной Конституции и законам Российской Федерации. Согласование международных и внешнеэкономических связей осуществляется федеральными органами совместно с органами управления края, области, города федерального значения.
7. Российская Федерация и её субъекты могут временно передавать друг другу часть своих полномочий на основе соглашений. Также предусмотрена возможность заключения соглашений между краями, областями и другими субъектами Российской Федерации по вопросам их ведения и полномочий.
8. Регионы России — края, области и города федерального значения имеют право на использование собственной символики, которая регулируется соответствующим законодательством. Например, в Самарской области действует закон от 22 сентября 1998 года о государственных символах, принятый на уровне Самарской Губернской Думой.
9. Полномочия края, области, или города федерального значения рассматриваются в 4 данной главы.
mydocx.ru — 2015-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы на сайте представлены исключительно для ознакомления читателей и не имеют коммерческой цели или не нарушают авторские права — Пожаловаться на публикацию
Особенности конституционного статуса краев, областей, городов федерального значения в РФ
Суверенитет краев, областей и городов федерального значения установлен Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Они обладают учредительной властью и могут принимать свои законы и уставы.
Устав устанавливает конституционно-правовой статус региона, области, города федерального значения; порядок функционирования государственных органов власти, процедуры законодательной деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного управления.
Региональные территории, включая края, области и города федерального значения, имеют свои границы, которые не могут быть изменены без согласия соответствующих субъектов. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены только при их согласии. Каждый край, область и город федерального значения имеют собственные органы власти, которые действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и уставами соответствующего субъекта. Ранее органы власти краев, областей и городов республиканского значения считались местными, но в настоящее время они являются органами государственной власти субъектов Федерации.
Края, области, а также города Москва и Санкт-Петербург обладают независимостью и самостоятельны в своих решениях.
Участники взаимодействия с другими странами, регионами и республиками должны действовать в рамках Конституции и законов Российской Федерации. Согласование внешних и международных связей субъектов Российской Федерации осуществляется совместно федеральными и региональными органами власти.
Изменение статуса края, области или города федерального значения возможно только при взаимном согласии Российской Федерации и соответствующего субъекта федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Конституция Российской Федерации предусматривает участие представителей краев, областей и городов федерального значения в решении вопросов, относящихся к компетенции федерации.
Для этого из краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Совет Федерации и Государственную думу. Представительные органы власти и администрации краев, областей и городов имеют право вносить на рассмотрение Президента и Правительства проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства Российской Федерации.
Края и области имеют свои административные центры. Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения, которые делятся на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также предметы исключительного ведения краев, областей и городов федерального значения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором в совместном ведении в области государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.
Вопросы, связанные с совместным управлением Российской Федерации, краев, областей и городов федерального значения, охватывают широкий спектр законодательных вопросов, включая административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное законодательство, а Вопросы охраны окружающей среды.
Совместное управление Включает назначение судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата, установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления.
В сфере экономического и социокультурного развития Российской Федерации и её субъектов — краев, областей, и городов федерального значения, включаются вопросы владения, использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; определение границ государственной собственности; управление природными ресурсами; сохранение окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; управление особыми природоохраняемыми территориями; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Вопросы воспитания, образования, науки, культуры, охраны исторических памятников Ведутся совместно Российской Федерацией и субъектами — краями, областями и городами федерального значения; согласование вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная поддержка; принятие мер по предотвращению катастроф и ликвидации их последствий.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 76) по вопросам общих интересов для Российской Федерации и ее субъектов принимаются федеральные законы, согласно которым органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют самостоятельное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая соответствующие правовые акты.
Вся полномочия, за исключением тех, которые относятся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют автономно в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению, если это не нарушает Конституцию и законы Российской Федерации. С другой стороны, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать федеральным органам исполнительной власти часть своих полномочий по соглашению.
Столица Российской Федерации – Москва, имеет свои особенности и статус, который регулируется Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 года. В соответствии с этим законом, органы государственной власти города Москвы:
Если вам нужна помощь в написании работы, то мы рекомендуем обратиться к профессионалам. У нас более 70 000 авторов, которые готовы помочь вам прямо сейчас. Мы гарантируем бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы прямо сейчас.
— предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные и иные услуги;
- Обеспечение необходимых условий для проведения общегосударственных и международных мероприятий
- Участие в разработке и реализации целевых федеральных программ развития города Москвы
- Участие в обслуживании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и других транспортных систем на территории города Москвы
- Согласование проекта генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации
Все расходы, связанные с выполнением Москвой функций столицы, полностью возмещаются за счет субвенций из федерального бюджета, а также платежей за оказанные городом услуги, взносов федеральных органов власти, представительств субъектов Российской Федерации и дипломатических представительств иностранных стран в России.
Земельные участки, здания, сооружения и помещения, находящиеся в собственности Москвы, могут быть переданы федеральным органам власти, представительствам субъектов Федерации в федеральную собственность или в аренду в соответствии с законодательством России.
Нужна помощь с написанием работы на эту тему? Мы можем помочь!
- Написание реферата по теме "Особенности конституционного статуса краев, областей, городов федерального значения в РФ". Цена от 250 рублей
- Выполнение контрольной работы на тему "Особенности конституционного статуса краев, областей, городов федерального значения в РФ". Цена от 250 рублей
- Подготовка курсовой работы на тему "Особенности конституционного статуса краев, областей, городов федерального значения в РФ". Цена от 700 рублей